Что такое барокко в архитектуре: «Барóкко» — происхождение и значение слова

Стиль барокко и его особенности в архитектуре

Площадь Капитолия

Барокко зарождается в Италии, в первую очередь – в Риме. В эпоху зрелого Ренессанса во второй половине 16 века итальянские архитекторы начинают шаг за шагом усложнять арсенал архитектуры. Наличники (рамы вокруг окон) становятся сложнее, фасады богаче и динамичнее, и постепенно формируется новый стиль. Знаковый проект для этой эпохи – площадь Капитолия авторства Микеланджело. Помимо насыщенной архитектуры ее зданий, нам интересная сама форма площади – она трапециевидная, с овальным мощением, что добавляет динамики пространству.

К 17 веку арсенал стиля барокко был в целом сформулирован, и стиль распространился по Европе, а благодаря колониям – и по всему миру, от Чили и Мексики до Филиппин.

b. Эстетика

Собор в Сиракузах

Барокко использует все ту же ордерную архитектуру – колонны и карнизы, но оно знает много способов усложнить фасад, сделать уже известные ордерные элементы более насыщенными.

Обратите внимание на наличник двери – его форма поначалу совпадает с аркой дверного проема, но затем у него появляется второй ярус, уже более сложной формы.

Замковый камень на арке изящный, весь покрытый резьбой. 

Колонны не просто приставлены к стене, а как будто с усилием вырываются из нее вперед, и вместе с ними выходят вперед и фрагменты карниза.

Завершается здание разорванным треугольным фронтоном – то есть треугольником, от которого остаются только края, с утраченной серединой. Это выглядит гораздо сложнее и драматичнее, чем стандартный треугольник.

c. Скульптура и живопись

Потолок церкви Иль Джезу в Риме

Понять стиль барокко можно еще лучше, если рассмотреть скульптуру и живопись этого времени. Отличный пример – потолок церкви Иль Джезу. 

В центре живописный плафон. Он, вроде бы, имеет четкую границу, но при этом постоянно выходит за ее рамки. Непросто распознать сразу, какие элементы на самом деле объемные, а какие просто написаны краской (на самом деле, трехмерные только белые статуи ангелов и золотое архитектурное оформление, все остальное – плоская живопись). Обратите внимание на позы изображенных людей: они динамичны, то есть в таких позах невозможно стоять на одном месте.

 

d. Ворота Порта Нова в Браге, Португалия

Парадные городские ворота в стиле барокко. Пышная и насыщенная композиция – герб над входом, обелиски, разорванный фронтон.

 

e. Детали в стиле барокко

 

Динамичные и насыщенные детали в стиле барокко: балкон, портал. Город Рагуза, Сицилия.

 

f. Бернини – похищение Прозерпины

 

Скульптура барокко тоже очень динамична и эмоциональна. Обратите внимание на развевающиеся волосы, позы персонажей, мускулатуру и вены на руках Зевса.

 

g. Зеркальный зал в Версале, Франция

 

Возможно, самый известный дворцовый интерьер эпохи барокко. Золото, хрустальные люстры, зеркальные арки слева для создания иллюзорного пространства.

 

h. Галерея – Ручки

Стиль Барокко – Все об эпохе искусства

На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.

Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. интересные факты о рыцарях) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Рене Декарт (см. интересные факты о Декарте) выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Стиль барокко

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.

Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника (см. интересные факты о Копернике) сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.

Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».

Искусство барокко

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.

К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.

Барокко в архитектуре

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.

Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене

Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.

Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.

Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.

Стиль «Петровское Барокко»

Музыка барокко

Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.

Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.

Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Архитектура барокко | Real Virtual

.

Европейская архитектура XVII века, именуемая барокко, характеризуется великолепием, величием и богатством изобретательности, дизайна и, как правило, масштаба. Папство в Риме оставалось главной движущей силой, а главнокомандующие папы продолжали поддерживать важные архитектурные заказы. Но политические события в Европе в предшествующем столетии, особенно стремление к государственному строительству и централизованной власти, породили новый ряд могущественных королевских покровителей, которые использовали архитектуру и городское планирование как средство демонстрации верховенства государства. Новаторские архитектурные идеи начались с классических принципов, которые доминировали в эпоху Возрождения, а затем стимулировались часто умными и удивительными зданиями середины и конца 16 века. Строгость и интеллектуальная строгость Лаврентьевской библиотеки Микеланджело во Флоренции, например, уступает богатству и интеллектуальной сложности церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Борромини в Риме. В этот период экспансионистских целей архитектура стала включать скульптуру и живопись как неотъемлемые компоненты общего дизайна, отражающие концептуальную сплоченность, которой часто не хватало в более ранних зданиях.

Великолепное убранство, включающее как циклы фресок, так и запрестольные образы, было объединено за счет более сложного использования света и цвета для увеличения архитектурного пространства. Частично это отражает усилия по строительству больших сложных зданий заново, мотивированные политическими и религиозными целями того периода и подкрепляемые полной казной, а не надстройку существующих зданий по частям, как это часто имело место во времена Великой Отечественной войны. Средние века и Возрождение. Здания того периода часто описываются как драматические, но, возможно, термин «эффектный» в смысле создания зрелища театрального величия с большей точностью отражает архитектуру того периода.

Архитектура в стиле барокко впервые возникает в Италии, стране, которая славится завидным слиянием сил, веками способствовавших культурному обновлению и переосмыслению. И если Флоренция — идеальный город эпохи Возрождения, то Рим — идеальный город эпохи барокко, в данном случае привилегированный благодаря сближению честолюбивых пап и художника с мировым именем Джанлоренцо Бернини, наследника Браманте, Микеланджело и Рафаэля. как следующее поколение архитекторов, работавших во второй половине 16 века в Риме. Воодушевленные Тридентским собором, папы стремились завершить затянувшуюся перестройку базилики Святого Петра, которая с начала 16 века по сути была строительной площадкой. От монументального балдахина из позолоченной бронзы, возведенного армией мастеров в 1620-х годах под куполом Микеланджело, до обширной площади с колоннадой 1650-х годов, Бернини определил характер Рима 17 века. Непревзойденный художник своей эпохи, Бернини представляет одно из основополагающих направлений в архитектуре того периода. Франческо Борромини, бывший член мастерской Бернини, появился в 1630-х годах с заметно иным подходом к архитектуре. Сравнение двух небольших церквей, Сан-Андреа-аль-Квиринале Бернини и Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Борромини, расположенных менее чем в миле друг от друга в Риме, кратко суммирует то, что было общего у этих двух мастеров и как они расходились. Ни в одном другом здании того периода простая геометрическая форма овала не развивалась с большей изобретательностью, сложностью и эффектностью.


Несмотря на сохраняющееся господство в Италии, падение авторитета папства и престижных итальянских семей в его орбите можно сравнить с подъемом других европейских держав, особенно королей Франции и процветающей французской аристократии. В Италии церковная архитектура была в центре стилистической эволюции 17 века, но во Франции на первый план выходят светская архитектура и городское планирование. В 1657 году Николя Фуке, суринтендант финансов, поручил Луи Лево построить величественный замок в Во-ле-Виконт, который, наряду с регулярными садами, разбитыми Ле Нотром, представляет собой величайший образец французской жилой архитектуры, за исключением дворца в Версале. Французская церковная архитектура достигает своего апогея в Ж.Х. Мансартовская церковь Дома Инвалидов, начатая в 1679 г.под покровительством Людовика XIV. От классической строгости фасада, завершающейся куполом, вдохновленным собором Святого Петра в Риме, до богатого, но сдержанного интерьера, Дом Инвалидов олицетворяет французскую интерпретацию эстетических принципов эпохи.

Купол с двойной оболочкой, заполненный фресками с изображением небесной славы, дополняется главным алтарем, спроектированным как тщательная адаптация балдахина в образе Святого Петра, создающего впечатление, которое сам Бернини признал бы великолепием барокко.

В эпоху национального прогресса и экспансии Англии было не отстать. Дворец Бленхейм, построенный в 1705 году Джоном Ванбру как резиденция герцога Мальборо, сочетает в себе элементы, узнаваемые по Пьяцца Сан-Пьетро Бернини, Дворцу в Версале и даже

элементов, напоминающих средневековые крепости, отмечены тщательным использованием классического орнамента для создания английской интерпретации внушительной и массивной архитектуры барокко. В церковной архитектуре Кристофер Рен привнес в собор Святого Павла полностью континентальный дизайн, перестроенный после разрушительного пожара 1666 года, уничтожившего большую часть средневекового и ренессансного Лондона. Но английские церковные постройки 17 и 18 веков изобрели новые решения, основанные на местных религиозных церемониях и новой эстетике.

В 1722 году Джеймс Гиббс спроектировал собор Святого Мартина в полях в центре Лондона, опираясь на древнеримские храмы для экстерьера в сочетании с ярким шпилем, напоминающим средневековые отсылки, который ведет в легкий, элегантный интерьер, характеризующийся уплощенным бочкообразным сводом в неф и изящные купола в боковых проходах, поддерживаемые коринфскими колоннами.

По мере того, как архитектура барокко и вспомогательный стиль, определяемый как рококо, подходили к концу к концу 18-го века, язык архитектуры обогатился и разнообразился на основе прочной классической традиции, творчески адаптированной для ряда новых решений с помощью индивидуальных , культурные и национальные интерпретации. С политическими революциями в Америке и Франции современный мир открывается на заре 19-го века, принося с собой беспрецедентные изменения, разнообразие и рост во всех областях архитектуры.

Изучение эксцентричных украшений, которые определяют архитектуру барокко

Изучение эксцентричных украшений, которые определяют архитектуру барокко

Версаль, Франция. Изображение © Фото Витора Пинто на Unsplash
  • Автор: Кейли Оверстрит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *