Архитектура и памятники Самары
12 мая 1703 г. голландский художник и путешественник Корнелиус де Бруин спускался по Волге до Астрахани. В своих воспоминаниях он пишет: «В два часа пополудни прибыли мы к городу Самаре, лежащему на левой стороне, вдоль реки, на восток, на склоне и вершине горы, невысокой и безлесной, заканчивающейся вместе с городом на берегу, а не так, как описывают город другие, помещая его в двух верстах от берега. В конце города виднеется река Самара, от которой город берет свое имя. Говорят, что река эта впадает в Волгу в пяти или шести верстах отсюда. Этот город довольно обширен, весь деревянный, и домишки в нем плохие. Стены, снабженные башнями, тоже деревянные и со стороны суши довольно велики. Город занимает почти всю гору, а предместье тянется вдоль речного берега. Когда плывешь мимо города, видишь городские ворота, множество небольших церквей и несколько монастырей».
Рисунок из книги Корнелиуса де Бруина
Прошло 150 лет. С образованием в 1851 году Самарской губернии экономическая и культурная жизнь оживилась. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железной дороги и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывающий центр страны с Сибирью и средней Азией.
Так какой же была наша Самара в пору расцвета в качестве губернского центра?
В начале 19 века в Самаре преобладали деревянные постройки, но в связи с частыми пожарами (1850г., 1854., 1856г.), которые безжалостно их уничтожали, стали строить каменные здания. По разработанному 19 ноября 1853 года новому плану города, территория его была разделена на 149 жилых квадратов, очерченных 17 улицами, параллельными Волге и 17 – перпендикулярными. В настоящее время только пять улиц города сохранили свое название. Это: Полевая, Садовая, Самарская, Больничная, Ярмарочная. Утрачены старинные названия не только улиц, но и площадей, парков. Обычно названия улицам давали по имени церкви. К середине XIX века в губернии было 145 каменных 333 деревянных церквей.
Самыми старыми храмами Самары были Спасопреображенская церковь (XVII в. ) в конце Преображенской улицы, собор во имя Казанской Божьей матери (XVIII в.) в районе Хлебной площади, нынешний кафедральный храм во имя Покрова Богородицы (1861 г.), а также построенная почти одновременно с ним церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на улице Соловьиной.
Покровский собор
В 1864-1868 гг. была построена церковь при Николаевском сиротском доме, Вознесенский собор и колокольня на улице Вознесенской, многокупольная Казанская единоверческая церковь.
Около 20 лет продолжалось строительство архитектурного ансамбля лютеранской Предтеченской кирхи (она сохранилась до настоящего времени на углу Куйбышевской и Некрасовской).
Лютеранская кирха
В 1906 году на 47 метров ввысь вознес свои шпили польский костел на улице Саратовской (ныне ул. Фрунзе). Он и сейчас является украшением города.
Костел
На ул. Садовой до наших дней сохранилось здание еврейской синагоги – самой крупной и красивой в Поволжье.
Но, конечно, наиболее значительным фактором храмового зодчества в Самаре было строительство кафедрального собора на самой просторной площади города, получившей название Соборная (пл. Куйбышева).
Какой он был, этот златоглавый собор, теперь можно судить только по сохранившимся фотографиям и описаниям. В 30-е годы многие уникальнейшие храмовые сооружения были безжалостно снесены. Эту горькую участь разделили вместе с кафедральным собором еще более 22-х церквей.
Украшением Самары по праву является каменный терем Драматического театра, построенный по проекту московского зодчего М. Н. Чичагова в 1888 году в конце Дворянской улицы. В 1967 году была произведена реконструкция здания и в наши дни архитектуру 1888 года представляет только фасадная часть.
Самарский Драматический театр им. М. Горького
Своей необычной архитектурой отличается дом на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. В историю г. Самары он вошел под названием «дом Курлиной». До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки – Сандры Курлиной.
Проект особняка принадлежит архитектору А. У. Зеленко. В 1892 г.он закончил в Москве институт гражданских инженеров и совершил поездку в Вену, где слушал лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте. Здесь он стал сторонником нового стиля эпохи – стиля модерн. С 1897 г. по 1900 г. А.У. Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в нашем городе построено несколько зданий, но особняк Курлиных, который был построен в 1903 году, самая талантливая из всех его построек.
Дом Курлиной
На углу улиц Саратовской и Москательной (ул. Л.Толстого) в 1907 году был построен цирк – театр “Олимп”. В начале 30-х годов здесь работал прекрасный театр оперетты, а с предвоенного времени здание было предоставлено Куйбышевской государственной филармонии. В конце 70-х годов “ампирно-модернового” здания не стало, так как в таком виде оно существовать не могло из-за опасности разрушения. К 1987 году практически на этом месте поднялось совершенно новое здание, намного увеличившееся в объеме и сохранившее лишь некоторые архитектурные приметы и скульптурно-лепные украшения старого “Олимпа”.
Самарская государственная филармония
Известным для самарцев архитектурным памятником является Дача Константина Головкина (дача со слонами).
Светлое здание расположено у самой кромки крутого обрывистого берега и хорошо просматривается с Волги. Перед домом, на площади, обращенной к реке, стоят изваянные из камня в натуральную величину два каменных слона, обращенных друг к другу. Дача построена по проекту самого владельца, самарского художника и купца II гильдии Константина Павловича Головкина и архитектора В. Тепфера в 1908-1909 гг. Здание, выдержанное в стиле модерна, было и остается украшением местности.
Дача К. Головкина
Подлинным гимном рациональному модерну стал построенный в 1911 году Ново-Троицкий торговый комплекс. В 1908 г. Самарская городская Дума приняла решение построить недалеко от Троицкого рынка на углу людных улиц – Панской (ул. Ленинградская) и Соборной (ул. Молодогвардейская) – новый тип торгового сооружения – пассаж. Строгое, прямоугольное, симметричное двухэтажное здание с цокольным этажом (общей площадью более 8000 м2.) торцом выходит на улицу Ленинградскую, а центр здания – главный вход, с большим витражом, балконом с ажурной металлической решеткой, обращен к ул. Молодогвардейской.
Жителям Самары это здание известно как популярный универмаг – «Юность».
Как и по всей стране, в Самарской губернии на рубеже XIX и XX вв. выросло число промышленных предприятий. Возводились паровые мельницы, пивоваренные, кожевенные, кирпичные заводы, красильни и другие предприятия. Успехи экономики сказались на облике города, на художественной стороне застройки.
На это время пришелся пик расцвета зодчества Самары. В нашем городе работали такие выдающиеся архитекторы, как А. Щербачев, Э. Жибер, Д. Вернер, фон Гоген, А. Зеленко, Г. Мошков и др. Купцы и промышленники Самары могли позволить себе строить добротно и красиво, используя при этом самые передовые достижения инженерной и архитектурной мысли. Не были чудом ни железобетонные, ни металлические конструкции, ни коммуникационные системы. А существование собственных кирпичных заводов обеспечивало сильнейшую строительную базу.
Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод, настоящий шедевр промышленного зодчества периода эклектики (художественный стиль второй половины XIX века, характерный намеренным соединением в одной композиции элементов различных стилей).
Жигулевский пивоваренный завод
Черты неоклассицизма угадывались в корпусах Трубочного завода (ПО «ЗИМ») архитектора В. Г. Шухова, а также в комплексе построек крупнейшего в Европе элеватора, возведенного в 1916 году по проекту инженера В. Г. Петрова.
Советское время оставило свой след в промышленной архитектуре нашего города. Это образцы архитектуры конструктивизма и авангарда 20–30-х гг.
Фабрика-кухня завода им. Масленникова, построенная по проекту москвички Екатерины Максимовой, задумавшей воплотить в камне символ солидарности трудящихся, была открыта на проспекте Масленникова 1 января 1932 года. Это здание является хорошим примером конструктивистского зодчества с футуристическим уклоном. Строение представляет в плане символ, выразивший идею союза рабочего класса и крестьянства – серп и молот.
Фабрика-кухня
Самара – удивительный город, объединяющий в своем облике самые разнообразные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность нашего города определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра современной России. Исторический путь города запечатлен, прежде всего, в его архитектуре.
Самару украшает множество памятников, монументов и мемориалов. Одним из первых памятников Самары был памятник Александру II, поставленный на средства жителей города. В 1889 году состоялось открытие этого памятника на Алексеевской площади в центре круглого, диаметром 38 метров, сквера (автор памятника – архитектор В. Шервуд). Царь был изображен в шинели, у подножия памятника четыре фигуры, олицетворявшие четыре исторических события: освобождение крестьян от крепостничества, покорение Кавказа, освобождение болгар от турецкого ига, завоевание Средней Азии. У подножия фигуры были щиты с надписями, посвященными деяниям Императора. Пьедестал был выполнен из красного финского гранита. В 1918 году скульптура царя и все бронзовые детали были уничтожены. Площадь стала называться площадью Революции.
7 ноября 1927 года на уцелевшем пьедестале была установлена фигура В. И. Ленина работы скульптора М. Манизера.
Матвей Манизер известен тем, что создал еще два хорошо знакомых жителям города памятника: памятник В. В. Куйбышеву и памятник Василию Чапаеву. Он впервые в истории советского искусства решился на создание конной многофигурной скульптуры.
Памятник В. Чапаеву был установлен в 1932 году на площади им. Чапаева к пятнадцатилетию Октябрьской революции.
Среди именных памятников наиболее известны памятники М. Горькому в Струковском саду (скульптор И. Федоров), бюст А. С. Пушкину в сквере драмтеатра (скульпторы И. Федоров и В. Фомин).
Памятник Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, установленный у входа в храм святых Кирилла и Мефодия (скульптор В. Клыков). Памятник В. Высоцкому, символ памятио великом артисте, выполненный И. Мельниковым и установленный в 2008 году и многие другие.
Кроме именных памятников Самару украшают памятники и монументы, посвященные Великой Отечественной войне.
Монумент «Скорбящей Матери-Родине» установлен на площади Славы. Вечный огонь монумента был зажжен 5 сентября 1971 года – в год 30-летия начала Великой Отечественной войны в память о 225 тысячах уроженцах Куйбышева и Куйбышевской области, павших на полях сражений. Огонь горит в окружении пилонов, на которых высечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы (Скульптор – Бондаренко П., Кирюхин О. Архитектор – Самсонов А.).
Там же, на площади Славы стоит и Монумент Славы – один из главных символов города, созданный по проекту скульпторов П. Бондаренко, О. Кирюхина и архитектора А. Самсонова. На 40-метровом пьедестале – 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны.
В 2001 году на пересечении ул. Осипенко и ул. Мичурина был установлен Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах (скульпторы – Б. Черствый, В. Обухов, архитектор – А. Темников).
Один из самых знаменитых памятников, посвященных Великой Отечественной войне, – легендарный самолет-штурмовик ИЛ-2. Это памятник трудовой и боевой славы куйбышевцев (Скульптор- И. Фёдоров, архитектор- А. Моргун).
В 1985 г. на пересечении ул. XXII партсъезда и ул. Ю. Гагарина был установлен Памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны – знаменитый автомобиль ЗИС-5.
Монумент ракета-носитель «Союз» музея «Самара Космическая» им. Д. И. Козлова установлен в Самаре в конце проспекта Ленина около станции метро «Российская» в честь юбилея полета Юрия Гагарина в космос и ракеты Р-7, выпускаемой в Самаре с 1958 года. Памятник олицетворяет Самару Космическую. Материалом для памятника стала ракета-носитель «Союз», изготовленная в цехах ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс».
Монумент «Энергия-Буран» рядом с Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени академика С. П. Королева был установлен 1 октября 1997 года около административного корпуса СГАУ в честь 55-летия КуАИ-СГАУ.
Многие гости Самары запоминают ее по достаточно новому символу – Белой ладье, как будто готовой к далекому плаванью по глади реки вдоль величественных волжских берегов. Эта часть набережной с рядами голубых елей, цветущих лип, белизной скульптурных композиций, красными дорожками расположилась под спуском ул. Осипенко.
Напомним об одном интересном самарском памятнике первой отопительной батарее, который был установлен на стене Самарской ГРЭС. Место и время установки необычного памятника выбрано не случайно: Самарская ГРЭС – старейшая поволжская электростанция, а в 2010 году исполнилось 155 лет с момента изобретения обогревательного устройства. Скульптурная композиция представляет собой кошку, лежащую на подоконнике над батареей (Автор монумента самарский скульптор Н. Куклев.)
Список литературы
Александров, К.
Подземные этажи Самары / К. Александров // Самарские судьбы.-2009.-N 9.- С. 79-85
Автор рассказывает о подземных этажах города: бункере Сталина, подземных убежищах, бункерах ПРИВо, подземельях старинных зданий Самары, самарском метрополитене.
Александров, Константин
Строители светлого будущего / К. Александров // Самарские судьбы.-2010.-N 4.-С. 72-79
О памятниках советской архитектуры, зданиях, построенных в стиле конструктивизма.
Белкина, Л.
Мосты, дороги, жизнь. / Л. Белкина // Самарские судьбы.-2009.–N 1.-С. 52-59
О самарских мостах и их строителях.
Белкина, Л.
Обрадуется тот, кто ее увидит / Л. Белкина // Самарские судьбы. -2009.–N 2.- С. 46-47
Об архитектуре Самары и о самарском архитекторе Вагане Каркарьяне.
Белоногов, А.
Главная площадь / А. Белоногов // Самарские судьбы.-2007.–N 11.- С. 44-51
История центральной площади г. Самары – площади Куйбышева, одной из самых больших в Европе.
Громов, Владимир
“Горячие коробки” Сан-Галли / Владимир Громов. // Родина. – 2007.-N 1.-С. 85-89.
О российском инженере итальяно-немецкого происхождения Франце Карловиче Сан-Галли, изобретателе отопительных батарей. Рассказывается о памятнике отопительной батарее, который находится в Самаре.
Добрусин, Виталий
Матвей Манизер (1891-1966) / Виталий Добрусин // Самарские судьбы. – 2009.–N 4.- С. 32-49
О скульпторе Матвее Манизере, авторе самарских памятников Ленину, Куйбышеву и Чапаеву.
Добрусина, Нина.
Дом с волшебными окнами / Нина Добрусина // Самарские судьбы. – 2007.- N 10.- С. 56-67
Об одном из старинных зданий Самары (бывший Дворец пионеров).
Игнашев, Александр
Александр Щербачев (1858-1912). Построивший город / Александр Игнашев // Самарские судьбы.-2009.-N 3.- С. 26-33
Об архитекторе А. Щербачеве, чьи здания до сих пор украшают Самару.
Игнашов, А.
Василий Акимов (1894-1977). Скульптор советской эпохи /А. Игнашов // Самарские судьбы.-2008.-N 3.-С. 32-47
Об одном из лучших скульпторов советской эпохи, заслуженном художнике Российской Федерации, Василии Акимове, посвятившем всю свою жизнь и творчество Самаре.
Игнашов, Александр
Леонид Волков /Александр Игнашов // Самарские судьбы.-2008.-N 5.-С. 26-33
Биография архитектора Леонида Волкова, сформировавшего в середине двадцатого века архитектурный облик нашего города.
Карасев, В.
Самарский Леонардо /В. Карасев // Самарские судьбы.-2011.-N 2.- С. 60-73
О Константине Павловиче Головкине – купце, художнике, архитекторе, краеведе, археологе, благотворителе. Его знаменитая “дача со слонами” известна не только жителям Самары. К. П. Головкина смело можно назвать самарским Леонардо начала XX века.
Карасев, В.
“Художник – это глаза человечества” /В. Карасев // Самарские судьбы.-2010.-N 7.-С. 90-99
О самарском скульпторе Иване Мельникове, авторе памятника Чехову, Сергию Радонежскому, небесному покровителю Самары Алексию.
Куда строить город // Деловой квартал: Журнал для бизнеса и карьеры.-2009.-N 22.-С. 14-15
О современной архитектуре Самары.
Райгородский, Борис.
Польская симфония в камне / Борис Райгородский // Самарские судьбы.-2007.-N 9.-С. 58-67
О польских архитекторах, построивших в Самаре одни из самых красивых зданий города: здание костела, цирка «Олимп» (ныне государственная филармония).
Самарцев, Владимир.
Железнодорожный вокзал / Владимир Самарцев // Самарские судьбы.-2009.-N 3.-С. 130-139
История Самарского железнодорожного вокзала.
Самарцев, В.
Новые волжские набережные. Фотоэкскурсия / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 11.- С. 112-123
Об истории Самарских набережных, самых красивых на Волге, об их архитектурном ансамбле.
Самарцев, В.
Площадь имени Куйбышева / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 6.- С. 104-117
История площади Куйбышева в Самаре.
Самарцев, В.
Площадь имени Чапаева / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2011.-N 1.- С. 120-131
Об одной из самых красивых площадей г. Самары – площади имени Чапаева.
Самарцев, В.
Площадь Славы: Фотоэкскурсия / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 3.- С. 84-95.
Об архитектурном ансамбле площади Славы в Самаре.
Самарцев, Владимир.
Пушкинский сквер / Владимир Самарцев // Самарские судьбы.-2009.–N 6.-С. 118-127
История Пушкинского сквера, расположенного рядом с Самарским драматическим театром.
Самарцев, В.
Самарская площадь / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2009.-N 5.- С. 116-125
О полуторавековой истории одной из старейших площадей Самары.
Самарцев, В.
Старая волжская набережная / В. Самарцев // Самарские судьбы.-2010.-N 10.- С. 98- 109
История волжской набережной, ее архитектурного ансамбля.
Шемякин, М.
29 лет пустоты. Михаил Шемякин: от эмиграции Высоцкого удерживал трезвый ум / М. Шемякин // Эхо планеты. – 2009. – N 3. – С. 45.
Художник Михаил Шемякин вспоминает Владимира Высоцкого. Рассказывается о памятнике В. Высоцкого в Самаре.
Шумилина, Ю.
Дом специалистов: “Вектор нашей жизни” / Ю. Шумилина // Самарские судьбы.-2011.-N 1.- С. 92-107
В статье рассказывается об истории этого знаменитого дома и о людях, которые в нем жили.
Шумилина, Юлия.
Путешествие с архитектором. 25 лет спустя / Юлия Шумилина // Самарские судьбы.-2007.-N 5.-С. 52-63
Виртуальное путешествие по Куйбышеву с архитектором Алексеем Григорьевичем Моргуном.
Исторические здания в Самаре – Архитектурный стиль — LiveJournal
archistorikИсторические здания в Самаре
Еще один город на Волге, где я часто бывал в командировках в незабвенные года работы в проектных организациях. Город назывался Куйбышев, но в центре и уже тогда были универмаг Самара, и какие-то другие общественные здания под этим историческим именем. И конечно – одними из самых привлекательных мест были старинные улицы в центре, наполненные домами 19 века и начала века 20. Запомнились целые улицы двухэтажных деревянных жилых домов. И в те годы отношение к ним тоже было двойственное, с одной стороны это история и архитектура, а с другой – это дома ветхие и без удобств. И они сами как-бы просились к сносу. Чем позднее в Куйбышеве-Самаре активно занялись, немотря на бурные протесты общественности.Сегодня я решил посмотреть интернет и найти что-нибудь про этот город на Волге. И,разумеется нашел просто фотопрогулку, где про большинство зданий – автор не может сказать ничего……
Итак – вперед!
Оригинал взят у boris_mavlyutov в Самара. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.
Первые упоминания о поселении на месте нынешней Самары относятся к 14 веку. Город долго переходил из одной губернии в другую, пока не получил в распоряжение свою. Рост Самары произошёл в 19 веке, когда в регионе стали выращивать и затем продавать много хлеба.
Типичная застройка времени Эклектики. На снимке краснокирпичный дом, построенный во второй половине 19 века. Хорошо читаются детали фасада, имитирующие элементы древнерусской архитектуры. Очень характерное здание для Самары, города больших заводов, фабрик и других промышленных сооружений. Обнаружилось большое количество старых деревянных домов. Не совсем понятно, что можно с ними сделать. Ремонту многие уже не подлежат, а снести их тоже непросто, т.к. у всех уже есть хозяева. Частная собственность превыше всего.
На снимке чудом сохранившаяся улица старой Самары, с деревянными двухэтажными домами. Про архитектурные качетва застройки говорить не приходится, все это лежит вне архитетуры. Но очень Исторично, чувствуется человеческий масштаб города, его неторопливая жизнь, его спокойный быт для многих поколений людей. А в центре улицы трамвайные рельсы, что тоже относит город в историю, к привычному трамваю.
Еще кусочек старинной деревянной улицы Самары.
Справа фрагмент краснокирпмчного здания в стиле Модерн, очень интересное сооружение, но все здание в кадр не попало, а жаль ((
В Самаре сохранилось огромное количество старины. Что-то выделить очень сложно. Можно просто погулять по центру, лишний раз убеждаясь, что в ушедшей от нас России умели строить вполне прилично.
Отбросив целую кучу фотографий я акцентирую внимание на тех, где показаны сохранившихся зданиях 19 и начала 20 веков. Вот очень симпатичная Эклектика конца 19 века, основательных трехэтажный дом. Назначение здания не указано, но вероятно доходный дом или гостиница с торговыми помещениями на первых этажах.
А на этом снимке уже начало 20 века, время торжества Неоклассицизма. Так по крайней мере кажется, глядя на фотогарфию двух – трех этажного дома.
Жилой двухэтажный дом в стиле Модерн, с характерной угловой башенкой ))
Это могло быть построено в самые первые годы 20 века.
Поддерживать в надлежащем состоянии городские здания непросто. Нужны строительные материалы (хотя бы для фасадов).
И снова Модерн начала 20 века, такой, я-бы сказал основательный модерн. Полное торжество эпохи капитализма в России. Что это за дом такой? А не важно – гостиница, или доходный дом. Важно другое – на этом доме в стиле Модерн еще видны колонны и капители …. Во дела какие, что захотели, то и построили ))
Видно, что при расселении людей соблюдалась сословность. В профкоме жребий не кидали, кому что достанется.
Богатенькие к богатеньким.
Наконец-то я увидел и комментарий фотографа и автора этой заметки. Да, Борис, совершенно верно Вы написали – богатое только для богатых!
Но вот здесь видна уже другая крайность – башня для элитной публики сегодняшних дней строится на втором плане и буквально задавливает историческую застройку. Знакомая картина и для Москвы и для всей сегодняшней страны.
А фотография хорошая, четко показано безобразие в строительстве уже в наши дни.
Одна из центральных улиц, хорошо сохранившая застройку второй половины 19 века и начало века 20. Здесь слева красоты Эклектики, а подальше виден Модерн, с эркерами и башенками. Эх, хорошо бы прогуляться летом вот по такой симпатичной улочке!
А те, что попроще, тоже располагались кучно.
Жители Самары опровергли знаменитый грузинский тост. “Желаю вам здоровья, остальное купите за деньги!”
В городе формируется пешеходная зона. (Пока ещё не готова, много зданий в ремонте).
Её район очень интересен с архитектурной точки зрения.
Католический костёл был построен в 1906 году. Его проект был в своё время признан лучшим в России.
Да, неплохой пример НЕОГОТИКИ начала 20 века.
Великолепен Драматический театр с расположенным рядом памятником Чапаеву. Театр построен в 1888 году, а памятник добавлен уже в 1932. Хотя, наверное, примерно так разъезжались после представления взволнованные соприкосновением с высоким Искусством зрители того времени.
Драматичекий театр, в котором я тоже в свое время смотрел какой-то спектакль – здание весьма типичное для театров второй половины 19 века. В Москве очень похожее здание находится в Петровском переулке, бывший театр Корша, затем филиал МХАТа – построено по проекту Чичагова.
По его же проекту построена Городская дума (музей Ленина) в Москве. Не исключено, что и данный проект в Самаре принадлежит Чичагову.
Рядом находится Военно-Исторический музей.
Это начало 20 века, стиль Модерн.
В бывшем особняке Клодта, настоящем тереме, теперь Детская картинная галерея.
Эта земля дала России Жигулёвское пиво. Производят его здесь.
Внутри сохранилась старинные строения.
Вот здесь, посмотрев знаменитый пивзавод, я заканчмваю кромсать фотоотчет Бориса.
Заканчиваю словами – в Самаре (ну, конечно – Куйбышеве) я был, и пиво пил … .:))
И Вам всем того же пожелаю.
………………………………….
А моя работа заключается в том, что я выбрал из очень большого фото-отчета только те фотографии, где запечатлена историческая застройка города. Разобрался в них, и добавил комментарии (красным шрифтом).
И если автор первоисточника не побьет меня при случайной встрече, то я буду считать свою работу успешной )))
50 культовых зданий со всего мира, которые нужно увидеть, прежде чем умереть
Когда дело доходит до изучения истории нового места, путешественники не должны заглядывать дальше его культовых зданий. Конечно, есть и другие способы познакомиться с местной культурой, которые могут быть отражены в еде, текстиле и диалектах, но больше всего о месте могут рассказать здания. Местные достопримечательности, по сути, являются безмолвными свидетелями прошлых эпох, королевств и вкусов, но они также могут дать нам ключи к тому, что готовит будущее (не говоря уже о том, чтобы сделать большой грамм путешествия).
Считайте, что этот список — своего рода список путешествий. Эти здания известны по разным причинам: одни своим архитектурным очарованием, другие своим историческим значением, а некоторые — сочетанием того и другого. Конечно, многие из них хорошо известны: подумайте о европейских музеях, церквях и других достопримечательностях, чьи копии живут в сувенирных магазинах и на бесчисленных фотографиях. Конечно, в этом списке также есть приличное количество домов, спроектированных известными архитекторами, такими как Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье и Оскар Нимейер. И хотя некоторые из этих зданий существуют в стороне от проторенных дорог, они так же важны сами по себе. Здесь, AD собирает культовые здания со всего мира, которые вы будете рады видеть, когда будете оглядываться на свои путешествия. Говорят, что путешествие — это единственная вещь, которая делает вас богаче, и мы не можем с этим не согласиться.
1. Собор Святой Софии — Стамбул, Турция
Фото DeAgostini. Изображение предоставлено Getty Images.
2. Музей Гуггенхайма — Нью-Йорк, США
Фото Стэна Хонды. Изображение предоставлено Getty Images.
3. Тадж-Махал — Агра, Индия
Фото Джулиана Финни. Изображение предоставлено Getty Images.
4. Танцующий дом — Прага, Чехия
Фото Insights/UIG. Изображение предоставлено Getty Images.
5. Шато де Шенонсо — Шенонсо, Франция
Фото DeAgostini. Изображение предоставлено Getty Images.
6. Музей современного искусства Нитерой — Нитерой, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Фото Патрика Альтманна. Изображение предоставлено Getty Images.
7. Пирамиды Гизы — Гиза, Египет
Фото Шона Гэллапа. Изображение предоставлено Getty Images.
8. Афинский Акрополь — Афины, Греция
Фото Милоша Бицански. Изображение предоставлено Getty Images.
9. Центр Помпиду — Париж, Франция
Фото DEA/C. САППА/Де Агостини. Изображение предоставлено Getty Images.
10. Арка Ворот — Сент-Луис, Миссури, США
Фото Рэймонда Бойда/Архива Майкла Окса. Изображение предоставлено Getty Images.
11. Музей Орсе — Париж, Франция
Фото Чесно. Изображение предоставлено Getty Images.
12. The Gherkin — Лондон, Великобритания
Фото Оли Скарфф. Изображение предоставлено Getty Images.
13. Кафедральный собор Бразилиа — Бразилиа, Бразилия
Фото Мэтта Фроста. Изображение предоставлено Getty Images.
14. Мечеть Кордовы — Кордова, Испания
Фото: Gerig/ullstein bild. Изображение предоставлено Getty Images.
15. Вестминстерское аббатство — Лондон, Великобритания
Фото Павла Либера. Изображение предоставлено Getty Images.
16. Дрезден Фрауэнкирхе — Дрезден, Германия
Фото Шона Гэллапа. Изображение предоставлено Getty Images.
17. Шато-Фронтенак — Квебек, Канада
Фото Джаякумара Радхакришнана. Изображение предоставлено Getty Images.
18. Колизей — Рим, Италия
Фото Альберто Пиццоли/AFP. Изображение предоставлено Getty Images.
19. Всемирный торговый центр One — Нью-Йорк, США
Фото Эндрю Бертона. Изображение предоставлено Getty Images.
20. Храм Лотоса — Нью-Дели, Индия
Фото Universal Images Group. Изображение предоставлено Getty Images.
21. Собор Василия Блаженного — Москва, Россия
Фото Полы Дамонте. Изображение предоставлено Getty Images.
22. Купол Скалы — Иерусалим, Израиль
Фото Йориса Герлинга. Изображение предоставлено Getty Images.
23. Casa Milà — Барселона, Испания
Фото Мишель МакМахон. Изображение предоставлено Getty Images.
24. Белый дом — Вашингтон, округ Колумбия, США
Фото Алекса Вонга. Изображение предоставлено Getty Images.
25. Запретный город — Пекин, Китай
Изображение предоставлено Getty Images.
26. Храм Святого Семейства — Барселона, Испания
Фото Prasit. Изображение предоставлено Getty Images.
27. Линкольн-центр — Нью-Йорк, США
Фото Зигфрида Лайды. Изображение предоставлено Getty Images.
28. Осколок — Лондон, Великобритания
Фото Грега Фонна. Изображение предоставлено Getty Images.
29. Ле-Мон-Сен-Мишель — Нормандия, Франция
Фото Джеффа Моргана. Изображение предоставлено Getty Images.
30. Замок Бран — Бран, Румыния
Фото Войтека Ласки. Изображение предоставлено Getty Images.
31. Ангкор-Ват — Сием Рип, Камбоджа
Фото Танга Чхина Соти. Изображение предоставлено Getty Images.
32. Мечеть Султана Ахмеда — Стамбул, Турция
Фото Бюлента Килича. Изображение предоставлено Getty Images.
33. Konark Sun Tower — Конарк, Индия
Фото Aswajith Cs. Изображение предоставлено Getty Images.
34. Крайслер-билдинг — Нью-Йорк, США
Фото Марио Тама. Изображение предоставлено Getty Images.
35. Сакре-Кер — Париж, Франция
Фото Fox Photos/L. В. Кларк. Изображение предоставлено Getty Images.
36. Дворец Потала — Лхаса, Тибет, Китай
Фото Yin Shichang/VCG. Изображение предоставлено Getty Images.
37. Музей Лувра — Париж, Франция
Фото Паскаля Ле Сегретена. Изображение предоставлено Getty Images.
38. Сиднейский оперный театр — Сидней, Австралия
Фото Майкла Даннинга. Изображение предоставлено Getty Images.
39. Музей Гуггенхайма, Бильбао — Бильбао, Испания
Фото Тима Грэма. Изображение предоставлено Getty Images.
40. Fallingwater — Mill Run, Pennsylvania, USA
Photo by Richard A. Cooke III. Изображение предоставлено Getty Images.
41. Пантеон — Рим, Италия
Фото Вернера Формана Archive/Heritage Images. Изображение предоставлено Getty Images.
42. Спейс-Нидл — Сиэтл, Вашингтон, США
Фото Отто Греуле-младшего. Изображение предоставлено Getty Images.
43. Вилла Савойя — Пуасси, Франция
Фото Хуана Хименеса. Изображение предоставлено Getty Images.
44. Здание парламента и башня Элизабет — Лондон, Великобритания
Фото Криангкрая Титимакорна. Изображение предоставлено Getty Images.
45. Бурдж-Халифа — Дубай, ОАЭ
Фото Chopper Shoot LLC/Barcroft Media. Изображение предоставлено Getty Images.
46. Пизанская башня — Пиза, Италия
Фото Дадо Даниэлы. Изображение предоставлено Getty Images.
47. Художественный музей Сан-Паулу — Сан-Паулу, Бразилия
Фото vbacarin. Изображение предоставлено Getty Images.
48. Флэтайрон-билдинг — Нью-Йорк, США
Фото Ноама Галаи. Изображение предоставлено Getty Images.
49. Сикстинская капелла — Ватикан
Фото Франко Орилья. Изображение предоставлено Getty Images.
50. Эйфелева башня — Париж, Франция
Фото Александра Спатари. Изображение предоставлено Getty Images.
Здания Чикаго | Чикагский архитектурный центр
Чикаго Архитектура: история за историей
Чикаго долгое время был лабораторией архитектурных инноваций и экспериментов. Откройте для себя истории некоторых из самых значительных городских небоскребов, музеев, театров, мостов, домов, школ, молитвенных домов и парков.
Изучите нашу базу данных зданийОдин из последних проектов Мис ван дер Роэ возвышается над бывшей железнодорожной станцией, которая много лет назад была…
Детали здания Переключить информацию51-этажное здание из синего стекла — яркий пример творческого решения проблем.
Детали здания Переключить информациюБросающий вызов гравитации дом 150 North Riverside уже занял достойное место среди архитектурных…
Детали здания Переключить информациюКогда-то часть серии рядных домов, которые были построены вскоре после Великого чикагского пожара 1871 года,…
Детали здания Переключить информациюПрогуливаясь по LaSalle Street — в финансовом центре Чикаго — вы можете не заметить 190…
Детали здания Переключить информациюОдин из последних американских проектов, спроектированных Людвигом Мис ван дер Роэ, это мощное модернистское сооружение…
Детали здания Переключить информациюКогда у вас есть это, у вас есть это – и у 333 West Wacker есть это.
Детали здания Переключить информациюНа сегодняшнем горизонте Чикаго самые высокие здания, как правило, выделяются среди остальных.
Детали здания Переключить информациюЕсли вы ищете пример роли Чикаго в инновационном дизайне небоскребов, не ищите дальше, чем…
Детали здания Переключить информациюТретье по высоте здание Чикаго выделяется на горизонте Чикаго, заметно отличаясь от его…
Детали здания Переключить информациюМагазин Foster + Partners Apple на Мичиган-авеню представляет собой впечатляющую воздушную стеклянную коробку с изогнутыми краями…
Детали здания Переключить информациюС момента своего появления на горизонте Чикаго башня Aqua Tower получила множество наград за дизайн…
Детали здания Переключить информациюХудожественный институт Чикаго — архитектурный артефакт, отражающий богатую историю Чикаго…
Когда бизнес и искусство сталкиваются, может возникнуть красивая архитектура.