10 знаменитых готических соборов и церквей, часть 1 – ранняя готика
В интернете существует много обзоров на данную тему, но наш рейтинг не совсем обычный. Если большинство авторов ориентируются на самые крупные и известные постройки, то мы ориентировались на те здания, которые имели историческое значение для архитектуры. Цель нашего обзора: показать разнообразие готического стиля, поэтому мы выбирали соборы и церкви не только известные, а, в первую очередь те, которые имеют в своих интерьерах уникальные отличительные черты и не похожи друг на друга. Так как наш журнал посвящён интерьерам, мы уделили особое внимание внутреннему оформлению, а не фасадам.
Первая часть обзора поможет вам увидеть и понять, как зарождался и развивался готический стиль в Европе в XII-XIII веках.
- Содержание
- 1. Лимбургский собор, зарождение стиля
- 2. Церковь Сен-Дени, первая готическая постройка
- 3. Церковь Сан-Франческо в Ассизи (базилика Святого Франциска), Италия
- 4.
Шартрский собор, высокая готика
- 5. Капелла Сент-Шапель, лучистая готика
1. Лимбургский собор, зарождение стиля
Мы специально начинаем обзор с собора, который большинство искусствоведов относят к позднему романскому стилю, он представляет особый интерес тем, что в его архитектуре видны многочисленные элементы молодого готического стиля. По этим деталям видно, как плавно происходил переход к новому.
Общее описание: Собор расположен в городе Лимбург (Германия). Здание имеет семь башен. Число семь является символом числа святых таинств. В интерьере преобладают не декорированные опоры (контрфорсы). Часть контрфорсов скрыта в боковых галереях. Собор имеет высокий центральный неф, который делится на четыре уровня с арками и галереями.
Даты постройки: до сих пор не установлена дата начала строительства, историки сходятся во мнении, что это период между 1180-1190 годами, точно известно, что в 1235 году собор был освящён.
Кто построил? Неизвестно
Лимбургский собор, фасад, общий вид
сохранить Автор
На момент постройки никакого полноценного готического стиля не существовало, но появились многочисленные новые декоративные элементы, которые, в последствии стали доминировать. С другой стороны, мы видим, что новый стиль образовался на основе предшествующего и многое из того, что сейчас мы относим к традиционной готике, на самом деле является развитием предшествующих архитектурных традиций.
Интерьер Лимбургского собора, общий план
сохранить Автор
Элементы ранней готики: двухбашенный фасад (хотя башни явно романские), стрельчатые арки, круглое окно-роза, колонны с пилястрами, многоярусная (многоэтажная) структура здания и система внутренних галерей между аркадами.
2. Церковь Сен-Дени, первая готическая постройка
Несмотря на то, что церковь нельзя назвать грандиозным монументальным сооружением, она имеет огромное историческое значение, потому, что это первая готическая постройка, которая положила начало целой архитектурной эпохе Европы.
Место расположения: территория аббатства Сен-Дени, северный пригород Парижа, Франция.
Дата постройки: само аббатство (монастырь) было основано в VII веке и изначально была построена церковь в романском стиле, но в XII в. её полностью перестроили, официально была освящена в 1281 г.
Кто построил? Аббат Сугерий (он же Сужер).
После окончания строительства аббат Сугерий написал трактат «Об освящении церкви Сен-Дени», в котором дал определения основных элементов собора и раскрыл их символичность. Мы приводим здесь основные понятия, которые просто необходимы для понимания божественной готической философии.
- Храм – корабль, символизирующий вселенную, неф храма – это его вытянутый интерьер (nef, от фр. navis – корабль)
- Витражи проходят по периметру и делят храм по вертикали на две части. Верхняя часть – небесный мир, нижняя – земной. Созерцая витражи, человек отстраняется от телесного, человеческого мира и «попадает» в духовный, Божественный мир
- Арка символизирует разрыв круговорота времени, напоминает о быстротечности времени и грядущем судном дне.
- Готическая роза (круглое окно с витражом) символизирует колесо фортуны и выражает цикличность времени.
- Свет, проникающий через цветные витражные стёкла – Божественный свет, который символизирует божественное проведение.
Главный фасад церкви Сен-Дени, одна из главных башен разрушилась в 19 в.
сохранить Автор
Северная башня, обрушилась в 1837 году при неудачной попытке провести реконструкцию. В настоящее время во Франции, после долгих дебатов, принято решение о восстановлении.
Крупный план интерьера церкви Сен-Дени
сохранить Автор
Планировка церкви Сен-Дени, структура здания и базовые элементы интерьера стали эталоном для большинства будущих готических соборов Европы.
3. Церковь Сан-Франческо в Ассизи (базилика Святого Франциска), Италия
Ещё одно историческое здание в переходном стиле, подобное немецкому храму в Лимбурге, но совершенно отличное от него в многочисленных внутренних деталях.
Общее описание. Главный храм ордена францисканцев (Св.Франциск – знаменитый средневековый католический проповедник, богослов, основатель монашеского ордена). Церковь является центром монастыря Сакро-Конвенто в итальянском городе Ассизи.
Базилика Святого Франциска – единственная базилика в готическом стиле, носящая официальный титул «главной» («major basilica»)
Храм имеет два яруса (этажа): верхняя и нижняя церковь, каждая имеет свой отдельный вход с улицы. В крипте под нижней церковью захоронен Святой Франциск.
Даты постройки: 1226-1253 гг., фрески создавались после завершения строительства.
Кто построил? Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне.
Церковь св. Франциска, вид с юга. Вход в Нижнюю церковь
сохранить Автор
Архитектура храма представляет особый интерес для истории тем, что наглядно показывает переход от романского стиля к готическому. Фасад очень скромный и аскетичный, что совсем не свойственно для французских соборов того времени – это безусловно наследие предшествующего стиля. Тем не менее, если войти внутрь, то можно обнаружить очень многие элементы готики: стрельчатые своды, орнаменты «масворк», витражи, входные порталы, характерные колонны. Но самое главное в интерьере церкви то, что он выглядит совершенно не так как французские и это показывает, как многообразна была ранняя готика, как много вариантов развития стиля предлагали средневековые архитекторы.
Церковь св. Франциска, интерьер, ранняя итальянская готика
сохранить Автор
Фундаментальное отличием ранней итальянской готики от французской заключается в наличие фресок и декоративных орнаментов, которыми расписаны все стены храма и основные архитектурные элементы. Работы Джотто (величайшего живописца своего времени) и его учеников изображают сцены из жизни Святого Франциска.
4. Шартрский собор, высокая готика
Во внешнем облике и интерьерах этого собора мы видим хотя и ранний, но уже окончательно сложившийся, полноценный готический стиль, который в то время в Европе был назван французским.
Общее описание. В начале XI века в центре горда Шартра был возведён самый большой и роскошный собор Франции в позднем романском стиле, но вскоре он был почти полностью уничтожен пожаром 1194 года.
Даты постройки: первый вариант возведён в период 1007-1028 гг.; после пожара на основе сгоревшего здания в период 1194-1235 гг. строится новый собор, который был освящён 24 октября 1260 г.
Кто построил? архитектор неизвестен.
Шартрский собор, общий вид с восточной стороны
сохранить Автор Шартрский собор
Здание имеет две разные башни: первая сохранилась от первого романского собора, а вторая состоит из основания прежней постройки и шпиля, достроенного в XVI веке. Если смотреть сверху, то видно, что план собора повторяет форму латинского креста.
Шартрский собор, интерьер, общий вид
сохранить Автор
Площадь главного нефа собора (центрального простраства) является самой большой во всей Франции, но с точки зрения базовой планировки он полностью повторяет церковь Сен-Дени.
Входя в здание, человек видит нарисованный на полу лабиринт, который обозначает путь верующего.
Витражи Шартрского собора невероятно разнообразны
сохранить Автор
Отдельного внимания заслуживают витражи собора, в интерьере они выполняют роль основного декоративного наполнения, их общая площадь составляет более 2000 квадратных метров. Именно в городе Шартр к XIV веку складывается своя витражная школа, здесь располагались крупнейшие в Европе мастерские, которые выполняли заказы для десятков городов. Естественно, архитектор собора использовал работы лучших мастеров своего времени, поэтому Шартрский собор поражал прихожан количеством и качеством стеклянных цветных картин, нигде больше нельзя было увидеть ничего подобного. В наше время редакторы отдела культуры «Би-Би-Си» при составлении рейтинга величайших витражей мира включили в него главное окно-розу собора в Шартре.
- org/ImageObject” data-id=”6818″>
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
org/ImageObject” data-id=”6819″>Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
org/ImageObject” data-id=”6830″>Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
5. Капелла Сент-Шапель, лучистая готика
Сент-Шапель дословно переводится на русский, как «святая часовня» или «святая капелла», если пользоваться католическим термином. Небольшое здание было построено в XIII веке для хранения священных особо ценных христианских реликвий, свидетельствующих о жизни Христа (терновый венец и фрагменты креста с Голгофы).
Сент Шапель, фасад
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Общее описание. Церковь является одной из самых красивых готических построек средневековья, сохранившихся до наших дней. Здание имеет очень скромные размеры: длина и ширина составляют 36 и 17 метров соответственно; зато роскошные позолоченные интерьеры не знают себе равных. Капелла состоит из двух уровней (верхний и нижний), два отдельных больших помещения, каждое из которых имеет свой уникальный интерьер.
Место расположения: Франция, Париж, остров Сите в центре города (стрелка реки Сена).
Даты постройки: 1242—1248 гг.
Кто построил? архитектор Пьер из Монтрейля.
Интерьер верхнего яруса капеллы
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Интерьер часовни имеет несколько уникальных особенностей. Во-первых, при строительстве было применено сплошное остекление по периметру. Человек, стоящий в центре помещения полностью окружён яркими витражным окнами. Во-вторых, с этой часовни начался новый период в архитектуре, названный «лучистой готикой». Опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры.
Нижний ярус
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Нижняя капелла имеет богатую орнаментальную роспись, что сильно отличает её от большинства одноцветных готических интерьеров. Колонны, украшенные геральдическим орнаментом, поддерживают своды символизирующие звёздное небо.
Смотрите также отдельную статью с расшифровкой витража розы-апокалипсис из Сент-Шапель.
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6851″>Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6849″>Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6855″>
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Ссылка на вторую часть статьи
Продолжение статьи смотрите по ссылке – 10 готических соборов Часть 2 (зрелая готика). Там вы найдёте фото английских соборов (Глостерского и Эксетерского), Бургосский собор, Костёл святой Анны в Вильнюсе и монументальную постройку XX века – Вашингтонский кафедральный собор.
Дата последнего обновления:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Дизайн Стили интерьеров (37)
Галерея
Исторические стили: барокко, рококо, классицизм, ампирДизайн Стили интерьеров (58)
Галерея
Классический стиль интерьера – характеристика, примеры, фотоМатериалы Декоративные элементы отделки (53)
Галерея
Витражи в интерьере: технологии, виды, идеи оформленияМатериалы Декоративные элементы отделки (27)
Галерея
Примеры витражей фьюзинг
7 готических храмов, которые поражают своей красотой
Комсомольская правда
ОбществоИстория современностиИнтересноеБеларусь, которая удивляет!
Андрей ОСМОЛОВСКИЙ
29 сентября 2017 23:46
Изящные и высокие, древние и мощные. Наша страна восхищает историческими памятниками самого величественного архитектурного стиля [фото]
Готические храмы Беларуси, которые поражают своей красотой.Фото: Дмитрий ЛАСЬКО
Сегодня мы начинаем новый проект, который откроет читателям KP.BY малоизвестные страницы белорусской истории.
Мы расскажем о том,чем в нашей стране можно гордиться, чем она поистине уникальна. А самое главное, это та информация, которую стоит сохранить!
eksana.by
Свято-Успенская церковь в Сарье
Свято-Успенская церковь в Сарье. Фото: belarus.by.
Самый изящный белорусский храм в неоготическом стиле был построен в память о большой любви. Владелец имения Сарья (Верхнедвинский район) Игнатий Лопатинский был безумно влюблен в свою жену Марию. Она умерла вскоре после рождения третьего ребенка – в 1851 году. В тот же год был заложен костел, а в 1853-м немецкий архитектор Густов Шахт закончил плести каменные кружева храма Пресвятой девы Марии. Но только спустя 20 лет царские власти позволили открыть там костел и провести богослужение. Однако уже в 1865-м его передали православным. В советские времена в храме был склад и даже клуб. В 1989-м богослужения возобновили.
Гервяты. Троицкий костел
Гервяты. Троицкий костел.Фото: Дмитрий ЛАСЬКО
Несколько храмов в Беларуси претендуют на звание самых высоких. Смотря как измерять. Один из них – 61-метровый – в Гервятах, что в Островецком районе. Это наш Нотр-Дам: архитектор Вацлав Михневич сделал арки в стиле знаменитого парижского храма. Возведен неоготический костел в 1903 году, когда эти земли принадлежали князьям Домейко. Многие стройматериалы, в том числе черепица для крыши, доставлялись из Германии. В красивейшем костеле можно послушать концерты органной музыки.
Костел Рождества Девы Марии в Видзах
Костел Рождества Девы Марии в Видзах.Фото: Дмитрий ЛАСЬКО
Неоготический костел был возведен в год начала Первой мировой войны – в 1914-м. Войну он пережил, хотя и был разрушен из-за того, что храм использовался как наблюдательный пункт. В память о тех событиях в стены костела вмуровали несколько снарядов. После Второй мировой костел закрыли, ксендза в 1949-м сослали в лагерь. Дошло до того, что советы в храме открыли спортзал. В 1989-м здание было передано верующим.
Костел святой Троицы в Шиловичах
Костел святой Троицы в Шиловичах. Фото: belarus.by
Один из наших самых высоких храмов был построен в стиле неоготики в деревне Волковысского района в 1914 году на пожертвования прихожан. На его возведение ушло восемь лет. Говорят, что с 60-метровой высоты окрестности просматриваются на 20 километров. Храм действовал даже во время Второй мировой, а в 1959-м его закрыли и приспособили под зернохранилище. Прежний вид ему вернули в 1993-м.
Костел святого Михаила Архангела в Гнезно
Костел святого Михаила Архангела в Гнезно.Фото: Дмитрий ЛАСЬКО
Этот храм, находящийся в Волковысском районе, был возведен в 1524 году на средства супругов Яна и Эльжбетты Шеметовичей. Он уникален тем, что в архитектуре фасадов поздняя готика объединена с чертами ренессанса. Башня костела восьмигранная, что редко встречается в белорусском зодчестве. А центральная входная дверь настолько низенькая, что войти внутрь, не пригнувшись, невозможно. Храм неоднократно горел, был поврежден во время войн, жители в нем укрывались от обстрелов. В стене здания сохранилось застрявшее там ядро.
Костел святых Петра и Павла в Рожанке
Костел Святых Петра и Павла в Рожанке. Фото: orda.of.by
Точная дата возведения храма неизвестна, предположительно – в конце ХVI века стараниями Николая Паца – киевского епископа. При возведении стен использовали валуны, а для лучшей акустики замуровывали в стены сосуды. В 1827 году костел был реконструирован по желанию графа Людвига Паца. И нынешний вид он приобрел после стараний итальянского архитектора Хенрика Маркони, который придал костелу черты английской готики. При советах костел закрыли, устроив в нем склад удобрений.
Троицкий костел в Ишкольди
Троицкий костел в Ишкольди.Фото: Дмитрий ЛАСЬКО
Древнейший в стране готический храм в деревне Ишкольдь (Барановичского района) сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Освящен он в 1472 году, основателем костела был витебский наместник ВКЛ Николай Немирович.
Из-за того что храм переходил от одной конфессии к другой, менялось лишь внутреннее убранство. В его архитектуре есть общие черты с оборонительными храмами Западной Европы.
В советские времена верующие обороняли костел от закрытия, буквально стояли живым щитом. Реставрацию храма провели в 1969-м, в 1970-м возобновили богослужения.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА – КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
3 Характеристики готических католических церквей и часовен
Что происходит > Блоги >
В то время как слово «готика» в литературе характеризуется таинственностью и ужасом, готическая архитектура приобретает совсем другое значение. Будучи прямым побочным продуктом Средневековья во Франции, готическая архитектура была создана, чтобы вызвать у зрителей чувство удивления и вдохновения. Поэтому неудивительно, что этот стиль архитектуры обычно встречается в церквях и часовнях.
Несмотря на то, что в готической архитектуре преобладает множество элементов, важно интерпретировать этот период дизайна в соответствии с 3 основными характеристиками: возвышаться, освещать и освещать.
1. По возрастанию
Посмотрите на любую готическую церковь, и вы почувствуете чудовищность ее размеров и высоты. По замыслу готические храмы должны были уходить в небо, взмывая ввысь. Высокие башни, удлиненные навершия и замысловатые шпили — вот лишь некоторые из механизмов, используемых для создания этого ангельского вознесения.
Шпили , подобные тем, что видны в центральной башне собора Солсибери, являются очень распространенным структурным элементом готической архитектуры. Эти крутые остроконечные башни являются впечатляющим визуальным представлением религиозных идеологий, стоящих за дизайном этих церквей. Они простираются вверх, медленно сходясь в точку, создавая иллюзию исхода.
Солсберийский собор имеет центральную квадратную башню, увенчанную шпилем.
Однако вытянутые элементы дизайна не ограничиваются внешней стороной этих зданий. Например, алтарь собора Святой Марии украшен замысловатыми навершиями или декоративными элементами навершия, которые имеют удлиненный дизайн, имитирующий внешний вид шпилей. Они призваны привлечь дополнительное внимание к этим удлиненным изящным формам.
Главный алтарь часовни Святой Марии в Бостонском колледже, украшен многочисленными навершиями, имитирующими вид шпилей.
Дизайн следует за архитектурой, и это часто имеет место в трафаретных рисунках, используемых во французских готических церквях. Сводчатый потолок Римско-католической церкви Святой Марии украшен звездным небом в паре с освещенными облаками, чтобы усилить идеологический смысл этих парящих элементов.
Трафаретный рисунок неба вокруг главного алтаря Римско-католической церкви Святой Марии в Норуолке, Коннектикут.
2. Осветлить
Большинство церквей и часовен известны красивыми витражами , но готическая архитектура уникальна тем, что одна из ее главных задач в дизайне — осветить пространство большим количеством света. Это часто делается с огромными окнами.
Будь то цветные окна (как в Кентерберийском соборе) или стрельчатые окна из прозрачного свинцового стекла (как в Реймском соборе), готические окна безграничны.
Кентерберийский собор украшают несколько витражей, изображающих религиозные и идеологические сцены.
Нефы Реймского собора облицованы прозрачным витражным стеклом, стрельчатые окна пропускают большое количество естественного света.
Окна такого размера не были обычным явлением во время зарождения готического дизайна, поэтому для воплощения этого яркого, эфирного образа в реальность требовались архитектурные решения. Контрфорсы — одно из таких нововведений. Они были созданы для перераспределения большого веса внешних стен и крыш церквей, чтобы можно было увеличить окна. Нотр-Дам использует несколько таких опор, чтобы поддерживать высокие потолки и почти до пола окна.
Собор Парижской Богоматери имеет сложную систему контрфорсов, удерживающих вес здания.
Другим осветляющим элементом является использование различных красок и лаков для дерева . Это играет важную роль в декоративной схеме «готики», поскольку свет определенным образом отражается от поверхностей, заставляя элементы казаться отступающими или выступающими в декоративной схеме. Использование металлического свинца в виде с позолотой — еще один способ добиться этого эффекта. Эти соображения играют важную роль в общем освещении и декоративной обработке готических церквей.
3. Облегчение
Важной характеристикой готической архитектуры является концепция отказа от веса. Создание структур, которые казались безграничными, было непростым делом и привело к созданию многих архитектурных элементов, обеспечивающих вертикальность.
Сводчатые перекрытия собора всегда можно найти в готических постройках. Стены и потолки кажутся тоньше, выше и оставляют больше места. Готические потолки часто включают в себя деревянные фермы, сундуки и балки, окрашенные, цветные, с трафаретом и покрытые сусальным золотом. В отличие от церквей, построенных с более ранним влиянием, интерьер готических церквей просторен и кажется светлее.
Приход Святого Патрика в Лоуэлле, Массачусетс, выглядит грандиозно благодаря ребристым сводчатым потолкам, продолжающимся по всему нефу.
Сводчатые потолки в церкви Богоматери Помощи христианам в Ньютоне, Массачусетс, создают аналогичный эффект воздушности.
Помимо аркбутанов в готических зданиях используются и другие архитектурные решения, создающие иллюзию невесомости. Стрельчатые арки являются ключевым элементом готической архитектуры, поскольку они используются для перенаправления значительного веса здания на несущие колонны под острым углом. Это поддерживает невероятную высоту сводчатых потолков.
Остроконечные арочные колонны прихода Святого Патрика связаны как с дизайном, так и с архитектурными целями церкви. Эти колонны сделаны из композитных гипсовых материалов, известных как Scagliola, для имитации мрамора.
Церковь Богоматери Помощи Христианам имеет тот же дизайн и стиль, что и приход Святого Патрика. Во многом это связано с тем, что архитекторы этих проектов родственны.
Готическая архитектура, особенно в церквях и часовнях, — это не только дизайн, но и идеология. История и идеи архитектурного стиля просвечивают через различные решения, принятые архитектором. Эти архитектурные элементы работают вместе в гармонии, создавая открытые, светлые и просторные пространства, призванные вдохновлять своих зрителей силами за пределами этого мира.
БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС
Консервирование литургических искусств:
Художественные работы по заказу и священные места
Загрузить
Геометрия в готической архитектуре. «Готический собор — цветущий… | Эргета Мука | Стартап
«Готический собор — это цветок в камне, покоренный ненасытным требованием гармонии в человеке. Гора гранита расцветает вечным цветком, с легкостью и нежностью, а также воздушными пропорциями и перспективой растительной красоты». — Emerson
Геометрия всегда была неотъемлемой частью архитектурного дизайна. С античности до 21 века геометрия воплощала в жизнь необыкновенные формы и конструкции абсолютной гениальности, в конечном итоге отображая высочайший уровень человеческого интеллекта. Если мы пройдем через тысячелетие архитектурного развития, нужно выделить несколько вех, одна из которых — готическая архитектура. Готический стиль рассматривается как отклонение от соответствия и стандартов классической греческой и римской архитектуры. Тем не менее, он породил смелые конструкции и сложные конфигурации, происходящие из довольно простой и органичной геометрии, состоящей в основном из кругов и прямых линий и ограниченных оперативных систем.
Растущее влияние христианской церкви после падения Рима повлияло на новый тип архитектуры — строительство церквей и соборов. Руководствуясь романской архитектурой средиземноморской Европы, архитекторы северной части континента искали новый стиль — тот, который позволял большему количеству света проникать в высокие здания, еще больше освещая их интерьеры. В конечном итоге это создало новый способ концептуализации церквей: архитекторы использовали свет как инструмент для достижения большей внутренней высоты с максимально возможным непрерывным вертикальным пространством. Концепция парения по вертикали в сочетании с простыми геометрическими конфигурациями позволила создать как визуально эффектную, так и элегантную структуру здания. Но как все началось?
Арка
Готическая церковная архитектура — это архитектура, возвышающаяся над небесами, и ее революционный дизайн был инициирован подъемом равносторонней арки . Этот тип арки впервые был замечен в аббатстве Сен-Дени в 12 веке. В своем дополнении к готической геометрии Джо Чиффриллер описывает, что геометрическая конструкция этой арки основана на пересечении двух окружностей, образующих две дуги, концы которых лежат на горизонтальной базовой линии, удерживающей саму арку (Чиффриллер, 4). Как видно из собора аббата Сугерия в Сен-Дени, равносторонняя арка имеет заостренную вверх форму, что создало новый стиль, который в конечном итоге распространился по всей Европе в церковной архитектуре. При взгляде на равносторонние арки Сен-Дени следует подчеркнуть особую технологическую черту: по сравнению с круглыми арками остроконечные арки более эффективно распределяют силу более тяжелых потолков и выдерживают больший вес, чем последние ( Стэнли, 337). По своей конструкции остроконечные арки обеспечивают большую гибкость ширины за счет сохранения той же высоты, как показано ниже (Haveman, Fellner, 2004).
Убежище
Стрельчатая арка со временем породила более сложные и рискованные конструкции. Подлинным достижением такой методологии стал сводчатый потолок. Эти потолки могли состоять непосредственно из стрельчатой арки или могли быть «рифлеными, ребристыми и заполненными ажурным самым дорогим образом», как различает Джон Хопкинс в своем «Очерке готической архитектуры» (глава 1). Анализируя конструкцию этих потолков, можно заметить в них поразительные калейдоскопические узоры. Фрактальные формы, нетрадиционные пропорции реберных форм, созданные пересекающимися арками, извлекают то, что известный фотограф Дэвид Стефенсон назвал бы «небесными сводами», — систему возвышенных симметрий, сложных, но прекрасно артикулированных в своей геометрической форме. представления. Эта симметричная структура образована двумя цилиндрическими сводами, пересекающимися под прямым углом. Результатом являются четыре изогнутые поверхности, которые привлекают внимание к центру. Области между сводами создают ребра, которые подчеркивают как прочность свода, так и эстетическую привлекательность. Применение этих ребер создает очень систематизированный дизайн, основанный на простых конфигурациях формы, таких как треугольники, которые позволяют получить более стабильную поверхность и использовать менее сложные поддерживающие конструкции. Возьмем, к примеру, Даремский собор в Англии, это первое здание в стране, которое претендует на известность благодаря инженерным решениям сводчатых потолков. Первоначально предназначенные только для хора, ребристые своды в конечном итоге были добавлены к проходу и остальной части церкви, создав «иконографическую» структуру, которая впоследствии открыла новую тенденцию в Европе (Stalley, Briefing).
Арка-контрфорс
Еще одной важной особенностью и новаторской чертой готической архитектуры является контрфорс. По сути, этот тип контрфорса, используемый снаружи церкви, дополняет прочность всей конструкции, отталкивая вес крыши от стен и перенося его на внешнюю сторону здания. Типичный контрфорс состоит из «арки, увенчанной плоской каменной полосой», и ее масса распределяется соответствующим образом в зависимости от расположения ее центра тяжести (середины), наклона и толщины. Согласно расчетным исследованиям, «чем толще флаер (армирующий контрфорс), тем он лучше», так как он обеспечивает большую тягу, которая делает конструкцию здания более стабильной (Николинакоу, Таллон, 2351). Структурное поведение этих контрфорсов, хотя и простое по своей геометрической конфигурации, позволяет нам понять весь архитектурный и инженерный механизм, используемый за тяжелыми стенами собора.
Готические окна
Готическая архитектура породила новый способ проникновения в здания большего количества света. Окна в готическом стиле были впервые задокументированы в 12 веке и были популярны до 16 века. Они издавна вызывают восхищение и пользуются большим спросом благодаря простоте своей декоративной красоты и элегантному сочетанию геометрических узоров. Чтобы изучить уровень сложности, использованной в этих окнах, нужно сначала понять, что готический орнамент представляет собой морфологию различных форм, таких как треугольники, многоугольники, круги и кольца кругов, пересекающихся друг с другом. Типичным примером дизайна является трилистник, слоение, встречающееся в верхней части готических окон, которое состоит из трехстороннего листа, образованного частично перекрывающимися кругами, описанными в равносторонний треугольник (Chiffriller, 11). Таким же образом фольги можно добавить до шести, образуя шестигранник , , в котором шесть кругов нарисованы вокруг правильного шестиугольника. В качестве альтернативы круги также могут быть преобразованы в заостренные арки, создавая шестигранник с заостренными концами , который создается путем смещения радиуса кругов и их масштабирования для создания аркообразных форм (Хавеманн, Фельнер, 4).
Соединяем все вместе
До сих пор мы обсуждали линейные и двухмерные формы как основу готической архитектуры — линии, треугольники, круги и т. д. Как все это объединяется, чтобы создать эти великие соборные сооружения что мы наследуем в наши дни? Согласно Хавеманну и Феллнеру, использование «профилей» придает готической архитектуре «очаровательную и впечатляющую трехмерность» структуры, которую мы видим в зданиях. Эти профили создаются путем поворота многоугольников под определенными углами и умножения эффекта, чтобы он охватывал указанное пространство. Наиболее типичной формой, которая подвергается этому процессу, является квадрат, но этот процесс можно проанализировать, используя другие формы, такие как шестиугольники, треугольники, круги и т. д. Компонентом готических церквей, который подчиняется указанному выше правилу, является chevet , восточный конец церкви, к которому сзади пристроена изогнутая амбулатория, состоящая из ряда апсид и небольших часовен, расходящихся от нее. На примере Шартрского собора пространство между амбулаторными стенами и часовней заполнено контрфорсными стенами, образующими массивную конструкцию, подобную конструкции окна-розетки.
Между тем в Сен-Дени глубина часовен различается, а удерживающие их контрфорсы «не выровнены с радиусами шеве» (Борк, 56). По мнению многих исследователей, эта неравномерность в Сен-Дени связана с использованием особого типа геометрии, называемой эпициклической, или может иметь некоторый космологический смысл (Борк, 56–57). Структура шевета, как и во многих классических случаях геометрического использования органических форм, в основном состоит из квадратов, вписанных в круги, повернутых вокруг треугольной конфигурации, что придает шевету полукруглое представление и выровнена с обрамляющими контрфорсами.
Церковные интерьеры
Геометрия также сыграла большую роль в оформлении интерьеров готических церквей. Широкое использование многоугольных конфигураций при проектировании основных частей интерьера церквей со временем стало культом, имевшим множество исторических, политических и религиозных последствий. На примере Палатинской капеллы в Аахене политическое мышление сливается с архитектурным и геометрическим видением самого собора. Например, восьмиугольная форма часовни отражает политическую и религиозную волю императора Карла (Sharp, 185). Вся структура имеет и духовное значение — круг представляет собой божественный и трансцендентный мир; квадрат представляет рациональный мир, а восьмиугольник стоит между ними, представляя оба мира (Хаусманн). Этот тип имперской архитектуры передает новую форму сообщения, встроенную в наследие готической архитектуры в наши дни.
Орнамент
Заключительный интересный сегмент дизайна интерьера готической архитектуры, о котором стоит упомянуть, – это использование геометрии в его орнаменте. Эстетические качества орнаментации готических соборов в основном проявляются в пересечении скульптуры и колонн. Готическая скульптура 12 века носила преимущественно архитектурный характер. Скульптуры, используемые в соборах, были больших размеров и в основном прикреплялись к входным дверям. Поскольку они были соединены с колоннами, которыми они поддерживались, их называли «статуи-колонны» (Хинкл). То, что готическая архитектура привнесла в то, как выглядели входы и внешние фасады собора, было чертой, называемой «ярким стилем». Возникнув во Франции в 1380-х годах, эта орнаментальная структура, состоящая из пламенеющих конфигураций, привнесла множество новых геометрически вытянутых мотивов (происходивших из классической стрельчатой арки), в которых эллипсы, ребра или розовые узоры сочетались, создавая довольно роскошный и экстравагантный вид. Готические церкви.
Готическая архитектура воплотила в жизнь чрезвычайно красивые, элегантные и инновационные инженерные технологии, которые можно увидеть в сохранившихся соборах по всему миру. Стрельчатые арки, сводчатые потолки, окна-розетки и декоративные формы были революционными в мире архитектуры, а также в восприятии растущей силы христианской церкви. Как написал бы знаменитый французский писатель Виктор Гюго в « Горбун из Нотр-Дама»: «Во времена архитектуры мысль превратилась в гору и мощно овладела столетием и местом» — сила архитектуры была настолько обширна, что она была способна поддерживать порядок обществ, создавать системы, непосредственно связанные с ее развитием, и служить точкой отсчета человеческих достижений. Готическая архитектура действительно создала прекрасную систему математической точности и исторической важности, которая теперь остается мировым наследием и многими романтически искалась.
Citations :
Аксель Хаусманн, «Крайс, квадрат и октогон структур и символов Ахнер Кайзерплац», (Meyer & Meyer Verlag, Ахен — 1994)
Генри Хопкинс, Джон Хопкинс. «Очерк готической архитектуры с различными планами и чертежами церквей: предназначен главным образом для использования духовенством» Берлингтон: Смит и Харрисон.
Чиффриллер, Джо. «Нью-Йоркский резчик: советы и рекомендации по готической геометрии». 2002.
Николинакоу, Мария А. и Таллон, Эндрю Дж. «Новые исследования ранних готических контрфорсов». Массачусетский Институт Технологий. Веб.
Деннис Шарп, изд. Иллюстрированная энциклопедия архитекторов и архитектуры . Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни, издательство Watson-Guptil Publications, 1991. ISBN 0–8230–2539-X. фото салона, стр.185.
Хинкль, Уильям М. «Готическое искусство и архитектура». Интернет-энциклопедия 2000. Интернет.
Борк, Роберт. «Геометрия плана земли в Сен-Дени Сугерия. Прототип для Альтенберга». Веб.
Шнайдер, Майкл С. «Геометрия северного окна-розетки Шартрского собора». Создание тетрадей Вселенной. Интернет. 2009.
Борк, Роберт и Нуссбаум Норберт. Gotischer Baubetrieb am Aachener Münsterchor. В: «Sie glänzte wie ein kostbarer Edelstein, wie ein kristallklarer Jaspis». 600 Jahre Aachener Chorhalle, (Schriftenreihe des Karlsverein — Dombauverein, Band16) Aachen 2014, стр. 22–42.
Сталли, Роджер. «Брифинг: структурная система. Даремский собор и англо-нормандский романский стиль». Веб.