ᐉ Как устроены кассеты и трещотки
Велосипедная кассета — система задних звёзд для изменения передаточного отношения объединённых в кассету.
Кассета фиксируется на задней втулке колеса. Кассета – расходный материал, со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом.
Кассета — это звезды (все или отдельные, в зависимости от конструкции) присоединяются к крепежному элементу, имеющему пазы, а на корпусе втулки есть выступы соответствующей конфигурации (шлицы), что обеспечивает правильную установку кассеты. Храповик спрятан внутрь барабана.
Кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:
- Больше звёзд от 8 до 12 на современных моделях
- Меньшее сопротивление качению чем у трещотки
- Меньший вес
- Легче снять
- Больший пробег
Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку, храповик располагается снаружи.
Недостатки трещотки:
- Количество звезд колеблится от 5 до 7
- Большая нагрузка на тонкую ось втулки из-за чего они гнутся
- Закручивается с большим моментом, это выглядит так: при вращении педалей трещотка каждый раз закручивается на резьбе втулки, все сильнее и сильнее. Порой, открутить потом трещотку практически нереально!
Кассета является более сложным, качественным и функциональным узлом, нежели трещотка. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!
Типы кассет
Все кассеты одеваются на шлицы и они взаимозаменяемы. Допустим кассету 8-ск можно поменять на кассету 11-ск, имея необходимый для этого переключатель и манетку, не меняя при этом заднюю втулку. Если смотреть на кассеты в профиль, то мы увидим кассеты почти одинаковые по ширине, хотя количество звезд разное. Для того, чтобы оставить одинаковую ширину кассеты, уменьшают расстояние между звездами.
Звёзды соединены между собой:
- На штифтах — блок звезд скрепленный штифтами, а звезды разделяются между собой проставками.
Такие кассеты устанавливаются на втулки с стальными барабанами или просто на не дорогие велосипеды. Преимуществом будет, что их можно разобрать до нуля, вынув штифты из пазов, но, при этом, их нельзя ставить на лёгкие алюминиевые барабаны, т. к. высокая крутильная нагрузка (особенно больших звезд) повреждает барабан.
- На пауке — звезды одеты на так званый единый паук, который идёт в форме лесенки.
Крутильное усилие передаётся не только на одну звезду, а на весь блок из звёзд одетых на пауке. Таким образом, снижается нагрузка на барабан. Также такие кассеты легче. На пауке можно сменить последние 2-3 звезды. На 2-х или 3-х пауках — звезды одеты на 2 отдельных паука.
Это сделано для того, чтобы выработанные звезды можно было заменить по отдельности блоками звезд, а не менять целую кассету целиком. В случае износа можно заменить один из блоков на пауке или нижние 2-3 звезды по отдельности. В зависимости от уровня кассеты.
Цельнофрезированные кассеты — весь блок выполнен, как одна деталь.
Одевается на шлицы в левой части барабана, а закрепляется на низшей звезде. Кассета одновременно и является шлицом под барабан. Среди аналогов это самый дорогостоящий вариант. Сложный процесс изготовления дает большую цену, кроме того, нужен специальный SRAM-XD барабан на втулку.
Как снять/одеть трещотку?
Просто так извлечь трещоточный механизм не получится, поэтому нам потребуется специальный инструмент – съемник, разводной или гаечный ключ на 24 или 27 миллиметров, в зависимости от того, какая модель детали установлена на вашем велосипеде. Для снятия кассеты вам ещё понадобится хлыст для кассеты.
Вставляем сьемник в трещотку и тянем гайку съемника против часовой стрелки. Для ослабления шлица понадобится большое усилие, и точно такое же при затягивании.
Как снять/одеть кассету?
Вставляем съемник кассеты в шлицевую гайку.
На самую большую звездочку кассеты надеваем хлыст.
Удерживая хлыстом кассету, вращаем съемник гаечным ключом. Усилие, скорее всего, потребуется весьма приличное. Отвинчиваем полностью гайку, а потом снимаем кассету.
На снятой кассете теперь можно определить степень износа кассеты.
Когда нужно снимать?
В большинстве случаев снятие необходимо тогда, когда нужно провести плановое техническое обслуживание велосипеда (например весной или осенью). Срочно снимать нужно кассету тогда, когда в процессе езды наблюдается резкое проскакивание педалей.
Установка кассеты выглядит строго противоположно снятию:
- Надеть на барабан кассету
- Затянуть гайку
Чистка и смазка кассеты
Механизмы трансмиссии велосипеда изнашиваются порой не столько от приложенных нагрузок, сколько от небрежного содержания – слипшаяся со смазкой грязь портит работу системы и быстрее стачивает зубья. Перед тем, как обслуживать кассету, необходимо ее снять – разбор и его правильная последовательность выше. Чистка звездочек на велосипеде производится специальной плоской щеточкой:
Длинные и жесткие ворсинки способны пролезть до самой оси и вычистить грязь из самых проблемных мест. После того, как мы вычистили кассету, смазываем цепь и дальше вперёд на встречу новым приключениям!
Отличия между трещотками и кассетами
Отредактировано: 18.08.2020
В трансмиссии многоскоростного велосипеда при переключении передач на заднем колесе используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.
В чем между ними разница, что и для какого велосипеда лучше использовать мы и разберемся в этой статье.
Рассуждать о плюсах и минусах каждого типа можно долго – слишком много нюансов есть в вопросе выбора кассет. В этой статье мы остановимся только на основных моментах.
Первыми, при появлении многоскоростных велосипедов, были разработаны трещотки. Затем, через некоторое время, появились кассеты, в которых исправили практически все проблемы и недочёты трещоток.
Прежде всего, давайте посмотрим, в чем конструктивно кассета отличается от трещотки.
Трещотка (Threaded Freewheel) – набор звёзд, с встроенным храповым механизмом, который накручивается на резьбу на задней втулке.
Состоит из
- 6-8 звездочек, собранных вместе, с количеством зубьев от 13-14 до 28-34.
- Механизма свободного хода: собачки, пружинки, храповик. Он позволяет прокручиваться в одном направлении и не позволяет в другом.
- Подшипника.
- Резьбового кольца для навинчивания на резьбу втулки заднего колеса.
При поломке или износе даже нескольких звёзд проще и дешевле заменить всю трещотку целиком. Хотя нельзя сказать, что это аксиома. Есть мастера, разбирающие и ремонтирующие их, но процесс этот значительно сложнее, чем при ремонте и замене звезд в кассете.
Кассета (Cassette Cluster) – набор звезд собранных или склёпанных вместе.
В отличие от трещотки, кассета надевается на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится на нём с помощью шлицевого соединения и фиксируется гайкой. Отверстие в середине кассеты имеет специальные выемки, которыми она цепляется за выступы на поверхности барабана задней втулки.
Кассеты ставят на велосипеды дорогих моделей, так как они более надежные, легкие и ремонтопригодные.
Муфта свободного хода, также состоящая из собачки, пружинки и храповика, расположена внутри барабана задней втулки. Называется такая конструкция – Cassette Freehub.
Зажимная гайка обеспечивает надежное крепление кассеты на шлицах втулки. Её можно смазывать специальным резьбовым герметиком, для предотвращения самостоятельного отвинчивания.
Звезд в кассете обычно больше – от 7 до 11. Чаще всего самая маленькая звезда имеет от 11 зубьев, а большая до 24-36. Хотя встречаются и 11 скоростные кассеты с количеством зубьев от 10 на самой маленькой до 40-42 на самой большой звезде. Стоит она правда около 250 евро.
Появились даже 12-ти скоростные трансмиссии для MTB, в которых звезды имеют от 10-11 до 50 зубьев.
Кассеты различаются по конструкциям, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы как в весе, так и в цене. Более подробно об их типах и конструкциях можно почитать в статье “Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.”
Втулки для кассеты и трещотки
Как видно из-за особенностей конструкции кассеты и трещотки для каждой из них нужна своя задняя втулка. Трещотку нельзя накрутить на втулку, предназначенную для установки кассеты и соответственно наоборот – кассету не получится поставить на втулку для трещотки.
Втулки для трещоток – с резьбой, а втулки для кассет – с барабаном, на котором есть выступы для шлицевого соединения с самой кассетой. Это различие хорошо видно на рисунке выше.
Важным плюсом при эксплуатации кассет является то, что подшипники у них расположены по краям втулки, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоток, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось втулки при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике, либо при сильных динамических нагрузках на заднее колесо.
Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в этих втулках подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или даже поломке оси.
В то же время, при покупке кассет необходимо учитывать и их совместимость со втулками разных производителей, о чём в этой статье мы рассказывать не будем.
Далее. Так как у трещотки механизм свободного хода расположен внутри, то шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем кассета, у которой механизм свободного хода расположен внутри втулки. Места там больше, поэтому шарики в подшипниках более крупные, а значит – они выдерживают большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях втулок производители устанавливают промподшипники. Таким образом, механизм свободного хода у кассеты более надежный, чем у трещотки.
Плюсы и минусы трещоток и кассет
Самый большой плюс трещоток – низкая цена. Они всегда дешевле кассет, чем и обуславливается их использование на всех типах детских, подростковых и бюджетных велосипедов.
С точки зрения надежности можно сказать так: кассета более надёжна, чем трещотка, особенно при эксплуатации велосипеда с большими нагрузками. При спокойных покатушках трещотка нормально справляется с переключением скоростей и не стоит переплачивать за кассету.
К минусам трещоток можно отнести такой момент – снять её бывает очень проблематично. Связано это с тем, что резьба на них обычная, правосторонняя, и поэтому, когда велосипедист крутит педали – он все-время закручивает трещотку на втулке. Именно поэтому, чтобы снять её с колеса, нужен специальный съемник и значительное усилие или большой рычаг.
Снять кассету значительно проще, так как прижимная гайка никак не связана с движением колеса – она просто накручивается на барабан. Снимается с помощью двух инструментов: съемника и «хлыста». Съемник вставляется в кассету, так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца. Затем на одну из больших звезд накидывается цепь хлыста, которым удерживается кассета, пока ключом со съемником откручивается прижимная гайка.
Важный плюс кассет для опытных велосипедистов – количество зубьев на самой маленькой звезде. На кассете их обычно 11, а у трещотки 13-14. Таким образом, на кассете, при одинаковом количестве зубьев на передней звезде и одинаковой скорости вращения педалей (каденсе) можно ехать быстрее. Например: если на передней звезде 32 зуба, а на задней 11, то можно разогнаться до 40 км/ч. А вот при 13 зубьях на трещотке и той же частоте вращения педалей – только до 34 км/ч.
Так же разброс передаточных чисел на звездах у кассет обычно больше и лучше, чем у трещоток.
Как визуально отличить кассету от трещотки
Если Вы держите в руках и она не установлена на велосипеде, то проще всего посмотреть: если на задней стороне есть резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.
Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.
Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, вбив её в любом поисковике, и выяснить в интернете, что это: кассета или трещотка.
Если никак определить тип не удается, можно считать так:
- если на велосипеде до 18 скоростей – то в 99% случаев там стоит трещотка;
- если 21 скорость – 95% это трещотка, кассеты на 7 скоростей – достаточно редкий случай;
- если скоростей больше 24 – кассета.
Маркировка кассет и трещоток
Обычно если в маркировке есть символы CS (Cassette Sprocket) – это кассета. Если есть буквы MF-TZ или просто TZ – это трещотка.
Количество зубьев на звездах трещоток и кассет обозначается одинаково: две цифры через дефис и буква “T”. Буква “T” от английского слова tooth – зуб, зубец.
Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.
Выводы
Трещотки отлично подходят для:
- не дорогих моделях велосипедов различных типов,
- детских,
- подростковых,
- женских велосипедов.
Если вес велосипедиста до 100 кг, он катается спокойно, без рывковых нагрузок на цепь и заднее колесо, особенно на крайние наружные звезды – то трещотка отлично справляется с задачей переключения скоростей. Часто у таких велосипедистов трещотки служат многие тысячи километров и нормально себя ведут.
Если вес велосипедиста более 100 кг или велосипед используется для длительных туристических поездок с большой нагрузкой на багажник – лучше использовать кассету. Она более надежная и легче переносит большое давление на ось задней втулки.
Если Вы любитель агрессивных стилей катания, гоняете по пересеченной местности, и при этом байк испытывает сильные динамические нагрузки на заднее колесо, например, при прыжках, скоростных горных спусках и т.п. – то однозначно для переключения скоростей нужно применять кассету.
Если Вы цените надежность, часто пользуетесь разными скоростями, Вам нужны большие передаточные числа и самое главное нет проблем с финансами – берите кассету.
И еще маленькое замечание – не забывайте еще и о планетарных втулках. В них вообще нет звезд, скорости переключаются прямо внутри втулки и не требуют никакого обслуживания.
Дополнительно можно почитать
- Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.
- Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.
- Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте
- Велосипедная цепь. Устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи
- Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи.
- Как уменьшить износ велосипедной цепи
- Типы и особенности велосипедных втулок. На что обратить внимание при замене.
Как установить кассету с лентой в мою машину?
Выполните следующие действия, чтобы установить кассету с лентой Brother TZe в устройство.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изображения машин в этом решении могут отличаться от вашей машины. Однако эти шаги применимы как к машинам PTD400, так и к машинам PTD450.
1. Убедитесь, что вы используете правильную кассету с лентой.
а. С этим аппаратом можно использовать только ленты Brother TZe.
ПРИМЕЧАНИЕ. Кассеты с лентой Brother TZ и HG несовместимы с данным аппаратом.
– Если вы используете подлинную кассету Brother TZe, перейдите к ШАГ 2 .
– Если вы не используете подлинную кассету с лентой Brother TZe, вам потребуется установить кассету с лентой Brother TZe, чтобы решить проблему.
2. Проверьте размер кассеты с лентой TZe, установленной в машине.
а. Размеры 0,13′ (3,5 мм), 0,23′ (6 мм), 0,35 (9 мм), 0,47 (12 мм) и 0,70′ (18 мм) совместимы с этой машиной.
– Если размер кассеты с лентой не соответствует спецификации устройства, установите кассету с лентой Brother TZe, размер которой соответствует спецификации.
– Если размер кассеты с лентой соответствует спецификации устройства, перейдите к ЭТАП 3 .
3. Откройте крышку отделения для ленты, потянув вверх любой из выступов, расположенных с левой и правой стороны крышки кассеты с лентой.
4. Найдите спусковой рычаг и убедитесь, что он находится в правильном положении
ПРИМЕЧАНИЕ: Рычаг фиксатора перемещается, когда открывается крышка кассеты с лентой. или закрыто. Рычаг фиксатора будет находиться в верхнем положении, когда крышка кассеты с лентой открыта. Его не следует нажимать вручную.
- Открыв крышку кассеты, найдите белый пластиковый «рычажок фиксатора».
– Если рычаг разблокировки находится в нижнем положении, пальцами потяните рычаг вверх.
– Если рычаг разблокировки находится в верхнем положении, перейдите к ШАГ 5 .
ПРИМЕЧАНИЕ. Ваша машина может немного отличаться от машины на изображениях выше. Однако рычаг разблокировки расположен в том же месте и работает так же.
5. Установите кассету с лентой TZe в аппарат.
а. Пластиковые штифты в машине совмещаются с прорезями кассеты с лентой TZe и позволяют вставлять кассеты с лентой только одним способом.
6. Сильно нажмите на кассету с лентой, чтобы убедиться, что она правильно установлена в отсек для ленты.
ПРИМЕЧАНИЕ: При установке кассеты с лентой следите за тем, чтобы лента и красящая лента не зацепились за печатающую головку устройства.
7. Плотно надавите на крышку кассеты с лентой, пока она полностью не закроется.
а. После закрытия крышка кассеты с лентой должна быть на одном уровне с нижней частью машины.
Если вы не можете установить кассету с лентой TZe или закрыть крышку кассеты с лентой после выполнения шагов, описанных в этом решении, возможно, вашему аппарату требуется обслуживание.
На машину распространяется двухлетняя ограниченная гарантия на замену.
Если проблема не исчезнет, вашей машине потребуется обслуживание.
Если машина находится на гарантии, Обратитесь в службу поддержки клиентов Brother :
https://www.brother-usa.com/contact-us
Если гарантия на машину истекла, стоимость диагностики и ремонта в авторизованном сервисном центре обычно превышает стоимость новой машины, поэтому вы можете подумать о приобретении принтера для замены этикеток. Для получения дополнительной информации о новейших продуктах посетите сайт https://www.brother-usa.com.
Как использовать фотоленту для прикрепления фотографий к Drymount Photo
Profile Photo Tape Runner — это ручной аппликатор для нанесения двусторонней ленты, который прост, быстр и удобен в использовании. Просто используйте аппликатор, чтобы нанести полоску клея шириной от 1 см до 2 см на обратную сторону фотографии или на страницу. Наклейте клейкую ленту на каждый угол, а также по центру фотографии. Затем поместите фотографию в нужное место на страницы фотоальбома и слегка нажмите.
Для увеличенных фотографий большего размера, например 5×7 дюймов или больше, мы рекомендуем заклеить лентой весь край фотографии и небольшой язычок посередине. Расположите клей близко к краю фотографии.
Клейкая лента может подходить для более тяжелого или толстого картона и предметов.
Высококачественный клей также позволит вам поднимать и удалять или перемещать вашу фотографию в течение нескольких часов, и это не повредит страницу вашего фотоальбома или вашу фотографию.
Однако клей создаст более прочную связь через несколько часов, поэтому не рекомендуется использовать эту клейкую ленту, если вы захотите удалить эту фотографию в будущем, например, для сканирования и т. д.
Вот полезное демонстрационное видео, которое мы сделали ниже, показывающее, как использовать Profile Photo Tape Runner для крепления фотографий в вашем фотоальбоме для сухого монтажа:
Со временем клей затвердеет и создаст прочную связь, надежно удерживающую ваши предметы на месте. и не деградирует. Клей официально принадлежит P.A.T. протестировано научной лабораторией и классифицировано как фотобезопасное для длительного хранения фотоматериалов.
Узнайте больше о Что такое тест P.A.T и почему он важен для фотографий ?
Профильная фотолента идеально подходит для различных целей. Вы можете использовать его, чтобы держать фотографии на месте для обрамления, вставлять фотографии в альбомы для вырезок, вставлять открытки, персонализировать подарки, школьные проекты, искусство и ремесла и многое другое.