Деревянное домостроение: Растительный орнамент на наличниках с глухой резьбой
Если рассказывать об узорах, которыми резчики украшали поверхность наличников, то волей-неволей придется обращаться к технике резьбы по дереву. Просто потому, что самые существенные различия кроются именно в ней, сакральный же смысл, в последние полторы сотни лет (а приблизительно столько лет самым сохранившимся сейчас наличникам) сейчас, конечно же, утрачен. Об этом говорит хотя бы то, что если бы в каждом городе (или области) оставалось хотя бы по одному резчику, хранящему знания о смыслах узоров домовой резьбы, то мы бы сейчас, вероятнее всего, могли держать в руках каталоги с этими узорами. Имеющие красивые иллюстрации и обильно украшенные рисунками и фотографиями.
Попытки составить такие каталоги, конечно же, предпринимались в разное время. Однако за это брались отнюдь не резчики по дереву, которые по идее должны быть носителями сакральных знаний, а историки, этнографы и другие исследователи. И причина этого весьма прозрачна — знание об этих узорах, об их применении уже несколько поколений как потеряно. И даже те резчики по дереву, что в наши дни изучают историю и на основе рисунков и исторических описаний наличников создают свои деревянные «полотна», даже они имеют весьма большой шанс ошибиться и использовать неправильно интерпретированные символы, которые не могли использоваться в этом контексте или не могли сочетаться с какими-то иными.
Поэтому при анализе и рассмотрении узоров, изображающих растения на наличниках, опираться мы прежде всего будем не на трактовки и интерпретации, а на способы и стиль украшений резных наличников как на вещь более понятную и менее подверженную различным трактованиям.
Заодно и рассмотрим различные виды домовой резьбы на примерах растительных узоров.
Бесспорно, первым наличником, о котором хотелось бы здесь упомянуть, является наличник из Нижней Синячихи, что в Свердловской области.
Рисовать растения наши предки начали невероятно давно, так что, вероятнее всего, украшать свои окна они начали именно с рисунков.
В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.
В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.
Здесь на ставнях хорошо виден растительный узор, выполненный в технике плоской (плосковыемчатой) резьбы — такого вида резьбы, который лишь незначительно отличается от рисунка, наносимого красками. Здесь использован один из самых простых подвидов плоской резьбы резьбы — контурная резьба. Она характеризуется тем, что основным элементом для нее является канавка, вырезаемая мастером и повторяющая своим контуром какой-то рисунок.
Это один из самых старых видов резьбы, и зачастую уже то, что наличник украшен именно такой резьбой, само по себе говорит о его солидном возрасте.
Вы возможно слышали об одной из теорий, согласно которой, изображение растений на наличниках должно было выполнять роль охранного оберега и способствовать хорошему урожаю. Она не везде и не всегда применима, но в целом, можно говорить о том, что занятые в земледелии регионы гораздо чаще использовали в своих орнаментах растения.
Следующий наличник, которым хотелось бы поделиться, это наличник выполненный в технике более сложной резьбы — рельефной.
Этот наличник из Нижнего Новгорода, где рельефная резьба достигла вероятно наибольшего расцвета.
Вообще, отвлекаясь от растительного узора в очелье этого наличника, нелишним будет вкратце вспомнить историю развития деревянной резьбы в целом.
Один из самых древних видов резьбы вообще и точно самый древний из ныне встречающихся — это резьба геометрическая, когда поверхность украшается неглубокими геометрическими узорами, чаще всего — треугольниками, ромбами и квадратами. Геометрическая резьба является подвидом резьбы плосковыемчатой, а та, в свою очередь — подвидом глухой резьбы. На этом наличнике из Нижнего Новгорода — геометрической резьбой можно назвать небольшие прямоугольники в основании боковых полуколонн, иссеченые диагональными линиями образующими ромбы.
Вторым подвидом той же плосковыемчатой резьбы является резьба контурная — представленная на первом наличнике.
И геометрическая, и плосковыемчатая резьба находились в плоскости поверхности, лишь немного углубляясь в нее. Однако со временем стали появляться более глубокие виды резьбы. И одной из первых стала резьба плоскорельефная. При таком типе резьбы узор немного возвышается над фоном. Пока еще незначительно — всего пару сантиметров, но это уже гораздо больше, чем при плосковыемчатой резьбе. Можно легко заметить, что очелье этого наличника из Нижнего Новгорода, как раз и представляет собой неплохой пример плоскорельефной резьбы.
После того как резчики осваивают узоры небольшого объема, незначительно выступающие над поверхностью фона, постепенно появляются всё более объемные способы резьбы по дереву. Все вместе они носят название рельефной резьбы, а подразделяются на резьбу барельефную — когда узор, объемная фигура, выступает над поверхностью фона меньше чем на половину; и горельефную — когда фигура выступает из фона больше чем на половину (есть еще контррельефная резьба, «негатив» рельефной резьбы, когда вырезается углубление, а не фигура, но на наличниках я такого никогда не встречал). Кроме того, иногда выделяют такой смешанный тип резьбы, как накладная рельефная — когда фигура вырезается отдельно, а потом накладывается на фон.
Могу предположить, что именно этим способом изготовлены полуколонны, на всё том же наличнике из Нижнего Новгорода.
Рельефная резьба весьма распространена в Тюмени:
На примере этого чудесного наличника, естественно — с растительными узорами, ведь о них же собственно речь, можно рассмотреть элементы барельефной резьбы. Собственно, и очелье, и подоконная доска, и колонны — всё убранство этого наличника относит его к рельефной резьбе.
А вот еще один пример растительного узора из Тюмени, но уже с характерными элементами накладной рельефной резьбы:
Казалось бы — тот же фон, те же объемно выделяющиеся на нём символы растений. Однако если приглядеться, то можно заметить тёмные точки на этих «растениях». Это, конечно же, гвозди, при помощи которых узор крепится к фону.
Сразу же становится и понятно, что накладная рельефная резьба — это упрощение рельефной резьбы, так сказать «эконом-вариант». Мастеру не приходится долго трудиться, выравнивая и вычищая фон между листьев объемного узора: узор готовится отдельно, доска, к которой он крепится — отдельно.
Если же фигура отрывается от фона более существенно, как на этом наличнике из Иркутска, то здесь уже (в примененении к очелью) можно говорить о резьбе горельефной или даже скульптурной (которая, кстати, уже не является подвидом глухой резьбы, так как выделяется в совершенно новый класс).
Скульптурная резьба — это закономерное развитие резьбы в объеме, когда собственно фон становится уже не нужным и фигура становится самодостаточной.
Вот здесь, по-моему, именно это и произошло.А розетки и растительный орнамент выполнены всё в той же, уже знакомой нам технике барельефной резьбы.
Таким образом, подводя промежуточный итог, можно выстроить такую иерархию рассмотренных нами видов глухой резьбы.
Глухая резьба:
- Плосковыемчатая
- Геометрическая
- Контурная
- Плоскорельефная
- Рельефная
И каждый из этих видов резьбы позволяет резчику по разному интерпретировать растительный орнамент и по разному наносить его на поверхность наличника.
В следующий раз – будем разглядывать завитушки растений, для которых была использована сквозная резьба и сравнивать их с теми, что были сделаны с резьбой объемной!
С огромным уважением,
Руководитель проекта Nalichniki.com
Фотограф Иван Хафизов.
Резные наличники — красота через века — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Красиво украшенные наличники — характерная черта старинных деревянных домов в России. Покрытые затейливыми узорами и окрашенные в яркие цвета, они придают постройке нарядный вид и выражают особый характер, свойственный той или иной области.
Строго говоря, наличники — элемент не столько декоративный, сколько практический. Дело в том, что между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой всегда остается небольшая щель. Вот ее и должна закрыть деревянная планка наличника. Но просто закрыть зазор и остановиться на этом русские мастера не могли. Традиция украшать деревянные дома в России всегда была очень развита: по карнизу пускали затейливую резьбу, не жалели сил на декорирование столбов крыльца, и, конечно, на окнах обязательно должны были быть фигурные наличники. А как иначе, если фасад — это лицо, которым дом поворачивается к улице, а значит, в каком-то смысле представляет миру своих хозяев?
Чаще всего для украшения наличников использовалась пропильная резьба, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком. Такой узор похож на деревянное кружево. Но бывает и «глухая резьба», когда рисунок вытачивается на доске стамеской. Тогда узор внешне напоминает лепнину. Иногда наличники просто покрывали лаком, но чаще красили, и трудно решить, что красивее: аккуратные, чисто белые наличники (ну точно как старинный кружевной воротничок!) или яркие наличники, окрашенные в два-три разных цвета.
Наличники, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своем относятся к периоду 1890–1960 годов. Причем внутри этого периода есть два всплеска популярности резьбы: рубеж XIX–XX веков и лет через десять после Второй мировой войны. Занимались резьбой чаще всего местные мастера. Кто-то из них был более плодовит и украсил сотни домов за свою творческую карьеру, кто-то — лишь несколько.
Интересно, что часто мастера в самых разных концах России работали в рамках какого-то общего сюжета, например вдохновлялись элементами архитектуры. Самый характерный пример — ламбрекен стиля ампир. Как известно, ламбрекен — это элемент орнамента, имитирующий фигурно свисающую ткань. Оказалось, такие ламбрекены хорошо смотрятся не только в виде лепнины дворянских домов, но и в виде узора наличников на деревянных постройках. Примеры есть в Балашове, недалеко от Саратова, в рязанском селе Восход, на севере в Томске и в Вязниках Владимирской области. Еще один мотив, подсмотренный резчиками у архитекторов, — волюты. В старых районах Иркутска можно увидеть солидные купеческие дома с огромными окнами и крутыми завитками деревянных волют — богатая Сибирь ни в чем не хотела уступать столице. Резчики небогатого городка Кашина тоже делали волюты, но поменьше, попроще. А в Киржаче Владимирской области трудилась крупная артель резчиков, придумавших необычное сочетание волют из классической архитектуры и стиля модерн: в цвете такие наличники выглядят так, будто их нарисовал Михаил Врубель.
Наличники органично вписывались в общий стиль дома — их узоры гармонировали с резьбой на фасаде и ставнях. Очень красивые примеры цельного оформления ставней и наличников можно найти в Новозыбкове Брянской области или в сибирских городах Омске, Иркутске, Красноярске.
К сожалению, домов с наличниками остается все меньше. Потому что, когда ветхие деревянные оконные рамы меняют на пластиковые, наличники чаще всего попросту сжигают, как дрова. Даже такие красивые.
Дело в том, что наличникам сильно не повезло: они не ценятся хозяевами домов и совершено не охраняются государством. Да что там, они даже не являются народным промыслом. Так вышло, что, например, ложкарное ремесло — промысел. Он не забыт, ему учат в профильных училищах. А домовой резьбой и наличниками занимались все понемногу: и столяры, и плотники, и сами хозяева домов, так что как отдельный промысел это ремесло так и не оформилось. Но все еще можно изменить! Тысячи резных домов еще стоят по всей стране, и каждый из них — экспонат самого большого в мире музея деревянного зодчества, имя которому — Россия.
Стоит только обратить на них внимание. Тут подкрасить, там бревнышко заменить, здесь резной элемент новый вырезать… И надо скорее ехать, смотреть на них, беречь и восхищаться. И хоть чем-нибудь, но помогать каждому хозяину и каждой хозяйке такого дома. Потому что в их руках не просто частный дом, а лицо деревни, лицо города и лицо нашей огромной страны.
И.Х.Хафизов
В статье использованы фотографии автора
Иван Хафизов — профессиональный фотограф. С 2007 года он путешествует по России и фотографирует старинные дома с сохранившимися наличниками. В 2010 году Иван выложил коллекцию своих снимков в Сеть и создал виртуальный музей наличников nalichniki.com. С тех пор виртуальная экспозиция постоянно пополняется, а самые интересные фотографии печатаются в виде открыток, календарей и книжек-раскрасок. В 2019 году вышла книга-альбом Ивана Хафизова «Наличники: Центральная Россия» с большими качественными фотографиями, которые позволяют рассмотреть мельчайшие детали резьбы.
Russische Architektur Holzschnitzerei Dekoration Von Einem Alten Holzhaus Geschnitzte Gesims Verkleidungsbretter Hölzerne Spitze Ornament Stockfoto und mehr Bilder von Alt
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Beschreibung
Русская Архитектура. Holzschnitzerei, Dekoration eines alten Holzhauses. Geschnitztes Gesims, Platane, hölzerner Spitzenschmuck.
ОЧИЧЕСКИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ KOLLEKTION
9,00 € Für Dieses Bild
Günstige Und Gleable Optionen Für jedes Budget
umed inbander in inderes undere underes underes jedes jedes.
Erweiterte Lizenz hinzufügen.
Bildnachweis: Valentina Sheboltaeva
Maximale Größe: 3888 x 2592 Pixel (32,92 x 21,95 см) – 300 DPI – RGB
HOCHGLE -ID: 1064622569
HOCHGLE -ID: 1064622569
HOCHGLE -ID: 1064622569
HOCHGLE -ID: 1064622569
HOCHGLE -ID. 0048
Категория:Фото | Alt
Suchbegriffe
- Alt,
- Architektur Fotos,
- Auftragen Fotos,
- Außenaufnahme von Gebäuden Fotos,
- Bauwerk Fotos,
- Dekoration Fotos,
- Dekorative Kunst Fotos,
- Fotografie Fotos,
- Gebäudefront Fotos,
- Geschichtlich Fotos,
- Gesims Fotos,
- Hausdekor Fotos,
- Historisch,
- Holz Fotos,
- Horizontal Fotos,
- Kulturen Fotos,
- Monumente Fotos,
- Niemand Fotos,
Alle anzeigen
Kategorien
- Architektur
- Reiseziele
- Städte und Gemeinden
- Berlin
Häufig gestellte Fragen
- Был ли ist eine lizenzfreie Lizenz?
- Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Alt-Bilder und Filme.
- Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
- Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder kommerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
- Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
- Von Social-Media-Anzeigen über Werbetafeln bis hin zu PowerPoint-Präsentationen und Kinofilmen: Sie können jede Datei auf iStock ändern, personalisieren und ihre Größe anpassen – einschließlich aller Alt-Bilder und Filme – genau Richtig für Ihre Projekte. Mit Ausnahme der “nur zur redaktionellen Verwendung” vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.
Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Fotos an.
Ретро окно, деревянные наличники, резьба по дереву,… – Стоковая иллюстрация [71203324]
Подписка
Номер предмета : 71203324 Увидеть все
Эта стоковая иллюстрация под названием «Ретро-окна, деревянные наличники, резьба по дереву,…»[71203324] включает теги вектор, балкон, окно. Автор статьи Veronika_Decart (№1537076). Доступны размеры от S до XL, включая Vector, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все
Ретро окно, деревянные наличники, резьба по дереву, строительный элемент. Ваза на окне. Векторная изолированная иллюстрация на белом фоне.
- 1:1 selectRatio.bind($data, ‘xwide’, true), css: { ‘selected’: cropPreview.selectedRatio() === ‘xwide’}”> 4:3
- 4:5
(8:10) - 3:2(6:4)
- Обычай
:
* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.
- Увеличить
- Образец данных
Кредиты
Кредиты (авторское право): Вероника_Декарт / ПИКСТА
Подробнее об этом элементе
- О модели и разрешении собственности
- Просмотров : 130
- Свяжитесь с автором, чтобы спросить об этом элементе
Добавить этого автора в избранное
Предлагаемые категории
- Дом/Интерьер
- Интерьер/Мебель/Дом
- украшение
- Штора
- Дом/Интерьер
- Интерьер/Мебель/Дом
- украшение
- Окно
О разрешенном или запрещенном использовании.