Реставрация политехнического музея: Реставрацию Политехнического музея в Москве продлили до 2025 года – The City

Как идёт реконструкция Политехнического музея? Часть 1 / Хабр

В прошлом посте я рассказал, где сейчас хранятся экспонаты из коллекции. А что же в это время происходит в историческом здании на Новой площади? Мне удалось несколько раз побывать на стройке, сделать фотографии и узнать у специалистов интересные факты. Так что представляю вам вторую часть рассказа о главном научно-техническом музее страны.

Дабы не вводить никого в заблуждение, сразу скажу, что, хоть я и работаю в музее, к реконструкции здания я не имею никакого отношения. Поэтому мой рассказ — это не более чем рассказ внимательного экскурсанта. Также уточню, что фотографии делались мной в разное время, некоторые — почти два года назад, так что не везде они отражают актуальное состояние строительства.

Ну что ж, все необходимые оговорки сделаны, «а теперь — слайды!».

В 2019 году здание музея сбросило строительную сетку и предстало перед горожанами в посвежевшем виде и новом (а на самом деле — историческом) цвете.

Поколения москвичей привыкли видеть Политехнический музей окрашенным вездесущей охрой, но она совершенно не шла зданию с богатым лепным декором.


Фото Константина Чалабова, РИА Новости

В сливочно-белом цвете прихотливое каменное кружево стало смотреться куда интереснее.

Политехнический музей — яркий пример русского стиля в архитектуре.

А ещё это пример того, как можно, не меняя исторический облик здания, применить смелое архитектурное решение. Только если подойти совсем близко, можно заметить, что у музея появился дополнительный этаж, расположенный ниже уровня земли. Сейчас здание стоит будто бы на острове, а к старым подъездам ведут мостики.

Такова была идея японского архитектора Дзюньи Исигами, выигравшего конкурс на реконструкцию музея. Новый этаж — это бывший подвал музея, который раньше был скрыт от взоров горожан. И, наверное, зря, поскольку он выглядит куда интереснее, чем чисто утилитарные подвалы современных зданий.

В прошлом нижний этаж был активно эксплуатируемым: в нём располагались служебные помещения и торговые лавки. Музей не мог существовать за счёт одной только продажи билетов и потому получал доход, сдавая часть помещений в аренду. Отказались от этой практики только в конце 1930-х.


Фото с сайта pastvu.com, пользователь silver44

Многие удивляются, зачем в подвале нужны окна и такие широкие арочные проёмы.

У отдельных граждан это провоцирует интересный полёт мысли.

Мы, люди XX и XXI века, с трудом представляем себе жизнь без искусственного освещения. Но когда строился музей (а первый камень в его основание заложили 9 мая 1874 года), электрические лампы ещё были объектом экспериментов, а главным источником света оставалось солнце. Поэтому в подвале были полноценные окна, а вокруг них — световые приямки. В некоторых местах они были закрыты чугунными решётками с призматическими стёклами. За XX век большая часть призм была утрачена, но в ходе реконструкции их воссоздадут заново.


Фото: пресс-служба Мосгорнаследия

В негодность пришли и многие кирпичи, так что их заменили на новые. Как мне сказали, они специально были выбраны не слишком похожими на исторические, чтобы всегда можно было понять, где оригинал, а где новодел.

Пространство, которое последние лет 80 использовалось в лучшем случае как склад, станет площадкой для выставок, а также дополнительным проходом между станциями метро Лубянка и Китай-город, поскольку музей протянулся практически от одной до другой.

Сейчас в подземном этаже, который сотрудники называют «Холодной галереей», открыта временная экспозиция, рассказывающая об истории музея и ближайших планах развития. Правда, если вы не на экскурсии, то изучать материалы можно только через сетчатый забор, что выглядит довольно странно.

Вот оригинал схемы с предыдущей фотографии. Она вполне актуальна — во всяком случае, сейчас мы исходим из того, что после реконструкции музей будет организован именно так.

В соседней витрине можно увидеть замечательный образец советского атомпанка — ТЭС-3, самоходную атомную электростанцию на четырёх модифицированных шасси танка Т-10.

Стекло в витринах сильно бликует, но мне сказали, что оно временное. К открытию его заменят на специальное музейное, которое даёт гораздо меньше отражений.

А через это стекло можно будет наблюдать за работой реставраторов, но сейчас там показывают какую-то вариацию на тему задачи о полутора землекопах.

Но хватит ходить вокруг да около. Я ведь обещал показать вам саму стройку. Поэтому лезем в дыру!

Нет, не в эту. Через эту в подвалы музея раньше подавали уголь. Вот в эту:

Извините, снял как смог.

В первые мгновения мне показалось, что я провалился в подземное королевство гномов. Со всех сторон на меня обрушились стук молотков и скрежет металла; я только и успевал уворачиваться от деловитых мастеров в шлемах касках, которые катили тачки, несли камни, бегали туда-сюда с охапками чертежей…

Всюду висят указатели, помогающие не заблудиться в огромном здании.

Кое-где вырос настоящий лес из подпорок, труб и вентиляционных каналов:

Одна из причин, по которой реконструкция длится так долго, — это сложности с фундаментом музея. Здание строили в несколько этапов: центральную часть, самую высокую и богато украшенную, закончили возводить в 1877 году, южное крыло с башенкой, выходящее к метро Китай-город, — в 1896-м, а северное, тяготеющее к стилю «модерн», — в 1907-м.

Каждая часть покоилась на своём фундаменте, причём не монолитном, а состоящем из отдельных столбов-пилонов.

За прошедшие годы некоторые из них просели настолько, что несовпадение высот между частями музея достигло метра с лишним. Фундамент нужно было полностью поменять, не разрушая здания. Каждый из 285 несущих пилонов было решено усилить железобетоном, отрезать от своего основания и поднять на домкратах, чтобы под него можно было завести стальные сваи. В какой-то момент сооружение массой более 100 000 тонн буквально висело в воздухе.


Изображения с сайта stroi.mos.ru здесь и далее используются по лицензии CC-BY-4

На следующем кадре можно заметить сваю № 398, а всего их было более 12 тысяч. В дальнейшем сваи, несущие основную нагрузку, залили бетоном и превратили в аккуратные колонны, а вспомогательные — срезали.

Добавьте сюда ещё вот что: все работы велись в самом центре Москвы с её узкими улочками, оживлённым движением и тесной сетью подземных коммуникаций. Использование тяжёлой техники было ограничено, поэтому и остатки старого фундамента, и новые балки со сваями рабочие выносили и заносили на руках.

А ниже исторического подвального этажа был создан ещё один, технический.

Там уже всё бетонное и предельно функциональное, без особых красот. Минус второй этаж будет отведён под инженерные системы — электроснабжение, вентиляцию, откачку грунтовых вод. Создание такого этажа не было предусмотрено первоначальным проектом — тогда предполагалось, что инженерное оборудование разместят на чердаке. Но сейчас все исходят из того, что чердак станет пространством для временных выставок, и, кажется, это хорошее решение. Было бы жалко, если бы такое интересное место оказалось занято оборудованием.


Архитектурный проект: бюро Wowhaus

Вообще прокладка современных коммуникаций в старинном здании оказалась очень трудоёмкой задачей. Все системы пришлось проектировать с нуля. Любопытно, что шахты дымоудаления удалось вписать в существующие дымоходы для угольных печей, которыми музей отапливался много лет назад. Также в здании появятся лифты, которых там отродясь не было, и пандусы. Теперь экспозиции смогут без проблем посещать и люди на инвалидных колясках.


Изображение с сайта stroi.mos.ru

К переделкам в музее стараются прибегать только в тех случаях, когда это строго необходимо по современным нормам. По большей части здание восстанавливают в том виде, в котором оно было задумано изначально. Так, многие арки и своды раньше были украшены росписями, которые в ходе позднейших ремонтов заштукатурили или закрыли фанерой и гипсокартоном. Строители рассказывают, что в некоторых местах толщина такого «слоёного пирога» приближалась к 1 метру. Всё это будет расчищено и воссоздано по сохранившимся фрагментам.

За последние сто лет музей пережил множество мелких ремонтов и ни одного капитального. Существующие проёмы замуровывали, потом пробивали новые; залы то объединяли, то снова разделяли… В итоге к началу XXI века уже никто не мог сказать, как в точности устроен этот московский Хогвартс с его бесчисленными лестницами, арками и переходами. Детальных чертежей не сохранилось, и здание пришлось обмерять заново. Говорят, что ни для одной пары этажей размеры не совпали.

Мы на главной лестнице в центральной части музея. Здесь многолюдно: рабочие очищают лепнину, штукатурят и выравнивают поверхности.

А тут ходят всякие с камерами, отвлекают.

Главная лестница — предмет самой строгой научной реставрации. Её планируют восстановить именно в таком виде, в каком она предстала перед посетителями музея в 1877 году. Мы же пока можем посмотреть на примерную визуализацию времён архитектурного конкурса.


Архитектурный проект: бюро Wowhaus

Мелкие детали гипсовых балясин долгие годы были скрыты под наслоениями краски. Каждую нужно кропотливо очищать, а утраченные детали — изготавливать заново по образцу.

Восстановлением лепнины занимаются неподалёку, во временной мастерской.

Здесь можно встретить те самые балясины, капители и основания колонн, декоративные вазоны и множество других деталей, формирующих облик исторического здания.

У этого мастера на столе — шаблоны для деталей вращения.

А больше всего мне понравился гипсовый лис. Интересно, где его можно будет увидеть после открытия.

На этом я предлагаю пока взять паузу. В следующей части мы прогуляемся по залам будущих экспозиций, попадём на крышу, узнаем, как изменятся внутренние дворы музея и украдкой заглянем в знаменитую Большую аудиторию, где выступал весь цвет литераторов Серебряного века и читали свои лекции нобелевские лауреаты.

Напоследок покажу отреставрированные панно «Пахарь», «Рабочая семья» и «В кузнице» с северного фасада:

Здание Политехнического музея могут открыть после реконструкции в 2025 году

https://ria.ru/20221212/politekh-1837603369.html

Здание Политехнического музея могут открыть после реконструкции в 2025 году

Здание Политехнического музея могут открыть после реконструкции в 2025 году – РИА Новости, 12.12.2022

Здание Политехнического музея могут открыть после реконструкции в 2025 году

Старинное здание Политеха на Лубянке все еще закрыто на реконструкцию. Но на свое 150-летие музей приготовил недельную праздничную программу мероприятий, в… РИА Новости, 12.12.2022

2022-12-12T06:00

2022-12-12T06:00

2022-12-12T10:12

культура

новости культуры

политехнический музей

москва

реконструкция здания и концепция развития политехнического музея

музеи

куда сходить

что посмотреть

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e6/0c/09/1837579700_0:54:1633:973_1920x0_80_0_0_d7c1c7dc4bb4263b3113a1782076eb42.jpg

МОСКВА, 12 дек – РИА Новости. Старинное здание Политеха на Лубянке все еще закрыто на реконструкцию. Но на свое 150-летие музей приготовил недельную праздничную программу мероприятий, в которых может принять участие каждый желающий.Новая концепцияЗнаменитое историческое здание Политеха, расположенное на Лубянке, закрылось 10 января 2013 года. Как сообщили РИА Новости в музее, реконструкция может продлиться до 2025 года. “Обновится не только внешний вид, но и концепция. Если раньше это было место для хранения коллекций экспонатов, проведения лекций и экскурсий, то теперь музей станет открытой площадкой для образовательных и творческих проектов. В отреставрированном здании расположится самая большая в мире техническая библиотека, модель первой советской атомной бомбы, космические аппараты, ядерные реакторы и первый советский робот-экскурсовод. Площадь музея увеличится на 16 тысяч квадратных метров”, — пояснили в Политехе. Экскурсии и “Научный электробус”В Ильинском сквере открыта выставка-тизер “Музей науки в городе” . Она рассказывает об истории Политеха как части городской среды. Москвичи и гости столицы смогут прокатиться на “Научном электробусе” – его маршрут пройдет мимо зданий Миусского трамвайного депо, Георгиевской электростанции, ГЭС-1 и ГЭС-2 и остановится у метро “Китай-город”. Будут проходить экскурсии по Открытой коллекции музея, где выставлены редкие предметы из фондов и экспозиции “Когда устройства были большими”. На мероприятии “Нерассказанные истории науки” музей расскажет о малоизвестных ученых и их открытиях, а в туре “Музей и время” – о том, как меняются культурные учреждения.Кроме того, Политех готовится к скорому открытию юбилейной выставки “Парадоксальные прорывы”. Организаторы обещают, что через историю самого музея посетители смогут проследить эволюцию науки и технологий, а также трансформацию общества и цивилизации.

https://ria.ru/20221209/muzei-1837284413.html

москва

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Татьяна Рыжкова

Татьяна Рыжкова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/09/1837579700_0:0:1633:1226_1920x0_80_0_0_2065ff026bed2dcf9bce068e832e5437.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Татьяна Рыжкова

новости культуры, политехнический музей, москва, реконструкция здания и концепция развития политехнического музея, музеи, куда сходить , что посмотреть

Культура, Новости культуры, Политехнический музей, Москва, Реконструкция здания и концепция развития Политехнического музея, Музеи, куда сходить , что посмотреть

МОСКВА, 12 дек – РИА Новости. Старинное здание Политеха на Лубянке все еще закрыто на реконструкцию. Но на свое 150-летие музей приготовил недельную праздничную программу мероприятий, в которых может принять участие каждый желающий.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в медиабанкРабочие во время реставрационных работ в Политехническом музее в Москве

Рабочие во время реставрационных работ в Политехническом музее в Москве

Новая концепция

Знаменитое историческое здание Политеха, расположенное на Лубянке, закрылось 10 января 2013 года. Как сообщили РИА Новости в музее, реконструкция может продлиться до 2025 года.

“Обновится не только внешний вид, но и концепция. Если раньше это было место для хранения коллекций экспонатов, проведения лекций и экскурсий, то теперь музей станет открытой площадкой для образовательных и творческих проектов. В отреставрированном здании расположится самая большая в мире техническая библиотека, модель первой советской атомной бомбы, космические аппараты, ядерные реакторы и первый советский робот-экскурсовод. Площадь музея увеличится на 16 тысяч квадратных метров”, — пояснили в Политехе.

Экскурсии и “Научный электробус”

В Ильинском сквере открыта выставка-тизер “Музей науки в городе” . Она рассказывает об истории Политеха как части городской среды. Москвичи и гости столицы смогут прокатиться на “Научном электробусе” – его маршрут пройдет мимо зданий Миусского трамвайного депо, Георгиевской электростанции, ГЭС-1 и ГЭС-2 и остановится у метро “Китай-город”.

Будут проходить экскурсии по Открытой коллекции музея, где выставлены редкие предметы из фондов и экспозиции “Когда устройства были большими”. На мероприятии “Нерассказанные истории науки” музей расскажет о малоизвестных ученых и их открытиях, а в туре “Музей и время” – о том, как меняются культурные учреждения.

1 из 7

Амфитеатр в “Музейном парке” перед главным входом в Политехнический музей со стороны Лубянской площади в Москве

2 из 7

Главное здание Политехнического музея. Конец XIX века

© Фото : предоставлено пресс-службой Политехнического музея

© Фото : предоставлено пресс-службой Политехнического музеяГлавное здание Политехнического музея. 1950 год

3 из 7

Главное здание Политехнического музея. 1950 год

© Фото : предоставлено пресс-службой Политехнического музея

4 из 7

Подготовка экспонатов в музее

5 из 7

Автомобиль “Руссо-Балт” модели К12-20 1911 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ.

6 из 7

Автомобиль Peugeot Bebe BP1 1913 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ

7 из 7

Автомобиль “Руссо-Балт” модели К12-20 1911 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ

1 из 7

Амфитеатр в “Музейном парке” перед главным входом в Политехнический музей со стороны Лубянской площади в Москве

2 из 7

Главное здание Политехнического музея. Конец XIX века

© Фото : предоставлено пресс-службой Политехнического музея

3 из 7

Главное здание Политехнического музея. 1950 год

© Фото : предоставлено пресс-службой Политехнического музея

4 из 7

Подготовка экспонатов в музее

5 из 7

Автомобиль “Руссо-Балт” модели К12-20 1911 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ.

6 из 7

Автомобиль Peugeot Bebe BP1 1913 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ

7 из 7

Автомобиль “Руссо-Балт” модели К12-20 1911 года выпуска на выставке “Руссо-Балт. Первый. Легендарный” в павильоне Политехнический музей на ВДНХ

Кроме того, Политех готовится к скорому открытию юбилейной выставки “Парадоксальные прорывы”. Организаторы обещают, что через историю самого музея посетители смогут проследить эволюцию науки и технологий, а также трансформацию общества и цивилизации.

9 декабря 2022, 06:30Культура

Выставка редких картин “Под знаком Рубенса” открылась в Новом Иерусалиме

Новый экспонат Государственного политехнического музея

В середине апреля выставочный зал Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского пополнился новым экспонатом: военным автомобилем-амфибией ЛуАЗ 967М. Его официально подарил Государственному политехническому музею Анатолий Шумский, президент Украинского общественного объединения «Украинский военно-исторический музей».

Он рассказал нашему корреспонденту, над чем работает этот музей, об автомобилях ЛуАЗ и об истории именно этой амфибии, которая сейчас является экспонатом Государственного политехнического музея: «Наш музей существует с 2012 года, и мы храним те предметы, которые имеют историческую ценность. А так же занимаемся реставрацией, организуем выставки, праздники и мероприятия различного характера. Наше партнерство с Государственным политехническим музеем при КПИ им. Игоря Сикорского началось несколько лет назад, а в этом году мы укрепили его договором, согласно которому амфибия была передана в дар.

Почему именно этот автомобиль? Я хотел бы сделать короткий запрос. ЛуАЗ-967М — фронтовой транспортер, полноприводная машина-амфибия, которая была создана и производилась в 1975-1989 годах на Луцком автомобильном заводе по заказу Министерства обороны СССР. Всего было выпущено около 20 тысяч автомобилей. В то время как в настоящее время, я думаю, автомобили используются всего несколько десятилетий. Основными функциями этого автомобиля являются эвакуация раненых с передовой, перевозка вооружения и выполнение разведывательных задач (имеет крайне низкий теневой экран и максимально прижат к земле).

Наталья Писаревка, директор Государственного политехнического института при КПИ им. Игоря Сикорского, попросила передать этот экспонат в дар, так как работники музея о нем только мечтали. Тем более, что на момент открытия заведующий музейным отделом Григорий Лупаренко является участником АТО и был свидетелем использования такой техники на передовой.

Анатолий Шумский рассказал историю именно этого экспоната, который отныне войдет в состав выставочного зала Государственного политехнического музея: «Изготовлен в 1986. Эту машину однажды подарил генерал армии И. Я. Свида. Он использовался в армии Южного оперативного командования, особенно во время учений, и на момент передачи был полностью изношен. Реставрация длилась около 5 лет, и я должен отметить невероятную работу нашего реставратора из Одессы Сергея Атрощенко. Последние три года ЛуАЗ-967М используется на выставках и фестивалях старинных автомобилей».

 

Кроме того, Анатолий Шумский поделился планами Украинского общественного объединения «Украинский военно-исторический музей» относительно дальнейшего партнерства с Государственным политехническим музеем при КПИ им. Игоря Сикорского. По его словам, у них была идея организовать техническую выставку на площади Государственного политехнического музея. Технологии, которые должны были быть показаны, произведены в Украине, но сейчас их производство остановлено. Есть даже идеи, какие экспонаты показать.

Напоследок добавим, что поиск и реставрация автомобильной старины для Анатолия Шумского и работа, и хобби. А на самом деле он работает на предприятии по переработке отходов лесной промышленности, которое сам создал и которым сейчас руководит. Это предприятие производит топливные пеллеты. Этот вопрос актуален, этот факт трудно отрицать. Впрочем, эту тему мы обсудим в следующий раз.

Экспонат

Киевская политехника

Новости университета

Видео

Промышленный шлюз Hudson Mohawk

Свиток

Использование прошлого с пользой в Силиконовой долине девятнадцатого века

The Burden Iron Works Museum

Burden Iron Works — металлургический завод и промышленный комплекс на реке Гудзон и ручье Винантскилл в Трое, штат Нью-Йорк. Когда-то здесь находилось водяное колесо Бремени, самое мощное вертикальное водяное колесо в истории. Широко распространено мнение, что Джорджу Вашингтону Гейлу Феррису-младшему, изобретателю колеса обозрения, довелось наблюдать за этим колесом, когда он был студентом Политехнического института Ренсселера. Место металлургического завода было внесено в Национальный реестр исторических мест как место археологических раскопок в 1977. Офисное здание Burden Ironworks ранее было внесено в список в 1972 году. ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Музей Burden Iron Works, Южная Троя, Нью-Йорк

Сьюзан Уэллетт, исполнительный директор

Часы работы:

В настоящее время МЫ ЗАКРЫТЫ НА РЕМОНТ
Мы планируем вновь открыться осенью 2023 года.0003

Как с нами связаться:

Посетите нас:
1 East Industrial Pkwy, Troy, NY 12180

Позвоните или отправьте нам факс:
518-274-5267.

Напишите нам:
[email protected]

Туры и мероприятия

Обновление: мы надеемся, что к сентябрю мы действительно сможем предложить несколько избранных туров.

Традиционно Gateway предлагает ежегодную экскурсионную программу, включающую посещение исторических мест, широко связанных с промышленной историей региона, посещение современных отраслей промышленности и нашу знаменитую экскурсию по витражам «Troy’s Tiffany Treasures». Перейдите к началу этой страницы и нажмите «Пешеходные экскурсии 2022», чтобы получить дополнительную информацию.

Этой весной в здании музея будет проведена реставрация штукатурки, а затем окончательная роспись внутри. Чтобы выполнить эту работу безопасно и эффективно, музей будет закрыт до завершения работ. В зависимости от того, как продвигается работа, мы можем предложить сокращенную экскурсионную программу в летние месяцы.

В качестве тизера для тех из вас, кто интересуется нашим туром Тиффани, мы рады возможности опубликовать небольшую историю окна Тиффани над алтарем в епископальной церкви Святого Павла в Трое. Ее написала покойная Джейн Гейл, потомок человека, в память о котором было установлено окно.

Мы благодарим мисс Гейл за разрешение разместить этот документ на нашем веб-сайте для всеобщего обозрения.

совершить виртуальный тур 2020

Сокровище Тиффани Троя

Идет экскурсия по музею Burden Ironworks, Троя, Нью-Йорк

Питер А. Гримм

Ежегодный гала-концерт 2022

Наш лауреат премии 2022 года Питер А. Гримм,
наш праздник был четверг, 22 сентября 2022

Пожертвования

Хотите поддержать наши усилия? Вы можете безопасно пожертвовать онлайн, нажав кнопку «Пожертвовать» ниже.

Или, если хотите, отправьте чек по адресу Hudson Mohawk Industrial Gateway, 1 E Industrial Pkwy, Troy, NY 12180-5942, USA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *