Пилястра в архитектуре это: Пилястра | это… Что такое Пилястра?

Пилястра

Пилястра (пилястр – итал. pilastro , от лат. pila – колонна, столб) — это вертикальный, плоский ( в плане они бывают прямоугольные, полукруглые (полуколонны) и сложной формы – например, «пучковые пилястры» или «пилястры с полуколоннами») выступ на поверхности стены или столба, оформление которого соответствует ордерной системе колонны.

Собственно от колонн пилястры имеют различие в том, что пилястры либо примыкают к стенам, либо вовсе погружены в них, а вот колонны всегда находятся обособленно. И самое главное – колонны всегда выглядят намного мощнее пилястр. Пилястры бывают самых разных форм -полукруглые, прямоугольные и разнообразных сложных форм.

Также деревянная пилястра может быть в равной степени как конструктивным, так и декоративным элементом интерьера. В современной отделке интерьеров деревом пилястры используются как декоративные элементы, закрывающие стыки между стеновыми панелями буазери .

Первые известные нам пилястры были созданы в Древней Греции во Эпоху Античности и использовались с целью поддержания потолочных арок и укрепления конструкций несущих стен. Они напоминали по своей форме колонны округлой формы, но уже в Эпоху Древнего Рима их стали делать и прямоугольными. Создавали их в те времена, что называется, “на века” – из мрамора или гранита, благодаря чему их восхитительные формы и сохранились до наших дней, и лишь позже, во времена Классицизма, пилястры стали использовать и во внутренней отделке интерьера, повторяя внешние архитектурные формы.

В современном деревянном интерьере пилястра, разумеется, уже не имеет каких-либо полезных конструктивных функций, она служит лишь элементом декора, создавая визуальный эффект многомерности стены и используется в ордерной архитектуре.

Пилястры конструктивно схожи с колоннами , так как имеют те же элементы – ствол, капитель, база. Первая часть, база — это собственно основание или, как его еще называют, подножие пилястры. База пилястры в основном декорируется “под старину” — чередующиеся ребра и углубления в массиве придают пилястре просто восхитительный вид.

Высота самой базы — 10 – 50 сантиметров. На эту базу крепится уже ствол самой пилястры, который обычно составляет порядка двух метров, а ширина ствола может быть от 12 до 30 см. Ствол оканчивается капителью. Капитель это как бы лицо пилястры, ее фронтальная часть, так как этот элемент наиболее декорирован. Ширина деревянной поверхности капители может быть до 55-65 см, хотя, разумеется, могут быть и уже. Разумеется ясно, что современные деревянные пилястры совсем не занимают много пространства в интерьере, так как их толщина не бывает обычно более более пяти-десяти сантиметров, хотя, конечно, этот аспект делается на усмотрение заказчика.


Пилястра в целом имеет такие же пропорции, как и обычная колонна , но в основном без энтазиса (от греч. éntasis — напряжение, усиление. В архитектуре это слово означает утолщение ствола колонны, расположенное обычно на 1/3 ее высоты. Использование энтазиса создает четкое ощущение напряженности колонны, устраняя оптическую иллюзию вогнутости её ствола). Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре (и аналогично в интерьере), являясь преимущественно декоративным элементом, членящим плоскость стены. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену. С эпохи Ренессанса и по наше время деревянная пилястра широко используется и в мебели, где её размещают обычно симметрично по двум сторонам шкафов, применяя как опоры.

Используются пилястры в самых разных интерьерах – от эконом-класса, где зачастую встречаются пилястры из полиуретана до эксклюзивных интерьеров загородных особняков, где этот элемент декора интерьера делают из ценных пород древесины или даже из камня.

Пилястры из стеклофибробетона и архикамня

На сайте нашей компании представлен широкий выбор моделей пилястр собственного производства. Вы можете выбрать и заказать это изделие по своему вкусу, и индивидуальному эскизу. А можете воспользоваться нашими разработками.

Общая информация

Пилястры (или полуколонны горельефного типа) полностью копируют основные черты классических колонн, но при этом являются лишь вертикальными выступами стен. По этой причине разновидности их стилей также именуют ионическими, коринфскими, дорическими и пр. Опорная функция пилястров выражена незначительно, но декоративная в полной мере выполняет свою функцию при украшении интерьеров и экстерьеров, в основном выступая в качестве вертикального разграничения поверхностей.

Использование пилястр в интерьерах и на фасадах

Расположение, размеры и форма пилястр во многом зависит от общего стиля помещений. Ими обрамляют центральные входы, дверные и оконные проемы, декорируют арочные конструкции и витрины. Особенно актуальными выглядят пилястры в эклектике, античном стиле и классике, акцентируя внимание на особо выдающихся элементах декора – каминных порталах, массивных зеркалах, крупных художественных полотнах. Кроме того, они прекрасно сочетаются с молдингами и оригинальными стенными панелями, разнообразят обтянутые тканью или винилом стены, а также прекрасно смотрятся в квартирах-студиях, разделяя гостиные с кухнями.

На фасадах декоративные колонны или пилястры исполняли несколько функций.

  • Они разделяли фасады, снижая их монотонность.
  • Являлись декоративным элементом, соединяющим этажи.
  • Их использовали при оформлении парадных входов, в качестве поддержки архивольтов или фронтона, устанавливали по сторонам дверей.
  • Активно украшали пилястрами порталы, углы зданий.

В интерьерах помещений пилястры визуально увеличивали их высоту, поэтому они часто встречаются в парадных залах. Используют их и для разделения помещения на зоны. Благодаря пилястрам можно скрыть электропроводку, дефекты стеновых поверхностей.

Немного истории

Применять пилястры для декора фасада стали еще древние римляне и греки, архитектура которых радует и поражает – это классика жанра, это застывшая музыка, которой мы любуемся до сих пор в тех произведениях искусства, которые дошли до нас спустя века и тысячелетия.

Пилястры известны, как один из архитектурных декоров, разработанных архитекторами и зодчими Древней Греции. Их с удовольствие используют и в современном строительстве для оформления фасадов и интерьеров. В эпоху средневековья этот декоративный элемент был забыт, и вновь стал востребован с эпохи раннего Ренессанса в Италии. Возобновлению использования пилястр в оформлении экстерьеров способствовал Леон Баттиста Альберти – известный теоретик архитектурного дизайна (эпоха Возрождения).

Пилястры использовали в самых известных архитектурных и интерьерных стилях – ампир, барокко, классицизм, рококо.

Пилястры в современной архитектуре. Материалы

Классические строительные материалы, которые использовали для изготовления пилястр — гипс, мрамор, гранит. Натуральный камень вообще считался наиболее подходящим для создания роскошных экстерьеров и интерьеров. Но он достаточно дорог, труден в монтаже и утяжеляет стены. При выборе дерева, значительно дороже самой древесина обойдется работа по ее резьбе. Легкий и удобный гипс – недолговечен, а полиуретан недостаточно естественно смотрится.

Пилястры из стеклофибробетона и архикамня. Достоинства

Действительно прогрессивной технология укладки универсальной распорки, стала при использовании для изготовления пилястр современных материалов с особыми качествами и свойствами – стеклофибробетона и архикамня.

Основными достоинствами данных материалов являются:

  • высокая прочность, долговечность и устойчивость ко всем видам внешних воздействий;
  • гарантия быстрого изготовления и монтажа замкового камня любой формы;
  • широкий ассортимент форм, фактур и оттенков;
  • возможность имитации натуральных материалов.

Каталог моделей пилястр нашей компании и наши преимущества

Пилястра в архитектурных словарях означает вертикальный выступ стены, обычно изображающий колонну. Они бывают различной конфигурации – прямоугольные, полукруглые и сложной архитектурной формы. В зависимости от архитектурного стиля строения, мы изготовим по индивидуальному заказу или предложим готовые варианты пилястр из нашего каталога, которые гармонично впишутся в общий дизайн.

Вы можете указать нам профиль и размеры самостоятельно либо заказать выезд замерщика – все прочие детали будут оговорены при оформлении заказа.

Для разнообразия моделей, мы предлагаем вам изготовить форму для пилястр из стеклопластика – любой конфигурации и размеров.

Надеемся, что сотрудничество с нашей компанией будет выгодным и успешным!

Звоните нам, заказывайте, а мы воплотим вашу идею в реальность, не только изготовив пилястры, например из стеклофибробетона или гипса, но и установив их в короткие сроки и по оптимальной цене.

Мы работаем быстро и качественно, уважаем и ценим время своих клиентов и собственный имидж честного и добросовестного партнёра.

Определение пилястры в истории искусств.

(существительное)

Прямоугольная колонна, частично выступающая из стены, к которой она прикреплена; он создает вид опоры, но служит только для украшения.

(существительное)

Прямоугольная колонна, частично выступающая из стены, к которой она прикреплена, создающая впечатление опоры, но используемая только для украшения.

  • Архитектура эпохи Возрождения

    • Например, фасады церквей этого периода обычно увенчаны фронтоном и организованы в виде системы из пилястры , арки и антаблементы.
    • Архитекторы эпохи Возрождения также включили колонны и пилястры , используя в качестве моделей римские порядки колонн (тосканские, дорические, ионические, коринфские и композитные).
    • Ордеры могут быть как структурными, поддерживающими аркаду или наличник, так и чисто декоративными, упирающимися в стену в виде пилястр .
    • В эпоху Возрождения архитекторы стремились использовать колонны, пилястры и антаблементы как единую систему.
    • Одним из первых зданий, в котором пилястр использовались как интегрированная система, была Старая ризница (1421–1440) Брунеллески.
  • Архитектура эпохи Возрождения во Флоренции

    • Они также широко использовали классические античные особенности, такие как упорядоченное расположение колонн, пилястр , перемычек, полукруглых арок и полусферических куполов.
    • Палаццо Ручеллаи, роскошный таунхаус, построенный в 1446–1451 годах, олицетворял новые черты архитектуры эпохи Возрождения, включая классическое расположение колонн на трех уровнях и использование пилястры и антаблементы в пропорциональном отношении друг к другу.
    • Его работы включали фриз в классическом стиле, украшенный квадратами, четыре бело-зеленые пилястры и круглое окно, увенчанное фронтоном с доминиканской солнечной эмблемой и окруженное с обеих сторон S-образными завитками.
  • Каролингская архитектура в раннем европейском средневековье

    • Например, сторожка монастыря в Лорше, построенная около 800 г. н.э. в Германии, является примером классического вдохновения каролингской архитектуры, построенной в виде зала с тремя арками, возвышающегося над воротами, с арочным фасадом, перемежающимся классическими колоннами в римском стиле. и пилястры выше.
  • Буддийская каменная архитектура

    • Здесь можно найти большое количество декоративной скульптуры — замысловатые резные колонны и рельефы, в том числе карнизы и пилястры .
    • Большое количество декоративной скульптуры — замысловатые резные колонны и рельефы, включая карнизы и пилястры — найдены в пещерах Аджанты.
  • Архитектура Ранней Римской империи

    • Верхняя полоса также пронизана рядом окошек, между которыми вставлены композитные пилястры .
    • Однако, несмотря на эту иллюзию, зацепные колонны и пилястры носили чисто декоративный характер.
  • Искусство во втором тысячелетии до н. э.

    • Вавилонская архитектура отличалась пилястрами и колоннами, а также фресками и эмалированными плитками.
  • Архитектура греческого периода высокой классики

    • Внутри каменная скамья поддерживала 10 коринфских пилястр , все они прикреплены к вогнутой поверхности стены.
  • Архитектура Дженне

    • Построенные с внушительными фасадами с пилястрами -подобными контрфорсами, многие из них имеют искусно расположенные вершины, образующие парапет над входной дверью.
  • Архитектура маньеризма

    • Его вилла Фарнезина 1509 г.представляет собой очень правильный монументальный куб из двух равных этажей с нишами, сочлененными порядками пилястр .
  • Микеланджело

    • Этот экстерьер окружен гигантским ордером коринфских пилястр , установленных под немного разными углами друг к другу, в соответствии с постоянно меняющимися углами поверхности стены.

Пилястерфобия М. Ложье | Архитектура здесь и там

Пилястра в стене Пантеона в Риме. (123RF.com)

Очерк архитектуры был анонимно опубликован в 1753 году аббатом Марком-Антуаном Ложье, который вскоре после этого вышел из иезуитского ордена, что позволило его имени появиться в следующем издании. Это самая удивительная книга. В главе 1 «Общие принципы архитектуры», статье 1 «Колонна» он описывает основополагающую черту классического канона, а затем переходит к своего рода «Двухминутке ненависти» к его младшему брату, бедной пилястре. Ложье хочет пилястру, о боже!

Пилястра — это колонна, которая вместо того, чтобы стоять отдельно, частично встроена в стену. Обычно он квадратный, тогда как колонны обычно круглые. Пилястры в основном предназначены для того, чтобы придать стене ощущение структуры, создавая ритм, но на самом деле не выполняя тяжелой работы, как это делают колонны. Пилястры часто сочетаются с настоящими отдельно стоящими колоннами, так что в колоннаде могут быть парные пилястры и колонны, упорядоченно марширующие вдаль (по крайней мере, по всей длине стены). Звучит довольно прилично!

Вот немного гадости, которую Ложье бросает на пилястру:

При входе в неф Версальской капеллы всех поражает красота ее колонн, живописный вид сквозь межколонные промежутки; но как только подходишь к апсиде, найдется человек, который не заметит с сожалением глупого прерывания прекрасного ряда колонн удручающей пилястрой. Таким образом, можно быть совершенно уверенным в том, что использование пилястр является одним из величайших злоупотреблений, которые нашли свое применение в архитектуре. … Пилястра — легкомысленное украшение, которое нашло самое широкое применение; он даже был женат на колонне, которая, кажется, находится там как его неразлучный спутник. Был ли когда-нибудь более нелепый матч? Что означает включенная колонка за отдельно стоящей колонкой? Честно говоря, я не знаю, и я бросаю вызов кому-либо, чтобы объяснить это.

Ну, если оставить в стороне противоречие в терминах «несерьезное украшение», даже если оно «просто» декоративное, пилястра по этой причине выполняет необходимую функцию. Ложье, кажется, оспаривает идею о том, что пилястры могут заменять колонны вдоль стены, если колонны стоят слишком дорого. Но лучше ряд пилястр, чем глухой фасад. Гораздо лучше.

Ложье метко прицеливается также в пилястры Maison Carrée в Ниме, Франция, завершенного во 2 г. н.э., в котором есть крыльцо с колоннами, но фасады храмов украшены закругленными пилястрами. Эти предполагаемые мерзости не были настолько оскорбительны, чтобы оттолкнуть Томаса Джефферсона, для которого это здание служило образцом американского классицизма. Фактически, он включил их прямоугольную версию в свою столицу штата Вирджиния в Ричмонде, построенную по образцу Maison Carrée.*

Аббат также проводит яростные атаки на пьедесталы у основания колонн, спиральные колонны, колонны с нестандартным энтазисом (вздутием) и различные другие особенности, возникающие, когда архитектор осмеливается на цыпочках выйти за рамки принципов Витрувия.

Британские архитекторы веками спорили о том, что предпочтительнее: готический или неоклассический стили – действительно, для одной стороны другая представляла собой не что иное, как воплощение дьявола. Готика предположительно представляла римский католицизм, тогда как неоклассика представляла англицизм. Явно непримиримые, если правда, а что? Отруби себе голову!

В Провиденсе, Х.П. Лавкрафт приветствовал снос готического здания суда, построенного в 1877 году, и здания суда в неогеоргианском стиле, построенного в 1926–1933 годах. Для Лавкрафта, убежденного нативиста (сегодня мы бы сказали, расиста), готика напоминала иммигрантов, наводнивших Провиденс из Ирландии и Италии. Он ненавидел их за то, что они разрушали колониальную атмосферу города. Однако представление Лавкрафта о «современном» включало в себя неоклассику и изящные искусства, которые, как он писал в письме в «Провиденс джорнал» в 1929 году, представляли собой «однородно современное, коммерчески эффективное и демонстративно роскошное любой ценой».

Это было до того, как в Провиденсе появилась современная архитектура. Теперь угрозы нашей красоте реальны, и не только в столице Маленького Роди. До модернизма споры бушевали из-за пустяков. Дело в том, что резкие разногласия по поводу дизайна уходят в прошлое на много веков, если не дальше. Конечно, если бы в архитектуре не было недостатков, нам пришлось бы их изобретать.

О, как бы я хотел, чтобы мы вернулись во времена такой простой, беспочвенной ненависти! Как освежает по сравнению с войнами стилей наших дней!

***

* Колдер Лот, бывший государственный охранник штата Вирджиния, предлагает интересную информацию о том, любили ли Джефферсон пилястры или нет:

Джефферсон рассматривал полукруглые пилястры, такие как Maison Carrée, в одном из своих ранних проектов Капитолий Вирджинии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *