общие сведения. Названия греческих архитектурных ордеров
Архитектурный ордер широкое распространение получил во времена Античности. По сути, это строечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны.
Основные элементы
Витрувий в своей работе изложил принципы построения ордеров. Для вычисления параметров конструкции за основу брался модуль, представлявший собой нижний диаметр колонны. Он был мерилом размеров всех деталей.
Архитектурные ордера Древней Греции имели набор стандартных элементов, отличались соотношением их величин и художественным оформлением. Они состояли из колонны (column), антаблемента (entablature) и пьедестала. Первая, в свою очередь, включала три элемента:
Стержень колонны — наибольшая ее часть, его толщина уменьшается с высотой, но неравномерно. Капитель образует верхнюю часть, на нее идет непосредственная нагрузка всех вышележащих элементов здания. Функция базы понятна из ее названия: она представляет собой основу фуста.
Антаблемент, верхняя часть конструкции, также имеет тройную структуру. Его составляют архитрав (architrave), фриз (frieze) и карниз (cornice). Архитрав образует перекрытия между колоннами, он является главной несущей частью антаблемента. Фриз — средний элемент. Архитектурные ордера Античности характеризуются разным исполнением этой детали: он мог быть гладким или с изображением. Карниз венчает колонну, часто он украшался дентикулами (dentils), или, как еще их называют, ордерными сухариками — рядом прямоугольных выступов.
Пьедестал — нижняя часть колонны, ее основа, чаще всего имел ступенчатую структуру. Колонна «вырастала» из стилобата (stylobate) – верхней ступени.
Архитектурные ордера Древней Греции
Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах.
Названия греческих архитектурных ордеров дают представление о том, в какой области древнего государства они возникли. Появившись каждый в своей местности, в VI веке до н.э. ионический и дорический типы колонн быстро распространились по всей Греции. Коринфский ордер не пользовался большой популярностью. Он стал более востребован уже в Древнем Риме.
Величие и простота
Дорический архитектурный ордер отличался сведенным к минимуму числом декоративных деталей. Колонна не имела базы, поскольку опиралась непосредственно на стилобат. Ствол сужался неравномерно, где-то на одной трети высоты находилось небольшое утолщение. Поверхность столба была покрыта желобками – каннелюрами. Как правило, их было всего 20. Каннелюры придавали определенную декоративность монументальной конструкции: они создавали игру света и тени, визуально увеличивая высоту столба. Встречались варианты колонн и с гладкими стволами.
Капитель имела округлую основу, на которой лежал квадрат. На нее опирался гладкий архитрав. Фриз содержал триглифы — прямые полосы с треугольными выемками между собой, сгруппированные по три. Между триглифами находились промежутки (методы) либо гладкие, либо заполненные орнаментом. Под карнизом часто располагался ряд ордерных сухариков.
Знаменитые на весь мир
Дорический ордер большинству знаком по таким шедеврам античной архитектуры, как Парфенон и храм Гефеста. Строгие мужественные колонны украсили и строения, посвященные Посейдону на мысе Сунион, а также Афее на острове Эгина.
Дорический — самый простой с точки зрения декора архитектурный ордер. Виды, появившиеся в Ионии, а затем и в Коринфе, отличаются большим количеством украшений и художественных деталей.
Женственность, воплощенная в камне
Дорийской строгости была противопоставлена мягкость и даже некоторая нежность ионического ордера. Колонны этого типа возвышаются над округлой базой, по виду напоминающей несколько сложенных друг на друга колец. Столб длиннее, чем в дорийском варианте. От этого колонна кажется более стройной. Каннелюры более глубокие (всего их 24), а капитель украшена валютами (завитками).
Ионический антаблемент довольно узкий и включает в себя три горизонтальные части: гладкий архитрав, фриз, не имеющий триглифов, и немного выступающий карниз с рядом дентикул. Среднюю часть антаблемента часто украшали рельефами.
Создавая такую колонну, древние архитекторы уподобляли ее женщине со стройным станом, вьющимися волосами-валютами и ниспадающими складками одежды – каннелюрами.
Происхождение
Витрувий в своем трактате писал, что ионический архитектурный ордер возник во время возведения Эфесского храма. Необходимость в новой форме возникла из-за желания найти стиль, воплощающий дух греческих племен, населяющих местность, и противопоставить его дорийскому. Воплощение задуманного принесло вожделенные плоды: ионический ордер известен не меньше, чем его строгий собрат, и также относится к числу классических.
Ученые полагают, что формирование нового типа колонн происходило постепенно, и Эфесский храм стал лишь квинтэссенцией всех предыдущих этапов. Так или иначе, а ионический ордер действительно воплощает утонченность и элегантность. Недаром его использовали при постройке храмов Ники Аптерос и Артемиды Эфесской, последний в итоге удостоился звания одного из семи чудес света.
Младший собрат
Коринфский ордер, как уже отмечалось, особое распространение получил в Древнем Риме. На территории Греции его считали ответвлением ионического. Действительно, эти ордера имеют много схожих элементов. Высокий стержень с 24-мя каннелюрами стоит на округлой базе. Главное отличие — это капитель, состоящая из шестнадцати валют в сопровождении акантовых листьев, расположенных в два ряда.
Антаблемент схож с соответствующим элементом в структуре ионического ордера: он включает разделенный архитрав, фриз, дополненный рельефом, и карниз с зубцами. Отличие строений с использованием таких колонн в том, что они поддерживали не двухскатную крышу, а плоскую.
Если продолжать метафору мужественности и женственности, то третий греческий ордер скорее обладает чертами, свойственными юной девушке: некоторой кокетливостью и любовью к изысканным украшениям. Самыми ранними из найденных образцов коринфского ордера считаются колонны храма Аполлона в Бассах.
Приемники
Греческие архитектурные ордера продолжили свое существование и в Древнем Риме. Они использовались мастерами, творившими облик городов империи. Параллельно тут появились и новые формы: тосканский и композитный архитектурные ордера. И наименование деталей, и общая логика построения сохранились.
Композитный ордер — «потомок» ионического и коринфского. Тосканскому присущи черты, делающие очевидным его родственные связи с дорийским: строгие колонны без капителей, гладкий архитрав и фриз, округлая без украшений капитель.
После падения Римской империи интерес к подобным архитектурным формам постепенно затих и вновь возродился лишь в XV веке, когда был обнаружен трактат Ветрувия. Здания в стиле классицизма, который оформился чуть позже, также обязательно содержали колонны или подобные им элементы. Следует отметить,что сегодня архитектурные ордера, дошедшие до нас сквозь толщу веков, довольно часто используются при создании и художественном оформлении новых шедевров.
Билет №6. Арх. ордер. Возникновение и развитие ордерных систем античной архитектуре — Мегаобучалка
Архитектурный ордер – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.
Дорический ордер (муж). Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.
Ионический ордер (жен). Появился около середины VI в. до н.э. Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
Коринфский ордер (дев, растительная капитель).
Все идеи брали из природы:
Фронтон – небо;
Стелено – земля
Колонны – люди
Потолок – Поднебесное пространство
Абака – квадрат – небо
Эхин – чаша небесных вод
Канелюры – потоки воды и т.п.
6) архитектурный ордер. возникновение и развитие ордерных систем в античной архитектуре
Ордер – это порядок расположения частей стоечно-балочной системы. Древние греки определяли строгий состав ордера: колонна (опора) и антаблемент (балка), исполнненные в пропорциональном соотношении в соответствии с теорией архитектурной композиции, разработанной древнегреческими зодчими. Ордер дает человеческую шкалу размеров, а его главный элемент – колонна –воплощает образ человека. Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Также называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
Билет № 7 . Архитектурные ордера древней Греции. Типы, их структура, детали.
Дорический ордер.
Зубчатый дорический ордер, модульонный дорический ордер. в обоих ордерах различие в антаблементах и капителях, базы и пьедесталы у них обработаны одинаково.
Дорическая колонна не имеет базы, её ствол устанавливается непосредственно на стилобат. В разрезе колонна представляет собой круг. сужается кверху, чуть ниже середины колонна имеет едва заметное утолщение – энтазис – позволяющее смягчить впечатление строгости и жёсткости, которое колонна производила бы, имея точную геометрическую форму. Ствол обрабатывается по всей длине желобками-канелюрами, число которых 20 (доряне считали, что в сутках 20 часов). Верх колонны либо напрямую, либо через посредство трех валиков переходит в капитель.
Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки, расширяющейся кверху, — эхина, — и лежащей на ней квадратной плиты — абаки Дорическая колонна при всей простоте своей формы прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею.
Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: его нижний горизонтальный пояс — архитрав — гладкий, не расчленяющийся на элементы. Верхний горизонтальный пояс — фриз — отделяется от архитрава узкой выпуклой полоской. Фриз состоит из двух чередующихся частей – слегка выступающих триглифов и полей между ними — метоп. Триглифы являются декоративным выражением торцовых окончаний лежащих на архитраве балок перекрытия. Они украшаются двумя полными вертикальными канелюрами и ограничивающими края половинками канелюр. Метопы, первоначально гладкие, позднее стали украшаться рельефными изображениями ритуальных предметов и мифологических сцен. Завершается антаблемент сильно выступающим наружу карнизом. И в дорическом, и в ионическом ордере карниз состоит из нижней тяги, слезника и верхней тяги.
Ионический ордер Основное отличие ионического ордера от дорического состоит в бóльшей утончённости и усложнённости образа, увеличении количества деталей. Колонна – выше и стройней дорической – устанавливается на профилированную базу, состоящую из нескольких круглых валов, отделённых друг от друга узкими впалыми желобками.
Наиболее характерной чертой ионической колонны является более сложно обработанная капитель. Эхин ионической капители декорировался характерным рельефным мотивом яцеобразных иоников (“овы”). Абака по обеим сторонам закручена в спиральные волюты, завитки которых обводятся выпуклыми ободками, сходящимися в центре волюты в круглый “глаз”. Между волютами и архитравом располагается тонкая горизонтальная прокладка — импост. Другими орнаментальными мотивами, кроме уже упомянутых иоников, используемыми в ионическом ордере, являются киматий и перлы (бусы
Архитрав ионического антаблемента делится на несколько — обычно три — горизонтальных пояса, выдающихся один над другим, и отделяется от фриза узкой полочкой с орнаментированным зубчиками или иным образом желобком под ней. Фриз представляет собой широкую ленту, гладкую или украшенную скульптурным орнаментом в виде голов жертвенных животных, гирлянд цветов или сцен мифологического содержания. Карниз антаблемента, также отделенный от фриза орнаментированной полоской, сильно нависает над ним и состоит из обычных трех элементов. В нем отсутствуют модульоны, он разработан горизонтальными профилями украшенными резным рельефным орнаметом в виде иоников,
Коринфский ордер один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с нитками, поставленную на надгробную плиту.
Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом во 2-й половине V века до н. э. Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионического ордера.
7) архитектурные ордера древней Греции: типы ордеров их структура, детали
Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э..
Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным
Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части:
Ø карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
Ø фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
Ø архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
8) архитектурная профессия в древнем Риме. специфика архитектурных задач, обучение профессии
9) ордерные системы античного Рима. капители колонн их форма и детали
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр. Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
12) Архитектурная профессия в эпоху возрождения в Италии. появление архитекторов профессионалов. обучение профессии
Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.
15) архитектурная профессия в России в эпоху Петра I. появление и развитие профессионального образования
В допетровскую эпоху строительные начальники назывались зодчими, палатными мастерами, каменными или плотницкими старостами. Профессия «архитектор» впервые упоминается в указе Петра I, датированном 1714 г., который предписывал строить дома в Москве и Санкт-Петербурге «не иначе как по составленным архитекторами» планам. Российское государство нуждалось в возведении фортификационных и гражданских сооружений, поэтому требовалось создать государственное учреждение, ведавшее казённым строительством, причём основу его штата должны были составить не чиновники, а специалисты, обладавшие профессиональными знаниями и опытом. Поэтому Пётр I в 1712 г. заменил старый Приказ каменных дел образца XVI в. на Канцелярию городовых дел, которая через 25 лет, при Анне Иоанновне, трансформировалась в Канцелярию о строении Санкт-Петербурга, а при Екатерине II в 1762 г. получила название Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. (Рассказу о её деятельности была посвящена статья, опубликованная в № 20 журнала «Территория и Планирование», 2009 г. ) К 1737 г. российские архитекторы состояли на службе в Канцелярии о строении Санкт-Петербурга, при Адмиралтействе и ряде других учреждений. Помимо главных и младших архитекторов в их штатах числились «архитектурии поручичьего ранга» и «архитектурии ученики», которые не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процессы строительства, составляли рапорты о замеченных ошибках. Такая практика существовала и в течение двух последующих столетий.
20) понятие формы в архитектуре
Форма – зрительно воспринимаемая организованная система произведения архитектуры, обладающая эстетической ценностью и несущая смысловую эмоциональную нагрузку Форма арх. Объекта выражает способ его организации и способ существования в контексте среды и культуры.
21) основные факторы формообразования в архитектуре факторы:
· 1)Объективные (материальные) -функциональный -конструктивно технический -градостроительный контекст среды -региональный (климат, ландшафт и т д) -специфические ср-ва арх. Композиции
· 2)Субъективные (идейно-образные, зависит от архитект.)
22) Функция в архитектуре. Взаимодействие функций и формы
Функция – это комплекс решаемых архитектурой мат. практических и эстет. задач. Определяет связь между архитектурой и обществом взаимодействие ф. и ф.:
· 1)выявление частей функц. системы в арх. форме
· 2)универсальная форма (многообразие использ.)
· 3)развивающаяся форма (метабол)
Архитектурные ордера
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Архитектурные ордера
Методические указания и программа-задание к курсовому проекту
для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура»
Хабаровск
Издательство ТОГУ
2009
УДК 72. 014(076/5)
Архитектурные ордера: методические указания и программа-задание к курсовому проекту для студентов 1-го курса специальности 270301.65 «Архитектура» / составитель: Н.Н. Панчук.- Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009
Методические указания разработаны на кафедре «Архитектура и урбанистика».
Включают общие сведения по методике и основам проектирования.
Печатается в соответствии с решениями кафедры «Архитектура и урбанистика» и методического совета института архитектуры и строительства.
©Тихоокеанский государственный
университет,2009
Оглавление
Общие сведения………………………………………………..…………………. 6
Понятие и структура ордера …………………………………………………. 6
Классификация ордеров ………………………………………………………… 7
Понятие архитектурного облома…………………………………………….
.. 12
Пропорции ордеров…………………………………………………………… 14
Тосканский ордер……………………………………………………………… 15
Дорический ордер…………………………………………………………….. 17
Ионический ордер…………………………………………………………….. 19
Коринфский ордер …………………………………………………………… 23
Композитный ордер……………………………………………………………. 25
Программа-задания………………………………………………………….. 26
Библиографический список ………………………………………………….. 27 Приложение. Примеры студенческих работ, графические рисунки………… 28
Общие сведения
Среди
курсовых проектов, выполняемых на
младших курсах, проект «Архитектурные
ордера» занимает особое место в учебном
процессе и образовании будущих
архитекторов. Это первый проект по
изучению стоечно-балочной системы, что
способствует пониманию композиционных
сторон классических памятников
архитектуры. Здесь студенты впервые
знакомятся с основами архитектурной
графики, обучаются основам методики
проектирования архитектурных объектов.
Методические указания дают общие
представления о предмете проектирования,
о понятии архитектурного ордера и его
пропорциях. Методические указания
включают два приложения, в них…
Цель и задачи проекта: изучение архитектурных ордеров как стоечно-балочной тектонической системы, знакомство с основными частями и элементами ордера, пропорциями и формами ордера, освоение и совершенствование навыков архитектурной графики и композиции.
Понятие и структура ордера
В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.
Эта конструктивная
система, возникнув в доисторические
времена, с течением времени нашла свое
художественное выражение в архитектуре
античного мира. Здесь окончательно были
установлены закономерности её построения,
найдена художественная форма,
соответствующая этой конструкции.
Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером. Элементы ордера, часто воспринимающиеся человеком как декоративные, на самом деле несут серьезную конструктивную и функциональную нагрузку, при этом они выражаются в эстетичной форме, веками вырабатываемой античными архитекторами.
Величие
римских ансамблей должно было отражать
торжество завоевателей, богатство
поработителей и призвано было формировать
сознание превосходства граждан Рима.
Поэтому римские ордера развивались в
двух направлениях – совмещения человеческих
масштабов с грандиозностью сооружений
и насыщения архитектурных форм пышностью.
На римской земле до заимствования
греческой культуры развивались
конструктивные приемы строительства,
в основу которых были положены арки и
своды. Стоечно-балочные конструкции
были знакомы римлянам, но тогда еще
не находили такого широкого применения,
как в Греции, и не имели строгих ордерных
построений.
Ордер до сих пор не потерял своей выразительности и привлекательности для архитекторов. Архитекторы используют ордер не только как конструктивную систему, но и как декоративный элемент, часто в значительной степени стилизуя его.
Архитектурный
ордер –
вид архитектурной композиции, состоящей
из вертикальных (колонны, пилястры)
и горизонтальных (антаблемент) частей
в соответствующей архитектурно-стилевой
обработке, в классической форме
сформировавшийся в Древней
Греции.
Название ордер происходит от латинского «ordo» – строй,
порядок. Это название впервые упоминается
у римского теоретика архитектуры второй
половины I в. до н. э. Витрувия,
автора трактата «Десять книг по
архитектуре». Различают пять классических
ордеров: дорический,
ионический
и коринфский
возникли в Древней
Греции,
тосканский
и композитный –
в Древнем
Риме.
греческих архитектурных ордеров | Обзор истории искусства Западная традиция Часть 1
Архитектурный ордер описывает стиль здания. В классической архитектуре каждый ордер легко идентифицируется по пропорциям и профилям, а также по различным эстетическим деталям. Стиль используемого столбца служит полезным указателем самого стиля, поэтому определение порядка столбца, в свою очередь, определит порядок, используемый в структуре в целом. Классические ордера, описанные ярлыками дорического, ионического и коринфского, служат не просто описанием остатков древних зданий, но и показателем архитектурного и эстетического развития самой греческой архитектуры.
Дорический ордер
Дорический ордер
Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов, таких как дерево, к постоянные материалы, а именно камень. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов — вертикальных пластин с тремя делениями — и метоп — квадратных пространств для росписи или скульптурного украшения. Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.
Иктинос и Калликрат, Парфенон, 447–432 гг. до н. э., Афины
Дорический ордер возник на материковой части Греции в конце седьмого века до н. э. и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала пятого века. до н.э., хотя известные здания, построенные позже в классический период, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще использовали его. К 575 г. до н. э. орден может быть правильно идентифицирован, причем одними из самых ранних сохранившихся элементов являются метопные таблички из храма Аполлона в Термоне. Другие ранние, но фрагментарные примеры включают святилище Геры в Аргосе, обетные капители с острова Эгина, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Дорический ордер, возможно, находит свое наиболее полное выражение в Парфеноне, ок. 447-432 гг. до н.э., в Афинах, спроектированный Иктиносом и Калликратом.
Ионовый заказ
Ионная капитал, северное крыльцо Эрехтиона, 421-407 г. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины
Ионный Орден
Как предполагают его названия, Ион. в Ионии, прибрежном районе центральной Анатолии (сегодня Турция), где располагалось несколько древнегреческих поселений. Завитки, орнаменты в виде завитков характеризуют ионическую капитель, а основание поддерживает колонну, в отличие от дорического ордера. Ионический ордер возник в Ионии в середине шестого века до нашей эры и был перенесен в материковую Грецию к пятому веку до нашей эры. Среди самых ранних примеров ионической капители – вотивная колонна с надписью из Наксоса, датируемая концом седьмого века до нашей эры.
Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный архитектором Ройкосом
c. 570-560 гг. до н.э., было первым из великих ионических зданий, хотя вскоре было разрушено землетрясением. Храм Артемиды в Эфесе шестого века до н. э., чудо древнего мира, также был построен по ионическому проекту. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона 447–432 гг. до н. э., в частности, на ионический фриз, окружающий целлу храма. Ионные колонны также используются в интерьере монументальных ворот Акрополя, известных как Пропилеи, ок. 437-432 гг. до н.э. Ионический порядок был повышен до внешнего порядка при строительстве Эрехтейона, ок. 421-405 гг. до н.э., на Афинском Акрополе, изображение ниже.
Северное крыльцо Эрехтейона, 421-407 гг. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины
Ионический ордер отличается изящными пропорциями, которые создают более стройный и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.
Греческий ордер
Коринфский ордер
Коринфская капитель
Коринфский ордер является одновременно последним и самым сложным ордером классической архитектуры. Этот ордер использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и породил, в свою очередь, композитный ордер. Как следует из названия, истоки ордена были связаны в древности с греческим городом-государством Коринфом, где, согласно архитектурному писателю Витрувию, скульптор Каллимах нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину (Vitr. 4.1. 9-10). С точки зрения археологии, самая ранняя известная коринфская столица происходит из храма Аполлона Эпикурия в Бассах и датируется ок. 427 г. до н.э.
Лист аканта
Определяющим элементом коринфского ордера является искусно выполненная резная капитель, в которой растительных элементов даже больше, чем в ионическом ордере. Стилизованные резные листья аканта растут вокруг капители, обычно заканчиваясь чуть ниже счетов. Римляне предпочитали коринфский ордер, возможно, из-за его тонких свойств. Орден используется во многих известных римских архитектурных памятниках, включая Храм Марса Ультора, Пантеон в Риме и Maison Carrée в Ниме.
Наследие греческого архитектурного канона
Канонические греческие архитектурные ордера на протяжении тысячелетий оказывали влияние на архитекторов и их воображение. Хотя греческая архитектура сыграла ключевую роль в вдохновении римлян, ее наследие простирается далеко за пределы античности. Когда Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт посетили Грецию в период с 1748 по 1755 год и впоследствии опубликовали «Афинские древности и другие памятники Греции», 1762, в Лондоне происходила неоклассическая революция.
Захваченная размеренными рисунками и гравюрами Стюарта и Реветта, Европа вдруг потребовала греческих форм. Такие архитекторы, как Роберт Адам, возглавили неоклассическое движение, создав такие здания, как Кедлстон-холл, английский загородный дом в Кедлстоне, Дербишир. Неоклассицизм даже перепрыгнул через Атлантический океан в Северную Америку, еще больше распространив богатое наследие классической архитектуры и сделав греческие архитектурные ордера не только чрезвычайно влиятельными, но и вечными.
Текст д-ра Джеффри А. Беккера
5 ОСНОВНЫХ ОРДАНОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Колонна — это элемент, который сопровождал архитектуру с момента ее зарождения, элемент, который превзошел причины своего рождения и на протяжении всей истории стал одним из самых основные элементы архитектуры.
Какие типы колонн классической архитектуры существуют? Каковы их отличительные особенности?
Происхождение колонны находится в Древнем Египте, но именно Древняя Греция дала этому элементу большой импульс для развития.
До того, как греки открыли мрамор, они строили свои храмы из дерева. С «открытием» мрамора они превзошли египтян, которые построили свои колонны из известняка.
Позднее римляне усовершенствовали колонну как структурно, так и эстетически. Часто, выходя за пределы своей основной роли структурного элемента, колонна имеет эстетическую вуаль, раскрывающую экономическое/историческое развитие того периода, когда она использовалась.
Колонна, как бы она ни была усовершенствована, остается основным инструментом для выражения абсолютной власти![1]
В основном колонна представляет собой вертикальный опорный элемент, состоящий из трех частей:
Основание
Корпус
Капитель
Существует 5 основных классических архитектурных ордеров, три из которых зародились в древнегреческой цивилизации. Ордер — это особый строительный стиль в классической архитектуре, отличающийся от цоколя, капительных колонн и антаблементов.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕН Простейшая классическая колонна, дорический ордер, возникла в седьмом веке до нашей эры, от которой произошли другие ордера.
Эта колонна, названная в честь племен Доре, не имеет основания и опирается на стилобат (непрерывное основание, поддерживающее ряд колонн в классической греческой архитектуре). ДО Н.Э.
Дорический орден можно найти по адресу Храм Партенон в Афинах.
https://en.wikipedia.org/wiki/Parthenon
Имея рудиментарные линии и эстетику, основанную на пропорциях мужского тела и его прочном архетипе, он использовался в греческих зданиях в честь мужских божеств. По словам Витрувия, дорический образ олицетворяет «пропорциональность, силу и изящество мужского тела», обозначая баланс, и для него он должен использоваться в «церквях, посвященных самым экстравертным святым (Святой Павел, Святой Петр или Святой . Джордж)».
В греческой архитектуре конструкция капителей также устроена в зависимости от распределения нагрузок на колонну, поэтому благодаря своей упрощенной конструкции дорический ордер подходит для более низких зданий, поскольку его высота в 8 раз больше ширины. [2] ]
Этот ордер, задуманный римлянами, является новой интерпретацией дорического ордера. При высоте семи колонн по ширине – на одну ширину меньше, чем у дорической колонны – она представляет собой формальную простоту и, следовательно, также структурную простоту. Для Витрувия он «пригоден для укреплений и тюрем». [2]
В отличие от трех моделей греческого происхождения, где стержень рифленый, в этом порядке стержень гладкий, с целью упрощения.
Этот орден отличается капителями с завитками (спиральный орнамент или витая форма по углам капители)
Ионический ордер возник в Малой Азии в середине ХХ века. С легкими, плавными органическими линиями этот порядок намекает на линии женского тела, характеризующиеся «женской стройностью», согласно Витрувию 9. 0003
В дизайне столицы просматриваются восточные мотивы, такие как резьба по пальмовым листьям, папирусу и растительным листьям, возможно, вдохновленная египетской архитектурой. Колонны примерно в девять раз больше в высоту, чем в ширину — в ширину больше, чем дорический ордер. По мнению Витрувия, их следует использовать в храмах, посвященных «тихим святым — ни слишком сильным, ни слишком мягким — и людям со знанием дела». [7] По составу этот ордер представляет собой более широкую базу, позволяющую получить большую нагрузку; тонкий стержень , который слегка расширяется по мере достижения основания; и капители со свитками (волютами). Стоит отметить, что в некоторых работах капители этого ордера заменены кариатидами — женскими фигурами, высеченными в камне, поддерживающими антаблемент.
КОРИНФЯНСКИЙ ОРДЕН Будучи наиболее утонченным стилем из трех моделей, основанных на греческом стиле, этот орден представляет собой ряд деталей и рисунков, тщательно продуманных и разработанных, чтобы имитировать «тонкую фигуру девушки», как объясняет Витрувий Это. Ростки и листья аканта характеризуют трехмерный рисунок скульптурного камня. Она в десять раз больше в высоту, чем в ширину, и является самой тонкой из трех колонн.[2]
«Третий ордер, называемый коринфским, представляет собой подражание стройности девы; ибо очертания и телосложение девушек, будучи более стройными из-за их нежных лет, допускают более красивые эффекты в виде украшений. ”
СЛОЖНЫЙ ОРДЕН
Разработанный на основе союза классических ионического и коринфского ордеров, этот ордер является наиболее сложным из пяти архитектурных ордеров.
Основная форма составной капители состоит из нижней части коринфской капители (два ряда листьев аканта), увенчанной ионической капителью с угловыми, а не параллельными завитками. высота.
Специалисты по античной классической архитектуре в целом согласны с тем, что самый ранний сохранившийся образец композитного ордера существует на арке Тита, датируемой 81 г. н.э.
Арка Тита
Это один из основных элементов классической архитектуры, поэтому их легко отличить в классических зданиях!
Вот здание, которым вы можете полюбоваться найти три из 5 основных ордеров классической архитектуры: Колизей в Риме!
Колизей был задуман как свидетельство могущества Рима. На момент завершения строительства это было самое сложное рукотворное сооружение в мире и одно из самых больших.
Были представлены все три основных архитектурных ордера того времени:
Колонны первого этажа выполнены в тосканском стиле, римском варианте строгого греческого дорического ордера.
На втором этаже был немного более сложный ионический ордер.
На третьем этаже использовался более сложный и украшенный коринфский ордер.
Ордены, используемые в Колизее
0003
[1] Domus Reflection /Создание архитектуры /Сила колонны» 042 Ник Рысь.
[2] https://www.archdaily.com/892595/capitals-of-classical-antiquity-understand- разница-между-5-порядками
[3] https://www.classicist.org/articles/classical-comments-the-composite-order-an-overview/#_edn2
[4] Fjalori Terminologik për historinë e architekturës nga Dr.Vera Bushati
По греческим архитектурным заказам | Baring the Aegis
Сегодня мы делаем что-то вроде поста 101, а именно о греческих архитектурных заказах. Почему? Потому что они дают вам подсказки о возрасте и местоположении храмов и других зданий, помогают вам построить временные рамки в архитектуре, а знание этого заставляет вас выглядеть круто в музее, в котором хранится древнее искусство. Не маловажно, я бы сказал!
Всего существует пять классических архитектурных ордеров: три древних архитектурных ордера — дорический, ионический и коринфский, возникшие в Греции, и еще два — тосканский и составной — добавленные римлянами. Я не собираюсь рассказывать вам о римских, поэтому просто помните, что тосканский проще, чем дорический, а составной более орнаментальный, чем коринфский. У римлян также были свои версии эллинских орденов, но мы не будем вдаваться в них.
Основы архитектурных ордеров: ордер в архитектуре – это некая совокупность частей, подчиненных единым установленным пропорциям, регламентированным служебным положением, которое должна выполнять каждая часть. Архитектурные ордера – это древние стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, характерными профилями и деталями и наиболее легко узнаваем по типу используемой колонны.
Каждый стиль имеет характерные капители наверху колонн и горизонтальные антаблементы, которые он поддерживает, в то время как остальная часть здания сама по себе не различается между ордерами. Вал и основание колонны также варьируются в зависимости от заказа. Капитель опирается на вал. Он выполняет несущую функцию, концентрируя вес антаблемента на опорной колонне, но в первую очередь служит эстетической цели. Шейка является продолжением вала, но визуально отделена одной или несколькими канавками. Эхин лежит на шейке. Это круглый блок, который выпирает наружу к вершине, чтобы поддерживать счеты, которые представляют собой квадратный блок или блок определенной формы, который, в свою очередь, поддерживает антаблемент. Антаблемент состоит из трех горизонтальных слоев, визуально отделенных друг от друга молдингами или поясами. Я знаю, что это слишком много терминов. Нажмите на изображение выше для визуального представления в трех стилях.
Дорический ордер иногда считается самым ранним ордером, но нет никаких доказательств, подтверждающих это. Скорее всего, дорический и ионический ордера появились примерно в одно и то же время: ионический в восточной Греции и дорический на западе и материке. И дорический, и ионический ордер, по-видимому, возникли из дерева.
Дорический ордер
Дорический ордер характеризуется простой капителью без украшений и колонной, которая опирается непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов — вертикальных пластин с тремя делениями — и метоп — квадратных пространств для росписи или скульптурного украшения. Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции. Примером может служить храм делосцев на Делосе, изображенный сбоку.
Дорический орден возник на материковой части Греции в конце седьмого века до нашей эры. Он оставался преобладающим порядком строительства эллинистических храмов в начале пятого века до нашей эры, хотя известные здания, построенные позже в классический период, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще использовали его.
Ионический орден
Ионический орден зародился в Ионии, прибрежном регионе центральной Анатолии (теперь известном как Турция), где располагался ряд древних эллинских поселений. Он отличается тонкими рифлеными колоннами с большим основанием и двумя противоположными завитками (также называемыми завитками) в эхине капители. Сам эхин украшен мотивом яйца и дротика. Ионический стержень имеет на четыре канавки больше, чем дорический аналог (всего 24). Ионическое основание имеет две выпуклые формы, называемые торами, которые разделены скотией. Ионический ордер также отмечен энтазисом, изогнутым сужением в стержне колонны. Колонка ионного порядка в девять раз меньше своего диаметра. Сам вал имеет высоту восемь диаметров. Архитрав антаблемента обычно состоит из трех ступенчатых полос (фасций). На фризе нет дорического триглифа и метопы, но иногда вместо него используется непрерывный орнамент, например, резные фигуры.
Ионический орден возник в середине шестого века до нашей эры и был перенесен в материковую Грецию к пятому веку до нашей эры. Основную структуру ионического ордена можно найти в храме Афины-Ники на Афинском Акрополе.
Коринфский ордер
Коринфский ордер является последним и наиболее сложным из классических архитектурных ордеров.