Модерн в архитектуре – АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal
Русский модерн
«Дом книги» в Санкт-Петербурге
Дом Зингера («Дом книги») — здание на Невском проспекте, 28 в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры федерального значения, находится в государственной собственности.
Семиэтажное здание в стиле модерн, площадью около 7000 м2 было построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Мануфактурной компании Зингер». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 22 метров. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвел изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление «небоскрёба», но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
Другое, чисто техническое, сходство с небоскрёбом: это первое здание в России, в котором был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.
Но больше всего поражал современников стиль здания. Шестидесятилетний архитектор не побоялся оформить дом в новом стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер». Дом Зингера стал ярким образцом модерна.
До 1917 здание принадлежало компании «Зингер». В советское время в здании располагался «Дом книги». С 2004 по сентябрь 2006 находилось на реконструкции; с ноября 2006 в нём вновь функционирует «Дом книги».
«Дом книги» в Санкт-Петербурге
Фёдор Шехтель. Особняк Е.И. Шаронова. Музей Градостроительства и быта. Таганрог
Строительство Ярославского вокзала.
Архитектор Фёдор Шехтель. Ярославский вокзал в Москве
Дом С. М. Грибушина, Пермь, 1905 г., архитектор – А. Б. Турчевич
Санкт-Петербург
Архитектура московского модерна
ГОСТИНИЦА «БОЯРСКИЙ ДВОР» (ДОМ МОСКОВСКОГО СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА),
позже – ЗДАНИЕ ЦК КПСС, ныне – АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Старая пл., 8. 1901-1902 гг., архит. Шехтель
Московский модерн (c) nikto001
Старая площадь © Константин Кокошкин
«Новая площадь, дом 8» на Яндекс.Фотках
«Старая пл., 8» на Яндекс.Фотках
Бывший дом «Московского общества страхования от огня»
и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901)
«”Дом фарфора на Кирова”» на Яндекс.Фотках
Доходный дом И.П. Исакова
«Пречистенка, 28» на Яндекс.Фотках
Доходный дом И.П. Исакова
Доходный дом М.В. Сокол
«Кузнецкий мост, 3» на Яндекс.Фотках
Доходный дом М.В. Сокол
Автор построенного в 1903 г. доходного дома М.В. Сокол – архитектор И.П. Машков (настоящее имя Иван Михайлович Соколов), (1867-1945).
Несмотря на то, что зодчий работал преимущественно в стиле “псевдорусской” эклектики и неоклассицизма, самым известным его произведением стал дом, выполненный в стиле модерн – доходный дом М.В. Сокол. Здание видно с далеких точек благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, над которым реет орёл. Панно выполнено по рисунку художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы созданы по рисунку Михаила Врубеля «Рыбки». Изготовлены керамические украшения на заводе «Абрамцево».
Декоративные детали дома разнообразны: гнутые рамы окон ресторана и квартиры хозяйки, а также изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.
Автор придал отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, неповторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, оригинален рисунок кованых ворот (в настоящее время утраченных) и др.
Дом Сокол проектировался и строился, как часть целостного ансамбля с находящимся в паре кварталов от него отелем “Метрополь”.
«Отель “Метрополь”» на Яндекс.Фотках
Отец-основатель “Метрополя” – Савва Мамонтов, потомственный купец, меценат, замыслил грандиозный культурный центр, какого не знала Москва, – с театром размерами больше Венской оперы, гостиницей, рестораном, катком, залами для выставок и зимним садом… Под эту мечту акционерное общество “Санкт- Петербургское общество страхования”, главным пайщиком которого и был Савва Мамонтов, арендовало целый квартал в Москве и провело конкурс на проект фасадов нового сооружения, в котором приняли участие более 20 прекрасных архитекторов… Закончилось, правда, обвинением Мамонтова в растрате и препровождением его в наручниках в Таганскую тюрьму… Его защищал знаменитый Плевако, он был оправдан судом присяжных, но акционеры достроили “Метрополь” уже без Саввы.
И в итоге в 1901г. вместо культурного центра в трех минутах ходьбы от Кремля открылся роскошный отель с тремя ресторанами. Гостиница в стиле модерн поражала не только москвичей, но и искушенных иностранцев, и по праву считалась одной из лучших в Европе. Она выделялась не только своими размерами, но и оригинальной архитектурой и интерьерами: барельефы, башенки, витые решетки, майоликовые панно, стеклянные купола и мраморные колонны. Удивляло не только убранство гостиницы, но и ее техническое оснащение: только в Метрополе были холодильники, горячая вода, особая вентиляционная система, электрические лифты. Имелась своя электростанция, центральное отопление и артезианский колодец.
Однако не успела гостиница проработать и года, как в здании произошел сильнейший пожар: очевидцы утверждали, что Метрополь горел «как факел», уцелели только стены и фасад с майоликовыми панно. Новых постояльцев “Метрополь” принял только в 1905 г., что и принято считать временем рождения отеля.
К работе над проектом гостиницы Метрополь были привлечены лучшие художники и архитекторы конца XIX – начала XX века. Уильям Валькотт – архитектор, автор проекта фасадов “Метрополя”. Лев Кекушев – архитектор, автор первоначального проекта “Метрополя”, многие его идеи были воплощены при строительстве гостиницы. Михаил Врубель (1856-1910) – художник, по рисунку которого было создано центральное майоликовое панно “Принцесса Греза”. Меньшие по размеру композиции «Орфей», «Полдень» и «Поклонение волхвов» созданы А. Головиным. Николай Андреев – автор барельефа “Времена года” на фасаде гостиницы. Даже опуская более чем столетнюю историю отеля, связанную с известнейшими людьми, бывшими его постояльцами, эту гостиницу по праву считают одной из ярчайших достопримечательностей столицы.
Построивший «Метрополь» архитектор Уильям Валькотт вписал в декоративно-керамический фриз над третьим этажом афоризм Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В этом доме до сих пор есть чему поучиться.
«Отель “Метрополь”» на Яндекс.Фотках
«Отель “Метрополь”» на Яндекс.Фотках
Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире – Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.
“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.
Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно – “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” – работы художника А. Головина.
Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.
«Отель “Метрополь”» на Яндекс.Фотках
Гостиница Метрополь ночью © Константин Кокошкин
Особняк В.В. Правдиной
1908, архитекторы А. Правдин, А.А. Галецкий (?), Садовая-Сухаревская ул, 5
В 1898 году меценат герцог Эрнст-Людвиг Гессен-Дармштадтский бесплатно предоставил часть своего парка в Дармштадте и денежную поддержку для того, чтобы ведущие архитекторы могли реализовать свои творческие замыслы – без влияния заказчиков. После завершения строительства архитекторы могли продать здания горожанам Дармштадта.
Одним из откликнувших на предложение герцога был Йозеф Ольбрих, один из самых ярких представителей венского варианта модерна – “Сецессиона”. Он стал архитектором главного здания Дармштадтской колонии архитекторов и художников – “дома Эрнста-Людвига”, который был построен на средства герцога и потом подарен колонии. Наиболее запоминающейся чертой этого здания были очертания монументального входа, похожие на греческую заглавную букву “омега”. Такое решение вообще было характерно для Ольбриха (в основном он строил в Вене), но в первую очередь связывается именно с “домом Эрнста-Людвига”, получившим международную известность.
В числе приглашенных был и художник Ханс Кристиансен. Вместе с архитектором Ольбрихом он участвовал в создании и оформлении многих домов в Дармштадтской колонии. Повторяющимся мотивом у Кристиансена было стилизованное изображение розы.
Эти две черты – вход Ольбриха и розы Кристиансена – и унаследованы в особняке Правдиной.
Московские особняки (c) retromoscow
P.S. Памятник Столице – Особняк К.А. Гутхейль
1902-1903, архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 8
Также, как и несколько других зданий на нашем маршруте, дом Гутхейль был построен Торгово-строительным акционерным обществом для продажи состоятельным горожанам. Здание симметрично, есть один главный четко выраженный фасад – и то, и другое нехарактерно для модерна и было сделано, возможно, для контраста с соседним особняком (Якунчиковой) и демонстрации диапазона возможностей архитекторов, работавших на эту фирму.
В оформлении особняка прослеживается влияние французского варианта модерна (Ар Нуво). Во-первых, это использование рокайльных мотивов (т.е. элементов стиля рококо) – различных завитков и толстеньких младенцев. Во-вторых – и это одна из самых запоминающихся черт особняка – стеклянный навесной козырек.
P.S. Памятник Столице – Особняк М.Ф. Якунчиковой
1899-1900, архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 10
Особняк по стилю близок к английскому (шотландскому) варианту модерна. Надо еще сказать, что автор этого особняка, архитектор Вильям Валькот – англичанин, хотя и родился в Одессе. Здесь есть небольшая подборка ссылок по модерну, в том числе ссылки на страницы, посвященные Чарльзу Макинтошу, известному архитектору из Глазго. Но здания Макинтоша внешне были очень простыми, практически лишенными декора. В особняке Якунчиковой от макинтошевских зданий остались только прямоугольные очертания, трапецевидные неглубокие эркеры и форма крыши. Макинтошевская же простота внешнего оформления не могла быть востребована нашими русскими людьми, для которых свой дом – это средство “себя показать”. Поэтому оформление особняка богаче – это и кронштейны, поддерживающие крышу (след франко-бельгийского Ар Нуво), и решетки ограды и балконов, и керамическая плитка, и визитная карточка Валькота – Lady’s head, как это называется в Википедии.
«Пречистенский пер., дом № 10» на Яндекс.Фотках
Яркий пример моск
arch-heritage.livejournal.com
особенности стиля в архитектуре России
Русский модерн развивался на рубеже XIX-XX вв. Архитекторы, работая над проектами, создавали многообъемные композиции. Окна в помещениях делали разной конфигурации, они располагались на различных уровнях. Типичным примером этого стиля можно назвать богато декорированные здания вокзалов, частных особняков, отелей и банков того времени.
Русский модерн в архитектуре (г. Ставрополь).
История зарождения стиля модерн
Родиной зарождения модерна считается Европа. Но в конце XIX века он не был окончательно сформирован и в каждой стране развивался в своем направлении.
В России он вобрал в себя элементы, присущие национальной культуре. Он был выделен в самостоятельное направление, которое наложило отпечаток на архитектуру, скульптуру и живопись.
С самого начала в стиле модерн строили виллы, усадьбы и частные особняки. Через некоторое время приемы, которые использовались в раннем модерне, были упрощены. Направление стало востребованным, и в этом стиле начали возводить общественные здания.
В XX в. над проектами работали архитекторы, клиентами которых становились люди состоятельные. Они не боялись строить необычные, богато декорированные особняки.
Чертой стиля можно назвать то, что дома оформляют «изнутри наружу». Это означает, что внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница. Модерн отличается от других стилей еще и подчеркнутой декоративностью.
Псевдорусский стиль и его представители
На территории России стиль модерн вобрал в себя приемы, которые были присущи архитектуре Древней Руси, а потом соединил их с европейскими чертами. Это стиль получил название «псевдорусский».
Крыши зданий высокие, шатровые или двускатные. Окна прямоугольной формы или полуциркульные. Часто их украшают резными наличниками или висячей гирькой. Особенностью дверей является козырек на консолях, также их украшают сенью с колоннами. Линии строгие, с плавными бочкообразными изгибами.
Среди архитекторов, творивших в этом направлении, выделяют Ивана Павловича Ропета. Его рождение пришлось на 1845 г. Фамилия архитектора — Петров, а под псевдонимом Ропет он прославился как основатель русского стиля.
Древнерусское строение архитектора Ивана Павловича Ропета.
В детстве мальчик любил фольклор, интересовался древнерусским зодчеством. Поступив в Академию художеств, принял участие в создании журнала, который назывался «Мотивы русской архитектуры».
В издании освещались многие его работы. Это проекты загородных домов и наработки, которые он готовил для международных выставок. Приводились образцы павильонов, зданий служебного назначения. Все строения отличались неповторимой отделкой, резным кружевом деталей. Современники архитектора назвали этот стиль «ропетовщиной».
Архитектор смело использовал в своих проектах крестьянские мотивы, которые присущи допетровской эпохе.
Многим нравились его работы, но часть современников встречала их с иронией. Красивыми считались здания в европейском стиле, который был принесен в высшее общество Петром I.
Несмотря на скептиков, Ропет получил признание в Париже. Это произошло в 1878 г., когда проводилась всемирная выставка. В качестве экспоната он представил Теремной дворец, созданный в древнерусском стиле. Другими выставочными экземплярами были Русская изба и Буфет русского отдела.
Теремной дворец Московского Кремля.
Секцию, где демонстрировались экспонаты, посещали больше всего. Этот факт отметили все французские газеты. Деревянный терем вызвал восхищение, ничего подобного публика еще не видела.
Деревянный терем не дошел до XXI в., поэтому полюбоваться на него можно только на картинах или при изучении эскизов.
Вернувшись с выставки из Парижа, Ропет стал знаменит на родине. Его всегда приглашали на выставочные мероприятия. В 1888 г. он привез экспонат в Копенгаген, на международную выставку. В Чикаго в 1893 г. он спроектировал строительный павильон.
Даже в Японии здание русского посольства было построено по мотивам плана, которые архитектор создал еще в 1875 г. Годом позже он создал планы павильонов для Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде.
Из зданий Ропета уцелели следующие:
- деревянный терем под Костромой;
- здание Государственной филармонии в Барнауле;
- Баня-теремок, которая была построена по заказу Саввы Мамонтова в Абрамцево под Москвой.
- Деревянный терем под Костромой
- Баня-теремок под Москвой.
- Здание Государственной филармонии в Барнауле.
Последнее строение в псевдорусском стиле имело этаж с мезонином. Крыльцо было сделано резным, а четырехскатную кровлю покрыли суриком. Крышу терема раскрасили «в шашечку».
Виктора Александровича Гартмана можно назвать одним из отцов-основателей псевдорусского стиля. Будущий архитектор родился в 1834 г., в семье чиновника родом из Франции. Мальчик рано осиротел, поэтому воспитывался в доме своего дяди, архитектора.
Юноша сначала поступил в Горный корпус, а затем в Академию художеств. После 4 лет проживания в Европе он привез домой множество рисунков.
Говоря о его творческом пути, его можно назвать неудачным. Большинство проектов Гартмана не было воплощено. Но в Новгороде можно полюбоваться на памятник в честь Тысячелетия России, а в Москве стоит типография Мамонтова. Ворота в Киеве, над созданием которых работал архитектор, так и не были построены.
Типография Мамонтова архитектора Виктора Александровича Гартмана.
Русский «северный» модерн в архитектуре
«Северный» модерн более тяготел к европейским мотивам, чем московский. В Санкт-Петербурге возводили дома классического, монументального вида. Они часто имели порталы, здания украшали массивные двери. Для отделки крыш остроугольной формы и округлых эркеров использовали необработанный камень.
Но при этом внимательному глазу наблюдателя видны изогнутые линии и графичность декора, которые более характерны для модерна. В отделке широко использовались элементы ковки, прослеживались мотивы северной природы.
Внешне такие здания были похожи на готические либо возведенные в романском стиле. Их украшали барельефами, широко был распространен их скандинавский тип.
Архитекторы избегали многоцветности. Сдержанность и графика ставились во главу. Такие тенденции можно наблюдать, изучая особняк Кшесинской, который был построен А. Гогеном.
Московский стиль и знаменитые здания
Полюбоваться на стиль модерн можно, изучив работы российских архитекторов. Около 20 зданий до сих пор стоят в городах страны. Украшением Москвы можно назвать гостиницу Метрополь. Над ее созданием работали архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот, а также П. П. Висневский и др.
В Санкт-Петербурге находится, над которым работал архитектор Павел Юльевич Сюзор.
Неординарный подход к планировке зданий предложил архитектор Федор Осипович Шехтель. До сих пор на Малой Никитской в Москве стоит его здание — особняк Рябушинского.
При разработке плана архитектор отдал предпочтение свободной асимметрии. Здание обрело выразительность за счет уступов, при этом каждый фасад сделан особенным образом. За пределы стен выступают балконы и эркеры.
Шехтель сильно вынес вперед карниз, украсил дом по периметру растительным орнаментом. Окна сделал витражными, а в отделке использовал керамическую плитку. Балконные обрамления вместе с уличной оградой сформировали единый стиль.
В Ульяновске находится дом Федора Осиповича Ливчака. Архитектор построил его для своей семьи в 1914 г. Он не только создавал план, но и занимался разработкой деталей интерьера, созданием мебели.
Окна дома сделаны в форме подковы, а опоры крыльца изогнутые. Во внешнем облике здания хорошо прослеживаются древнерусские элементы и черты модерна европейского направления.
В Таганроге Шехтель построил дом Шаронова, а в Новгороде — здание банка Рукавишникова. Среди других проектов — железнодорожный музей во Владивостоке, расположенный в Краснодаре отель Централь. В Санкт-Петербурге — особняк Форостовского, а также другие объекты.
Основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня
Модерн в русской архитектуре оставил глубокий след. Даже спустя столетие многие заказчики, выбирая проект для строительства загородного дома, останавливаются на этом направлении.
К основным приемам, которые характерны для модерна в России, относят следующие:
- Смешение типов. Приветствуются смелые комбинации, подчеркивающие своеобразие архитектуры, но при этом упор делают на тщательный подбор материалов по цвету.
- Архитекторы используют элементы, присущие древнерусскому периоду. На крышах делают башенки, на окнах — резные наличники. Стекло закрывают ставнями.
- Коваными узорами отделывают крыльцо и балконы. Оконные проемы делают большими, в них вставляют витражи.
- Форма окон и дверей сложноовальная. Фасады украшают барельефами и лепниной. По периметру стен прокладывают изразцовые пояса, широко используют мозаику.
Архитекторы, работая над проектами, отдают предпочтение мягким, текучим формам. В облике домов отсутствуют резкие переходы, плавные линии здания подчеркивают подходящим ландшафтным дизайном придомовой территории.
inthi.ru
Архитектура петербургского модерна: зданий и сооружений
Архитектурный стиль модерн корнями уходит в эпоху романтизма, он представляет собой более свежее переосмысление средневековых времен и национальных черт европейских городов, что находит очень яркое и эстетичное отражение не только в архитектуре и дизайне, но и в искусстве в целом.
Архитектура петербургского модерна – это так называемый «северный модерн», который в первую очередь впитал веяния в искусстве северных европейских государств – Швеции, Финляндии, Дании и т. д.
Основные черты стиля
Стиль модерн в архитектуре Санкт-Петербурга обладает теми же чертами, как и все направление, нашедшее отражение в облике многих европейских городов. Для данного стиля характерна свободная планировка, асимметричные формы и линии, использование натурального, грубо обработанного камня для отделки сооружений, декор в виде всевозможных деталей флоры и фауны и т. д. В качестве украшений активно используются металлические изделия, витражи, мозаика.
Еще одной важной особенностью архитектуры в стиле модерн является ее прямая связь с интерьерами, правильно построенные и оформленные здания внутри и снаружи имеют общую концепцию, единые средства украшения и благоустройства.
Здания в стиле модерн в Санкт-Петербурге
Чтобы подробнее ознакомиться с отличительными особенностями стиля, а также оценить его основные достоинства, эстетичность и индивидуальность, следует внимательно рассмотреть здания модерн, коих на улицах Санкт-Петербурга представлено великое множество.
Дом Мертенса
Мертенс был одним из крупнейших производителей меховых изделий в городе. Торговый дом компании решили построить в начале Невского проспекта, в непосредственной близости со Строгановским дворцом. После завершения стройки, Дом авторства архитектора М. Лялевича, стал одним из самых новаторских в городе, он основан на применении ЖБ несущей конструкции, а эту технологию стали активно использовать в стране только во времена СССР.
Главная особенность дома – три величественные застекленные арки на фасаде здания, придающие объекту великолепный, монументальный и притягательный облик.
Здание находится по адресу: Невский проспект, д. 21.
Немецкое посольство
Архитектура модерна в Санкт-Петербурге очень многообразна, стиль активно использовался для строительства самых разных сооружений, в том числе посольства Германии, возведенного архитектором П. Беренсом в 1913 году.
Здание выполнено в брутальном имперской стиле, увенчано конными статуями, что придавало ему облик, больше характерный для монументального правительственного учреждения, а не посольства другой страны.
Однако после строительства началась Первая мировая война, в которой Германия выступила одним из главных противников Российской империи. Посольство покинули представители немецкой стороны, после чего здание подверглось атаке патриотически настроенных горожан, из-за действий которых сильно пострадало.
Однако и сегодня здание является примером модерна в СПб, оценить его красоту и изящность можно по адресу: Исаакиевская площадь, д. 11.
«Астория» и «Англетер»
SONY DSC
Сегодня эти здания модерн в СПб представляют собой единый гостиничный комплекс, однако строили из разные специалисты и не в одно время. Про строительство «Англетера» известно крайне мало, а «Асторию» возвели в начале XX века под руководством Ф. Лидваля.
В целом здания имеют не самую лучшую славу. В «Англетере» в свое время покончил с собой Великий русский поэт С. Есенин, и именно в этом здании прошли первые митинги за «перестройку» в городе. Впоследствии объект было решено разобрать, однако под давлением горожан и деятелей искусства, ему вернули первоначальный облик.
И сегодня этими строениями можно наслаждаться, как представителями северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу: Малая Морская ул., д. 24, и Большая Морская ул., д. 39.
Дом Толстого, как представитель модерна в Санкт-Петербурге
Объект был построен в 1911 году для отечественного генерал-майора П. Толстого, который не имеет никакого отношения к известному во всем мире литературному классику. Пожалуй, главной особенностью строения, возведенного Лидвалем, являются тройные арки, которые даже дали неофициальное название улице, проходящей через них. Горожане называют ее улицей Лидваля.
Насладиться красотой строения можно по адресу: ул. Рубинштейна, д. 17.
Дом Бубыря
Еще один представитель модерна в архитектуре Санкт-Петербурга – дом, выстроенный, а впоследствии и приобретенный архитектором А. Бубырем. Архитектор знаменит также тем, что строил промышленное здание для филиала французского автомобильного завода «Рено», он также сам владел автомобилем и для собственного дома пристроил гараж, а сам жил на третьем этаже.
Архитектор уехал на Украину в 1919 году, где вскоре погиб от рук бандитов, но его память и творчество дошли до нашего времени в виде здания модерн в СПб, коим сегодня можно насладиться по адресу: ул. Стремянная, д. 11.
Особняк Кшесинской
Дом в стиле петербургский модерн был выстроен архитектором фон Гогеном в 1906 году специально для прима-балерины Мариинского театра М.А. Кшесинской, которая получила громадную известность, благодаря связи с последним русским императором Николаем II.
Оценить красоту дома, в котором проводила свое время балерина, можно по адресу: ул. Куйбышева, 2-4.
Архитектурный модерн Санкт-Петербурга очень красив и многообразен, оценить красоту зданий вы можете как онлайн – по фото, но лучше приехать в северную столицу самостоятельно, при ближайшем осмотре дома вызывают намного больше ярких положительных впечатлений.
inthi.ru
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль – любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара
Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара
Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара
Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва
Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск
Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
www.culture.ru
Маршрут – Московский модерн | Узнай Москву
Модерн – это стиль в архитектуре конца XIX – начала XX века, рубежа веков, великого перелома от старого к новому. Открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем. Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта – отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными чуть ли не до бесконечности. А декоративное убранство фасадов, и особенно интерьеров, достигло невероятной изощренности.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия – Ар Нуво во Франции и Бельгии, Сецессион в Австрии, Югендстиль в Германии, Либерти в Италии. Были некоторые стилистические отличия всех направлений стиля – от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. Московским заказчикам нравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать о всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые здания этого стиля.
Выходим из станции метро Смоленская Арбатско-Покровской линии, пересекаем Арбат, идем по Денежному переулку до пересечения с Глазовским и поворачиваем направо.
um.mos.ru
10 шедевров архитектуры модерн в России
Здания этого великого архитектурного периода можно встретить по всей России, от Санкт-Петербурга и Москвы до Владивостока.
Во всем мире русская архитектура в первую очередь связана с конструктивизмом. Основные архитектурные достижения предшествующего периода, с конца 19 до начала 20 века, связаны с французским и бельгийским стилем модерн или венским сецессионом. Но в России есть не менее выдающиеся примеры этого стиля, известного как «Модерн». Компания Russia Beyond выбрала 10 зданий этой великой эпохи, которые расположены в разных уголках России.
10 ФОТО
1. Дом Ливчака в Ульяновске.Архитектор Федор Ливчак построил этот дом для своей семьи в 1914 году. Дав волю своему воображению, он разработал все, включая детали интерьера и мебель. Архитектура сочетает в себе черты европейского стиля модерн — большие окна в форме подковы, изогнутые опоры крыльца и керамические панели — с традиционными древнерусскими элементами.
1. Дом Ливчака в Ульяновске.
Этот дом, один из лучших образцов московского модерна, принадлежал банкиру и основателю первого в России автомобильного завода Степану Рябушинскому и был построен между 1900 и 1902 годами самым успешным архитектором того времени Федором Шехтелем.
3. Гостиница Метрополь в Москве.
Современники называли здание «манифестом нового стиля». Предприниматель и меценат Савва Мамонтов начал строительство, но вскоре обанкротился, и поэтому здание оказалось более скромным, чем планировалось изначально.
4. Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Компания American Singer построила это здание между 1902 и 1904 годами, и оно должно было служить в качестве офиса в России. Компания планировала построить 11-этажное здание в стиле нью-йоркских небоскребов, но в Санкт-Петербурге было запрещено возводить здания выше Зимнего дворца (23,5 метра), что вынуждает вносить поправки в проект.
Российский архитектор Павел Сузор, отвечавший за строительство, нашел элегантное решение — шесть этажей здания не превышают максимальной высоты, но эфирная башня со стеклянным шаром на углу создает ощущение движения в небо. Здание было первым бизнес-центром в России с торговыми, банковскими помещениями и офисами в аренду. Архитектурный декор сочетает в себе черты эклектики и модерна. Здание унаследовало строгую гранитную облицовку, гранитные бордюры и бронзовых валькирийских дев из прошлого, в то время как черты нового стиля включают цветочный дизайн кованых балконов и решеток, который также повторяется в отделке интерьера.
5. Дом Молчанова и Савиной в Санкт-Петербурге.
Дом был построен между 1905 и 1907 годами для Марии Савиной, известной актрисы Императорских театров, и ее мужа Анатолия Молчанова. Профессия хозяйки дома отразилась на интерьерах. Помимо обычных приемных и жилых помещений, были также предусмотрены комната для хранения театральных костюмов и гримерная, в то время как витраж на лестнице и в прихожей иллюстрирует литературные сюжеты.
6. Особняк Форостовского в Санкт-Петербурге.
Это было одно из первых зданий города в стиле модерн. Карл Шмидт, русский архитектор немецкого происхождения, построил дом в 1900-1901 годах для купца Павла Форостовского, который хотел, чтобы в здании были жилые помещения и офисы, а также складские помещения для товаров в подвале.
7. Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгород.
Здание было построено Сергеем Рукавишниковым, самым важным сановником города и поэтому неудивительно, что Рукавишников пригласил Федора Шехтеля, самого модного и дорогого архитектора того времени, для их проектирования.
8. Централь в Краснодаре.
Отель Централь, который стоит на этом месте с середины 19-го века, считался одним из лучших в городе и принадлежал братьям Богарсуковым, которые были богатыми купцами. Первый этаж двухэтажного здания был отдан под магазины, а гостиничные номера находились на втором этаже.
9. Железнодорожный вокзал Владивостока.
В 1910 году по мере строительства Транссибирской магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург с Уралом и далекий Восток было решено придать железнодорожному терминалу во Владивостоке внешний вид, аналогичный Ярославскому железнодорожному вокзалу в Москве, построенному Федором Шехтелем. Оба здания являются образцами неорусского стиля — русской версии стиля модерн. Широкие арки, тонкие стреловые окна, башни, высокие трапециевидные крыши и приземистая прочность всего здания были заимствованы из древнерусских дворцов 17-го века, в то же время претерпевая фундаментальную переосмысление.
10. Дом Шаронова в Таганроге.
Это еще один из проектов Федора Шехтеля за пределами Москвы. Здание было сдано в эксплуатацию в 1912 году таганрогским помещиком Евгением Шароновым для его дочери Марии. Это воплощение синтеза всех искусств, идея, которая была популярна в начале 20-го века. Архитектура выполнена в псевдорусском стиле (включая башни) и дополнена керамическими панелями.
fullpicture.ru
Стиль модерн в архитектуре, орнаменты декора
Модерн в архитектуре характеризовался яркой выразительностью и декоративностью.
Модерн в архитектуре. Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904 г.
Стиль модерн в архитектуре появился на волне художественного протеста против устоявшихся канонов и традиций зодчества, а также подражательной манере эклектики. Во многом модерн обязан своим появлением развитию технологий в области материалов и строительства. Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Мода на модерн существовала недолго: если 1886 г. считается началом развития стиля, то уже после начала Первой мировой войны в 1914 г. стиль пришел в упадок. Модерн в архитектуре очень разнообразен и вариативен, в его многочисленных направлениях можно найти всевозможные формы, мотивы и цветовые сочетания. Традиционно стиль модерн в архитектуре считают приверженцем растительных мотивов, не использующим углы и прямые линии. Однако, наряду с таким видом модерна существовал и прямолинейный, геометрический модерн, не терпевший никаких украшений и криволинейности. Основная особенность, объединяющая все направления этого стиля – необычность, неповторимость, несхожесть с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на использование некоторых элементов из архитектуры прошлого. Модерн в архитектуре наследовал традиции зодчества Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Африки. Однако мастера стиля не копировали образцы прошлого, а лишь заимствовали из них художественные мотивы, подвергая их свободной интерпретации. Нередко архитектура модерна строится по принципу “изнутри – наружу”, то есть сначала планируются внутренние помещения, и, исходя из внутренней планировки, формируется пространственное решение дома, что в дальнейшем отражается на его внешнем виде. Такой подход в архитектуре модерна привел к появлению асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции. Другой вариант модерна в архитектуре – определенная идея, которая находит свое отражение в декоре фасадов и внутренних помещений и превращает здания в фантазийные сооружения.
Каса Батло. Дом, в котором воплощена национальная идея каталонцев – победа над драконом. Архитектор Гауди, Барселона.
В период властвования стиля модерн в архитектуре организовывались творческие мастерские, объединения, где над конкретным заданием совместно работали архитекторы, скульпторы, декораторы, художники-прикладники, резчики по камню и дереву, литейщики. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением “геометрического модерна”) для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Орнамент наносился на стены в виде росписи, объединялся в мозаичные панно, вырезался на дереве или воплощался в металле. Орнамент в стиле модерн содержал изображения павлиньего хвоста, длинные лебединые шеи, волны. Популярна была непрерывная линия, названная “удар бича”, которая стала отличительным признаком орнамента в стиле модерн. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. 1861 – 1947 гг. бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).
Дворец «Цифра Палота» (Ornamental Palace). архитектор Маркуш Гейза (Géza Márkus), 1902 г., г. Кечкемет. Болгария. Закругленные контуры фасада декорированы орнаментом в стиле модерн – психоделическим узором, основанным на фольклорном рисунке.
Несмотря на свою яркость и неординарность, стиль модерн в архитектуре не смог приобрести “государственный статус” и получил развитие преимущественно в строительстве домов для богатых заказчиков: городских особняков, магазинов, многоквартирных доходных домов, которые хотели поразить воображение и произвести впечатление людей неординарных. Фантазия архитектора в таком случае не была ограничена материальными средствами и жесткими правилами, поэтому здание формировалось свободно, на основе пожеланий заказчика. Декор и форма фасадов принимали необычные формы, образуя совместно с внутренним убранством единый комплекс.
Стиль модерн в архитектуре разных стран
Каждая страна дала собственное название новому стилю. В Бельгии, как и во Франции, его называли “ар-нуво”. В Англии – “либерти”, в России новый стиль получил название “модерн”, в Германии – “югендстиль”, в Австрии – “сецессион”. Венский сецессион – практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. В произведениях сторонника этого направления – А. Лооса нет декора, так как архитектор считал орнамент “лепетом живописи”. Произведения А. Лооса (Adolf Loos) – дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг.), сельский дом Кунера в Пайербахе. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann; 1870—1956гг.) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г.) – вестник приближающегося функционального стиля.
Дом Мюллера в Праге – представитель геометрического модерна в архитектуре. Идея заключалась в планировке внутреннего пространства на основе кубов, составляющих объем дома. Архитектор А. Лоос. 1928-1930 гг.
Отто Вагнер (Wagner, Otto. 1841–1918 гг.) представил иной модерн в архитектуре Вены в расписном здании Майолике-хауз (Majolika_house) (1898), Здании почты в Вене (1910).
Бельгийский архитектор Виктор Орта стоял у истоков европейского модерна в архитектуре. Поверхность фасада особняка Армана Сольве (1895—1900 гг.), построенного В. Ортом, напоминает морскую волну — это впечатление возникает благодаря пластичной линии фасада, ограждениям балконов, образующим единую композицию.
Особняк Сольве. архитектор В. Орт. 1895—1900 гг. Брюссель, Бельгия.
Модерн в архитектуре Брюсселя – отель Тассель демонстрирует новые архитектурные формы. Архитектор В. Орта.
Другой брюссельский архитектор, творивший в стиле модерн, – Арман ван Васберхе (Armand van Waesberghe. 1879-1949 гг.) С 1896 по 1902 гг. он возвел в Брюсселе девять домов. В своих произведениях мастер объединил модерн и готические мотивы.
Дом в стиле ар-нуво на площади Гутенберг, 8 (Square Gutenberg, 8). архитектор А.ван Васберхе (Armand van Waesberghe). 1898 г. Брюссель.
В Чехии в стиле модерн строил Ян Котера (Kotera. 1871-1923 гг.).
Общественный дом в Простеёве. Архитектор Я. Котер. 1905 – 1907 гг.
Эктор Гимар создавал модерн в архитектуре Франции: павильоны станций парижского метро, дом Мецзара в Париже. В Испании творил Антонио Гауди, который сочетал талант инженера, конструктора, архитектора и декоратора, в результате чего его произведения приобретали неповторимый вид, который делал здание похожим на фантастическую скульптуру. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия.
Фантастический собор Саграда Фамилия (Святое семейство) продолжает достраиваться и сейчас. Архитектор Гауди, Барселона.
В русской архитектуре модерн нашел свое воплощение в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1882 г) – плод совместной работы художников В. Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г.) по проекту С.Малютина и Н.Жукова. Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903 г.), памятник модерна – Дом “Зингер” (ныне “Дом Книги”) в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. архитектор П. Сюзор). Еще один образец русского модерна – магазин Елисеева (1902-1903 гг. архитектор Г. Барановский). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу “Астория” в 1913-1914 гг. Среди сооружений модерна в архитектуре Москвы: особняк Рябушинской, особняк Дерожинской архитектора Ф. Шихтеля, особняк Миндовского, дом архитектора Л. Кекушева, дом Сокол архитектора Машкова.
Гостиница Метрополь в Москве. Архитектор В. Валькот. 1903 г.
В США получила известность чикагская школа модерна Луиса Салливена (Louis Henry Sullivan; 1856 -1924 гг.), сторонника сочетания органической и рациональной архитектуры.
Здание Thrift Building. Архитектор Луис Салливен.
Период стиля модерн в архитектуре по-разному оценивался критиками. Кто-то вообще не склонен рассматривать его как самостоятельный стиль, другие видели в нем признак упадка, а третьи видели в модерне определенный этап, важный для дальнейшего развития архитектуры. Этот стиль продемонстрировал, что возможны новые подходы к украшению зданий, предложив специфический модерн-декор, который выступал в гармонии с пластичными фасадами и архитектурными элементами.
Бывший доходный дом К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте (д.13). Архитектор Шауб В.В. 1903 г.
Изобретательность стиля доказала, что невозможное – возможно, а то, что казалось сказкой и фантастикой, мастер способен воплотить в жизнь. Модерн-декор, необычные конструкции и фасады и сейчас вызывают интерес у людей творческих, обладающих широкими взглядами, умеющих воплотить свои желания в жизнь и не боящихся нового и непривычного.
Барельефы на фасаде доходного дома К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Ныне для изготовления декора используют не только традиционные материалы, но и искусственные, например, полиуретан. Характеристики этого материала позволяют создавать оригинальные изделия, а также делать точные копии с фасадных элементов известных исторических сооружений.
Барельеф из полиуретана, созданый на основе декора фасада бывшего доходного дома К.Х.Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Дом с элементами модерна и пластичным декором из полиуретана.
Автор текста: М. Костин
Полезные ссылки:
Индивидуальный заказ
Готовые комплекты декора
Монтаж
architan.ru