Екатерининского – Екатерининский дворец в Царском Селе – режим работы и стоимость билетов

Содержание

История и достопримечательности Екатерининского парка в Царском Селе

Наш сегодняшний разговор пойдет о Екатерининском парке в Царском Селе (г.Пушкин, Санкт-Петербург). Свое название парк получил по Екатерининскому дворцу, а его история уходит в начало XVIII века.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском парке

Павильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском парке

Эрмитажная кухня

Верхняя Ванна и Зеркальный пруд

Нижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском парке

Чесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галерея

Концертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садик

Зубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

Поделиться в социальных сетях

anashina.com

Екатерининский дворец – залы, история, экспозиции, экскурсии – biglifetour.com

 

Великолепное здание Екатерининского дворца в городе Пушкине поражает яркостью и богатством убранства фасадов. Дворец был официальной летней резиденцией императорского двора, а город, носивший до революции название Царское Село, был собственностью правящего монарха. Огромное здание в стиле барокко, построенное в середине восемнадцатого века, был сожжено и разграблено фашистами. Большинство парадных залов дворца успешно отреставрировано, в том числе и знаменитая Янтарная комната, но восстановление памятника архитектуры продолжается.

История Екатерининского дворца

В 1710 году Петр I подарил небольшую усадьбу Саари-мойс (в переводе с финского – «мыза на холме») своей жене Екатерине. Архитектор Иоганн Браунштайн построил небольшое каменное здание «о шестнадцати светлицах». Дворец в честь нее стали называть Екатерининским. Елизавета, дочь Петра и Екатерины, жила здесь после смерти родителей. Став императрицей, Елизавета Петровна решила превратить скромную усадьбу в роскошную парадную летнюю резиденцию. За 20 лет правления императрица Елизавета Петровна четыре раза в течение пятнадцати лет перестраивала дворец, каждый раз находя его недостаточно роскошным. Архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский постоянно переделывали и расширяли здание. Последней капитальной перестройкой руководил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, завершив ее всего за четыре года, с 1752 по 1756 гг. Величественное, богато украшенное здание лазоревого цвета поражало воображение современников. Следующая императрица, Екатерина Великая, не любившая барокко и отдававшая предпочтение античному искусству, повелела перестроить для себя южную часть дворца. Оформлением ее личных покоев занимался архитектор Чарльз Камерон в 1770-е годы. Внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый поручил архитектору Стасову переделать несколько залов под свои личные покои в 1810-х годах. В 1860-х годах архитектор Монигетти должен был построить новую Парадную лестницу – это стало завершающей переделкой царской резиденции. История дворца едва не оборвалась в Великую Отечественную войну. Три года в Пушкине хозяйничали фашисты, оставив от некогда великолепного здания обгорелые руины. Реставраторы с блеском выполнили сложнейшую задачу в послевоенные годы, возродив Екатерининский дворец из пепла.

Парадные залы Екатерининского дворца

Согласно канонам величественного стиля барокко,  архитектор Растрелли спроектировал внутренние помещения в виде парадной анфилады. Суть понятия «анфилада» в том, все залы дворца выстроены в единую линию и одна комната переходит в следующую, не перемежаясь перемычками и коридорами.  В Екатерининском дворце Растрелли спроектировал свою самую длинную анфиладу – около 300 метров. Анфилада получила название Золотой из-за обилия резных позолоченных украшений, обрамлявших стены и дверные проемы.  Самым впечатляющим парадным залом дворца получился Большой, или Тронный зал.

Большой зал

Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, занимает всю ширину здания и имеет площадь порядка тысячи квадратных метров. Он был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов.  Свет льется из двух рядов окон с востока и запада, между окнами вмонтированы зеркала, создающие иллюзию бесконечного пространства. Двери, оконные и зеркальные рамы обрамлены затейливой позолоченной резьбой по дереву.  Живописный плафон, выполненный итальянскими художниками Валериани и Перезинотти, состоит из трех частей. При Екатерине II плафон был заменен другим, который сгорел во время войны. Две боковые композиции плафона, прославляющие победы и мир,  были после войны найдены в хранилище Михайловского замка и возвращены в Екатерининский дворец. Центральная часть, изображающая в аллегорической форме триумф Российского государства, была восстановлена после войны командой реставраторов, возглавляемой Я. А. Казаковым.

Кавалерская и белая парадная столовая

Две столовые расположены по сторонам от Парадной лестницы. Кавалерская столовая имеет архитектурный декор, характерный для стиля барокко с обилием позолоченного орнамента. Большая изразцовая печь, покрытая изразцами, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. О предназначении комнаты напоминает фигурный стол, сервированный предметами из трех орденских сервизов, заказанных на фабрике Гарднера Екатериной II. Фарфоровая посуда украшена изображениями лент и орденов Святого Георгия, Андрея Первозванного и Святого Владимира и предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов. Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.

Картинный зал

Центральное помещение Золотой анфилады простирается на всю ширину дворца. Свое название зал получил благодаря оригинальному оформлению. Стены зала от потолка до пола покрывают живописные полотна, приобретенные в 1745 году, и представляющие пять основных европейских школ живописи: испанскую, итальянскую, голландскую, фламандскую, французскую. Картины покрывают стены зала, словно ковер, отделенные друг от друга лишь тонкими позолоченными рамами. Такая развеска живописи была очень популярна в 18 веке и носит название шпалерной.

Арабесковый зал

Первый восстановленный зал из личных комнат Екатерины Второй, над которыми работал архитектор Камерон, Арабесковый зал – один из самых изящных и элегантных интерьеров дворца. Императрица в этой комнате устраивала приемы, играла с придворными в шахматы и шашки. Арабески – тип восточного орнамента, составляющего украшение стен этого зала. На полу лежит уникальный ковер восемнадцатого века, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Два  соседних зала царского дворца, имеющие оригинальное оформление. Украсить залы Растрелли решил имитацией колонн, поддерживающих своды потолка – плоскими пилястрами. Насыщенный малиновый и зеленый цвет пилястр, или «столбов» (отсюда название залов), дает обыкновенная фольга под стеклом. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра. В Зеленой столбовой при Екатерине II была буфетная. В Малиновой столбовой выставлен уникальный предмет мебели – один из немногих сохранившихся в Европе секретеров XVIII века производства знаменитого мебельщика А. Рентгена, работавшего для французского двора.

Янтарная комната

Панели, отделанные балтийским янтарем, царь Петр получил в подарок от правителя Пруссии. Елизавета Петровна повелела Растрелли украсить один из залов ее новой летней резиденции чудесными янтарными панелями, доставшимися в наследство от отца. Янтарная комната – уникальный пример применения янтаря в столь масштабных отделочных работах, поскольку янтарь – материал очень хрупкий и чувствительный к солнечному свету. Панели похитили из дворца нацисты, и последний раз их видели в 1945 году в городе Кенигсберге. Поиски Янтарной комнаты не дали результата.  Янтарные панели восстановили в 1990-е годы в Царскосельской янтарной мастерской силами наших художников-реставраторов.

Как добраться и когда лучше посетить Екатерининский дворец

Каждый турист, прибывающий в Петербург, стремится полюбоваться Екатерининским дворцом и Янтарной комнатой, неудивительно, что дворец – один из самых посещаемых наших музеев-заповедников. Поэтому ваша прогулка должна быть тщательно спланирована, дабы избежать впустую потраченного в огромных очередях времени. Рекомендуется заказать экскурсию в Царское Село заранее, особенно если вы хотите посетить дворец летом. Лучшее время для осмотра красот Екатерининского дворца – зимний сезон, когда толпа туристов поредеет. В город Пушкин можно доехать от Витебского вокзала электричкой, а до дворца доехать на автобусе или пройти 25 минут пешком. Второй вариант –  сесть на маршрутку возле метро «Московская», почти все из них подъезжают близко к дворцу.  

biglifetour.com

Екатерининский дворец (47 фото) – в царском селе

Екатерининский дворец в царском селе является центральной частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. Ежедневно через залы этого дворца проходят тысячи туристов, а наиболее популярным местом здесь является знаменитая Янтарная комната, восстановление которой было завершено как раз к 300-летию северной столицы России. Фото и видео Янтарной комнаты можно увидеть ниже в статье.

    Содержание

  1. 1. Интересно для туриста
  2. 2. Реконструкция
  3. 3. Восстановление после войны
  4. 4. Архитектура дворца
  5. 5. Как добраться?
  6. 6. Что обязательно нужно посмотреть туристам
  7. 7. Янтарная комната
  8. 8. Тронный зал
  9. 9. Арабесковый зал
  10. 10. Видео

Екатерининский дворец вид с парка

фасад крупным планом

Интересно для туриста

В период военной оккупации города немцами здание Екатерининского дворца было разрушено, однако простой народ после завершения военных действий рьяно принялся за его восстановление. Но даже сейчас, спустя более чем 70 лет после окончания войны, реставрационные работы в некоторых залах дворца продолжаются. Обычная экскурсия для туристов по залам дворца занимает около часа, а в остальной период времени туристы могут совершать прогулки по Александровскому или екатерининскому парку, посмотреть на экспозиции в музее им. А.С. Пушкина.

Александровский парк

Александровский парк

вид дворца с верху

Екатерининский дворец ворота

масштабный вид дворца

Реконструкция

Строительство Екатерининского дворца находящемся в царском селе началось в 1717 году, а руководил им хороший архитектор Иоганн Браунштейн. В этот же период времени с восточной стороны архитектурного сооружения был создан Верхний и нижний сады, причём составными частями стали 3 террасы. В западной же части дворца был построен Зверинец, на месте которого позднее раскинулся Александровский сад.

В 1744 году были сделаны надстройки, и основное здание было связано при помощи просторных галерей с достроенными флигелями, состоящими из двух этажей. В дальнейшем дворец не раз подвергался изменениям каждый раз, когда к власти приходил новый правитель. Но самая большая реконструкция архитектурного сооружения была выполнена при правлении императрицы Елизаветы. В 1752 году она была начата, и проводилась под руководством архитектора Франческо Растрелли.

Екатерининский дворец масштабный вид

позолоченный барельеф

бальный зал

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.

царский стол

Янтарная комната во всей красе

Архитектура дворца

Строительство величественного архитектурного сооружения протяжённостью 306 м велось искусным мастером стиля Барокко – архитектором Растрелли. Под его руководством определялись размеры архитектурного объекта, внутреннее убранство залов, интерьеры и декор фасадов дворца. Строительство Екатерининского дворца велось в период с 1748 по 1756 годы, а интерьеры строения отражают преимущественно классический и стили Барокко.

Великолепие этого дворца внутри и снаружи просто потрясает воображение! Торжественность внешнему виду сооружения придают золотистые, голубоватые и белые цвета фасада. Достойным украшением для фасадов дворца служат белые колонны, красивые фигурки атлантов и лепные элементы. Центральная часть здания соединена с пристройками-флигелями крытыми галереями. К северу от центрального здания находится дворцовая церковь, украшенная 5-ю позолоченными куполами. В южной же части здания раньше располагалось парадное крыльцо, а сейчас красуется позолоченный купол, шпиль которого украшен звездой.

Оформление интерьеров Екатерининского дворца в царском селе осуществляли несколько выдающихся мастеров, среди которых – Растрелли, Василий Стасов и Чарльз Камерон. По их проектам были созданы Большой зал дворца, несколько залов для гостевых приёмов, императорские покои, светлая галерея (самый большой дворцовый зал), Купольная столовая, Лионская гостиная, Серебряный кабинет, Табакерка, Китайский зал, Опочивальни.

Арабский зал во дворце Екатерины

позолоченные стены

главные ворота

Как добраться?

Добраться до Екатерининского дворца можно самостоятельно. Туристам нужно добраться от Витебского вокзала или станции метро «Московская» к железнодорожному вокзалу города Пушкин. Отсюда можно пересесть на автобус либо маршрутное такси, которые доставляют пассажиров к Государственному музею-заповеднику «Царское село». Добраться сюда без пересадок можно от станции метро «Звёздная» или «Купчино», на 186-м автобусе. Местонахождение екатерининского дворца определяется адресом улица Садовая, 7.

Екатерининский дворец ночью

Екатерининский дворец ночью

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Пребывая на территории Екатерининского дворца, обязательно посетите его прекрасные и славящиеся своими интерьерами залы

Янтарная комната

Екатерининский дворец восстановленная Янтарная комната

Янтарная комната

Янтарная комната. Ей по праву присвоено звание Восьмого чуда света, а появилась она во дворце в 1775 году. В это время императрица Елизавета Петровна приказала перевезти в резиденцию панели из натурального янтаря, до этого украшающие Зимний дворец. Правда, этих панелей не хватило для декорирования всей комнаты, и потому архитектор Растрелли, руководивший процессом преображения помещения, принял решение дополнить декор зеркалами и росписью под янтарь. Впоследствии некоторые холсты были заменены на панели из настоящего янтаря.

Янтарная комната во всей красе

стены в Янтарной комнате крупным планом

стены в Янтарной комнате крупным планом

изящный барельеф из янтаря

изящный барельеф из янтаря

барельеф из янтаря

восстановленная Янтарная комната

комната достойная императрицы

часы в янтарной комнате

интерьер дворца

бальный зал

Тронный зал

Тронный зал. Самое большое по площади помещение Екатерининского дворца. Здесь – самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров. Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и огромные окна. Именно здесь в прошлых веках проводились банкеты, светские мероприятия, балы, приёмы и торжественные обеды. На потолке Тронного зала посетители смогут увидеть красивые росписи, созданные художниками Франчуоли и Вундерлих.

Тронный зал

Екатерининский дворец Тронный зал

поистине царская комната

поистине царская комната

Арабский зал во дворце Екатерины

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Арабский зал

мраморные колонны

парадная лестница

Екатерининский дворец парадная лестница

Александровский парк сверху

Екатерининский дворец зимой

Екатерининский дворец в снегу

Видео



Так же все выше, перечисленное. Вы можете посмотреть не только на фото, но и в небольших видео фильмах. Представить себе по истине, царское убранство и интерьер дворца. Так же если вы ранее бывали во дворце, поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями. Или подпишитесь на один из наших каналов и получайте самые свежие обзоры о Красотах России.

russiakrasava.ru

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

Адольский И-Б.Г. “Портрет Екатерины I с арапчонком”. 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Ротари – Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). 

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

Гау, Эдуард Петрович – Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Бюст Ф.-Б. Растрелли

Золотые ворота

Решетка Парадного двора.

Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. Подробнее…

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Подробнее…

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Подробнее… 

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Подробнее… 

«Первая Антикамера»

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

«Вторая Антикамера»

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Подробнее…

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. Подробнее…

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Подробнее…

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Подробнее… 

Малиновая столовая

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки. Подробнее… 

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.Подробнее…

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. Подробнее…

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Подробнее… 

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет. Подробнее… 

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Подробнее…

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций. Подробнее…

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны. Подробнее…

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия. Подробнее…

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра. Подробнее…

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Подробнее…

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Подробнее…

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Подробнее…

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Подробнее…

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Подробнее…

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах.Подробнее…


http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220537931/   http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220538122/

tsars-palaces.livejournal.com

Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе)

3D тур на Садовой улице у Екатерининского парка

История строительства Екатерининского дворца

Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».

Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания.

Архитектор принимает необычные и смелые для России того времени цветовые решения и активно использует небесный голубой в сочетании с белым и золотым. В 1760–1770гг. началась перестройка дворца по вкусу его новой хозяйки Екатерины II. Нарядное оформление фасада было убрано, исчезли лепные украшения, а позолота заменена на краску. Архитектором Ч. Камероном были созданы новые интерьеры дворца: Арабесковая и Лионская гостиные, Опочивальня. К сожалению, во время войны они были разрушены и до сих пор не восстановлены.

Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.

В 1817 году архитектор В. Стасов для императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат в память о блестящих победах в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году была создана Парадная лестница в стиле «второго рококо».

Выставочные комнаты Екатерининского дворца:

  • Тронный зал,
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня

Современное время

В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.

Интересные факты

  • Центральное здание дворца декорировано кариатидами, атлантами, картушами и маскаронами
  • Главный фронтон Среднего дома украшен картушами с вензелем императрицы Екатерины I «Е» и короной
  • В 1756 году все скульптурные элементы декорирования дворца были покрыты золотом. На позолоту было использовано около 100 килограммов чистого червонного золота
  • Самый знаменитый зал дворца – Янтарная комната
  • Свыше 130 картин находится в Картинном зале

Редакция сайта Пушкин.ру

pushkin.ru

Екатерининский дворец история

Екатерининский дворец — один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

posmotrim.by

Екатерининский дворец в Царском селе Пушкин

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – главная резиденция императрицы Елизаветы Петровны

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Большой Екатерининский дворец является жемчужиной Царского Села. Он был официальной резиденцией трех русских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Строительство Екатерининского дворца

Строительство дворцово-паркового ансамбля Большой Екатерининский дворца в Царском Селе, входящего теперь в ряд Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, началось в 1717 году по желанию Екатерины I, имя которой дворец носит и по сей день. Строительство первого дворца на этом месте (архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн) было завершено в 1724 году.

Дворец Екатерины I в Царском Селе изначально представлял собой небольшое двухэтажное здание в стиле петровского барокко в голландском стиле на 16 комнат (светлиц, как тогда говорили).

Екатерининский дворец Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна с детских лет любила Царское Село. По ее поручению, когда она еще была цесаревной, зодчий Земцов разработал проект расширения и обновления Екатерининского дворца. Михаил Григорьевич (1688-1743) на тот момент был главным архитектором столицы и ее окрестностей, в своем творчестве тяготел к раннему барокко и получил известность, в частности, как разработчик царскосельского павильона Эрмитаж.

Став императрицей Елизавета сочла любимый ею Екатерининский дворец в Царском Селе слишком маленьким, совсем старомодным и в 1752 г. заказала тогдашнему придворному архитектору Б. Ф. Растрелли приступить к перестройке здания дворца. В итоге появился существующий ныне Екатерининский дворец, выполненный в стиле зрелого барокко. Его центральную часть украсили фигуры атлантов и кариатид. На фронтонах появились золоченые декоративные маски. Добавилось множество лепных, резных и прочих деталей.

Дворец привел Елизавету Петровну в неописуемый восторг, и она превратила новый дворец в свою главную резиденцию. При ней он начал играть роль главного центра придворной жизни. Здесь устраивались обожаемые императрицей балы и маскарады. Случалось, решать здесь и государственные вопросы.

Большой Екатерининский дворец строился почти 40 лет (1717-1756). Статус парадной загородной резиденции российской императорской семьи предъявлял к его зданию, спроектированному в стиле русского барокко середины XVIII века, немало требований как функциональных, так и чисто эстетических. Их реализовывали такие признанные мастера зодчества, как Иоганн Фридрих Браунштейн и Бартоломео Франческо Растрелли, Михаил Земцов и Андрей Квасов. Перед самым фасадом дворца, длина которого насчитывает 352 метра, был обустроен роскошный парадный парк.

Своим нынешним обликом дворец во многом обязан государыне Елизавете Петровне.

Екатерининский дворец при Екатерине Великой

Что же до Екатерины Великой, именем которой называется этот подлинный шедевр архитектуры, то императрица презрительно именовала его «старомодным взбитым кремом», всячески критиковала предшественницу за мотовство, но при этом сама постоянно перестраивала и совершенствовала величественное здание и его великолепный парк.

Структура дворцового ансамбля

Структура дворцового ансамбля включает в себя центральный корпус, два боковых флигеля, связанных между собой полноэтажными галереями, Церковный и Зубовский торцевые корпусы и два служебных дугообразных корпуса – циркумференции.

Большой Екатерининский дворец — композиционный центр Царскосельского парка. Его фасады, как и вся конструкция, вписаны в окружающую планировку.

Янтарная комната

Подлинное украшение дворца – его интерьеры. Конечно же, в первую очередь это знаменитая Янтарная комната, в 1716 году подаренная Фридрихом Вильгельмом Прусским Петру Великому. В 1755-м она украсила Екатерининский дворец. В Великую Отечественную войну ее убранство было демонтировано и вывезено немецкими оккупантами, и судьба ее неизвестна до сих пор. Однако с 1979 года русские мастера вели работу по восстановлению Янтарной комнаты, и к 2003 году она была возвращена на свое законное место.

Екатерининский парк

Екатерининский парк, безусловно, входит в мировую сокровищницу парков. Он состоит из двух частей: пейзажного Английского парка и регулярного Старого сада. В XVIII веке парк являлся воплощением всего самого современного в садово-парковом искусстве. Кроме того, по проекту Растрелли в парке были построены павильоны «Грот», «Эрмитаж», «Зал на острову», предназначенные для увеселительных собраний узкого круга придворных, приближенных к императрице; устроены Большой пруд и Нижние пруды.

Камеронова галерея

Одним из самых интересных украшений парка является Камеронова галерея, построенная в 1784-1787 годах под руководством того самого палладианца Чарльза Камерона. Галерея была задумана для прогулок и расположилась на склоне холма, на границе пейзажной и регулярной частей парка. И ныне, как и более двухсот лет назад, колоннада галереи доминирует над парком. А лестницу, ведущую к галерее с южной стороны, охраняют две бронзовые статуи: Геркулеса и Флоры.

Храм Воскресения Христова

Важное место в жизни дворца занимала домовая церковь Воскресения Христова с пятью золотыми куполами, возвышающимися над дворцом. Ее фасад обращен на Садовую улицу. Тех, кто бывал в этой церкви, потрясал ее интерьер. Берлинская лазурь стен в сочетании с золотом шестиярусного иконостаса, созданного по проекту Растрелли, и золотыми рамами остальных икон работы наиболее даровитых русских живописцев – крепостных и монашествующих, – среди которых был и Иван Петрович Аргунов, крепостной графа Петра Борисовича Шереметева. Ныне этот интерьер полностью можно видеть только на старинных рисунках, хотя частично он был сохранен и восстановлен.

В Воскресенский дворцовый храм можно было попасть как из дворца, так и из Императорского Царскосельского лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин.

Екатерининский дворец, великолепная достопримечательность России, Входит в список самых красивых замков мира.

posmotrim.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *