Дворец останкино: Усадьба Останкино | Главная

Содержание

часы работы 2022 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт


+11 фото

автор: Дмитрий Казаков


поделиться:

Музей-усадьба Останкино в Москве — это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает  строгими  формами   архитектуры, красотой  интерьеров  дворца  и  тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Часы работы

Музей закрыт на реставрацию (2022 г.).

Экскурсии

Музей закрыт на реставрацию (2022 г.).

Адрес

Москва, 129515, ул. Останкинская 1-я, д.5

Как добраться до усадьбы Останкино

Доехать до станции метро ВДНХ. Затем пересесть на трамвай №11 или 17 и ехать до конечной остановки Останкино (5 и 6 остановок). Или ехать на троллейбусе №9 и 37, автобусе №85 до остановки Улица Королева (4 остановки). От станции метро Алексеевская можно также ехать на троллейбусе №9 и 37 или автобусе №85 до остановки Улица Королева (8 остановок).

Также можно попробовать оригинальный способ передвижения — монорельсовая железная дорога. При выходе из метро «ВДНХ» Вы почти сразу увидете её, посольку она проходит на значительной высоте над землей, на своеобразной эстакаде. Либо спросите у любого прохожего как пройти до монорельса. Ехать 2 остановки — от станции «Выставочный Центр» до «Телецентра». Будьте внимательны, монорельс оснащен злыми бабками, запрещающими фотографировать!

История

Первое упоминание о селе Останкино встречается в писцовых книгах и датируется 1558 годом. Тогда село называлось Осташкино и принадлежало  Василию Щелкалову. При нем была построена деревянная Троицкая церковь. В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена.

В 1617 году имением стал владеть Иван Борисович Черкасский, который в 1625–1627 годах заново построил церковь. Этот храм также не сохранился. На его месте мастер Потехин возводит каменную церковь. Пятиглавый храм из красного кирпича с отделкой из белого резного камня и полихромными изразцами сохранился до нашего времени. Внутри храма — девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса сохранились со времени постройки, остальные были построены в 18 веке. Красивый храм, большой барский дом и сад были так хороши, что в июле 1730 года имение посетила императрица Анна Ивановна, а в 1732 году четыре раза здесь принимали императрицу Елизавету Петровну. Дочь Алексея Михайловича Черкасского Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя имение перешло к Шереметевым и было в их владении с 1743 до 1917 года. В 1767 году Петр Борисович Шереметев пристроил к церкви колокольню. Но самые масштабные изменения были проведены при Николае Петровиче Шереметеве.

Был построен дворец и разбит парк. Останкинский дворец и его хозяева всегда были в центре общественной жизни. После смерти в 1809 году Н.П. Шереметева владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время  дворец оставался в стороне от светской жизни. С 30-х годов 19 века Останкинский парк  становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий. Со второй половины 19 века дом Шереметевых снова оказался в центре внимания. В мае 1868 года здесь была сыграна свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева  с княжной Екатериной Павловной Вяземской. К концу 19 века хозяева использовали имение как источник дохода. Были построены летние дачи, которые сдавались в аренду. В 1917 году владелец имения Александр Дмитриевич Шереметев уехал из России. Останкинский комплекс был взят под охрану Комиссией по охране искусства и старины Моссовета. С 1919 года он становится государственным музеем. Храм Животворящей Троицы в настоящее время является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Останкинский дворец

Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. Проект дворца создали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Строительство велось в 1792–1798 гг. крепостными архитекторами графа — А. Мироновым и П. Аргуновым. Построен дворец из дерева. Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название “цвет нимфы во время зари”. Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий. Здание дворца выполнено в стиле классицизма. Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца — театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок.


Театр

В то время одной из модных забав в Останкино был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина “Взятие Измаила или Зельмира и Смелон”. В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии. Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова — талантливая певица. Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем “бальном” виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры.

Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.


Внутреннее убранство дворца

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов — золочёная резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне. Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся  золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Здесь также представлена коллекция портретов 18–19 веков работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16–18 веков. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е. Вишневского.


Парк

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка “Парнас”, “Собственный садик” и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк.

Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники — лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века.


Телефон

+7 (495) 602-18-52

Официальный сайт усадьбы Останкино

www.ostankino-museum.ru

Останкино. Роскошный дворец, узорчатый храм и гигантские зайцы в парке » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»

Останкино – одна из самых ярких жемчужин в венке московско-подмосковных усадеб. К тому же этот дворцово-парковый ансамбль наиболее близок к центру столицы, окружен зеленью Главного Ботанического сада, скверами и садами ВДНХ, а многочисленные выставочные павильоны, музеи, пруды под сенью нависающей над всей территорией знаменитой телебашни делают этот район Москвы особенно привлекательным для любознательных туристов и семейного отдыха. У Останкино своя история, уходящая корнями в русское средневековье и через блистательную эпоху галантного XVIII века принесшая нам шедевры усадебной архитектуры, бережное отношение к которым сохранялось столетиями, за исключением разве что нескольких недель французского нашествия.

Владельцы сих прекрасных мест

Усадьба в Останкино

Достоверными источниками – как минимум, не менее, чем летописи – становятся для историков учетные записки делопроизводителей и мытарей тех лет и письменные завещания властителей. Благодаря межевым книгам мы узнаем, что в 1558 г. Останкино, тогда еще называемое Осташковым на суходоле, а иногда – Останковым, принадлежало некоему служилому (т. е. состоявшему на государевой службе, военной или гражданской) человеку Алексею Сатину. Видимо, вскоре оно вернулось в казну, поскольку в 1572 г вновь упоминается уже в духовной грамоте Ивана Грозного. Царь завещал его своей очередной жене, Анне Колтовской, однако через полгода отправил ее в монастырь и опять женился. Останково-Осташково досталось неизвестно за какие заслуги иноземному опричнику Арну (Орну), а в 1584 году, последнем в земной жизни государя, селом уже владел думный дьяк Василий Щелкалов

Послы европейских держав почтительно называли его великим канцлером. Карьера братьев Щелкаловых, Андрея и Василия, стала стремительно развиваться после проведенных Иваном Грозным жестоких чисток верхушки опричников. Андрей Щелкалов возглавил после казни Висковатого Посольский приказ. Василий взял под свою руку Разрядный приказ и выполнял множество важных дипломатических поручений. Братья Щелкаловы участвовали в военных походах и присматривали за иноземными купцами, стремясь ограничить их в привилегиях. За что купцы и, само собой, заморские послы Щелкаловых не любили и писали на братьев доносы. Андрей Щелкалов руководил иностранными делами всея Руси двадцать четыре года, пока в конце концов, его не уволил воцарившийся Годунов; он дьяка уважал, но остерегался. Должность перешла к младшему брату, Василию. Тому тоже случалось попадать в опалы, причем из последней его вернул ко двору уже Лжедмитрий-Отрепьев. Вообще Щелкаловы, происходившие из незнатного рода, порой управляли одновременно двумя и более приказами, были одними из самых влиятельных лиц в государстве и очень богатыми.

В Останкинском парке

В годы царствования Федора Иоанновича, прозванного блаженным и слабоумным, Россия вернула утраченные в Ливонскую войну Ивангород, Копорье, Ям, Корелу, отразила в 1591 г. последний серьезный набег крымцев. Были основаны города Архангельск, Воронеж, Старый Оскол, Самара, Царицын, Саратов, в Сибири – Обдорск, Тара, Тобольск, Тюмень, Сургут, построен Белый Город в Москве. Ко всем этим великим делам, безусловно, братья Щелкаловы немало трудов приложили.

Не забывая государственных дел, Василий Щелкалов в Останкинском имении распорядился разбить сад, насадить кедровую и дубовую рощи, выкопать пруд, построить господский дом и возвести деревянную Троицкую церковь.

Огненный вал Смутного времени мало что оставил от деревянных построек Щелкалова. Останкино поднимают из пепла Черкасские – еще один влиятельный и богатый дворянский род.

Я. К. Черкасский

Появление у царского престола и быстрое возвышение кабардинских князей, давших начало знаменитому дворянскому роду Черкасских, связано с женитьбой овдовевшего Ивана Грозного на княжне Кученей (в православии – Марии) Темрюковне, Кавказская княжна стала второй женой первого русского царя. Сопротивляясь натиску Крымского ханства, кабардинцы, или как их тогда называли, пятигорские черкасы искали сильного союзника. В дружбе с крепнущей Русью правители этой горной страны видели возможность сохранить свою независимость, незыблемость устоев и, конечно, свое высокое положение. К тому же в Кабарде шла борьба за главенство между тремя большими родами, и род Идаровых, к которому принадлежала царица, рассчитывая на поддержку, постепенно переходил на службу к русским царям.

Князь Камбулат Идарович, дядя царицы, в 1578 г. оставил служить грозному царю сына Хорошая, перешедшего в православие с именем Бориса. Тот отличился в делах военных, считался первым боярином в Думе, женился на Марфе Романовой и, понятно, сблизился с этой семьей. Из-за чего при Годунове попал в опалу, был схвачен, подвергнут пыткам и сослан в Белоозеро вместе с родичами, среди которых оказался и пятилетний Миша Романов, будущий российский государь.

Находясь в родстве и с Рюриковичами, и с Романовыми крестившиеся в православии Черкасские заслуженно пользовались их доверием. Смута прокатилась, а Черкасские у трона остались.

Иван Борисович Черкасский блистал «в трудах державства и войны» и путь свой окончил фактическим главой русского правительства, управляя государевой казной, Стрелецким и подчиненными ему приказами в течение 20 лет. Ему, богатейшему московскому боярину,  в числе прочих владений принадлежало и Останкино. А еще Иван Борисович был женат… на внучке Василия Щелкалова Евдокии Морозовой. И его тоже называли канцлером иноземные послы. Мир тесен, а двор – еще теснее, даже царский.

Другой сын Камбулата, Куденет-мурза присягнул царю Федору Иоанновичу, а позже и Борису Годунову и при поддержке русских войск в конце концов занял кабардинский престол. Удержать за собой трон Кабарды потомки Куденета не смогли, и вот его старший сын Урускан принимает с именем Яков православие и вместе с ним великие почести от царя Михаила Романова. В чине первого стольника он участвует в торжествах и дипломатических приемах, служит воеводой в Туле, одно время возглавляет Стрелецкий и Иноземский приказы, а при Алексее Михайловиче успешно командует частью русского войска в войне с Польшей, освобождая утерянные по итогам Смуты исконные российские земли. Без того немалое состояние князя значительно увеличилось, когда в 1642 г. он унаследовал часть имущества бездетного двоюродного брата Ивана Борисовича Черкасского.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино

Черкасские охотились в останкинских лесах, примыкавших к царской вотчине, селу Алексеевскому – там же любил развлечь себя этим праздным занятием страстный охотник – царь Алексей Михайлович. Понятно, что усадьбу в Останкино требовалось не просто привести в порядок – сделать достойной государева посещения. Были построены новые боярские хоромы, а Троицкий храм перестроили в камне.

Михаила Яковлевича Черкасского Петр I отправил в Тобольск – управлять освоением Сибири. Дело это успешно продолжил последний из рода Черкасских, князь Алексей Михайлович, ставший сибирским губернатором, при Анне Иоанновне – кабинет-министром и великим канцлером. Высокую должность канцлера ему удалось удержать и после воцарения Елизаветы, соратникам отца доверявшей. Но менее чем через год князь умер, а единственная его наследница, дочь Варвара вскоре вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ставшего в результате одним из богатейших людей России.

Князь А. М. Черкасский

Граф, как мы знаем, больше любил обустроенное им Кусково, но и про Останкино не забывал – повелел поставить там деревянный одноэтажный дом, прозванный «воксалом», разбить Увеселительный сад, завести огороды и тепличное хозяйство. Расцвет останкинской усадьбы Шереметевых приходится на годы, когда она вместе со всем прочим движимым и недвижимым имуществом перешла к Николаю Петровичу Шереметеву

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино

Троицкая церковь. Зима

Троицкий храм строил в 1678-1683 гг. крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, автор церквей в Архангельском, Марково, Макарьево-Желтоводском монастыре, а также построек подворья Черкасских в Московском Кремле, среди которых значились две церкви. Артель Потехина насчитывала почти сто мастеров – кроме каменщиков, плотников, кузнецов и резчиков по дереву в нее входили золотильщики и иконописцы. Предприятие полного цикла, образцовая артель XVII века.

Потехин и его артельщики происходили родом из большого волжского села Кадницы под Нижним Новгородом, знаменитого своими строителями, корабелами, купцами, а много позже – капитанами речных пароходов.

Каменное убранство храма

Выстроенные из кирпича с использованием белого камня и поливных изразцов, потехинские храмы изобилуют характерным для эпохи расцвета русской национальной архитектуры узором,

и несмотря на массивность четвериков, пирамидами кокошников и изящными главами на высоких барабанах словно возносятся ввысь.

Весь храмовый объем, возвышающийся на высоком подклете, состоит из основного четверика пятиглавой церкви Живоначальной Троицы и примыкающих к нему двухсветных четвериков приделов с севера и юга, посвященных Тихвинской иконе Богоматери и святому Александру Свирскому, объединенных с западной стороны общей папертью с «ползучим» крыльцом. Подклет использовали для хозяйственных нужд; в южном приделе – церкви Александра Свирского, выходящем к пруду и селу Останкино, совершались богослужения для здешнего люда. Тихвинский придел, обращенный на барский дом, имел отдельный вход и служил Черкасским домовым храмом, здесь же как семейная реликвию, новые хозяева имения хранили походный складень фельдмаршала Б. П. Шереметева. Службы в более просторном помещении у престола Живоначальной Троицы проводились по особым случаям и в наиболее значительные православные праздники.

Северное крыльцо

Центральный храм – одностолпный, перекрытый сомкнутым сводом, но в отличие от сводов приделов, он не глухой, и свет льется в помещение из окон четверика и щелевидных прорезей барабанов. Средняя апсида – алтарный выступ Троицкой церкви – заметно крупнее двух апсид, завершающих четверики приделов.

Колокольня над западным крыльцом появилась позже, в начале XVIII века, и имела несколько иной вид, присущий восторжествовавшей тогда барочно-классической архитектуре. Подтверждение этому можно увидеть на старинных рисунках, где отчетливо просматривается венчающий сооружение шпиль. В 1877-78 гг. архитекторы А. К. Серебряков и Н. В. Султанов, проводившие по заказу графа А. Д. Шереметева реставрацию храма Живоначальной Троицы в Останкино, приняли решение привести экстерьер всего здание в полное соответствие с традицией русского узорочья, для чего отскоблили покрывавшую кирпич краску, восстановили разрушенные фрагменты кладки и декора, а заодно растесали ряд окон и возвели шатры над колокольней и южным крыльцом.

Н. И. Подключников. Вид усадьбы Останкино. 1856 г. Фрагмент картины

Современные специалисты считают, что Серебряков и Султанов (последний – горячий сторонник русского стиля) перестарались, поскольку уникальность останкинского храма заключалась как раз в органичном соединении архитектурных приемов XVII и XVIII веков. Другие утверждают, что изначально шатер над колокольней все же был, пока в 1730-х его не перестроили. Все же великолепия шедевра Потехина эта реставрация не испортила, хотя, конечно, ученым виднее. По декору Троицкой церкви можно изучать особенности русского зодчества эпохи первых Романовых: кирпичные узоры богато украшают стены. Здесь и ряды ширинок, и гирьки, свисающие из арочных оконных проемов, и язычки, отбивающие карнизы. Двойные ряды кокошников сходятся к шейкам высоких и тонких световых барабанов через такие же килевидные кокошники в их кубических основаниях. Многоцветные изразцы изображают диковинные цветы, райских птиц и скачущих коней – а может, в задумке мастера изначально были мифические единороги, символизирующие чистоту и целомудрие? Двухпролетные арки окон оформлены узором из язычков-пирамидок, перекликающихся с гирьками в проемах; кладка барабанов членится по вертикали наборными полуколонками, а завершается аркатурой. Выше сверкают на солнце золоченые прорезные подзоры.

Декор восточного фасада

Углы центрального объема закрывают тройки полуколонн. Архитектурное убранство дополняю другие элементы из арсенала узорочья – кувшинчики, балясины, розетки в ромбовидных ширинках северного крыльца, над рундуком которого выполнена характерная «бочка» со слуховым оконцем. Над апсидами выложены три киота с иконами деисусного ряда – Христос и склонившиеся в молении Богоматерь и Иоанн Предтеча. Еще один киот, с Тихвинской иконой, расположен над северным приделом.

Многообразие узорочья

Оформление оконных проемов выделяется многообразием кирпичных и белокаменных наличников из наборных полуколонок с килевидными, арочными или стрельчатыми трехлопастными завершениями. Над архивольтами южного крыльца проходят ряды опирающихся гирьками-пирамидками на скругленные кирпичные полочки кирпичных же щипцов, белокаменных гирек и профилированный карниз.

Главы, торжественно парящие над храмом, разнятся по размерам и форме: центральная «луковка» заметно крупнее, как и центральный барабан. Окружающие ее четыре главы пятиглавия сохраняют те же пропорции, но меньше, а вот маковки приделов отличаются много большей «пучиной». На шатер колокольни водружена золоченая главка, а шатровое южное крыльцо украсил вычурный невысокий шпиль.

Пятиглавие, глава южного придела и колокольня

После революции службы проводились только в подклете, где освятили придел в честь святого Николая Мирликийского, но и это продолжалось недолго. Храм закрыли; часть его помещений отвели под филиал Антирелигиозного музея и складывали там иконы и части иконостасов, а рядом хранили картошку. В 1930-х Останкинский музей добился передачи Троицкой церкви в свое распоряжение. Тогда здесь устроили библиотеку, фондохранилище и кабинет директора. На рубеже 1960-1970 гг. состоялась первая научная реставрация этого шедевра русского церковного зодчества, а в 1992 г. он был еще раз отреставрирован и возвращен верующим.

Театр в сердце дворца

Несколько веков назад между нынешним Останкиным и столицей русского государства простирались дремучие леса. Стояла среди них деревенька Марьино, впоследствии исчезнувшая с географической карты, но давшая имя знаменитому московскому району – Марьиной Роще. Действительно, роща обозначилась, когда вокруг Москвы в 1740-х проложили Камер-Коллежский вал и изрядно вырубили и проредили лес. Исторически Марьина роща находилась между валом и деревней и вскоре стала местом народных гуляний в семик, своеобразный праздник в четверг перед Троицей.

Шереметевский дворец в Останкино

К тому времени Марьино перешло к Шереметевым. Здешние крестьяне не только хлеб растили. Деревенские крепостные мастера – столяры, резчики по дереву, позолотчики, чеканщики, иконники, слесари, ткачихи и вязальщицы – исправно трудились на строительстве барской усадьбы наравне с другими подневольными умельцами, собранными графом из разных владений.

Все, что касается театрального искусства, вернувшийся из-за границы Николай Шереметев взял в свои руки. Еще при жизни отца он распорядился перестроить театр в Кусково, существенно расширил репертуар, но этим не удовлетворился. Молодой граф задумывал построить большой театр в центре Москвы, на Никольской, или на Воздвиженке, но в конце концов выбрал живописное Останкино. Путешествуя по Европе, граф заводил знакомства с известными деятелями культуры, в том числе и с Моцартом, а у музыканта Парижской оперы Ивара брал уроки игры на виолончели и спрашивал советов, стремясь сделать свой театр ничем не уступающим европейским.

 Граф Н. П. Шереметев

Именно Ивар предложил Шереметеву устроить дворцовый театр так, чтобы при необходимости помещение со сценой и зрительным залом трансформировалось в новый просторный «воксал» для балов и приемов. Старые рубленые хоромы при этом сохранялись, и рядом с ними запанировали дом для актеров, вокалистов, «дансёров» и «дансёрок». Будущих исполнителей отбирали по шереметевским деревням и селам, исходя не только из вокальных данных: девочки должны быть «ликом приятны и видом не гнусны». Им нанимали русских и иностранных педагогов, воспитателей и держали под строгим присмотром. В Париже приобретали партитуры и эскизы декораций. Картины, мебель, дорогие ткани и другие предметы интерьера привозили из кусковского имения, дворца в Петербурге, заказывали у столичных мастеров. Театральные костюмы отличались особой роскошью, и наряды героинь украшали настоящие драгоценности, словно в дополнение к их творческим, присвоенным хозяином, псевдонимам: Алмазова, Гранатова, Бирюзова, Изумрудова, Жемчугова…

Прасковья Ковалёва-Жемчугова. Миниатюра с портрета Н. И. Аргунова

Уникальность шереметевского дворца в Останкино прежде всего в том, что именно театру предстояло стать его центром, от которого, по замыслу Ф. Кампорези отходили галереи к двум симметрично расположенным павильонам, Египетскому и Итальянскому, соответственно оформленным.

Как писал академик И. Э. Грабарь, Шереметев унаследовал от отца вместе с несметными богатствами «безудержное влечение к строительству и непреодолимую страсть к театру». В проект Кампорези граф вносил поправку за поправкой, благо планировку деревянного здания несложно изменять в ходе его возведения. К строительству были привлечены видные архитекторы Д. Кваренги, Е. Назаров, И. Е. Старов, К. Бланк, В. Бренна. Работы, начатые в 1792 г., возглавляли крепостные зодчие А. Ф. Миронов и Г. Е. Дикушин, уже потрудившиеся в Кусково. С 1793 г. общее руководство возведением Большого дома Шереметев поручил П. И. Аргунову, тоже крепостному мастеру, отправленного им до этого поучиться к Баженову.

Дворец (первое время его называли, по обычаю, Большим домом) имел симметричную композицию: шесть коринфских колонн поддерживали классический портик; за ним возвышался бельведер с флагштоком. Галереи, выполненные в тосканском ордере, вели от центрального объема к павильонам. Первых гостей 22 июля 1795 г. встречали постановкой «Зельмира и Смелон», посвященной взятию Измаила и победе в русско-турецкой войне; главную женскую партию исполняла возлюбленная графа Прасковья Ковалева-Жемчугова, а в числе зрителей были ветераны этих недавних сражений.

Зрительный зал

Зрительный зал спроектировали на 200 мест. Его розовые стены отделяла колоннада с изящной балюстрадой, ограждавшей 14 лож. На 1,2 м ниже уровня сцены устанавливали скамьи партера и амфитеатра. От большого расписного плафона работы Валезини спускалась деревянная люстра; хрустальные фонари и резные светильники служили не только осветительными приборами – они украшали помещение так же, как изящные золоченые канделябры и жирандоли в залах и павильонах.

Сцену, вдвое превосходившую по площади зрительный зал, обслуживали два машинных отделения, верхнее и нижнее; первое отвечало за быстрое перемещение декораций, а второе – за спецэффекты, имитирующие шум дождя, гром, порывы ветра, пламя пожара. Даже бутафорские колонны перед спектаклем сдвигались ближе к центру сцены хитроумными приспособлениями. Чертежи механизмов граф тоже выписал из Парижа, а крепостной умелец Федор Пряхин их усовершенствовал при изготовлении.

Плафон сцены был разборным

По своим акустическим свойствам дерево превосходит камень, и это тоже учитывалось при проектировании театра-дворца. В дополнении к этому Аргунов и Миронов устроили резонаторы над колоннадой зрительного зала и резонирующие деки под авансценой.

Судьбы крепостных талантов

Уже первые торжества показали, что для таких грандиозных приемов размеры имеющихся помещений явно недостаточны. На следующий год в Останкино вновь начались строительные работы. Крепостные мастера трудились с четырех утра и даже с наступлением темноты до самой ночи, при огне, в морозы и в праздники, за исключением Рождества. Граф торопил – он планировал устроить торжественный прием в честь коронации Павла Петровича.

Статуя Аполлона – покровителя муз

С парадной стороны Большого дома пристроили парадные залы, Итальянский павильон дополнили Ротондой. Нижнее фойе переделали в Эстампную галерею, графскую ложу – в Картинную галерею. Элементами внешнего декора стали античные статуи и барельефы. Выходящий в парк северный фасад дворца кажется еще более грандиозным благодаря уже десяти колоннам, поддерживающим фронтон с гербом Шереметевых и выступам ризалитов с веерообразным завершением оконных проемов.

Интерьеры засияли позолоченной деревянной резьбой: гирлянды цветов, листья, травы, военная атрибутика. Сверкал хрусталь в люстрах, освещающих расписные плафоны, переливалось цветное стекло. В строгом порядке замерли скульптуры, резные торшеры, вазы-канделябры. Зеркало в конце анфилады обманывало вошедших иллюзией бесконечного пространства. Под ногами изумленных роскошным убранством гостей расстилался наборный паркет; в Ротонде при его укладке Федор Пряхин использовал 11 пород дерева. Малиновая прихожая, Голубой зал, Пунцовая гостиная, Верхние наугольные комнаты… Стены Картинной галереи плотно убраны произведениями европейских живописцев, размещенными в симметричном порядке. До визита наполеоновских воинов здесь насчитывалось 138 полотен – пропали 104 из них, и потерю пришлось восполнять из других графских владений.

Картинная галерея

Император Павел посетил дворец в апреле 1797 г., осмотрел его, но поторопился уехать, даже чаю не испив. И это несмотря на спецэффекты, подготовленные графом: при приближении царской кареты вдруг рухнули заранее подпиленные деревья, открывая великолепный вид на усадьбу.

Впрочем, огорчение графа оказалось недолгим. Через две недели, в мае, когда пышной зеленью окрасились липы и березы Останкинского парка, во дворце состоялся торжественный прием в честь бывшего польского короля Станислава Понятовского и сопровождавших его 358 русских и иностранных вельмож. Отрекшемуся от престола Понятовскому жить оставалось меньше года, но на тот момент чувствовал себя он достаточно бодро и впечатления свои от посещения усадьбы и спектакля (давали «Самнитские браки») описал восторженно:

 «Бельэтаж в Останкине весь деревянный, но с таким искусством отделанный и украшенный, что никогда нельзя было и подумать, что он был сделан из дерева… Из тех нескольких сот мастеровых и художников, можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди самого графа Шереметева; если бы факт этого не был констатирован, трудно было этому поверить, до такой степени исполнение всей работы отличалось изяществом».

Англичанину Педжету, присутствовавшему на одном из приемов, праздник напоминал фантастические арабские ночи:

«В отношении блеска и великолепия он превзошел все, что может дать самое богатое воображение человека и что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника».

В Итальянском павильоне

Празднества с пиршествами, катаниями на лодках и фейерверками продолжались до глубокой ночи, а дорогу до Москвы для возвращавшихся гостей освещали масляные фонари и охраняли графские егеря.

Над интерьерами останкинского дворца, одними из лучших в России, под руководством Павла Аргунова работали крепостные мастера Федор Бизяев, Кондратий Фунтусов, Семен Калинин, Федор Халдин, Николай Шемай и многие другие, чьих имен мы, может, и не узнаем. А театральная труппа состояла из двухсот человек, и в нее, кроме актеров входили гримеры, костюмеры, парикмахеры, рабочие сцены. Гости восхищались большим роговым оркестром, где каждый музыкант исполнял всего одну ноту, но в целом это было подобно игре настоящего органа.

Герб Шереметевых на ограде усадьбы

И все неожиданно закончилось. Павел удостоил Шереметева чина обер-гофмаршала, потом – обер-камергера и отозвал ко двору. Актеры еще репетировали новые спектакли, когда решение о роспуске труппы уже было предопределено. Обострение туберкулеза оборвало карьеру Прасковьи Жемчуговой. Перенес тяжелую болезнь и сам граф, а по выздоровлению изменил свое отношение к роскошной жизни. Выйдя в 1800 г. в отставку, он сосредоточился на благотворительности. Лучшим актерам подписали вольные, остальных перевели в дом Шереметевых на Фонтанке швейцарами, лакеями, горничными, прачками. Художников отпустили на оброк. Последний выход на сцену останкинского театра состоялся в октябре 1801 г., когда 14 актеров приветствовали вступление на престол нового императора. Представления уже не давали.

Жемчугова получила свою вольную в 1797 году. Влюбленные тайно обвенчались в московском храме Симеона Столпника в ноябре 1801 г., а в феврале 1803-го супруга Шереметева скончалась, оставив ему сына Дмитрия. Чтобы узаконить брак, граф поручил сочинить для жены родословную, по которой Прасковья Ковалева вела своё происхождения от разорившихся некогда польских дворян Ковалевских. Воцарившийся Александр Павлович Шереметева уважал, вдаваться в подробности не стал, и разрешение на брак было подписано – уже после смерти графини.

Храм св. Симеона Столпника на Новом Арбате

Создатель останкинского великолепия Павел Аргунов чем-то не угодил хозяину и вскоре после окончания работ его перевели в смотрители графского парка. Брат его, художник Николай Аргунов, оставивший нам портреты Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, стал свободным лишь в 1816 г. и через два года был избран академиком Императорской Академии художеств. Архитектора Миронова Шереметев на волю так и не отпустил, и крепостной зодчий участвовал в строительстве московского Странноприимного дома (институт скорой помощи им. Склифосовского).

Достроить Странноприимный дом для поселения в нем паломников, раненых, больных и вдов завещала мужу графиня Шереметева. Принадлежавшие ей деньги она поручила направить на благие дела – лечить занемогших и увечных, а каждый год ста беднейшим московским невестам выделять средства на приданое. Последнюю волю жены граф исполнил. Не забыли этого и наследники Николая Шереметева, сын и внуки, относившиеся к памяти бывшей крепостной актрисы с глубоким почтением.

Грустная осень в Останкино

Усадьба приходила в запустение. В конце 1820-х разобрали «за ветхостью» старые барские хоромы и актерский флигель. Накануне коронации Александра II в театре демонтировали нижнее машинное отделение и настелили пол, объединив на одном уровне зрительный зал со сценой. Уникальная машинерия стала ненужной: теперь здесь устроили зимний сад.

В Ротонде Итальянского павильона Александром II был подписан проект Манифеста об освобождении крестьян. «Ту самую» чернильницу, а также самовар, из которого царь-освободитель пил чай, Шереметевы долго хранили. Вообще у русских самодержцев станет традицией посещать Останкино после коронации.

Ротонда Итальянского павильона

На рубеже XIX и XX веков часть усадебных земель заселили дачники, а Марьину Рощу вырубили под застройку дешевыми избами и бараками для рабочих окрестных заводов и фабрик. Свой презентабельный вид она приобрела только в 1970-х, когда на их месте выросли кварталы современных многоэтажных зданий.

Легенды графского парка

Партер регулярного парка

Создание усадебного комплекса в Останкино Николай Шереметев задумывал согласно духу времени, а также истории Кусковского имения, как проект комплексный, и прогулочную зону ограничивать лужайкой со статуей покровителя муз Аполлона перед дворцом не собирался. Тем более, что значительное садово-парковое хозяйство с аллеями, оранжереями и теплицами, уже имелось, а не так давно здесь поработали иностранные садовники К. Рейнерт, И. Манштатт и П. Ракк.

Павлу Аргунову и Алексею Миронову предстояло осуществить перепланировку парка, превратив его в «Увеселительный сад». Непосредственно эта работа велась крепостными под руководством П. Ракка, а потом – английского садовника Р. Маннерса. Регулярный «французский» парк с геометричски строго разбитыми треугольными боскетами аллеями плавно переходил в пейзажный «английский». Высаживались липы, клены, березы и ели. Перед северным фасадом Большого дома разбили партер из трех пар цветников, окруженный аллеей-берсо, арочный каркас которой сплошь закрывали вьющиеся растения. В разрывах зеленых шпалер возвышались белоснежные античные статуи. К востоку от партера возвели две беседки: «Миловзор» – на насыпном холме Парнас, и бело-розовый, повторяющий цветовое решение оштукатуренного дворца, «Храм», с лаконичным четырехколонным портиком.

Беседка на холме Парнас

С южной стороны П-образного дворцового строения Николай Шереметев распорядился устроить миниатюрный «Собственный садик» – такими он любовался, путешествуя по Голландии. Сам Увеселительный сад занимал не очень большую площадь, 11 гектаров, и был окружен валом, подобным тому, что мы сейчас можем видеть в Кусково. Здесь же сохранились только незначительные фрагменты. За валом жили дворовые крестьяне, стояли шесть фруктовых оранжерей и конюшня. Кедровую рощу сберегли и при ней организовали питомник, где выращивали молодые кедры. Вскоре к парку присоединили большую территорию к северу, назвав ее Прибавочным садом.

Садовый пруд и полуостров Елизаветы

Аллеи вели к рукотворному Садовому пруду. В память о визите императорской четы два выступающих мыса назвали полуостровами Александра и Елизаветы. От него по лесным дорожкам гости проходили к каскаду прудов, созданному на запруженной речке Каменке.

 На полуострове Александра I

Да, есть в графском парке пруд, и не один. С останкинскими водоемами связано немало легенд, и иные из них жутковаты. Так, каскад на Каменке называли Актёркиными прудами – якобы здесь утопилась одна из актрис, не выдержав причиненных обид. Рассказывали о несметных богатствах, сокрытых в закопанных или погруженных в воды кладах Шереметевых, и даже об утопленной золотой карете. Еще говорили, что однажды графский экипаж на пути из Останкина в Москву остановила ватага известной разбойницы Марьи. Быть бы грабежу и смертоубийству, но… Оказалось, атаманша тайком посещала открытые для публики спектакли кусковского театра, а потому пощадила знаменитого мецената. А когда шокированная происшествием Параша Жемчугова, выйдя из кареты вдруг запела «Аве, Мария», видимо, вознося так молитву о спасении к Господу, потрясенные лиходеи вернули помятого кучера на козлы и проводили влюбленную чету восвояси.

Один из прудов каскада на Каменке

Легенду о происхождении топонима «Марьина Роща» сочинил В. А. Жуковский. Но к страданиям заключенной оскорбленным супругом в башню красавицы Марьи эта местность не имеет отношения. Как и ее название к разбойнице Марье. Историей о встрече с ней кучер мог и прихвастнуть перед дворней. Но на то они и легенды, чтобы в них хотя бы немножко хотелось верить.

Конный двор сегодня

Последние владельцы сдавали часть усадебных построек дачникам. Вновь в небе засверкали огни фейерверков и возобновились прогулки по аллеям и лодочные катания. По разрешению управляющего желающим можно было осмотреть дворец. После революции имущество Шереметевых национализировали, а Большой дом усадьбы объявили Музеем творчества крепостных. Со второй половины 1990-х тут проходили музыкальные «Шереметевские сезоны».

Первоначально стоечно-балочная конструкция дворца покоилась на деревянных опорах, что обеспечивало хорошую вентиляцию. Однако эти опоры вскоре пришли в негодность из-за повышенной влажности участка, и их сменил ленточный белокаменный фундамент по всему периметру, с предусмотренными продухами. За два века эти вентиляционные отверстия засорились, заросли отложениями, а устроенная в 1950-х сплошная бетонная отмостка усугубила положение, и несущие конструкции начали разрушаться.

Реставрационные работы в Останкинском дворцово-парковом комплексе проводились неоднократно. Ведутся они и сейчас, начиная с 2013 г., и продлятся еще 5-7 лет. В результате целое поколение наших соотечественников вырастет, так и не увидев красоты его интерьеров, позолоченных резных украшений, изящных ваз, картин, эстампов, анфилады залов, павильонов, беседок и садового партера.

Гамаки среди парковых аллей

Большая часть Увеселительного сада с 1932 г. отвели под парк культуры и отдыха имени Ф. Э. Дзержинского. Отдыхающие трудящиеся гуляли по его аллеям, катались на лодках и каруселях, тренировались в тире. Зимой вдоль дорожек носились юные лыжники. Сейчас в этом парке с возвращенным названием «Останкино» просторно и уютно, появились новые беседки, конный двор, гамаки, детские и спортивные площадки, кафе и рестораны.

Экотропа и ее стальная стража

Под кронами вековых деревьев на высоте нескольких метров проложена экологическая тропа, дарящая возможность полюбоваться необычным видом, под ней установлены арт-объекты в виде огромных стальных зайцев, а на дубовых ветвях появилась инсталляция «Птицы» работы французского художника Ле Борна.

Фрагмент нсталляции «Птицы»

Правда, это уже территория ландшафтного парка ВДНХ, куда из Останкинского парка теперь можно попасть свободно, как и в Главный Ботанический сад Академии наук.

Евгений ШАПОЧКИН

В материале, кроме фото автора, использован ряд иллюстраций буклета Л. А. Лепской «Останкино». Москва, «Реклама», 1976. 

Усадьба Останкино — парк, музей, официальный сайт

Главная  /  Москва  /  Усадьбы Москвы  /  Усадьба Останкино


Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 год. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.

На протяжении десяти с лишним лет А. Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах. По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении. Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине. Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.

С 1584 года останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати. При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи. В начале XVII века, в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.

В 1620 году царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны. Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли. Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.

После смерти И.Б. Черкасского в 1642 году усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К. Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 году, — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу. В 1678 году по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л. Черкасского в подушной переписи 1678 года впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII века, как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII века Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.

В 1719 году Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе. Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы. Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери». Дочь A.M. Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим. В 1743 году, тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.

При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.

Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 году, он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П. Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам. Однако по разным причинам строительство не было осуществлено. Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине. В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.

Дворец-театр строился с 1792 по 1798 год. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 года, и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.

Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 году, оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой. Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника. В 1812 году имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.

При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 году состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.

http://www.ostankino-museum.ru/

Адрес

Москва, 1-я Останкинская ул., д. 5

Как добраться

Добраться можно от ст. м. «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях №№ 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах №№ 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От ст. м. «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах №№ 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).

Когда посещать

Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 года музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.

Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 году перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.

Начиная с 1820-х годов Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.

В 1917 году усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 году стала музеем, который с 1938 года стал называться «Музей творчества крепостных».

В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 году, говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налеты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».

В 1992 году Останкино получило статус музея-усадьбы.

Достопримечательности в Останкино

Храм Живоначальной Троицы

Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII века крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII веке типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами. Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.

Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.

Парадный двор

Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом. Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 года описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.

Дворец

Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс. Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром. Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.

Парк Останкино

Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».

При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.

Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.

Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.

Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.

Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.

По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.

За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.

Усадьба и парк Останкино на карте Москвы

Смотрите также:

  • Усадьбы Москвы

Останкино дворец и музей (Москва)

Европа

Россия

Центральная Россия

Москва

Что делать в Москве

Останкино дворец и музей

. Посмотреть все развлечения

Останкинский дворец и музей

0002 Среда

11:00 утра – 19:00

Четверг

11:00 – 19:00

Пятница

11:00 – 19:00

Суббота

11:00 утра – 19:00

– 19:00

Воскресенье

11:00 – 19:00

Написать отзыв

О

Прекрасный образец неоклассической архитектуры, этот элегантный дворец с прилегающим парком принадлежал одному из богатейших семей конца 18 века и может похвастаться великолепным интерьером с обитыми тканью стенами, бронзовыми скульптурами и резьбой по дереву.

Рекомендуемая продолжительность

1-2 часа

Предложите изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.

Улучшить этот листинг

Полный просмотр

Лучшие способы испытать близлежащие достопримечательности

  • Чудесная московская самоуправляемая прогулка по аудио.

    Адрес

    Район: Район Северо-Восточный (СВАО)

    Лучшее поблизости

    Рестораны

    1 145 в радиусе 3 миль

    Twin Pigs

    0,3 мили$$ – $$$ • Европейская • Паб

    0,3 мили$$ – $$$ -ft

    41012 $ • Фастфуд • Русский

    Седьмое Небо

    341 ft$$ – $$$ • Европейский • Русский • Центральноевропейский

    A.S.A.P

    341 ftЕвропейский

    O Kino

    $mi$ – 0.3 • Русский • Арабский

    Пончики

    0.4 мили$

    7th HEAVEN

    0,6 км$$ – $$$ • Морепродукты • Европейская • Русская

    Первый Мясной

    0,8 км

    Ресторан Оттепель

    1,1 км$$ – $$02 • Морепродукты 900 • Европейская • Центральноевропейская 900 Смотреть все

    Достопримечательности

    3 204 в пределах 9 км

    Останкинский Телевизионный Технический Центр

    0,2 ​​кмДостопримечательности • Архитектурные Здания

    Останкинская Телебашня • Достопримечательности Архитектура

    0,7 км0003

    Памятник для Народного корпуса добровольцев

    0. 3 Mimonuments & Statues

    Fountain Druzhba narodov

    1.1 Mipoints Интересы и достопримечательности.

    Собор Василия Блаженного

    12 423

    Церкви и соборы

    Рабочий и колхозница

    2,1 кмПамятники и статуи

    Красная квадрат

    20 555

    Исторические участки • Подоседл. : Порядок отзывов определяется описательностью определяемых пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.

    4,0

    40 reviews

    Excellent

    Very good

    Average

    Terrible

    541nenam

    Novi Sad, Serbia48 contributions

    One of the best museums in Moscow

    Jul 2017 • Couples

    The estate is very large and you нужно как минимум 2-3 часа, чтобы все увидеть. Дворец чудесный (как дурак чудес 🙂 ). Каждая комната и зал свидетельствуют о большом богатстве и художественном вкусе того времени. Театр во дворце также фантастический, и вы можете увидеть и попробовать реквизит. Парк за дворцом огромный, с птицами и животными (кролик, лиса…). Очень приятно гулять и отдыхать. Это тайная жемчужина города.

    Написано 27 сентября 2017 г.

    Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    Смотреть все

    • Музей в тишине

      Квесты • Специализированные музеи

      Открыто сейчас • Юго-Восточный округ (ЮВАО)

    • Картинная галерея стран Европы и Америки 90-х гг. Художественные музеи

      Хамовники

    • Музей Дома Виктора Васнетова

      Исторические музеи

      Округ Центральный (TSAO)

    • Исторические и архитектурные музей и архитектурный музей и резерв 9003

      9001.

      Музей традиционных русских напитков Очаково

      Специализированные музеи

      Западный округ (ЗАО)

    • Государственная Третьяковская галерея

      Художественные музеи

      Открытый сейчас • Якиманка

    • Музей Московский Транспорт

      Специальные музеи

      Открытый сейчас • Район Центральный (TSAO)

    • Эксперимент. Северный (САО)

    • Музей-заповедник «Царицыно»

      Исторические музеи

      Южный округ (ЮАО)

    • Алмазный фонд (Алмазный фонд)

      Специализированные музеи

      Красная площадь и Китай-город

    Что-нибудь пропущено или неточно?

    Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.

    Improve this listing

    Frequently Asked Questions about Ostankino Palace and Museum


    Ostankino Palace and Museum is open:

    • Wed – Sun 11:00 AM – 7:00 PM

    Отели рядом с Останкинский дворец-музей:

    • 1 Арт Отель
    • (1,51 км) Гостиница Останкино
    • (3,55 км) Бутик Отель Брайтон
    • (0,93 миль) Марфино
    • (2,68 миль) Д’Отель

    Останкинский дворец и музей: показать все отели поблизости на Tripadvisor


    Рестораны поблизости Останкинский дворец и музей:

    • (0,1 мили) Му-Му
    • (0,1 км) Седьмое небо
    • (0,1 мили) КАК МОЖНО СКОРЕЕ
    • (0,29 миль) Дали
    • (0,30 км) Свиньи-близнецы

    Показать все рестораны поблизости Останкинский дворец и музей на Tripadvisor


    Массимо Листри | Останкинский дворец I, Москва, Россия (2015) | Доступно для продажи

    Средний

    Состояние

    Подпись

    Сертификат подлинности

    Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

    Просмотрите работы в этой категории

    Возможно, самым влиятельным художником 20-го века был Пабло Пикассо. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

    ML

    Массимо Листри

    Итальянец, р. 1954

    C-PRINT

    Художественное произведение

    Эта работа является частью .

    39 1/2 × 47 1/2 in

    100. 3 × 120.7 cm

    Edition of 5

    $14,500

    47 1/2 × 59 in

    120.7 × 149.9 cm

    Edition of 5

    $ 16 500

    71 × 88 1/2 в

    180,3 × 224,8 см

    издания 5

    $ 26 500

    $ 14 500

    налоговые средства. Учить больше.

    Доставка, налоги и дополнительные сборы, указанные продавцом

    Заблокировано

    Безопасный платеж

    Безопасные транзакции с помощью кредитной карты через Stripe.
    Узнать больше.

    CHROMA GALLERY

    Майами, Нью-Йорк, +1 еще

    Будьте в курсе, когда появится похожая работа

    Есть вопрос? Посетите наш справочный центр.

    Средний

    Состояние

    Подпись

    Сертификат подлинности

    Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

    Посмотреть работы в этой категории

    Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

    Серия “Художник”

    • Портреты художников и скульпторов

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    • Portraits of Artists and Скульпторы

      113 в наличии

    • Портреты художников и скульпторов

      113 в наличии

    • Портреты художников и скульпторов

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    • Portraits of Artists and Sculptors

      113 available

    Other works Пабло Пикассо.

    • Пабло Пикассо.

      Pablo Picasso

      Paysage (Landscape), 1953

      Paysage (Landscape), 1953

    • Pablo Picasso

      Paysage (Landscape), 1953

      Paysage (Landscape), 1953

    • Pablo Picasso

      Paysage (Пейзаж), 1953

      Пейзаж (Пейзаж), 1953

    Похожие художники

    Жорж Брак

    Французский 1900-2000

    Жорж Брак 9-00000 Французский

    2

    0002 Georges Braque

    French 1900-2000

    Georges Braque

    Французский 1900-2000

    Massimo Listri – Ostankino Palace

    , похожие на Aostankino Palace – Прекрасный двор. 1991 г. – строящийся современный музей

    Массимо Листри – Саммеццано, Тоскано – белый интерьер дворца

    Массимо Листри – Джарал де Беррио V, Гуанахуато, Мексика 2012 г. – синий интерьер, строительство

    Массимо Листри – Эрмитаж Сан-Пьетробурго VI 2017 – проход русского дворца с золотом колонны с зеленью сзади

    • Авторы и права дизайна: Элизабет Робертс Архитектура и дизайн, фото: Дастин Аксланд. Размеры: В 48 дюймов x Ш 60 дюймов

    • Дизайн предоставлен Тимоти Годболдом, фото предоставлено Карлом Симоном. Размеры: В 48 дюймов x Ш 60 дюймов

    • Хотите больше изображений или видео?

      Запросить дополнительные фото или видео у продавца

    1 из 4

    Цена по запросу

    О

    Останкинский дворец – красивый дворец в Москве. Прекрасные залы большого дворца. Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Массимо Листри — итальянский фотограф, наиболее известный своими крупномасштабными снимками величественных пустых интерьеров. В своих знаменитых сериях и фотографиях библиотек, соборов и театров Листри часто создает замечательные сбалансированные композиции, с чувством благоговения прославляя сложность величественной архитектуры.

    Подробная информация

    • Создатель

      Massimo Listri (1954, итальянский)

    • Создание Год

      2015

    • DEATERSIONS

      HISTER: 48 в (121.92 CM).

    • Средняя

      Архивное пигмент

    • Движение и стиль

      Современный

    • ПЕРИОД

      2010-

    • FRAMING

      9002 FRAMING.0003
    • Condition

    • Gallery Location

      Vienna, AT

    • Reference Number

      1stDibs: LU1939363152

      View Invoice

    Shipping & Returns

    1stDibs Buyer Protection Guaranteed

    If your item arrives не так, как описано, мы будем работать с вами и продавцом, чтобы сделать это правильно. Узнать больше

    О продавце

    Расположен в Вене, Австрия

    Признанный продавец

    Эти престижные продавцы являются лидерами отрасли и представляют высший эшелон качества и дизайна товаров.

    Установлен в 2009 году

    1stDibs Seller с 2013 года

    59 Продажи на 1STDIBS

    Типичное время отклика: 11 часов

    Подробнее от этого продавца

    • MAK IV, Vienna 1991 – Современный музей в строительстве

      . Listri

      Расположен в Вене, AT

      Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Массимо Лист…

      Категория

      21 -й век и современная современная цветовая фотография

      Материалы

      Архивальный пигмент

      Massimo Listri

      MAK IV, Vienna 1991 – Modern Museum in Construct , Тоскано – белый интерьер дворца

      Массимо Листри

      Находится в Вене, AT

      Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Массимо Лист…

      Категория

      21 -й век и современная современная цветовая фотография

      Материалы

      Архивальный пигмент

      Massimo Listri

      Sammezzano, Toscano – белый интерьер

    • Pround Di Pract On Di Pround Di DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL DARERAL

      11112 ЦЕНЫ. Гуанахуато, Мексика, 2012 г. – синий интерьер, конструкция

      Массимо Листри

      Находится в Вене, AT

      Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Массимо Лист…

      Категория

      21 -й век и современная современная цветовая фотография

      Материалы

      Архивальный пигмент

      Massimo Listri

      Jaral de Berrio V, Guanajuato, Mexico 2012 – Blue Interna, Construction, 2016 900366666.

      .
    • Эрмитаж Сан-Пьетробурго VI 2017 – пассаж русского дворца с золотом

      Массимо Листри

      Находится в Вене, AT

      Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Массимо Лист…

      Category

      21st Century and Contemporary Contemporary Color Photography

      Materials

      Archival Pigment

      Massimo Listri

      Hermitage San Pietroburgo VI 2017 – the passage of the russian palace with gold, 2017

      Price Upon Request

    • Palazzo Topkapi (chiosco di Erevan) Istanbul I, Turchia 2018, blue palast turkey

      By Massimo Listri

      Расположен в Вене, AT

      Palazzo Topkapi (Chiosco di Erevan) Стамбул I, Турция 2018, синий дворец индейка Другие размеры обрамления по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей изобразительного искусства. , Turchia 2018, blue palast turkey, 2018

      цена по запросу

    • Schwetzingen Germania – дверные коробки с колоннами с зеленой задней частью

      By Massimo Listri

      Расположен в Вене, AT

      Другие размеры и обрамление по запросу. PREISS FINE ARTS — одна из ведущих мировых галерей художественной фотографии, представляющая самых известных современных художников. Massimo List…

      Категория

      XXI век и современность Современная натюрмортная фотография

      Материалы

      Архивный пигмент

      Massimo Listri

      Schwetzingen Germania – Дверные рамки с колоннами с зелеными в задней части

      Цена по запросу

    Вы также можете как

    Biblioteca Palatina, Parma 9003

    By MasiMimo Listri

    . NY

    Палатинская библиотека, Парма, 2011 г. Хромогенная лямбда-печать 39,5 x 47,5 дюймов издание 5 47,5 x 59 дюймов издание 5 71 x 88,5 дюймов издание 5 Родился во Флоренции в 1953 г. , ев…

    Категория

    2010S Современная цветовая фотография

    Материалы

    C Печать

    Massimo Listri

    Biblioteca Palatina, Parma, 2011

    $ 12 5003 9003

    CAPODIM. Расположен в Нью-Йорке, NY

    Capodimonte Sala da Ballo, Napoli, 2013. Хромогенная печать Подписанное, озаглавленное, датированное и пронумерованное издание 5 на этикетке художника на оборотной стороне. 390,5 x 47,5 дюймов, выпуск 5 47,5 x …

    Категория

    21-й век и современная современная фотография титкой

    Материалы

    C Печать

    Massimo Listri

    Capodimonte Sala Da Ballo, Napoli, 2013, 2013

    6666666666666.

    Galleria degli Uffizi, La sala della Controriforma, Firenze

    Массимо Листри

    Расположен в Нью-Йорке, NY

    Galleria degli Uffizi, La sala della Controriforma, Firenze, 2008 Хромогенная печать Подписанное, озаглавленное, датированное и пронумерованное издание 5 на этикетке художника на оборотной стороне. Фотограф…

    Категория

    2010S Современная цветовая фотография

    Материалы

    C Печать

    Massimo Listri

    Galleria Degli Uffizi, La Sala Della Comproriforma, Frenze, 2008

    912

    12 Price Dellaiot. Massimo Listri

    Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк

    Biblioteca Palatina, Parma, 2011 Хромогенная лямбда-печать 39,5 x 47,5 дюймов издание 5 47,5 x 59 дюймов издание 5 71 x 88,5 дюймов издание 5 Родился во Флоренции в 1953, EV …

    Категория

    2010S Современная цветовая фотография

    Материалы

    C Печать

    Massimo Listri

    BiblioTeca Palatina, Parma, 2011

    $ 24 0009003

    1111111111111111111111111111111111111111111111. Массимо Листри

    Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк

    Biblioteca del Abbazia di Kremsmunster, Германия, 1994 г. Хромогенная печать на алюминии 39,5 х 47,5 дюймов издание 5 Узнать цену Фотограф базируется в…

    Category

    1990s Contemporary Color Photography

    Materials

    C Print

    Massimo Listri

    Biblioteca del Abbazia di Kremsmunster, Germany, 1994

    Price Upon Request

    “Drift 27″ Photography 30″ x 20”

    Роуэн Дейли.

    Находится в Калвер-Сити, Калифорния. Цифровая печать на Ultra Smooth Fine Art Paper Без рамы – корабли, свернутые в трубу ДРИФТ За кулисами нац…

    Category

    21st Century and Contemporary Contemporary Color Photography

    Materials

    Digital, Archival Pigment

    Rowan Daly

    “Drift 27″ Photography 30″ x 20” Edition of 10 by Rowan Daly, 2013

    $1,900

    “Drift 26″, фотография 30″ x 20”, издание из 10, автор Роуэн Дейли

    , автор Роуэн Дейли

    Расположен в Калвер-Сити, Калифорния

    “Drift 26″, фотография 30″ x 20”, издание из 10, автор Роуэн Дейли Цифровая печать на Ultra Smooth Fine Art Paper Без рамы – корабли, свернутые в трубу ДРИФТ За кулисами нац. ..

    Category

    21st Century and Contemporary Contemporary Color Photography

    Materials

    Digital, Archival Pigment

    Rowan Daly

    “Drift 26″ Photography 30″ x 20” Edition of 10 by Rowan Daly, 2013

    $1,900

    “Drift 32″, фотография 20″ x 30”, издание из 10, автор Роуэн Дейли

    , автор Роуэн Дейли

    Расположен в Калвер-Сити, Калифорния

    “Drift 32″, фотография 20″ x 30”, издание из 10, автор Роуэн Дейли Цифровая печать на Ultra Smooth Fine Art Paper Без рамы – корабли, свернутые в трубу ДРИФТ За кулисами нац…

    Category

    21st Century and Contemporary Contemporary Color Photography

    Materials

    Digital, Archival Pigment

    Rowan Daly

    “Drift 32″ Photography 20″ x 30” Edition of 10 by Rowan Daly, 2013

    $1,900

    “Drift 36″, фотография 20″ x 30”, издание из 10, автор Роуэн Дейли

    , автор Роуэн Дейли

    Расположен в Калвер-Сити, Калифорния

    “Drift 36″, фотография 20″ x 30”, издание из 10, автор Роуэн Дейли Цифровая печать на Ultra Smooth Fine Art Paper Без рамы – корабли, свернутые в трубу ДРИФТ За кулисами нац. ..

    Category

    21st Century and Contemporary Contemporary Color Photography

    Materials

    Digital, Archival Pigment

    Rowan Daly

    “Drift 36″ Photography 20″ x 30” Edition of 10 by Rowan Daly, 2013

    $1,900

    “Drift 01”, фотография 37 x 57 дюймов, издание 1/3, автор Rowan Daly

    , автор Rowan Daly

    Расположен в Калвер-Сити, Калифорния

    Дали Отпечатано на металлизированной бумаге Fine Art. Идет в рамке. Размер в рамке: 40 “x 60” дюймов ДРИФТ За кулисами нац…

    Категория

    21 -й век и современная современная цветовая фотография

    Материалы

    Цифровой, архивный пигмент

    Rowan Daly

    “Дрейф 01” Фотография 37 “x 57” издание 1/3 на Rowan Daly, 2013

    6666666666666666666666666666666666666666666666666666666666.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *