Дома прерий райта: гений американской архитектуры • Интерьер+Дизайн

гений американской архитектуры • Интерьер+Дизайн

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского Музея Гуггенхайма (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты.  Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов — это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов.

Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», — писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» — имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA — United States of North America) — малоэтажных жилых домов для среднего класса.

Имение Тейлизин (1911).

Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Фрэнка Ллойда Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна (1936-39). Гениальный проект, работу над которым Райт откладывал в течение нескольких месяцев, был создан за пару часов до приезда заказчика. Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом. Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта.

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —признавался Райт.

«Дом над водопадом» (1939).

В возрасте 70 лет неутомимый архитектор с женой и группой студентов отправляется в Аризону, где начинает строительство нового дома, получившего название Западный Тейлизин. Раскинувшийся посреди безлюдной пустыни, жилой комплекс стал не только зимней резиденцией Райтов, но и крупной архитектурной школой и мастерской. Программа обучения была нацелена на разностороннее развитие: студенты занимались ландшафтным дизайном, изучали искусство, литературу, музыку, организовывали приемы для заказчиков. Сейчас здесь расположен Фонд Фрэнка Ллойда Райта, занимающийся сохранением его наследия.

«Дома Прерий» Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт

Имя Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867-1959) ассоциируется в архитектуре с новаторством, чем-то совершенно нестандартным. Родился он в штате Висконсин, США.

Отец Райта преподавал музыку и активно участвовал в церковных мероприятиях, мать была учительницей. Еще в детстве Фрэнк любил решать разные головоломки, говорят, что он не расставался со своей любимой игрушкой – конструктором «Киндергартен». В 16- летнем возрасте его родители развелись, и ноша материальной ответственности легла на еще юного парня. Школу он не посещал, а обучался на дому.

В 18 лет его приняли в висконсинский Университет, на факультет инженерии. Учебу Райт совмещал с подработкой у знакомого инженера-строителя. Проучившись всего два года, он бросает университет и переезжает в Чикаго, где начинает работать в архитектурной конторе. Через год его нанимает престижная, на те времена, фирма «Адлер и Салливан», владельцем которой был известный идеолог «чикагской школы» Л. Салливан. Уже через некоторое время Райт получает руководство над всеми проектами фирмы жилой недвижимости.

Проработав там 5 лет, Салливан увольняет Фрэнка, так как выяснилось, что Райт занимается другими проектами, помимо тех, что относились к фирме. Уход из компании подтолкнул Райта к основанию своего собственного дела в 1893 году. Уже спустя 8 лет, он закончил работу над более чем 50 проектами. Фрэнк Ллойд Райт известен своей новаторской идеей непрерывности архитектурного пространства.

В то время как классическая архитектура основывалась на подчеркнутом выделении строений, Райт утверждал, что здание должно гармонично сочетаться с природой, поэтому архитектурная форма сооружения должна определяться функциями здания и окружающей среды.

Проекты американского архитектора никогда не были стандартными и традиционными. Именно Ллойд Райт был основателем приема свободного плана, который используется и в современном зодчестве. Этот прием основан на том, что здание, как архитектурное сооружение, считается целостным и непрерывным, и только если существуют или требуются дополнительные сооружения, применяется раздробление здания на части.

Райт завоевал популярность благодаря созданию стиля «Дом Прерий», которым он активно пользовался в 1900-1917 гг.

Этот стиль объединяет природу и здание. Сооружениям в стиле «Дом Прерий» характерны непрерывные, гладкие, горизонтальные линии. Подобные строения имеют в основном плоские крыши, громоздкие карнизы, широкие и выпирающие из основной проекции дома. Им также присуще обилие створчатых окон, которые расположены горизонтальными рядами.

Дом не воспринимается слишком громоздким, так как фасад делится на отдельные выступающие объемы, а плоскости фактурных стен разбавляют большие площади остекления. В таких архитектурных конструкциях часто используются широкие остекленные поверхности и, так называемые, «открытые» интерьеры, в которых между кухней, столовой и гостиной нет перегородок.

«Дома Прерий» выполнялись в концепции «органической архитектуры», которая основана на целостном единении сооружения с природой. Некоторые из домов Райта этого стиля имели крестообразную форму. Очаг-камин почти всегда присутствовал в центре дома.

Дом Уиллитса, Willits House

Дом Уиллитса, Willits House

Один из наиболее ярких примеров сооружения «органической архитектуры» в стиле «Домов Прерий» – дом Уиллитса, спроецированный в 1901 году.

Дом Мартина, Martin house

Дом Мартина, Буффало, штат Нью-Йорк, который был спроецирован в 1904-1905 годах.

Для стиля «Дом Прерий» характерно деление фасада на отдельные выступающие объемы и большие площади остекления.

Дом Роби, Frederick Robie House

Дом Роби, Frederick Robie House

Дом Роби в Чикаго считается одним из шедевров в серии «Домов Прерий» и одной из самых популярных работ Райта. Дом был спроецирован в 1908 году. Особняк выходит продольным фасадом на улицу. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, способствуют затенению окон и защите террас и балконов от прямых солнечных лучей и осадков.

Дом Wingspread (Размах крыльев)

Дом Wingspread (Размах крыльев)

Дом Wingspread (Размах крыльев) в стиле «Домов Прерий», спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом для семьи Герберта Фиска Джонсона в 1937 г. и построен в 1938—39 г.г.

Для Райта было важным, чтобы не только внешний вид здания выглядел идеально, но чтобы и внутренний вид был выполнен в том же стиле и не доминировал над внешним, и наоборот. Он стремился к полной гармонии интерьера с домом. Райт сам моделировал мебель таким образом, чтобы она вписывалась в дизайн дома и не противоречила ему.

Самые популярные здания, выполненные в стиле «Домов Прерий» – дом Уиллитса, дом Роби и дом Мартина.

см. также Райт Фрэнк Ллойд: творчество во время кризиса. Цикл статей, часть 2.

см. также Райт Фрэнк Ллойд: пик  творчества. Цикл статей, часть 3.

Архитектура в стиле прерий Райта

Архитектурный стиль в стиле прерий — это стиль американской архитектуры, который был популярен в начале 20 века.

Он характеризуется горизонтальными линиями, открытой планировкой и использованием натуральных материалов. Стиль прерий был разработан Фрэнком Ллойдом Райтом, на которого повлияло движение искусств и ремесел и японская эстетика.

Райт считал, что архитектура должна быть органичной, то есть гармонировать с окружающей средой. Он также считал, что архитектура должна быть демократичной, то есть доступной для всех. Стиль прерий является выражением этих принципов.

Дома в стиле прерий Райта часто располагаются в сельской местности, где они могут наслаждаться природным ландшафтом. Обычно они одноэтажные, с невысокой крышей и большими окнами. Интерьер дома в стиле прерий открытый и просторный, с акцентом на естественное освещение.

Дома Райта в стиле прерий оказали значительное влияние на американскую архитектуру. Они вдохновляли поколения архитекторов и домовладельцев, и их красота и простота по-прежнему вызывают восхищение.

Одним из самых известных примеров архитектуры в стиле прерий является дом Роби в Чикаго, штат Иллинойс. Дом Роби был спроектирован Райтом в 1909 году и считается одним из самых важных зданий в стиле прерий. Дом Роби представляет собой двухэтажный дом с пологой крышей и большим камином. Интерьер дома открытый и просторный, с акцентом на естественное освещение.

Еще один известный пример архитектуры в стиле прерий — дом Фоллингуотер в Милл-Ран, штат Пенсильвания. Fallingwater был разработан Райтом в 1937, и считается одним из самых известных зданий в мире. Fallingwater — это дом, построенный над водопадом, и это пример использования Райтом натуральных материалов и его внимания к гармонии с окружающей средой.

Архитектурный стиль прерий Райта оказал значительное влияние на американскую архитектуру. Его дома восхищают своей красотой и простотой, и они продолжают служить источником вдохновения как для архитекторов, так и для домовладельцев.

Эта страница может содержать партнерские ссылки. Смотрите нашу информацию о партнерских ссылках здесь.

Дом Амберга (1911)

Дом Амберга — дом, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом и расположенный в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Он был построен в 1911 году для Дэвида М. Амберга, преуспевающего

. Подробнее

Дом Дана-Томас (1902 г.)

Дом Дана-Томас — невероятно хорошо сохранившийся и изысканный образец архитектуры Фрэнка Ллойда Райта. Расположенный на углу 4-й улицы и улицы Лоуренс, дом

Подробнее

Дом Уильяма Б. Грина (1912)

В конце 1800-х и начале 1900-х годов Фрэнк Ллойд Райт уже проектировал дома для клиентов в Нью-Йорке, Огайо, Мичигане, Айове и Висконсине. Он

Подробнее

Дом Харви Саттона (1907)

Дом Харви П. Саттона представляет собой дом площадью 370 м2 с шестью спальнями, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом по адресу 602 Norris Avenue в Маккуке, штат Небраска. Хотя дом

Подробнее

Дом Гридли (1906 г.)

Дома, построенные в Соединенных Штатах в викторианскую эпоху (с 1837 по 1901 год, период правления британской королевы Виктории), стоили более

Подробнее

П.

Д. Дом Хойта (1906 г.)

Дом Хойта был спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом и построен в 1906 году. Хойт познакомил Райта с Гридли в Батавии, которые заказали

Подробнее

Викторианские дома: стиль прерий Фрэнка Ллойда Райта

К концу 19-го века ряд вех изменил курс американских городов. Архитекторы США начали дистанцироваться от европейских школ, чтобы создать свой собственный стиль. Нечто подобное произошло и с резиденциями в пригородах: мало-помалу викторианские дома, привезенные из Англии, были заброшены, чтобы уступить место тому, что впоследствии стало известно как «».Прерий Стайл ».

Из всех архитекторов, принимавших участие в этом движении, самым известным является Фрэнк Ллойд Райт. Его «Прерийные домики» легко узнаваемы благодаря определенным чертам, последовательно повторяющимся во всех них.

ГОРИЗОНТАЛЬНОСТЬ

Ландшафт Среднего Запада Америки сильно отличается от английского.

Первым и наиболее фундаментальным действием, примененным американскими архитекторами, было признание горизонтальности окружающей среды и перенос ее на свои здания. Они отложили в сторону вертикальные ребра викторианского стиля, крыши с крутыми скатами и продолговатые окна, чтобы получить дома, вросшие в землю, почти сжатые, имитирующие бескрайние луга и пшеничные поля. Горизонтальные линии были подчеркнуты расположением кирпича – устранением вертикальных швов – расширением свесов крыш и уменьшением их уклона, а также группировкой окон непрерывными полосами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОСТОТА

Дисциплинированность в использовании орнамента – еще одна характеристика «Стили прерий». Он избегает декоративной уловки неоклассической архитектуры и создает дома, состоящие из простых, легко узнаваемых объемов: треугольников, призм, полукругов… В случае Фрэнка Ллойда Райта это особенно заметно с его самой первой работы, ветряной мельницы «Ромео и Джульетта». , вероятно, под влиянием их детского образования с помощью системы Фребеля и ее строительных блоков.

АРХИТЕКТУРНАЯ ПУТЬ

Дома не имеют четкого, прямого, очевидного доступа. Райт хочет, чтобы посетители наблюдали за зданием с разных точек зрения, прежде чем войти в него, поэтому он размещает главную дверь в конце ряда стен, лестниц и ухищрений, чтобы создать этот маршрут. Кроме того, он часто играет со сжатием и расширением пространства, архитектурным ресурсом, который дает большее ощущение простора основным помещениям. Кто-то может сказать, что за этим приемом, кроме явной игры пространств, скрывается невысокий рост Райта и его большое эго.

ВОСТОЧНОЕ ВЛИЯНИЕ

При осмотре интерьеров домов Фрэнка Ллойда Райта есть нюансы, напоминающие японскую архитектуру: деревянные полы, раздвижные панели, встроенная в стены мебель… После его опыта проектирования отеля «Империал» в Токио, очарованном искусством и восточной культурой, азиатское влияние становится гораздо более очевидным в работах Райта через декоративные элементы и дизайн ламп и панелей с подсветкой.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ СВЕТА

Фрэнк Ллойд Райт считал свет архитектурным элементом, а не простым средством освещения. Сочетая японское влияние, строгость орнамента и идеалы органической эстетики и мастерства движения «Искусство и ремесла», Райт разработал бесконечное количество ламп и стеклянных панелей. Лампы украшали голые стены, отбрасывая игру света и теней, в то время как окна просеивали солнечный свет из своей полихромной геометрии, всегда под углом 9 градусов.0, 60 и 30 градусов, прихоть архитектора или просто прямое применение квадрата и фаски.

Основываясь на этих принципах, Фрэнк Ллойд Райт и многие другие архитекторы разработали собственный стиль индивидуального жилья. Позже, с популяризацией автомобилей, созданием системы шоссе и появлением технологий в домашнем масштабе — радио, телевидения, музыкальных проигрывателей — загородное жилье станет самым распространенным среди американских семей. Постепенно фундамент, на котором Райт построил свои дома в прериях, размывался, уступая место более простым, экономичным и промышленным конструкциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *