Карниз — ТехЛиб СПБ УВТ
Карни́з (от греч. κορωνίς – кривой) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Карниз – верхняя часть антаблемента, предназначенная для защиты стен от дождя; во всех ордерах имеет трёхчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую
Свешивающаяся часть имеет довольно большой вынос, достигая порой величины двух модулей. Нижняя поверхность её называется софитом. Вынос слезниковой плиты обеспечивает поддерживающая часть в виде консолей – модульонов.
Завершает карниз жёлоб – сима с отверстиями для сброса дождевой воды, которые выполнялись в виде львиных голов или розеток. Впоследствии жёлоб превратился в архитектурный элемент, который называется венчающим карнизом. Карниз, имеющий небольшой вынос, именуется пояском.
Карниз в технической типологии здания — это выпуклый элемент внешней отделки сооружения или дома. В архитектуре карнизы разделяют плоскости крыш от вертикальных плоскостей стен.
Карниз деревянного дома изготавливают из дерева и подшивают вагонкой. Карнизы могут быть:
- венчающие
- междуэтажные
- цокольные
- подоконные
- надоконные.
Карнизы разделяются по виду материала: из дерева(деревянные), кирпича, мрамора и т.д.
Деревянные карнизы крыш нашли широкое применение с деревянном домостроении. Подшивают деревянный карниз крыши вагонкой или обрезной доской по стропилам, по окончанию монтажных работ по кровле. Иногда в карнизе устраивают вентиляционные отверстия, для циркуляции воздуха.
По материалам Википедии
Комнатные карнизы служат для оформления перехода от плоскости стены к потолку и изготовляются из известково-алебастрового раствора вытягиванием шаблоном.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами —
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или фронтона с карнизом разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Основная, практичная функция карниза – закрыть угол стыка конструктивных элементов здания. При этом карниз создаёт световые переходы, и основной эффект от применения карниза становится эстетически значимым.
Карниз – основа, база классической архитектуры. Основных профилей карнизов насчитывается всего 14, а предлагаемое компаниями разнообразие – модификации и вариации на тему классических, проверенных веками форм.
Основные виды карнизов:
Профили карнизов, их функции
Профили карнизов можно также разделить по функции, которую они выполняют в архитектурном ансамбле здания.
Венчающие карнизы устанавливаются под козырёк крыши: первоначально, основной функцией таких карнизов был сбор дождевой воды, чтобы она не лилась с крыши по всему её периметру. Сейчас функция венчающего карниза больше эстетическая: он необходим для создания эффекта монументальности здания.
Поддерживающий карниз сконструирован таким образом, чтобы держать значительный вес расположенного выше конструктивного элемента здания.
Соединяющие, разделяющие и цокольный карнизы
К примеру, цокольный карниз не просто закрывает стык между стеной и откосом, но служит визуальной опорой для веса стены здания, сглаживает резкость прямого угла между двумя поверхностями, завершает поверхность стены относительно откоса.
- Венчающие карнизы:
- Поддерживающие карнизы:
- Соединяющие карнизы:
- Разделяющие карнизы:
карниз венчающий | карниз межэтажный | карниз цокольный |
карниз межэтажный (тип2) | карниз цокольный с капельником | карниз венчающий широкий |
Таким образом, карнизы разделяют плоскости и поверхности здания как внутри, так и снаружи. Также, они создают иерархию и направляют внимание смотрящего к основным элементам для создания предусмотренного архитектором эффекта – то есть, артикулируют структуру здания.
Карниз в готической архитектуре
Из книги Огюста Шуази “История архитектуры” (Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture)
В классической архитектуре всякий ордер с колоннами обязательно завершался антаблементом, состоявшим из архитрава, фриза и карниза. Как мы уже видели, романские архитекторы покончили с этой традицией, и готические архитекторы принимают эту романскую реформу: они никогда не допускают применения антаблемента над колоннами.
Внутри зданий они отмечают пояском уровень подоконников и пол галерей; снаружи они подчеркивают отступы стен скатами для отвода воды. Карниз же, в подлинном его значении, они сохраняют для завершения фасадов.
Карниз без желоба. — Романский карниз сводится к выступающему ряду, обычно в виде плиты на консолях, которая как бы отдаляла от поверхности стен край крыши, откуда стекала вода; романский карниз не имел желоба. Такое построение карниза без желоба сохранилось в течение всего средневековья в тех зданиях, которые строились экономно; лишь очертания карниза меняются от одной эпохи к другой.
На рисунке ниже изображен профиль карниза в виде выкружки с модильонами, применявшегося весьма часто в XIII в. Это завершение здания, не служащее для отвода воды, представляет точную копию романского карниза.
Около 1220 г. (в Реймском соборе) мы встречаем первый образец очертаний слезника. На рисунке (поз. В) приведен профиль карниза, увенчивающего капеллы абсид Реймского собора. Здесь свинцовые листы кровли обрываются у плиты карниза, продолжающей скат крыши; эта плита выступает вперед, что, по мнению Виллара де Гоннекур, сделано для того, чтобы можно было обходить вокруг здания.
Карниз с желобом и устройство его водостоков. — Желоб, не применявшийся в романскую эпоху, вновь появляется только к 1230 г. Его ребро образует слезник и в профиль имеет вид, показанный на рис. выше — поз. С. Водосточные устья, очевидно, служат для удаления дождевой воды из русла желоба. Иногда такие водостоки ответвляются непосредственно от желоба карниза см. рис. ниже). Насколько возможно, эти водостоки относят к наиболее выступающим точкам здания, т. е. на край контрфорсов; приняв такое устройство, начали придумывать, как лучше подвести отводный желоб для воды через контрфорс к водосточным устьям. В начале XIII в. этот желоб проходит по оси контрфорса (см. поз. А рис. выше), что вызывает сырость, вредную для каменной кладки. В течение XIII в. стараются избегать этого опасного приема, — желоба тянутся по бокам контрфорса вплоть до водосточных устьев. Кладка и профиль. — Карниз состоит в различных случаях из одного, двух или трех рядов кладки. Мало выступающие карнизы или карнизы, имеющие вид простого пояса (рис. ниже, поз. В), состоят из одного слоя кладки, заканчивающегося слезником. Если нужно получить более сильный откос, карниз расчленяют на плиту (Д К), образующую слезник, и на поддерживающую плиту в виде выкружки, усиливающей выступ. Когда необходим еще больший откос, применяют два поддерживающих ряда (G, башни собора Парижской Богоматери). На рисунке ниже показаны последовательные видоизменения профилей карниза, начиная с простого профиля (А), бывшего в употреблении на исходе романского периода, и кончая чрезвычайно сложными профилями последних лет готического искусства.
| ||||||
Карниз С — еще почти романский; карниз D, с сильным и резким профилем, не перегруженный деталями, относится к началу XIII в.; изломанный профиль Е принадлежит середине XIII в.; профиль R — XV и XVI вв. Профиль F взят с внутреннего пояска XIII в. Внутренние пояски, которые не служат для отвода дождевой воды, никогда не профилируются в виде слезника; а когда они расположены так, что видны снизу, их высоту увеличивают с целью компенсировать оптическое сближение их линий. Пример F заимствован из нефа Амьенского собора.
Скульптурные украшения. — Согласно принципу, применение которого мы проследили на готической капители, каждый слой карниза обработан самостоятельным скульптурным мотивом. В начале XIII в. каждый ряд выкружки украшен завитками, заканчивающимися почкой (D), в середине XIII в. завитки заканчиваются гирляндой развернувшихся листьев (Е), в XIV в. — гирляндой тонко вырезанной листвы.
Скульптурные изображения растений на выкружке карниза, как и на корзинке капители, как бы повторяют закономерное развитие живого растения. Устья водостоков, представляющие необходимую принадлежность карнизов с желобами, обычно украшаются фантастическими фигурами, которые должны изображать адских чудовищ, летающих вокруг святилища.
В XV в. украшения стали делать в виде масок, искаженных гримасами, а часто в виде сатирических эмблем. Наконец, нередко желоб карниза украшен по краю балюстрадой, каменным ажурным парапетом. Желоб карниза не только служит для собирания дождевой воды, но и представляет как бы галерею, по которой можно обходить кругом крыши. Для этого и устраивался парапет. Поэтому эта деталь встречается только там, где устроены карнизы с отводными желобами для воды; в руках архитекторов XIII в. парапеты становятся декоративным элементом исключительного изящества.
Архитектурный словарь:
- Зодчество Древней Руси — Краткий словарь архитектурных терминов
Карниз в готической архитектуре | Архитектура и Проектирование
В классической архитектуре всякий ордер с колоннами обязательно завершался антаблементом, состоявшим из архитрава, фриза и карниза. Как мы уже видели, романские архитекторы покончили с этой традицией, и готические архитекторы принимают эту романскую реформу: они никогда не допускают применения антаблемента над колоннами.
Внутри зданий они отмечают пояском уровень подоконников и пол галерей; снаружи они подчеркивают отступы стен скатами для отвода воды. Карниз же, в подлинном его значении, они сохраняют для завершения фасадов.
Карниз без желоба. — Романский карниз сводится к выступающему ряду, обычно в виде плиты на консолях, которая как бы отдаляла от поверхности стен край крыши, откуда стекала вода; романский карниз не имел желоба. Такое построение карниза без желоба сохранилось в течение всего средневековья в тех зданиях, которые строились экономно; лишь очертания карниза меняются от одной эпохи к другой.
Рис. 256, А изображает профиль карниза в виде выкружки с модильонами, применявшегося весьма часто в XIII в. Это завершение здания, не служащее для отвода воды, представляет точную копию романского карниза.
Около 1220 г. (в Реймском соборе) мы встречаем первый образец очертаний слезника. На рис. 256, В приведен профиль карниза, увенчивающего капеллы абсид Реймского собора. Здесь свинцовые листы кровли обрываются у плиты карниза, продолжающей скат крыши; эта плита выступает вперед, что, по мнению Виллара де Гоннекур, сделано для того, чтобы можно было обходить вокруг здания.
Рис. 256 – 257 |
Карниз с желобом и устройство его водостоков. — Желоб, не применявшийся в романскую эпоху, вновь появляется только к 1230 г. Его ребро образует слезник и в профиль имеет вид, показанный на рис. 257, С. Водосточные устья, очевидно, служат для удаления дождевой воды из русла желоба. Эти приспособления для отвода воды появляются одновременно с желобчатыми карнизами и с самого начала сильно выступают от края крыши для того, чтобы отвести воду возможно дальше от основания стен.
Иногда такие водостоки ответвляются непосредственно от желоба карниза (рис. 257). Насколько возможно, эти водостоки относят к наиболее выступающим точкам здания, т. е. на край контрфорсов; приняв такое устройство, начали придумывать, как лучше подвести отводный желоб для воды через контрфорс к водосточным устьям.
Рис. 258 – 259 |
В начале XIII в. этот желоб проходит по оси контрфорса (рис. 258), что вызывает сырость, вредную для каменной кладки. В течение XIII в. стараются избегать этого опасного приема, — желоба тянутся по бокам контрфорса вплоть до водосточных устьев (рис. 259).
Кладка и профиль. — Карниз состоит в различных случаях из одного, двух или трех рядов кладки (рис. 260). Мало выступающие карнизы или карнизы, имеющие вид простого пояса (рис. 260, В), состоят из одного слоя кладки, заканчивающегося слезником. Если нужно получить более сильный откос, карниз расчленяют на плиту (Д К), образующую слезник, и на поддерживающую плиту в виде выкружки, усиливающей выступ.
Когда необходим еще больший откос, применяют два поддерживающих ряда (G, башни собора Парижской Богоматери). На рис. 260 показаны последовательные видоизменения профилей карниза, начиная с простого профиля (А), бывшего в употреблении на исходе романского периода, и кончая чрезвычайно сложными профилями последних лет готического искусства.
Рис. 260 |
Карниз С — еще почти романский; карниз D, с сильным и резким профилем, не перегруженный деталями, относится к началу XIII в.; изломанный профиль Е принадлежит середине XIII в.; профиль R — XV и XVI вв. Профиль F взят с внутреннего пояска XIII в. Внутренние пояски, которые не служат для отвода дождевой воды, никогда не профилируются в виде слезника; а когда они расположены так, что видны снизу, их высоту увеличивают с целью компенсировать оптическое сближение их линий. Пример F заимствован из нефа Амьенского собора.
Скульптурные украшения. — Согласно принципу, применение которого мы проследили на готической капители, каждый слой карниза обработан самостоятельным скульптурным мотивом. В начале XIII в. каждый ряд выкружки украшен завитками, заканчивающимися почкой (D), в середине XIII в. завитки заканчиваются гирляндой развернувшихся листьев (Е), в XIV в. — гирляндой тонко вырезанной листвы.
Скульптурные изображения растений на выкружке карниза, как и на корзинке капители, как бы повторяют закономерное развитие живого растения. Устья водостоков, представляющие необходимую принадлежность карнизов с желобами, обычно украшаются фантастическими фигурами, которые должны изображать адских чудовищ, летающих вокруг святилища.
В XV в. украшения стали делать в виде масок, искаженных гримасами, а часто в виде сатирических эмблем. Наконец, нередко желоб карниза украшен по краю балюстрадой (рис. 257), каменным ажурным парапетом. Желоб карниза не только служит для собирания дождевой воды, но и представляет как бы галерею, по которой можно обходить кругом крыши. Для этого и устраивался парапет. Поэтому эта деталь встречается только там, где устроены карнизы с отводными желобами для воды; в руках архитекторов XIII в. парапеты становятся декоративным элементом исключительного изящества.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Карниз – Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 17 мая 2022 г.
См. вся история
В классической архитектуре карниз описывает область или пространство, которое нависает над чем-то другим. Это самая верхняя горизонтальная область, которая выступает над верхней частью стены или ниже линии крыши. А карниз является общим признаком древнегреческой и римской архитектуры, где он является самой верхней частью антаблемента.
Традиционно карниз состоит из следующих элементов:
- Cyma: молдинг с двойной кривизной, также известный как «волнообразный молдинг». Используется как самый верхний элемент. Может быть либо кима прямая (верхняя вогнутая кривая и нижняя вогнутая кривая), либо кима обратная (верхняя выпуклая кривая и нижняя вогнутая кривая).
- Corona: компонент с вертикальной поверхностью и горизонтальным софитом.
- Молдинг кровати: молдинг, который появляется под выступающим карнизом .
Функция карниза заключается в защите стен здания путем отвода дождевой воды от здания, хотя его традиционная функция также является декоративной.
Карниз также распространен в интерьерах, где он представляет собой молдинг, который проходит вдоль верхней части внутренних стен. Он может помочь осветлить комнату, отражая свет в области тени, и может сделать маленькие комнаты больше, привлекая взгляд вверх. Его также можно использовать для маскировки трещин, которые могут образоваться на стыках стен и потолков.
Термин « карниз » может также использоваться для обозначения нависающей полосы над такими предметами мебели, как кухонные шкафы.
Внутренний карниз может быть простым или очень декоративным, как в этих примерах из шотландского особняка.
Гладкий Карниз может называться сводчатым.
Наиболее распространенными материалами для карнизов являются древесина, гипс, полиуретан, пенополистирол, гипс и древесноволокнистые плиты средней плотности (МДФ).
Оконные карнизы представляют собой коробчатые конструкции, размещаемые над окнами, чтобы скрыть завязки и другие крепления штор или занавесок (также известные как ламбрекены). Дверные карнизы могут использоваться поверх дверной коробки в декоративных целях. Иногда это можно назвать архитравом.
Краткое руководство NB: Адаптация к изменению климата для традиционных зданий, опубликованное 10 июля 2017 г. издательством Historic Scotland, определяет карниз как: «Выступающая линия каменной кладки, часто наверху возвышения, предназначенная для завершения возвышения на сверху и отводить воду от здания».
- Архитрав.
- Барельеф.
- Сломанный фронтон.
- Перемычка.
- Крокет.
- Дверная терминология.
- Классические ордера в архитектуре.
- Карнизы и наличники.
- Элементы классических колонн.
- Антаблемент.
- Фасция.
- Филе.
- Лад.
- Фриз.
- Горгулья.
- Молдинг.
- Пьедестал.
- Фронтон.
- Ламбрекен.
- Пилястра.
- Римские классические ордера в архитектуре.
- Софит.
- Trompe l’oeil.
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
Что такое карниз? | Гипсовые потолочные розы
Карниз — слово древнегреческого происхождения. Он относится к верхнему карнизу антаблемента, который представляет собой горизонтальный конструктивный элемент (балку), лежащий над колоннами греческих храмов, опоясывающий все здание и поддерживающий крышу и фронтон. Антаблемент состоит из трех частей: во-первых, колонны поддерживаются архитравом, который представляет собой серию каменных перемычек, перекрывающих промежуток между каждой колонной.
Архитрав поддерживает второй элемент, то есть фриз, и может быть одним из самых важных декоративных элементов храма (многие мраморные скульптуры Элгина в Британском музее взяты из фризов Парфенона в Афинах). Есть три основных ордена классической архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Фриз в дорическом и коринфском ордерах представляет собой скульптурный рельеф, проходящий непрерывной полосой вокруг здания. В ионическом ордере фриз был разбит на ребристые вертикальные блоки, называемые триглифами.
Наконец, третий и самый верхний элемент антаблемента — карниз. Он может быть как простым, так и украшенным в зависимости от архитектурного порядка, в котором он был задуман, и имеет почти бесконечное количество разновидностей и комбинаций. Архитектурные термины древних зданий и храмов применялись для внутреннего убранства помещений в 18 и 19 веках. Тогда карниз становится самым верхним молдингом на стене, между стеной и потолком.
Компоненты карниза Стили и варианты карниза, такие как яйцо и дротик или зубец, до сих пор знакомы тем, кто ищет гипсовый карниз. Если вы пытаетесь подогнать существующий карниз, вы увидите, что ваш карниз часто состоит из этих различных классических элементов, а если вы ищете новый карниз, вы сможете оценить, как все сегодняшние конструкции, какими бы современными они ни были, также составлены. профилей, которые восходят к древности.
Это лишь самый краткий обзор происхождения гипсовых сводов и карнизов, в следующих постах мы объясним происхождение всех различных элементов, например, молдинги Dentil, происходят из ионического ордера и превратились в модильоны две тысячи лет назад. . Листья аканта происходят из капителей коринфских колонн, а само растение аканта родом из Средиземноморья.
Происхождение стилей гипсового карниза, который в настоящее время часто также называют гипсовым сводом, является увлекательной темой, которую мы будем исследовать дальше в этом блоге по мере создания библиотеки стилей.