Архитектурная подсветка зданий: Архитектурная подсветка зданий и сооружений

История архитектурной подсветки фасадов зданий

Подсветка фасадов зданийв наше время является неотъемлемой частью городской архитектуры. А ведь всего100 лет назад единственным способом наружной подсветки фасадов был фонарь,освещавший вход в дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственно историяархитектурной подсветки началась в то время, когда в качестве дешевого идоступного источника света стала использоваться электрическая энергия. Поэтомуисторию архитектурного освещения можно разделить на долгий доэлектрический этапи короткий, но очень бурный этап электрического освещения. Именно на второмэтапе появились понятия «световаяархитектура» и «архитектурное освещение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервыеархитектурное освещение было использовано в США в 20-е годы XX века, когда началось активноестроительство небоскребов Манхэттена (Нью-Йорк) и ведущие архитекторы тоговремени соревновались в том, кто построит самое высокое здание.

    

 

 

 

 

 

 

Манхэттен — это «новый город света и цвета, сказочная страна ночи…город освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световыхимпрессионистов» — писала «Нью-Йорк Таймс» в 1925 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно благодаря декоративной подсветке фасадов,использованию различных цветов в освещении, Манхэттен стал самым ярким райономНью-Йорка в вечернее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вскоре идеи, использованные для строительства Манхэттена,получили широкое распространение в других городах и странах.

Первая публикация об архитектурном освещении появилась в1930 году. Совместная работа специалистов фирмы «General Electric» и знаменитыхархитекторов тех лет называлась «Architectural Lighting» («Архитектурноеосвещение).  В ней рассматривались, восновном, вопросы освещения небоскребов. «Освещение снизу вверх даетисчезновение света от основания к вершине и усиливает перспективу. Наблюдательвидит исчезающее в ночи здание, что дает ощущение увеличения высоты» — одна изцитат этой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейское направление  архитектурной подсветки фасадов зданийразвивалось по мере  распространения электрическогоосвещения.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бал у мельницы на Монмартре (прибл. 1900 г.)              Париж в наши дни

Европейские решения в освещении зданий  характеризовались большим  чувством стиля, утонченным вкусомархитекторов, изначальными особенностями архитектуры: подчас на одной улицестояли здания в различных стилях – классицизма и неоклассицизма, готики,барокко, ампира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самым освещенным городом в мире признан Лас-Вегас. С наступлениемтемноты в мировой столице игорного бизнеса ежедневно зажигаются 24 тыс.неоновых электрических линий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В СССР архитектурной подсветке придавали большое значение. Сталинскийнеоклассицим, ставший ведущим архитектурным направлением с середины 30-х досередины 50-х годов ХХ века, с его монументальностью, характернойансамблевостью и целостностью требовал особого подхода к освещению. Очень часто фасады монументальных «сталинских» зданийиспользовались в качестве постаментов для скульптур, поэтому помимо заливающейподсветки всего здания, активно использовалась локальная подсветка элементов фасада.

Современный облик сталинских высоток в вечернее время сталеще более ярким. Здание МГУ регулярно используется для свето-музыкальных шоу.

    

 

 

 

 

 

 

Так освещали МГУ в середине 50-х.                              Таким мы видим его сейчас.

Современный облик сталинских высоток в вечернее время сталеще более ярким. Здание МГУ регулярно используется для свето-музыкальных шоу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одним важным направлением в развитии архитектурнойподсветки стало освещение памятников и монументов, установленных в память огероях Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В послевоенные годы в Европе  восстанавливали здания, инфрастурктуру,экономику, и, по большому счету, архитектурной подсветке уделяли мало внимания,ресурсы нужны были для обеспечения жизни. Поэтому до конца 50-х годовархитектурному освещению уделяли мало внимания. В 60-х годах ситуация началаменяться. Все более востребованным стали работы по освещению фасадов зданий,городской вечерний пейзаж стремительно начал меняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1969 году была создана первая организация, объединяющая специалистовпо архитектурному освещению —  Международной Ассоциации ДизайнеровОсвещения(ILAD). Специалисты получили возможности профессионального роста, обменаопытом, получения профильного образования. Сейчас существует более 20 крупных профессиональныхмеждународных объединений по архитектурному освещению.

В современной России, к сожалению, существует острая нехваткаспециалистов по архитектурному освещению зданий. Если в Европе школысветодизайна существуют уже более 50 лет, подготовку в них получают не толькоархитекторы, но и светодизайнеры (появилась такая профессия), то в России обэтих профессиях узнали лет 10 назад. Сложность в том, что светодизайнер илиархитектор, занимающийся подсветкой зданий, не просто художник, а в первуюочередь, инженер-светотехник. Увы, список учебных заведений, обучающих по этой специальности(210102.65 «Светотехника и источники света»), невелик. Это всего 3 ВУЗа: Национальныйисследовательский университет «МЭИ» (Москва),  Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарева (Саранск) и Национальный исследовательский Томский политехническийуниверситет.

Но, несмотря на трудности, востребованность подсветкифасадов домов растет. Этому способствует развитие загородного коттеджногостроительства. Все больше владельцев  ещена этапе проектирования заказывают подсветку фасада загородного дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но, несмотря на трудности, востребованность подсветкифасадов домов растет. Этому способствует развитие загородного коттеджногостроительства. Все больше владельцев  ещена этапе проектирования заказывают подсветку  фасада загородного дома.

Стремление к энергосбережению и использование последнихтехнических разработок всего за пару лет привели к повсеместному использованиюсветодиодных светильников для подсветки фасада. О преимуществах светодиодныхсветильников и светодиодных ламп мы писали на нашем сайте неоднократно. Помимо низкого энергопотребления,они не нагреваются, более безопасны и экологичны.  Для светодиодной подсветки фасадов используютнакладные светильники направленного света (бра), встраиваемые светодиодные светильникии светодиодные прожектора. Светодиодная подсветка фасадов позволяет использовать разныецвета для освещения различных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

Щепетков Н. И.«Формирование световой среды вечернего города» Автореф. дис. Доктораархитектуры –Москва, 2001. –272 с.

www.ledart.ru

www.sibac.info

www.ldci.ru

www.fototelegraf.ru

Архитектурное освещение: история и современность

Современный мегаполис немыслим без архитектурного освещения фасадов зданий и сооружений: торговых, развлекательных и офисных центров, мостов, башен, промышленных и логистических комплексов и складов. Самым «подсвеченным» городом в мире считается Лас-Вегас с его двадцатью четырьмя тысячами неоновых электролиний, загорающихся с наступлением сумерек.

Архитектурное освещение появилось в 20-х годах 20 века в США. Первым подсвеченным зданием стал один из небоскребов в Нью-Йорке. В борьбе за наилучшее световое решение соревновавшиеся между собой дизайнеры превратили Манхеттен в самый освещенный район того времени. Это стало настоящим прорывом, так как сравнительно недавно для подсветки зданий использовались всего лишь одиночные лампы над входом в дом.

В 1930 году совместными усилиями известнейших архитекторов тех лет и специалистов из компании General Electric появилась первая опубликованная статья об освещении фасада зданий. В ней поднимались вопросы, касающиеся подсветки небоскребов, так как это было главным трендом в фасадном освещении того времени. Впоследствии идея архитектурной подсветки зданий постепенно получила популярность в других городах и странах.


Освещение фасадов в Европе начало развиваться параллельно с распространением электричества и отличалось изысканностью и элегантностью, присущей Старому Свету. Особенностью подсветки европейских зданий было соседство строений различных стилей (от готики до неоклассицизма). Таким образом перед архитекторами стояла задача осветить здания так, чтобы они смотрелись гармонично на фоне остальных, при этом не утрачивая свои особенности и отличия.

Подсветка зданий в Европе и СССР в послевоенное время

Однако в послевоенное время вплоть до начала 60-х годов европейские города почти не уделяли особого внимания подсветке зданий, поскольку все силы были направлены на восстановление городов, экономики. Свободных ресурсов для архитектурной подсветки не оставалось.

Что касается СССР, то в 30-50 годах подсветке фасадов придавали большое значение, например, это можно проследить по сталинским высоткам. Довольно часто фасады монументальных зданий и крыши выступали в качестве площадок для статуй и памятников, что требовало использования особенного освещения.

В 60-х годах популярность архитектурного освещения стала постепенно возвращаться. В 69-м году была организована Международная ассоциация дизайнеров освещения, базирующаяся в Чикаго, куда могли попасть только самые талантливые и успешные дизайнеры. Члены Ассоциации претворили в жизнь известнейшие проекты, при этом они обязаны соблюдать строгую деловую этику, согласно которой им запрещается заниматься продажей и установкой освещения.

Помимо эстетической составляющей не последнюю роль в проектах играет функциональность освещения, так как коммерческий объект с помощью правильно подобранной архитектурной подсветки сможет привлечь внимание покупателей, арендаторов и других заинтересованных лиц. В России на данном этапе не так много квалифицированных специалистов-светодизайнеров, так как профессия стала известной сравнительно недавно (около 10 лет назад), в то время как на Западе школы по архитектурному освещению функционируют более 50 лет. Однако невозможно не отметить растущую популярность на архитектурную подсветку в нашей стране и заметный рост качества предоставляемых услуг.

Когда свет рассказывает историю здания: что такое архитектурное освещение?

Когда свет рассказывает историю здания: что такое архитектурное освещение?

Линейное подвесное освещение. Изображение предоставлено Alcon Lighting

Освещение играет решающую роль в архитектуре: оно позволяет пользователям видеть, безопасно обитать в пространстве и выполнять свою повседневную деятельность. Но его мощность уже давно превышает эти основные функции, в первую очередь благодаря технологическому прогрессу и новым тенденциям в дизайне, которые привели к большему количеству инноваций и творчества. Современный световой дизайн способен полностью преобразить помещение, влияя на визуальный комфорт и задавая тон, определяя объемы, привлекая внимание к текстуре и усиливая цвета. Он также может определять восприятие формы и размера; например, в особенно маленькой комнате дополнительное освещение, отражающееся от светлых стен, поможет увеличить пространство. Точно так же было доказано, что свет влияет на настроение, концентрацию и общее самочувствие. В то время как адекватно освещенная среда связана с теплом и повышением уровня энергии, плохое освещение может привести к ухудшению здоровья, включая головные боли, усталость глаз и даже депрессию.

Освещение бухты в доме в Мирамаре. Изображение © José Campos

Значение архитектурного освещения

Таким образом, освещение (как жилое, так и коммерческое) становится одним из наиболее важных элементов, которые следует учитывать при проектировании интерьеров, а это означает, что его необходимо решать на ранних этапах и продуманный для достижения желаемого эффекта – в зависимости от типа помещения, конечно. Он должен способствовать продуктивности на рабочем месте и создавать гладкий, уютный эффект у входа в дом. В любом случае, архитектура и освещение должны усиливать друг друга и работать как две взаимозависимые части одного интегрированного опыта. Как однажды сказал Норман Фостер: «Архитектура — это выражение ценностей», она рассказывает историю. И архитектурное освещение играет важную роль в передаче этой истории, часто оживляя ее.

Освещение бухты в штаб-квартире CNA. Изображение предоставлено Alcon Lighting

Дизайн архитектурного освещения может быть похож на дизайн освещения, но это не совсем то же самое. Первое внимание сосредоточено на архитектуре, в то время как второе соображение часто касается эргономики или функциональности — любого аспекта, который улучшает способность жить, работать, функционировать, отдыхать или играть — чтобы обеспечить оптимальное использование и распределение света. Архитектурное освещение в конечном итоге демонстрирует и подчеркивает определенные элементы дизайна, чтобы способствовать, устанавливать или подчеркивать эстетику, историю и назначение здания. Это пересечение искусства (архитектура), дизайна и технологий (освещение). Другие области также вступают в игру, включая физику, инженерию и психологические и физиологические эффекты света.

Линейное подвесное освещение в частных и общих рабочих местах. Изображение предоставлено Alcon Lighting

Архитектурное освещение для коммерческих помещений

Когда дело доходит до коммерческих помещений, таких как офисы, магазины или образовательные учреждения, на рынке доступно множество вариантов, которые усложняют выбор правильного светильника. Современное коммерческое светодиодное освещение требует глубокого понимания интеллектуальных систем освещения и управления. Это включает в себя новейшие инновационные продукты, которые, благодаря технологическому прогрессу и универсальности светодиодного освещения, дают архитекторам и дизайнерам возможность создавать более творческие проекты. Например, для выделения архитектурных особенностей без визуального раскрытия светильника.

Встраиваемое освещение в офисе Slack в Торонто. Изображение © Shai Gil

Одними из наиболее распространенных применений архитектурного освещения являются сводчатое, вертикальное, линейное, поверхностное и подвесное освещение. Чтобы изучить их качества и вдохновить архитекторов и дизайнеров, ниже мы представляем их через подборку проектов, в которых используются продукты Alcon Lighting.

Подсветка бухты

Подсветка бухты, установленная на потолке или стене, излучает мягкое свечение, подчеркивая определенные элементы дизайна, в том числе лепнину или стену, изображенную в студии йоги и медитации в этом доме. Его лучше всего использовать в качестве окружающего акцентного освещения, и освещение часто бывает непрямым, предназначенным для освещения стены или потолка, в то время как светодиодный свет спрятан во встроенной нише (без видимого источника света). Полученная эстетика выглядит гладкой, современной и идеально подходит для многих коммерческих приложений.

Освещение бухты в доме в Мирамаре. Изображение © José Campos

Подсветка вверх

Подсветка вверх — это форма непрямого освещения, которая часто используется для демонстрации структурных элементов потолка, таких как стальные балки исследовательского и проектного центра дневной школы Beaver Country. Проще говоря, это относится к любому светильнику, который направляет свет вверх, тем самым сводя к минимуму блики и улучшая ощущение и пространство комнаты, выделяя любую характерную потолочную инфраструктуру. В частности, при внутреннем применении система уменьшает темные пятна и тени на потолке, создавая комфортную и привлекательную атмосферу для пользователя.

Освещение в Центре исследований и дизайна дневной школы Beaver Country. Изображение © John Horner

Линейные встраиваемые светильники

Линейные встраиваемые светильники обеспечивают четкие прямые линии светодиодного освещения с высоким индексом цветопередачи в непрерывных линиях любой длины и с бесшовными соединениями от потолка до стены. Они обычно встречаются в рабочих пространствах, таких как офис Slack в Торонто, целью которых является создание динамичной среды, способствующей творчеству, продуктивности и бдительности. Обычно стандартная длина 4 фута и 8 футов (или другая нестандартная длина) позволяет системе архитектурного освещения создать любой желаемый линейный дизайн, утопленный в потолок, стену или пол. По сути, он может подчеркивать современные интерьеры или обеспечивать сбалансированное общее освещение.

Встраиваемое освещение в офисе Slack в Торонто. Image © Shai Gil

Накладные и подвесные светильники

Накладные и подвесные светильники универсальны и могут быть адаптированы к широкому спектру применений. Например, в этом тематическом исследовании фитнес-студия в Западном Голливуде использовала линейное светодиодное освещение поверхности, чтобы создать впечатление путешествия по галактике со скоростью света. Таким образом, линейная система становится архитектурным элементом, способным различать пространства и создавать уникальные, возвышенные впечатления.

Линейное поверхностное освещение в фитнес-студии. Изображение предоставлено Alcon Lighting

Чтобы узнать больше о системах архитектурного освещения, посетите веб-сайт Alcon Lighting или изучите наш каталог продукции.

Cсылка: “Когда свет рассказывает историю здания: что такое архитектурное освещение?” 28 октября 2022 г. ArchDaily. Доступ .

Архитектурное освещение и его роль

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте.

Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 14 фев 2021

См. полная история

Освещение играет жизненно важную роль в том, как люди воспринимают и понимают пространство. Независимо от того, освещены ли здания и сооружения естественным или искусственным образом, освещение является средством, которое позволяет нам видеть и ценить окружающую среду.

Освещение может придать архитектуре эмоциональную окраску — оно помогает создавать впечатления для тех, кто в ней находится. Будь то дневное или искусственное освещение, свет привлекает внимание к текстурам, цветам и формам пространства, помогая архитектуре достичь своей цели. Зрение, возможно, является самым важным чувством, благодаря которому мы наслаждаемся архитектурой, а освещение улучшает то, как мы ее воспринимаем.

Чтобы создать удачный баланс между освещением и архитектурой, важно помнить о трех ключевых аспектах:

  • эстетика
  • функция
  • эффективность

Эстетика – это то место, где дизайнеры и архитекторы сосредотачиваются на эмоциональном воздействии баланса освещения и архитектуры на жильцов. Дизайнеры определяют, как они хотят, чтобы люди чувствовали себя, когда они ходят по пространству. Этот аспект особенно важен для торговых точек; внешнее освещение должно привлекать потребителей, а внутреннее освещение должно привлекать их, когда они проходят через двери, в дополнение к демонстрации продукта.

Функция тоже жизненно важна. Мы хотим, чтобы освещение выглядело определенным образом, но мы также должны убедиться, что оно служит своей самой важной цели — помогать нам видеть. Зоны должны быть освещены, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, комфортно и уверенно при перемещении по комнате или зданию. Они должны иметь возможность видеть пол и стены вокруг себя, что должно создавать чувство уверенности.

Они также могут быть способны выполнять определенные функции, такие как рабочее освещение для чтения, работы и т. д., аварийное освещение для облегчения побега и т. д.

Последний аспект очень важен в сегодняшнюю эпоху зеленого строительства и устойчивого развития. Одно дело создать привлекательную и эффективную схему освещения, но совсем другое — создать захватывающую дух компоновку, которая также является энергоэффективной. Этого можно добиться, убедившись, что большая часть света достигает своей цели, а свет теряется впустую. Например, установка светодиодов, а не флуоресцентного освещения, поскольку благодаря направленному характеру светодиодов можно меньше терять свет.

  • Достаточное освещение.
  • Внешний вид цвета.
  • Коммерческое освещение.
  • Системы дневного освещения.
  • Аварийное освещение.
  • Общее освещение v рабочее освещение.
  • Освещение.
  • Художник по свету.
  • Естественный свет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *