Строительство гаража и крыши из профнастила своими руками, плюсы и минусы, технология проведения работ
После появления новых материалов, автомобилисты все чаще стали возводить некапитальные гаражи, а из профнастила. Многие, во избежание лишних затрат, гаражи из профнастила делают своими руками. О технологии и всех нюансах строительствах этой конструкции и пойдет речь в статье.
- Преимущества строительства гаража из профнастила
- Недостатки, которые присущи профнастилу
- Место для строительства гаража
- Необходимые материалы для строительства гаража из профнастила
- Инструмент, необходимый для строительства гаража из профнастила
- Возведение фундамента
- Возведение каркаса гаража
- Сооружение односкатной крыши
- Обшивка гаража профнастилом
Преимущества строительства гаража из профнастила
- Высокая прочность конструкции
- Небольшой вес
- Простой монтаж конструкции
- Долговечность постройки
- Быстрота возведения
- Не надо для строительства гаража привлекать спецтехнику
- Доступная цена
- Разнообразная цветовая гамма
- Широкий выбор размеров профнастила
- Повышенная шумность из-за влияния атмосферных явлений – града, дождя, порывов ветра. Но этого можно избежать благодаря качественному монтажу.
- При повреждении защитного полимерного слоя, профнастил может подвергнуться коррозии. Чтобы этого не случилось, необходимо поврежденные места закрашивать специальной краской.
- Менее солидный вид по сравнению с кровлей из черепицы.
Место для строительства гаража
Прежде чем построить гараж своими руками, нужно выбрать место для его возведения. Для этого лучше всего подойдет участок, находящийся ближе к выезду, чтобы зимой не пришлось убирать снег с большой площади. Также гараж должен находиться на таком расстоянии от дома, чтобы различные запахи и выхлопные газы не проникали в окна.
Теперь нужно разметить площадку, на которой будет стоять гараж. Она должна быть ровной и расчищенной от мусора. По углам будущей постройки вбиваются колышки и натягивается шпагат. Размеры гаража должны быть такими, чтобы пространство для автомобиля было с запасом. Это необходимо для свободного въезда машины, а также для хранения предметов, необходимых водителю.
Необходимые материалы для строительства гаража из профнастила
Прежде чем начать строить гараж из профнастила своими руками, необходимо сделать чертеж и приобрести следующий материал:
- Бетон или гравий с цементом для заливки фундамента
- Песок
- Арматура для фундамента
- Доски для опалубки
- Металлические уголки, из которых будет возводиться каркас гаража и делаться ворота
- Саморезы по металлу
- Необходимое количество профнастила
Для строительства гаража лучше подойдет марка С или ПС (С – означает стеновой). Рядом с маркой еще ставится цифра, например, С – 20. Это означает, что профнастил предназначен для возведения стеновых конструкций, высота волны которого 20 мм. Чем больше высота волны, тем значительнее жесткость листа, а следовательно, и всей конструкции. От этого зависит цена материала.
Самый дешевый профнастил марки С – 8. При его использовании потребуется более частое крепление листов к каркасу, а это понизит герметичность всей конструкции. Тонкий профнастил будет колыхаться под воздействием ветра и издавать шум. Поэтому в регионах, где часто бывают сильные ветра, лучше покупать профнастил с более высокой волной. Толщина листа бывает 0,4 – 1 мм. Для постройки гаража из профнастила хватит 0,5 мм.
Инструмент, необходимый для строительства гаража из профнастила
- Сварочный аппарат, предназначенный для сварки каркаса.
- Болгарка с кругом по металлу для нарезания металлоконструкций.
- Шуруповерт.
- Ножницы по металлу и электролобзик для нарезания профнастила.
Возведение фундамента
Сначала нужно определиться каким будет фундамент:
- Монолитным, в виде плиты, который одновременно будет являться и полом.
- Только по периметру гаража.
В первом случае грунт срезают по всей площади на глубину 50 см, а во втором – копают ямы по периметру такой же глубиной и шириной около полуметра. Затем, в обоих вариантах, засыпают песок, как следует утрамбовав его, заливают водой. После этого, для стоек каркаса, делают скважины глубиной в 50 см и разметом, позволяющим свободного их входа. Дополнительно они будут являться сваями фундамента. Это поможет улучшить его сопротивление при сезонном сдвиге грунта.
По периметру из досок делают опалубку. Затем кладут арматурные прутья, диаметр которых 8 – 12 мм. Располагают их вдоль и поперек фундамента. Ту часть стоек каркаса, которая будет находиться под землей, обрабатывают битумной мастикой. Их устанавливают в подготовленные скважины и, выровняв по вертикали с помощью уровня, укрепляют распорками.
Опалубку заливают бетоном, пробивая его металлическим прутом, чтобы удалить воздушные пузыри. После этого поверхность нужно разровнять. Бетон схватывается в течение 3 – 4 неделю.
Возведение каркаса гаража
После того как бетон затвердеет, можно приступать к возведению каркаса гаража. Сначала изготавливается нижняя рама. Нарезав металлические уголки необходимой длины, приваривают к стойкам. Затем аналогично делается верхняя рама. После нужно установить вертикально стойки из железных уголков. Они будут служить основанием для крепления профнастила. Расстояние между стойками должно быть меньше ширины листа, так как профнастил будет крепиться внахлест.
Металлические уголки для ворот режут под углом в 45° и сваривают. Затем, для жесткости, к каркасу приваривают дополнительные уголки. На месте, где будет установлен замок, приваривают металлические пластины. После к передним стойкам и воротам приваривают петли для подвешивания каркаса ворот.
Сооружение односкатной крыши
Для сооружения односкатной крыши угол наклона колеблется от 20 до 45°, на заднюю стенку гаража, в зависимости от региона проживания. Для района с сильными ветрами подходит пологий угол наклона, а там, где выпадает много снега, наклон кровли лучше делать более крутым, чтобы эти осадки не скапливались на крыше.
При строительстве каркаса крыши, необходимо на противоположные стойки закрепить перекладины из металла или дерева. Сверху их делают обрешетку из неструганных досок. Предварительно этот строительный материал нужно просушить и обработать специальным составом для избежания гниения и появления насекомых.
Расстояние между досками зависит от угла наклона крыши. Если он меньше 12°, то обрешетку нужно делать сплошной, при 15° наклона – расстояние между досками может быть около 30 см, а при угле наклона 30° – то шаг обрешетки выполняется до 50 см. Также шаг обрешетки зависит от марки профнастила. Чем она выше, тем расстояние между досками может быть больше.
Обшивка гаража профнастилом
Лучше всего заказать профнастил необходимых размеров, так как срезы, которые сделаны на заводе, обрабатываются и покрываются полимерной краской. К стенам листы крепят вертикально. Благодаря этому сток воды происходит лучше.
При крепеже первого листа, нижний край волны должен плотно прилегать к стойке, чтобы не порезаться об острые края. Профнастил шуруповертом крепят на саморезы с резиновой прокладкой. Сначала нужно закрепить верхний угол и, после выравнивания листа, прикручивают его по всей площади, не затрагивая стыка со следующим листом. Второй лист профнастила накладывают на первый одной волной, скрепив их в несколько местах, продолжают присоединять. Так обшивают все стены.
Прежде чем начать обшивку крыши гаража из профнастила своими руками, сначала делают водосток, предварительно прикрутив к нижнему краю крыши крюки. На них укладывают желоба. Затем, по периметру крыши, крепят планки из согнутого под углом листа железа. Они предназначены для того, чтобы осадки не попадали под крышу. Их временно нужно прикрепить к обрешетке на 2 гвоздя, а на нижнем крае крыши планка крепится так, чтобы ее край мог спускаться в желоб водостока.
Профнастил кладут на обрешетку крыши волнами вдоль гаража, для лучшего обеспечения стока воды. Его, выровняв по краю крыши, крепят сверху боковой планки к обрешетке саморезами. Затем продолжают прикручивать листы до другого края гаража.
Правильно установив конструкцию гаража, она прослужит владельцу автомобиля много лет. Только необходимо периодически проверять места соединений и стыков. Также рекомендуется ежегодно окрашивать помещение не только снаружи, но и внутри.
Крыша из профнастила своими руками — ВикиСтрой
Несущая система кровли
Для плоских и односкатных кровель набирается система из уклонообразующих ферм в форме прямоугольной трапеции или треугольника. В качестве материала может выступать деревянный брус или профильная стальная труба квадратного сечения. Для придания жёсткости пояса фермы соединяются набором раскосов.
Для жилых домов описанные выше системы кровли применяются достаточно редко, предпочтение отдаётся более стандартным конструкциям мансардного, щипцового или вальмового типов. Материал стропил — преимущественно деревянные доски, поставленные на ребро. Массивные рёбра образуют полый скелет, что допускает устройство мансарды или чердака, а затем система укрепляется стойками и оттяжками согласно расчёту нагрузки от снега и собственного веса.
Утепление и защита кровли
Профилированный лист практически не препятствует оттоку тепла, но при этом задерживает водяной пар. В обитаемых помещениях кровля выполняется в виде «пирога», включающего один или несколько слоёв утеплителя, а также специальные мембраны, защищающие утеплитель от ветровой эрозии и накопления влаги.
К выбору утепляющего материала нужно подходить очень осторожно, если речь идёт о покрытии из профнастила. Каменная вата разных типов — наиболее экономичный вариант, но она очень чувствительна к насыщению влагой и требует правильно продуманной вентиляции подкровельного пространства с защитой утеплителя от водяного пара.
Разного рода полимерные утеплители практически не поглощают влагу и хорошо работают даже на границе высоких и низких температур. Но в летнем режиме эксплуатации могут возникнуть не совсем очевидные проблемы. Так, знакомые многим пенопласт (ПСБ) и пенополистирол (ППС) при нагреве свыше 70 °С существенно теряют физико-механические свойства и подвержены более активной деструкции с выделением повышенных порций стирола и образованием неприятного запаха.
Без затенения кровля в летний зной вполне способна нагреваться и до 90 °С, поэтому прямой контакт кровельного покрытия с полимерными утеплителями следует исключить. Частично вопрос может решаться закладкой пространства для продува, как это делается для проветривания минеральноватных утеплителей уличным воздухом. Но ширина воздушного зазора должна быть достаточно высокой, около 120–150 мм, поэтому в ряде случаев имеет смысл разделить кровлю и утеплитель термостойкими гипсоволоконными или магнезитовыми плитами.
Стекломагнезитовые листы
Утеплители на основе каменной ваты должны эксплуатироваться в условиях уличной среды, потому в большинстве пирогов они отделены от внутренней атмосферы помещений паробарьером — мембраной, пропускающей воздух, но задерживающей пар. Остаточное проникновение влаги устраняется проветриванием утеплителя, благодаря чему вода быстро испаряется и не успевает нанести вате вред. Чтобы исключить образование конденсата на внутренней стороне паробарьера, точка конденсации пара смещается в утеплитель согласно данным теплотехнического расчёта.
Устройство обрешётки для профнастила
По описанным выше причинам кровля из профлиста требует наличия редкой горизонтальной обрешётки. Для неутеплённых зданий это требование вытекает из техники монтажа листов, располагаемых вертикально.
При наличии утепления небольшой воздушный зазор необходим при использовании утеплителя любого типа, ведь внешний слой, так или иначе, устраивается из гигроскопичного материала, стойкого к нагреву, но чувствительного к насыщению влагой.
Устройство крыши из профнастила. 1. Профилированный лист. 2. Коньковый уголок. 3. Стропильная система. 4. Обрешётка. 5. Паропроницаемая мембрана. 6. Контробрешётка. 7. Утеплитель — минеральная вата
Практика жилищного строительства показывает, что разумно использовать для горизонтальной обрешётки деревянный брус толщиной 40–60 мм. Это делает крепление листов лёгким и хорошо способствует компенсации температурных линейных расширений.
В таблице представлены значения допустимого шага обрешётки в зависимости от типоразмера используемого профнастила и уклона кровли.
Профнастил | Угол наклона кровли | Толщина листа, мм | Шаг обрешётки |
С-8 | >15° | 0,5 | сплошная |
С-10 | <15° | 0,5 | сплошная |
>15° | 0,5 | до 300 мм | |
С-20 | <15° | 0,5-0,7 | сплошная |
>15° | 0,5-0,7 | до 500 | |
С-21 | <15° | 0,5-0,7 | до 300 |
>15° | 0,5-0,7 | до 650 | |
НС-35 | <15° | 0,5-0,7 | до 500 |
>15° | 0,5-0,7 | до 1000 | |
Н-60 | не менее 8° | 0,7-0,9 | до 3000 |
Н-75 | не менее 8° | 0,7-0,9 | до 4000 |
В случае если система кровли и обрешётка выполнены из разнородных материалов, требуется жёсткое скрепление всех частей, для чего используют болтовые соединения. Разнородностью также обусловлена разница в долговечности, поэтому используемую древесину обязательно пропитывают антисептическими и инсектицидными составами, а перед монтажом окрашивают.
Как правильно нашивать покрытие
Техника укладки профнастила во многом схожа с настилом шифера за некоторыми исключениями. Монтаж ведётся строго по рядам в направлении вверх от нижней части ската. Первый ряд выравнивается по шнуровке со свесом над выступающими подрезанными концами стропил от 10 до 25 см.
Крепление листов, в отличие от многих волновых материалов, осуществляется не в гребень, а в нижнюю волну. Чтобы исключить просачивание дождевой и талой воды, используют специальные самонарезающие винты с резиновой шайбой, уплотняющей место пробития. Усилие затяжки нужно тщательно контролировать: пережатая шайба быстро рассыхается, и крепление теряет герметичность.
Второй и все последующие ряды накладываются на предыдущий по волне и с нахлёстом, соответствующим длине листа и шагу рифления. Конкретное значение указывается производителем индивидуально для каждого формата.
Последний ряд часто требует подрезки короткого края. Листы подрезают специальными ножницами, потому что резка абразивным диском приводит к нарушению защитного покрытия до 10 см от места среза. Подрезку выполняют таким образом, чтобы в схождении двух верхних рядов оставался зазор для выхода подкровельной вентиляции. Листы верхнего ряда располагают обрезным краем вверх, чтобы скрыть места обработки защитной мастикой под коньковым профилем.
Крепление элементов кровли из профлиста. 1. крайний верхний и нижний ряд по профлисту закрепляется по каждому нижнему гребню к обрешётке. 2. промежуточные ряды креплений распределяются в шахматном порядке через волну. 3. Коньковый профиль крепится самонарезающимися болтами к верхнему гребню волны профлиста.
Защита коньков и свесов
Для кровли из профилированного листа предусмотрен широкий спектр дополнительной фурнитуры, предназначенной для защиты сходящихся на коньке скатов, ветровых и карнизных свесов. Фурнитура изготавливается из того же материала, что и лист, в цвет основному покрытию. Часто гибку фурнитуры выполняют по месту из листового проката с полимерным покрытием.
Набор доборных элементов для кровли из профнастила
Наибольшую сложность в работе с профнастилом представляет схождение скатов в ендовах. Перед нашивкой листов в них устраивают сплошную обрешётку, на которую крепят широкие лотки из оцинкованной или полимеризованной стали. При нашивке листов сохраняется дистанция в 15–20 мм между обрезным краем и центром ендовы. Защита среза выполняется битумной мастикой, мовилем или нитрокраской, затем примыкание накрывается декоративным угловым профилем.
Защита коньков выполняется угловым профилем, разворот которого соответствует наклону скатов. Очень распространён универсальный профиль, имеющий несколько линий сгиба. Крепление сегментов конька выполняют с нахлёстом около 20 см, а в 20–30 мм от края прокладывают уплотнительную ленту из вспененного полиэтилена.