Реклама на зданиях разрешение – 19. /

Содержание

Наружная реклама и вывеска: нюансы размещения и согласования

Задумываясь над тем, какой должна быть вывеска магазина, кафе или салона красоты, бизнесмены чаще всего обращают внимание только на особенности ее оформления: цвет, размер, текст, световое решение, практичность. Конечно, вывеска должна быть красивой, привлекать внимание и уметь доносить до потенциальной аудитории суть вашего предложения.

Но есть и другая сторона дела: правовая или административная. С точки зрения закона, наружная реклама и вывеска – это разные конструкции, и их размещение регулируется разными нормативными актами.

Чем отличаются наружная реклама и вывеска?

Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.

Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).

Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).

Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».

В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).

В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.

Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».

Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.

Разрешение на размещение рекламы

Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).

Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:

  • возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
  • выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
  • условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.

По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.

Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.

Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:

  • эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
  • компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
  • план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории м

www.regberry.ru

Разрешение на установку вывески – Разрешение на вывеску

Редко какая организация будет работать без вывески. Именно по данной информационной конструкции становится понятно, что находится в данном месте — магазин, банк, кафе или что-то другое. При этом вывеска должна быть не только привлекательной и информативной, но и законной.

То есть, прежде чем разместить вывеску на каком-либо фасаде здания или строении, предпринимателю необходимо согласовать ее размещение с местными властями. В противном случае бизнесмена ждут серьезные расходы – и вывеску демонтируют, и штрафы, согласно кодексу об административных правонарушениях, компании и ответственным лицам придется заплатить. Вывеска на фасаде дома, здания должна быть размещена согласно законам РФ.

Вывеска на фасаде здания согласно законам РФ

Разрешение на вывеску представляет собой документ, подтверждающий правомерность размещения определенной информационной конструкции на фасаде или крыше какого-либо здания или сооружения.

Но, чтобы точно понять, что такое разрешение на установку вывески, необходимо разобраться, чем вывеска отличается от рекламной конструкции. Суть данного вопроса заключается в том, что:

  • для установки рекламной конструкции согласование с органами власти требуется практически всегда, а для размещения вывески – далеко не всегда;
  • получение разрешений на вывеску и на рекламную конструкцию представляют собой разные государственные услуги с различным процессом согласования.

Итак, сейчас мы говорим о вывеске, которая представляет собой информационную конструкцию: на ней содержится информация только о наименовании организации, направлении ее деятельности и адресе.

Если на вывеске будет размещена какая-то другая информация, например, о скидках, преимуществах, призывы к действию, то тогда это будет уже рекламная конструкция, и в основу ее согласования с местными властями будет положен Закон о рекламе.

Когда не нужно получение разрешения на вывеску?

До 2013 года в Москве абсолютно все вывески требовали согласования. Но потом столичные власти сделали существенное послабление. Так, в настоящее время, если информационная конструкция размещена на здании в соответствии с правилами, которые подробно описаны в Постановлении Правительства Москвы №902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве», то получение разрешения на вывеску не требуется.

На некоторые улицы Москомархитектура разработала пакет чертежей с пояснениями, которые наглядно показывают, каким образом нужно размещаться на том или ином здании. Поэтому будет проще, если какая-то определенная улица включена в архитектурно-художественную концепцию.

Однако, чтобы не ошибиться и точно знать, что вывеска на фасаде здания размещена согласно РФ, хотя и не прошла процедуру согласования, но все же размещена на законных основаниях, будет лучше проконсультироваться у специалистов. Обратитесь за консультацией в компанию «ГлавПроект», и мы дадим вам точный ответ – нуждается вывеска вашей компании в согласовании с властями или нет. Также вы можете заказать проект по правилам постановления № 902-пп и быть уверенным в размещении своей конструкции.

Когда требуется получение разрешение на вывеску?

Согласно действующему законодательству, получение разрешения на вывеску в Москве и Московской области требуется в следующих случаях:

1) при размещении на многоэтажном жилом здании;
2) при размещении на зданиях с архитектурно-художественными элементами;
3) при размещении на торговом центре, развлекательном центре, театре, кинотеатре или цирке;
4) при размещении подвесной вывески в арках, пешеходных галереях, в глубоких дверных проемах;
5) при размещении в виде отдельно стоящих стел;
6) при размещении на фасаде комплекса автозаправочной станции.

Как получить разрешение на размещение вывески?

По мнению людей, которые хоть раз занимались получением разрешения на установку вывесок, процесс согласования информационных конструкций достаточно сложный и хлопотливый.
Также при получении разрешения на рекламную вывеску (крышную конструкцию), которая расположена на фасаде жилого здания, необходимо провести голосования людей проживающих в этом доме. Все должно быть оформлено специально обговоренным в Постановлении Правительства Москвы №902-ПП образом. При этом свое согласие на то, что определенная информационная конструкция была установлена на их доме, должно дать не менее двух третей жильцов здания.

Кроме того, необходимо разработать и согласовать с органами власти дизайн-проект конструкции и доказать, что ее размещение не будет портить внешний облик столицы, не будет создавать опасности и неудобств жителям здания и прохожим.

При этом не стоит забывать о подготовке и предоставлении правоустанавливающих документов на здание или строение, разрешений от их владельцев, и о правоустанавливающих документах на товарный знак, если он будет использоваться.

Чтобы согласование информационной конструкции прошло максимально быстро и с положительным результатом, а не затягивалось до бесконечности, лучше доверить данный процесс настоящим профессионалам своего дела. Компания «ГлавПроект» занимается получением разрешения от властей на информационную вывеску. Мы делаем это на высоком профессиональном уровне – быстро, качественно и недорого.

gpmos.ru

Оформление разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции / Госуслуги Москвы

Запрос на предоставление государственной услуги “Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции” в городе Москва (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Заявитель заполняет интерактивную форму запроса на предоставление государственной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» на Портале, а также перечень необходимых сведений, установленных приложением 1 к Административному Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 № 713-ПП. В случае если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, в запросе указывается срок, на который запрашивается разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции исходя из предельных сроков, которые установлены Правительством Москвы и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за получением государственной услуги представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Документ может быть составлен в свободной (произвольной) форме. Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. Приём запросов на предоставление государственной услуги и иных документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных заявителем представителей, являющихся физическими лицами, не предусмотрен, за исключением физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Дизайн-проект рекламной конструкции, предполагаемой к установке, утвержденный заявителем и согласованный собственником имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Дизайн-проект рекламной конструкции, предполагаемой к установке, утвержденный заявителем и согласованный с собственником имущества, к которому должна быть присоединена рекламная конструкция, включающий: 1. Проектное предложение (фотомонтаж) места размещения рекламной конструкции (фотомонтаж выполняется в виде компьютерной врисовки конструкции на фотографии). 2. Основные характеристики рекламной конструкции (длина, ширина, высота, основные материалы конструкции, форма конструкции, тип конструкции, способ освещения). 3. Ортогональный чертеж рекламной конструкции (основной вид, вид сбоку, вид сверху – при криволинейной форме конструкции). 4. Местоположение рекламной конструкции с указанием его на карте (масштаб карты 1:10000). В случае обращения заявителя с запросом в отношении рекламной конструкции, устанавливаемой по результатам торгов, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в городе Москве документ не предоставляется.

Фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции (оригинал, 3 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции, выполненные не более чем за один месяц до даты обращения за получением государственной услуги, в следующем количестве: 1. Не менее двух цветных фотографий для рекламных конструкций, предполагаемых к размещению на земельном участке. Фотофиксацию необходимо производить с двух противоположных сторон на расстоянии 150-180 метров от конструкции. Фотофиксация должна отражать существующую градостроительную ситуацию и отображать окружающую застройку. 2. Не менее трех цветных фотографий для рекламных конструкций, размещение которой предполагается на здании, строении, сооружении. На фотографии должна быть отражена существующая градостроительная ситуация в части визуализации предполагаемого места размещения рекламной конструкции, а также всех иных конструкций, размещенных на внешних поверхностях здания, строения, сооружения (при наличии). Фотофиксацию необходимо производить слева, справа и по центру от предполагаемого места размещения конструкции, с расстояния, позволяющего сфотографировать рекламную конструкцию целиком с привязкой к зданию, строению, сооружению, к которому присоединяется рекламная конструкция. Фотографии должны быть представлены с разрешением не менее 300 dpi, с соблюдением контрастности и цветопередачи. В случае обращения заявителя с запросом в отношении рекламной конструкции, устанавливаемой по результатам торгов, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в городе Москве документ не предоставляется.

Схема предполагаемого места установки рекламной конструкции с отражением границ коридора безопасности (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Предоставляется схема с отражением границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения” (кроме рекламных конструкций, размещаемых на зданиях, строениях, сооружениях, объектах незавершенного строительства), заверенная владельцем рекламной конструкции или собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. В случае обращения заявителя с запросом в отношении рекламной конструкции, устанавливаемой по результатам торгов, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в городе Москве документ не предоставляется. Схема предполагаемого места установки рекламной конструкции с отражением границ коридора безопасности составляется заявителем в свободной форме с учетом требований ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения”.

Проект рекламной конструкции (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Проект рекламной конструкции, должен в себя включать: 1. заключение отдела подземных сооружений Государственного бюджетного учреждения «Мосгоргеотрест» в случае установки рекламной конструкции на территории города Москвы с заглублением фундамента более 0,3 метра, за исключением рекламных конструкций, устанавливаемых по результатам торгов в соответствии со схемой размещения рекламных в городе Москве. 2. заключение на несущие способности крыши для установки крышной конструкции в случае установки крышной рекламной конструкции.

Проект электроустановки рекламной конструкции (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
для конструкций, предполагающих наличие электроустановки.

Заключение экспертной организации о соответствии проекта рекламной конструкции требованиям технических регламентов, строительных норм и правил (СНИП), Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), стандартам Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и другим нормативным требованиям (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Заключение экспертной организации о соответствии проекта электроустановки рекламной конструкции требованиям технических регламентов, СНИП, ПУЭ, стандартам ЕСКД и другим нормативным требованиям. (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Предоставляется для рекламных конструкций,предполагающих наличие электроустановки.

  Результаты независимой светотехнической экспертизы проекта рекламной конструкции (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Предоставляется для конструкций, предполагающих электронную технологию смены изображения. Заключение должно содержать расчеты на соответствие нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 “Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий”

  Документы, подтверждающие право заявителя на занимаемый земельный участок, здание строение, сооружение, к которому присоединяется рекламная конструкция (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
При установке рекламной конструкции не на имуществе города Москвы, за исключением документов, подлежащих государственной регистрации в установленном порядке. В случае обращения заявителя с запросом в отношении рекламной конструкции, устанавливаемой по результатам торгов, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в городе Москве документ не предоставляется.

  Документ, подтверждающий право заявителя на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
1. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с лицом, обладающим имущественным правом на земельный участок, здание,строение, сооружение, к которому присоединяется рекламная конструкция (заверенный владельцем рекламной конструкции), – в случае установки рекламной конструкции не на имуществе города Москвы. 2. Документы, подтверждающие согласие собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу в многоквартирном доме и полномочия лица на заключение с владельцем рекламной конструкции договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от лица собственников помещений в многоквартирном доме, заверенные председателем товарищества собственников жилья, руководителем осуществляющей управление многоквартирным домом организации (индивидуальным предпринимателем) или иным лицом, уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома – в случае присоединения рекламной конструкции к общему имуществу в многоквартирном доме. 3. Договор на размещение или эксплуатацию объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее – некапитальный объект), предусматривающий размещение на таком некапитальном объекте рекламной конструкции, заключенный в установленном порядке, заверенный одной из сторон такого договора – в случае установки рекламной конструкции на имуществе города Москвы. В случае обращения заявителя с запросом в отношении рекламной конструкции, устанавливаемой по результатам торгов, в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в городе Москве документ не предоставляется.

  С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе “Нормативные акты” (копия, 1 шт.)

  • Может быть получен в ходе оказания услуги
  • Предоставляется без возврата

www.mos.ru

Разрешение на рекламу в Москве

Согласование вывески в Москве

Согласование размещения вывески стало актуальной проблемой для многих московских предпринимателей после принятие в 2013 году Постановления №902-ПП, регулирующего установку информационных носителей в столице. За последние годы благодаря внедрению этого документа в жизнь внешний вид московских улиц преобразился. И по сей день власти строго придерживаются политики точного исполнения Постановления. Вот почему перед установкой внешней рекламы стоит выяснить все нюансы.

К вывескам относятся любые виды информационных конструкций, укрепленные на фасаде, крыше, прочих конструктивных элементах строения, на которых содержится информация о характере деятельности предприятия (магазин, парикмахерская, банк). Главная цель такого оборудования – оповещение о названии, месте нахождения заведения, учреждения, конторы. Вывеска всегда находится непосредственно в месте функционирования предприятия.

Всегда ли требуется согласование вывески

Постановление №902-ПП имеет своей задачей минимизировать число бюрократических препон на пути предпринимателей, поэтому если ваша вывеска выполнена и установлена по стандартам, прописанным в документе, и расположена на объекте, не входящем в особый список, вам не нужно её согласовывать. Получать разрешение требуется, если вы хотите установить информационную конструкцию на ТЦ, СКК, кинотеатр, общепит, АЗС и в ряде других случаев.

Постановление №902-ПП содержит регламент, актуальный для Московского региона, поэтому, прежде всего, проверьте, находится ли объект размещения носителя в зоне действия этого законодательного акта. Это можно уточнить, сверившись с картой границ действия документа. В иных регионах порядок согласования вывесок другой.

Не все правила, установленные 902 Постановлением, являются запретительными. К примеру, если вы хотите разместить конструкцию больших размеров, чем прописано в документе, вы можете предложить её к рассмотрению. Перед тем, как заказать и установить информационную конструкцию, многие бизнесмены предпочитают получить профессиональную консультацию. Это намного дешевле, чем возможные последствия, ведь нарушение правил согласования вывески влечет за собой следующие расходы:

  • штраф;
  • стоимость демонтажа;
  • стоимость утраченного оборудования.

Заниматься согласованием вывески в Москве предприниматель может самостоятельно, или через фирму-посредника. Компания «ГлавПроект» проведет размещение вашей рекламной вывески в кратчайшие сроки с соблюдением всех юридических нюансов процесса. С нами вы можете быть уверены в том, что ваша реклама установлена на легальных основаниях, а потому вам не страшны проверки, штрафы и демонтаж.

Какие вывески поможет согласовать «ГлавПроект»

Требует обязательного согласования рекламно-информационная конструкция, местом размещения которой являются:

  • фасад встроенной торговой площади, пристройки;
  • ТРК, здание для культурно-массовых мероприятий;
  • крыша;
  • сложный фасад;
  • строение, причисленное к объектам культурного наследия;

Кроме того, мы согласуем для вас информационную конструкцию в виде стелы.

Услуга по согласованию размещения вывески в Москве

Компания «ГлавПроект» предлагает все виды услуг, связанные с получением разрешения на установку информационной конструкции. Для согласования рекламной вывески на фасаде здания вам потребуется целый пакет документов, важнейшей частью которого является дизайн-проект. Мы можем организовать полный цикл работ над созданием вашей информационной конструкции – начиная с разработки дизайна и подготовки пакета документов для подачи к рассмотрению, заканчивая получением разрешения. Комплексная услуга позволяет решить вопрос в максимально сжатые сроки и с наименьшими усилиями со стороны заказчика. Цены оговариваются в индивидуальном порядке, и зависят от конкретных условий заказчика. Приглашаем к сотрудничеству!

gpmos.ru

Особенности оформления гобо проекции согласно закона «О рекламе»

Довольно часто в различных публикациях можно встретить утверждение, что такой вид рекламы как гобо проекция не попадает под действие закона «О рекламе».

Так ли это?

Давайте разбираться.

До 2013 года в законе «О рекламе» действительно нет упоминания о рекламе, транслируемой с помощью проекционного оборудования. До этого времени данный вид рекламы не регулировался государством напрямую.

Все изменилось 7 мая 2013 года. Именно тогда был издан Федеральный закон N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вступил в силу 8 мая 2013 года.

Изменения коснулись статьи 19, пункт 1. В частности, в пункте 1, где перечислены виды наружной рекламы, появилось упоминание проекционного и другого, используемого для проецирования рекламы оборудования.

Что необходимо для того, чтобы проецировать на здания рекламу, используя гобо проектор?

В статье 19, пункт 9 Федерального Закона «О рекламе» сказано, что для установки и использования рекламной конструкции нужно получить разрешение собственника либо других законных владельцев здания. Разрешение выдается органом местного самоуправления городского округа либо муниципального района на основании заявления собственника. К заявлению прилагаются письменное согласие собственника на трансляцию проекционной рекламы на фасад его здания и данные о заявителе.

Таким образом, перед началом рекламной кампании бизнесмену необходимо согласовать размещение проекции с владельцем здания. По большому счету, у собственника здания оснований для отказа в размещении на здании проекционной рекламы нет. Никаких физических следов проекционная реклама не оставляет.

Кроме того, в каждом муниципальном образовании имеется свое Положение о рекламе. И его также необходимо соблюдать.

Ответственность за нарушение закона «О рекламе»

Нарушение закона «О рекламе» влечет за собой административную ответственность. Правда, в случае с проекционной рекламой не так-то и просто доказать сам факт нарушения закона — ведь проекция не оставляет следов на фасаде здания.

На что стоит обратить внимание при выборе места для проекционной рекламы?

Для гобо проекции желательно найти перспективные места, то есть здания, не занятые растяжками и другими рекламными конструкциями. Технически «забить» чужую рекламу проблем не составит. Но понравится ли это владельцу рекламных конструкций? Не стоит исключать возможность судебного иска.

Также не лучший вариант проекция изображения на жилые дома с окнами. Часто в публикациях упоминается, что для проецирования рекламы на жилой дом достаточно получить разрешение управляющей компании. На деле же, если один или несколько активных жильцов решат с вами судиться, то их шансы выиграть дело довольно высоки.

Где лучше всего размещать проекционную рекламу?

Исходя из вышеизложенного, лучше всего для проекционной рекламы выбирать офисное, торговое или производственное здание.

www.gefestcapital.ru

Разрешение на рекламу

Существует нежилой объект, собственник – юридическое лицо, на фасаде объекта размещены рекламные конструкции (баннерное панно на металорамке) без разрешения на их установку и эксплуатацию. Собственнику пришло предписание об обязанности произвести демонтаж рекламных конструкций в месячный срок со дня выдачи предписания. Возможно ли переоформить конструкции на ИП, с целью уменьшения суммы штрафа и каким способом? Есть ли способы начать процедуру получения разрешений без демонтажа рекламных конструкций?

Вы не можете переоформить конструкцию на ИП, так как она установлена без разрешения. Вам нужно обратиться в орган местного самоуправления муниципального района, который утверждает схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности для получения разрешения. Если успеете получить разрешение до истечения 1 месяца, то можно будет не производить демонтаж. Также можете ходатайствовать об увеличения срока на демонтаж конструкций.

В «Системе Юрист» имеются рекомендации о том, как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции со ссылкой на то, что нарушения не было, и как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции со ссылкой на процессуальные основания

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Реклама на внешних частях здания. Формальности, нарушение которых может дорого обойтись компании

«Если компания собирается разместить наружную рекламу на внешних частях здания, то для юриста это означает необходимость предупредить маркетинговую службу о том, что нужно согласовать размещение рекламы не только с собственником здания, но и с органами муниципальной власти. Оба процесса согласования имеют ряд особенностей. Когда для размещения рекламы компания обращается в специализированное рекламное агентство, последнее, как правило, берет эти вопросы или их часть на себя. Но если руководство компании предпочитает обойтись без посредников (например, самостоятельно договориться о размещении баннера, щита или брандмауэра на здании, где расположен офис компании, или по соседству с магазином), то юриста, не знакомого со спецификой рекламных договоров, ждет масса открытий.*

Тонкости терминологии: реклама или не реклама

Прежде всего необходимо определиться, будут ли считаться те сведения, которые планируется указать в наружной установке (баннере, щите и т. д.), рекламой или же они охватываются понятием информационной вывески (информационного указателя). Во втором случае на порядок размещения информационной конструкции не распространяются особые требования Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — закон № 38-ФЗ).

Когда баннер или щит не реклама. Информационная вывеска — это далеко не только табличка у входа с сухими сведениями о наименовании компании, времени работы и т. д. Яркий баннер или иную конструкцию с логотипом (товарным знаком) можно отнести к рекламе либо информационной вывеске (указателю) в зависимости от места его расположения. Согласнопункту 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой.


Но если по адресу компании будет размещена конструкция с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, а не информационной вывеской.

Антимонопольные органы восприняли эту позицию. В своих разъяснениях ФАС России неоднократно указывала, что размещение в месте осуществления деятельности компании коммерческого обозначения, применяемого для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может признаваться обычаем делового оборота. Размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров (без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров) в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте. Это не должно расцениваться в качестве рекламы. Указание на здании в месте нахождения компании ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг тоже не может рассматриваться в качестве рекламы. Все эти позиции были высказаны в письмах ФАС России от 31.05.10 № АК/16754, от 24.01.11 № АК/1829, от 28.11.13 № АК/47658/13.

Но в тех же письмах ФАС России обратила внимание на следующий аспект. Необходимо учитывать целевое назначение сведений и обстоятельства их размещения. Если цель состоит не в информировании о месте нахождения компании (в том числе с учетом помещения, которое она занимает в здании), то такие сведения можно квалифицировать как рекламу. Так, если компания занимает весь многоэтажный дом, то размещение на крыше конструкции с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама (это информирование о местонахождении компании). Следовательно, если компания занимает лишь часть помещений в здании, то щит, световой короб или иная установка на крыше этого здания с наименованием или товарным знаком вполне могут быть расценены именно как реклама. А значит, в этом случае будут применяться особые правила заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также потребуются согласования с местными органами власти.

Важно отметить, что суды часто демонстрируют гораздо более жесткие подходы, чем антимонопольные органы, при оценке той или иной конструкции в качестве рекламной или информационной. Поэтому даже в отсутствие претензий от антимонопольного органа о нарушении законодательства о рекламе можно столкнуться с проблемами другого рода. Например, ювелирный магазин арендовал здание, находящееся в оперативном управлении, и разместил на нем вывеску «Ювелирный салон PANDORA». Через некоторое время арендодатель потребовал досрочного расторжения договора, сославшись на то, что арендатор провел незаконные перепланировки, а также незаконно разместил рекламу на фасаде здания. Против второго довода ответчик возразил тем, что это не реклама, а вывеска, которая не требовала специальных разрешений. Но суд расценил информацию именно как рекламу только потому, что в ней не было информационных данных, предусмотренных законом о защите прав потребителей (постановление ФАС Московского округа от 24.04.14 по делу № А40-31595/13-133-291).


Например, в Москве этот процесс регулируетсяпостановлением правительства города Москвы от 25.12.13 № 902-ПП«О размещении информационных конструкций в городе Москве». Правила размещения вывесок содержат подробные требования к их размеру, оформлению, расположению. Дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с городским Комитетом по архитектуре и градостроительству.

Ограничения на информационные вывески и указатели. Даже если наружная информация не относится к рекламе, ее размещение тоже может подчиняться особым правилам. Так, в письме от 28.11.13 № АК/47658/13 ФАС России отметила, что порядок распространения такой информации, которая размещается на вывесках, не относящихся к рекламе, может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории . Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий. Кстати, суды, решая вопрос о том, является конструкция рекламной или информационной, в том числе обращаются к местному законодательству (оно иногда ограничивает форматы и размеры информационных вывесок). Пример — определение ВС РФ от 18.11.14 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012.

Заключение договора на размещение рекламной конструкции

Если баннер или иную конструкцию, которую собирается разместить компания, по тем или иным причинам нельзя отнести к информационной вывеске (то есть это однозначно реклама), то необходимо учитывать требования закона № 38-ФЗ. Порядок установки наружной рекламы с использованием любых технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламная конструкция), монтируемых и располагаемых на конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, регулируется статьей 19 этого закона.

Для установки такой рекламной конструкции ее собственник или иной владелец (то есть лицо, обладающее правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником) должен, во-первых, заключить с собственником здания, на котором планируется монтаж, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 5 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Во-вторых, необходимо получить разрешение органа местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку конструкции (п. 9 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Причем за таким разрешением может обратиться как собственник (владелец) рекламной конструкции, так и собственник здания, на котором она будет смонтирована.*

Nota bene!

Закон прямо предусматривает, что торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должны проводиться всякий раз по истечении срока действия предыдущего договора (ч. 5.1 ст. 19 закона № 38-ФЗ).

У договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции есть несколько важных особенностей.

Предмет договора и регистрация. С одной стороны, такой договор не считается арендой того конструктивного элемента здания, на котором размещается реклама. Эту позицию в свое время сформулировал Пленум ВАС РФ в пункте 7 постановления от 23.07.09 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее — постановление № 64). Это, в частности, означает, что к такому договору по умолчанию не применяются нормы, регулирующие аренду. Например, у компании, которая приобретает по такому договору право разместить на конструктивном элементе здания рекламную конструкцию, нет, как у арендатора, преимущественного права на перезаключение договора на новый срок (по правилам статьи 621 Гражданского кодекса). В законе не установлены основания для одностороннего отказа от такого договора. Иными словами, гарантии интересов сторон при размещении и эксплуатации рекламной конструкции не урегулированы на уровне закона, поэтому их необходимо максимально подробно прописывать в договоре.


Поэтому, если, например, собственник здания в период действия договора на эксплуатацию рекламной конструкции продаст здание, новый собственник не обязан будет продолжать отношения с пользователем рекламной конструкции. Или если собственник заключит договор на размещение рекламной конструкции уже с другим лицом и зарегистрирует этот договор, то прежний пользователь не сможет противопоставить свои права новому пользователю.

С другой стороны, поскольку установка рекламной конструкции обременяет объект недвижимости, Пленум ВАС РФ в пункте 7 того же постановления № 64 указал, что такой договор подлежит государственной регистрации по правилам регистрации договоров аренды. Правда, после появления пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.11 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды» регистрация перестала иметь определяющее значение для заключенности и действительности договора, потому что, согласно позиции, изложенной в этом пункте, даже незарегистрированный договор аренды обязателен для сторон, но арендатор не может противопоставить его правам третьих лиц .

Срок договора. Стороны договора на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции не свободны в определении срока действия этого договора. Предельные сроки таких договоров устанавливают субъекты РФ в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Но в любом случае эти сроки не могут быть менее пяти лет и более десяти лет (п. 5 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Такое ограничение установлено отнюдь не только для случаев, когда речь идет об установке рекламной конструкции на объектах публичной собственности. Оно действует и тогда, когда здание находится в частной собственности. Поэтому даже если обе стороны согласны на меньший срок (например, несколько месяцев), такое условие договора будет противоречить императивному указанию закона. Кроме того, на основании договора с таким незаконным условием о сроке скорее всего затруднительно будет получить разрешение в муниципальном органе на установку рекламной конструкции.

По всей видимости столь длительный срок закреплен в законе в расчете на рекламные агентства, которые приобретают право на размещение рекламных конструкций и затем предоставляют эти конструкции (их демонстрационные поверхности) в аренду клиентам для краткосрочного размещения их рекламы. С учетом этого фактора компании, которая не планирует настолько долгосрочное размещение рекламы на здании, остается только вариант заключения договора с рекламным посредником, если в ее ситуации конструкция явно не подпадает под понятие информационной вывески.

Согласие на заключение договора. Есть еще одна важная особенность договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Когда здание находится в собственности нескольких лиц или в публичной собственности, заключение такого договора потребует соблюдения дополнительных формальностей, о которых речь пойдет ниже.

Ситуация первая: здание находится в частной собственности с множественностью лиц на стороне собственника

Чтобы установить рекламную конструкцию на многоквартирном доме, недостаточно получить согласие исполнительного органа товарищества собственников жилья. Согласно части 5 статьи 19 закона № 38-ФЗ и пункту 1 статьи 46 Жилищного кодекса, для установки и эксплуатации рекламной конструкции в многоквартирном доме требуется согласие не менее двух третей от общего числа собственников помещений в этом доме.

Последствия заключения договора без согласия собственников. Известны случаи, когда жильцы, проявляя социальную активность, начинают активно выступать против рекламы, уже установленной на доме.

Так, в 2007 году одна компания получила разрешение уполномоченного городского департамента на установку наружной рекламы на многоквартирном доме, находящемся в собственности города Москвы, и заключила с департаментом долгосрочный договор на установку рекламной конструкции на этом доме. Но часть квартир дома находилась в частной собственности граждан, и в 2011 году общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение о демонтаже рекламной конструкции. Департамент на основании решения собственников выданное разрешение аннулировал и расторг договор в одностороннем порядке. Компания оспорила эти решения в суде. Все судебные инстанции, включая коллегию судей ВАС РФ, отказавшей в передаче дела в надзорную инстанцию, сошлись во мнении, что решение департамента было правомерным и защищало интересы собственников помещений многоквартирного дома (постановление ФАС Московского округа от 23.08.12 по делу № А40-100961/11-72-655, определением ВАС РФ от 03.12.12 отказано в передаче дела на пересмотр в надзор).


В идеале для чистоты сделки юристу имеет смысл проконтролировать или даже взять на себя созыв и проведение этого собрания.

В другой подобной ситуации суды признали договор, который компания заключила с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников квартир, недействительным в силу противоречия закону (ст. 168 ГК РФ). Причем в данном случае собрание собственников жилья формально проводилось, и на нем было принято решение о заключении договора на установку рекламной конструкции. Но при попытке смонтировать рекламную конструкцию этому физически воспрепятствовали жильцы дома. Кроме того, они обратились в суд, и собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — ничтожным. Компания, заключившая договор, попыталась взыскать с товарищества собственников жилья свои убытки, но суды ей в этом отказали, сославшись на ничтожность договора (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.12 по делу № А63-14162/2008). Данный пример наглядно показывает, что даже наличие решения собственников помещений в многоквартирном доме не исключает рисков компании, желающей заключить договор на установку рекламной конструкции. Самый безопасный вариант для нее предполагает еще и проверку юристом компании соблюдения порядка проведения общего собрания собственников помещений и порядка принятия решения .

Интересный вопрос

Могут ли сособственники помещений в нежилом здании принять на общем собрании решение о наделении какого-то одного лица полномочиями на заключение договоров от их имени?

Полномочия представителя теперь могут содержаться и в решении собрания (п. 4 ст. 185 ГК РФ), но только если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений. Если собрание сособственников приняло решение о заключении конкретного договора с определенным лицом и уполномочило кого-либо на заключение этого договора от имени сособственников, то такая ситуация допустима. Но наделить в решении собрания одно лицо на будущее генеральными полномочиями заключать от имени сособственников любые договоры по распоряжению общим имуществом вряд ли возможно, если на собрании присутствовали не все сособственники (или кто-то из них голосовал против). Представляется, что это противоречит существу отношений. Заключать с таким лицом договор на размещение рекламной конструкции рискованно.

Риски материальных потерь. Наряду с обязанностью досрочно демонтировать рекламную конструкцию и убытками описанная выше ситуация может привести и к дополнительным материальным потерям. Есть примеры, когда собственники квартир, добившись признания договора ничтожным, требовали от пользователя рекламной конструкции плату за ее размещение (в качестве неосновательного обогащения). Суд может не принять во внимание то, что пользователь уже вносил за это плату по договору, если посчитает, что договор был заключен с неуполномоченным лицом и, соответственно, плата поступала неуполномоченному лицу, а не собственникам (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.11 по делу № А46-1506/2011). В таком случае компании фактически придется заплатить дважды и пытаться получить назад первоначальную плату с неуполномоченного получателя.

Договор о рекламе на зданиях с нежилыми помещениями. Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, по поводу общего имущества в таком здании прямо законом не урегулированы. Поэтому по аналогии закона к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса (о режиме общей долевой собственности). Такая позиция была отражена в абзаце 3 пункта 1 постановления № 64. То есть собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания, а значит, владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется по соглашению всех участников общей собственности (ст. 245,246 ГК РФ).

При этом суды, считая порядок принятия решения сособственниками на общем собрании большинством голосов менее жестким по сравнению с заключением соглашения между всеми сособственниками, применяли к таким отношениям положения Жилищного кодекса о проведении общих собраний (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.12 по делу № А53-23869/2011, Московского округа от 20.09.12 по делу № А40-121423/11-136-700,Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.02.13 по делу № А58-1603/2012). В настоящее время в Гражданском кодексе есть глава 9.1 о решениях собраний, нормы которой в том числе регулируют порядок проведения собраний сособственников (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ).

Согласие собственников на размещение информационных вывесок. Если информационная конструкция, которую собирается установить компания, подпадает под понятие вывески или указателя (не рекламы), возникает вопрос: нужно ли заключать особый договор о ее размещении и согласовывать это с сособственниками помещений в здании? Судебная практика по этому вопросу противоречива. Случается, что собственники квартир (или нежилых помещений) подают иски о демонтаже подобных конструкций и требуют возмещения неосновательного обогащения за период их размещения. Суды демонстрируют две позиции. Первая позиция базируется на том, что согласования с собственниками помещений требует только закон № 38-ФЗ. А поскольку он к информационным вывескам не применяется, в данном случае такое согласование и договор необязательны (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.10.12 по делу № А56-1926/2012). Другая позиция: собственники помещений вправе принять решение об установлении платы за размещение любых вывесок (не только рекламных) на принадлежащем им общем имуществе (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.11 по делу № А03-15470/2010). Верховный суд по всей видимости придерживается первой позиции. Рассматривая одно дело в качестве второй кассации, он недавно пришел к выводу, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме не вправе взыскивать неосновательное обогащение с арендатора, разместившего информационную вывеску. Поскольку, размещая информационную вывеску в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителя, компания выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с нее платы за это не предусмотрено законом (определение от 18.11.14 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Ситуация вторая: здание находится в публичной собственности

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в публичной собственности, заключается на торгах (ч. 5.1 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Проведению торгов предшествует утверждение муниципалитетом схемы размещения рекламных конструкций.

Следует отметить, что законом не предусмотрены какие-либо обязательства публичного собственника по проведению таких торгов (п. 1 письма ФАС России от 31.05.10 № АК/16754). Это значит, что у компаний нет оснований обжаловать отказ от проведения торгов на право заключения договора на установку и размещение рекламной конструкции.


Вступивший в силу 1 января 2014 года новый Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ) тоже не содержит специальных положений, позволяющих применять его к торгам на заключение договора на установку и размещение рекламных конструкций.

Порядок проведения торгов.Закон № 38-ФЗ не содержит никаких норм относительно порядка проведения торгов на заключение договоров об установке и эксплуатации рекламных конструкций. Долгое время спорным был вопрос, применяется ли в отсутствие специального правового регулирования порядок проведения торгов, установленный законодательством о закупках для государственных нужд (ранее — Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — закон № 94-ФЗ). В конце 2012 года Президиум ВАС РФ высказал следующую позицию, которая актуальна до сих пор: закон № 94-ФЗ в данном случае применяться не может, поскольку он регулирует отношения, связанные с расходами бюджета, а торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции нацелены на получение бюджетом дохода . Следовательно, муниципалитет вправе установить любой порядок проведения торгов и определения победителя при условии, что он не противоречит общим началам гражданского законодательства (постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.12 № 11237/12 по делу № А41-10785/11).

Согласие собственника, если здание находится в оперативном управлении. Если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Но при этом все равно требуется согласие собственника, а также соблюдение требований, установленных частью 5.1 статьи 19 закона № 38-ФЗ (ч. 6 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Иными словами, право на установку рекламной конструкции на здании, закрепленном за каким-либо унитарным предприятием или учреждением, тоже предоставляется по результатам торгов.

Получение разрешения на размещение рекламной конструкции

Для размещения рекламной конструкции ее собственник или иной владелец должен получить разрешение муниципальных органов. Это правило не зависит от того, в чьей собственности находится здание — публичной или частной. В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения. Исключение составляют города федерального значения Москва и Санкт-Петер

www.law.ru

Наружная реклама: нужно ли получать разрешение на размещение товарного знака организации на фасаде здания? – Юрист Фирсова Светлана Анатольевна – Статьи

Наружная реклама является одним из самых эффективных способов привлечения потенциальных клиентов. Яркие рекламные вывески на фасадах зданий прочно вошли в нашу жизнь и  уже давно стали неотъемлемой частью любого городского пейзажа.

Рекламная вывеска – это и своеобразная визитная карточка любой организации. Именно поэтому многие собственники бизнеса задают актуальный вопрос: «Нужно ли получать разрешение на размещение на фасаде здания вывески, содержащей сведения о товарном знаке организации, которая находится в данном здании?».

Для ответа на данный вопрос необходимо в первую очередь определить, что понимается под «рекламой» на законодательном уровне, ведь именно ее размещение сопряжено с необходимостью получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления, на территории которого она будет располагаться.

Размещение  наружной  рекламы  и  установка  рекламных  конструкций на федеральном уровне регулируются  Законом  «О  рекламе»  от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Установка рекламных и иных информационных конструкций и их эксплуатация в городе Новосибирске также осуществляется в соответствии с Правилами распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденными Решением Городского совета Новосибирска от 25 октября 2006 года N 372.

В статье 19 Закона «О рекламе» дается определение рекламной конструкции, под которой понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, предназначенные для распространения наружной рекламы.

Частью 10 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено важное правило — установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена такая рекламная конструкция.

Вместе с тем согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» данный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно подпункту 8 пункта 3.1  Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске к информационным конструкциям, монтируемым и располагаемым на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их без получения разрешения, не содержащим сведений рекламного характера, относится, в том числе, вывеска хозяйствующего субъекта площадью не более двух квадратных метров, содержащая информацию согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав потребителей» (фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы; информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа), если имеется — с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, либо коммерческого обозначения, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории, располагаемая у входа в помещение, занимаемое хозяйствующим субъектом.

В статье 1538 Гражданского кодекса  РФ определено, что юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. При этом сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Понятие рекламы определено в статье 3 Закона «О рекламе», согласно которой под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из смысла части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Положениями главы 76 Гражданского кодекса РФ допускается использование товарного знака в целях рекламы.

Таким образом, товарный знак как средство индивидуализации товара может выступать объектом рекламирования.

Однако товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие организации в месте их нахождения, не могут быть признаны рекламой. Такая информация может быть размещена, в том числе, и на вывеске и на нее не распространяются требования Закона «О рекламе», независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

С учетом данных обстоятельств, можно с уверенностью утверждать, что размещение на фасадах зданий информации, содержащей зарегистрированный товарный знак (или знак обслуживания), организацией, которая является владельцем данного товарного знака (знака обслуживания),  не является рекламой, поскольку фактически содержит информацию о месте нахождения данной организации.

Именно поэтому такая информация может быть размещена без получения соответствующего разрешения органов местного самоуправления, поскольку указанная  информация не служит для формирования и поддержания интереса к самой организации, виду ее деятельности, реализуемым ею товарам, идеям и начинаниям, а лишь направлена на обеспечение возможности обнаружения данной организации потребителями и клиентами.

pravorub.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *