Здания в стиле готика: Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Архитектура

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Базилика аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135–1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII века появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

Шартрский собор, Шартр, 1194–1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — “шартрская синь” (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Реймсский собор, Реймс, 1208–1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в период ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 м). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

Сиенский собор, Сиена, 1215–1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже несвойственно французской готике.

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200–1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то что после Второй мировой войны большая часть города лежала в руинах.

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семисот лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее “отвернуться” от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226–1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Церковь Святой Варвары, Кутна-Гора, 1388–1558

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала церковь Святой Варвары в городе Кутна-Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церковь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394–1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Название “Мария ам Гештаде” переводится как “Мария на берегу”, поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 м от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, 1446–1515

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют перпендикулярной. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

В часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода (она получила распространение только в Англии). До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля: его войска использовали часовню как учебный полигон.

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495–1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. По своим стилистическим характеристикам он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь.

Фото: Getty Images.

ТегиАрхитектураГотикаСоборыДизайн

Архитектура Казани: исторические здания в готическом стиле

Алсу
Гусманова

В поисках готики


Пожить в готической обстановке, как в школе Nevermore из «Уэнсдей», — мечта многих (наша уж точно). «Инде» попросил архитекторов Марселя Искандарова, Александра Дембича, Петра Сафиуллина и автора телеграм-канала «Архитектурасы» Яна Гордеева рассказать, какие здания в Казани построили с реверансом в сторону готического стиля.


Марсель Искандаров

архитектор

В Европу готика пришла с Востока, после крестовых походов — определенные мавританские* решения перенесли на западную почву. Поэтому мы часто путаем готические и мавританские заимствования. В доме Кекина, к примеру, сочетается и то, и другое.

У нас готика особенная. Она пришла через подражание этому стилю, через романтизм середины XIX века с его увлечением Англией. Затем готика вернулась в конце XIX — начале ХХ века через новую волну романтической эклектики, поэтому она выглядит по-разному — в зависимости от страны, которой вдохновлялись архитекторы. В Казани было достаточно подобных гражданских кирпичных зданий, но с теми же сводами, пинаклями, зубцами и так далее.

Сейчас нужно уметь разглядеть эту готику в оставшихся объектах. Например, раньше на месте «Корстона» стояло трамвайное депо, построенное с элементами готического стиля. В том же духе было выполнено снесенное артиллерийское училище. Смешение разных стилей, а также подражание готическому можно разглядеть в комплексе Груздевской клиники. То же самое относится к архитектуре офтальмологии на Бутлерова.

Но стопроцентно готических зданий в Казани нет. У этого архитектурного стиля есть свои строгие и четкие признаки. Он бывает двух направлений: в жилых зданиях это фахверковые дома разных вариаций (их отличает прочный деревянный каркас, состоящий из вертикальных, горизонтальных и диагональных элементов. — Прим. «Инде»). А во втором случае речь идет о готике крупных церковных общественных сооружений — высоких каркасных зданиях с витражами. Направления принципиально очень разные и мешать признаки той или иной готики между собой начали только в середине XIX века.

* Мавры — мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки, арабы и берберы, захватившие эти территории.

Лютеранская церковь

Архитектор: Лев Хрщонович
Время постройки: конец XIX — начало XX века
Адрес: ул. К. Маркса, 26

Первая казанская лютеранская церковь Святой Екатерины построена в 1771-м на улице Покровской (нынешней Карла Маркса). Сначала это был обычный двухэтажный дом, в котором собирались немногочисленные тогда казанцы лютеранского вероисповедания. Но в 1774 году он сгорел вместе с церковным архивом — об этом сообщается в книге «Объекты культурного наследия РТ». Кирху восстановили через три года. А после открытия в Казани университета, в котором начали преподавать профессора из Германии, лютеранский приход сильно увеличился.

К середине ХIХ века число прихожан стало еще больше. В приход кирхи Святой Екатерины входила вся Казанская губерния. Большинство прихожан были немцами, но числились шведы, финны, латыши и эстонцы. Основную социальную прослойку составляли солдаты. Было немало офицеров и чиновников, а также купцов, предпринимателей, медиков и ученых.

Во время визита в Казань кирху посещали знаменитые путешественники: естествоиспытатель Петр Паллас, географ Александр фон Гумбольдт. В 1861–1863 годах на месте старого здания возвели новую постройку в псевдороманском стиле по проекту архитектора Льва Хрщоновича. К кирпичному зданию церкви примыкали три флигеля и двор с садом. В одном из них помещалась школа, в другом — квартира пастора, в третьем — пасторат, то есть контора прихода. Башенки-пинакли придали силуэту церкви сходство с европейскими готическими храмами.

В 1927-м приход закрыли и помещение приспособили под клуб имени Менжинского для работников специального органа госбезопасности СССР, позднее НКВД.

Комплекс больничных зданий

Архитекторы и инженеры: Константин Быковский, Лев Хрщонович, Иван Колмаков
Время постройки: конец XIX — начало ХХ века
Адрес: ул. Толстого, 4

В 1895 году император Николай II согласовал выделение денег Казанскому университету на покупку земли и строительство новых клиник медицинского факультета. Комплекс возводили с 1897-го по 1900 год, автором проекта стал известный московский зодчий Константин Быковский. В создании участвовали казанский губернский архитектор Лев Хрщонович и инженер Иван Колмаков. Они наблюдали за ходом строительства и при необходимости вносили уточнения в проект.

Комплекс состоит из четырех зданий клиник разного профиля: хирургической, акушерско-гинекологической, глазной и кожно-венерологической. Также в него входит больничная церковь Варсонофия Казанского. Постройки стилизованы под архитектуру английских университетских городков с элементами псевдоготики: сложные наличники, своеобразно трактованные карнизы, два ряда кронштейнов под ними, фронтоны и аттики. В советское время здесь появилось еще одно здание, но уже в неоклассическом исполнении, — Казанский государственный медицинский университет.

Корпус акушерско-гинекологической клиники, построенный в 1900-м, связан с работой профессора Викторина Груздева. Акушер-гинеколог, доктор медицинских наук написал больше 100 научных работ и монографий и составил одно из лучших на тот момент руководств по акушерству женских болезней. В 1930 году клинике присвоили его имя.

Дом на Жуковского

Архитектор: неизвестен
Год постройки: 1905
Адрес: ул. Жуковского, 15

В основе композиции кирпичного двухэтажного дома — асимметрично расположенная лестничная клетка, над которой установлен аттик с двумя башенками. Дом декорирован лепниной растительных мотивов в стиле модерн. По мнению архитектора Марселя Искандарова, в нем также присутствуют готические элементы.

Здесь с 1925-го по 1937 год жил татарский общественный и политический деятель, языковед, один из организаторов и руководителей дореволюционного студенческого кружка «Татар учагы» («Татарский очаг») Галимзян Шараф. После свержения самодержавия он стал депутатом Национального собрания, работал в Центральной мусульманской научной кол­легии над реформой орфографии и терминологии татарского языка, преподавал в вузах. В 1937 году Галимзяна арестовали по об­винению в попытке создать самостоятельное тюрко-татарское государство Идель-Урал. За это он получил восемь лет лишения свободы и вернулся из лагерей с инвалидностью.

Языковеду запретили жить с семьей в Казани, тогда он стал преподавать татарский язык и литературу в Апастово. За свою жизнь Галимзян Шараф создал труды по татарскому языкознанию, демографии, экономической географии. Через восемь лет после смерти деятеля реабилитировали, не найдя в его действиях никаких преступных замыслов.

Офтальмологическая больница

Архитектор: Федор Гаврилов
Год постройки: 1915
Адрес: ул. Бутлерова, 14

В 1914 году сын известного казанского хирурга Франца Елачича продал пустой участок земли Николаю, сыну купца Михаила Зобнина. Уже через год на этом месте появился двухэтажный особняк из силикатного кирпича. Вскоре после постройки владельца не стало, и здание перешло к его вдове Марфе Федоровне.

Декор больницы сдержанный, использованы стилизованные стрельчатые арки. Больше всего декорированы уличные фасады западного корпуса, остальные же практически гладкие. Асимметрия планировочной структуры характерна для архитектуры начала XX века. На первом этаже окна прямоугольные, а на втором имеют стрельчатую перемычку и заглублены по отношению к стене. Над главным входом расположен балкон, а входная башня завершена орнаментированным парапетом. Это пример стилизации под «мудехар» — мавританскую архитектуру.

Дом Кекина

Архитектор: Генрих Руш
Время постройки: начало ХХ века
Адрес: ул. Горького, 8

В книге «Объекты культурного наследия РТ» здание датируется 1906–1908 годами. Заказчиком стал младший представитель семьи крупных предпринимателей, выходцев из Ростова Великого, Леонтий Владимирович Кекин. Он скупал земельные участки в столицах и провинциальных городах, строил и эксплуатировал доходные дома.

Таким образом и использовалось здание, спроектированное Рушем. Его возвели на участке трех прежних домовладений. До революции здесь размещались частная женская гимназия Ряхиной, частная начальная школа, швейное училище, правление округа путей сообщения, конторы частных фирм и магазины. В советское время верхние этажи стали жилыми.

Первоначальная планировка первого и верхних этажей почти сохранилась. В торговые залы первого этажа, где находился гастроном Агафона Афанасьева, входили с улицы, в подсобные помещения — со двора. Архитектурная композиция и убранство фасадов выполнены в псевдоготическом стиле мудехар с большой долей фантазии и неординарных приемов, характерных для мавританской архитектуры. Стилем мудехар в Европе называли искусство мусульман, которые остались жить на занятых христианами землях и сохранили свою религию, обычаи и художественные традиции.

В России это архитектурное направление называлось «псевдомавританским стилем». Его влияние при строительстве дома Кекина видно отчетливее, чем воздействие готических форм. Здание можно назвать образцом многоквартирного доходного дома начала ХХ века, в оформлении фасадов которого использованы стилизованные элементы испано-португальского варианта псевдоготики, насыщенной восточным колоритом.

Римско-католическая часовня

Архитектор: Лев Хрщонович
Год постройки: 1885
Адрес: Арское кладбище

В 1858 году католическая община Казани получила участок на Арском кладбище. Часовня на этом месте появилась в 1885 году по инициативе курата костела, то есть католического священника, каноника Фелициана Кохановского. Проект придумал активный прихожанин, поляк по происхождению и губернский архитектор Лев Хрщонович. Постройка сделана в стиле псевдоготики. В советские годы утрачены многие детали отделки фасада, полностью изменены интерьеры, а саму часовню соединили со стоящим рядом склепом. До 1923-го в ней совершались заупокойные службы, позже помещение использовали для хозяйственных нужд учреждения, ведавшего Арским кладбищем.

В 1995-м католический приход восстановился, и вскоре администрация города передала ему часовню. Около года понадобилось на ремонт и оборудование храма, и до 2012-го на кладбище была открыта католическая церковь Воздвижения Креста Господня.

Дом Шамиля

Архитекторы и инженеры: Генрих Руш, Федор Амлонг
Время постройки: конец XIX века
Адрес: ул. Тукая, 74

В 1884 году единственную дочь купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ибрагима Апакова по имени Биби-Марьям-бану выдали замуж. Ей исполнилось 18, а избраннику, вдовцу и генерал-майору Мухаммеду-Шафи Шамилю — 43. Это был средний сын предводителя кавказских горцев имама Шамиля.

В качестве свадебного подарка Ибрагим Апаков подарил молодоженам дом в Старо-Татарской слободе. В 1902-м в нем случился большой пожар, после чего здание перестроили, и дом обрел нынешние причудливые очертания в 1903 году. Это был последний проект экстравагантного казанского архитектора Генриха Руша и первый серьезный заказ строительной конторе инженера Федора Амлонга.

Три года спустя Мухаммед-Шафи скончался, и его вдова с двумя детьми перебралась в Петербург. Новым владельцем дома стал 25-летний купец второй гильдии Валиулла Ибрагимов, открывший там конфетную лавку. В 1919-м собственность у Валиуллы экспроприировала советская власть. До 1981 года особняк оставался жилым. Среди горожан за ним прочно закрепилось название «дом Шамиля», хотя он когда-то значился собственностью его жены.

Главным восточным фасадом в виде средневекового замка здание выходит на улицу Тукая. Он выполнен в стиле модерн с подражанием средневековым образцам архитектуры мусульманской Испании и стран Магриба. Обращение к мудехару подчеркивало восточное происхождение владельцев. В Казани этот неостиль часто называют «национально-романтическим». Стиль интерьеров особняка скорее неоклассический с использованием народных традиций — например ярких витражей. Архитектор Марсель Искандаров считает, что это скорее про романтический стиль, но в архитектуре дома можно разглядеть немного готических и средневековых отсылок.

Фото: Галина Овчинникова*

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена

Архитектура

Дом с историей. Как живется в сталинке на перекрестке Гагарина и Декабристов

Неслучившийся бельведер, остатки голубятни и солнечные ванны на крыше дома

30.07

Архитектура

Тест. Объект культурного наследия или обычное здание?

Что вы знаете о памятниках Казани?

03. 07

Архитектура

Архив. Семь гидов по архитектуре Казани — от домов в стиле модерн до типового жилья

Что такое сграффито, почему совмод заслуживает внимания и где в городе искать химер

13.11

Места

Кроме Мергасовского. 11 исторических казанских зданий, за которые мы переживаем

Дома Щетинкина на Баумана, пожарная каланча в Адмиралтейской слободе и дом Котелова за фабрикой Алафузова

11.01

Популярное

готическая архитектура | Характеристики, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Происхождение и эволюция готической архитектуры

Происхождение и эволюция готической архитектуры

Собор Парижской Богоматери. Изображение © Flickr Пользователь la_bretagne_a_paris, лицензия CC BY-SA 2.0
  • Автор: Кейли Оверстрит

-дневная группа людей, которые имеют близость к темной эстетике, но то, что готический архитектурный стиль исторически привнес в застроенную среду, не могло быть более противоположным. На самом деле готические проекты были созданы, чтобы привлечь больше солнечного света в помещения, в основном церкви, и привели к проектированию и строительству некоторых из самых знаковых зданий в мире.

Базилика Сен-Дени. Изображение © Феликс Бенуа (общественное достояние).

Готическая архитектура была названа в честь готов, кочевой группы германцев, которые боролись против римского владычества в конце 300-х и начале 400-х годов. Широко распространено мнение, что их восхождение ознаменовало начало средневекового периода в Европе. Когда-то у власти были готы, после распада Римской империи и создания новой Священной Римской империи с 5 по 8 века. Хотя эта группа не была известна своими архитектурными подвигами, название «готика» применялось к стилю церквей, возникшему постфактум, почти 1000 лет спустя. Стиль был впервые реализован во Франции как отход от романского стиля, который мог похвастаться толстыми стенами в то время, когда культурное развитие ускорилось, и архитекторы и каменщики имели возможность исследовать более сложные структурные элементы. В политическом плане эта эпоха была отмечена мирными и благополучными временами, когда здания были тщательно спроектированы, и в результате на их строительство уходило до столетия.

Инновационные структурные элементы, которые будут поддерживать эти мегасоборы, определят эстетику готической архитектуры. Во-первых, легкость этих сооружений была обусловлена ​​использованием стрельчатых арок, заимствованных из исламской архитектуры, построенной в Испании примерно в то же время. Арка уменьшила нагрузку на другие конструктивные элементы, что позволило колоннам, поддерживающим арку, стать более тонкими и высокими — настолько, что колонны доходили до самой крыши, образуя часть свода. Ребристые своды стали более сложными и были скрещены с тонкими ребрами в сложные скульптурные паутины или с добавлением поперечных ребер, известных как тецерон.


Статья по теме

Культовые американские здания в стиле готики


Базилика Сен-Дени. Изображение © Пользователь Wikimedia Diliff Лицензия CC BY-SA 3.0

Из-за легкости стен сложные мозаики из витражного стекла были разработаны так, чтобы свет заливал пространство, даже проецируя красочные узоры по всему интерьеру. Готические здания также украшены орнаментом, часто в виде горгулий. На первый взгляд, многие готические соборы трудно различить, но при внимательном чтении обнаруживается преднамеренный и очень упорядоченный дизайн.

Собор Парижской Богоматери. Изображение © Пользователь Flickr davehamster, лицензия CC BY 2.0

Когда вы думаете о готической архитектуре, первое здание, которое часто приходит на ум, — это собор Нотр-Дам в Париже. Его огромные окна-розетки и витражи меньшего размера, контрфорсы, поддерживающие высокую конструкцию крыши, и декоративные горгульи, смотрящие вниз на посетителей, представляют собой поистине образцовое изображение готического стиля. Его строительство началось в 1163 году, и его строительство почти сразу повлияло на другие соборы, построенные примерно в то же время. Он был завершен почти 100 лет спустя, после того как были добавлены дополнительные контрфорсы или внешняя часть арки, которая выдерживает боковые силы, выталкивающие стену наружу, чтобы удерживать массивную крышу. В результате досадной трагедии в 2019 году часть Нотр-Дама загорелась.но в настоящее время проводится тщательная реставрация. Парижское правительство пообещало, что он вновь откроется к Олимпийским играм в 2024 году.

После возведения многочисленных готических зданий дизайнерские вкусы вновь вернулись к более четким и прямым линиям, напоминающим архитектуру классической эпохи. Но, поскольку у всех стилей есть свои рекурсивные волны на протяжении всей истории, увлечение средневековой готической архитектурой было заново открыто в 19-м и 20-м веках, когда архитекторы в Соединенных Штатах начали проектировать здания, имитирующие соборы, найденные по всей Европе, уступив место термину « Готическое возрождение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *