Классическое и современное барокко в декоре зданий и сооружений
Берлинский кафедральный собор (Berlin Cathedral. Berliner Dom. 1894–1905 гг). Берлин, Германия. Стиль барокко. Проект Юлиуса Рашдорфа. Строился как главная церковь прусских протестантов, являлся придворной церковью династии Гогонцоллернов.
В стиле барокко архитектурные здания и сооружения начали возводиться в Европе в 16 веке. Этот стиль можно считать выросшим из эпохи Возрождения. Возник он в Италии после знаменитого разрушения Рима в 1527 году, откуда распространился на другие страны Европы и в Россию, где во всей красе проявился в великих сооружениях Санкт-Петербурга.
Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления). Санкт-Петербург. Стиль барокко. 1753-1762 гг. Проект архитектора Адмиралтейств-коллегии С. Чевакинского.
В каждой стране у барокко при соединении с национальными традициями проявлялись разные черты. При этом у барокко основными оставались следующие признаки: отсутствие классического ордера или его дисфункция, превращение элементов ордеров в декоративные детали, украшающие здания; плавные линии фасадов, вогнутости и выпуклости, избыток лепного декора, скульптурных композиций, в которых нередко смешивались сюжеты из разных эпох и мифологий, большое количество завитков в декоре барокко.
Дворец Бленхейм (Blenheim Palace) — родовое имение герцогов Мальборо. Окраина Вудстока в графстве Оксфордшир. 1707-1722 гг. Проект Джона Ванбу, Николаса Хоксмура. Несмотря на английскую «сухость» и отсутствие избыточного декора, отсутствие ордерной системы, плавные формы фасада указывают на стиль барокко.
После смены стилей, возникновения моды на рококо, ампир, классику, барокко вернулось в архитектуру в 19 веке, превратившись в необарокко, в котором соединялись элементы ренессанса, рококо, классики, и поэтому проявление обновленного барочного стиля уже не было столь определенным, как у его прототипа. Современное барокко отобразилось в появившихся в архитектуре новых конструкциях: консолей, эркеров, окна с двойным или тройным обрамлением, плавные фасады с выпуклостями и вогнутостями. Развитие сварочного производства позволило создавать большие пролеты в архитектуре сооружений, что также способствовало внедрению барокко в архитектуру.
Примеры нового барокко в архитектурных сооружениях: дoхoдный дoм Н. П. Жеребцoвoй, oсoбняк Т. П. Дылёвa, дом П. И. Демидoвa, дом Е. М. Бутурлинoй. В архитектуре Мариинского дворца, несмотря на его исполнение в духе классицизма, ощущаются и мотивы необарокко: двойные канелюры, сложный декор фасадов и другие элементы, которые можно отнести к барочным. Реставрированный дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге является еще одним примером зданий барокко нового типа. В фасадах здания ощущаются мотивы елизаветинского барокко, в частности, не несущие нагрузки кариатиды и атланты.
Дворец Белосельских-Белозерских. Петербург. Проект реконструкции архитектора А. Штакеншнейдера 1847-1848 гг.
Нoвo-Михaйлoвский дворец на Дворцовый набережной в Петербурге создан в эклектичном стиле и тоже имеет черты необарокко.
Нoвo-Михaйлoвский дворец на Дворцовый набережной в Петербурге. Архитектор — А. Штакеншнейдер. 1857—1862 гг. Построен для сына императора Николая 1 – великого князя Михаила Николаевича. Стиль – эклетика с мотивами необарокко.
К середине 19 века в России в стиле нового барокко здания строили практически все известные зодчие. Это направление обогатилось самыми различными мотивами и приобрело множество видов. Научные изыскания говорят, что появление «второго барокко» не являлось поставленной перед зодчими целью, поскольку в то время само барокко даже не имело собственной характеристики как стиля (это произошло только в начале 20-го века). Здания в стиле нового барокко появились в результате реконструкций старых строений. Зодчие старались воссоздать первоначальный вид сооружений, что позволило сохранить облик целого ряда барочных строений, однако в процессе реконструкций вносились изменения, что и привело к появлению «второго барокко». Второе рождение барокко в архитектурных сооружениях получило также благодаря снятию сословной дискриминации на строительство, когда, начиная с 1850-х гг., в «старом-новом» стиле барокко могли строить не только аристократы, но и представители самых разных слоев общества. В результате появились сооружения, не только соответствующие прототипам, но и с мотивами других стилей, когда барочными были только отдельные фрагменты здания, сочетаясь со стилем Ренессанс, рококо, классицизм. В качестве прототипов зданий «второго барокко» часто служили французские сооружения эпохи Людовика XV, строения Петербурга, созданные в начале и середине 18 века. Барокко в архитектурных сооружениях России конца 19-начала 20 веков прошлого века имеет много общих черт с петербургским барокко, так как архитекторы уделяли большое внимание изучению старинных проектов.
Особняк Николая Дмитриевича Стахеева. 1898-1899 гг. Архитектор М.Ф. Бугровский. Здание эклектичной постройки на основании стиля барокко.
Конец 20 – начало 21 веков охарактеризовались новой волной интереса к дворцовому стилю, в котором стали создавать особняки и новые городские строения. Особенную популярность современное барокко завоевало в индивидуальном строительстве.
Особняк в Подмосковье.
Обращение к архитектурным тенденциям прошлых веков, преобразование и переосмысление старых приемов в соответствии с новыми требованиями, технологиями и материалами, дает возможность получить оригинальные сооружения, которые несут в себе черты разных эпох и соответствуют запросам нового времени.
Автор текста: М. Костин
Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко
Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко- mix” data-ping-position=”1″ data-featured-url=”https://kudago.com/spb/list/sobyitiya-do-1500-rublej/” data-item-url=”https://kudago.com/spb/list/sobyitiya-do-1500-rublej/” data-featured-path=”/spb/best/”>
2
5794
mix” data-ping-position=”3″ data-featured-url=”https://kudago.com/spb/list/6-novyih-tsiklov-lektsij-ot/” data-item-url=”https://kudago.com/spb/list/6-novyih-tsiklov-lektsij-ot/” data-featured-path=”/spb/best/”> 6 7140
2 2167
mix” data-ping-position=”3″ data-featured-url=”https://kudago.com/spb/event/teatr-nomer-13-2023/” data-item-url=”https://kudago.com/spb/event/teatr-nomer-13-2023/” data-featured-path=”/spb/best/”> 1
Дворец Меншикова
Фото: shutterstock.com
Зимний дворец
Фото: shutterstock. com
Никольский морской собор
Фото: shutterstock.com
Константиновский дворец
Фото: shutterstock.comСмольный собор
Фото: shutterstock.com
Петровские ворота Петропавловской крепости
Фото: shutterstock.com
Большой Екатерининский дворец
Фото: shutterstock.com
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс. Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Эрмитаж (Зимний дворец, Главный музейный комплекс) 0+
Величественный и просторный Зимний дворец претерпел множество перестроек со времён своего рождения в 1754 году. Над проектом здания по приказу Елизаветы I трудился Франческо Растрелли.
Кикины палаты
Кирпично-белый дом Александра Кикина — сподвижника Петра I — отличается сдержанностью в использовании декоративных элементов (один из признаков «петровского» барокко). Яркий фасад симметричного здания на первом этаже украшают одинарные пилястры, на втором — парные. Окна, выходящие на Неву, обрамляют фигурные наличники. В XIX веке палаты перестраивали, у главного корпуса появились два симметричных помещения. После Великой Отечественной войны палаты реставрировала архитектор Ирина Бенуа, представительница знаменитой династии художников.
Дворец Меншикова
Ещё одним примером архитектуры барокко является Меншиковский дворец, возведённый в 1714 году. Над роскошным зданием трудились зодчие Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Самая высокая в своё время каменная постройка в городе тянулась от Большой до Малой Невы. Во дворце на Васильевском острове часто устраивали торжества: например, праздновали свадьбу царевич Алексей и принцесса Шарлотта София. Парадные черты заметны и в экстерьере дворца. Светло-жёлтые стены фасада украшают ризалиты и фронтоны с золочёнными коронами и вензелями, белые пилястры с каменными капителями и аттиком. В специальной ложе над портиком играл оркестр, встречающий гостей.
Смольный собор 0+
Собор, возведённый по проекту Франческо Растрелли, признан шедевром мировой архитектуры. Монастырский комплекс лазурного цвета в стиле барокко оформлен колоннами, фронтонами, волютами и карнизами. Все декоративные детали создают удивительную игру теней и света. Здание симметрично и имеет форму равноконечного креста: пятиглавый собор окружают монастырские кельи. После отставки Растрелли в 1763 году над убранством собора трудились архитекторы Юрий Фельтен и Василий Стасов. Даже те, кто не испытывал приязни к стилю барокко, признавали, что Смольный собор — образец изящества и совершенства пропорций.
Екатерининский дворец
Ещё одно здание в «петровском манире» находится в Царском селе и украшает его уже 300 лет. Большой Царскосельский дворец в 1910 году был переименован в Екатерининский. Первоначально он представлял собой скромное двухэтажное здание, построенное в 1724 году немецким зодчим Иоганном Браунштейном. Современники называли постройку «каменные палаты». Когда хозяйкой дворца стала Елизавета I, она решила изменить архитектуру поместья и пригласила для этого архитекторов Михаила Земцова, Доменико Трезини и Франческо Растрелли. К 1756 году работы были закончены и перед императрицей предстал истинный пример стиля барокко. Фасад украшали белоснежные колонны, орнамент отливал золотом, лепнина, фигуры атлантов, пятиглавая церковь дворца — каждая деталь отличалась роскошью и торжественностью.
Летний дворец Петра I
Эта резиденция Петра Великого и его семьи сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии. Один из старейших дворцов Петербурга возводили с 1710 по 1714 годы. Шедевр своего времени, Летний дворец отражает основные черты петровского барокко: строгая симметрия, оконные проёмы с обрамлением, использование разных цветов. Стены — светло-жёлтые, позолоченные оконные переплёты, тёмно-розовые барельефы и красная кирпичная крыша с флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца. Цветовую гамму усиливают зелень Летнего сада, свинцовые воды Невы и Фонтанки, белоснежность мраморных скульптур. Во дворце Пётр I проводил последние годы жизни.
Строгановский дворец (Русский музей) 0+
Каждый прохожий замедлит шаг, проходя мимо этого здания, чтобы рассмотреть шедевральную работу придворного зодчего Франческо Растрелли. Он возводил дворец на набережной Мойки с 1753 по 1754 год. Украшением здания стал фронтон с гербом династии Строгановых. Главный корпус здания в виде буквы «Г» выходит на набережную реки Мойки и Невский проспект, поэтому архитектор максимально украсил фасады дворца. Основными элементами декора стали колонны, маскароны и картуши. Первый этаж — для прислуги — Растрелли оформил рустом. Фасад второго и третьего этажей (с графскими апартаментами) украшен колоннами и богатой скульптурной отделкой. Окна обрамлены наличниками с барочным мотивом. В 1790 году здание реконструировалось по проекту архитектора Андрея Воронихина.
Петровские ворота Петропавловской крепости
Главный вход в крепость построен в виде триумфальной арки. Возведение ворот проходило с 1708 по 1717 год под руководством известного зодчего Доменико Трезини. Парадность постройке придают скульптуры в нишах арки: греческая богиня Афина в образах Полиады и Паллады. Первая статуя со змеёй и зеркалом в руках, вторая — в воинских доспехах. Над воротами «парит» двуглавый орёл — свинцовая скульптура французского мастера Франсуа Вассу. Украшает арку аттик с барельефом. Ворота являются наглядным примером стиля барокко.
Константиновский дворец 0+
«Русский Версаль» в Стрельне принадлежал царской семье до 1917 года. Пётр Великий лично заложил первый камень в фундамент дворца в 1710 году. Большой Стрельнинский дворец переименовали в Константиновский, когда Павел I подарил роскошную усадьбу сыну Константину. Проектировал дворец итальянец Николо Микетти, затем за работу над дворцово-парковым ансамблем взялся Карло Растрелли. После пожара во дворце в 1803 году для реставрации царских покоев пригласили множество архитекторов, среди которых были Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер и Луиджи Руска. Сегодня композиция дворца удивит даже самого искушённого гостя. С каждой стороны света здание выглядит по-разному. При въезде ко дворцу главным элементом на фасаде кажется центральная тройная арка, украшенная бельведером.
Николо-Богоявленский Морской собор
Собор, возведённый в 1762 году, стал архитектурным памятником елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Пышные формы, декор фасадов, контрастное цветовое решение, пять куполов с кружевными крестами — всё это отличительные черты Николо-Богоявленского Морского собора. Фасад также украшают лепнина, горельефы с ангельскими ликами, а парадные колонны составляют портик. Украшением колокольни является высокий шпиль. Особенность этой постройки в том, что за свою почти трёхсотлетнюю историю собор сохранил первозданный облик.
Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец на Невском проспекте представляет собой уникальную постройку второй половины XVIII века. По приказу княгини Белосельской-Белозерской архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Фёдор Демерцов построили трёхэтажное здание в классическом стиле. В середине XIX века главным архитектором здания в стиле необарокко выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер. Под его руководством до неузнаваемости изменился фасад дворца, построены флигели во внутреннем дворе, обновились внутренние интерьеры. Архитектор использовал главные приёмы барокко: многоцветность, пышные наличники на нестандартных окнах, ажурные решётки балконов, фигуры атлантов и сложный ритм колонн.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
7 лучших зданий в стиле барокко в Риме
Архитектура
От площади Святого Петра в Ватикане до фонтана Треви
By Beau Peregoy
Getty Images/iStockphoto
Церковь Джезу
Джакомо делла Порта добавил фасад церкви Джезу в 1575 году — это считается первой работой в стиле барокко.
Санта-Сусанна
Видение Санта-Сусанны Карло Мадерно в 1603 году также считается ранним примером архитектуры барокко. (Обратите внимание на сходство с фасадом церкви Джезу.) Как правило, по мере развития движения барокко менялась и степень украшения.
Getty Images
Сант-Иво-алла-Сапиенца
Сант-Иво-алла-Сапиенца — одна из лучших работ Франческо Борромини. Его фонарь в виде штопора расположен на вершине здания, которое отдает дань уважения классической архитектуре, но в то же время изобилует деталями.
UIG via Getty Images
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
Интерьер церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане работы Франческо Борромини демонстрирует те детали и орнаменты, которые ценились в период барокко.
Это считалось представителем священного великолепия.
Сант-Андреа-аль-Квиринале
Джан Лоренцо Бернини был очень влиятельным архитектором эпохи барокко. Поскольку стиль распространился из Рима по всей Европе, его имя стало синонимом дизайна театральных пространств, которые стремились к эмоциональной стимуляции. Посмотрите на драму в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале 1658 года.
Getty Images/AWL Images RM
Площадь Святого Петра, Ватикан
Сердце Ватикана — массивная площадь Святого Петра. В конце 1600-х годов Джан Лоренцо Бернини добавил по периметру четыре ряда колонн. 284 колонны были драматическим — и поистине барочным — дополнением к пространству.
Getty Images
Фонтан Треви
Бросьте монетку в Фонтан Треви, который изображает классические фигуры в роскошных деталях. Этот образец архитектуры позднего барокко или почти даже рококо во многих отношениях легче. Он не такой формальный, как более ранняя архитектура римского барокко, поскольку он передает свое величие менее строго с более плавным богатством.
ExploreArchitecturedesign historytravel
ПодробнееАрхитектура в стиле барокко – 6 лучших зданий и конструкций в стиле барокко
Что такое архитектура барокко и когда был период барокко?
Архитектура барокко — стиль архитектурного драматизма, зародившийся в начале 17 -х -го века в Италии. Период барокко был временем между 1600-1700 годами в Западной Европе с особым стилем искусства, музыки, архитектуры и дизайна.
Архитектура барокко характеризуется грандиозностью, чрезвычайно театральными и декоративными решениями. Это было достигнуто за счет контраста — особенно в освещении — головокружительных, размашистых форм, ярких цветов и сложных картин, иллюзорных эффектов и позолоченных украшений.
Что означает барокко?
Архитектура барокко кричащая и торжествующая, с орнаментом и деталями, говорящими о ее историческом происхождении. Его характеристики декоративного максимализма и неправильности часто характеризовались как причудливые, асимметричные или буйные.
Это отразилось и в искусстве и музыке эпохи барокко, которая получила название «барокко» как производное от португальского слова barroco или «странная жемчужина».
Развитие архитектуры барокко
Происхождение архитектуры барокко неразрывно связано с католической церковью. Первое появление архитектуры барокко можно проследить до конца 16 -х и начала 17 -х веков в Риме, где оно возникло как реакция на жесткость более ранней религиозной архитектуры во время протестантской Реформации. Он был быстро принят новыми религиозными орденами и стал характерным для театинцев и иезуитов в стратегии, направленной на то, чтобы внушить простым людям благоговение перед их религиозной силой. Архитектура барокко вошла в моду немного позже эпохи Возрождения.
Карло Мадерно — один из первых знаменитых архитекторов эпохи барокко, который первым использовал пространство и перспективу в дизайне наружных фасадов. Его редизайн фасада и колоннад базилики Святого Петра прямо противоречил ранее построенному художником Микеланджело куполу, создавая головокружительный контраст между порядком и энтропией.
Архитектура барокко неразрывно связана с распространением колониализма по всему миру. Возникновение барочного дизайна совпало с расширением европейской империи. Хотя он возник в Италии, стиль барокко распространился на все районы Западной Европы и, в конечном итоге, на их колонизированные территории. Отчасти поэтому Испания является таким важным культурным центром архитектуры барокко, потому что в период барокко Испания была одним из основных держателей колониального богатства.
Популярность
Архитектурное движение в стиле барокко остановилось примерно в 1720 году, сменившись еще более экстравагантным стилем рококо во Франции, а затем и в остальной Европе. Архитектура барокко просуществовала еще много лет в некоторых регионах, удерживая прочную цитадель в Германии и колониальной Южной Америке вплоть до 18 века.
Однако, как и многие другие архитектурные стили, барокко несколько раз возрождался после своего упадка. Архитектура необарокко возникла в конце 19 в. -й -й век как движение возрождения, которое стремилось сохранить нетронутыми основные характеристики архитектуры барокко, такие как элегантность, причудливость и непредсказуемость, но включить современные дизайны и материалы.
Еще более современным возрождением является строительство новых зданий в стиле барокко в 21 ст веке. Во многих местах архитектура демонстрирует тонкое влияние ценностей дизайна в стиле барокко, когда здания снова становятся драматичными и сложными, а не индустриальным шиком, который преобладал в течение многих лет.
Чтобы узнать больше о зданиях в стиле барокко (как исторических, так и необарокко), просмотрите список ниже.
Шесть лучших образцов зданий в стиле барокко по всему миру на сегодняшний день6. Национальный музей Австралии
Национальный музей Австралии (NMA) расположен в Актоне, Канберра, и остается одним из лучших современных образцов архитектуры необарокко. Он был завершен 11 th марта 2001 года по проекту архитектора Говарда Рэггатта.
Хотя NMA также демонстрирует элементы деконструктивизма в дизайне, есть много черт, которые, несомненно, относятся к барокко по происхождению. С одной стороны, смелый и красочный внешний вид привлекает внимание, как и многие традиционные здания в стиле барокко. Во-вторых, NMA использует иллюзорные архитектурные мотивы с изобретательными формами и дизайном, оставаясь верным причудливой природе периода барокко. Подробнее о Национальном музее Австралии читайте здесь.
5. Королевский дворец в Мадриде
Королевскому дворцу Мадрида, построенному 7 апреля 1735 года, исполнилось 287 лет. На это ушло 16 лет. Его первым жителем был Карл III, известный в просторечии как «мэр Мадрида» из-за большого количества реформ, которые он инициировал.
Первоначальный архитектор Филиппо Юварра, который находился под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини, у которого был сильный флорентийский стиль. Геометрическая строгость и квадратная планировка чрезвычайно типичны для стиля испанского барокко.
4. Церковь Святого Карла
Церковь Святого Карла, также известная как Карлскирхе, является самым знаковым образцом архитектуры барокко в Вене. Строительство было завершено в 1737 году, то есть церкви Карлскирхе исполнилось 285 лет. Церковь была построена в честь знаменитого целителя Святого Карла Борромео, который работал над облегчением страданий больных чумой.
3. Королевский дворец в Казерте
Королевский дворец в Казерте, пожалуй, самое сложное здание в Южной Италии, является крупнейшей королевской резиденцией в мире, его площадь составляет более 2 миллионов кубических метров, а площадь – 47 000 квадратных метров.
Королевский дворец в Казерте был построен в 1752 году архитектором Луиджи Ванвителли для короля Карла Бурбонского. Строительство заняло более пятидесяти лет, и стоимость проекта сегодня эквивалентна 330 миллиардам евро.
2. Собор Святого Павла
Собор Святого Павла — один из самых ионизированных соборов Лондона, в котором с момента его постройки в 1675 году произошло множество исторических событий. От огромных масштабов до тщательно продуманной мебели собор объявляет о своем барочном наследии с каждым квадратным футом.
1. Версальский дворец
Версальский дворец, без сомнения, является наиболее выдающимся произведением традиционной архитектуры барокко. Первоначально здание начиналось как простой охотничий домик, а затем в 1630-х годах его заменил небольшой замок, а затем перестроили в грандиозный образец архитектуры в стиле барокко, открытый для посещения сегодня.
Версальский дворец внесен в список Всемирного наследия и удерживает это звание на протяжении 40 лет. Это была основная резиденция большинства французских королевских особ с эпохи Людовика XIV до Людовика XVI. Дворец стоит сегодня как символ великой власти, вдохновляющей королевской власти, и практически безграничного потенциала декадентской архитектуры.