Здание в стиле модерн: Здания в стиле модерн: 10 шедевров архитектуры

Содержание

Здания в стиле модерн: 10 шедевров архитектуры

Начало XX века во многих странах называют Прекрасной эпохой: увидев эти архитектурные шедевры, вы поймете, почему.

Особняк Тасселя, Брюссель, 1893-1894 гг.

“Мы должны смотреть на это сооружение как на реликвию; однажды она станет местом паломничества; к нему будут обращаться, чтобы понять архитектуру, которую оно породит”, — писал об особняке Тасселя историк Сандер Пьерон. Его слова стали пророческими: сегодня четырехэтажный дом, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта для ученого-математика Эмиля Тасселя, считается первым в мире зданием в стиле модерн. Особняк Тасселя стал абсолютно новаторской для своего времени постройкой и принес известность своему создателю. Орта отказался от традиционного внутреннего устройства дома и предпринял попытку решить пространство по-новому. Помещения в особняке словно “перетекают” друг в друга: в качестве несущей конструкции архитектор использовал металлический каркас, а комнаты расположил на разных уровнях (позднее Ле Корбюзье назовет это свободным планом). Ощущение гибкости пространства достигается не только благодаря планировке, но и за счет плавных изгибов конструктивных и декоративных элементов, в том числе орнамента на стенах.


Getty Images

Фасад особняка Тасселя.


Новый стиль рубежа веков: история модерна

Замок Беранже, Париж, 1895-1898 гг.

В 1894 году молодой французский архитектор Эктор Гимар познакомился с Виктором Орта. Эта встреча произвела на Гимара такое впечатление, что он убедил свою заказчицу, вдову Фурнье, разрешить ему построить здание в стиле ар-нуво. Орта рассказал Гимару о важности стилистического единства экстерьера и интерьера, поэтому архитектор принимал участие в разработке мебели, обоев, декоративных кованых элементов и даже дверных ручек. Вдохновение он искал в природе: изгибы металлических конструкций и орнамент на витражах напоминают извилистые стебли растений. Здание Гимара выбивалось из парижской застройки, и недоброжелатели переименовали его в Castel Dérangé, что означает “сумасшедший дом”. Однако в 1898 году именно эта постройка стала победителем конкурса на самый оригинальный фасад в 16-м округе Парижа.


Getty Images

Кованая ограда.


Дом сецессиона, Вена, 1897-1898 гг.

В 1897 году в столице Австрии был создан Венский сецессион — объединение прогрессивных художников, обвинявших традиционное искусство в консерватизме и историзме. Уже через год недалеко от площади Карлсплац открылся павильон, в котором участники группировки начали проводить свои выставки. Автором здания стал Йозеф Мария Ольбрих — ученик ведущего австрийского архитектора начала прошлого века Отто Вагнера. Для художников новой волны павильон был храмом истинного искусства, и даже его внешний вид вызывал ассоциации с религиозным сооружением. Рельефное изображение трех горгон над входом символизирует живопись, архитектуру и скульптуру, купол украшен позолоченными листьями лавра — символа триумфа и бессмертия, а на фасаде высечен девиз сецессиона: “Времени — его искусство, искусству — его свободу”. Левее можно увидеть надпись “Ver Sacrum”, что означает “Весна Священная”. Именно так назывался журнал, через который Венский сецессион транслировал свои идеи. Сейчас в павильоне проходят временные экспозиции современных художников, а в одном из залов стену украшает “Бетховенский фриз” Густава Климта, созданный специально для выставки 1902 года.

Модерн в архитектуре: 30 примеров

Модерн в архитектуре и модернизм часто путают. На примерах из разных стран разберёмся в деталях и особенностях стиля. Выясним, что называют модерном.

Содержание

Многоликий модерн

Модерн в архитектуре Испании. Архитектор Гауди. Барселона

Модерн в архитектуре проявился в 19 веке и находился на пике своей популярности с 1890 по 1910. В каждой стране он назывался по-разному:

  • Art nouveau (Ар нуво) — во Франции и Великобритании, Бельгии (Виктор Орта)
  • Макинтош — в Шотландии (Чарльз Ренни Макинтош),
  • Венский Сцессион — в Австрии (Отто Вагнер),
  • Югендстиль — в Германии, Латвии, Эстонии,
  • Модернизм — в Испании (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди),
  • Либерти — в Италии (Раймондо Д. Аронко),
  • Тиффани — в США (Луис Тиффани),
  • Модерн или Современный стиль — в России (Шехтель Ф.О., Клейн Р. И., Фомин И. В.).

Видео демонстрирует прекрасные образцы стиля Модерн в архитектуре:

Модерн в архитектуре Франции (Ар нуво)Rue-Eugene-Manuel-Paris

 Истоки стиля

Модерн черпает вдохновение из более старых форм искусства:

  • кельтов,
  • средневековья,
  • японские принты и др.
Модерн в архитектуре: Watts chapel , Англия

Возникновение стиля

Возник стиль в Великобритании. Его родоначальником считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), основатель движения «Артс энд Крафт». Моррис изучал средневековую архитектуру в Оксфорде, но под влиянием художников пре-рафаэлитов Эдварда Бёрн-Джонса и Данте Габриэле Россетти, обратился к живописи и письму. Именно его орнаментальные рисунки и манускрипты повлияли на возникновение стиля Модерн в архитектуре 20 века.

В 1861 году Моррис, Бёрн-Джонс и Россетти основали гильдию мастеров изобразительного искусства и начали производить мебель, гобелены, витражи, плитки, ткани и знаменитые обои Морриса. Охватывая широкий спектр декоративно-прикладного искусства, Модерн в интерьере полюбился публике и быстро распространился на архитектуру.

Основные характеристики

Несмотря на многочисленные названия, это легко узнаваемый стиль. Его основные характеристики:

  • стремление к внешней декоративности и
  • преобразованные растительные мотивы с текучими формами.

Богатый красивым декором, стиль модерн открыл новую эпоху, которую назвали Belle époque (Красивая эпоха).

Модерн в архитектуре Франции: rue Sédillot, Paris

Модерн в архитектуре представляет собой здания с

  • выступающими вперед или отступающими в глубину стенами,
  • разноцветные материалы,
  • декоративные колонны с вертикальными желобками,
  • рельефы растений и всевозможные фантастические орнаменты,
  • в декорациях частое присутствие женских силуэтов.
Меджународный выставочный центр (The Exposition Hall of the Secession), Вена, АвстрияМодерн в архитектуре, пример Венского сецессиона (арх. Joseph Maria Olbrich, 1873 г.)

К этому добавились окна с текучими линиями рам, лестницы с элементами растительности из металла, обвивающими перила. Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени.

Villa Ruggeri, Pesaro, Italy (арх. Giuseppe Brega)Модерн в архитектуре, пример Либерти (1902- 1907)

Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов. Одновременно используются новые материалы для этого времени, такие как металл, бетон, железобетон и стекло. Повышается этажность зданий, увеличивается размер арок, окон, витрин.

Точкой отсчёта появления модерна считается Эйфелева башня в Париже, «яркий харизматический пример» (1889 год), высота которой достигла 324 метра.

Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он был порождён индустриальным обществом и отвечал его запросам.

В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

Модерн в интерьере: Tassel House, Brussels (арх. Виктор Орта)

Северный Модерн в архитектуре

Архитектурный стиль модерн стремился отвечать практическим потребностям, но часто этому мешало нагромождение украшений. Напротив, Северный модерн (дат. Nationalromantik — национальный романтизм; Элиэль Сааринен) был более суровый, осмысленный и сдержанный, обращался к национальным истокам и абсолютно подчинялся функциональным требованиям.

В скандинавских странах присутствовали фантазии на тему викингов и элементы местного народного искусства.

Северный Модерн: Dalen Hotel, Norway

Особую известность получил северный Модерн в Финляндии за свою чрезвычайную простоту и функциональность.

Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, Финляндия (арх. Элиэль Сааринен)

Модерн в архитектуре на примерах Санкт — Петербурга и Москвы

Северный модерн в Санкт-Петербурге потерпел влияние шведской и в особенности финской архитектуры, став основным течением в строительстве города в начале 20 века.

Такое название стиля используется исключительно искусствоведами России. Он возник вследствие развития связей с Финляндией и Швецией. Ведущими представителями Северного модерна в России можно назвать Николая Васильева, Фёдора (или Фридриха) Лидваля, Роберта Мельцера и других архитекторов, которые украсили город своими творениями.

Северный Модерн в Санкт — Петербурге: жилой дом

Справедливости ради отметим, что это направление позже было подвергнуто нелюбезной критике националистского характера. Почему-то настоящим национальным стилем Питера некоторыми деятелями был провозглашён Ампир, а Северный модерн назван «чухонским». Странно, не правда ли?

Самые яркие и типичные памятники модерна в Санкт-Петербурге

  • Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. Интересно, что его считают градостроительной ошибкой за отсутствие связи с окружающим ансамблем. В то же время, дом служит примером удачной планировки в сложных стеснённых условиях (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор).
  • Магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский).
  • Гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль, 1913—1914).
  • Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин). До настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова:
    • парадной лестницы, фойе,
    • приёмной, кабинета,
    • холла, гостиной,
    • малой и большой столовых,
    • белого зала.
  • Витебский вокзал (автор — С. А. Бржозовский).

Московский модерн

Москва не стала исключением. Московский Модерн узнаваем по деталям. Короткая эпоха расцвета стиля была очень продуктивна и оставила хорошо сохранившиеся шедевры на улицах города.

Модерн в архитектуре Москвы: особняк Дерожинской

Одна из основных работ модернового архитектора Фёдора Шехтеля, являющаяся памятником архитектуры — особняк Дерожинской А.И.. Им же была сделана пристройка нового фасада к старому зданию Ярославского вокзала с элементами Северного модерна, но решённого в Неорусском стиле.


Автор: Sergey Ashmarin — Yaroslavsky Train Terminal / Moscow, Russia, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Примеры зданий в стиле модерн в Москве

Выдающимися примерами являются

  • Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель),
  • ЦУМ (быв. «Мюр и Мерилиз»),
  • гостиница «Метрополь» и многие другие.

Московский модерн создали целый ряд архитекторов, в числе которых Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В..

  • Особняк О. А. Листа — первое по времени модерновое здание. Построен в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым.
  • Особняк Рябушинского (Ф. О. Шехтель).
  • Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева.
  • Доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в этом стиле.

Видео «Московский модерн», время просмотра 26 минут.

Разнообразие архитектурных стилей столь велико, что порой их сложно чётко классифицировать даже специалистам. Тем более, что в среде искусствоведов Запада и России нет единого взгляда на многие вещи.

Свою лепту в путаницу вносит перевод терминов. Например, для архитектуры Райта в англоязычных изданиях применяют термин «modern architecture», но относится она к модернизму. К архитектурным стилям модернизма относят направления, которые возникли в противовес романтике модерна.

Мы рассмотрели стиль модерна в архитектуре на примере разных стран, в том числе и Испании, где этот стиль называют модернизмом.

Модернистская архитектура – Проектирование зданий

  • 1 Введение
  • 2 История
  • 3 Принципы и характеристики
  • 4 Международные варианты
    • 4.1 Американский модернизм
    • 4.2 Британский модернизм
    • 4.3 Голландский модернизм
    • 4.4 Германский модернизм
    • 4.5 Итальянский модерн
    • 4.6 Северный модернизм
    • 4.7 Бразильский модернизм
  • 5 Статьи по теме Проектирование зданий
  • 6 Внешние ресурсы

Модернистская архитектура , или модернизм, — это стиль, возникший в начале 20 века в ответ на крупномасштабные изменения как в технологиях, так и в обществе. Это связано с функцией зданий, подходящими с аналитической точки зрения, рациональным использованием материалов, устранением орнамента и декора и открытостью для структурных инноваций.

Модернизм развивался во всех областях искусства, а не только в архитектуре, как средство приспособления и реагирования на новые технологии машин, автоматизации и городского дизайна. Промышленная революция сыграла важную роль в развитии архитектуры, которая была обусловлена ​​функциональным приоритетом. В ту эпоху преобладали такие материалы, как бетон, стекло и сталь промышленного производства.

Архитекторы приняли идеологию, выявляющую истинность конструкции, а не прикрывающую ее орнаментированными фасадами.

Модернизм включает в себя множество различных вариаций, включая футуризм, конструктивизм, брутализм, де стиль и баухаус.

Есть много ранних источников идеологии модернизма. Английский художник и писатель Уильям Моррис вдохновил движение «Искусства и ремесла», выступая за то, что полезность так же важна, как и эстетика, и что хорошо сделанные изделия ручной работы предпочтительнее, чем изделия, изготовленные на конвейере, изготовленные машинным способом.

Другим ранним источником был американский архитектор Луи Салливан, наиболее известный своей фразой «Форма следует за функцией». В принципе это означало, что здания должны быть спроектированы так, чтобы основная структура диктовала форму, то есть изнутри наружу.

Венский архитектор Адольф Лоос считал, что украшение функциональных объектов неэффективно и расточительно. Его манифест «Орнамент и преступление» стал ключевым модернистским текстом, в котором он утверждал, что избегание орнамента является «признаком духовной силы».

Появились два европейских архитектора, которые, прежде всего, будут наиболее широко ассоциироваться с новым модернистским стилем. Одним из них был Вальтер Гропиус, лидер Баухауза в Германии. Гропиус научил архитекторов отвергать исторические ортодоксы и принимать инновационные новые идеологии современной промышленности.

Другим был Ле Корбюзье, который черпал вдохновение для своих зданий и городских проектов из современных инженерных разработок, таких как пассажирские самолеты, круизные лайнеры, автомобили, зернохранилища и так далее. В своей самой известной книге «На пути к новой архитектуре» он утверждал, что «дом — это машина для проживания».

Соединенные Штаты привлекли многих прогрессивных модернистов из Европы в 1930-е годы, и модернизм стал синонимом подъема Америки как новой мировой сверхдержавы с автомагистралями, небоскребами и обширными городскими ландшафтами.

Модернистская архитектура продолжалась в различных формах по всему миру, в конечном итоге уступив место доминирующему стилю постмодернизма в 1970-х и 80-х годах.

Один из основополагающих принципов модернизма заключался в том, что «форма следует за функцией», что означает, что дизайн должен проистекать непосредственно из цели. Другой заключался в том, что строительная форма должна иметь простоту и ясность, с устранением ненужных деталей.

Существовало также понятие «Правда о материалах», согласно которому вместо того, чтобы скрывать или изменять естественный внешний вид материала, он должен быть видимым и прославляемым.

Вот некоторые из основных характеристик модернистских зданий:

  • Компоненты расположены под углом 90 градусов друг к другу с акцентом на горизонтальные и вертикальные линии.
  • Использование железобетона и стали.
  • Визуальное выражение структуры вместо сокрытия структурных элементов.
  • Следование «машинной эстетике» при использовании материалов, произведенных промышленными процессами.
  • Прямоугольные, цилиндрические и кубические формы
  • Асимметричные композиции.
  • Отсутствие орнамента или молдингов.
  • Большие окна в горизонтальных полосах.
  • Этажи открытой планировки.
  • Белые или кремовые фасады.

Модернистская архитектура развивалась в разных формах в разных странах.

[править] Американский модернизм

Фрэнк Ллойд Райт разработал подход к проектированию домов до Первой мировой войны, известный как «стиль прерий», который заложил основу для притока европейского модернизма в XIX20-х и 30-х годов, особенно в стиле ар-деко. «Международный стиль», как его называли, процветал в США после Второй мировой войны и наиболее известен благодаря дизайну высотных корпоративных офисных зданий такими людьми, как Людвиг Мис ван дер Роэ (см. здание выше).

Чикагская школа архитектуры была создана вслед за этой архитектурной миграцией такими людьми, как Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, поскольку они обучали молодых архитекторов во многом так же, как и в Баухаусе.

Дальнейшее развитие модернизм получил в 1960-х годах, когда такие архитекторы, как Луис Кан и Ээро Сааринен, начали выступать против интернационального стиля, разочаровавшись в стерильном эстетизме большей части послевоенного городского дизайна. Кан представил принципы стиля изящных искусств, а Роберт Вентури поощрял изучение местных и коммерческих пейзажей. Постепенно эти события привели к тому, что к началу 1980-х годов постмодернизм стал наиболее доминирующим стилем в Соединенных Штатах, и многие страны мира последовали их примеру.

[править] Британский модернизм

В Великобритании классицизм оставался сильным влиянием вплоть до начала 20-го века, с упором на возрождение эпохи Тюдоров и движение искусств и ремесел.

Современные материалы, такие как сталь и бетон, были приняты архитекторами, но чаще всего они были скрыты традиционным портлендским камнем.

В 1920-х годах ар-деко начал появляться по всей Британии, чаще всего в дизайне новых кинотеатров, которые становились все более популярными. «Новые пути» Питера Беренса в Нортгемптоне были одним из первых модернистских зданий 19 века.25, но этот и другие подобные ему рассматривались как «упражнения в современности», а не как подлинный шаблон для нового вида городского дизайна.

С прибытием нескольких ведущих европейских архитекторов в межвоенный период Великобритания начала развивать более модернистскую архитектуру , такую ​​как Павильон Де Ла Варра в Бексхилле, а Хайпойнт I – среди лучших в мире.

К середине 1950-х годов модернизм, вдохновленный работами Ле Корбюзье, превратился в то, что было названо новым брутализмом, с его упором на жесткие линии и жесткие конкретные формы. Знаковым зданием того времени был Королевский национальный театр Дениса Ласдуна на лондонском Саутбэнк, в то время как брутализм стал предпочтительным стилем для функционального городского дизайна торговых центров, социального жилья, офисных зданий, многоэтажных автостоянок и так далее.

Ведущими сторонниками были Смитсоны и Джеймс Стерлинг.

Новые городские застройки, такие как Милтон-Кинс в 1967 году, начали перенимать самые нео-народные постмодернистские стили, вдохновленные теми, что формировались в Америке.

[править] Голландский модернизм

Голландские архитекторы сыграли ведущую роль в развитии модернистской архитектуры . Рационалистическая архитектура Берлаге в начале 20-го века уступила место нескольким группам, которые приняли модернизм, с ведущими фигурами, такими как Мишель де Клерк и Ньиве Бувен.

De Stijl (Стиль) развивался в это время и характеризовался использованием четких геометрических линий, смелых основных цветов и артикуляцией отдельных функциональных элементов. Хотя на самом деле было создано относительно мало архитектуры, влияние таких зданий, как Дом Ритвельда Шредера (1924 г.), можно увидеть в работах таких архитекторов, как Мис ван дер Роэ.

[править] Германский модернизм

Deutscher Werkbund (Немецкая рабочая федерация) — объединение архитекторов, дизайнеров и промышленников, основанное в Мюнхене в 1907. Он попытался интегрировать традиционные ремесла с методами массового производства для производства высококачественных машинных изделий. Считается, что это начало промышленного дизайна.

Модернизм в Германии был синонимом Баухауза, основанного Вальтером Гропиусом в 1919 году. Он стал самой влиятельной школой искусства и архитектуры в мире. Он был закрыт с приходом к власти нацистов и массовой миграцией его членов по всему миру, особенно в Соединенные Штаты.

В период послевоенной реконструкции восстанавливались и реконструировались значимые памятники архитектуры, часто в упрощенном порядке. В городах был принят более функциональный модернистский стиль, а не реконструированный в соответствии с историческим обликом.

[править] Итальянский модернизм

В начале 20 века итальянские архитекторы искали уникальный модернистский язык и идентичность, ограниченные фашистским правительством того времени. Появился футуристический стиль с использованием длинных горизонтальных линий и обтекаемых форм, которые вдохновляли образы скорости, динамизма и безотлагательности.

[править] Северный модернизм

Северный модернизм возник постепенно из идей северного классицизма, кульминацией которого стала Стокгольмская выставка 1930 года, где более пуристский модернизм был предложен в качестве дизайна для современных обществ.

В странах Северной Европы влияние модернизма вышло за рамки эстетики и охватило регулирование строительства и градостроительства, а также социальные движения, результатом которых стали программы социального и общественного строительства новых больниц и школ.

Доминирующим архитектурным стилем был функционализм, основанный на том принципе, что дизайн здания должен основываться исключительно на его назначении.

Датские функционалисты сосредоточились на функциональности в ущерб эстетике, создавая здания с прямыми углами, плоскими крышами и минималистскими и бетонными формами, вдохновленными брутализмом.

[править] Бразильский модернизм

В конце 1930-х годов Бразилия стала тесно ассоциироваться с модернистской архитектурой благодаря высоким профилям двух архитекторов, Лусио Коста и Оскара Нимейера.

Модернистская архитектура стала синонимом строительства новой столицы Бразилиа в период с 1956 по 1961 год. Правительственные здания Нимейера стали знаковыми модернистскими сооружениями (см. верхнее изображение). Однако такие работы были остановлены после военного переворота 1964 года, когда многие архитекторы-модернисты, в том числе Нимейер, мигрировали в Европу и Америку.

  • 100 лет Баухауза.
  • Архитектурные стили.
  • Ар-деко.
  • Арт Модерн.
  • Художественно-ремесленное движение.
  • Архитектура барокко.
  • Баухаус.
  • Салоны BEST Products.
  • Синдром Бразилиа.
  • Лекция по бразильскому модернизму.
  • Китайский брутализм.
  • Город красивый.
  • Колониальный модернизм снова наносит удар.
  • Концептуальный архитектурный проект.
  • Разрушение модернизма: потерянные послевоенные жемчужины Великобритании.
  • Де Стиль.
  • Форма следует за функцией.
  • Героическая архитектура.
  • Высокотехнологичная архитектура.
  • Международный стиль.
  • Изокон Квартиры.
  • Итальянский рационализм.
  • Список супермаркетов Sainsbury’s в Камден-Тауне.
  • Современное здание.
  • Модернистская архитектура: интернациональные концепции приходят в Великобританию.
  • Неофутуризм.
  • Пол Ревир Уильямс.
  • Постмодернистская архитектура.
  • Испанский брутализм.
  • Женщины, сформировавшие британский модернизм.
  • Поместье Уиттингтон.
  • Мастера модернизма – Модернизм

Модернистская архитектура. Проектирование зданий

  • 1 Введение
  • 2 История
  • 3 Принципы и характеристики
  • 4 Международные варианты
    • 4.1 Американский модернизм
    • 4.2 Британский модернизм
    • 4.3 Голландский модернизм
    • 4. 4 Германский модернизм
    • 4.5 Итальянский модерн
    • 4.6 Северный модернизм
    • 4.7 Бразильский модернизм
  • 5 Статьи по теме Проектирование зданий
  • 6 Внешние ресурсы

Модернистская архитектура , или модернизм, — это стиль, возникший в начале 20 века в ответ на крупномасштабные изменения как в технологиях, так и в обществе. Это связано с функцией зданий, подходящими с аналитической точки зрения, рациональным использованием материалов, устранением орнамента и декора и открытостью для структурных инноваций.

Модернизм развивался во всех областях искусства, а не только в архитектуре, как средство приспособления и реагирования на новые технологии машин, автоматизации и городского дизайна. Промышленная революция сыграла важную роль в развитии архитектуры, которая была обусловлена ​​функциональным приоритетом. В ту эпоху преобладали такие материалы, как бетон, стекло и сталь промышленного производства.

Архитекторы приняли идеологию, выявляющую истинность конструкции, а не прикрывающую ее орнаментированными фасадами.

Модернизм включает в себя множество различных вариаций, включая футуризм, конструктивизм, брутализм, де стиль и баухаус.

Есть много ранних источников идеологии модернизма. Английский художник и писатель Уильям Моррис вдохновил движение «Искусства и ремесла», выступая за то, что полезность так же важна, как и эстетика, и что хорошо сделанные изделия ручной работы предпочтительнее, чем изделия, изготовленные на конвейере, изготовленные машинным способом.

Другим ранним источником был американский архитектор Луи Салливан, наиболее известный своей фразой «Форма следует за функцией». В принципе это означало, что здания должны быть спроектированы так, чтобы основная структура диктовала форму, то есть изнутри наружу.

Венский архитектор Адольф Лоос считал, что украшение функциональных объектов неэффективно и расточительно. Его манифест «Орнамент и преступление» стал ключевым модернистским текстом, в котором он утверждал, что избегание орнамента является «признаком духовной силы».

Появились два европейских архитектора, которые, прежде всего, будут наиболее широко ассоциироваться с новым модернистским стилем. Одним из них был Вальтер Гропиус, лидер Баухауза в Германии. Гропиус научил архитекторов отвергать исторические ортодоксы и принимать инновационные новые идеологии современной промышленности.

Другим был Ле Корбюзье, который черпал вдохновение для своих зданий и городских проектов из современных инженерных разработок, таких как пассажирские самолеты, круизные лайнеры, автомобили, зернохранилища и так далее. В своей самой известной книге «На пути к новой архитектуре» он утверждал, что «дом — это машина для проживания».

Соединенные Штаты привлекли многих прогрессивных модернистов из Европы в 1930-е годы, и модернизм стал синонимом подъема Америки как новой мировой сверхдержавы с автомагистралями, небоскребами и обширными городскими ландшафтами.

Модернистская архитектура продолжалась в различных формах по всему миру, в конечном итоге уступив место доминирующему стилю постмодернизма в 1970-х и 80-х годах.

Один из основополагающих принципов модернизма заключался в том, что «форма следует за функцией», что означает, что дизайн должен проистекать непосредственно из цели. Другой заключался в том, что строительная форма должна иметь простоту и ясность, с устранением ненужных деталей.

Существовало также понятие «Правда о материалах», согласно которому вместо того, чтобы скрывать или изменять естественный внешний вид материала, он должен быть видимым и прославляемым.

Вот некоторые из основных характеристик модернистских зданий:

  • Компоненты расположены под углом 90 градусов друг к другу с акцентом на горизонтальные и вертикальные линии.
  • Использование железобетона и стали.
  • Визуальное выражение структуры вместо сокрытия структурных элементов.
  • Следование «машинной эстетике» при использовании материалов, произведенных промышленными процессами.
  • Прямоугольные, цилиндрические и кубические формы
  • Асимметричные композиции.
  • Отсутствие орнамента или молдингов.
  • Большие окна в горизонтальных полосах.
  • Этажи открытой планировки.
  • Белые или кремовые фасады.

Модернистская архитектура развивалась в разных формах в разных странах.

[править] Американский модернизм

Фрэнк Ллойд Райт разработал подход к проектированию домов до Первой мировой войны, известный как «стиль прерий», который заложил основу для притока европейского модернизма в XIX20-х и 30-х годов, особенно в стиле ар-деко. «Международный стиль», как его называли, процветал в США после Второй мировой войны и наиболее известен благодаря дизайну высотных корпоративных офисных зданий такими людьми, как Людвиг Мис ван дер Роэ (см. здание выше).

Чикагская школа архитектуры была создана вслед за этой архитектурной миграцией такими людьми, как Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, поскольку они обучали молодых архитекторов во многом так же, как и в Баухаусе.

Дальнейшее развитие модернизм получил в 1960-х годах, когда такие архитекторы, как Луис Кан и Ээро Сааринен, начали выступать против интернационального стиля, разочаровавшись в стерильном эстетизме большей части послевоенного городского дизайна. Кан представил принципы стиля изящных искусств, а Роберт Вентури поощрял изучение местных и коммерческих пейзажей. Постепенно эти события привели к тому, что к началу 1980-х годов постмодернизм стал наиболее доминирующим стилем в Соединенных Штатах, и многие страны мира последовали их примеру.

[править] Британский модернизм

В Великобритании классицизм оставался сильным влиянием вплоть до начала 20-го века, с упором на возрождение эпохи Тюдоров и движение искусств и ремесел. Современные материалы, такие как сталь и бетон, были приняты архитекторами, но чаще всего они были скрыты традиционным портлендским камнем.

В 1920-х годах ар-деко начал появляться по всей Британии, чаще всего в дизайне новых кинотеатров, которые становились все более популярными. «Новые пути» Питера Беренса в Нортгемптоне были одним из первых модернистских зданий 19 века.25, но этот и другие подобные ему рассматривались как «упражнения в современности», а не как подлинный шаблон для нового вида городского дизайна.

С прибытием нескольких ведущих европейских архитекторов в межвоенный период Великобритания начала развивать более модернистскую архитектуру , такую ​​как Павильон Де Ла Варра в Бексхилле, а Хайпойнт I – среди лучших в мире.

К середине 1950-х годов модернизм, вдохновленный работами Ле Корбюзье, превратился в то, что было названо новым брутализмом, с его упором на жесткие линии и жесткие конкретные формы. Знаковым зданием того времени был Королевский национальный театр Дениса Ласдуна на лондонском Саутбэнк, в то время как брутализм стал предпочтительным стилем для функционального городского дизайна торговых центров, социального жилья, офисных зданий, многоэтажных автостоянок и так далее. Ведущими сторонниками были Смитсоны и Джеймс Стерлинг.

Новые городские застройки, такие как Милтон-Кинс в 1967 году, начали перенимать самые нео-народные постмодернистские стили, вдохновленные теми, что формировались в Америке.

[править] Голландский модернизм

Голландские архитекторы сыграли ведущую роль в развитии модернистской архитектуры . Рационалистическая архитектура Берлаге в начале 20-го века уступила место нескольким группам, которые приняли модернизм, с ведущими фигурами, такими как Мишель де Клерк и Ньиве Бувен.

De Stijl (Стиль) развивался в это время и характеризовался использованием четких геометрических линий, смелых основных цветов и артикуляцией отдельных функциональных элементов. Хотя на самом деле было создано относительно мало архитектуры, влияние таких зданий, как Дом Ритвельда Шредера (1924 г.), можно увидеть в работах таких архитекторов, как Мис ван дер Роэ.

[править] Германский модернизм

Deutscher Werkbund (Немецкая рабочая федерация) — объединение архитекторов, дизайнеров и промышленников, основанное в Мюнхене в 1907. Он попытался интегрировать традиционные ремесла с методами массового производства для производства высококачественных машинных изделий. Считается, что это начало промышленного дизайна.

Модернизм в Германии был синонимом Баухауза, основанного Вальтером Гропиусом в 1919 году. Он стал самой влиятельной школой искусства и архитектуры в мире. Он был закрыт с приходом к власти нацистов и массовой миграцией его членов по всему миру, особенно в Соединенные Штаты.

В период послевоенной реконструкции восстанавливались и реконструировались значимые памятники архитектуры, часто в упрощенном порядке. В городах был принят более функциональный модернистский стиль, а не реконструированный в соответствии с историческим обликом.

[править] Итальянский модернизм

В начале 20 века итальянские архитекторы искали уникальный модернистский язык и идентичность, ограниченные фашистским правительством того времени. Появился футуристический стиль с использованием длинных горизонтальных линий и обтекаемых форм, которые вдохновляли образы скорости, динамизма и безотлагательности.

[править] Северный модернизм

Северный модернизм возник постепенно из идей северного классицизма, кульминацией которого стала Стокгольмская выставка 1930 года, где более пуристский модернизм был предложен в качестве дизайна для современных обществ.

В странах Северной Европы влияние модернизма вышло за рамки эстетики и охватило регулирование строительства и градостроительства, а также социальные движения, результатом которых стали программы социального и общественного строительства новых больниц и школ.

Доминирующим архитектурным стилем был функционализм, основанный на том принципе, что дизайн здания должен основываться исключительно на его назначении.

Датские функционалисты сосредоточились на функциональности в ущерб эстетике, создавая здания с прямыми углами, плоскими крышами и минималистскими и бетонными формами, вдохновленными брутализмом.

[править] Бразильский модернизм

В конце 1930-х годов Бразилия стала тесно ассоциироваться с модернистской архитектурой благодаря высоким профилям двух архитекторов, Лусио Коста и Оскара Нимейера.

Модернистская архитектура стала синонимом строительства новой столицы Бразилиа в период с 1956 по 1961 год. Правительственные здания Нимейера стали знаковыми модернистскими сооружениями (см. верхнее изображение). Однако такие работы были остановлены после военного переворота 1964 года, когда многие архитекторы-модернисты, в том числе Нимейер, мигрировали в Европу и Америку.

  • 100 лет Баухауза.
  • Архитектурные стили.
  • Ар-деко.
  • Арт Модерн.
  • Художественно-ремесленное движение.
  • Архитектура барокко.
  • Баухаус.
  • Салоны BEST Products.
  • Синдром Бразилиа.
  • Лекция по бразильскому модернизму.
  • Китайский брутализм.
  • Город красивый.
  • Колониальный модернизм снова наносит удар.
  • Концептуальный архитектурный проект.
  • Разрушение модернизма: потерянные послевоенные жемчужины Великобритании.
  • Де Стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *