Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко
Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко 93
mix” data-ping-position=”1″ data-featured-url=”https://kudago.com/spb/list/poeticheskie-vechera-i-shou-ot/” data-item-url=”https://kudago.com/spb/list/poeticheskie-vechera-i-shou-ot/” data-featured-path=”/spb/best/”> 2 1498
1 2669
com/spb/list/stendap-kontsertyi-v-stage-stand/” data-item-url=”https://kudago.com/spb/list/stendap-kontsertyi-v-stage-stand/” data-featured-path=”/spb/best/”> 4
3018
com/spb/list/detskie-kamernyie-spektakli/” data-featured-path=”/spb/best/”> 1365
Дворец Меншикова
Фото: shutterstock. com
Зимний дворец
Фото: shutterstock.com
Никольский морской собор
Фото: shutterstock.com
Константиновский дворец
Фото: shutterstock.com
Смольный собор
Фото: shutterstock.com
Петровские ворота Петропавловской крепости
Фото: shutterstock.com
Большой Екатерининский дворец
Фото: shutterstock.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Эрмитаж (Зимний дворец, Главный музейный комплекс) 0+
Величественный и просторный Зимний дворец претерпел множество перестроек со времён своего рождения в 1754 году. Над проектом здания по приказу Елизаветы I трудился Франческо Растрелли. По задумке архитектора сооружение представляло собой замкнутое каре с большим двором, попасть в который можно было с юга через арки. Главные помещения второго этажа — парадная лестница, тронный зал, церковь и театр расположены так, чтобы окна парадных залов выходили на набережную, а жилые — на юг и восток. Третий этаж располагал комнатами для придворных, а пространство первого этажа отошло для кухни и хозяйственных помещений. Фасад Зимнего дворца складывается из четырёх частей, у каждой из которых свои особенности, однако композиция здания гармонична. Сегодня Зимний дворец входит в состав музея Государственный Эрмитаж.
Кикины палаты
Кирпично-белый дом Александра Кикина — сподвижника Петра I — отличается сдержанностью в использовании декоративных элементов (один из признаков «петровского» барокко). Яркий фасад симметричного здания на первом этаже украшают одинарные пилястры, на втором — парные. Окна, выходящие на Неву, обрамляют фигурные наличники. В XIX веке палаты перестраивали, у главного корпуса появились два симметричных помещения. После Великой Отечественной войны палаты реставрировала архитектор Ирина Бенуа, представительница знаменитой династии художников.
Дворец Меншикова
Ещё одним примером архитектуры барокко является Меншиковский дворец, возведённый в 1714 году. Над роскошным зданием трудились зодчие Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Самая высокая в своё время каменная постройка в городе тянулась от Большой до Малой Невы. Во дворце на Васильевском острове часто устраивали торжества: например, праздновали свадьбу царевич Алексей и принцесса Шарлотта София. Парадные черты заметны и в экстерьере дворца. Светло-жёлтые стены фасада украшают ризалиты и фронтоны с золочёнными коронами и вензелями, белые пилястры с каменными капителями и аттиком. В специальной ложе над портиком играл оркестр, встречающий гостей.
Смольный собор 0+
Собор, возведённый по проекту Франческо Растрелли, признан шедевром мировой архитектуры. Монастырский комплекс лазурного цвета в стиле барокко оформлен колоннами, фронтонами, волютами и карнизами. Все декоративные детали создают удивительную игру теней и света. Здание симметрично и имеет форму равноконечного креста: пятиглавый собор окружают монастырские кельи. После отставки Растрелли в 1763 году над убранством собора трудились архитекторы Юрий Фельтен и Василий Стасов. Даже те, кто не испытывал приязни к стилю барокко, признавали, что Смольный собор — образец изящества и совершенства пропорций.
Екатерининский дворец
Ещё одно здание в «петровском манире» находится в Царском селе и украшает его уже 300 лет. Большой Царскосельский дворец в 1910 году был переименован в Екатерининский. Первоначально он представлял собой скромное двухэтажное здание, построенное в 1724 году немецким зодчим Иоганном Браунштейном. Современники называли постройку «каменные палаты». Когда хозяйкой дворца стала Елизавета I, она решила изменить архитектуру поместья и пригласила для этого архитекторов Михаила Земцова, Доменико Трезини и Франческо Растрелли. К 1756 году работы были закончены и перед императрицей предстал истинный пример стиля барокко. Фасад украшали белоснежные колонны, орнамент отливал золотом, лепнина, фигуры атлантов, пятиглавая церковь дворца — каждая деталь отличалась роскошью и торжественностью.
Летний дворец Петра I
Эта резиденция Петра Великого и его семьи сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии. Один из старейших дворцов Петербурга возводили с 1710 по 1714 годы. Шедевр своего времени, Летний дворец отражает основные черты петровского барокко: строгая симметрия, оконные проёмы с обрамлением, использование разных цветов. Стены — светло-жёлтые, позолоченные оконные переплёты, тёмно-розовые барельефы и красная кирпичная крыша с флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца. Цветовую гамму усиливают зелень Летнего сада, свинцовые воды Невы и Фонтанки, белоснежность мраморных скульптур. Во дворце Пётр I проводил последние годы жизни.
Строгановский дворец (Русский музей) 0+
Каждый прохожий замедлит шаг, проходя мимо этого здания, чтобы рассмотреть шедевральную работу придворного зодчего Франческо Растрелли. Он возводил дворец на набережной Мойки с 1753 по 1754 год. Украшением здания стал фронтон с гербом династии Строгановых. Главный корпус здания в виде буквы «Г» выходит на набережную реки Мойки и Невский проспект, поэтому архитектор максимально украсил фасады дворца. Основными элементами декора стали колонны, маскароны и картуши. Первый этаж — для прислуги — Растрелли оформил рустом. Фасад второго и третьего этажей (с графскими апартаментами) украшен колоннами и богатой скульптурной отделкой. Окна обрамлены наличниками с барочным мотивом. В 1790 году здание реконструировалось по проекту архитектора Андрея Воронихина.
Петровские ворота Петропавловской крепости
Главный вход в крепость построен в виде триумфальной арки. Возведение ворот проходило с 1708 по 1717 год под руководством известного зодчего Доменико Трезини. Парадность постройке придают скульптуры в нишах арки: греческая богиня Афина в образах Полиады и Паллады. Первая статуя со змеёй и зеркалом в руках, вторая — в воинских доспехах. Над воротами «парит» двуглавый орёл — свинцовая скульптура французского мастера Франсуа Вассу. Украшает арку аттик с барельефом. Ворота являются наглядным примером стиля барокко.
Константиновский дворец 0+
«Русский Версаль» в Стрельне принадлежал царской семье до 1917 года. Пётр Великий лично заложил первый камень в фундамент дворца в 1710 году. Большой Стрельнинский дворец переименовали в Константиновский, когда Павел I подарил роскошную усадьбу сыну Константину. Проектировал дворец итальянец Николо Микетти, затем за работу над дворцово-парковым ансамблем взялся Карло Растрелли. После пожара во дворце в 1803 году для реставрации царских покоев пригласили множество архитекторов, среди которых были Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер и Луиджи Руска. Сегодня композиция дворца удивит даже самого искушённого гостя. С каждой стороны света здание выглядит по-разному. При въезде ко дворцу главным элементом на фасаде кажется центральная тройная арка, украшенная бельведером.
Николо-Богоявленский Морской собор
Собор, возведённый в 1762 году, стал архитектурным памятником елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Пышные формы, декор фасадов, контрастное цветовое решение, пять куполов с кружевными крестами — всё это отличительные черты Николо-Богоявленского Морского собора. Фасад также украшают лепнина, горельефы с ангельскими ликами, а парадные колонны составляют портик. Украшением колокольни является высокий шпиль. Особенность этой постройки в том, что за свою почти трёхсотлетнюю историю собор сохранил первозданный облик.
Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец на Невском проспекте представляет собой уникальную постройку второй половины XVIII века. По приказу княгини Белосельской-Белозерской архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Фёдор Демерцов построили трёхэтажное здание в классическом стиле. В середине XIX века главным архитектором здания в стиле необарокко выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер. Под его руководством до неузнаваемости изменился фасад дворца, построены флигели во внутреннем дворе, обновились внутренние интерьеры. Архитектор использовал главные приёмы барокко: многоцветность, пышные наличники на нестандартных окнах, ажурные решётки балконов, фигуры атлантов и сложный ритм колонн.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко
Барокко – причудливый и роскошный стиль – нашел свое отражение во многих видах искусства. Наш топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко расскажет о десятке великолепных старинных зданий.
10Собор в Сакатекасе
Этот собор находится в Мексике, в старинном городе Сакатекас. Данную достопримечательность нередко называют «2394 квадратных метра красоты». Современное здание собора было построено в 1612-1625 годах на руинах прежней церкви. Проект разрабатывал архитектор Ф. Хименес. На протяжении еще 3 столетий внешний вид собора видоизменялся: достраивались новые помещения, переделывались уже существующие, проводились реконструкции. В 1904 году строительство было официально завершено благодаря архитектору Дамасо Мунетону.
9Церковь Святого Спаса
Этот действующий католический собор находится в Польше, в городе Варшава, во Вроцлаве. Церковь была основана в 1901 году, и спустя 26 лет ее освятили. Во время Второй мировой войны собор оказался почти полностью разрушен, но затем его полностью восстановили. Восьмилетняя реконструкция позволила достичь первоначального вида церкви. В своей архитектуре она сочетает барокко и нотки ренессанса.
8Собор Святого Павла
St. Pauls Cathedral at dusk
Этот собор находится в Великобритании, в Лондоне. Причем, данная достопримечательность представляет из себя уже пятый вариант церкви, возведенной на одном и том же месте. Предшественников Собора Святого Павла уничтожили пожары и разрушения. На то, чтобы создать пятый собор, ушло 35 лет, что во многом объясняется его впечатляющими размерами. Как в XVIII веке, так и сейчас Собор Святого Павла величественно возвышается, как будто касаясь куполом неба.
7Государственный Дом Инвалидов
Эта достопримечательность находится во Франции, в Париже. Основание Государственного Дома Инвалидов относится к 1670 году, когда Людовик XIV утвердил план строительства здания, где могли бы получить достойный уход отставные воины. Разработкой проекта занимался Либераль Брюан, который в то время был придворным архитектором. Строительство комплекса завершили в 1676 году. Позже Государственный Дом Инвалидов стал музеем.
6Базилика Санта-Кроче
Эта францисканская церковь находится в Италии, во Флоренции. Здание было возведено еще в XIII веке на площади Санта-Кроче. В базилике расположено свыше 300 гробниц известных людей родом из Флоренции. Среди них: Микеланджело Буонаротти и Галилео Галилей. Особенно интересны для туристов 16 капелл базилики и разнообразные фрески, выполненные знаменитыми художниками.
5Замок Ховард
Этот фамильный особняк, включающий в себя 145 комнат, находится в Великобритании, в Северном Йоркшире, в 24 км от города Йорк. Большая часть замка была возведена в 1699-1712 годах. Он находится недалеко от места, где ранее располагался замок Хендерскельф, не сохранившийся до наших дней. Очень интересен парк замка Ховард, ведь в нем французский парк постепенно перетекает в английский ландшафтный, что выглядит довольно необычно.
4Аничков дворец
Этот дворец находится в России, в Санкт-Петербурге. Первый дворец на Невском проспекта появился в 1741 году. Позже он не раз менял владельцев, которые раз за разом обращались к архитекторам, чтобы дополнить его внешний вид. Именно поэтому дворец выглядит столь интересно, ведь вобрал таланты множества мастеров. Сейчас в Аничковом дворце находится Дворец творчества для детей.
3Дворец Шенбрунн
Этот дворец находится в Австрии, в Вене. Архитектором этого здания является Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В дворцовом комплексе интересен не только дворец, но и Пальмовый домик, павильон Глориетты, роскошный парк с лабиринтом, а также старинный зоопарк. В самом дворце для посещения открыто несколько залов и 40 комнат.
2Королевский дворец Мадрида
Этот дворец находится в Испании, в Мадриде. Он был построен в 1738-1764 годах. Процессом руководили двое итальянских архитекторов: Сабатини и Сакетти. С тех пор Королевский дворец (его также называют Восточным дворцом) является официальной резиденцией королей Испании. Правда, в наши дни он используется только для торжественных церемоний и в качестве музея.
1Версальский дворец
Этот дворец является популярной французской достопримечательностью. Его история началась с покупки Людовиком XIV скромного охотничьего домика в Версале, пригороде Парижа. Вскоре там начали возводить восхитительный дворец. Для этого осушили свыше 800 га болот, на месте которых расположились сады, аллеи, клумбы, озера, фонтаны и, конечно же, сам Версальский дворец. В нем могло расположиться 6000 придворных.
Построенные века назад, эти здания до сих пор впечатляют своей изысканной красотой.
Архитектура эпохи барокко
Архитектура эпохи бароккоНапомним, что архитекторы эпохи Возрождения часто заимствовали элементы из классической (греческой и римской) архитектуры, считая себя наследниками этой древней традиции. Их здания следовали «правилам», были рациональными, с использованием математических пропорций и симметрии, и в целом были прямолинейными, то есть в них использовались прямые линии и прямые углы, а не кривые, за исключением «идеальной» полусферической арки. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть образец архитектуры эпохи Возрождения. )
В то время как архитектура барокко продолжала использовать классические элементы, здания в стиле барокко гораздо менее рациональны и упорядочены, чем здания эпохи Возрождения. Вместо прямолинейных элементов зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко преобладают криволинейные элементы, волнистость (движения внутрь и наружу) и вогнутые ниши со скульптурой. Вместо рационального прямолинейного плана зданий эпохи Возрождения в зданиях барокко часто используют овальный план или другие криволинейные элементы в плане. В целом архитекторы эпохи барокко включали в свои работы эмоции, драму и удивление.
Архитектура барокко началась в Риме, а к восемнадцатому веку здания в стиле барокко были построены по всей Европе, особенно в католических странах.
Бернини Сант-Андреа-аль-Квиринале Рим, с 1658 г. | |
Это первая работа, которую мы увидим Бернини, одного из величайших художественных гениев итальянского барокко. Сын скульптора, он считал скульптуру своим истинным призванием, но он также был архитектором, художником и поэтом.![]() Как и большинство церквей в стиле барокко, это небольшая церковь. Внешний вид менее украшен, чем у некоторых церквей в стиле барокко, но обратите внимание на криволинейные элементы. Крыльцо распахивается изогнутыми полукруглыми ступенями, спускающимися от входа. Низкие стены по обеим сторонам экстерьера качаются, как руки, а за ними в встречном круговом движении находится кривизна самой церкви – на самом деле барабан, окружающий купол. В плане овал с короткой осью от входа к алтарю; изогнутые ниши вокруг салона. | |
Алтарь находится напротив входа и украшен разноцветными мраморами. Дизайнеры интерьеров в стиле барокко часто используют цветной мрамор и другой камень, позолоту и скульптурные элементы, в то время как интерьеры эпохи Возрождения менее красочны и, по мнению некоторых, менее «безвкусны».![]() | |
Франческо Борромини Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Рим, 1665-7 | |
Другая небольшая церковь с овальным планом, Сан-Карло, также имеет встречные движения (вогнутые и выпуклые) на фасаде. Волнистости и движения сближают эту архитектуру со скульптурой. В отличие от рациональных архитекторов эпохи Возрождения, которым нравились прямые углы, Борромини, как говорят, устранил угол в архитектуре. Обратите также внимание на использование скульптурного орнамента в нишах фасада; это характерно для большей части архитектуры барокко. В общем, эта церковь иллюстрирует беспокойное, динамичное качество большей части архитектуры барокко в отличие от спокойного, рационального качества, характерного для большей части архитектуры эпохи Возрождения.![]() | |
Виньола и делла Порта Иль Гэс Рим, начало 1568 | |
Прежде чем покинуть архитектуру барокко, мы должны взглянуть на еще одну церковь, которую иногда считают первой церковью в стиле барокко, хотя ей не хватает сильного ощущения волнистости и внешнего скульптурного декора. Исторически это очень важно, и его копировали по всей Европе, Центральной и Южной Америке. Почему эта церковь? Это материнская церковь ордена иезуитов (Общества Иисуса), основанного св. Игнатием Лойолой (149 г.).1-1556). Иезуиты были особенно активны в противодействии Реформации и были важными миссионерами в Европе, Азии (св. Франциск Ксавьер), «Новом Свете» и Канаде. Лойола был канонизирован в 1622 году, а на потолочной росписи ниже он переносится на небеса. | |
Поццо Вход св. ![]() Потолок нефа, Сант-Иньяцио, Рим, 17 век | |
Эта иллюзионистская фреска находится на потолке нефа церкви, посвященной святому Игнатию Лойоле. Архитектура нарисована, но если стоять в правильном месте, нарисованная архитектура кажется простирающейся от реальной архитектуры стен нефа, а потолок кажется открытым к небу, где зритель видит чудо – святой переносится на небеса. . Этот вид иллюзионистского потолка стал очень популярным в церквях в стиле барокко в католических странах. |
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.
Триумф барокко
Введение
Возникнув в Риме и Париже вскоре после 1600 г., барокко в искусстве и архитектуре вскоре распространилось по всей Европе, где оно господствовало в течение ста пятидесяти лет. В этот период новые социальные и политические системы привели к концентрации власти в руках лиц с абсолютной властью. Архитектура подтвердила это — конструкциями и декоративными программами дворцов, церквей, общественных и правительственных зданий, научных и коммерческих зданий, военных сооружений. Великолепные церкви, фонтаны и дворцы свидетельствовали об обновленной силе пап в Риме, а архитекторы также придали новые формы церквям для протестантской и русской православной литургии. Архитекторы эпохи барокко учились в традициях классического Возрождения, подчеркивая симметрию и гармоничные пропорции, но их проекты продемонстрировали новое ощущение динамизма и величия. Архитекторы эпохи Возрождения стремились задействовать интеллект, сосредоточившись на божественных источниках геометрии, в то время как их последователи стремились подавить чувства и эмоции. Архитекторы эпохи барокко также в значительной степени освоили объединение изобразительных искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, садового дизайна и городского планирования, создавая здания и сооружения с повышенным чувством драматизма и силы.
Giovanni Paolo Panini , Modern Rome, 1757, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Фонд Гвинн Эндоя, 1952
1 из 22
Архитектурные модели
. Эта экспоната. семь из лучших сохранившихся архитектурных моделей, созданных в Европе между 1600 и 1750 годами. Модели позволили архитекторам изучить свои проекты в трехмерной форме и позволили потенциальным покровителям сразу понять суть предложения. Часто их представляли на конкурсы архитектурных комиссий. После того, как проект был запущен, время от времени приносили модели для закладки краеугольного камня, которые использовались для руководства рабочими в ходе строительства. Русский зодчий XVIII века Василий Иванович Баженов объяснял назначение моделей: «Чтобы понять, как красиво и превосходно будет здание в действительности, [архитектор] должен неизбежно представить его в перспективе; а чтобы еще более убедиться в нем , он должен сделать для него модель. Действительно, изготовление модели считается половиной работы».
Illustration from J. F. Penther, Zweiter Teil der Bürgerlichen Bau-Kunst, 1745
2 of 22
The Baroque in Rome
Although baroque architecture emerged almost simultaneously in the capital cities of Italy and France , Рим обычно считается местом его рождения. В первые десятилетия семнадцатого века в Риме наблюдался всплеск строительной деятельности, в значительной степени поддерживаемой папами. По всему городу возводились церкви, фонтаны и дворцы, преображая и оживляя его городские пространства. Архитектура римского барокко, впервые появившаяся в новаторских проектах Карло Мадерно и получившая дальнейшее развитие в работах Пьетро да Кортона, Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини, вдохновляла дизайн зданий в Европе более века. Рассматривая отношения между новыми и существующими структурами, архитекторы стремились придать городским пространствам новое ощущение единства, согласованности и динамизма. Тщательная интеграция архитектуры с окружающей средой великолепно продемонстрирована в Фонтане Четырех рек Бернини, одном из самых впечатляющих памятников эпохи барокко в Риме.
Джан Лоренцо Бернини , Модель фонтана Четырех рек, Пьяцца Навона, Рим, c. 1650, Accademia di Belle Arti di Bologna
3 из 22
Фонтан Четырех рек
Джан Лоренцо Бернини был одним из самых новаторских архитекторов и скульпторов эпохи барокко. Он родился в Неаполе в 1598 году. Его долгая и успешная художественная карьера продолжалась с подросткового возраста до самой смерти в 1680 году. После его раннего успеха в Риме, где он работал на самые могущественные семьи города и пап, его слава распространилась по всей Европе. . Среди его королевских покровителей были король Англии Карл I и король Франции Людовик XIV. Скульптор, архитектор, живописец, сценограф, поэт и драматург, Бернини создавал динамичные памятники, объединявшие искусство живописи, скульптуры и архитектуры в единое целое.
Фонтан «Четыре реки» на площади Навона в Риме — одна из самых знаменитых работ Бернини. Спроектированный и построенный между 1648 и 1651 годами для папы Иннокентия X Памфилия, фонтан увековечивает перенаправление папой воды из Acqua Vergine (одного из основных источников водоснабжения Рима) на площадь перед его фамильным дворцом Палаццо Памфили. Фонтан Бернини искусно сочетает в себе древний египетский обелиск, который был извлечен из Цирка Максенция в Риме, с высоким каменным основанием. На скалах установлены четыре большие фигуры, символизирующие четыре великие реки четырех четвертей мира: Дунай для Европы, Нил для Африки, Ганг для Азии и Плата для Америки.
Эта модель, созданная примерно в 1650 году, является ранним эскизом окончательного варианта фонтана Четырех рек. Скульптура основания фонтана выполнена из дерева, а единственная сохранившаяся фигура, изображающая реку Плата, вылеплена из глины. Дизайн готового фонтана несколько отличается от макета: круглая форма чаши стала овальной, а отверстия в скале сделаны более неправильными.
Джованни Баттиста Пиранези , Veduta di Piazza Navona sopra le rovine del Circo Agonale, , вероятно, 1747/1748, офорт на верже, Национальная художественная галерея, Архитектурная коллекция Марка Дж. Милларда, приобретено при содействии Фонда Морриса и Гвендолин Кафриц, 1985.61.16
4 из 22
Церкви и часовни
В первые годы семнадцатого века обновленная сила Римско-католической церкви привела к строительству многих новых церковных зданий. Это последовало за потрясениями прошлого века, когда Церковь, столкнувшись с подъемом протестантизма в Северной Европе, решила реформировать свои доктрины и обычаи, чтобы укрепить свои позиции. Католическая церковь вышла из Контрреформации с новым оптимизмом и нуждалась в новом архитектурном образе.
Барочные церкви были масштабнее своих предшественников, а их интерьеры богаче украшены скульптурой и живописью. Подобно религиозным справочникам, которые побуждали людей активно участвовать в мистическом опыте святых, интерьеры церквей в стиле барокко были разработаны так, чтобы вызывать немедленный эмоциональный отклик. Драматические световые эффекты, динамичные архитектурные формы и богатое убранство церквей в стиле барокко были направлены на то, чтобы восхищать, вдохновлять и завораживать посетителей.
По всей Европе религиозная архитектура определялась различными литургическими и архитектурными традициями каждого региона и нации. В то время как пышные декоративные ансамбли стали доминантой церковной архитектуры католической Европы, церкви, построенные на протестантском севере, где религиозная живопись и скульптура приравнивались к идолопоклонству, были гораздо более сдержанными.
Габриэль Лозер , Модель церкви аббатства Святого Галла, Швейцария, 1751-1752, Stiftsbibliothek St. Gallen
5 из 22
Церковь аббатства Святого Галла
Аббатство Святого Галла в Швейцарии было одним из самых могущественных монастырей в Европе в восьмом веке с момента его основания. до его роспуска в 1805 году. В начале восемнадцатого века монахи-бенедиктинцы решили восстановить свою средневековую церковь. Процесс проектирования длился более четырех десятилетий и занял почти дюжину архитекторов.
Среди четырнадцати сохранившихся проектов здания есть эта деревянная модель 1751–1752 годов, созданная братом-бенедиктинцем Габриэлем Лозером, который был мастером-краснодеревщиком, а не архитектором по образованию. Искусное мастерство Неудачника отражено в его сложной модели с резными деталями.
Аббатская церковь Св. Галла, Швейцария © Foto Marburg/Art Resource, NY
6 из 22
Аббатская церковь Св. Галла, которая в основном соответствует модели Неудачника, представляет собой длинный прямоугольник с большой ротондой, установленной в центр. Это сочетание централизованного и продольного плана является одной из характерных черт церквей позднего барокко в немецкоязычных районах Европы.
Brother Nokter , План Аббатства Церкви Святого Галла, Швейцария, 1770, Стифцрчерхив Св. Галлен
7 из 22
Гражданская архитектура
Эр -бара новых ратушей и расширение существующих. По всей Европе возникали новые независимые государства, что создавало соответствующий спрос на местное самоуправление. Тогда, как и сейчас, в ратуше располагались правительственные учреждения и место собраний. Расположенный в центре города, он, вероятно, был построен по образцу городского дворца и часто имел выдающийся фасад и высокую башню с часами. Большая и искусно украшенная ратуша была внушительным символом гражданской гордости и самобытности.
Jacob van Campen , Модель ратуши Амстердама, 1648-1650, Исторический музей Амстердама
8 из 22
Ратуша Амстердама
ван Кампен, начиная с 1648 года, предназначался для размещения административных офисов и актового зала городского совета Амстердама. Здание также было символом политической и экономической мощи недавно созданной Голландской республики и ее столицы Амстердама. К семнадцатому веку город стал одним из самых важных портов и главным банковским центром Северной Европы. Его растущее богатство и уверенность отражены в монументальном дизайне и богатых материалах ратуши. Фасад построен из песчаника, привезенного из Германии, а его интерьеры роскошно отделаны итальянским мрамором. Иностранные гости города восхищались дороговизной и щедрой постройкой здания, что было беспрецедентным в Нидерландах. В 1813 году он был преобразован в Королевский дворец Нидерландов.
Эта тщательно обработанная модель 1648–1650 годов, вероятно, была создана для представления проекта архитектора городскому совету. Внешний вид украшен замысловатыми скульптурными и декоративными деталями, а интерьер демонстрирует расположение комнат внутри здания. Модель состоит из нескольких уровней, каждый из которых можно убрать, открывая множество комнат, таких как мэрия, помещения охраны, арсенал, городской банк, зал суда, тюрьма и камера пыток. За немногими исключениями, Ратуша была построена так, как показано на модели, и открыта 29июль 1655 года.
Йоханнес Лингельбах , Дамба, Амстердам, со строящейся ратушей, c. 1670 г., Исторический музей Амстердама, предоставлено Рейксмузеумом, Амстердам
9 из 22
Коммерческая архитектура
По мере расширения торговли по всей Европе в 17-м и 18-м веках барокко также распространялось на коммерческие структуры, такие как банки и рыночные постройки. Предметы первой необходимости, такие как еда и одежда, можно было купить на месте в таких рыночных залах. Предметы роскоши также пользовались все большим спросом, а тонкий шелк, фарфор, специи, чай, кофе, табак и ром импортировались в Европу из Азии и Нового Света. Рост местной и международной торговли требовал более сложной транспортной сети дорог, каналов и, в частности, судоходных путей, гаваней и маяков. Маяк Эддистоун, расположенный у юго-западного побережья Англии, был построен как коммерческое предприятие. Он был введен в эксплуатацию в 1756 году небольшой компанией акционеров, которые собирали пошлины с судов, заходящих в гавань Плимута, в обмен на поддержание света.
Джон Смитон (архитектор) и Джозиас Джессоп (модельер), Модель маяка Эддистон, Плимут, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург
Маяк Эддистоун
Опасный риф Эддистоун в Ла-Манше представлял постоянную угрозу для судов, идущих вдоль юго-западного побережья Англии. Когда второй маяк, стоявший на этом месте, был уничтожен пожаром в 1755 году, третий маяк был спроектирован и построен инженером-строителем Джоном Смитоном. Его гениальное и влиятельное сооружение стало образцом для всех последующих каменных маяков.
(слева) John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург
(справа) Неизвестный рисовальщик по имени Джона Смитона (архитектор), План седьмого каменного ряда и участка маяка Эддистоун, недалеко от Плимута, Англия, c. 1756 г., попечители национальных музеев Шотландии, Эдинбург 9.0010
11 из 22
Для маяка Смитона были изготовлены две модели. Первую, секционную модель, можно разобрать на секции, чтобы показать внутреннюю конструкцию маяка и расположение комнат, включая лестницу, кладовые, кухню и спальню. В каждую из этих комнат в оголовок стены была вделана цепь, которая помогала распределять нагрузку на пол. Вокруг балкона наверху маяка Смитон установил закругленный карниз для отражения волн, бьющихся о борт маяка в ненастную погоду.
Джон Смитон (архитектор) и Джозиас Джессоп (модельер), Модель маяка Эддистоун, Плимут, Англия, в разобранном виде, 1757-1759, Попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург