Здание германского посольства на исаакиевской площади: Здание Германского посольства

Здание германского посольства – Прогулки по Петербургу

Здание германского посольства на Исаакиевской площади

Первое здание на угловом участке дома №41 по Большой Морской улице (№11 по Исаакиевской площади) было построено в 1740-х годах. В 1743 году его первый хозяин Никита Иванович Шестаков продал участок купцу Федоту Филимоновичу Степанову. Здесь часто проводились аукционные торги. К 1758 году хозяином участка был асессор штатс-конторы Матвей Данилович Чихачёв. Тогда здесь купцом Нагелем был открыт винный погреб. Чихачёву это место принадлежало и в 1770-х годах.

В 1781 году участком распоряжался иностранный купец и золотых дел мастер Фридрих Гебелт, с 1785 года – саксонец, ювелир Христиан Готлиб Гебелт. В начале XIX века территория отошла купцу Христофору Берду. По табелям 1804 и 1806 годов её владельцем был купец Крестьян Гебенет. В 1809 – именитый гражданин Андрей Северин.

Для очередной владелицы супруге коммерции советника Екатерины Яковлевны Бергиной особняк в 1815 году перестраивал архитектор В.

П. Стасов. Тогда здание приобрело торжественный фасад в стиле ампир, этого требовало его местоположение. В центре фасада со стороны площади появился шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном над мезонином. В 1822 году зданием владел сам коммерции советник Бергин.

С 1832 года владельцем находящегося здесь дома стал Павел Константинович Александров – побочный сын великого князя Константина Павловича. На следующий год он женился на Анне Александровне Щербатовой. В особняке Александровых не редко устраивались балы, гостем которых был и А. С. Пушкин. В их доме хранилась богатая библиотека, которая досталась Александрову от отца. В этом собрании были книги из библиотек М. В. Ломоносова, М. А. Матвеева.

От Павла Константиновича дом достался его единственной дочери, княгине Александре Павловне Львовой, жене князя Дмитрия Александровича Львова, владевшего домами №39 и 46 по Большой Морской улице. В 1871 году по проекту архитектора Фердинанда Логиновича Миллера фасад особняка был оформлен в стиле эклектики, главным стал фасад со стороны Большой Морской.

В 1873 году посол Германского императора заявил о необходимости приобретения для Германского посольства дома княгини Львовой. Тогда же это приобретение было сделано. В 1889 году архитектор посольства Иван Фёдорович Шлупп перестроил здание. Он надстроил второй этаж над левой частью главного фасада.

Спустя некоторое время здание для посольства стало тесным. В 1911 году последовало разрешение императора на постройку здесь нового более вместительного здания. Его проект был разработан немецким архитектором Петером Беренсом. Фасад выходящий на Исаакиевскую площадь был отодвинут от площади на 15 метров, что выровняло его с домом №13. Строительство было завершено зимой 1912/13 годов. В нём принимали участие также зодчие В. И. Шене и молодой Людвиг Мис ван дер Роэ (один из главных архитекторов современной архитектуры). Основные строительные работы за четыре месяца осуществила фирма “Бодо Эгесторф и К”.

Здание германского посольства

Фасад здания Германского посольства облицован неполированным красным финским гранитом. Облик нового здания петербургской общественностью был принят неоднозначно, немецкая версия неоклассики отличалась от русской. Колонны и небольшие балконы между ними сравнивались тогда с сосисками и пивными кружками. Главный фасад дома украсила скульптурная группа работы Эберхарда Энке: две мужские фигуры с германскими щитами в руках, ведущие под узду двух коней. В журнале “Зодчий” в 1913 году по этому поводу появилась такая заметка:

“Наконец-то убрали леса, закрывающие конную группу на здании Германского посольства, и ею можно любоваться. Группа прекрасная: две лошади рядом, в профиль весьма схожие со знаменитым конём напротив Николаевского вокзала, а спереди… даже похожие и на лошадей; по сторонам две фигуры, изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида. Говорили, будто леса долго стояли из-за необходимости сделать у этих фигур некоторые цензурные изменения; судя по тому, что осталось, изменения эти были не очень велики” [Цит. по: 1, с.

351].

По поводу этих фигур в Петербурге возникли споры. Говорили, что они оскорбляют чувства верующих. Из-за близости с Исаакиевским собором ранее были перенесены фигуры Диоскуров рядом с Конногвардейским манежем, значит и германские юноши тоже были не к месту. К тому же оказалось, что император утвердил здание без скульптур.

После начала Первой Мировой войны в 1914 году толпа манифестантов разгромила здание Германского посольства. С фасада исчезла скульптурная группа, стали ходить слухи что толпа сбросила её в Мойку. В действительности свалить скульптуру тогда не удалось. Погромщики сумели сбросить только одного из юношей, всю группу позже демонтировали.

С 1923 года в здании снова разместилось германское генеральное консульство. После Великой Отечественной войны дом занимал Институт полупроводников, а затем АО “Интурист”.

  Поделиться

Источники

1 Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица». Издательство «Центрполиграф», 2005 – 464 стр.

Здание Германского посольства | Читалка

к другим статьям

20 октября 2016 История

Благодаря проекту «Открытый город» бывшее Германское посольство открыло двери перед экскурсантами. Горожане осмотрели интерьеры и узнали о непростой судьбе необычного сооружения. А начиналась его история в начале XX века, когда германский министр иностранных дел А. Киндерлен-Вахтер убедил императора Вильгельма II отказаться от покупки и приспособления подходящего здания под посольство, как это было в других европейских столицах. В результате было принято решение возвести новое здание на месте старого двухэтажного 1871 года постройки, поскольку даже самые и прекрасные дворцы не «несут отпечатка того, что могло бы выразить немецкое искусство в иностранной державе». ..

В 1911 году архитектор П. Беренс по протекции своего друга Э. Шулера — сотрудника Министерства  иностранных  дел Германии, и немецкого посла в России Ф. фон Пурталеса получил государственный заказ от министра иностранных дел Киндерлен-Вахтера на проектирование Германского посольства в Российской столице. Архитектору предстояло создать официальное здание, продемонстрировав мощь и амбиции Германии. Стояла чрезвычайно трудная задача — воплотить в проекте идею немецкой государственности языком новой архитектуры, учитывая при этом сложный контекст Исаакиевской площади. Проект был составлен всего за два месяца и прошел утверждение во всех высоких инстанциях вплоть до кайзера.  Правда, вопреки существовавшей процедуре и в обход существующих инстанций, проект был представлен императору Николаю II лично послом. 23 июня 1911 года император «соизволил высказать полное одобрение этих чертежей» и 3 августа утвердил их в Петергофе.


В августе 1911 года Городская управа выдала разрешение на производство строительных работ. Рейхстагом было отпущено на строительство 1 700 000 марок; завершить здание планировалось в началу 1913 года.


В сооружении нового здания участвовали российские архитекторы  В. И. Шёне,  Н. П. Козлов и И. К. Стендер. Непосредственный контроль за производством работ, ввиду занятости автора, осуществлял его ученик Л. Мис ван дер Роэ, знаменитый в будущем конструктивист.

Строительство шло с немецкой аккуратностью и быстротой; здание посольства было полностью завершено и готово к эксплуатации точно к назначенному сроку, включая внутреннюю отделку помещений; чему способствовало специально разрешение о привозе из-за границы строительных материалов.

В создании внутреннего убранства участвовали главным образом немецкие фирмы; петербургским мастерам доверили только стекольные, паркетные, малярные и позолотные работы.

Затем вокруг готового здания возвели леса, чтобы поднять на аттик скульптурную группы «Диоскуры», созданную немецким скульптором Э.

Энке на средства, собранные немецкой колонией Санкт-Петербурга. Интересно, что на утверждённом проекте конной группы не было (был только флагшток с орлом) и «разрешение на постановку <…> фигур германское посольство не испрашивало». У городских властей оно попросило разрешение только на установку лесов для поднятия скульптур на крышу. При этом никто не поинтересовался, почему группы нет в проекте. «В виду неизвестности, в каком смысле и на что именно Государем Императором было дано разрешение непосредственно германскому послу», делу о незаконности установки решили не давать, ограничившись заявлением: «группа не нарушает утвержденного плана». Это был ответ гражданам на жалобы «о неуместности подобной группы по соседству с величавым храмом св. Исаакия Далматского <…> об оскорблении религиозных чувств при виде обнаженных фигур рядом со святым храмом».

Планировка здания посольства, состоявшего из двух корпусов, отличалась четкой организацией пространства и рядом оригинальных решений группировки помещений. На первом этаже находились гардероб, канцелярия, комнаты атташе и квартира служащего канцелярии; во дворовых флигелях — конюшня, каретник и разные хозяйственные помещения. На втором этаже Беренс создал выходившую на Исаакиевскую площадь парадную анфиладу; в левой части здания (по Большой Морской улице) находилась квартира посла и его семьи. На третьем — жилые и служебные комнаты сотрудников посольства.


В центре второго — основного — этажа были размещены Тронный зал, парадная анфилада из четырех приемных залов и Большой столовой с видом на Исаакиевскую площадь. Посетитель попадал в эти залы, поднявшись по широкой мраморной Парадной лестнице, расположенной в левой части вестибюля. Залы могли легко превращаться в большие пространства. Этому способствовали огромные раздвижные двери, позволявшие объединять соседние залы. Перед торжественными актами многостворчатые двери  в Тронном зале складывались, открывая за двухколонным дорическим портиком перспективу Прусского зала.

А из Прусского зала в обе стороны раздвигались такие же двери, включая а объем еще два репрезентативных салона.


С севера к парадной анфиладе примыкала Большая столовая с необходимыми подсобными помещениями. Здесь находился подиум для оркестра, музыка которого была слышна в Тронном зале.

 
Между Тронным залом и Большой столовой располагалось интимное помещение Чайной комнаты. К югу парадную анфиладу продолжали салоны для приемов посла и его супруги. Они были связаны с жилыми помещениями, в которые удобно и незаметно можно было попасть из обоих салонов. Рядом также находились Курительная и Малая (Овальная) столовая, являющаяся уже частью квартиры посла.


Интерьеры были украшены только оригинальными произведениями немецкого искусства. В декоративном убранстве широко использовалась бронзовая скульптура. Каждое помещение было отделано по-своему и в каждом находился свой неповторимый камин.


Появление нового здания вызвало небывалый общественный резонанс. Большинство петербургских зодчих приняли его критически. Общество, пропитанное антигерманскими настроениями и эстетически неподготовленное к появлению столь оригинального здания отреагировало бурно и резко негативно. Едва ли не единственный положительный отклик в петербургской прессе тех лет прозвучал в газете «Городское дело» (1912 год): это здание — «памятник архитектуры страны, уже перешагнувшей стадии страсти к орнаменту и подражанию стилям. Просто. Грубо. Сильно». Еще благожелательнее были отзывы московские: «Если весь стиль постройки и не согласуется с архитектурой так называемого «Старого Петербурга», то величаво-спокойный, хотя и монотонный фасад с его мощными колоннами и пилястрами из красного камня вполне гармонирует с гигантским Исаакиевским собором и подчеркивает идею иностранного посольства».


Негативные эмоции вкупе с антигерманскими настроениями нашли  выход в начале войны, когда разбушевавшаяся толпа разгромила опустевшее посольство.


История погрома давно перешла в разряд петербургских легенд, где реальные события подменены вымыслами о шпионских передатчиках, спрятанных в скульптуре, и даже о подземном ходе в гостиницу «Астория». Этот эпизод можно реконструировать по газетным заметкам и рапортам полиции, сохранившихся в архивах.


22 июля 1914 года одна из антинемецких демонстраций двинулась с Невского проспекта к посольству. Сначала полиция оттеснила демонстрантов. Однако со вторым натиском  справиться уже не смогла. В выбитые окна полетели мебель, картины (в том числе портрет императора Вильгельма), бумаги, скульптуры… В клочья изорван флаг, выброшен в Мойку герб. Откуда-то появились слесарные инструменты (топорики, молотки, зубила), что позволило впоследствии предположить, что события не были стихийными. С их помощью начали ломать «Диоскуров». Одна фигура водничего была сброшена на мостовую, вторая повисла в воздухе, зацепившись за выступ крыши. Согласно статье в «Новом времени», 24 июля медные кони были сняты рабочими по приказу полиции, т. к. они потеряли устойчивость и были «помяты и выведены из вертикального состояния». Куда их увезли, и куда они пропали, установить не удалось. Также осталась неизвестна судьба второго водничего. 


В 1915 году разгромленное здание было передано под охрану американского посольства. С 1919 часть помещений занял Германский рабоче-крестьянский совет. После заключения Раппальского договора в 1922 году здание было возвращено Германии, и в него переехало Германское консульство. В начале 20-ых начались работы по восстановлению интерьеров. 


В Великую Отечественную войну представители Германии покинули консульство. Само здание не пострадало. В послевоенные годы здесь размещались различные организации. В 1993 году здание было взято под государственную охрану как памятник истории и культуры. 


В 2001 году сюда въехали организации Управления Президента по Северо-западному округу и приступили к планомерной реставрации, результаты которой постепенно становятся доступными для осмотра горожанами. Возможно, в будущем мы увидим и воссозданных «Диоскуров» на пустующем ныне пьедестале.

 

По материалам статьи В. А. Черненко «Здание Германского посольства в Петербурге»

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ

Здание германского посольства в Санкт-Петербурге (23 фото)

Мрачное на вид здание бывшего германского посольства, что напротив гостиницы «Астория», хорошо известно практически каждому горожанину. И, наверное, многим знакома история о могучих атлетах с конями, которые некогда украшали крышу, а в начале Первой мировой войны были сброшены возмущенной толпой. То, что скульптуры затем утопили в Мойке, не более чем легенда, давно уже опровергнутая документами, но очень живучая!..


1913. Дом германского посольства

Если в 1913 году взгляд Беренса на классическую архитектуру вызывал отторжение, то в 1930-х годах его творение, наоборот, стало предметом подражания, в том числе и для советских архитекторов.

Наверное, мало какое здание, появившееся в Петербурге в начале ХХ века, вызвало такой шквал отрицательных эмоций! Оно даже «удостоилось» карикатуры в журнале «Сатирикон». Дом изобразили в виде тюрьмы с решетчатыми окнами, колоннами наподобие вытянувшихся «во фронт» немецких солдат в шлемах. И увенчали его подносом с кружкой пива…

Сейчас одну часть дома занимает Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу, другую – управление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу. Так что человеку «с улицы» попасть туда практически невозможно.

Как правило, в Петербурге не строили специальных зданий для иностранных представительств, они подбирали для себя подходящие особняки, арендовали или покупали их. Так же и тут: стоявшее здесь здание было куплено в 1873 году для посольства и перестроено для его нужд. При этом был уничтожен прекрасный ампирный фасад, созданный мастером классицизма Василием Стасовым.

К началу ХХ века дипмиссии стало тесно, тогда и было решено построить для неё новое здание. Проект утвердили лично германский кайзер Вильгельм и русский император Николай II, и в 1911-1912 годах здание построили. Естественно, возводилось оно по проекту немецкого архитектора. Им стал Петер Беренс, находившийся тогда на пике славы. Для него это был госзаказ, полученный от министра иностранных дел. Кстати, здание германского посольства в Петербурге нередко называют по имени его создателя – домом Беренса. Это его единственная постройка в России.


1897. Дом Германского посольства


1891-1900. Гостиная в посольстве Германии


1911. Молебен по случаю закладки нового здания посольства Германии


1911. Строительство Германского посольства

Беренс строил в основном в Германии и Австрии. Он был известен как мастер, воспитавший целую плеяду именитых учеников. Один из них, голландец Людвиг Мисс ван дер Роэ, впоследствии мастер конструктивизма, из-за занятости своего учителя как раз и занимался в Петербурге непосредственным руководством строительными работами. Кстати, Беренс был недоволен, как воплощается его замысел, даже обвинял голландца в искажении проекта.

Большинство строительных материалов привезли из Германии, причём по специальной договоренности – беспошлинно. Трудились в основном немецкие фирмы или те петербургские компании, в которых работали жившие в Петербурге германские подданные. Питерским мастерам доверили лишь стекольные, паркетные, малярные работы, а также золочение. Впрочем, это всё детали. Во главу угла ставились идеологические и представительские задачи: новое здание посольства задумывалось как олицетворение могущества Германской империи, величия «нордического духа», монументальности и строгого порядка.

Здание было воплощением не только немецкого духа, но ещё и культуры. Если обычно в германских посольствах присутствовали работы малоизвестных национальных мастеров, то дипмиссия в Петербурге стала настоящим музеем германского искусства. Для украшения залов привезли произведения искусства из запасников германских музеев.







1922-1941. Интерьеры и дворик Германского посольства

Петербуржцы, склонные к постоянству и консерватизму и не особенно приветствующие архитектурные эксперименты, особенно в центре города, восприняли творение Беренса в штыки. Георгий Лукомский, защитник старого Петербурга в начале XX века, называл появление этого сооружения варварством «в своем запоздалом модернистическом варианте».

Очередной скандал вокруг творения Беренса разразился уже после того, как строительство завершилось. В 1913 году на фасаде вновь появились леса – для того чтобы установить на аттике скульптурную группу диоскуров. Когда петербуржцы увидели их – обомлели.

Исполинские юноши весьма брутального вида (А. Н. Бенуа иронично назвал их конюхами) вызвали волну возмущения. Ведь здание – практически напротив кафедрального собора, и горожане жаловались на «оскорбление религиозных чувств при виде обнаженных фигур рядом со святым храмом». Несколькими десятилетиями назад (1840) установленные мраморные скульптуры Диоскуров у Конногвардейского манежа были демонтированы и перенесены.

Однако в этот раз власти ловко вывернулись из ситуации: мол, разрешение давал лично государь император германскому послу, и причём неизвестно на что… Остряки заявляли, что теперь ребус разгадан: здание – всего лишь пьедестал для экстравагантной скульптуры.

Композиция, изготовленная из выколотной меди, была создана на средства, собранные немецкой колонией Петербурга. Её изготовили в Германии, затем разобрали на части, привезли сюда и заново собрали. Автору, берлинскому профессору Эберхарду Энке, известному медальеру, эта работа принесла мировую известность.

Скульптура действительно придала зданию ещё более триумфальный вид. Мощь, величие, могущество… Современники сравнивали фасад, увенчанный диоскурами, с Бранденбургскими воротами в Берлине. Между тем проект Петера Беренса вообще не предполагал установки скульптурной группы над аттиком. Предусматривался только флагшток с орлом…


«Диоскуры» перед установкой


1913. Дом германского посольства


1913. Исаакиевский сквер

Не стоит удивляться тому, что в дни начала Первой мировой войны многие петербуржцы попытались «получить сатисфакцию»: здание оказалось в центре антигерманского погрома. Его участники забрались на крышу, попытались разломать и сбросить ненавистную скульптуру. Погромщики готовились к «бою» и заранее прихватили с собой слесарный инструмент. Изрядно помятых коней и атлетов демонтировали уже после погрома, дабы не смущать народ. Судьба фигур неизвестна. Вполне возможно, их отправили в переплавку…


1925-1929. Вид с крыши Исаакиевского собора

В 1919 году часть помещений многострадального здания занял Германский рабоче-крестьянский совет. А в апреле 1922 года, после заключения Рапалльского договора между Советской Россией и Германией о восстановлении дипломатических отношений, здесь вновь разместилось немецкое представительство.

Бард Александр Городницкий вспоминал, как поразил его во время первомайской демонстрации 1941 года огромный флаг гитлеровской Германии над этим зданием. «Уже потом, в чёрную зиму блокады и в сибирской эвакуации, мне как страшный сон, как кошмар виделся этот фашистский флаг, развевающийся над моим родным Ленинградом», – говорится в мемуарах Городницкого.

Консульство Германии находилось здесь до июня 1941 года. Во время войны тут был военный госпиталь, потом – различные организации, в том числе НИИ полупроводников и Гидрографическое управление, с 1970-х годов – Ленинградское отделение «Интуриста». В 1993-2000 годах здание арендовал Dresdener Bank, в 2000 году его передали для размещения федеральных органов исполнительной власти.

С середины 2000-х годов занялись реставрацией интерьеров. Сначала исторический облик вернули дворику: отреставрировали медальоны, восстановили фонтан с бронзовой скульптурой «Мальчик с рыбой», отлитой в Мюнхене по модели берлинского скульптора Эмиля Ренкера, и сделали мощение. Затем были отреставрированы основные парадные залы второго этажа. Главный из них – Тронный. По соседству с ним – Прусский, или зал Фридриха Великого. Его украшает сверкающий золоченый потолок и фриз по периметру потолка – с германскими орлами. На стенах – барельефы прусских королей.

Из салона для приёмов посла на углу Большой Морской открывается панорамный вид на Исаакиевскую площадь. Стены на всю высоту отделаны панелями морёного дуба, им же обшиты крупные поперечные потолочные балки. Облик зала мощный, строгий, подавляющий. Если не сказать – давящий.

Общее ощущение от интерьеров – как будто бы находишься в декорациях фильма «Семнадцать мгновений весны». Ничего удивительного: Петер Беренс исповедовал принципы архитектуры «большого стиля», получившего наибольшее развитие в Германии в эпоху тоталитаризма 1930-х годов. Заложил традицию во многом именно Беренс, причем своей петербургской постройкой.







Источники: здесь + здесь + здесь

Все об Исаакиевской площади (Санкт-Петербург)

Исаакиевская площадь – главная административная площадь Санкт-Петербурга. На его южной стороне мы находим Мариинский Дворец, в котором сегодня находится законодательный орган города, а на северной стороне площади находится Адмиралтейство. проспект. Архитектурный облик ансамблей зданий вокруг площади настолько исключителен, что они внесены в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Увлекательные факты

  • Благодаря своей исключительной композиции площадь фигурирует в работах многих известных художников.
  • В 1907 году через площадь была проложена первая в городе трамвайная линия. Это место всегда было крупный транспортный узел города – здесь впервые в городе появилась постоянная стоянка такси.
  • Во время блокады Ленинграда все клумбы на площади были отданы под выращивание овощи.
  • Голубой мост через реку Мойку — самый широкий мост в городе — настолько широкий, что многие люди даже не подозревают, что это мост шириной 97 метров. Сегодня он считается частью церкви Св. Исаакиевская площадь.

История

В первые дни Исаакиевский собор был рынком и был известен как Рыночная площадь. Он получил только свое нынешнее название в 1738 году.

Первые каменные дома на Исаакиевской площади были построены по велению императрицы Анны. Иоанновна.

Архитектурный стиль, который можно увидеть на площади, возник во времена правления императора Александра I. Это был его мечтал превратить Санкт-Петербург в красивейший город мира, и поэтому он пригласил французского архитектора Антуан Франсуа Модюи. Однако политические потрясения того времени поставили архитектора в затруднительное положение. Это дало возможность другому французскому архитектору — Огюсту Монферрану — взять на себя проектирование и строительство. строительство Исаакиевского собора на пл.

Русскому архитектору Карлу Ивановичу Росси в 1847 г. было предложено необычное поручение. По просьбе императора Александр II взял на себя общее руководство планировкой площади и привел ее в тот вид, который мы здесь видим. Cегодня.

Что посмотреть

  • Памятник российскому императору Николаю I, установленный в 1859 году. За 160 лет он ни разу не нуждался в капитальная реставрация, нуждавшаяся лишь в косметическом обновлении. Даже советские власти не осмелились снести этот выдающийся образец русской инженерной мысли.
  • Мариинский дворец – жемчужина Исаакиевской площади. В 1884 году дворец был куплен городом, чтобы разместить свой городской совет и другие законодательные структуры.
  • Здание Манежа. До 1870 года здание выполняло предназначенную ему функцию — крытую спортивную площадку для кавалерийские лошади зимой. Во времена Российской империи его вместительные залы использовались для хранения торжественные мероприятия в присутствии российской царской семьи.
  • Российский институт истории искусств расположен в бывшем особняке Зубова. Здание сохраняет его оригинальные интерьеры 19 века.

Экскурсия на Исаакиевскую площадь

Заказать экскурсию на английском языке можно на нашем сайте.

Бестселлер

Экскурсия по городу Описание

Продолжительность 3 часа

Цена 45€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Экскурсия по городу с осмотром Исаакиевского собора

Продолжительность 4 часа

Цена 61€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости

Продолжительность 4-5 часов

Цена 76€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Обзорная экскурсия по городу с посещением Эрмитажа

Продолжительность 5 часов

Цена 72€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Обзорная экскурсия по городу с посещением Храма Спаса на Крови

Продолжительность 4 часа

Цена 61€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Ночная экскурсия по городу

Продолжительность 2 часа

Цена 84€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Морская прогулка с аудиогидом

Продолжительность 1 час

Цена 19€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Экскурсия по городу с посещением местного рынка

Продолжительность 4 часа

Цена 51€

на человека
в группе
4 человека

Просмотрите детали

Отправьте нам запрос, чтобы узнать всю интересующую вас информацию. Этот запрос является бесплатным и ни к чему не обязывает.

Генеральное консульство Индии, Санкт-Петербург

  • Домашний
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга

Туристические достопримечательности Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – уникальный и неповторимый город. Дворцы, музеи, театры, парки и красивые пригороды сделали Санкт-Петербург известным памятником мирового культурного наследия. Санкт-Петербург – красивое и увлекательное место отдыха и один из самых интригующих и исторически значимых городов Европы. Город разделен реками и каналами на многочисленные острова и часто называется «Северной Венецией», «Северной Пальмирой» и «Городом белых ночей». Прогулка по каналам на лодке — отличный способ увидеть город летом. У вас будет уникальная возможность насладиться бесчисленным количеством рек и каналов города, в том числе самыми известными из них – Невой, Фонтанкой и Мойкой.

1. Невский проспект

Невский проспект — главный проспект Санкт-Петербурга и одна из самых известных улиц России. В ранние годы Санкт-Петербурга это было просто начало дороги, ведущей в древний город Новгород. Но он быстро украсился красивыми зданиями, площадями и мостами и стал самым центром шумного, быстрорастущего города. Название дороги сохранено в честь провозглашенного святителя Русской Православной Церкви Александра Невского (1220-1263), князя Новгородского, Киевского и Владимирского. Его обычно считали ключевой фигурой средневекового легендарного статуса из-за его военных побед над немецкими и шведскими захватчиками.

2. Александринский театр

Российский государственный академический драматический театр имени Пушкина – легендарный Александринский театр – старейший русский национальный театр. Он был основан 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой. Здание, спроектированное Карло Росси, является одним из выдающихся образцов русского классицизма. Театр является прародителем всех театров России и датой его основания является день рождения русского профессионального театра, проводящего государственную политику России в области театрального искусства. Театру и площади присвоено имя императрицы-консорта Александры Федоровны. Здание является частью объекта наследия ЮНЕСКО.

Новая сцена была открыта в 2013 году. Уникальный высокотехнологичный многофункциональный комплекс спроектирован петербургским архитектором Юрием Земцовым.

Адрес: площадь Островского, 6 Набережная реки Фонтанки, 49А (Новая сцена)

3. Большой Гостиный Двор

Гостиный двор — старинное русское название крытого торгового центра. Построенный в 18 веке, Гостиный двор был одним из первых торговых пассажей в мире. Это величественное здание из более чем 100 магазинов площадью 53 000 м2, строительство которого заняло 28 лет после начала строительства в 1757 году нашей эры. Неоклассический дизайн .

Адрес: Невский проспект, д. 35

4. Казанский собор (Казанский собор)

Казанский собор, названный в честь «чудотворной иконы Казанской Божией Матери» (святой иконы высочайшего достоинства в Русской православной церкви, покровительницы и покровительницы города Казани), был построен в начале 1800-х годов Александром Воронихиным. имеет огромные размеры и может похвастаться впечатляющей каменной колоннадой, опоясывающей небольшой сад и центральный фонтан.После победы русских над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года собор стал своеобразным памятником русской воинской славы.В 1813 году глава русских войск времен войны 1812 г. в соборе был похоронен М. Кутузов, а в 1837 г. перед собором были установлены памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли.

Адрес: Казанская площадь, Невский проспект, дом 2

5. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший русский православный собор в городе, посвященный святому Исааку Далматскому, покровителю Петра Великого, родившемуся в день памяти святого Исаака. Собор строился более 40 лет между 1818 и 1858 годами архитектором французского происхождения Огюстом Монферраном. Купол Исаакиевского собора возвышается над горизонтом Санкт-Петербурга, а его позолоченный купол можно увидеть, сверкая, со всего города. Главный купол собора возвышается на 101,5 м и покрыт чистым золотом.

Адрес: Исаакиевская площадь, 4

6. Медный всадник

Медный всадник, созданный известным французским скульптором Фальконе в период с 1716 по 1791 год, представляет собой конную статую основателя Санкт-Петербурга Петра Великого, заказанную Екатериной Великой как дань уважения ее знаменитому предшественнику на российском престоле. Это также название поэмы, написанной Александром Пушкиным о статуе в 1833 году, которая считается одним из самых значительных произведений русской литературы.

Адрес: Сенатская площадь

7. Адмиралтейство

Первоначальное Адмиралтейство было одним из первых сооружений, построенных в Санкт-Петербурге. Он был построен как укрепленная верфь в 1704 году Петром Великим. В начале 19 века фортификационные сооружения и верфи были разрушены, а затем восстановлены в 1806-1823 годах по проекту архитектора А. Захарова. Его длинный позолоченный 72-метровый шпиль, украшенный изображением корабля, признан символом города.

Адрес: Адмиралтейский проспект, 1

8. Дворцовая площадь и Александровская колонна

Дворцовая площадь с одной стороны ограничена фасадом зелено-бело-золотого Зимнего дворца (ныне Эрмитаж) с его рококо обилием колонн, окон и ниш, а с другой стороны полукруглым классическим зданием Главного штаба, украшенная Триумфальной аркой, увенчанной Колесницей Победы – памятником Наполеоновской войне. Александровская колонна в центре посвящена победе над Наполеоном. Колонна названа в честь российского императора Александра I, правившего с 1801 по 1825 годы.

Адрес: Дворцовая площадь

9. Эрмитаж

Государственный Эрмитаж — музей искусства и культуры в Санкт-Петербурге. Как один из крупнейших и старейших музеев мира, он был основан в 1764 году Екатериной Великой и открыт для публики с 1852 года. Его коллекции, лишь небольшая часть которых находится в постоянной экспозиции, составляют более 3 миллионов единиц хранения. со всего мира и со всей истории (от Древнего Египта до Европы начала 20 века), включая самую большую коллекцию картин в мире. Главный архитектурный ансамбль Эрмитажа состоит из Зимнего дворца, бывшей государственной резиденции российских императоров. Архитектор Бартоломео Растрелли. Индийский отдел есть и в Эрмитаже.

Адрес: Дворцовая площадь, 2

10. Михайловский замок

Михайловский замок, также называемый Михайловским замком или Инженерным замком, был построен как резиденция императора Павла I (сына Екатерины Великой) архитекторами Бренной и Баженовым в 1797-1801 гг. С каждой стороны замок выглядит по-разному, так как архитекторы использовали мотивы различных архитектурных стилей, таких как французский классицизм, итальянский ренессанс и готика. В Михайловском замке Павел провел всего 40 дней — в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит в своей спальне в результате дворцового переворота.

Адрес: улица Садовая, 2

11. Храм Спаса-на-Крови

Его официальное название – «Собор Воскресения Христова». Эта чудесная церковь в русском стиле (с (средневеково-романтический стиль национализма – 13 куполов в форме луковиц) была построена на месте, где был убит император Александр II после взрыва бомбы в марте 1881 года, и посвящена его памяти. И интерьер, и экстерьер церкви украшены невероятно детализированными мозаиками, разработанными и созданными самыми выдающимися русскими художниками.Церковь насчитывает более 7500 квадратных метров мозаики.Церковь была построена в период с 1883 по 1901. Архитектор Альфред Александрович Парланд.

Адрес: Крибоедов канал, 2А

12. Марсово поле

Марсово поле — Большой парк имени Марса — римского бога войны, расположенный в центре Санкт-Петербурга, площадью около 9 га. 6 ноября 1957 года в центре поля был зажжен Вечный огонь, первый вечный огонь в России.

Расположение: м. Гостиный двор, в сторону храма Спаса-на-Крови

13. Мраморный дворец

Здание Мраморного дворца было заказано императрицей Екатериной Великой для своего фаворита графа Григория Орлова. Один из первых неоклассических дворцов в Санкт-Петербурге, он был спроектирован и построен между 1768 и 1785 годами архитектором итальянского происхождения Антонио Ринальди. Для отделки фасадов и интерьеров здания использовалось 32 различных сорта мрамора, отсюда и его название. В Мраморном дворце, филиале Русского музея, находится прекрасная коллекция современного и поп-арта. Дворец также используется для проведения различных временных выставок.

Адрес: ул. Миллионная, д. 5/1

14. Летний сад

Летний сад был заложен в 1704 году по приказу Петра I, который лично принимал участие в его планировке. Он был выложен по строгим геометрическим принципам и украшен 100 аллегорическими мраморными скульптурами. Адрес: Кутузовская наб., д. 2

15. Мини-Сити в Санкт-Петербурге

Коллекция «Мини-город» содержит малые бронзовые модели основных достопримечательностей Санкт-Петербурга, в том числе миниатюры Дворцовой и Сенатской площадей, Петропавловской крепости, Казанского и Исаакиевского соборов, а также бронзовые статуи зодчих. Растрелли, Росси, Трезини, Монферрана, Томаса де Томона, а также фигура святого Петра, покровителя Санкт-Петербурга.

Адрес: Александровский парк

16. Петропавловская крепость

Петропавловская крепость была заложена Петром I в 1703 году и построена по проекту Доменико Трезини в 1706-1740 годах. Петр и Павел оба были покровителями Петра Великого. Место рождения города никогда не выполняло своей оборонительной функции. Вместо этого у него была богатая, чрезвычайно разнообразная, а иногда и зловещая история как военной базы, дома правительственных учреждений, могильника Российской Императорской семьи, места новаторских научных экспериментов и неприступной тюрьмы, в которой содержались некоторые из самых известных политических заключенных России.

17. Музейный комплекс «Петергоф»

Это один из самых популярных музеев не только в России, но и во всем мире, его часто называют «русским Версалем». Он находится в 30 км от Санкт-Петербурга. Петр I планировал Петергоф как резиденцию Морской царь и место был открыт в 1723 году. Сегодня музейный комплекс раскинулся на площади в пятьсот гектаров. Он считается «столицей фонтанов». Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1730-х годах большой фонтан «Самсон» был расположен в комплексе. Он изображает момент, когда Самсон разрывает пасть льва, символизируя победу России над Швецией в Северной войне. Возможно, величайшим технологическим достижением Петергофа является то, что все фонтаны работают без использования насосов. Вода поступает из природных источников и собирается в водоемах Верхних садов

18. Летний дворец им. Пушкина

Город расположен в 25 км от Санкт-Петербурга. В советское время переименован в честь величайшего поэта России Александра Пушкина. Екатерининский дворец, несомненно, является главной достопримечательностью Царского Села (Пушкина), особенно известным благодаря необычной Янтарной комнате. Бартоломео Растрелли был архитектором. Это была летняя резиденция русских царей. Императрица Елизавета построила новый дворец в 1752-1756 годах в ярком стиле рококо. Более 100 кг золота было использовано для позолоты изысканного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше.

1941

Государственный академический Кировский театр оперы и балета. 1930-е годы
Афиша на июнь 1941 года в Государственном академическом Кировском театре оперы и балета (так тогда назывался Мариинский театр) была отмечена многочисленными торжественными событиями. На 23 июня был запланирован юбилейный вечер выдающейся балерины Елены Люкум. Балерина Наталья Сахновская вспоминала, что «Елена Михайловна (Люкум) репетировала так, что этот спектакль станет вишенкой на торте ее карьеры. Она планировала, что это будет ее последнее выступление, прощание и триумфальное завершение ее сценической карьеры. Неожиданно грянула война и оборвалась победная гирлянда…»*. Спектакль удался, но юбилей балерины прошел за кулисами.
В афише также были выпускные спектакли балетной школы – они репетировали трехактный балет Бела на музыку Владимира Дешевова и в хореографии Бориса Фенстера. «Генеральная репетиция в театре — в костюмах с оркестром — последняя перед спектаклем должна была состояться 22 июля, — вспоминала исполнительница главной роли Нонна Ястребова, — Был прекрасный солнечный день. Я пришла в театр пораньше, чтобы подготовиться, накраситься и размяться. Репетиция началась. В антракте после акта мы услышали по радио странное слово: «война» <...> Выпускной спектакль состоялся 26 июня. <...> После этого мы все встретились и пошли пешком в гостиницу «Астория», где был заказан ужин. Играл небольшой оркестр, и мы хотели танцевать, но к нам подошел пожилой официант и сказал: «Молодые люди, не надо танцевать, ведь идет война». Мы сразу замолчали».**
*Сахновская Н. Из блокадных дневников // Снова вспоминая . Антология. Санкт-Петербург. Академия русского балета имени Вагановой, 2004. С. 34
**Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса. Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 38-39

Афиша Кировского театра. июнь 1941 г.
Вторая мировая война уже бушевала, когда известному режиссеру Сергею Эйзенштейну правительство поручило поставить 9 сцену0335 Die Walküre в Большом театре. Со стороны Сталина это был жест единства в рамках пакта Молотова-Риббентропа. В рамках «культурного обмена» между Сталиным и Гитлером в сезоне 1940–1941 годов в Берлинской государственной опере была поставлена ​​опера Глинки «Жизнь за царя » (в оригинальной редакции). Политический подтекст постановки был очевиден, как и ее явно антипольский пафос, созвучный совсем недавнему очередному разделу Польши.
Аналогичная премьера Вагнера в Ленинграде закончилась гротескной жестокостью. Второй спектакль из 903:35 Лоэнгрин 21 июня 1941 года закончился за несколько часов до того, как части Люфтваффе начали бомбить советские города. В результате оба последующих исполнения Лоэнгрина были отменены в пользу Ивана Сусанина — советской версии Жизнь за царя . Общественность должна была оставаться позитивной и мобилизованной. Вновь стали актуальными фильм Эйзенштейна « Александр Невский », одноименная кантата Прокофьева. Но ленинградцы не повторили погромов, организованных империалистическими патриотами летом 1914, хотя фигуры Диоскуров были сброшены с крыши германского посольства на Исаакиевской площади, а название города было быстро изменено с Санкт-Петербурга на Петроград. И если во время Первой мировой войны австро-германская музыка была официально исключена из репертуара русских театров и концертных залов, то во время блокады Ленинграда в знак победы истинного культуры над мракобесием и варварством.

Концерт в больнице (без даты)
С первых дней войны артисты театра, организованные в концертные бригады, стали ежедневно появляться в частях Ленинградского армейского округа, Краснознаменного Балтийского флота и в мобилизационных отделениях госпиталей.
Скрипач Лев Маргулис, потерявший работу 2 июля в связи с разрушением Филиала Кировского театра при Доме народа (сегодня в здании находится Мюзик-холл), записал в своем дневнике, что «часто бывал в Мариинский театр, я видел Мотю Горелика (Семён Горелик, руководитель оркестра — Изд. ) и просил его устроиться на работу в театр, но казалось, что театр не заработает. Выходных им не давали, но и публика не собиралась. Помню, как-то продали тридцать билетов на Лебединое озеро и спектакль отменили. <...> Солисты театра работали в подшефных бригадах и давали концерты для Красной Армии, а бригады ателье отправлялись работать на маскировочные фабрики и кузницы. К концу июля работа в ателье вообще прекратилась. Сотрудникам выдали продовольственные книжки. Так как я был безработным, то получил карточку в арендном жилищном кооперативе».* Исполнители, не закрепленные за каким-либо учреждением, не могли покинуть город — жителей эвакуировали только вместе с предприятиями.
* Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса. Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 38-39.

Эвакуационный билет балерины Татьяны Вечесловой
15 августа на собрании коллектива театра директор Евгений Радин сообщил о решении правительства об эвакуации театра в Молотов (так называлась Пермь с 1940 по 1957 год). Должны были быть два спецпоезда. На сбор всех ушло три дня.
В своих воспоминаниях артистка балета Мариэтта Франгопуло сообщила, что «подлежало эвакуации около тысячи шестисот человек из театра и до двух тысяч членов их семей… Подбор и упаковка необходимого имущества, проверка количества отбывающих , проверка процесса посадки <...> 19 августа в 4 часа дня на Московском вокзале. Вагонов было так много, что состав стоял на двух платформах: восемьдесят три товарных вагона с подогревом и три вагона класса. Театр забирает костюмы, ноты, световое оборудование и реквизит. Забрать декорации невозможно <...> Вместе с театром из города выезжает группа воспитанников и педагогов балетной школы». *
Наталья Сахновская, числившаяся в очереди на второй спецпоезд и приехавшая провожать коллег на вокзал, вспоминала: «Я очень пыталась себя контролировать, убеждая себя, что мы уезжаем из театра на день-два. … Некоторые люди жили коммуной, ожидая. Но уйти они не могли — Ленинград был полностью окружен».**
*Франгопуло М. Кировский театр оперы и балета // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. 903:35 Москва. Искусство, 1948. С. 55-56.
**Наенко С. Балетные сезоны в блокадном Ленинграде // Снова вспоминая. Антология. Санкт-Петербург. Вагановой Академия Русского Балета т, 2004. С. 16

Театр оперы и балета им. Молотова (Пермь)
13 сентября Ленинградская труппа открыла сезон в Театре оперы и балета имени Молотова. Сцена там была гораздо меньше, чем в Кирове, поэтому постановки приходилось переделывать и создавать декорации заново. Репетиционный зал Пермского театра не мог вместить и половины кордебалета, поэтому все репетиции проходили либо на реальной сцене, либо в помещении Дома культуры Советской Армии.

Сцена из оперы Иван Сусанин . Георгий Нелепп в роли Собинина (в центре) и Иван Яшугин в роли Ивана Сусанина (слева)
Балерина Татьяна Вечеслова вспоминала, что «Первый спектакль на открытии театра был Иван Сусанин (в котором я танцевала вальс) — это было тихое дело, а не успех. Ледяную атмосферу в зале не растопили ни великолепное звучание оркестра под управлением Ария Пазовского, ни прекрасные молодые голоса Ольги Кашеваровой, Георгия Нелеппа и Ивана Яшугина. <...> Такое ощущение, что театром никто не интересовался. «Ничего, — подумали мы, — следующий спектакль — 9».0335 Лебединое озеро . Все будет совсем по-другому».*
*Вечеслова Т. Я балерина. Ленинград-Москва. искусство, 1964. С. 145-146.

Фрагмент афиши за сентябрь 1941 г. Молотов (Пермь)
Продолжение из воспоминаний Вечесловой: «Наши надежды не оправдались. Даже блестящий танец Дудинской и Сергеева не вызвал ожидаемой реакции. В конце заключительного акта занавес опустился в полной тишине. “Кому-нибудь нужен наш балет? – думали мы, – кругом льется кровь, один за другим города нашей родины сдаются врагу, беженцы неделями сидят на вокзалах, а мы будем танцевать и пытаться докажите, что наше искусство кому-то нужно!» У исполнителей, особенно у мужчин, были такие реакции, как «Вам должно быть стыдно гримировать лица и наряжаться в маскарадные костюмы, дурачиться перед страждущими людьми». <.. .> Исполнители стали брать на себя больничные обязанности. После спектаклей, едва смыв грим, они впроголодь отправлялись в больницу и работали там до утра, прежде чем отправиться непосредственно на репетицию. <...> Успех и восхищение публики пришли к нам быстрее, чем мы ожидали. От одного спектакля к следующему интерес к нашему театру все возрастал и возрастал».*
*Вечеслова Т. Я балерина. Ленинград-Москва. искусство, 1964. С. 145-146.

Кировский театр после авианалета. сентябрь 1941 г.
Однако часть роты не смогла эвакуироваться и осталась в Ленинграде. Но артисты Государственного академического театра оперы и балета не смогли открыть свой новый сезон. В воспоминаниях певицы Татьяны Холмовской рассказывается, как «19 сентября, как всегда вечером, вовремя начался вражеский рейд. Завыли сирены. А в 9:05pm в театр попала бомба. 250-килограммовая фугасная бомба попала в крышу правого крыла.
От ударной волны взрыва распахнулись все двери в зрительный зал и в окружающие коридоры. Огромный железный занавес сдвинулся почти на метр, но защитил сцену. Прекрасная мебель в зрительном зале была почти полностью уничтожена. К счастью, красивую люстру сняли несколькими днями ранее. Ударной волной погиб один из старейших сотрудников театра Савелий Базаров (охранник театра, 9 лет).0335 Изд. ). Тяжело ранен начальник пожарной части Владимир Дивов, бойцы Местной бригады ПВО получили легкие ранения и контузии».*
*Холмовская Т. Воспоминания. 1976. Машинопись // Архив Мариинского театра.

Правое крыло театра
«Я слышала, что на наш театр упала бомба, — вспоминала балерина Ольга Иордан, — я была так напугана, что несколько дней не могла пойти и посмотреть. Наконец я собрался с духом и, идя от улицы Глинки к площади, остановился. Правое крыло было разрушено, а входа в административные помещения не было — вместо этого была огромная дыра. Стоя на углу, я смотрел и плакал».*
*Цитата по Крюкову А. Пронзят ли меня стрелой. Оперные певцы и артисты балета в блокадном Ленинграде. Санкт-Петербург. Композитор, 2014. С. 21.

Световой коридор 1 ст кольцо
Фойе 2 -го этажа

Удаление мебели, разрушенной ударной волной. Сентябрь 1941 г.

Вид на театр со стороны Крюкова канала. Снято между 1941 и 1943 г.
«В ​​первых числах ноября нас как будто пощадили, — записал в дневнике Лев Маргулис, — но с 4 -го -го нас стали мучить артиллерийские обстрелы (ранее обстреливали пригороды и заводы, а теперь это был центр города) и частые бесконечные авианалеты. На 7 не летали, но много обстреливали. К тому времени у нас выработалось какое-то безразличие к тревоге: если она убивает, то убивает. Никто не знал, доживут ли они до следующего дня, и я считал, сколько дней войны мы пережили. Мы думали, что после праздников нам дадут немного отдохнуть, но этого не произошло».*
*Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса . Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 50-51.

Гардеробная № 62. Снято между 1941 и 1943 годами.
Продолжение блокадного дневника Льва Маргулиса: «Жить хорошо! иначе и не скажешь! Конечно, умирать в тысячу раз легче, но как бы долго ни длился этот ужас, ты знаешь, что рано или поздно он должен закончиться, и жизнь будет легкой и хорошей, и ты хочешь выжить. Как никто в частности, я знаю, как это тяжело, но что я скажу тем, кто служит на фронте, если буду ныть об этом? Это ужасное время. Почему? Из-за человеческой глупости. Вечный, обширный, бесконечный. Из-за жадности, из-за низости — неискоренимых черт человечества. Я пережил ноябрьские каникулы, которые, как я был уверен, не переживу».*
*Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса . Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 50-51.

 

Афиша концертов Кировского филиала театра. ноябрь 1941 г.

В ознаменование 24 годовщины Октябрьской революции, несмотря на то, что в эти дни немцы обстреливали и бомбили город с особой жестокостью, во многих ленинградских театрах и концертных залах прошли праздничные вечера. Были выступления в Филармонии, Штабе Армии, Государственном цирке, Театре музыкальной комедии и Театре оперетты (последний давал спектакли в Доме культуры первой пятилетки). В Филиале Кировского театра прошли концерты с участием ведущих солистов оперной труппы – сопрано Розалии Горской, тенора Ивана Нечаева, баритона Валентина Легкова, танцоров Ольги Иордан, Сергея Кореня, Аллы Шелест, Натальи Сахновской и Роберта Гербека, а также известного пианиста профессора Александр Каменский из консерватории и семнадцатилетняя виолончелистка Даня Шафран. Его «несерьезное» занесение в афишу, вероятно, было связано с тем, что он начал выступать еще мальчиком – после победы на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов (1937).

Афиша Травиата . ноябрь 1941 г.
Из директивы исполняющего обязанности начальника отдела искусств Исполкома Ленинградского горсовета от 11 ноября 1941 г. №
«… Из имеющегося артистического состава Кировского театра оперы и балета, Малого оперного театра и Оперной студии консерватории сформировать рабочий коллектив, назвав его Театр оперы и балета. Предоставить для работы коллектива… помещения Кировского театрального филиала».*
«Режисерам Исаю Дворищену и Андрею Шретеру, — вспоминает Татьяна Холмовская, — пришлось приложить гигантские усилия, чтобы собрать городских музыкантов в один симфонический оркестр и отрепетировать оперы «Евгений Онегин » и «Травиата ».**
Выписка из дневника Николая Кондратьева, страстного меломана и балетомана: «Объявленные спектакли идут в том же составе, что и до войны (или с небольшими изменениями). <...> Пока занавес не поднялся ( Евгений Онегин  – Ред. ) было объявлено, что по техническим причинам в спектакле не будет декораций, но будут костюмы, реквизит и все мизансцены. Температура в зале была невысокая, около 6-8 градусов. Зрители остались в верхней одежде…»***
*Цитата по Крюкову А. Музыка в блокаду. Хроника. Санкт-Петербург. Композитор, 2002. С. 57.
**Холмовская Т. Воспоминания. 1976. Машинопись // Архив Мариинского театра.
***Цитата по Крюкову А. Музыка в блокаду. Хроника. Санкт-Петербург. Композитор, 2002. С.

Афиша к “Пиковой даме”. ноябрь 1941 г.
Спектакль Пиковая дама , который должен состояться 25 ноября, не состоялся; вместо этого было второе исполнение Травиата . По словам певицы Надежды Вельтер, его двенадцать раз прерывали из-за сирен воздушной тревоги, и выступление так и не было завершено. Из-за перебоев в подаче электроэнергии Филиал Кировского театра вскоре был закрыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *