Храм святой екатерины на васильевском острове: Церковь Святой Екатерины у Тучкова моста

Содержание

Церковь святой великомученицы Екатерины у Тучкова моста

Содержание

Краткое описание

Первое упоминание о Церкви святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове, у Тучкова моста, относится к 1745 году. За это время храм много раз перестраивался, в его истории были и пожары, и разрушения. Современное здание церкви заложено в XIX веке. Сегодня храм действующий, но богослужения проводятся только в помещении под колокольней. Реставрационные работы в остальной части здания продолжаются до сих пор.

История храма

На месте современного храма на Васильевском острове впервые в 1745 году была возведена переносная церковь. После здесь построили Никольскую церковь из дерева. Во второй половине XVIII века она получила название в честь Святой Екатерины. В 1809 году та церковь полностью сгорела во время пожара. Чудесным образом сохранилась только икона Святой Великомученицы Екатерины.

Осенью 1811 года, по приказу императора Александра I было начато строительство нового, каменного храма. Проект был создан ректором Императорской Академии Художеств А. А. Михайловым, принимавшим участие в постройке Исаакиевского собора. Наступила Отечественная война 1812 года, пожертвования собирались очень медленно. В итоге строительство храма заняло 12 лет, он был освящен осенью 1823 года.

Здание выполнено в форме креста и увенчано куполом. На верхушке купола – ангел, держащий позолоченный крест

В середине XIX века была достроена колокольня из камня, трапезная и часовня, где хранилась икона, чудом спасенная во время пожара. С тех пор облик храма практически не изменился.

После революции храм был разграблен. За годы советской власти в разное время в нем были:

  • Химическая лаборатория
  • Гидрологический институт
  • Всесоюзный геологоразведочный институт

В 30-е годы из рук ангела, парящего над собором, был вырван деревянный крест. В годы Великой Отечественной войны Церковь святой великомученицы Екатерины устояла, была разрушена только каменная колокольня.

В 1996 году храм был возвращен верующим. К этому моменту сохранилась только первоначальная внутренняя отделка здания. Удалось очистить храм, установить временный алтарь и освятить часть церкви.

В начале XXI века на колокольню был возвращен крест и проведено первое богослужение в купольной части здания. Работы по восстановлению храма продолжаются по сей день.

Подлинный деревянный ангел с вершины купола церкви не подлежал восстановлению, он перевезен в Смольный собор. Была создана точная копия 200-летней фигуры.

2 декабря 2017 ангел вернулся на купол церкви

Архитектура

Внешнее убранство

Церковь святой великомученицы Екатерины создана архитектором как крестово-купольное сооружение, в основе строения – крестообразная форма. По замыслу автора свод опирается на ротонду с колоннадой.

Массивный купол с фигурой ангела наверху создавал выразительный архитектурный ансамбль, как со стороны Кадетской линии, так и со стороны Малой Невы. Автор скульптуры — И. П. Прокофьев.

В 70-х годах XIX века была соединена с храмом каменная колокольня. Строение изменило первоначальный архитектурный замысел. Такой облик церкви сохранился и до сегодняшних дней.

Внутреннее убранство

Внутри церкви центральный и два боковых придела объединялись в одно целое, образуя светлое, большое пространство. Богослужение, происходящее в главной части, было видно из любой точки.

Стены внутри храма украшала художественная роспись. Одноярусный деревянный иконостас, покрытый белой краской, украшен золотистой резьбой. Икона Воскресения Христова для главного алтаря была создана художником К. П. Брюлловым.

Со временем в церкви было собрано множество старинных образов, написанных на медных досках, окаймленных золотом и серебром. Богатое, сияющее обрамление для икон приносили в храм прихожане, выражая благодарность.

Самыми чтимыми святынями храма являлись:

  • копия Иверской иконы Божией матери в серебре
  • барельеф Святой Троицы с частицами мощей святых
  • Казанская икона Божией матери, созданная на серебряной основе
  • образ Святой Татьяны в обрамлении драгоценных камней
  • серебряный крест с частицами святых мощей

Внутри церкви не была предусмотрена вентиляция, свечи и масло коптили, оставляли следы на стенах, окладах. Каждые 10 лет требовался ремонт.

Сегодня интерьер храма восстановлен только в помещениях под колокольней, там проводятся богослужения. Восстановление всего остального внутреннего убранства требует значительных вложений.

Церковь признана объектом культурного наследия федерального значения

Расписание богослужений в 2019 году

  • Богослужения проводятся по воскресеньям и праздничным дням
  • Исповедь проводится перед литургией в 9. 30, в праздники, воскресные дни и по будням —перед причастием
  • Литургия начинается в 10.00, Всенощное бдение – в 18.00
  • Акафист Святой великомученице Екатерине читается по четвергам в 18.00

Требы – каждый день по предварительной записи

Официальный сайт

cerkovekaterina.ru

Режим работы в 2019 году

Посетить Церковь святой великомученицы Екатерины можно ежедневно с 9 до 19 часов

Телефон

  • 8 812-328-23-63
  • 8 812-328-25-72

Где находится

Адрес

Кадетская линия, дом 27 А

Метро

  • Спортивная
  • Василеостровская

 Как добраться

  • От станции метро Спортивная нужно пройти по Тучкову переулку, выйти на набережную Макарова, к входу в метро
  • От станции Василеостровская можно доехать на трамвае 406 до остановки Кадетская линия, затем пройти около 100 метров налево, до храма
  • Пешком от станции метро Василеостровская направо по Среднему проспекту до Кадетской линии, затем налево до церкви. Дорога займет около 8-10 минут.

Интересные факты

  • По легенде фигура на вершине церкви Святой Екатерины – это один из трех ангелов, охраняющих город на Неве. Первый ангел – на шпиле Петропавловского собора, второй венчает Александрийский столп. Все три фигуры образуют треугольник, соединяющий Центральную часть, Петроградскую сторону и Васильевский остров. Пока ангелы парят над городом, ему не страшна никакая беда. Ангел на вершине храма у Тучкова моста разрушился за два столетия, он был демонтирован в 2004 году. Более 10 лет спустя третий хранитель города вернулся на свое место.
  • Прихожанами храма были рабочие, крестьяне и представители биржевых артелей. У каждой артели был свой образ, о нем заботились, молились, его украшали. Ежегодно во время Спаса совершался крестный ход от храма к стрелке Васильевского острова.
  • Анна Ахматова и Николай Гумилев в 1912-1914 года жили в одном из домов Тучкова переулка. Эта церковь упомянута в стихотворении поэтессы: «Покинув рощи родины священной…».

Лютеранская Церковь Святой Екатерины на Большом проспекте В.О. ✝ Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины

Лютеранская Церковь Святой Екатерины на Большом проспекте В.О. ✝ Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины
  • Теология

  • Концерты духовной музыки

Санкт-Петербургская местная религиозная организация
Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины

 

Евангелическо-Лютеранская община Святой Екатерины

Санкт-Петербургская община основана в 1728 году лютеранами, проживавшими на Васильевском острове, и просуществовала до 1935 года. В 1991 году общинные структуры были восстановлены и действуют по настоящее время.

Церковь Святой Екатерины открыта для богослужений, посещения, осмотра выставки “Мир органа”, концертов классической музыки.

Мы приглашаем всех христиан, убежденных атеистов, представителей всех мнений и исповеданий к диалогу, дружеской беседе, совместному молчанию и размышлениям. Также мы открыты к сотрудничеству с музыкантами, которые стремятся поддержать культуру нашего города на должном уровне.

В церковь может войти женщина как юбке, так и в брюках и с непокрытой головой, мужчина без головного убора, все с выключенными телефонами и другими техническими средствами, которые могут помешать окружающим. Мы признательны всем за уважение и внимание к нашей церкви и посильную помощь для поддержания нашего служения. Пожертвования предназначаются для малоимущих, больных, бездомных. Также община содержит церковное здание – памятник архитектуры, жемчужину Васильевского острова, достраивает и настраивает церковные музыкальные инструменты.

В первую очередь – главный орган, которые наши друзья и гости слышат чаще всего. Помогая церкви, люди помогают городу и его жителям.

Да благословит вас Господь! Добро пожаловать!

2 воскресенье после Троицы
Чтения

Лук. 14,(15).16-24

Лука 14,(15).16-24:
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Еф. 2,17-22

Ефесянам 2,17-22:
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Мат. 22,1-14

Матфей 22,1-14:
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.

Тема второго воскресенья после Троицы – Приглашение.

Главная суть чтения из Еванеглия на это воскресенье – в том, что раб говорит хозяину, разместив по его повелению нищих и увечных в зале пира вместо изначально приглашённых: “и еще есть место”. То, что у трапезы Бога и в Его Царстве есть место нищим, увечным, хромым и слепым, людям с дорог и изгородей – вот что стоит в центре проповеди Иисуса.
Ветхозаветное чтение раскрывает это конкретно и резко: “вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко!”

Послание ставит это как бы на “правовую” основу: чужие становятся согражданами, пришельцы – своими. Да, в Церкви и сейчас осталось полно места. Бог принимает и угощает всякого, не только тех, кто изначально был приглашён. Об этом же говорят и молитвы, и гимны в этот день.

 

Рождение Иоанна Крестителя
Чтения

Лук. 1,57-67.(68-75).76-80

Лука 1,57-67.(68-75).76-80:
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.


60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Деян. 19,1-7

Деяния 19,1-7:
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.

Иоан. 3,22-30

Иоанн 3,22-30:
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.

Этот день обрел особое значение, потому что заменил и наполнил христианским содержанием старый праздник летнего солнцестояния. Августин особенно указал на это ввиду того, что община уже не осознавала этот праздник. Примечательно и то, что днем памяти Иоанна Крестителя является день его рождения – обычно отмечается день смерти как день рождения к жизни в небесном царстве.
Обряды с огнем и обряды и поверия, связанные с растительным миром, происходят от языческого понимания дня солнцестояния. Обряды и поверия, связанные с водой, скорее связаны с деятельностью Иоанна – именно как Крестителя.
Иоанн проповедовал о Христе, и поэтому протестантская Церковь особенно ценила этот день. Он и сейчас празднуется во многих общинах.  
Иоанн был сыном священника Захарии и его жены Елизаветы (Лука 1:57-66). Возможно, после смерти пожилых родителей его воспитывали ессеи; в любом случае, он всецело жил в осознании, что скоро наступит что-нибудь новое. Через его проповедь бесчисленное количество людей пришло к покаянию; его крешение было знаком внутреннего очищения и покаяния. Но не он сам был тем новым, что должно было прийти – он должен был лишь указывать на Того, Кто Сам воплощал любящее внимание Бога к людям: “вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира” (Иоанна 1:29).  
Иоанн проповедовал покаяние и Ироду Антипе, упрекая его за брак с Иродиадой, которая приходилась ему невесткой и племянницей. За это он попал в темницу в скальной крепости Махерон. В конце Иоанн погиб (был обезглавлен) вследствие пьяного каприла царя Ирода, которым воспользовалась Иродиада (Марк 6:14-29 и параллельные места).
Литургический цвет дня Иоанна Крестителя – белый, так как Иоанн Креститель – не христианский мученик, а предтеча и таким образом – элемент событий со Христом.
Его день одновременно является в церковном году “противоположным полюсом” по отношению к Рождеству Христову.

 

посмотреть весь календарь

календарь предоставлен Теологической семинарией ЕЛЦ

Обратная связь

Контактное лицо Укажите контактное лицо

Телефон

E-mail Укажите контактный e-mail

Ваше сообщение Напишите ваше сообщение

×

рассказ о Стрелке, что посмотреть, фото

Одно из самых красивых и оживленных мест Петербурга находится недалеко от центра города. Васильевский остров предлагает широкий выбор аттракционов и развлечений на любой вкус. К тому же у этого места интересная история.

Линии Васильевского острова

Почему на Васильевском острове линии вместо улиц? Еще в начале XVIII века у Петра I возникла идея создать на Васильевском острове место, напоминающее Амстердам или Венецию. Он приказал вырыть сеть каналов, которые должны были заменить улицы. Идея оказалась полной неудачей, так как канал был неглубоким и узким.

Неудачные попытки были засыпаны землей. Однако разметка «линий» осталась нетронутой. Нынешние названия линий на Васильевском острове должны были обозначать проектируемую сторону канала.

Всего на Васильевском острове 33 линии – из них 29 имеют нумерацию и 4 названия – Съездовская, Кожевенная, Косая, Менделеевская. Основу Васильевского острова в Санкт-Петербурге составляют Большой (Большой), Средний (Средний) и Малый (Малый) проспекты, которые пересекаются линиями.

Стрелка Васильевского острова

Проект Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге – творение архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона. Он же разработал проекты Старой Санкт-Петербургской биржи и полукруглой площади перед ней. Этот архитектурный ансамбль был открыт в 1816 году.

Биржу строил не на пустом месте. Раньше на этом месте было старое здание. Он был сделан из дерева и вскоре не полностью реконструирован с помощью кирпича по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Но Тома де Томон не собирался спасать старое здание, и оно было снесено.

Мыс также был полностью восстановлен. Свою полукруглую форму он получил благодаря изменению береговой линии. Он был засыпан землей. Стрелку на Васильевском острове украшали гранитные спуски к Неве. На реализацию проекта «Стрелки на Васильевском острове» ушло 10 лет. К сожалению, архитектор умер до открытия. Произошло это через 3 года после трагической гибели Жана-Франсуа Тома де Томона.

Сегодня здание Биржи принадлежит Государственному Эрмитажу. До этого здесь располагался Центральный военно-морской музей.

Достопримечательности Васильевского острова

Петр I планировал превратить Васильевский остров в центр Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что его идея провалилась, увлекательных мест здесь предостаточно.

Храмы и соборы

На Васильевском острове можно увидеть первые жилые дома и храмы XVIII века, которым удалось сохраниться до наших дней. Они расположены рядом с Большим проспектом. Например, церковь Святой Екатерины и церковь Трех Вселенских святителей, построенная в 1740 году. Андреевский собор на Васильевском острове — один из старейших в Петербурге. Он расположен на пересечении шестой линии и Большого проспекта.

Музеи Васильевского острова

Василеостровский район предлагает широкий выбор музеев на любой вкус. Здесь находится Музей электротранспорта, Музей Санкт-Петербургского метрополитена. Есть даже музеи, расположенные на воде. Наиболее интересны среди них ледокол «Красин» и музей подводной лодки «Народоволец Д-2». Меншиковский дворец также считается музейным комплексом. Всем любителям животных обязательно понравится Зоологический музей Зоологического института РАН.

Кунсткамера — самый посещаемый и необычный музей Васильевского острова. Это был первый музей диковинных и диковинных предметов в России, основанный Петром Великим.

Театр на Васильевском острове

Государственный театр был открыт в 1989 году в историческом здании XIX века. Он продолжает радовать горожан и гостей города богатым репертуаром спектаклей и спектаклей. Билеты можно приобрести на официальном сайте театра.

Адрес театра на Васильевском острове: Средний проспект В.О., дом 48, м. Василеостровская.

Праздник огня

В праздничные дни горожане и гости Санкт-Петербурга могут насладиться световым шоу на Стрелке на Васильевском острове. На Новый год и Рождество здесь проходит фестиваль огня под названием «Рождественская звезда». Зрителей ждет масштабное лазерно-световое шоу, а в конце представления красочный фейерверк.

Каток на Васильевском острове

Все любители фигурного катания могут заниматься любимым видом спорта даже летом. На Малом проспекте, 86 на Васильевском острове есть крытый каток с искусственным льдом. По выходным здесь часто устраиваются популярные ночные катания на коньках.

Улицы Васильевского острова

Самая широкая и самая узкая улицы Санкт-Петербурга

Городские рекордсмены расположены на Васильевском острове. Большой проспект — самая широкая улица Петербурга — 85 метров. Улица Репина имеет ширину всего 5,6 метра и является самой узкой улицей города. Найти его можно между 1-й и 2-й линиями, от Румянцевского парка до Среднего проспекта.

Пешеходные улицы Васильевского острова

Пешеходные зоны Васильевского острова – одно из самых любимых мест в городе. Это 6-я и 7-я строки. Здесь можно не только погулять, но и отдохнуть. Самая красивая часть находится между Большим и Средним проспектами. Он считается культурным центром Васильевского острова. На 6-й и 7-й линиях много магазинов, кафе, баров и ресторанов.

Как добраться на Васильевский остров в Санкт-Петербурге

На Васильевском острове две станции метро – Василеостровская и Приморская. Также на станцию ​​«Спортивная» можно попасть через тоннель под Невой.

Если вы хотите забронировать отель в Санкт-Петербурге, лучшие варианты и предложения вы можете найти в онлайн-каталоге «Планеты отелей». Также стоит посетить самое старое сооружение города – Петропавловскую крепость

Андреевская церковь на Васильевском острове в Санкт-Петербурге


Адрес: 199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 6-я линия, д. 11

Транспорт: ст. м. «Василеостровская» или троллейбусы 10, 11; автобусы 7, 41, 128, 152, К-124, К-186, К-309.

Андреевская церковь на Васильевском острове — один из самых первых соборов Санкт-Петербурга. Интересно, что до его постройки в домовом храме А. Д. Меншикова совершались богослужения для прихожан этого края. Именно из Меншиковской церкви иконостас был перенесен в Андреевскую церковь, построенную в 1732 г.

Церковь в “новом и готовящемся стать главным районом” Санкт-Петербурга – Васильевском острове – подразумевалась с самого начала освоения этой территории. Петр I планировал поставить здесь Храм Андрея Первозванного, но планы остановились немного после смерти императора, и первая деревянная церковь по проекту Трезини, которая строит Островную Стрелку, была построена только по указу Екатерины I.

Интересно, что один из первых кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного (самого первого ордена России, учрежденного великим Петром I) – граф Ф.М. Апраксин завещал большую сумму денег на строительство церкви. С 1744 года Андреевская церковь становится соборной, а возле нее располагается кладбище. Существует предание, что здесь похоронены князь Долгорукий, княгиня Долгорукая и петровский сподвижник А. Нартов. В Андреевском соборе профессора В.К.Тредиаковский, М.В. принял присягу. Ломоносов.

Во время грозы в 1761 году молния сожгла деревянное здание храма. Иконостас спасают, и с 1763 года начинают собирать средства на строительство каменного здания. Императрица Екатерина и великий князь Павел жертвуют солидные суммы. Однако на этом злоключения Андреевской церкви не заканчиваются. В 1766 году на почти достроенном соборе рухнул купол, архитектор А.Виста был арестован, а руководство строительством было поручено А.Иванову. Обвинения с А.Висты впоследствии снимаются (доказывают, что причиной аварии стал некачественный кирпич), но открытие Андреевского собора постоянно откладывается по техническим причинам. Он состоится только в 1780 году, а через 6 лет рядом с ним возведут колокольню.

Павел I повелел укрепить орденский знак над входом в храм, и с 1797 года Андреевский собор стал Орденским храмом св. Андрея Первозванного.

В середине 19 века на пожертвования купцов Тименкова и Фролова надстроен иконостас в один ярус и расширен, а к главному зданию пристроены приделы – Никольский и Успенский.

В конце 70-х гг. Андреевская церковь 19 века объединена с церковью Трех Святителей, по проекту А. Кракова заменена часовня и возведена общая ограда.

Со второй половины XIX века при Андреевской церкви действовала крупнейшая приходская благотворительная организация – Общество помощи бедным.

Октябрьский переворот 1917 г. привел к запустению и частичному разрушению Андреевской церкви, а в 1938 г. к ее закрытию. Как это было в те годы – помещение использовалось как производственный склад, затем как хранилище Библиотеки Академии наук и фондов института и музея этнографии.

С 19 лет92, Андреевская церковь восстановлена ​​в православном статусе; сейчас здесь проходят богослужения, которые можно посетить с 9 до 19 часов.

Церковное убранство

Храм построен в смешанном стиле, близком к стилю ренессанса. Главный купол Андреевского собора обрамлен четырьмя куполами, трапезная соединяет главный корпус с двухъярусной шатровой колокольней (1784–1786). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полукруглыми окнами. Храм имеет не только очень красивый внешний вид, но и, по мнению искусствоведов, лучшее его украшение — резной позолоченный трехъярусный иконостас на вкус Растрелли высотой 17 метров (8 саженей). В один из периодов истории собора даже его кровля была выкрашена в зеленый цвет (зеленый — цвет орденской мантии).

Из достопримечательностей храма в начале 20 века наделы в главном алтаре были из чистого серебра, весом 115 кг (7 фунтов), стоимостью 26000 рублей, Евангелие в серебряном окладе, весом 14,5 кг ( 35 фунтов), и напрестольный образ владыки Саваофа, отличной работы (автор не установлен), а также икона Воздвижения (XVII в.) в главном алтаре над южными дверями с изображениями царя Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

Потолок церкви до 1897 г. был живописным, на нем был изображен Бог-Отец. При ремонте потолок церкви был закрашен, и роспись утеряна. В сводах, а также в центральной апсиде закреплено большое количество железных крючков (петлей), назначение которых неизвестно. Специалисты предполагают, что на них вешали лампады, ссылаясь на существование такого обычая во многих церквях.

5 (16) апреля 1797 года указом императора Павла I Андреевскому собору было присвоено наименование: «Кавалер I степени». До 1813 года в нем было особое царское место, к тому же он стал Орденским храмом ордена Св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *