Архитектура барокко. Особенности и примеры зданий
В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.
Барокко — жемчужина с изъяном
В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.
От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.
Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини
Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.
В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества
Лоренцо Бернини. Законодатель стиля
Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.
Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.
Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини
Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.
Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.
Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.
Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.
Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое
Барокко в Европе. Королевская роскошь!
Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.
Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта
XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.
В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.
Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.
Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.
В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.
Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании
Лучшие представители архитектуры барокко
- Карло Мадерно
- Лоренцо Бернини
- Франческо Борромини
- Гварино Гварини
- Жак Лемерсье
Поделиться ссылкой
Про барокко, очень кратко. Бегом практически — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Содержание
- 1 Архитектура
- 1.1 Италия
- 1.2 Испания
- 1.3 Франция
- 1.4 Англия
- 1.5 Германия и Австрия
- 2 Скульптура
- 3 Живопись
- 4 Гравюра
- 4.1 Заключение
Просмотры: 140 800
Скачать как PDF
В основу стиля Барокко, сложившегося в Италии в конце 16 века, легли религиозные идеи Контрреформации: на Тридентском Соборе было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение. Основные черты барочных произведений — эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, — создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом. Слово «barocco» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый». Оно появилось позднее, как знак удивления буйной фантазией мастеров этого стиля. Вёльфлин впервые определил барокко как живописное, настроенное на глубину, склонное к открытой форме, предпочитающее атектоническое начало и некоторую неясность.
Для художественной культуры барокко характерно стремление найти красоту в дисгармонии, асимметрии, нескончаемом взаимопереходе форм. Здесь намеренно используются диспропорция, диссонанс и другие нарушения порядка. Главная цель, которую ставит перед собой художник: ошеломить, потрясти воображение зрителя. Эта цель достигается через передачу страстного движения, напряженной борьбы противоположностей, резких контрастов. Текучесть формы обеспечивается специальными художественными приемами: сложными метафорами, аллегориями, анаморфозами (неожиданными переходами одного образа в другой).
В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый», «странный». В средневековой логике этим термином обозначились неправильные умозаключения, логические ошибки. В Португалии аналогичным словом «perola barroca» назывался жемчуг неправильной (овальной) формы. В искусстве его стали применять к различным отступлениям от классических канонов. Первые элементы нового стиля обнаружились в Италии в конце XVI в. Родоначальник – один из «титанов» Возрождения – Микеланджело Буонаротти. В его поздних творениях: скульптурах, олицетворяющих времена суток капеллы Медичи и фреске с изображением Страшного Суда в Сикстинской капелле, — появляются мотивы мучительной скорби и безысходности.
Огромная суггестивная сила барокко стала причиной того, что оно было взято на вооружение католической церковью в движении контрреформации. Его распространению способствовал Орден иезуитов («Общество Иисуса»), которому была поручена борьба с протестантизмом всеми доступными средствами. Иезуитские учебные заведения – коллегии и семинарии – монополизировали образование в католических странах.
Барокко — первый подлинно общеевропейский язык искусства и архитектуры. Возникнув в рамках католицизма, он не может быть вписан в рамки одной конфессии, одной политической системы или одной национальной культуры.
Архитектура
Фасад МадернаИталия
В архитектуре наибольшего внимания заслуживают итальянские мастера — ведь именно в их творчестве ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля.
Центром архитектурного барокко стал г. Рим. Первым сооружением этого стиля была церковь Иль-Джезу (1575), построенная архитекторами Джакомо да Виньоли и Джакомо делла Порта для Ордена иезуитов. На фасаде двухъярусного здания использованы волюты, дающие эффект плавного перехода от верхнего яруса к нижнему.
Интерьер характеризуется обилием декоративных деталей, которые задерживают внимание вошедшего в храм, предваряя его восприятие свода. Таким образом символизируется трудность перехода от земной суеты и страстей к небесному блаженству.
Особенно выделяются Карло Мадерна (1556 — 1629), Франческо Борромини (1599 — 1667) и Джан Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Именно Карло Мадерна мы обязаны сегодняшним видом Собора святого Петра. К зданию, которое возвёл Микеланджело, Мадерна добавил гигантский притвор с западной стороны. Таим образом, весь храм стал базиликой и приобрёл стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила святого Петра.
Работы по преобразованию Собора продолжил Бернини. С 1657 по 1663 он создавал своё гениальное творение — площадь перед Собором. Это была главная площадь католического мира. Множество паломников из разных стран собиралось и собирается на ней в праздничные
Площадь собора св. Петрадни, чтобы увидеть Папу. По сути, это не одна, а две площади. Первая, в виде трапеции, сформирована галереями, отходящими от Собора. Второй Бернини придал форму овала. Она обращена к городу и охвачена колоннадами, как двумя огромными руками. В симметричных точках овала расположены фонтаны, а между ними стоит обелиск, помогающий ориентироваться на огромной площади. Это не просто слова — хорошо известен своеобразный эффект площади святого Петра: проходя по ней посетитель периодически ощущает утрату координат. Кроме того, в средокрестии Собора Бернини установил огромный киворий высотой 29 м. Этот колосс на 4-х витых колоннах с имитацией в бронзе тяжёлых складок драпировок потрясает всякого вошедшего в храм.
Церковь Сан-Карло алле Куатро ФонтанеАбсолютным шедевром Франческо Борромини является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Для неё был выделен маленький и неудобный участок на перекрёстке. По углам небольшого храма расположены 4 фонтана (отсюда название церкви). Стена фасада то прогибается, то выступает вперёд, и кажется, что плотная масса камня меняется на глазах. Композиция основана на продуманных сочетаниях выпуклых и вогнутых поверхностей стен, а всё вместе создаёт динамичный, живописный, и вместе с тем логичный образ.
Самые зрелые черты стиль барокко приобрел у Франческо Борромини (церковь Сан-Карло у четырех фонтанов) и Лоренцо Бернини (церковь Сант-Андреа аль Квиринале). Сложились его отличительные признаки:
1. Овальная форма планов и вообще преобладание криволинейных очертаний в зданиях: полукруглый фронтон, волнообразный фасад, характерная декоративная деталь – волюта, соединяющая верхний и нижний ярусы здания.
2. Витые колонны, создающие эффект напряженного движения:
3. Фонтаны, как часть архитектурного ансамбля.
4. Перегруженность декоративными деталями: пышной лепниной, скульптурами и росписями.
5. Иллюзионистские эффекты, создающие впечатление бесконечного пространства, размывающие грань между кажущимся и реальным и др.
Все эти детали имеют символическое значение. Криволинейные очертания, волюты и волнообразность символизируют преображение материи. Тяжелое каменное сооружение как бы на глазах меняет свой облик. Сложная символика выражена и в отдельных архитектурных памятниках. Пространство перед церковью св. Петра в Риме имеет очертания ключа, напоминая о том, что церковь есть ключ к Царствию Небесному.
Испания
Говоря об архитектуре Испании того времени, следует отметить, что в ней сочетались средневековые черты с барочными. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий — так называемый стиль «платереско» («чеканный», «узорчатый»). В этом стиле строили Мартин
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-КомпостелаВиллареаль, Алонсо Кано и другие. На рубеже 17 — 18 веков ясность и ювелирная точность платереско сменились предельной насыщенностью декоративными деталями и пристрастием к обильным украшениям на фасадах. По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера и его братьев (1665 — 1725) этот стиль получил название «чурригереск». Созданный ими стилевой вариант характеризовался особо пышным декором фасада. Он оказал влияние на латиноамериканскую архитектуру (мексиканское «ультрабарокко»). В этом стиле был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. Его архитектор, Фернандо Касас де Новоа, использовал такое обильное декоративное убранство, что башни храма кажутся скульптурными произведениями, а не архитектурными.
Франция
Во Франции барокко более строгое, без излишеств. Вершиной французской архитектуры 17 века стал Версаль. Кроме Версаля, следует отметить например, собор Дома Инвалидов, построенный Жюлем-Ардуэном Мансаром (1646 — 1708). Этот храм стал важной высотной точкой Парижа — его тяжеловесный купол значительно изменил панораму города.
Версаль Собор Дома инвалидов ВерсальАнглия
Великобритания в 17 веке была одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Однако большинство английских построек было связано не с барокко, а с иным стилем — классицизмом. Поэтому здесь присутствуют те произведения английских архитекторов, где присутствуют отдельные черты барокко. Безусловно, это Собор святого Павла, построенный Кристофером Реном (1632 — 1723). Нужда в строительстве храма возникла после того, как пожар 1666 года уничтожил старый лондонский собор. Главный фасад нового собора украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе святого Петра в Риме, в здании Рена есть внутренний купол и внешний, рассчитанный на вид издалека. Чтобы удержать тяжёлый фонарь купола, архитектор придумал конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполом. Для 18 века это было уникальное инженерное решение. Важным произведением английского барокко стала Библиотека Рэдклиффа (архитектор Джеймс Гиббс, 1682 — 1754). Она представляет собой 16-гранное в плане сооружение, окружённое колоннадой из сдвоенных колонн.
Дворцово-парковые ансамбли представлены таким памятником английской архитектуры 17 века, как Вилла в Чизвике, созданная Ричардом Бойлом Бёрлингтоном (1695 — 1753), аристократом и покровителем искусств. Вилла повторяет «Ротонду» Палладио, но её фасады не одинаковы. Садовый фасад украшен портиком с фронтоном, к которым ведёт очень сложная и изысканная лестница. Парк, созданный для этого ансамбля Уильямом Кентом (1684 — 1748) — один из первых образцов английского пейзажного парка.
Германия и Австрия
В Германии и Австрии архитектурное барокко развивалось почти так же бурно, как и в Италии. Здесь необходимо отметить пышные экстатические творения братьев Азам, Фишера фон Эрлаха и других немецких и австрийских авторов. Дворцово-парковые ансамбли представлены таким замечательным ансамблем, как Епископская резиденция в Вюрцбурге (архитектор Бальтазар Нойман, 1687 — 1753). Это огромный дворец с 4-мя внутренними дворами и очень длинным фасадом — 167 м. В интерьере дворца поражает монументальная и изысканная парадная лестница. И жемчужина немецкого барокко — Цвингер, парадная резиденция курфюрстов Саксонии. Ее создал Маттиас Даниэль Пеппельман (1662 — 1736). Ансамбль возвели у крепостного рва, где в Средние века держали диких животных (по-немецки zwinger означает «клетка для зверей»). Обширный двор, где проходили празднества, с трёх сторон окружён двухэтажными павильонами, соединёнными галереями с застеклёнными арками.
Скульптура
В скульптуре внимание прежде всего привлекают итальянские и испанские архитекторы. Барочным скульптором «par excellence» является Джан Лоренцо Бернини. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким как воск». И действительно, такие работы, как «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины» свидетельствуют о виртуозном мастерстве скульптора. Он шлифует мрамор, заставляет его играть множеством бликов, передавать тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз. В скульптурах Бернини достигают апогея динамика и дематериализация формы. Он мог соединять в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры.
В отличие от Бернини и других итальянских скульпторов, воплощавших в своих произведениях некую идею, испанские мастера стремились прежде всего к правдоподобию до мельчайших деталей. В их работах натурализм сочетался со страстностью. Очень распространённой скульптурной формой в Испании было «пасо» (шаг, шествие) — группа, представляющая библейскую сцену. Пасо носили по городу во время праздников. Их делали из дерева, раскрашивали, на фигуры надевали одежду и приклеивали настоящие волосы. Наиболее известные мастера — Грегорио Эрнандес (около 1576 — 1636) и Педро де Мена (1628 — 1688), — соединяют в своё творчестве жёсткий натурализм и обострённую эмоциональность в передаче духовного состояния.
Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, любили эффектные, выразительные решения, монументальные формы, торжественность и пышность. Франсуа Жирардон (1628 — 1715), ученик Бернини, подчёркивает в своих работах не драматизм, а красивую композицию. Антуан Куазево (1640 — 1720) даёт психологически тонкие характеристики героев, используя такие барочные приёмы, как неожиданные позы, свободные движения, пышные одеяния. Французская скульптура 17 века соединяет в себе черты классицизма и барокко.
Поражает своей пышностью скульптура немецкого барокко. Основные её черты — парадность, экспрессивность, избыточность деталей, тонкое чувство материала и усложнённость композиций. Всё это как нельзя лучше проявилось в произведениях Андреаса Шлютера.
Живопись
В живописи, гравюре и рисунке Европы были большие и малые мастера барокко. В Италии это болонские академисты — братья Карраччи, Гверчино, Сальватор Роза, — верившие в существование вечного идеала красоты. Их взгляды легли в основу академической системы образования. Известен сонет, приписывающийся Агостино Карраччи, в котором излагаются взгляды академистов:
Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
Тот пусть вооружится рисунком Рима,
Движением и светотенью венецианцев
И ломбардской сдержанностью колорита,
Манеру мощную возьмёт от Микеланджело,
От Тициана передачу натуры,
Чистоту и величие Корреджиева стиляИ строгую уравновешенность Рафаэля. (Пер. А. Аристовой и С. Всеволожского)
Во Франции мы видим явление крестьянских живописцев — Луи Ленена (1600/1610 — 1648) и Жоржа де Ла Тура (ум. 1652). Картины Ленена продуманны и упорядочены по композиции, строги по колориту. Его герои полны достоинства и внутреннего покоя. На полотнах Ла Тура, благодаря особому художественному приёму (противопоставлению тёмного пространства и потока яркого света) заурядные события превращаются в мистические и таинственные. Представлено и творчество Клода Лоррена (1600 — 1682) — основоположника французского пейзажа.
Из немецких живописцев того времени самым талантливым был Адам Эльсхеймер (1578 — 1610). Его творчество повлияло на многих современников яркостью колорита, оригинальным подходом к сюжетам, смелыми экспериментами в изображении света.
Но на первый план в области живописи и графики выходят мастера Испании, Голландии и Фландрии. В Испании 17 век называется золотым веком живописи. И действительно, именно в эту эпоху жили и творили такие замечательные художники, как Хусепе Рибера (1591 — 1652), разрабатывавший тему страданий и мученичества; Франсиско Сурбаран (1598 — 1664), чьи многочисленные циклы из жизни святых погружают нас в тайну мистического общения человека с Богом, и Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 — 1682) — деликатный и искренний художник, своими образами вызывавший умиление у современников.
Но, конечно, самым выдающимся испанским живописцем эпохи барокко был великий Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 — 1610). В искусстве достижения иллюзии реальности он следовал испанской национальной традиции. Но, в отличие от вышеперечисленных художников, иллюзорность у Веласкеса принимает не религиозно-мистический, а простонародно-бытовой оттенок. Его поздние картины поражают мастерством композиции и невиданной ранее свободой пространственного мышления и обыгрывания темы «картина в картине». Мастер писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. Папа Иннокентий Десятый назвал свой портрет кисти Веласкеса «слишком правдивым». Парадные портреты художника скорее скрывают внутреннюю жизнь героя, демонстрируя аристократическую сдержанность. Но именно они позволяют во всём блеске развернуть живописное мастерство — зритель обнаруживает головокружительные заливки жидкой краски, непринуждённые движения кисти, вольно переливающиеся открытые цвета, смелые опыты с цветными тенями… В своём творчестве Веласкес соединяет духовное богатство с редким техническим мастерством.
Во Фландрии, где господствовали испанцы, и в Голландии, которая стала независимой, тоже наблюдался небывалый расцвет изобразительного искусства. «Королём художников и художником королей» называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640). В его антверпенской мастерской безостановочно кипела работа — среди заказчиков Рубенса числились не только дворяне и богатые купцы, но и королева Франции Мария Медичи, испанская королева Изабелла… Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов.
Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью — и этим поразил романтиков. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: «…он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать! Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе… Он имеет смелость быть самим собой… Я дуюсь на него порой! Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм, из-за недостатка изысканности и изящества… Но даже промахи Рубенса не ослабляют впечатления от его картин, до того они проникнуты совершенно особым свойством истинной смелости… Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера.
Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 — 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 — 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 — 1638).
Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 — 1669). О его произведениях Эжен Делакруа сказал: «правда — самое прекрасное и редкое на свете». Можно утверждать, что Рембрандт был самым необыкновенным и загадочным мастером 17 века. В молодости он быстро приобрёл репутацию вундеркинда. За свои портреты, в которых он схватывал выражения лиц, погружая их трепетную светотень, Рембрандт получал неплохие гонорары. Художник счастливо женился, у него появились ученики.
Однако уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Вот как пишет Эжен Фромантен о картине Рембрандта «Ночной дозор»: «Рембрандту надо было изобразить роту вооружённых людей. Не было ничего проще, как показать нам, что они собираются делать; но он выразил это так небрежно, что даже в самом Амстердаме до сих пор ничего не могут понять. Он должен был придать фигурам портретное сходство — оно сомнительно; изобразить характерные костюмы — они большей частью фантастичны; создать живописный эффект — но этот эффект оказался таков, что картина стала неразрешимой загадкой. Страна, место, время действия, сюжет, люди, вещи — всё исчезло в бурной фантасмагории палитры… странности фигур, и их внезапное появление среди полной темноты — всё это случайный результат эффекта, задуманного вопреки правдоподобию, осуществлённого вопреки всякой логике». Недоумение вызывала слишком вольная трактовка портретов и нехарактерный для Голландии интерес к евангельским и библейским сюжетам.Что касается офортов Рембрандта, то в них оригинальность индивидуального стиля художника проявилась еще сильнее. Свет и тень создают в них поистине ирреальное, мистическое ощущение. Штрихи образуют густую трепещущую сетку и вибрируют серебристым или золотистым цветом, создавая особую атмосферу.
Вторым великим голландским художником эпохи барокко был Ян Вермеер Делфтский (1632 — 1675). Перед его работами у зрителя возникает смешанное чувство восхищения и беспомощности. Всё ясно и понятно, но, в то же время, драгоценная световоздушная живопись Вермеера придаёт художественному пространству загадочный оттенок. Если у Рембрандта материальность исчезает и растворяется в свете и тьме, то у Вермеера, наоборот, подчёркивается материальная значимость каждого предмета. Писал Вермеер очень медленно и оставил потомкам всего около 40 картин. Он тщательно накладывал мелкие плотные мазки, завершая работу лёгкими, незаметными касаниями кисти.
Кроме этих двух гигантов нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые «малые голландцы»: Герард Доу (1613 — 1675), Адриан ван Остаде (1610 — 1685), Габриэль Метсю (1629 — 1667), Герард Терборх (1617 — 1681) и другие. Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены «весёлого общества». «Малые голландцы» были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике.
Гравюра
В гравюре представлены, в основном, работы тех же мастеров, что и в живописи. Но есть там и такие мастера, которые стали известны именно как гравёры. Таков, например, голландец Херкюлес Сегерс (1589/1590 — 1638), много сделавший для развития техники цветного офорта. Каждый его лист — неповторимое, оригинальное произведение искусства. В ночных пейзажах яркие блики образуют на тёмном фоне сложный рисунок и создают иллюзию серебристого мерцания лунного света, а грандиозные ландшафты вызывают космические ассоциации.
Французский рисовальщик и гравёр Жак Калло (1592 — 1635) узнал славу ещё при жизни — его эстампы печатались большими тиражами и продавались во многих городах Европы. Замечательно изображал Калло массовые сцены со множеством мелких фигурок. В общую композицию прихотливо вплетаются бродяги, комедианты, разбойники. На одной из гравюр Калло Тенирс насчитал 1138 человек, 45 лошадей и 137 собак. Дерзкий гротесковый стиль художника отразился не только в изобразительном искусстве, но и в литературе — одна из самых знаменитых книг Э. Т. — А. Гофмана называется «Фантазии в стиле Калло». На весь мир прославился своими гравюрами и рисунками Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778). Он создал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самой загадочной была его серия «Тюрьмы» — одни видели в них изображение ада, другие — наркотические галлюцинации, третьи — театральные декорации. Сам себя Пиранези называл «венецианским архитектором», и хотя за всю свою жизнь он построил всего лишь одно здание, заслуживает такого названия, ибо оказался родоначальником «бумажной архитектуры». Фантастические образы гравёра оказали столь большое влияние на князя В. Одоевского, что тот вывел образ Пиранези в своём романе «Русские ночи», и вложил тому в уста следующую тираду: «Духи, мною порождённые преследуют меня: там огромный свод обхватывает меня в свои объятия, здесь башни гонятся за мною, шагая верстами… иногда заключают они меня в мои собственные темницы, опускают в бездонные колодцы, куют меня в собственные мои цепи».
Отдельного упоминания заслуживают и такие гравёры и рисовальщики, как Абрахам Блумарт (1564 — 1651), Стефано делла Белла (1610 — 1664), Карел Дюжарден (1622 — 1678), Жорж Лаллеман (ок.1580 — ок.1640).
Заключение
Барокко экспериментально и исполнено здравого смысла. Оно мистично и рационально, иронично и серьёзно, виртуозно и естественно. Нередко встречаются в барочной архитектуре опыты с пространством и движением, массой и цветом. Излишества и декоративная преизбыточность интерьеров дворцов может вызвать упрёки строгих эстетов. В парках и садах встречаются нам павильоны с причудами, зловещие гроты, фонтаны со странными фигурами и чудищами. Барокко регулярно сбивает зрителя с толку. В архитектуре и скульптуре, живописи и гравюре, глаз перестаёт различать большое и малое, далёкое и близкое, лёгкое и тяжёлое, материальное и имматериальное. Барочные мастера словно специально подчёркивают неуловимость и неподотчётность человеку стихий и субстанций, несоразмерность мира и людей.
Искусство барокко тесно связано с рождением принципиально нового способа мышления, с появлением научной картины мира. Именно в 17 веке Галилей демонстрирует изумлённой общественности виды новых небес, с их многочисленными звёздами и планетами. Это и подобные ему открытия приводят не только к ужасу и трепету перед затерянностью человека в просторах космоса, но и к желанию осваивать новые пространства. После Кеплера у астрономов не возникало сомнений в подвластности физической вселенной измерению, и та же картина наблюдалась в биологии, географии, химии, медицине.
Стиль барокко — порождение нестабильной эпохи. Художники расшатывают прежние представления о том, каким должно быть искусство. Они осваивают новые темы и мотивы, способы выражения, хотят увидеть невидимое и запечатлеть невозможное. Как бы мы ни относились к искусству барокко, мы должны осознавать, что именно оно стало первым стилем Нового Времени. В нём — ключ к пониманию искусства дня сегодняшнего.
Д. Харман.
Архитектура барокко
Введение
Архитектура барокко – уникальный приятный стиль, возникший в Италии в конце 16 века, а затем распространившийся по Европе. Это была драматическая и расширенная форма архитектуры эпохи Возрождения, преобладавшая в Европе в 15 веке. «Архитектура итальянского барокко в основном встречалась в церквях и дворцах в Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии». Он был более драматичным и театральным по своему виду и внешнему виду, поэтому приобрел большее значение, чем старые архитектурные формы. Архитектура барокко была основана известным архитектором Кристофером Реном («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», nd). Самыми известными «экстравагантными стилями архитектуры барокко» являются церковь Святого Карла в Вене, дворец Шенбрунн, дворец Бельведер, старая венская ратуша, имперские конюшни, базилика Святого Петра в Ватикане, церковь Иисуса, Версальский дворец и многое другое. Общие черты включают в себя составной план и дизайн, овальную форму, а особенности — «величие, драматический вид, контраст, освещение, изогнутая форма, поверхность на основе массива, скользящая скульптура и т. Д.». в частности, яркие цвета и привлекательные рисунки на потолке и слоях заслуживают похвалы. Когда дело доходит до Франции, были добавлены классические элементы, и она распространилась на Центральную Европу, Великобританию, Испанию и так далее. Таким образом, барокко выглядит драматично и театрально, и оно превзошло предыдущие архитектуры («Архитектура в стиле барокко | Определение, характеристики и факты», nd).Архитектура в стиле барокко: ранний этап
Ранняя структура в стиле барокко должна была быть «жемчужиной с движениями и полосами» («Архитектура барокко», 2020). Архитектура в стиле барокко изначально развивалась в Италии и распространялась по разным частям, и ее масштабы и расширение не очень ценились на ранних этапах. Ранними моделями ренессанса были дворцы и церкви, а позже он трансформировался в различные его модели, такие как «соборы, приходские церкви и монастырские постройки, королевские дворцы, градостроительные сооружения и т. д.» («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», н.д.) . Таким образом, мы видим переход от традиционных дворцов и церквей к градостроительству, где заранее планировалось создать большие парки, сады за пределами жилых домов. Эта архитектура отменила старые, простые планы и начала использовать «планы земли», которые в значительной степени были сосредоточены на том, чтобы лучше смотреть сверху, но этот план был намного сложнее, великолепнее и ярче. Планы барокко раньше архитекторы эпохи Возрождения использовали квадрат, круг или крест для планов земли, но барокко перешло к овалу, который немного жестче, чем предыдущий. В пунктах, отмеченных в «Архитектуре барокко: определение, история, характеристики» (н. д.), отмечено, что «Франческо Борромини» нашел церковь в форме меда и другие церкви с выпуклыми и вогнутыми стенами. Позже другие архитекторы установили здания с другим дизайном. с использованием имени короля и т. д. Ранним барокко была базилика Святого Петра, которая представляет собой смесь ренессанса и барокко, включает дизайн центрального плана, латинский крест и переднюю пристройку и т. д. более позднее барокко было смешано с западной культурой, и оно более классическое. использовалась «двухскатная мансардная крыша», к этому классу относились замки и Версальский дворец.Обычными типами являются итальянское, французское и испанское барокко, а классификации были ранним, высоким и поздним барокко («Архитектура барокко», 2021 г.)
Архитектура в стиле барокко: дизайн, стиль и технология
Здания в стиле барокко отличались уникальным планом и изогнутыми стенами. Нововведения в архитектуре барокко не ограничивались его планировкой, но именно эти здания были пионерами «идеи движения». Здания в стиле барокко имели уникальные характеристики изогнутых стен, которые представляли собой либо правильные изгибы, либо встречные изгибы и колонны. Даже в дизайне интерьера были кривые стены. Он также использовал такие устройства, как «волюты, свитки, уши, архитектурные и декоративные элементы, такие как завитки ленты на концах, для внешнего вида здания. На изображениях зданий была указана традиция («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», без даты). Это всегда сочетание архитектуры Бернини, Борромини и Кротоны, а также демонстрирует религиозное превосходство, верования и образцы поклонения того периода.
Общие характеристики визуальных и театральных эффектов включены;
Купола: В интерьере зданий были написаны краски «небо, наполненное ангелами, солнечными лучами и небесным видением» («Архитектура барокко», 2021).
Квадратура: это была иллюзия, повторяющая картину «святые и ангелы» с лепными рамами и декором. Он имел три измерения и на некоторых картинах нашел атлантов («Архитектура барокко», 2021).
Парадные лестницы: Лестницы имели центральную часть с драматическими эффектами, которые открывали разные виды, и это было место церемоний («Архитектура в стиле барокко», 2021).
Cartouche: это были пиктограммы со «скульптурными рамками и формами», которые придают стенам здания трехмерный вид («Архитектура барокко», 2021).
Зеркала: шаговые, которые обеспечивают углубление и большую площадь. Их можно найти в «Зеркальном зале и Версальском дворце». («Архитектура барокко», 2021).
Незавершенная архитектура: в некоторых местах они создали незавершенность, которая сбивает с толку («Архитектура в стиле барокко», 2021).
Светотень: тип искусства, представляющий собой сочетание темного и светлого, что дает лучшее впечатление, а также глубокий и драматический трехмерный вид («Архитектура в стиле барокко», 2021).
Накладная скульптура: «она широко использовалась с горшечными фигурками маленьких детей мужского пола на потолке из деревянного материала, гипса или лепнины, мрамора и т. архитектура», 2021).
Соломонова колонна или «Столб ячменного сахара со спирально закручивающимся валом с движением». («Архитектура барокко», 2021).
Широко использовались эллиптические или овальные пространства, и они старались избегать прямых углов («Архитектура барокко», 2021).
Барокко: Архитектура со сводами и контрфорсами
Барочные церкви были сформированы со сводчатыми и куполообразными крышами и «контрнапорными» контрфорсами для снятия внешнего давления. Кристофер Рен использовал стены до нефа для поддержки контрфорсов и стен. Для этой цели он использовал технологию квадратуры («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», nd). Архитектура барокко была единой, сочетая в себе множество элементов, таких как облицовка, план, внутренние конструкции, купол и т. Д. Фасад был обращен наружу, и у него были этажи, которые имели вертикальные элементы, такие как «колонны, пилястры, карнизы или фронтоны от стена», заменив старый вертикальный этаж. Традиционный взгляд на архитектуру был обусловлен используемыми скульптурами и картинами. В «Архитектуре барокко: определение, история, характеристики» (н. д.) также отмечается, что в целом здания в стиле барокко «сложны, удивительны и динамичны» по своим характеристикам.
Свет и порядок «восходящего и падающего»:
Свет оказал множество эффектов на здания в стиле барокко, и они покрыли его внешний вид и интерьер, что придало драматический и театральный эффект». Это не освещает все части, а концентрируется на некоторых частях, а другим частям придается эффект тени или темноты. Оформление здания также привнесло много особенностей в световой эффект. Таким образом, свет придал зданиям искусственный живой вид («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», без даты)
В зданиях модели барокко использовались такие ордера, как «тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный», которые всегда отличаются друг от друга пропорционально своими колоннами, пилястрами и вертикальным расположением и вскоре» («Архитектура барокко» : определение, история, характеристики», nd).
Итальянская, французская и немецкая архитектура барокко:
Италия была источником архитектуры барокко, а затем распространилась на другие страны, такие как Франция, Германия, Великобритания и т. д. Основными профессиональными архитекторами в Италии были «Бернини, Борромини , Пьетро да Кротона и Гуарино Гуарини и т. д., и у них даже были разные акценты и стили в моделях в стиле барокко. Знаменитая базилика Святого Петра принадлежит к этой группе и демонстрирует преобразование эпохи Возрождения, а также представляет собой «христианское искусство» («Архитектура в стиле барокко: определение, история, характеристики», nd).
Архитектура французского барокко была другой формой модели барокко во Франции, где пионерами были «Саломон де Бросс, Франсуа Мансар, Луи Лево, Жак Лемерсье и т. д.». Здесь, помимо личности, большое значение имела классификация школы, к которой они принадлежали. Они использовали французское декоративное искусство и французскую мебель («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», nd). Архитектура немецкого барокко была очень похожа на итальянскую модель, которая была известна в Австрии и Германии. Но в Германии барокко появилось в конце 17 века из-за войны. Основными архитекторами были «Иоганн Бернхард, Фишер фон Эрлах, Иоганн Лукас фон Хидебрандт и др.». («Архитектура барокко: определение, история, характеристики», nd).
Заключение:
Архитектура барокко была моделью, разработанной в Италии и распространенной в различных регионах на более поздних стадиях эволюции. Обычно встречаются классификации: архитектура итальянского барокко, французское барокко и немецкое барокко. Эта модель была разработана путем замены существующей ренессансной модели архитектуры и стала во многом «декоративно-театральной» моделью. Факты доказывают, что модели барокко тесно связаны с католическими церквями и дворцами («Архитектура барокко», 2021). Он взял за основу «ренессансную архитектуру», но исключил прямоугольники и ее общие черты. Купола, колоннады взяты из раннего периода. Но модель барокко привнесла множество внутренних и внешних эффектов, механизм освещения, драматические виды и потолочные украшения и т. д. («Архитектура барокко», 2021).
(«Архитектура барокко», 2020) отмечает, что архитектура барокко является продолжением архитектуры ренессанса, но всегда демонстрирует свою реакцию против ренессанса путем моделирования и инноваций. Основные черты были взяты из эпохи Возрождения и оформлены «драматически и театрально». Таким образом, эта модель в стиле барокко доказывает, что она находит простор для изобретения и обеспечивает «художественное выражение».
Каталожные номера:
Архитектура барокко, 2021. . Википедия.
Архитектура барокко | Определение, характеристики и факты [Документ WWW], n.d. . Британская энциклопедия. URL-адрес https://www.britannica.com/art/Baroque-architecture (дата обращения: 4.10.21).
Архитектура барокко: определение, история, характеристики [WWW-документ], n.d. URL http://www.visual-arts-cork.com/history-of-art/baroque-architecture.htm (дата обращения: 4.10.21).
Архитектура барокко: история, форма и художники [WWW-документ], 2020. . Индонезия Дизайн. URL-адрес https://indonesiadesign.com/story/baroque-architecture (дата обращения: 4.10.21).
Исследуйте темы
Архитектура барокко – Сила драматической энергии ·
Архитектура барокко (1590-1725 гг. ), которая отличалась высокодекоративным и теоретическим стилем, преобладала в Италии в начале 17 века и постепенно распространилась по Европе. Движение барокко началось в Риме после эпохи Возрождения, отчасти как реакция на протестантскую Реформацию. Скульптура, живопись и использование цвета и света в архитектуре барокко были чувственными и страстными.
Архитектура в стиле барокко известна своими замысловатыми и изысканными деталями, сложной геометрией и захватывающим дух величием. В основном архитектурный стиль барокко подчеркивает контраст между светом и тьмой, чтобы добавить драматизма своим формам. Можно увидеть оптические трюки в изогнутых линиях, вогнутых и овальных формах с комбинацией текстур, которые покупают сложности. Пока расписывали потолки и золотили стены, зрители словно находились в движении.
Акцент в архитектуре барокко
- Классический архитектурный стиль.
- Сложные и сложные детали
- Скульптуры – Полные жизни, эмоций и движения
- Сложная геометрия, такая как овалы и затмения.
- Роскошные и экстравагантные материалы.
Характеристики/Особенности архитектуры барокко
Характеристики архитектуры барокко создают ощущение драматических эмоций с энергией и действием.
- Сложные детали
- Богатые текстуры/богатая обработка поверхности
- Цвет и световой контраст
- Асимметричные пространства
- Вращающиеся элементы, криволинейные/закругленные формы – особенно купола
- Неправильные или сложные формы
- Вогнутые и выпуклые поверхности для имитации волнистости
- Парадные лестницы
- Преувеличенное величие
- Использование овала как в плане, так и в орнаменте
- Процедуры Trompe-I’oeil в интерьере
- Группы колонн и ниш
- Роскошные драматические картины на потолке и стенах.
- Изображения, создающие оптические иллюзии.
Лучшие образцы архитектуры барокко
1. Фонтан Треви
Фонтан Треви, Рим, Италия; Источник изображения: Wikipedia. org- Фонтан : Фонтан Треви
- Местонахождение n: Италия, Рим
- Дата : 1732-62 (18 век)
- Архитектор : Никола Сальви, Джуссепем Паннини и другие
- Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения
- Ключ Характеристики : Центральная статуя Океана работы Пьетро Браччи обрамлена кессонным полукуполом.
- Фасад : Фасад состоит из гигантского ордера коринфских пилястр, соединяющих два основных этажа. В центре полукруглая архитектурная ниша имеет отдельно стоящие колонны для максимального освещения и тени для статуи. Более того, коринфские пилястры возвышаются над балюстрадой в стиле барокко.
2. Санта-Мария-делла-Салюте
Источник изображения: locationscout.net- Здание : Санта-Мария-делла-Салюте
- Функция/Использование : Церковь
- Местоположение : Венеция, Италия
- Дата : 1631-81
- Архитектор : Бальдассаре Лонгена, архитектор.
- Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения
- Ключ Характеристики : Церковь имеет два купола разного масштаба, самый большой из которых виден на подступах к площади Сан-Марко со стороны Большого канала.
- Фасад : Это восьмиугольная ротонда с двумя куполами. Барабан главного купола окружен скульптурными фигурами. Каждая из фигур стоит на улитке в виде спиралей. Кроме того, эти спирали служат опорой конструкции. Внешний вид богато украшен колоннами, фронтонами, нишами со статуями и другими элементами, вырезанными из истрийского мрамора.
3. Сан-Карло Алле Кватро Фонтане
Источник изображения: Wikipedia.org- Здание : Сан-Карло Алле Кватро Фонтане
- Функция/Использование : Церковь
- Местоположение : Рим, Италия
- Дата : 1638-41
- Архитектор : Франческо Борромини
- Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения.
- Ключ Особенности : Коринфские колонны, антаблементы, переплетенные за коринфскими колоннами, характерные скульптуры, овальные ниши – все эти особенности создают ощущение движения и драматизма.
- Фасад : Фасад церкви имеет вогнутые и выпуклые изгибы, подчеркнутые колоннами, искусно вырезанными нишами, скульпторами и овальными окнами. Не менее важным элементом является овальный медальон, венчающий центр фасада, который держат поддерживающие ангелы. Медальон когда-то содержал фреску Пьетро Джаргуцци.
4. Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте
Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте в Браге – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО- Здание : Святилище Бом-Жезуш-ду-Монте
- Местоположение : Брага, Португалия
- Дата : 1781
- Историческое влияние : греческая архитектура и архитектура эпохи Возрождения.
- Ключ Особенности : Лестница пяти чувств, окруженная стенами, ступенями, фонтанами, декоративными навершиями и фигурной скульптурой, является лучшим символическим произведением в стиле барокко.
- Универсальная ценность : Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
- Фасад : Эта монументальная лестница организована в виде зигзага в виде трех лестниц с соответствующими террасами, которые создают ощущение движения и драматизма.
5. Дворец Цвингер
Источник изображения: Wikipedia.orgЭто самый известный памятник Дрездена, Германия и важные здания периода барокко.
- Здание : Дворец Цвингер
- Функция/Использование : Дворец
- Местоположение : Дрезден, Саксония, Германия
- Дата : 1710-28
- Архитектор : Маттеус Даниэль Пёппельман
- Ключ Особенности : Искусно украшенные павильоны и галереи с балюстрадами, фигурами и вазами демонстрируют великолепие времен правления Августа Сильного.
- Несмотря на то, что дворец Цвингер был полностью разрушен во время Второй мировой войны, позже он был полностью перестроен, а коллекции восстановлены.
6. Санта-Сусанна
Источник изображения: commons.wikimedia.orgЭтот фасад отличается архитектурной иллюзией высоты, достигнутой за счет коринфских колонн, вертикальных ниш, а также точеных завитков, доходящих до фронтона.
- Здание : Санта-Сусанна
- Функция : Римско-католическая церковь
- Местоположение : Рим, Италия
- Дата : 1585–1603
- Архитектор : Карло Мадерно
- Историческое влияние : греческий стиль (коринфские колонны, молдинги вокруг проемов), архитектура эпохи Возрождения.
- Ключ Особенности : Коринфские колонны, вертикальные ниши и скульптуры, а также точеные завитки, доходящие до фронтона, добавляют величия и сложности.
- Фасад : Фасад из травертина, состоящий из динамичного ритма колонн и пилястр, выступающих из переднего фасада. Вход и крышу увенчивают треугольные фронтоны, гармонирующие друг с другом. Тем не менее, окна заменены вертикальными нишами с великолепной резьбой, включающей скульптурные фигуры.
7. Сант-Андреа-аль-Квиринале
Источник изображения: Pinterest- Здание : Сант-Андреа-аль-Квиринале
- Функция : Римско-католическая церковь
- Местоположение : Рим, Италия
- Дата : 1658-1670
- Архитектор : Джан Лоренцо Бернини
- Историческое влияние : греческий стиль – ионические и коринфские колонны
- Фасад : Фасад увенчан треугольным фронтоном, поддерживаемым коринфскими пилястрами. Вход в церковь ведет вверх по нескольким ступеням и под полукруглым крыльцом, обрамленным двумя ионическими колоннами. Над антаблементом крыльца находится герб покровителя Памфилов.
8. Собор Святого Павла – архитектура барокко
Источник изображения: tripsavvy. com Интерьеры собора Святого Павла; Источник изображения: Викисклад.Этот шедевр барокко возвышается над Лондоном и был самым высоким зданием до 1963 года.
- Здание : Собор Святого Павла
- Функция : Англиканский собор
- Местонахождение : Лондон, Великобритания
- Дата : 1675-1710
- Архитектор : Сэр Кристофер Рен
- Характеристики : Внешний и внутренний купол
- Фасад : Внешний купол возвышается над барабаном колонн и ниш, возвышающихся над внешним видом, а также над главным фасадом. Внутренний купол соответствует масштабу внутренней части собора. Кирпичный конус находится между ними и действует как промежуточный структурный элемент.
- Интерьеры : Интерьер демонстрирует многие черты архитектурного стиля барокко – сложные фрески, использование золота для кессонных потолков и куполов, а также сводов и арок.
9. Площадь Святого Петра и Балдахино – Ватикан, Рим, Италия
Источник изображения: youlocalrome.com- Корпус : Площадь Святого Петра
- Функция : Площадь, расположенная перед Собором Святого Петра
- Местонахождение : Ватикан, Рим
- Дата : 1586- 1675
- Архитектор: Джан Лоренцо Бернини
- Историческое влияние: Египетская и греческая архитектура
- Основные характеристики: Массивные дорические колоннады, центральный египетский обелиск, гранитный фонтан, эллиптический план
- Фасад : Фасад украшен массивными дорическими колоннадами с замысловатыми скульптурами в стиле барокко, стоящими на них.
10. Королевский дворец в Казерте
Источник изображения: Capri.com Источник изображения: ЮНЕСКОЭто самая большая королевская резиденция в мире, занимающая площадь 47000 м2. Королевский дворец является лучшим образцом монументальной архитектуры в стиле барокко, построенной как великолепный дворец.
- Здание : Королевский дворец в Казерте
- Назначение : Королевский дом/дворец
- Местоположение : Казерта, Кампания, Италия
- Дата : 18 век
- Архитектор : Луиджи Ванвителли
- Особенности: Дворец в 5 этажей включает парадные апартаменты, внутренние дворы, большую библиотеку, театр, монументальные залы, украшенные фресками. Также охватывает большой парк, сады, лесной массив, а также акведук и промышленный комплекс.
- Универсальная ценность : Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
- Фасад : Линейный фасад с английским садом, самым живописным садом в Европе.
Примеры интерьеров – искусство и архитектура барокко
Санта-Мария-делла-Виттория – Рим, Италия
В рукаве трансепта церкви Бернини создал эффект мини-театра с членами семьи Корнаро в ложах с видом на божественную тайну церкви. Экстаз святой Терезы на сцене.
Бернини создал иллюзионистскую фреску вокруг окна, изображающую вздымающиеся облака и ангелов. Даже некоторые облака в горельефе закрывают часть архитектурной лепнины и конструкции под ними. Фреска на потолке изображает открывающиеся небеса.
Чартерный дом Гранады
Ризница Ла-Картуха – Интерьеры
Интерьеры этого здания украшены искусством барокко. Изысканная резная лепнина с замысловатыми деталями даже скрывает нижележащие пилястры и основную структурную систему. Глаз бесконечно рисуется от части к части с драматической игрой света и тени.
Потолочное украшение Джезу
Удивительно, но здесь стирается грань между трехмерной реальностью и мистической иллюзией. На бочкообразных сводах Джезу были размещены толстолепные архитектурные лепные украшения, обрамляющие иллюзионистские фрески с изображением облаков и ангелов, поднимающихся к небу.
Архитектура барокко указывает на любую форму искусства, которая была разработана, украшена, а также сложна по сравнению с предшествующей архитектурой эпохи Возрождения и другими стилями.