характерные особенности и яркие архитектурные шедевры
Барокко – один из самых эффектных, даже театральных архитектурных стилей, известных своей роскошью, помпезностью, драматическим освещением и цветом, а также потрясающими зрительными иллюзиями. Если изначально барокко был излюбленным направлением в проектировании культовых сооружений, то чуть позже его можно было увидеть в замысловатых формах королевских дворцов и аристократических усадеб, чтобы визуально подчеркнуть свое превосходство или абсолютистские режимы.
1. История возникновения стиля барокко в архитектуре
Архитектурно-скульптурная композиция позднего римского барокко Fontana di Trevi (Рим, Италия). | Фото: lonelyplanet.com.
Начнем с того, что же означает такое непонятное слово «барокко». В переводе с португальского la perola barroca – этот термин использовали моряки для обозначения неправильной формы/дефектного жемчуга. С итальянского barocco, переводится как «причудливый, странный». Этот стиль очень быстро стал модным направлением не только в архитектуре, но и в живописи, литературе, музыке – во всех без исключения формах прикладного искусства в период в XVI по XVIII век.
В светском строительстве стиль барокко очень быстро завоевал популярность (Замок Ховард в Англии). | Фото: orangesmile.com.
Стоит отметить, что возникновение архитектуры в стиле барокко совпало с европейским колониализмом, который поспособствовал его распространению по всей Европе и Южной Америке. Именно в тот период католическая церковь отчаянно нуждалась в восстановлении своего ослабевающего влияния.
Католическая церковь Basilica di Superga – образец итальянской барочной архитектуры (Турин, Италия). | Фото: facade-project.ru.
Духовенство всеми силами пыталось восстановить господство в Европе, вкладывая огромные средства на строительство впечатляющих храмов и соборов, призванных визуально продемонстрировать мощь и богатство, а также внушить мистический трепет прихожанам. Чуть позже правители и самые богатые слои населения таким же способом показывали свое превосходство над другими людьми, введя моду на величественность, пышность убранства, показную роскошь, торжественность и монументализм (даже в светском строительстве).
Зимний дворец в Санкт-Петербурге – впечатляющий памятник архитектуры петровского барокко, который в свое время служил резиденцией российских императоров (Россия). | Фото: blog.ostrovok.ru.
Как и следовало ожидать, новое направление зародилось в Италии, впрочем, как и большая часть стилей. Вычурный и пышный стиль, активно использующий театральные эффекты, пришел на смену ренессансу.
2. Характерные черты стиля барокко в архитектуре
Произведения в стиле барокко во всех видах искусства выделяется эффектными пышными формами, особой торжественностью, созданием иллюзии величественности, призывая простых обывателей к поклонению и восхищению. Характерными чертами стиля барокко в архитектуре являются:
Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.
♦ величие или драматическое великолепие – это самая заметная черта архитектуры барокко. Чтобы добиться впечатляющих результатов, зодчие той эпохи старались строить здания гигантских размеров, которые сами по себе способны внушить трепет у всех тех, кто находился рядом, вызывая чувство ничтожности перед церковью, Богом и правителями;
Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.
♦ учитывая, что барокко свободно переводится как «неправильные формы», неудивительно, что в барочной архитектуре будут использовать органические формы и неожиданные изгибы. Неправильные формы часто встречаются в грандиозных фасадах и вогнутых/выступающих входах, которые украшают эффектные статуи или колоннады. Органические элементы встречаются как в фасадах здания и куполах, так и в оформлении интерьеров;
Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.
♦ масштабные купола грушевидной формы очень быстро стали центральным символическим элементом, используемым в храмовой архитектуре барокко. Их возводили с одной целью – проиллюстрировать слияние небес и земли. В этот период купола становятся многоярусными, щедро украшенными элементами как снаружи, так и внутри помещений, чтобы наглядно подчеркнуть эту связь;
Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.
♦ обилие яркого декора призвано усилить иллюзию господства католической церкви. Геометрические и растительные узоры, вычурная лепнина, витиеватая роспись, эффектные скульптуры «со смыслом» и аллегории, а также масштабное золочение декоративных элементов создавало ту пышность и величие, к которому стремились зодчие и духовенство;
Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).
♦ изумительное убранство внутреннего пространства является самым узнаваемым элементом декора стиля барокко. Интерьеры, как и экстерьеры барочной архитектуры, были богато украшены и композиционно сложны, чтобы произвести ошеломительный эффект. Практически все поверхности внутреннего пространства были украшены фресками, повествующими если не библейские мотивы, то эстетически привлекательные и завораживающие сцены. Скульптуры и произведения искусства, чаще всего, были сосредоточены вокруг алтаря, обычно под расписным куполом, символизирующим связь с небесами и со Всевышним.
Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me
♦ применение театральных приемов таких, как свет и иллюзия привнесли в убранство церквей и соборов много интересного и поражающего воображение. Благодаря корректировке реальности, многие из них кажутся намного больше чем они есть на самом деле. И это, не говоря о той атмосфере, которую удалось создать великим мастерам эпохи Барокко.
Примечательно: Известный мастер барокко Джованни Лоренцо Бернини, добившийся ошеломительных результатов в создании оптических иллюзий, говорил по этому поводу: «Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».
3. Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко
Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.
Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).
♦ Площадь Святого Петра в Ватикане, в оформлении которой участвовал Джованни Лоренцо Бернини, является одним из самых удивительных объектов, созданных в стиле барокко. Несмотря на то, что Собор Святого Петра можно отнести к архитектуре Эпохи Ренессанса, то площадь с 4-рядной колоннадой, состоящей сразу из 284 колонн, высота которых достигает 19 метров – это чистой воды барочный стиль, позволивший слиться с окружающей обстановкой и стать самой впечатляющей частью города. Колоннада была создана для того, чтобы связать фасад храма с трапециевидной площади, создавая овал, придающий ощущение динамичности пространства. Такой подход к архитектуре и дизайну радикально отличается от стремления Микеланджело или Браманта создания только отдельного здания, хотя и запоминающегося.
Авторы Novate/ru, хотели бы отметить, что строительство комплекса завершал Карло Мадерно – швейцаро-итальянский архитектор, который являлся ярким представителем римского барокко.
Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).
Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.
♦ Версальский дворец близь Парижа, вернее сказать, его Зеркальная галерея. Это одна из самых масштабных и эффектных частей, ставшая идеальным воплощением всего того, чего достигли архитекторы, художники и скульпторы в эпоху позднего Барокко. Над его проектом работали Жюль Ардуен Мансар, вместе с дизайнером интерьеров Шарлем Ле Брюном и ландшафтным дизайнером Эндрю Ле Нотром, а также любимцем короля Людовика XIV – художником Шарлем Лебреном. Им удалось достичь невиданных высот в светском барочном строительстве и роскошном украшательстве, подчеркивающем безоговорочное превосходство царствующих особ.
Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).
Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).
♦ Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме (в переводе означает Святой Карл у четырех фонтанов) – это еще один запоминающийся пример архитектуры в стиле барокко. Отличительной особенностью этой церкви является поистине барочный центральный фасад с необычной кривизной «ущербной жемчужины». Автором проекта стал архитектор Франческо Борромини – один из основоположников римской архитектуры барокко. Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane является венцом его творчества и считается одной из его лучших работ. Разработанный Франческо дизайн был настолько революционным, что вдохновил его современников повсеместно использовать подобные идеи и эффектные элементы.
Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.
Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).
♦ Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме является еще одним изумительным творением Джованни Лоренцо Бернини. Этот проект задумывался, как дворцовая церковь итальянского королевского дома, поэтому большой масштаб не входил в планы строительства. Конструктивно, церковь представляет собой овал, при этом расстояние от входа с полукруглыми узкими ступенями до алтаря – является самым коротким в храмовом строительстве тех времен. Отличительной чертой этого проекта стало богатое оформление 8 ниш-капелл, имеющих разнообразную форму и оригинальное решение декоративного убранства, которое, естественно, уступает алтарной нише.
Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.
Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).
♦ Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена – стал одним из самых ярких и важных объектов Германия периода барокко. Автором проекта был архитектор Маттеус Даниэль Пеппельман, которому пришлось отправиться в Рим, чтобы досконально изучить архитектуру античности и Возрождения, а также наработки последователей стиля барокко, прежде чем взяться за проектирование дворца. Слова Георга Дехио – историка немецкой культуры как нельзя лучше характеризуют творение Маттеуса: «Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».
Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).
♦ Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне была построена (1714—1729 гг.) по проекту архитектора Николаса Хоксмура. Несмотря на то, что к этому времени у зодчего был выработан свой собственный стиль, влияние барокко просматривается в богатом убранстве святыни и необычном шпиле, который нельзя отнести ни к готическому, ни к классическому направлению. Также стоит отметить, что в дизайне церкви можно увидеть элементы возрождения палладианской архитектуры с ее венецианскими окнами, которые отлично гармонируют с арочным фронтоном входного портика.
Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).
♦ Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы является впечатляющим примером барочной архитектуры, которая в России приобрела свои черты и прошла несколько этапов. Конкретно эта церковь была возведена в лучших традициях голицынского барокко – популярного направления как в храмовом строительстве, так и в светском, конца XVII – начала XVIII вв. Каменное здание на высоком цоколе в окружении открытой галереи с каменным декором, увенчанная золоченой короной, с украшенными скульптурами святых и ангелов фасадами – стало образцом и примером для более поздних творений, которые принято называть петровское барокко.
Новое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:
Несмотря на то, что большинство стилей зародилось в Италии, такое понятие как итальянский стиль стал достоянием другой страны. Причем он очень быстро превратился в популярное направление, которое до сих пор вдохновляет на создание эффектных архитектурных объектов.
Про барокко, очень кратко. Бегом практически — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 153 383
Скачать как PDF
В основу стиля Барокко, сложившегося в Италии в конце 16 века, легли религиозные идеи Контрреформации: на Тридентском Соборе было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение. Основные черты барочных произведений — эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, — создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом. Слово «barocco» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый». Оно появилось позднее, как знак удивления буйной фантазией мастеров этого стиля. Вёльфлин впервые определил барокко как живописное, настроенное на глубину, склонное к открытой форме, предпочитающее атектоническое начало и некоторую неясность.
Для художественной культуры барокко характерно стремление найти красоту в дисгармонии, асимметрии, нескончаемом взаимопереходе форм. Здесь намеренно используются диспропорция, диссонанс и другие нарушения порядка. Главная цель, которую ставит перед собой художник: ошеломить, потрясти воображение зрителя. Эта цель достигается через передачу страстного движения, напряженной борьбы противоположностей, резких контрастов. Текучесть формы обеспечивается специальными художественными приемами: сложными метафорами, аллегориями, анаморфозами (неожиданными переходами одного образа в другой).
В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый», «странный». В средневековой логике этим термином обозначились неправильные умозаключения, логические ошибки. В Португалии аналогичным словом «perola barroca» назывался жемчуг неправильной (овальной) формы. В искусстве его стали применять к различным отступлениям от классических канонов. Первые элементы нового стиля обнаружились в Италии в конце XVI в.
Родоначальник – один из «титанов» Возрождения – Микеланджело Буонаротти. В его поздних творениях: скульптурах, олицетворяющих времена суток капеллы Медичи и фреске с изображением Страшного Суда в Сикстинской капелле, — появляются мотивы мучительной скорби и безысходности.Огромная суггестивная сила барокко стала причиной того, что оно было взято на вооружение католической церковью в движении контрреформации. Его распространению способствовал Орден иезуитов («Общество Иисуса»), которому была поручена борьба с протестантизмом всеми доступными средствами. Иезуитские учебные заведения – коллегии и семинарии – монополизировали образование в католических странах. Благодаря их поддержке идеология и практика барокко утвердилась в странах Западной Европы, не принявших Реформацию: Италии, Испании, Франции, Австрии, Польше и т.д.
Барокко — первый подлинно общеевропейский язык искусства и архитектуры. Возникнув в рамках католицизма, он не может быть вписан в рамки одной конфессии, одной политической системы или одной национальной культуры.
Архитектура
Фасад МадернаИталия
В архитектуре наибольшего внимания заслуживают итальянские мастера — ведь именно в их творчестве ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля.
Центром архитектурного барокко стал г. Рим. Первым сооружением этого стиля была церковь Иль-Джезу (1575), построенная архитекторами Джакомо да Виньоли и Джакомо делла Порта для Ордена иезуитов. На фасаде двухъярусного здания использованы волюты, дающие эффект плавного перехода от верхнего яруса к нижнему.
Интерьер характеризуется обилием декоративных деталей, которые задерживают внимание вошедшего в храм, предваряя его восприятие свода. Таким образом символизируется трудность перехода от земной суеты и страстей к небесному блаженству.
Особенно выделяются Карло Мадерна (1556 — 1629), Франческо Борромини (1599 — 1667) и Джан Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Именно Карло Мадерна мы обязаны сегодняшним видом Собора святого Петра. К зданию, которое возвёл Микеланджело, Мадерна добавил гигантский притвор с западной стороны. Таим образом, весь храм стал базиликой и приобрёл стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила святого Петра.
Работы по преобразованию Собора продолжил Бернини. С 1657 по 1663 он создавал своё гениальное творение — площадь перед Собором. Это была главная площадь католического мира. Множество паломников из разных стран собиралось и собирается на ней в праздничные
Площадь собора св. Петрадни, чтобы увидеть Папу. По сути, это не одна, а две площади. Первая, в виде трапеции, сформирована галереями, отходящими от Собора. Второй Бернини придал форму овала. Она обращена к городу и охвачена колоннадами, как двумя огромными руками. В симметричных точках овала расположены фонтаны, а между ними стоит обелиск, помогающий ориентироваться на огромной площади. Это не просто слова — хорошо известен своеобразный эффект площади святого Петра: проходя по ней посетитель периодически ощущает утрату координат. Кроме того, в средокрестии Собора Бернини установил огромный киворий высотой 29 м. Этот колосс на 4-х витых колоннах с имитацией в бронзе тяжёлых складок драпировок потрясает всякого вошедшего в храм.
Церковь Сан-Карло алле Куатро ФонтанеАбсолютным шедевром Франческо Борромини является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Для неё был выделен маленький и неудобный участок на перекрёстке. По углам небольшого храма расположены 4 фонтана (отсюда название церкви). Стена фасада то прогибается, то выступает вперёд, и кажется, что плотная масса камня меняется на глазах. Композиция основана на продуманных сочетаниях выпуклых и вогнутых поверхностей стен, а всё вместе создаёт динамичный, живописный, и вместе с тем логичный образ.
Самые зрелые черты стиль барокко приобрел у Франческо Борромини (церковь Сан-Карло у четырех фонтанов) и Лоренцо Бернини (церковь Сант-Андреа аль Квиринале). Сложились его отличительные признаки:
1. Овальная форма планов и вообще преобладание криволинейных очертаний в зданиях: полукруглый фронтон, волнообразный фасад, характерная декоративная деталь – волюта, соединяющая верхний и нижний ярусы здания.
2. Витые колонны, создающие эффект напряженного движения:
3. Фонтаны, как часть архитектурного ансамбля.
4. Перегруженность декоративными деталями: пышной лепниной, скульптурами и росписями.
5. Иллюзионистские эффекты, создающие впечатление бесконечного пространства, размывающие грань между кажущимся и реальным и др.
Все эти детали имеют символическое значение. Криволинейные очертания, волюты и волнообразность символизируют преображение материи. Тяжелое каменное сооружение как бы на глазах меняет свой облик. Сложная символика выражена и в отдельных архитектурных памятниках. Пространство перед церковью св. Петра в Риме имеет очертания ключа, напоминая о том, что церковь есть ключ к Царствию Небесному.
Испания
Говоря об архитектуре Испании того времени, следует отметить, что в ней сочетались средневековые черты с барочными. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий — так называемый стиль «платереско» («чеканный», «узорчатый»). В этом стиле строили Мартин
Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-КомпостелаВиллареаль, Алонсо Кано и другие. На рубеже 17 — 18 веков ясность и ювелирная точность платереско сменились предельной насыщенностью декоративными деталями и пристрастием к обильным украшениям на фасадах. По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера и его братьев (1665 — 1725) этот стиль получил название «чурригереск». Созданный ими стилевой вариант характеризовался особо пышным декором фасада. Он оказал влияние на латиноамериканскую архитектуру (мексиканское «ультрабарокко»). В этом стиле был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. Его архитектор, Фернандо Касас де Новоа, использовал такое обильное декоративное убранство, что башни храма кажутся скульптурными произведениями, а не архитектурными.
Франция
Во Франции барокко более строгое, без излишеств. Вершиной французской архитектуры 17 века стал Версаль. Кроме Версаля, следует отметить например, собор Дома Инвалидов, построенный Жюлем-Ардуэном Мансаром (1646 — 1708). Этот храм стал важной высотной точкой Парижа — его тяжеловесный купол значительно изменил панораму города.
Версаль Собор Дома инвалидов ВерсальАнглия
Великобритания в 17 веке была одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Однако большинство английских построек было связано не с барокко, а с иным стилем — классицизмом. Поэтому здесь присутствуют те произведения английских архитекторов, где присутствуют отдельные черты барокко. Безусловно, это Собор святого Павла, построенный Кристофером Реном (1632 — 1723). Нужда в строительстве храма возникла после того, как пожар 1666 года уничтожил старый лондонский собор. Главный фасад нового собора украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе святого Петра в Риме, в здании Рена есть внутренний купол и внешний, рассчитанный на вид издалека. Чтобы удержать тяжёлый фонарь купола, архитектор придумал конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполом. Для 18 века это было уникальное инженерное решение. Важным произведением английского барокко стала Библиотека Рэдклиффа (архитектор Джеймс Гиббс, 1682 — 1754). Она представляет собой 16-гранное в плане сооружение, окружённое колоннадой из сдвоенных колонн.
Дворцово-парковые ансамбли представлены таким памятником английской архитектуры 17 века, как Вилла в Чизвике, созданная Ричардом Бойлом Бёрлингтоном (1695 — 1753), аристократом и покровителем искусств. Вилла повторяет «Ротонду» Палладио, но её фасады не одинаковы. Садовый фасад украшен портиком с фронтоном, к которым ведёт очень сложная и изысканная лестница. Парк, созданный для этого ансамбля Уильямом Кентом (1684 — 1748) — один из первых образцов английского пейзажного парка.
Германия и Австрия
В Германии и Австрии архитектурное барокко развивалось почти так же бурно, как и в Италии. Здесь необходимо отметить пышные экстатические творения братьев Азам, Фишера фон Эрлаха и других немецких и австрийских авторов. Дворцово-парковые ансамбли представлены таким замечательным ансамблем, как Епископская резиденция в Вюрцбурге (архитектор Бальтазар Нойман, 1687 — 1753). Это огромный дворец с 4-мя внутренними дворами и очень длинным фасадом — 167 м. В интерьере дворца поражает монументальная и изысканная парадная лестница. И жемчужина немецкого барокко — Цвингер, парадная резиденция курфюрстов Саксонии. Ее создал Маттиас Даниэль Пеппельман (1662 — 1736). Ансамбль возвели у крепостного рва, где в Средние века держали диких животных (по-немецки zwinger означает «клетка для зверей»). Обширный двор, где проходили празднества, с трёх сторон окружён двухэтажными павильонами, соединёнными галереями с застеклёнными арками.
Скульптура
В скульптуре внимание прежде всего привлекают итальянские и испанские архитекторы. Барочным скульптором «par excellence» является Джан Лоренцо Бернини. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким как воск». И действительно, такие работы, как «Экстаз святой Терезы», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины» свидетельствуют о виртуозном мастерстве скульптора. Он шлифует мрамор, заставляет его играть множеством бликов, передавать тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз. В скульптурах Бернини достигают апогея динамика и дематериализация формы. Он мог соединять в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры.
В отличие от Бернини и других итальянских скульпторов, воплощавших в своих произведениях некую идею, испанские мастера стремились прежде всего к правдоподобию до мельчайших деталей. В их работах натурализм сочетался со страстностью. Очень распространённой скульптурной формой в Испании было «пасо» (шаг, шествие) — группа, представляющая библейскую сцену. Пасо носили по городу во время праздников. Их делали из дерева, раскрашивали, на фигуры надевали одежду и приклеивали настоящие волосы. Наиболее известные мастера — Грегорио Эрнандес (около 1576 — 1636) и Педро де Мена (1628 — 1688), — соединяют в своё творчестве жёсткий натурализм и обострённую эмоциональность в передаче духовного состояния.
Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, любили эффектные, выразительные решения, монументальные формы, торжественность и пышность. Франсуа Жирардон (1628 — 1715), ученик Бернини, подчёркивает в своих работах не драматизм, а красивую композицию. Антуан Куазево (1640 — 1720) даёт психологически тонкие характеристики героев, используя такие барочные приёмы, как неожиданные позы, свободные движения, пышные одеяния. Французская скульптура 17 века соединяет в себе черты классицизма и барокко.
Поражает своей пышностью скульптура немецкого барокко. Основные её черты — парадность, экспрессивность, избыточность деталей, тонкое чувство материала и усложнённость композиций. Всё это как нельзя лучше проявилось в произведениях Андреаса Шлютера.
Живопись
В живописи, гравюре и рисунке Европы были большие и малые мастера барокко. В Италии это болонские академисты — братья Карраччи, Гверчино, Сальватор Роза, — верившие в существование вечного идеала красоты. Их взгляды легли в основу академической системы образования.
Известен сонет, приписывающийся Агостино Карраччи, в котором излагаются взгляды академистов:Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
Тот пусть вооружится рисунком Рима,
Движением и светотенью венецианцев
И ломбардской сдержанностью колорита,
Манеру мощную возьмёт от Микеланджело,
От Тициана передачу натуры,
Чистоту и величие Корреджиева стиля
И строгую уравновешенность Рафаэля.(Пер. А. Аристовой и С. Всеволожского)
Во Франции мы видим явление крестьянских живописцев — Луи Ленена (1600/1610 — 1648) и Жоржа де Ла Тура (ум. 1652). Картины Ленена продуманны и упорядочены по композиции, строги по колориту. Его герои полны достоинства и внутреннего покоя. На полотнах Ла Тура, благодаря особому художественному приёму (противопоставлению тёмного пространства и потока яркого света) заурядные события превращаются в мистические и таинственные.
Из немецких живописцев того времени самым талантливым был Адам Эльсхеймер (1578 — 1610). Его творчество повлияло на многих современников яркостью колорита, оригинальным подходом к сюжетам, смелыми экспериментами в изображении света.
Но на первый план в области живописи и графики выходят мастера Испании, Голландии и Фландрии. В Испании 17 век называется золотым веком живописи. И действительно, именно в эту эпоху жили и творили такие замечательные художники, как Хусепе Рибера (1591 — 1652), разрабатывавший тему страданий и мученичества; Франсиско Сурбаран (1598 — 1664), чьи многочисленные циклы из жизни святых погружают нас в тайну мистического общения человека с Богом, и Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 — 1682) — деликатный и искренний художник, своими образами вызывавший умиление у современников.
Но, конечно, самым выдающимся испанским живописцем эпохи барокко был великий Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 — 1610). В искусстве достижения иллюзии реальности он следовал испанской национальной традиции. Но, в отличие от вышеперечисленных художников, иллюзорность у Веласкеса принимает не религиозно-мистический, а простонародно-бытовой оттенок. Его поздние картины поражают мастерством композиции и невиданной ранее свободой пространственного мышления и обыгрывания темы «картина в картине». Мастер писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. Папа Иннокентий Десятый назвал свой портрет кисти Веласкеса «слишком правдивым». Парадные портреты художника скорее скрывают внутреннюю жизнь героя, демонстрируя аристократическую сдержанность. Но именно они позволяют во всём блеске развернуть живописное мастерство — зритель обнаруживает головокружительные заливки жидкой краски, непринуждённые движения кисти, вольно переливающиеся открытые цвета, смелые опыты с цветными тенями… В своём творчестве Веласкес соединяет духовное богатство с редким техническим мастерством.
Во Фландрии, где господствовали испанцы, и в Голландии, которая стала независимой, тоже наблюдался небывалый расцвет изобразительного искусства. «Королём художников и художником королей» называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640). В его антверпенской мастерской безостановочно кипела работа — среди заказчиков Рубенса числились не только дворяне и богатые купцы, но и королева Франции Мария Медичи, испанская королева Изабелла… Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов.
Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью — и этим поразил романтиков. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: «…он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать! Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе… Он имеет смелость быть самим собой… Я дуюсь на него порой! Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм, из-за недостатка изысканности и изящества… Но даже промахи Рубенса не ослабляют впечатления от его картин, до того они проникнуты совершенно особым свойством истинной смелости… Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера.
Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 — 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 — 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 — 1638).
Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 — 1669). О его произведениях Эжен Делакруа сказал: «правда — самое прекрасное и редкое на свете». Можно утверждать, что Рембрандт был самым необыкновенным и загадочным мастером 17 века. В молодости он быстро приобрёл репутацию вундеркинда. За свои портреты, в которых он схватывал выражения лиц, погружая их трепетную светотень, Рембрандт получал неплохие гонорары. Художник счастливо женился, у него появились ученики.
Однако уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Вот как пишет Эжен Фромантен о картине Рембрандта «Ночной дозор»: «Рембрандту надо было изобразить роту вооружённых людей. Не было ничего проще, как показать нам, что они собираются делать; но он выразил это так небрежно, что даже в самом Амстердаме до сих пор ничего не могут понять. Он должен был придать фигурам портретное сходство — оно сомнительно; изобразить характерные костюмы — они большей частью фантастичны; создать живописный эффект — но этот эффект оказался таков, что картина стала неразрешимой загадкой. Страна, место, время действия, сюжет, люди, вещи — всё исчезло в бурной фантасмагории палитры… странности фигур, и их внезапное появление среди полной темноты — всё это случайный результат эффекта, задуманного вопреки правдоподобию, осуществлённого вопреки всякой логике». Недоумение вызывала слишком вольная трактовка портретов и нехарактерный для Голландии интерес к евангельским и библейским сюжетам.Что касается офортов Рембрандта, то в них оригинальность индивидуального стиля художника проявилась еще сильнее. Свет и тень создают в них поистине ирреальное, мистическое ощущение. Штрихи образуют густую трепещущую сетку и вибрируют серебристым или золотистым цветом, создавая особую атмосферу.
Вторым великим голландским художником эпохи барокко был Ян Вермеер Делфтский (1632 — 1675). Перед его работами у зрителя возникает смешанное чувство восхищения и беспомощности. Всё ясно и понятно, но, в то же время, драгоценная световоздушная живопись Вермеера придаёт художественному пространству загадочный оттенок. Если у Рембрандта материальность исчезает и растворяется в свете и тьме, то у Вермеера, наоборот, подчёркивается материальная значимость каждого предмета. Писал Вермеер очень медленно и оставил потомкам всего около 40 картин. Он тщательно накладывал мелкие плотные мазки, завершая работу лёгкими, незаметными касаниями кисти.
Кроме этих двух гигантов нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые «малые голландцы»: Герард Доу (1613 — 1675), Адриан ван Остаде (1610 — 1685), Габриэль Метсю (1629 — 1667), Герард Терборх (1617 — 1681) и другие. Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены «весёлого общества». «Малые голландцы» были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике.
Гравюра
В гравюре представлены, в основном, работы тех же мастеров, что и в живописи. Но есть там и такие мастера, которые стали известны именно как гравёры. Таков, например, голландец Херкюлес Сегерс (1589/1590 — 1638), много сделавший для развития техники цветного офорта. Каждый его лист — неповторимое, оригинальное произведение искусства. В ночных пейзажах яркие блики образуют на тёмном фоне сложный рисунок и создают иллюзию серебристого мерцания лунного света, а грандиозные ландшафты вызывают космические ассоциации.
Французский рисовальщик и гравёр Жак Калло (1592 — 1635) узнал славу ещё при жизни — его эстампы печатались большими тиражами и продавались во многих городах Европы. Замечательно изображал Калло массовые сцены со множеством мелких фигурок. В общую композицию прихотливо вплетаются бродяги, комедианты, разбойники. На одной из гравюр Калло Тенирс насчитал 1138 человек, 45 лошадей и 137 собак. Дерзкий гротесковый стиль художника отразился не только в изобразительном искусстве, но и в литературе — одна из самых знаменитых книг Э. Т. — А. Гофмана называется «Фантазии в стиле Калло». На весь мир прославился своими гравюрами и рисунками Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778). Он создал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самой загадочной была его серия «Тюрьмы» — одни видели в них изображение ада, другие — наркотические галлюцинации, третьи — театральные декорации. Сам себя Пиранези называл «венецианским архитектором», и хотя за всю свою жизнь он построил всего лишь одно здание, заслуживает такого названия, ибо оказался родоначальником «бумажной архитектуры». Фантастические образы гравёра оказали столь большое влияние на князя В. Одоевского, что тот вывел образ Пиранези в своём романе «Русские ночи», и вложил тому в уста следующую тираду: «Духи, мною порождённые преследуют меня: там огромный свод обхватывает меня в свои объятия, здесь башни гонятся за мною, шагая верстами… иногда заключают они меня в мои собственные темницы, опускают в бездонные колодцы, куют меня в собственные мои цепи».
Отдельного упоминания заслуживают и такие гравёры и рисовальщики, как Абрахам Блумарт (1564 — 1651), Стефано делла Белла (1610 — 1664), Карел Дюжарден (1622 — 1678), Жорж Лаллеман (ок.1580 — ок.1640).
Заключение
Барокко экспериментально и исполнено здравого смысла. Оно мистично и рационально, иронично и серьёзно, виртуозно и естественно. Нередко встречаются в барочной архитектуре опыты с пространством и движением, массой и цветом. Излишества и декоративная преизбыточность интерьеров дворцов может вызвать упрёки строгих эстетов. В парках и садах встречаются нам павильоны с причудами, зловещие гроты, фонтаны со странными фигурами и чудищами. Барокко регулярно сбивает зрителя с толку. В архитектуре и скульптуре, живописи и гравюре, глаз перестаёт различать большое и малое, далёкое и близкое, лёгкое и тяжёлое, материальное и имматериальное. Барочные мастера словно специально подчёркивают неуловимость и неподотчётность человеку стихий и субстанций, несоразмерность мира и людей.
Искусство барокко тесно связано с рождением принципиально нового способа мышления, с появлением научной картины мира. Именно в 17 веке Галилей демонстрирует изумлённой общественности виды новых небес, с их многочисленными звёздами и планетами. Это и подобные ему открытия приводят не только к ужасу и трепету перед затерянностью человека в просторах космоса, но и к желанию осваивать новые пространства. После Кеплера у астрономов не возникало сомнений в подвластности физической вселенной измерению, и та же картина наблюдалась в биологии, географии, химии, медицине.
Стиль барокко — порождение нестабильной эпохи. Художники расшатывают прежние представления о том, каким должно быть искусство. Они осваивают новые темы и мотивы, способы выражения, хотят увидеть невидимое и запечатлеть невозможное. Как бы мы ни относились к искусству барокко, мы должны осознавать, что именно оно стало первым стилем Нового Времени. В нём — ключ к пониманию искусства дня сегодняшнего.
Д. Харман.
Полное руководство по архитектуре барокко: величие и драма
Архитектура барокко — это богато украшенный, театральный и драматический архитектурный стиль, возникший в конце 16 века в Европе. Этот причудливый стиль славится своим орнаментальным убранством, величием и монументальностью. Его часто связывают с католической церковью, которая в тот период была главным спонсором художественных движений в Европе.
Архитектура в стиле барокко была очень влиятельной. Даже сегодня вы можете увидеть, что многие европейские здания имеют ключевые черты архитектуры барокко, такие как использование света и тени для создания драматических эффектов, иллюзионистские элементы, овальные формы и кривые линии, а также выпуклые и вогнутые фасады.
В этой статье мы поговорим об истории и основных особенностях архитектурного стиля барокко, а также узнаем о самых известных архитекторах эпохи барокко, таких как Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Кроме того, мы рассмотрим некоторые известные здания в стиле барокко, в том числе базилику Святого Петра в Риме, Версальский дворец в Париже и дворец Шёнберн в Австрии.
Начнем с исторического процесса стиля.
История архитектуры стиля бароккоКакова цель барокко?
Конец эпохи барокко
Характеристика архитектуры бароккоОсновные черты стиля барокко в архитектуре
Известные архитекторы стиля барокко в архитектуре1. Джан Лоренцо Бернини
2. Франция ско Борромини
3. Кристофер Рен
4. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах
5. Франческо Бартоломео Растрелли
Примеры архитектуры барокко1. Церковь Джезу
2. Версальский дворец
3. Собор Святого Петра
4. Площадь Святого Петра
5. Собор Святого Павла
Другие известные образцы архитектуры барокко:
Заключительные мысли по архитектуре барокко
Часто задаваемые вопросы
История архитектуры стиля барокко
Движение барокко, один из самых важных стилей в истории европейской архитектуры, выделяется в таких областях искусства, как архитектура, музыка, театр, литература и живопись. Он развивался и распространялся в основном между 16 и 18 веками.
Италия, родина архитектуры эпохи Возрождения, является также родиной архитектуры в стиле барокко, восходящей к последней четверти 16 века.
Оттуда движение распространилось в Европу. Затем около 200 лет украшал важные дворцы, соборы, церкви и роскошные дома в Европе.
Какова была цель барокко?
Мы знаем, что архитектура выполняла пропагандистскую функцию на протяжении всей истории. Правящие элиты много раз использовали архитектуру в качестве инструмента пропаганды для контроля и управления восприятием людей в сфере религии, политики, промышленности и т. д.
Первые образцы архитектуры итальянского барокко были спроектированы в Риме с целью привлечения людей к католическому учению.
Построенные вокруг религиозных целей, здания в стиле барокко имели внутренние стены и потолки, украшенные изображениями с библейскими цитатами. Таким образом, церковь помогла людям, не умеющим читать Библию, понять Библию через архитектуру в стиле барокко.
Эта акция католической церкви в области искусства была контрреформацией протестантского учения. Реформисты, такие как Мартин Лютер, критиковали такие действия, которые церковь совершала, чтобы получить финансовую власть. В связи с этим возникло оппозиционное движение, день ото дня популяризировавшееся против церкви.
После этих событий папство поняло, что жестоко наказывать людей в судах индульгенций неправильно. Потому что это заставит людей отдалиться от церкви и навредит ее имиджу.
Помимо религиозных зданий, он также использовался в светских сооружениях, таких как дворцы и правительственные здания. Построенные в стиле барокко, эти здания демонстрировали богатство и власть правящих классов.
Конец периода барокко
Некоторые отождествляют поздний период барокко с архитектурой рококо. Как бы там ни было, это конец важного приключения во всех смыслах.
Начиная с классического периода и продолжая формировать мир такими стилями, как ренессанс и готика, которые являются великими художественными течениями Запада, он закончился барокко и рококо.
Эта концовка имеет несколько причин. Например, к этим причинам можно отнести освободительное движение, которое принесла Французская революция, спад экономики, основанной на сельском хозяйстве, вызванный развитием промышленности, и тот факт, что мир становился более современным и рациональным.
Более того, в тот период мир становился все более и более глобализированным. Железнодорожные линии и мосты, которые благодаря инженерной науке спроектированы с гораздо более рациональными решениями, оказали большое влияние на область архитектуры.
В том новом мире люди больше не задумывались о том, в каких стилях они должны создавать свои конструкции.
Кроме того, в результате новых достижений, таких как использование таких материалов, как железо и сталь, в строительном секторе, на первый план стала выходить функция, а также украшение.
В конце концов, все эти разработки и инновации привели к закрытию эпохи великих движений и проложили путь современной архитектуре.
В результате пионеры католической секты начали католическое возрождение, чтобы снова привлечь людей в свои церкви. И архитектура в стиле барокко была ключом к этой святой цели.
Архитектура барокко Характеристика
Рожденная как реакция на основанный на правилах, дисциплинированный, рациональный и логический подход эпохи Возрождения, архитектура барокко известна своим динамичным, восторженным и сентиментальным отношением. Здания периода барокко невероятно роскошны и показны.
Этот захватывающий стиль нашел свое применение в таких типах зданий, как церкви и дворцы. Потому что такие места демонстрируют демонстрацию силы религиозных и авторитарных сил.
Архитектура эпохи барокко продолжает использовать как основные правила классической эпохи, так и важнейшие элементы классических ордеров. Тем не менее, это также выдвинуло на передний план более свободное и творческое выражение.
В эпоху барокко архитекторы использовали классические колонны, фризы, фронтоны, купола, пилястры и многие другие архитектурные элементы, отличающиеся от привычных форм.
Они также использовали архитектуру, скульптуру, живопись и другие пластические искусства вместе, чтобы произвести впечатление на людей великолепием и энтузиазмом зданий в стиле барокко.
Теперь давайте рассмотрим основные характеристики архитектуры стиля барокко.
Основные черты стиля барокко в архитектуре
- Подчеркнутые украшения овальной формы, а также кривые линии
- Стены изогнутой и динамичной формы
- Грандиозные сады
- Усиление духовного воздействия картин
- Использование света и тени для создания драматических эффектов
- Драматические рисунки, украшающие стены и потолки, обращение с религиозными сюжетами и ориентирование восприятия с помощью оптических иллюзий
- Смешение скульптур и картин
- Потолки и стены с позолотой
- вогнутые фасады
- Использование классических элементов, таких как колонны и фронтоны, часто преувеличенные и сильно украшенные
- Архитектурные элементы, которые не завершены или намеренно не завершены
В целом архитектура барокко представляет собой очень богато украшенный и драматический стиль, который характеризуется оптическими иллюзиями, использованием света и тени, орнаментом и изогнутыми формами.
Кроме того, купола, винтовые колонны и чумные колонны, посвященные окончанию эпидемии чумы, а также широкие лестничные пролеты в форме медальонов и овальной формы являются ключевыми элементами архитектуры барокко.
Известные архитекторы архитектурного стиля барокко
Архитектура барокко была разработана большим количеством талантливых архитекторов. Многие из них до сих пор помнят за их вклад в этот стиль. Вот некоторые из самых известных архитекторов эпохи барокко: 9
1. Джан Лоренцо Бернини
Годы рождения и смерти : | 1598-1680 |
Место рождения : | Неаполь, Италия |
Известные произведения : | Давид, Аполлон и Дафна, площадь Сан-Пьетро |
Родившийся в 1598 году в Неаполе, Италия, Бернини был итальянским архитектором, скульптором и художником, которого многие считают одним из величайших художников периода барокко.
Есть много известных картин Джан Лоренцо Бернини, таких как Аполлон и Дафна, Давид, Экстаз святой Терезы и Похищение Прозерпины.
Кроме того, он спроектировал несколько знаковых зданий, в том числе колоннаду перед базиликой Святого Петра в Риме, которая считается шедевром архитектуры барокко. Он также взял на себя строительство Палаццо Барберини после смерти Карло Мадерно.
Важные работы Джан Лоренцо Бернини :
- Пьяцца Сан-Пьетро в Ватикане, Италия (1656–1667 гг.)
- Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме, Италия (1658–1670 гг.)
- Сан-Томмазо-да-Вильянова в Кастелло, Италия (1658–1661)
- Санта-Мария-Ассунта в Аричче, Италия (1662–1664)
2. Франческо Борромини
Годы рождения и смерти : | 1591-1667 |
Место рождения : | Биссоне, Швейцария |
Известные произведения : | Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Сант-Аньезе-ин-Агоне, Сант-Иво-алла-Сапиенца |
Борромини был итальянский архитектор, работавший в Риме в эпоху барокко. Он был известен своим новаторским использованием геометрических фигур.
Он родился в Биссоне, кантоне Старой Швейцарской Конфедерации, и переехал в Рим в 1616 году. Там он работал с Карло Мадерно над различными проектами, такими как собор Святого Петра и Палаццо Барберини.
Одно из самых известных его произведений – церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Сан-Карлино), построенная в 1938–1941 годах в Риме. Есть также несколько зданий, над которыми Борромини работал совместно с другими архитекторами, в том числе Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме.
Важные работы Франческо Борромини :
- Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме (1638-1641)
- Молельня святого Филиппа Нери в Риме (1637-1650)
- Сант-Иво-алла-Сапиенца в Риме (1642-1660) 901 10
- Сант ‘Аньезе в Агоне в Риме (1652-1859)
- Часовня волхвов Пропаганды Веры в Риме (1660-1665)
Борромини также провел много реставрационных проектов в своей карьере. Санта-Лючия-ин-Сельчи и Сан-Джованни-ин-Олео среди этих зданий, которые были отреставрированы Франческо Борромини.
3. Кристофер Рен
Годы рождения и смерти : | 1632-1723 |
Дата рождения место : | Уилтшир, Англия |
Известные произведения : | Собор Святого Павла Собор |
Сэр Кристофер Рен был английским архитектором, известным своими знаменитыми зданиями в стиле английского барокко. Он также был анатомом, астрономом и математиком.
Из-за Великого лондонского пожара в 1666 году многие церкви в городе были разрушены. Кристоферу Рену было поручено восстановить 52 из этих церквей. Когда его назначили на эту работу, Рену было всего 33 года.
Одной из этих 52 церквей, которые он восстановил, является Собор Святого Павла в Лондоне, который является одним из самых знаковых зданий в городе. Это также уникальный пример архитектуры английского барокко.
Важные работы Кристофера Рена :
- Часовня колледжа Пембрук в Кембридже (1663–65)
- Шелдонский театр в Оксфорде (1664–1669 гг.)
- Евреи Святого Лаврентия в Лондоне (1670–1686 гг.)
- Собор Святого Павла в Лондоне (1675–1710 гг.)
- Библиотека Рена в Кембридже (1676–1695 гг.) 90 109 Церковь Андрея в Лондоне (1686-87)
- Гринвичская больница в Лондоне (1699-1750)
5 :
Фишер фон Эрлах — австрийский архитектор, скульптор, гравер и историк архитектуры. В 1721 году он также написал книгу «План гражданской и исторической архитектуры».
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах известен своей знаменитой работой «Карлскирхе в Вене», которая считается одним из самых важных образцов архитектуры барокко в Австрии. Здание также называют церковью Святого Карла.
В проекте Карлскирхе он стремился включить идеи и основные элементы самых влиятельных церквей в истории, включая Храм Соломона, собор Святой Софии, Пантеон и базилику Святого Петра, Дом Инвалидов и собор Святого Павла.
Важные работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха :
- Дворец Шенбрунн в Вене, Австрия (1695-1711)
- Schloss Neuwaldegg в Вене, Австрия (1692-97)
- Зимний дворец принца Евгения в Вене, Австрия (1695–1697 гг.)
- Церковь Святой Троицы в Зальцбурге, Австрия (1694–1702 гг.)
- Дворец Траутсона в Вене, Австрия (1710–12 гг.)
- Штальбург в Вене, Австрия ( 1723)
- Карлскирхе в Вене, Австрия (1716–23)
5. Франческо Бартоломео Растрелли
Годы рождения и смерти : | 1700-1771 |
Место рождения : | Париж , Франция |
Известные произведения : | Екатерининский дворец |
Русский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли был одним из пионеров стиля елизаветинского барокко, также известного как русская архитектура барокко. Его работы, расположенные в основном в России, представляют собой показные и величественные образцы архитектуры позднего барокко.
Его примечательное сооружение Зимний дворец в Санкт-Петербурге – одно из самых известных зданий в стиле барокко в России. В то время как он в основном проектировал дворцы, есть также некоторые религиозные сооружения, спроектированные Растрелли, такие как церковь Святого Андрея в Киеве, Украина.
Важные произведения Бартоломео Растрелли :
- Петергофский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1747-55)
- Андреевская церковь в Киеве, Украина (1748-67)
- Смольный монастырь в Санкт-Петербурге Петербург, Россия (1748-64)
- Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1749-57)
- Екатерининский дворец в Пушкине, Россия (1749)
- Строгановский дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1754-54)
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия (1754-62)
Примеры архитектуры в стиле барокко
1.
Церковь Джезу Церковь Джезу- Архитекторы : Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта
- Местоположение : Рим, Италия
- Годы постройки : 1568
- Стиль : архитектура барокко, маньеризм
Церковь Джезу, спроектированная Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта в 1568-1580 годах, является первым известным образцом архитектуры барокко. Оформление его парадного фасада считается началом архитектуры барокко.
Расположенная на площади Пьяцца дель Джезу в Риме, церковь также включает в себя некоторые черты Позднего Возрождения. Он имеет один неф, чтобы проповедь была четко слышна. Он также имеет огромный купол в стиле ренессанс.
Фасад, спроектированный Джакомо делла Порта, украшен треугольными фронтонами, листьями аканта, пилястрами, двумя папскими гербами, медальонами, тимпанами и статуями.
Внутренний дизайн так орнаментирован. Самая важная работа внутри — потолочная фреска «Триумф имени Иисуса» Джованни Баттиста Гаулли.
Церковь сравнительно меньше других известных образцов архитектуры в стиле барокко, ее размеры составляют 75 м (246 футов) на 35 м (82 фута). Однако он занимает очень важное место в истории стиля барокко.
2. Версальский дворец
Версальский дворец- Архитектор : Луи Лево, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар
- Местонахождение : Париж, Франция 901 09 Годы постройки : 1634-1661
- Стиль : Архитектура в стиле барокко
Этот дворец олицетворяет власть французской королевской семьи. Версаль, спроектированный в 17 веке, является, пожалуй, самым популярным и величественным среди зданий в стиле барокко.
Дворец был бывшей королевской резиденцией Французской империи. Он имеет грандиозные сады в стиле французского барокко, спроектированные Андре Ленотром. Симметричный сад включает в себя иммерсивные элементы ландшафта, искусственные озера, фонтаны и статуи, подчеркивающие овальные барочные формы. Потолок Версальского дворца
Внутренние помещения украшены замысловатым орнаментом сверху донизу. Внутри есть несколько известных комнат, таких как Зеркальный зал, спроектированный в 1678–1689 годах. В галерее 17 арочных зеркал, а длина зала составляет более 70 м (230 футов).
Спроектированный с участием многих архитекторов, дворец является одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа.
3. Собор Святого Петра
Собор Святого Петра- Архитектор : Донато Браманте, Микеланджело, Джан Лоренцо Бернини и др.
- Местоположение : Ватикан, Италия
- Строительство : 1506-1626
- Стиль : Архитектура эпохи Возрождения, Архитектура барокко
Это базилика, расположенная в Ватикане, имеет большое значение для католиков. Он считается центром секты и самой большой церковью христиан. Сюда ежегодно съезжаются со всего мира не только туристы, но и религиозные люди, желающие совершить свое поклонение.
Микеланджело, известный архитектор и художник эпохи Возрождения, работал на строительстве церкви Святого Петра. Однако, когда он умер, ход строительства был остановлен.
После того, как здесь работали многие другие архитекторы, новый папа Сикст V поручил Джану Лоренцо Бернини спроектировать площадь перед Собором Святого Петра и продолжить строительство.
Хотя в архитектуру здания внесли вклад многие архитекторы, основные принципы дизайна были сформированы Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини.
Следовательно, строительство здания началось в 1506 году и было завершено в 1626 году.
4. Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра- Архитектор : Джан Лоренцо Бернини
- Местоположение : Ватикан
- Строительство : 165 6-1667
- Стиль : Архитектура барокко
Площадь , спроектированный Бернини, расположен перед базиликой Святого Петра в Ватикане. Христиане приходят сюда, чтобы получить молитву папы. Это место является чрезвычайно важным религиозным центром с 284 дорическими колоннами.
Помимо колоннад, здесь есть и другие конструкции, такие как фонтан, спроектированный Карло Мадерно, и египетский обелиск, привезенный из Египта в 1586 году. Есть также гранитный фонтан, спроектированный Бернини в 1613 году.
5. Святой Павел Собор
Собор Святого Павла – Лондон- Архитектор : сэр Кристофер Рен
- Местоположение : Лондон, Англия
- Строительство : 1675-1710
- Стиль : Архитектура английского барокко
Сэр Артур Кристофер Рен спроектировал это здание в Лондоне в 1675-1710 годах. Собор Святого Павла является одним из наиболее важных образцов архитектуры английского барокко.
Архитектурный стиль барокко развивался медленнее в странах Северной Европы. Кроме того, здесь были спроектированы менее величественные здания. По этой причине вы можете легко признать, что собор Святого Павла менее экстравагантен по сравнению с образцами архитектуры французского и итальянского барокко.
Другие известные образцы архитектуры барокко:
- Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
- Церковь Св. Николая
- Королевский дворец Мадрида
- Дворец Ла-Гранха
- Карлскирхе
- Шён brunn Palace
- Зимний дворец
Заключительные мысли о Архитектура барокко
В заключение, барокко — это богато украшенный и драматический архитектурный стиль, возникший в Италии в конце 16 века. Он распространился в Европе между 16 и 18 веками.
Этот стиль известен своим величием и роскошными украшениями, а также использованием света и тени для создания драматических иллюзий.
Некоторые из самых известных архитекторов эпохи барокко, в том числе Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Кристофер Рен, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Бартоломео Растрелли, спроектировали значительные здания, которые определили этот стиль.
Эти здания, такие как собор Святого Павла и Версальский дворец, по-прежнему вызывают восхищение своей красотой и архитектурным значением.
В целом, архитектура барокко была очень влиятельным стилем, который подчеркивал классическую архитектуру и сочетал ее с очень замысловатыми украшениями. Его влияние на архитектуру продолжается и сегодня.
Часто задаваемые вопросы
В: Что такое барочная архитектура?A: Архитектура барокко — это архитектурный стиль, возникший в Европе в конце 16 века. Чаще всего встречается у религиозных зданий. Он известен своим причудливым декором, величием и драматическими эффектами, а также использованием света и тени для создания театральных иллюзий.
В: Каковы основные характеристики архитектуры барокко?A: Ключевыми характеристиками стиля барокко являются богато украшенные украшения, овальные формы, величие, использование света и тени, использование классических элементов, гигантские сады, изогнутые фасады и сусальное золото.
В: Когда возникла архитектура в стиле барокко?A: Архитектура в стиле барокко зародилась в Италии, а первое известное здание в стиле барокко — церковь Джезу в Риме (1568 г.).
В: Кто был одним из самых известных архитекторов эпохи барокко?A: Одними из самых известных архитекторов эпохи барокко являются Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Кристофер Рен, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Бартоломео Растрелли.
В: Какие известные образцы архитектуры барокко вам известны?A: Существует множество известных образцов архитектуры в стиле барокко, таких как Версальский дворец, базилика Святого Петра, Карлскирхе, Вюрцбургская резиденция и церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.
Архитектура итальянского барокко – Обзор Италии
Дион Протани | Последнее обновление: 27 декабря 2021 г. |
Когда эпоха Возрождения в Италии подошла к концу, на смену ей пришло новое художественное течение, известное как барокко. Название стиля весьма показательно с точки зрения его этимологии: барокко происходит от французского слова, означающего «неправильная форма», и это сама суть художественного стиля, которому он дал свое название. С конца 16-го века, когда Ренессанс ненадолго превратился в стиль, известный как маньеризм, мы начали наблюдать первые шаги в направлении итальянской архитектуры барокко . Фасад церкви Кьеза-дель-Джезу в Риме по большей части выглядит так, как будто он принадлежит к эпохе Возрождения, но широко известен как первый фасад в стиле барокко с некоторыми значительными поворотами. | Собор Ното, Сицилия |
Ссылки по теме
Итальянские архитектурные стили | Культура |
Период времени: 1584–1750 гг. н.э. Предшественник: Архитектура итальянского Возрождения Далее: Итальянская неоклассическая архитектура Особенности/инновации: Кривые, неправильные формы, разделенные фронтоны, ощущение театра | Известные здания в Италии: Сиракузский собор, Сан-Карло алле Кватро Фонтане Связанные стили: Лечче Барокко, сицилийское барокко, рококо (позднее барокко) ) Типы зданий: Церкви, сады, дворцы, театры Известные архитекторы: Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини, Филиппо Юварра |
Искусство, архитектура и музыка барокко зародились в 16 веке, в то время, когда Западная Европа переживала период смятения, вступая вокруг Реформации и учения Мартин Лютер. Поскольку церковь находилась под пристальным вниманием, как никогда раньше, и большое количество верующих ставило под сомнение ее мотивы, было несколько реакций на Реформацию, одной из которых была Контрреформация.
В основе этого движения лежало желание восстановить церковь как голос морального авторитета, и для этого использовались различные методы. Они включали отвратительные процессы над ересью и инквизицию, а войну, раскол и международное недоверие – среди самых негативных результатов движения. Были, однако, некоторые более тонкие методы, используемые церковью, чтобы донести свое послание до людей.
Происхождение слова «барокко» дает коннотации неправильной или неопределенной формы и использовалось специально для описания жемчуга, который обычно не был круглым, но тем не менее каким-то образом был красивым. Барочная жемчужина и ее неправильная форма лежат в основе архитектурного стиля. Широко использовавшееся в течение ряда лет в живописи и скульптуре, движение барокко начало просачиваться в архитектуру в то время, когда церковь искала способы вернуть некоторых последователей, которых они потеряли в результате Реформации.
Таким образом, барочная архитектура стала инструментом, с помощью которого католическая церковь могла трогать души красотой своих зданий. Такие слова, как «театральный», «буйный», «драматический» и «роскошный», никогда не бывают далекими, когда описывают стиль, который был разработан, чтобы захватывать дух и наполнять верующих чувством благоговения. Своевременно ослабив некоторые из более строгих и догматических аспектов своей религии, церковь ухватилась за возможность в некотором роде идти в ногу со временем и говорить с душами своих верующих более гуманным образом.
Особенности, характеристики и инновации архитектуры итальянского барокко- Кривые и неправильные формы введены co, из которого можно формовать формы дешевле, чем из мрамора
- Классические греческие и римские элементы
- Витые колонны
- Вогнутые или выпуклые формы
- Раздельные фронтоны
- Большие декоративные завитки, называемые завитками
- Более трехмерный внешний вид
- Игривый/творческий
- Изогнутый портик
- Использование цвета
- Больше движения, меньше статики.