Высокая готика – Weekend – Коммерсантъ
Риккардо Тиши, главный дизайнер Givenchy,— явный поклонник готического стиля, и обращается он к нему неуклонно, из сезона в сезон. На самом деле создавать одежду в готическом стиле так, чтобы она не казалась чересчур карнавальной и устраивала всех, а не только романтичных депрессивных готок,— это большое искусство. Но в этот раз все удалось. Коллекция прекрасная. Такие шипы и цепи может позволить себе не только поклонница кладбищенской эстетики. Все в высшей степени романтично, но вещи, хоть и лишены жизнерадостности, вполне жизненны — хоть на работу в них, хоть на веселую вечеринку.
Создавая коллекцию для Givenchy этого сезона, Риккардо Тиши вдохновлялся образами южноамериканских ревностных католичек. По словам дизайнера, он путешествовал по Южной Америке и в результате сам осознал, до какой степени является испанцем и католиком. Цвета бескомпромиссны — черный, белый и немного кремового. Ткани — шерстяной костюмный габардин, лайка, шелковые крепы и тонкое кружево.
Брючные костюмы жесткой формы, но лампасы оторочены узкими рюшами. Косухи в шипах, но с оборками. Блузы со сложнейшими жабо, выложенными в виде пышного цветка, и блузы с фестончатыми воротниками-галстуками. Платья и сюртуки с асимметричными оборками и аппликациями. Очень мягкие и спокойные платья с завышенной линией талии и поневоле создающими плавные движения рукавами, узкими у плеча и выкроенными фонариками от локтя до кисти. Нежнейшие блузы в стиле середины XIX века — с тюлевой гладкой кокеткой на плечах, пышными рукавами и оборкой-бертой. Так, что плечи и голова выглядывают из пышного облака шелка. И в то же время вполне суровые кожаные галифе, двубортные кирасы с жесткими воротниками и подчеркнутой линией плеча и жесткие маленькие шинели.
Все эти суровые и одновременно нежные вещи очень красивы. У Givenchy этого сезона шипастые корсажи, кожаные косухи и овальные нежные платья с рукавами-баллонами совершенно не противоречат друг другу. Скорее они отражают вполне обычные для любой женщины внутренние противоречия.
Как и обычно, очень хорош крой. Любая вещь Givenchy обладает прекрасным силуэтом. Жестковатые пиджаки и доломаны, овальные платья и пальто, нежные и мягкие блузки в рюшках, стройные узкие брюки хороши и сами по себе, но при этом прекрасно комплектуются друг с другом. И вообще, сочетание гармоничности и напряженности — главное для образа Givenchy этого сезона.
Аксессуары — лаконичные по форме сумки: баулы, пакеты и конверты на длинных ручках. Но не минималистичные. Для этих сумок обязательна отделка — в виде огромных граненых пайеток гагатового цвета, золотых брелоков-сердец из ажурно вырезанного металла, принта в виде громадных испанских алых гвоздик или хотя бы тисненных по коже гербов. Обувь — отделанные цепями гладиаторские сандалии на танкетке, всевозможные боты с меховой оторочкой и высоко, до щиколотки, закрывающие ногу туфли в ремнях.
Готическая архитектура во Франции — Википедия
Готическая архитектура во Франции — архитектурный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века[1], когда ему на смену пришёл Ренессанс. Зародившись в королевском домене в центре страны, готический стиль быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века, после чего развитие шло путём применения прикладных ремесел, в частности, обработки камня.
Верхняя капелла Сент-Шапель.
Готика как французский стиль (лат. francigenum opus) стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.
Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом, соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.
Содержание
- 1 История возникновения готики во Франции
- 1.1 Политический контекст
- 1.2 Роль собора в средневековом городе
- 1.3 Истоки готики
- 2 Основные этапы развития готической архитектуры
- 2.1 Ранняя готика — XII в.
- 2.2 Высокая готика — XIII в.
- 2.3 Поздняя готика — XIV—XV вв.
- 2.4 Готика и ренессанс
- 3 Региональные особенности
- 3.1 Классическое представление о французском готическом соборе
- 3.2 Нормандская готика
- 3.3 Меридиональная готика
- 3.3.1 Стиль Плантагенетов
- 4 Светская архитектура
- 5 (ДПИ) Декоративно прикладное искусство готического стиля
- 6 Охрана культурного наследия
- 7 Ссылки
- 8 Примечания
История возникновения готики во ФранцииПравить
Политический контекстПравить
Территориальная раздробленность Франции в 1180 г. Голубым цветом выделена территория королевского домена
В начале XII века территория современной Франции была раздроблена на несколько феодальных образований — графства и герцогства. Только небольшая часть нынешней территории, район современного региона Иль-де-Франс, управлялась королями из династии Капетингов и уже называлась Францией. Власть короля по сравнению с властью соседствующих с ним графов и герцогов была невелика. Единственной, но очень важной отличительной чертой королевской власти являлся её сакральный характер. Считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. По легенде, святая ампула с миррой была принесена ангелом с небес при крещении Хлодвига I в 496 г. Миропомазание стало неотъемлемым обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий, сопровождавших Великую Французскую революцию. Эта особенность королевской власти стала той движущей силой, благодаря которой новому стилю архитектуры подражали на всей территории нынешней Франции и большей часть Европы в период высокого и позднего средневековья.
Роль собора в средневековом городеПравить
Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы и религиозные церемонии. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины, имели место встречи простых горожан и, даже, детские игры. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремеслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Кроме решающей роли в общественной жизни города, собор играл не меньшую роль в его планировке. Ни одно здание не должно было соперничать с ними по высоте. Таким образом, собор определял силуэт города и, как правило, был виден издалека. Все улицы расходились от паперти, причем, чем ближе к собору, тем плотность улиц и домов увеличивалась. К концу средневековья паперти многих соборов были полностью застроены.
Место собора в городской среде
Истоки готикиПравить
См. также: Каркасная система готической архитектуры
В начале XII века в Европе господствовала романская архитектура с присущими ей толстыми стенами, тяжеловесными полуциркульными арками и сводами. В то же время при строительстве церковных сооружений отдельных регионов использовались стрельчатые арки и реберные своды — важнейшие элементы готической архитектуры. Реберный крестовый свод был известен ещё в эпоху раннего средневековья в Азии и активно использовался в Нормандии. В романской архитектуре ребра свода носили только декоративную функцию и не играли роли несущей конструкции. Стрельчатая арка же была широко распространена в Бургундии.
Западный фасад базилики Сен-Дени. Современное состояние
Около 1135 года архиепископ Санса решил построить новый собор на месте старого, романского. При этом были одновременно использованы реберный свод и стрельчатая арка. Примерно в это же время аббат Сугерий, советник Людовика VI и Людовика VII, решил реконструировать церковь вверенного ему аббатства Сен-Дени на севере от Парижа. Это аббатство служило королевской усыпальницей французских королей и в ней хранились мощи Святого Дионисия, первого епископа Парижа. Целью реконструкции было поднять престиж власти французского короля и распространить его влияние за пределы королевских владений путём напоминания соседям о сакральном характере его власти.
Реконструкция началась с обновления западного фасада по схеме, заимствованной из Нормандии: нижний ярус, состоящий из трех порталов, средний ярус со световым проемом, и верхний ярус — две башни. Эта схема впоследствии стала классической для больших соборов на территории Франции. В 1140 году, после завершения строительства нового западного фасада, началось обновление хора с использованием нового стиля, заимствованного из собора в Сансе.
Решено было создать деамбулаторий с венцом капелл, причем капеллы не были изолированы от друг друга, а перекрывались крестовыми реберными сводами, поддерживаемыми общими тонкими колоннами. В стенах же были проделаны широкие окна, украшенные витражами. Обновленная церковь была освящена в 1144 году. После этого события новый стиль начали заимствовать при строительстве и реконструкции соборов и церквей в регионах, соседствующих с Иль-де-Франс.Основные этапы развития готической архитектурыПравить
Ранняя готика — XII в.Править
Основная статья: Ранняя готика
Первые попытки применить нервюрный свод в перекрытии главного нефа произошли в Англии в романском соборе города Дарема. Около 1130 года аббат Сугерий начал перестройку базилики Сен-Дени, сделав хоры в готическом стиле, от которых в неизменном виде дошли нижние части: капеллы и деамбулаторий вокруг абсиды. Первым полностью готическим собором стал Санский собор
Конструктивно раннеготические соборы характеризуются применением шестичастного свода, в основе которого лежат полуциркульные (не стрельчатые) диагональные нервюры и стрельчатые щековые арки. Распор свода главного нефа воспринимается контрфорсами через аркбутаны. По вертикали здание делится на четыре (аркада, эмпоры, трифорий и окна) яруса или, реже, на три, причём выпадает либо трифорий, либо эмпоры. Трёхъярусное строение встречается чаще в Англии.
В связи с тем, что здание постепенно превращается в несущий каркас, появляется возможность увеличить проёмы и заполнить их сначала лёгкими, а потом и светопрозрачными конструкциями, и развивается искусство витража. Характерной чертой готики являются круглы окна-розы, которые во Франции символизируют Богоматерь. Переплёты раннеготических окон — прорезные, с достаточно большими непрозрачными сегментами.
Скульптура ранней готики недалеко ушла от романской. Она располагается также, главным образом, на фасаде в порталах, и характеризуется удлинёнными пропорциями фигур, статичными позами, спокойными выражениями лиц и известной долей условности в изображении. Молдинги, колонки и профили — крупных форм, капители украшены условной лиственной резьбой.
Высокая готика — XIII в.Править
Основная статья: Высокая готика
Важнейшими памятниками стиля являются соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Бове и Бурже. Характерные черты стиля — высокие пропорции, реалистическая скульптура для украшения, вышедшая за пределы люнет в порталах, гармоничная и тонкая проработка профилировок и переплётов больших по сравнению с предыдущими эпохами окон, заполненных витражами, круглые окна-розы, светлые интерьеры. Часто считается высшим достижением готической архитектуры
Поздняя готика — XIV—XV вв.Править
Основная статья: Лучистая готика
Основная статья: Пламенеющая готика
К окончанию правления Людовика Святого Франция считалась самым могущественным государством в Европе. Готическое искусство достигло своего пика, были установлены стандарты композиции, конструкции, строительных приемов церковных зданий, поэтому сократилось поле для экспериментов. Структура зданий практически не менялась, или, даже, наблюдались некоторые упрощения. Во время Столетней войны церковное строительство замедлилось, а после её окончания строительство набрало новые обороты: были завершены многие недостроенные сооружения, перестроены многие старые в более современном стиле и начато строительство новых.
Начало периода поздней готики трактуется по-разному: от окончания правления Людовика Святого (1270 г.), от начала Столетней войны (1337 г.). В любом случае, новые здания, сравнимые с соборами высокой готики (исключение — собор в Орлеане) не закладывались, шло медленное завершение ранее начатых (соборы в Осере, Эврё, собор и церковь Сент-Уан в Руане) с использованием отдельных достижений лучистого стиля.
Возрождение славы готической архитектуры началось с окончанием войны и появлением так называемого «пламенеющего стиля» поздней готики. Отдельные его элементы видны в часовнях собора Амьена уже в последней трети XIV века. Термин «пламенеющая готика» возник благодаря характерной форме кривых в виде пламени или рыбьего пузыря в оформлении окон, щипцов, поверхностей стен.
Основные особенности этого периода:
- богатый декор
- усложнение формы свода
- колонны аркады не прерываются капителями и плавно переходят в нервюры свода
- упрощение конструкции (двухуровневое членение стен без трифория или трехуровневое с глухим трифорием)
Характерные черты поздней готики
Закладка новых церковных сооружений было нередким событием после окончания Столетней войны. Масштабными сооружениями, полностью начатыми и законченными в эпоху бурного развития пламенеющего стиля, можно назвать базилики Нотр-Дам де л’Эпин в Шампани и Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии, церковь Сен-Вульфран[fr]Абвиля, в Пикардии. Особенно интересным фактом является то, что первые две построены вне больших городов. Несмотря на то, что при строительстве все три сооружения задумывались как церкви, они имеют размеры и планы больших классических соборов. Наиболее показательным примером в этом смысле является базилика Сен-Николя-де-Пор, которая является пятинефной. Такой масштаб связан с тем, что эта церковь должна была быть символом сохранения независимости герцогства Лотарингия после окончания Бургундских войн.
Среди больших соборов ранней и классической готики, окончание строительства которых пришлось в эпоху господства пламенеющего стиля, стоит также отметить западный фасад собора Сен-Гатьен в Туре и целый «парад пламенеющих трансептов» соборов Бове, Санса, Санлиса, Осера, Лиможа, Эврё. В это же время был заложен собор в Нанте, строительство которого было закончено лишь в конце XIX века.
Характерный для этого периода внешний декор получают даже такие шедевры высокой готики как соборы в Шартре (северная башня) и Амьене (окно-роза и обе башни западного фасада), Сент-Шапель в Париже (окно-роза).
Но все же во всей своей красе пламенеющий стиль проявился, прежде всего, в небольших приходских церквях и капеллах. Это можно объяснить тем, что изысканный декор более выгодно смотрится именно в таких, небольших по масштабу сооружениях, а не в огромных соборах, где он может потеряться. Такие сооружения часто имеют оригинальную композицию фасада, отличную от классических соборов (например, церковь аббатства Св. Троицы в Вандоме, церковь Сен-Маклу в Руане, Сент-Шапель в Венсенском замке), сложное строение сводов и опор (например, приходская церковь Сен-Северен и капелла особняка Клюни в Париже).
Примеры позднеготических сооружений
Западный фасад собора Сент-Этьен в Туле
Южный трансепт собора в Сансе
Южный трансепт собора в Санлисе
Южный трансепт собора Сент-Этьен в Лиможе
Западный фасад церкви Сен-Вульфран в Абвиле
Западный фасад собора Сен-Гатьен в Туре
Капелла Венсенского замка
Церковь аббатства Св. Троицы в Вандоме
Северный трансепт церкви Нотр-Дам в Лувье, Верхняя Нормандия
Капелла Святого духа в Рю
Церковь Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко
Церковь Сен-Маклу в Руане (1437-1517)
Готика и ренессансПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
Региональные особенностиПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
Классическое представление о французском готическом собореПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
Нормандская готикаПравить
Готика Нормандии (влияние которой в большей степени распространяется и на соседнюю Бретань) широко использовала достижения Иль-де-Франса, однако оставалась верной достижениям своей романской архитектуры. Так, нормандские соборы используют толстые романские стены, которые расчленяются на несколько слоев и могут быть дополнительно украшены. Типичное вертикальное сечение стен состоит из аркады (часто двойная), галереи и верхнего ряда окон. Западные фасады подчиняются схеме нормандского «гармоничного» фасада. Вместо окна-розы на западном фасаде часто используются стрельчатые окна, как и в английской готике. Башни над средокрестием являются непременным атрибутом нормандских соборов.
Среди самых известных готических сооружений Нормандии следует отметить церковь Сент-Этьен в Кане, основанная Вильгельмом Завоевателем, соборы Нотр-Дам в Кутансе, Эврё, Байё, собор Нотр-Дам, аббатство Сент-Уан и церковь Сен-Маклу в Руане.
Примеры готических сооружений Нормандии
Меридиональная готикаПравить
Готическая архитектура южнофранцузских земель (фр. gothique méridional) появилась на территории современного региона Юг-Пиренеи и части региона Лангедок-Руссильон в XIII веке. Центром распространения стиля являлась Тулуза, поэтому этот стиль часто называют тулузским (фр. gothique toulousain) или лангедокским (фр. gothique languedocien).
Сооружения в этом стиле характеризуются строгостью и мощью своей конструкции. Чаще всего это однонефные очень широкие зальные церкви, без трансепта, с узкими (но часто высокими) оконными проемами, что соответствует традициям романской архитектуры этого региона. Отсутствие аркбутанов компенсируется наличием мощных контрфорсов, между которыми располагаются узкие капеллы. По внешнему виду здания больше напоминают укрепленные оборонительные сооружения, чем церкви. Внешний декор небогат, что объясняется тем, что в качестве основного строительного материала часто использовался кирпич. Колокола располагаются либо на шестигранной многоярусной колокольне башенного типа, либо в звоннице стенового типа на главном фасаде. Обширные плоские поверхности интерьера с небольшим количеством световых отверстий обычно украшались росписью или фресками. Важнейшим сооружением в лангедокском стиле является собор Сент-Сесиль в Альби, который должен был продемонстрировать всю мощь католической церкви после окончания альбигойских войн и уничтожения катарской ереси.
Примеры готических сооружений юга Франции
Собор Сент-Ален в Лаворе
Тулуза. Церковь Нотр-Дам дю Тор со звонницей стенового типа
Собор Сент-Сесиль в Альби
Шестигранная колокольня церкви якобинцев в Тулузе
Укрепленный фасад собора Нотр-Дам в Родезе
Хор собора в Лодеве
Интерьер собора Сен-Пьер в Кондоме
Интерьер собора Сент-Сесиль. Поздняя готика. Росписи в стиле Ренессанс
Зведчатый свод церкви якобинцев в Тулузе. Поздняя готика
Портик собора Сент-Сесиль в Альби. Поздняя готика
Стиль ПлантагенетовПравить
Нефы собора в Пуатье имеют одинаковую высоту и перекрыты выпуклыми сводами
Стиль Плантагенетов был распространен, главным образом, на территории нижнего течения Луары от Анжера на севере до Пуатье на юге. Название стиля связано с одноимённой династией, корни которой восходят к графству Анжуйскому. Главной особенностью стиля является конструкция сводов, которые, в отличие от сравнительно плоских северофранцузских готических крестовых сводов, имеют выпуклую форму, больше похожую на купол. Так, например, замковый камень свода нефа собора в Анжере на 3,5 м выше пяты свода. Такая система является результатом влияния готики на романскую архитектуру западной Франции. В плане такие сооружения являются однонефными или трехнефными с нефами одинаковой высоты. Толстые романские стены позволяют отказаться от аркбутанов, вся нагрузка идет на контрфорсы, однако это же не позволяет подобным сооружениям выиграть в высоте и освещении. Этот факт и стал той причиной, по которой этот стиль быль вытеснен готикой Иль-де-Франса. Кроме уже упомянутого нефа собора в Анжере, в стиле Плантагенетов построен нефы соборов Сен-Жюльен в Ле-Мане и Сент-Андре в Бордо, собор Святых Петра и Павла в Пуатье (кроме западного фасада) и другие.
Светская архитектураПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
(ДПИ) Декоративно прикладное искусство готического стиляПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
Охрана культурного наследияПравить
Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. (27 апреля 2019) |
- ГОТИКА (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.
- ↑ А.Губер, Ю.Колпинский, М.Доброклонский. Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма // Всеобщая история искусств. В 6 томах (8 книгах). Институт теории и истории изобразительных искусств / Под редакцией Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворской.. — М.: Искусство, 1964. — Т. 2, К1 Готическое искусство. Архивная копия от 12 декабря 2010 на Wayback Machine
Высокая готика | Издательство Принстонского университета
Высокая готика
Ханс Янцен
Мягкая обложка ISBN: 9780691003726 45 долларов США
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады), Ирландии, Южной Африке, Мьянме, Ираке и Иордании.
Shipping to:
Choose CountryUnited StatesCanadaAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaArgentinaArmeniaArubaAustriaAzerbaijanBahrainBelarusBelgiumBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao Czech RepublicDenmarkDjiboutiDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Malvinas) Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезия Iran, Islamic Republic OfIsle Of ManIsraelItalyJapanJerseyKazakhstanKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMaldivesMaliMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoNepalNetherlandsNew CaledoniaNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationSaint BarthelemySaint HelenaSaint MartinSaint Pierre And MiquelonSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSomaliaSouth Georgia And Сандвичевы островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосU УкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве
добавить в корзинуПоддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Искусство и архитектура
- Ганс Янцен
- Переведено
- Джеймс Палмес
Мягкая обложка
Купить это- Не для продажи в Содружестве (кроме Канады), Ирландии, Южной Африке, Мьянме, Ираке и Иордании.
- Скачать обложку
Это увлекательное исследование знакомит читателя с одним из величайших достижений западного искусства: кульминационной фазой готической архитектуры в первой половине тринадцатого века. Путем сравнительного анализа соборов Шартра, Реймса и Амьена автор освещает технические, богословские, художественные и социальные факторы, сформировавшие синтез высокой готики. Опираясь на всю свою ученость, он последовательно характеризует различные части готического собора и описывает человеческий контекст трех великих зданий.
“Эта книга, несомненно, является важным вкладом в наше понимание формальной организации готической архитектуры.” — Journal of Aesthetics and Art Criticism
«Метод анализа Янцена представляет собой удачную смесь археологического подхода французских историков средневековой архитектуры начала двадцатого века и более теоретически настроенных немецких школ». — Роберт Браннер, журнал эстетики и художественной критики
«Необычайно читаемый анализ основных особенностей готической архитектуры в ее зрелой фазе и идеальное введение в предмет». — Уолтер Кан, Йельский университет
- Уродство и осуждение
Тимоти Хайд - Лина Бо Барди
Под редакцией Моники Понсе де Леон - Утопии рабочего класса
Роберт М. Фогельсон - Повседневная жизнь памятников
Эндрю М. Шанкен - Когда Ээро встретил свою пару
Ева Хагберг
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних новостей о книгах.
Более высокая готика
Более высокая готика Реймсский собор Высокая готика, 1211-1290 | |
Узнав о событиях в Шартре, архитектор (ы) Реймса спроектировал свод всего на семь футов выше, но на девять футов уже. Таким образом, неф кажется еще выше. Парящая вертикальность является лейтмотивом архитектуры высокой готики. | |
Как и многие соборы высокой готики, собор в Реймсе посвящен Деве Марии. Ее коронация на небесах изображена на видном месте в узоре над главным входом. Обратите внимание на кружевную, перфорированную архитектуру в этой сцене, а также на окно-розетку за ней. По мере развития готической архитектуры становится заметным такой тонкий узор. | |
Собор Бове Высокая готика, начало 1247 | |
Чтобы не отставать от архитекторов Шартра и Реймса, проектировщики собора в Бове спроектировали свод высотой 157 футов. (Шартре было всего 120!) В 1284 году своды нефа, которые стояли на еще более тонких опорах, чем в Шартре или Реймсе, рухнули. Сегодня уцелел только хор (восточная часть), перестроенный с большей погрешностью. Тем не менее, это впечатляющий пример попытки сделать архитектуру из линий и света, а не из массы и твердых форм. | |
св. Шапель, Париж Высокая готика, 1243-1248 | |
Эта небольшая церковь (небольшая по сравнению с предыдущими готическими соборами), примыкающая к королевскому дворцу, была спроектирована как частная часовня короля Людовика IX (позже канонизированного как Святой Людовик) специально для хранения реликвий, которые он привез после Шестого крестового похода. Сам внешний вид напоминает искусно вылепленный реликварий. | |
Эта королевская часовня по праву славится своими витражами. Здесь стена почти полностью растворена, так что более чем на три четверти «стена» состоит из стекла. Сами окна около 49 футов в высоту и 15 в ширину. То, что осталось от стены, богато украшено статуями, полосами мозаики и тонким узором. Некоторые из витражей изображают прибытие и празднование реликвий Страстей Христовых, которые получил король Людовик IX. | |
Миланский собор Поздняя готика, начало 1386 | |
МАС | Готический стиль распространился по всей Западной Европе, часто с вариациями, уникальными для данной местности. Собор в Милане, Италия, свидетельствует о слиянии французских и классических черт. (В северной Италии на Милан больше повлияло французское искусство, чем на другие итальянские города.) Итальянские готические церкви обычно более широкие, чем высокие. Тем не менее, украшения и детали французские. Заметным исключением являются классические фронтоны над окнами и дверями фасада. |
оба MAS | Высоко над землей причудливо вырезаны контрфорсы. В то время как соборы, подобные этим, были построены во славу Божью — кто бы мог видеть эти контрфорсы — верно и то, что такие церкви демонстрировали гражданскую гордость. Учитывая затраты на строительство этих огромных сооружений, они также указывают на богатство городов, которые их построили, и на экономику позднего средневековья, которая могла поддерживать такое проявление красоты и величия. |
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.