Витражи и витражные пленки на пластиковые окна от производителя
Витраж – это полотно, собранное из бесцветных или окрашенных кусочков стекла, с целью создания как простых орнаментов, так и удивительных сюжетных картин. Компания «Окна-Зел» предлагает купить витражные пластиковые окна, выбрав из богатого ассортимента узоров и рисунков в каталоге или создать с помощью наших дизайнеров собственный уникальный проект.
Виды витражей для окон
Первые витражи собирались по типу мозаики из кусочков бесцветного или однотонного стекла. Кусочки обрамлялись свинцовым профилем и спаивались оловом. Такая технология не потеряла своей актуальности по сей день и считается классической. Разница между прошлым и настоящим методами в том, что сегодня элементы цветного стекла соединяют не свинцом, а медной, алюминиевой или латунной проволокой. Методик создания витражных окон несколько, самые популярные из них следующие:
Тиффани. Дорогостоящая разновидность классической технологии. Кусочки обрамляются не проволокой, а медной лентой и затем спаиваются оловом или свинцом.
Аппликативные или пленочные витражи. Специальная пленка, содержащая рисунок, наклеивается на одно из полотен в стеклопакете. Такой метод наиболее распространен, так как прост в применении, а также позволяет создавать потрясающе красивые витражные окна по доступной цене.
Фьюзинг. Цветные стеклянные кусочки спекаются в единое целое так, чтобы получился нужный узор.
Пескоструйный витраж. Под сильным давлением точно направленной струей на стекло подаются сухой песок и сжатый воздух. В местах воздействия стеклянная поверхность становится матовой и шероховатой. Окна пвх могут быть декорированы двумя способами – прозрачный рисунок на матовом фоне или, наоборот, узорная композиция из прозрачных зон на непрозрачной матовой поверхности.
Примеры витражного остекления
Преимущества витражей
Наша компания специализируется на изготовление окон с аппликативными (пленочными) витражами.Возможность создавать витражные стекла с дизайном любой сложности, не требуя при этом больших временных, финансовых и прочих затрат.
Можно подобрать рисунок под любое оформление помещений как выдержанных в классической строгой изысканности, так и поражающих сочетаниями контрастных цветов модерна.
Посредством специальных «хитростей» можно создать достоверную имитацию мозаики.
В такой технике могут быть декорированы оконные конструкции, межкомнатные двери, балконы, зимние сады и веранды.
Витражное стекло может быть вставлено в любой стеклопакет, например, мультифункциональный, шумоизоляционный или энергосберегающий.
Цельное стеклянное полотно прочнее стекла, собранного из кусочков, а окно из него остается таким же теплым.
Окна, украшенные пленочным витражом, просты в эксплуатации и не требуют особого ухода. Их можно протирать тряпкой или очищать любыми моющими средствами.
Пластиковое витражное окно незаменимо в помещениях, которые нужно оградить от посторонних взглядов – спальных, детских и ванных комнатах. Декоративная пленка отлично справляется с этой задачей.
Цены на аппликационные витражи существенно ниже, чем на любые другие. А их срок службы доходит до 20 лет.
Как мы создаем витражи
Аппликационные витражи изготавливаются следующим способом:
- На цельный лист предварительно очищенного и обезжиренного стекла наносится специальная декоративная пленка. Она полностью безопасна для человека. Полиэфирные масла и красители, используемые при производстве пленки, устойчивы к ультрафиолетовым лучам, то есть она не выгорит со временем.
- На обе стороны стеклянного полотна наклеивается оловянная протяжка, имитирующая мозаичное строение рисунка.
- Готовый витраж помещается в центр двухкамерного стеклопакета, что обеспечивает ему надежную защиту от различных механических повреждений, а также существенно облегчает уход за окном.
Выгоды заказа у компании «Окна-Зел»
Почему выгодно заказывать изготовление витражей для окон именно в нашей компании:
Мы используем только высококачественные и безопасные материалы.
Наши специалисты являются виртуозами своего дела. Они имеют богатый опыт и готовы к выполнению работ любой сложности.
Наша коллекция насчитывает сотни вариантов рисунков и узоров. Но вы можете вместе с дизайнерами разработать собственный уникальный эскиз.
По вашему желанию мы комбинируем витражные стекла с энергосберегающими, многофункциональными или шумоизоляционными полотнами.
Мы сотрудничаем напрямую с производителями составных элементов оконных конструкций (профильных рам, стеклопакетов, фурнитуры) и материалов.
Мы не завышаем цены на свои изделия, адекватно оцениваем свою работу и делаем скидки любимым клиентам.
Подробную информацию вы можете получить у консультантов, заполнив заявку ниже
просто оставьте заявку
и получите консультацию по всем вопросам
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия передачи персональных данных
Расчет своего проекта | или вызов замерщика |
Наш процесс | Watkins Stained Glass
Методы изготовления витражей мало изменились со времен Средневековья. Витраж ручной работы включает в себя много этапов и является длительным процессом. Фила недавно спросили, как изменились витражи за последние 200 лет, и он ответил: «Электричество». Витраж сделан из кусочков стекла, собранных вместе со свинцом; часто раскрашивают традиционные витражи. Искусство витража уникально из-за связи между стеклом и светом. Свет необходим для того, чтобы витраж ожил и стал ярким.
Смена парадигмы, по-видимому, является новым подходом для современных компаний, чтобы адаптироваться к меняющейся экономике, стремясь сократить расходы в бизнесе, чтобы выжить. Watkins Stained Glass Studio придерживается философии контрастного сдвига парадигмы. Наша студия по-прежнему работает, как и сто лет назад, создавая ИСКУССТВО, единственное в своем роде и проект за раз, а не массовое производство для выпуска продукта. Здесь до сих пор можно найти стандарты качества, лучшее стекло, внимание к деталям и настоящее мастерство. Мы приглашаем вас позвонить для встречи.
Процесс изготовления витражей будет определен и описан на следующих этапах.
Остекление Сент-Джонс
Особняк Шиди – Резка стекла
Пастух холмов — подпись WSGS
Эскиз
Эскиз – это первый из многих этапов создания витража. Это представляет собой предварительный шаг в создании витража и становится генеральным планом проекта. Сначала определяется дизайн, а затем рисуется эскиз в виде миниатюрной версии окна, как правило, в масштабе от 1 дюйма до 1 фута. Индивидуальный эскиз будет разработан и нарисован вручную для каждого клиента, чтобы не повторяться. Эскиз даст точное представление о цвете и свете окончательного вида окна. В это время могут быть внесены любые изменения. После согласования и утверждения эскиза начинается работа над проектом.
Мы рекомендуем клиентам посетить Watkins Stained Glass Studio, чтобы просмотреть тысячи фотографий и эскизов витражей, ранее сделанных студией, чтобы помочь им определиться с предпочтениями в дизайне; клиенты также могут привнести свои собственные дизайнерские идеи. Каждое окно или набор окон являются единственными в своем роде и не будут дублироваться.
Эскиз хосписа Портера
Часовня Плюща, эскиз мавзолея Фэрмаунт
Мишн-Хиллз, зарисовка
Эскиз Псалма 23
Мультфильм
The Cartoon — это полноразмерный чертеж окончательной конструкции, который затем становится рабочим чертежом для изготовления окна. Мультфильм выверен по внешнему размеру и нарисован вручную в студии с точными масштабными размерами по эскизу. Мультфильм будет использоваться для выбора стекла, то есть тщательного подбора цвета и текстуры стекла для каждого кусочка стекла в окне. Карикатура послужит рабочим рисунком на верстаке, из которого изготовлен витраж.
мультфильм Тайная вечеря
мультфильм Общинная церковь Гринвуда
Коломбина мультфильм
мультфильм Рэйчел, гора Синай
Выбор стекла и окраска
Выбор цвета является важным элементом успешного витража, важно правильно подобрать стекло, цвет и текстуру. Цветовая схема выбирается из цветовых палитр, содержащих множество оттенков стекла из инвентаря студийного стекла площадью около 25 000 квадратных футов. Кусочки стекла подносят к дневному свету, чтобы увидеть эффект сочетания цветов и найти интересные текстуры или вариации на листе стекла. Поскольку выбор цвета является чрезвычайно важной частью проекта, на этот этап проекта тратится много времени и внимания. Каждый кусок стекла в инвентаре имеет отдельный идентификационный номер. Карикатура будет использоваться для обозначения присвоения номеров стаканов.
Старинное импортное стекло
цветовые палитры
позиционирование стекла
стекло до света
Вознесенский Епископальный – Отражения от бленького стекла
Ассортимент стекла Temple Sinai
Античное стекло
Выдувается вручную или ртом, обеспечивая прозрачность, разнообразие цветов и текстур, а также семена в процессе выдувания воздухом. Методы и формулы, используемые для изготовления этого стекла, очень похожи на те, которые использовались для создания стекла в средневековые времена. Это стекло чаще всего производилось в Европе. К сожалению, почти все эти производители тонкого стекла прекратили свою деятельность за последние 80 лет.
Соборное стекло
Это машинное прокатывание, а не ручное выдувание, что делает его менее дорогим. Он изготавливается механически, а не вручную. Эти механически созданные узоры на поверхности способствуют рассеиванию света. Доступно множество текстур и сотни цветов на выбор.
Опаловое стекло
Это непрозрачное стекло молочного цвета с завихрениями цветов внутри куска стекла. Он широко использовался в старых витражах. Он также используется, потому что он обеспечивает максимальное рассеивание света и его трудно увидеть, что обеспечивает отсутствие бликов и конфиденциальность.
паттерн
После завершения создания мультфильма и выбора стекла следующим шагом будет создание узора. Картинка из белой бумаги помещается на толстую коричневую бумагу для выкройки со слоем копировальной бумаги между карикатурой и бумагой для выкройки. Карикатура перерисовывается красной ручкой точно по центру каждой направляющей линии, чтобы перенести линии разреза на плотную выкройку. Отслеживание ведущих линий мультфильма очерчивает каждую отдельную часть рисунка.
Эти выкройки из толстой бумаги затем вырезаются специальными трехлопастными ножницами для выкройки, которые одновременно вырезают очень узкую полоску бумаги. Эта узкая полоска бумаги соответствует ширине сердцевины свинцовой втулки, что исключает бумагу, равную сердцу свинцовой втулки, проходящей между стеклом. После того, как бумажные шаблоны вырезаны, они сортируются по номеру цвета стекла и готовы к использованию для резки стекла.
Узоры Моисея и резка стекла
бумажные шаблоны для резки стекла
выкройки из бумаги
шаблоны для резки стекла
выкройки, готовые к раскрою
Выкройки доспехов Святого Флориана
Резка стекла
Вырезание стекла из кусочков узора — следующий шаг в процессе создания витража. Соответствующий шаблон из плотной бумаги помещается на желаемый цвет стекла. Каждый кусок стекла вручную вырезается по форме узора с помощью стального или твердосплавного колесного стеклореза, специально предназначенного для резки витражей. Вырезанные кусочки стекла помещаются на картон, закрепленный на верстаке, который становится рабочим чертежом, готовым к процессу остекления.
резка стекла в Капитолии Колорадо
резка стекла в Капитолии
резка стекла
резка стекла для Temple Sinai
Готовые к резке большие куски стекла
большие куски стекла
Храм Синай, коробки из хрусталя
Рисование
Роспись по витражам делается для придания стеклу деталей, оттенка и текстуры. Два распространенных типа процедур покраски выполняются матовым и следовым способом. Для окраски стекла используются специальные витражные краски, обладающие особыми качествами, которые хорошо реагируют на стекло и процесс обжига в печи. Краска, которая использовалась на стекле на протяжении веков, обычно была стекловидной. Витражная краска состоит из смеси мелкоизмельченного оксида железа или оксида меди, порошкообразного стекла, смешанного с бурой в качестве флюса. Серебряная морилка часто используется для тонко окрашенных религиозных витражей и наносится на обратную сторону стекла.
Десятки различных кистей используются для нанесения краски на стекло, а также для придания стеклу особого вида и текстуры. Есть кисти для линий, для матирования, регулярного затенения или градации затенения и штриховки, среди других техник; Badger Blender — самая важная кисть. Картина выполнена на стеклянном световом столе. Наша техника рисования похожа на ту, что была 800 лет назад. Фил Уоткинс и Джоан Чендлер десятилетиями рисовали витражи и являются признанными мастерами живописи по стеклу.
Волхвы поклоняются Иисусу – Мария
Индийские и Голгофские двери
Тайный ужин, Джоан красит скатерть
Рэйчел на светлом столе
Роспись окна Святого Флориана
Джоан рисует
Фил рисует стекло
профессор Вулф и Фил
Обжиг в печи
После того, как стекло будет окрашено, оно будет аккуратно помещено в печь для обжига. Обжиг — это процесс нагрева окрашенного стекла в печи, при котором краска и стекло плавно и прочно сплавляются друг с другом. Правильно обожженное стекло прослужит века, как и работы средневековых мастеров. Мастеру необходимы большие навыки и опыт, чтобы правильно управлять печью, поскольку температура варьируется в зависимости от типа стекла, импортного европейского старинного стекла и американского домашнего стекла, а также толщины и плотности стекла. Существуют краски с высокой огнестойкостью и краски с низкой огнестойкостью, для каждой из которых требуется разная температура. Различные виды стекла следует обжигать отдельно для точного обжига и достижения наилучших результатов. Установление точного момента сплавления стекла и краски имеет первостепенное значение.
Как только печь достигает желаемой температуры, она медленно отжигается или охлаждается. Часто процесс покраски и обжига повторяется много раз, пока не будет достигнут заданный вид, глубина и интенсивность цвета. Когда картина на стекле завершена и стекло остыло, кусок стекла возвращается в исходное положение на мультфильме.
Епископское стекло с росписью Вознесения
полка для печи
Моисей в печи готов к огню
Вощение
Вощение — это процесс, используемый для окрашивания окон. Вырезанное стекло наносится пчелиным воском на «светлую стену» в том же положении, в котором оно было нарисовано на мультфильме. Затем стекло раскрашивают специальными витражными красками. Этот процесс позволяет мазкам кисти следовать через различные кусочки стекла и дает художнику возможность увидеть окно, сквозь которое сияет свет. Иногда часть окна также можно намазать воском, чтобы увидеть, как смешиваются цвета и как окно будет выглядеть при дневном свете. Процесс восковой обработки окрашенного стекла был использован для окна «Тайная вечеря».
Вощение Тайной вечери
последний-ужин-саймон-воск
Остекление
После того, как стекло было вырезано и иногда окрашено, оно будет помещено обратно на мультяшный рабочий рисунок, прибитый на верстаке; теперь стекло готово к сборке в свинец пришел. Свинец очень податлив и бывает разной толщины и ширины. Свинец «H» натягивается, затем точно обрезается свинцовым ножом или свинцовой дамбой и плотно обхватывает каждый из кусочков стекла, а затем прибивается гвоздями, чтобы удерживать на месте. Это продолжается до тех пор, пока свинец и стакан не окажутся на своих местах в соответствии с контурным рисунком на рисунке ниже.
После того, как провод обрезан и стекло установлено на место, на каждое из многочисленных соединений выводов наносится флюс, после чего они спаиваются паяльником. Обе стороны окна должны быть запаяны, затем флюс должен быть очищен от окна. Функция ведущего пришла, чтобы придать витражу целостность и структуру, а также создать художественный дизайн в окне. Для стабилизации могут быть добавлены стержни. (Процесс глазурования очень похож на средневековый, однако сейчас мы используем электричество; столетия назад паяльники нагревали, поэтому выражение «слишком много железа в огне» было уместным термином.)
процесс остекления
Хоспис Портер – незавершенное строительство
Glory Hole Casino Central City – процесс остекления
остекление Тайная вечеря
подготовка к пайке
Особняк Шиди – Остекление
пайка горы Синай
пайка Сент-Полс
Цементирование
Когда процесс остекления завершен, окно перемещается на другой стол для цементирования. Затем на окно наносится специальный витражный клей ручной работы, тщательно вдавливая его между пространством между стеклом и полотном и с обеих сторон окна. После того, как цемент был нанесен кистью на окно, его удаляют с поверхности. Через несколько дней, когда окно немного высохнет, поверхность вдоль направляющих линий подбирается, чтобы удалить видимый цемент. Этот процесс цементирования значительно укрепляет, стабилизирует и делает витраж водонепроницаемым.
Фил замешивание цемента
цементный витраж
Вклейка окон St. Florian
сушка окон после цементирования
Монтаж
Заключительный процесс – установка витража. Часто окно имеет кусок оконного стекла или закаленного стекла снаружи. Новое окно обычно устанавливается изнутри и размещается напротив существующего прозрачного стекла с использованием различных методов крепления окна на месте. Нет необходимости превращать их в коммерчески изолированные блоки, так как часто это создает множество проблем, а окна Уоткинса не требуют дополнительной стабилизации. Витражи производства Watkins Stained Glass будут дарить красоту будущим поколениям.
Несмотря на то, что существует множество студий и частных лиц, производящих витражи, именно качество художественного дизайна, замысловатая роспись и искусное мастерство отличают витражи Watkins и делают эти нестандартные окна такими особенными и долговечными.
Установка Capitol Kit Carson
Капитолий Колорадо Грэм Фил
Журнал «Искусство стекла», стр. 1
Установка Тайной вечери
Св. Петр — Благовещенские леса
Храм Синай – Инсталляция
Реставрация
Реставрация — это процесс, при котором старый витраж восстанавливается с использованием методов, обратных первоначальному изготовлению окна, чтобы аккуратно разобрать его на части в поврежденных местах. Когда стекло разбито, мы пытаемся использовать то же оригинальное стекло по цвету и текстуре (у нас в студии есть большой запас стекла 50-100-летней давности, передаваемого из поколения в поколение). Нам также очень повезло, что у нас появился соответствующий поводок, который изначально использовался в исторических окнах. Желаемым конечным результатом будет витраж, отремонтированный таким образом, что он выглядит так, как будто он был совершенно новым сто лет назад. Большое значение придается исторической ценности окна. Мы стремимся восстановить поврежденные участки окна, а не заменить их, что требует высокого уровня мастерства, мастерства, опыта и изобретательности. Окна не восстанавливаются должным образом с использованием надлежащих методов консервации, ремонт является обратимым, и всегда делается упор на оригинальные материалы. Сейчас в мастерской реставрируют некоторые витражи, сделанные мастерами Уоткинса 80–120 лет назад; ожидается, что эти недавно отреставрированные окна прослужат еще 100 лет. Мы усердно работаем над созданием и восстановлением окон, которые будут устойчивыми в следующем столетии.
Благовещенская католическая церковь, до и после
Canon City Methodist — круглое окно, после
Дж. Денвер – В процессе
Восстановление сети Providence
Святой Петр – Благовещение
Сент-Пол Ист-Бэй
Витражи: введение · V&A
Витражи, сделанные из цветных и окрашенных стеклянных кусочков, скрепленных свинцовыми полосами, были особенно популярны в Европе в период между 1150 и 1550 годами, когда они были характерной чертой соборов. и другие церкви, а также ратуши и дома для элиты. Его полупрозрачные свойства сделали витражи особенно популярными в религиозном контексте, где большие окна со сценами из Библии и жизни святых могли оживить священное пространство яркими мерцающими огнями и тонко изменить атмосферу в зависимости от времени суток и меняющейся погоды. сезонов.
Собор Уэллса, часовня Леди (начата около 1310 г.) с витражами, частично отреставрирована. Через Викисклад.Многое из того, что мы знаем о том, как изготавливались средневековые витражи, взято из трактата «О различных искусствах » ( De Diversis Artibus на латыни), текста, написанного в начале XII века немецким монахом, использовавшим псевдоним Теофил. . Он описывает основные шаги, необходимые для изготовления листов цветного стекла, и как использовать эти листы для создания витражей. Если не считать незначительных нововведений, техника изготовления витражей практически не изменилась со времен Феофила.
Фрагмент каймы окна, ок. 1140–1144 гг., Иль-де-Франс. Музей № C.2-1983. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонОсновными ингредиентами для изготовления стекла являются песок (кремнезем) и зола (щелочь). При совместном нагревании они образуют более или менее однородную вязкую массу, которая при охлаждении превращается в стекло. Примерно с 1000 года производители стекла в основном использовали древесную золу для производства стекла. Это привело к тому, что стекло, хотя и прочное, не всегда было устойчивым к атмосферным воздействиям и гниению. Витражи, часто подверженные поломкам, нуждались в регулярном уходе, их приходилось регулярно ремонтировать и реставрировать. Часто они выживают только в фрагментированном и измененном виде.
Панно с изображением короля из окна Дерева Иессея, около 1210 г. с более поздними реставрациями, вероятно, Шампань, Франция. Музейный № 6Д-1881. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВ Средние века стеклодувы использовали два метода производства листового стекла. Следуя так называемому методу широкого листа или муфты, они помещали пузырек из еще податливого стекла на паяльную трубку, а затем превращали его в цилиндр. Затем этот цилиндр разрезали по всей длине, повторно нагревали и спрессовывали в лист.
Альтернативным способом изготовления листового стекла был коронный метод. Стеклодув переносил стеклянный пузырь из паяльной трубки на металлический стержень, называемый мостом. Пузырь вскрывали и вращали вокруг моста. Под действием центробежных сил полый пузырь сплющивался в круглый диск, корону, которая в центре была толще, чем по краям. Художники-витражисты редко изготавливали собственное листовое стекло. Они покупали его у торговцев, имевших дело непосредственно с теплицами. Они часто располагались рядом с лесами и лесными массивами, рядом с сырьем, необходимым им для работы.
Панно с листвой на окантовке Кентерберийского собора, ок. 1200–20 гг., Англия. Музей № C.7-1959. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонДля окрашивания стекла в процессе плавки стеклодув добавлял порошкообразные оксиды металлов в основную смесь песка и золы. Это привело к появлению тонированных стекол, известных как пот-металлы. Однако не все стекла были цветными. Металлическое красное стекло, также известное как рубин, было очень темным и недостаточно прозрачным для прохождения света. Средневековые стеклодувы творчески решили эту проблему, погрузив бесцветное «белое» стекло в горшок с расплавленным красным и смешав их вместе. В результате появилось так называемое «мигающее стекло», состоящее из более тонкого полосатого слоя красного цвета на бесцветной основе. Цветное стекло было намного дороже, чем обычное белое стекло, и поэтому часто повторно использовалось в витражах.
Фрагмент панно с изображением Святого Петра из Сеесского собора, около 1280 г., Франция. Музей № C.727-1909. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонПроцесс изготовления витража начался с проектирования. В средние века это было известно как vidimus , латинское слово, означающее «мы видели». До того, как бумага стала более доступной примерно в 1400 году, художники по витражам рисовали увеличенный рисунок, размер которого соответствовал фактическому оконному проему, на деревянном столе на козлах, покрытом мелом или побелкой. Этот рисунок был отмечен буквами и символами, чтобы указать цвета отдельных кусков стекла, которые будут использоваться. Он также показал наиболее важные нарисованные линии и основные моменты, которые художник по стеклу должен был включить. Таким образом, рисунок на столе служил ориентиром для человека, разрезающего стекло, и ориентиром для краски по стеклу. Наконец, он использовался как верстак для сборки окна.
Эскиз витража для монастыря Гогенберг (Одилиенберг) Ганса Бальдунга Грина, ок. 1508 г., Германия. Музей № Д.199-1888. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонМы точно не знаем, как работал процесс проектирования средневековых витражей. Феофил подразумевает, что художники и мастера по стеклу также были дизайнерами. Во многих случаях это должно было быть так, в то время как в других случаях лицо, заказавшее работу, предоставляло создателям эскизы, нарисованные другими художниками, например, художниками-панелями. Доказательства этого увеличиваются в 15 веке. Примерно в 1508 году южногерманский художник Ганс Бальдунг Грин предоставил эскиз витража для монастыря Гогенберг. Этот эскиз включает письменные инструкции для его создателей. С увеличением доступности бумаги полноразмерные мультфильмы для витражей станут нормой. Их можно было сохранять, использовать повторно и передавать от стекольщика к стекольщику. Это сделало витражи исключительно совместным искусством.
Витраж с изображением верхушки балдахина, ок. 1300–25 гг., Кельн, Германия. Музей № 5464-1858. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонПосле того, как было принято решение о внешнем виде и компоновке витража, стекольщик или стеклодув выбирает и вырезает стекло. В средневековый период листы стекла разрезали на более мелкие кусочки, прикладывая к их поверхности нагретое железо. Затем стеклодув обрабатывал грубые формы с помощью так называемого «железного» железа, металлической прорези или крючка, в который вставлялся край стекла и придавал ему форму. Начиная с 16 века более широкое распространение получили алмазные резцы для резки стекла. Они оставляли гораздо более четкие края и помогали производителям легче достигать своих форм.
Голова патриарха с юго-восточного трансепта Кентерберийского собора, витраж с использованием стекловидной краски, около 1180 г. с более поздней реставрацией, Англия. Музей № C.854-1920. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонПосле того, как стеклу придали желаемую форму, последовала самая искусная часть изготовления витража: покраска стекла. Художники по стеклу использовали так называемую стекловидную или стеклянную краску, которую нужно было обжигать, чтобы она прилипла к стеклу. Он был сделан из оксида железа или меди, матового стекла, гуммиарабика и связующего вещества, такого как вода, вино или уксус. Краску, цвет которой варьировался от серо-черного до коричневого, можно было разбавлять до различных текстур и консистенций, в зависимости от желаемых эффектов. Художники использовали плотную чернильную консистенцию для основных линий трассировки и более жидкую смывку для создания теней и моделирования. Краску они наносили кистями из шерсти различных животных. Палочки, иглы, перья и пальцы также можно использовать для текстурирования и царапания краски, чтобы добавить глубины и контролировать свет, проходящий через стекло.
Панно с изображением Благовещения Святой Анны из паломнической церкви Марии Штрассенгель, ок. 1350–1355 гг., Штирия, Австрия. Музей № C.72-1930. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонЧтобы собрать витраж, изготовитель витражей, наконец, уложил кусочки цветного и окрашенного стекла в соответствии с рисунком и вставил края каждого кусочка в Н-образные полоски свинца, называемые камеями. Затем эти полосы были припаяны друг к другу, чтобы панели были закреплены. Они не только удерживали отдельные части стекла на месте, но и были неотъемлемой частью дизайна окна. После того, как козырьки были на месте, мастер втирал замазку в пространство между стеклом и свинцом, чтобы сделать оконную панель водонепроницаемой. Наконец, панель прикреплялась свинцовыми полосами к арматуре или ферраменте — железной конструкции, вставленной в оконный проем, чтобы выдержать вес готового окна.
Рундель с изображением Благовещения пастухов с деталями, окрашенными серебром, ок. 1340–1345 гг., Англия. Музей №. 2270-1900. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонВ 14 веке в росписи витражей появилось важнейшее нововведение: серебряная морилка. Этот раствор, состоящий в основном из нитрата серебра, давший название витражам на английском языке, можно наносить кистью, как краску для стекла. Он наносится на обратную сторону стекла и при обжиге вжигается в поверхность. Цвета серебряной морилки варьируются от бледно-лимонно-желтого до насыщенного темно-оранжевого, что дало художникам-витражистам новые захватывающие возможности для добавления цвета на этапе росписи стекла.
Святой Георгий прощается с королем Селены, вероятно, по эскизам Якоба Корнелиса ван Остсанена, около 1520–1530 гг., Нидерланды. Музей № C.352-1930. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонМонохромные картины в нейтральных тонах, также известные как гризайли, существовали на протяжении всего средневекового периода, но в сочетании с морилкой серебром они стали очень популярными, особенно в 15 и 16 веках. Они часто имели форму медальонов, состоящих только из одного куска стекла, которые вставлялись в окна жилых домов и других светских помещений, таких как, например, ратуши.
Панно с фигурой Правосудия с мечом и весами, 1586 г., Цюрих, Швейцария. Музей № C.63-1919. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонПримерно в середине 16 века были открыты новые цвета стекловидной эмали. Подобно серебряному пятну, их можно было нанести на поверхность бесцветного стекла. Новые зеленые, синие и фиолетовые цвета использовали матовое стекло в качестве флюса и помогли художникам по стеклу создавать все более сложные композиции, намного ближе выравнивая витражи к другим формам живописи.