Виды вербального общения: что это такое, примеры, виды, значение

Содержание

что это такое, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

Существует два основных канала коммуникации между людьми: вербальный и невербальный. Первый подразумевает передачу информации при помощи речи, второй – всеми остальными доступными способами. Мы уже обсуждали невербальное общение, сегодня же поговорим о вербальном. Мы выясним, что оно собой представляет, каким бывает и какое значение имеет для нас.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.

Вербальная коммуникация отличается от невербальной гораздо более высокой точностью и однозначностью, поскольку человек всегда может подобрать формулировки, исключающие возможность двоякого трактования.

Все мысли, передаваемые вербальным путём, выражаются исключительно словами. Поэтому для такого способа общения необходимо, чтобы собеседники достаточно хорошо владели одним и тем же языком.

Виды вербального общения

Словами можно передавать не только «сухую» информацию, но и рассказывать о своих эмоциях, переживаниях, желаниях, намерениях и многих других вещах. Поэтому исследователи, стараясь дать более точный ответ на вопрос о том, что такое вербальное общение и какую роль оно играет в нашей жизни, выделили несколько его разновидностей:

  1. Познавательное. Передача новых знаний с образовательной целью.
  2. Коммуникационное. Обмен любой информацией, которую собеседники считают важной.
  3. Эмоциональное.
    Информирование о собственных эмоциях, желаниях, опасениях, страхах и прочих чувствах.
  4. Аккумулятивное. Накопление и хранение важной информации.
  5. Конструктивное. Чёткое и однозначное выражение своих мыслей.
  6. Контактоустанавливающее. Первичное установление связи между людьми, налаживание контакта.
  7. Этническое. Объединение народа посредством единого языка общения.

Как следует из перечисленных определений, каждый вид вербального общения выполняет определенную функцию, и довольно части эти функции совмещаются между собой.

Значение вербального общения

Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух. Но важно учитывать, что

невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение.

Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение. При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания.

Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.

Взаимодействие вербального и невербального общения

Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.

Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов. И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов. Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.

Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.

В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно. Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно.

Даже в переписке, если мы хорошо знаем собеседника, мы часто без лишних слов понимаем друг друга. Смайлики или их отсутствие, точки и многоточия, специфические словечки и паузы между ответами порой могут сказать нам гораздо больше, чем то, что собеседник выразил словами.

Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время

невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.

Правила вербального общения

Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков. В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:

  • Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
  • Не стремиться навязать собственную точку зрения. Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
  • В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
  • Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства. Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
  • Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
  • Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
  • При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.

Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.

Заключение

Вербальное общение – это основной канал обмена информацией. Оно позволяет передавать всё: знания и предположения, факты и домыслы, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Обмениваясь информацией, можно обойтись без невербальных каналов коммуникации, а вот без вербальных обойтись практически невозможно. И от того, насколько хорошо у человека развита способность к вербальному общению, часто зависит то, насколько он будет успешен в карьере и личной жизни.

Что относится к вербальным средствам общения

С самого раннего детства человек со всех сторон слышит речь. Потому что именно так, в основном, общаются люди, и ребенок невольно оказывается втянут в этот контактный способ общения. Именно таким образом формируется для ребенка окружающий мир, то есть он тоже учится со временем высказывать свою точку зрения при помощи речи и управлять миром вокруг себя при помощи слов.

Однако не всем и не всегда легко выбрать именно тот язык общения, который поможет правильно донести свою точку зрения и мировосприятия до оппонента. Невозможно на одном языке разговаривать с интеллектуалом и гопником, потому что эти люди говорят на разных языках, несмотря на то, что слова одинаковые.

Наверняка в жизни каждого человека происходили ситуации, которые заводили продуктивную, на первый взгляд, беседу в тупик. Оппоненты начинают нервничать, грубить в ответ или вовсе переходить в состояние агрессивной обороны, либо наоборот, отвечать на каждое слово презрительной усмешкой.

В основном, такие казусы происходят по той причине, что неверен изначальный посыл докладчика, потому что он либо считает себя стоящим на более высоком уровне развития, либо просто не видит в собеседнике личность. Это порождает возникновение разноуровневого общения, которое приводит диалог к печальному концу, всего лишь потому, что собеседники начинают бояться показаться жалкими и неумными, если выражаться простым языком.

И все это происходит из-за того, что именно так изначально настроен инициатор диалога. Даже если человек стоит выше по положению на социальной лестнице, при общении с людьми более низкого ранга он выражает свое недовольство, порой по причинам, которые кроются в его отрочестве. Поэтому важно понять, что при общении всегда стоит выбирать язык уважения, и в собеседнике всегда видеть достойного члена общества. Именно такой язык универсален и понятен каждому человеку.

Что такое вербальное общение

Вербальное общение – это взаимодействие группы или нескольких людей, которые коммуницируют, руководствуясь единой языковой системой, на уровне доступном и понятном каждому члену этой группы. Неважно, сколько собеседников участвует в переговорах, условие неизменно, язык должен быть понятен всем, так, чтобы недопонимания не возникало. Вербальный язык – это тот язык, уровень которого понятен всем окружающим.

Современные психологические тренинги помогают обществу развивать многие навыки речи. Это может говорить о том, что людям становится необходим навык донесения информации в хорошо оформленном виде. Потому что, в зависимости от того, как передается информация, человек получает нужную ему реакцию.

Важно помнить, что вербальное общение – это метод, которым можно передавать воспроизведенные мысли, а также получать необходимую информацию в том виде, в котором она будет воспринята гораздо быстрее.

Большинство соприкосновений в обществе происходят, потому что люди общаются. Это происходит за счет языковой передачи, а также с использованием мимики и жестов. Ранее, когда у людей отсутствовала речевая функция, они общались с помощью рисунков и жестов, но современное общество прекрасно реагирует, если человек общается при помощи языкового аппарата. А тем более, если оппонент в совершенстве владеет искусством риторики.

Сложно представить себе ситуацию, когда человек выражается на языке матерных слов, ведет себе неадекватно и при этом вызывает приятные эмоции у людей другого круга общения. Но зато в своем кругу он наверняка сольется с общей массой и не будет выделяться. Но парадоксально изменится и его отношение к себе, и отношение его приятелей, если с таким человеком начать разговор с позиции уважения. Хотя только хорошо натренированный ум может донести такой вербальный посыл правильно, чтобы аудитория не отреагировала в силовой манере общения на безобидный доклад собеседника. Поэтому человеку необходимо развивать в себе навыки общения.

Вербальное общение

К вербальному способу общения относится тот процесс передачи информации, который происходит при помощи слов, на понятном языке для всех собеседников.

Люди уже давно привыкли общаться на уровне слов. Видя друг друга, оппоненты моментально начинают общаться друг с другом, не оставляя даже малейшего шанса рассмотреть собеседника, и если он молчалив, то такое поведение моментально относит его к нелюдимому и угрюмому типу людей. Потому что нормой поведения общества считается выражение любого жизненного переживания посредством голосовой передачи.

Но также люди привыкли общаться на одном уровне, и им комфортно, когда вокруг них находится окружение, которое вербально понимает их. Потому что в ином случае общество начинает чувствовать себя дискомфортно, от чего появляется диссонанс, и повседневное существование меняется в худшую сторону. Такое явление следует, потому что у людей происходит возникновение барьера, ведь, как говорилось ранее, язык общения единый, но восприятие информации разное.

Для того чтобы быстро преодолеть вербальный барьер, необходимо, при попадании в другое общество, стать активным участником и инициатором общения, неформальным лидером. Тогда гораздо быстрее падут разнообразные препоны и произойдет притирание. Но необходимо не только слушать, что говорят собеседники, но и внимательно рассматривать поведение тела, то есть обращать внимание на невербальное общение. Потому что если слова можно контролировать, то тело нетренированных людей, через некоторое время общения, теряет контроль и выражает истинные эмоции.

То есть для того, чтобы разрушить вербальный барьер, нужно внимательно разобрать, на какие виды они подразделяются:

  1. Фонетический – этот коммуникативный способ должен обратить внимание на интонации, особенность произношения, дикцию.
  2. Логический – должен выявить особенность мышления собеседника.
  3. Смысловой – у слов, действий или поз есть свой смысловой посыл.
  4. Стилистический – здесь важно учитывать построение предложений и фраз.

Виды вербального общения

Виды вербального общения – это вариации такого вида общения.

Речь внешняя

Она делится на следующие виды:

  1. Устная речь.
    • речь, используемая для диалога;
    • речь, используемая для монолога.
  2. Речь дактильная. Такой подвиг имеет широкое распространение между глухонемыми людьми, то есть передача букв жестами.

Письменная речь

  1. Непосредственная. То есть общение, при котором ответ получается немедленно, как пример – смс-общение.
  2. Отложенная. Здесь собеседники переписываются письмами, и подразумевается, что ответ придет некоторое время спустя.

Внутренняя речь

Также вербальная речь может быть выражена следующими формами при общении:

  • Спор. Это общение в манере разногласий.
  • Разговор. Это диалоговая беседа в непринужденной обстановке.
  • Дискуссия и диспут. Важная тема, обсуждаемая на общественном уровне.
  • Собеседование. Способ, при котором человек отвечает на заранее поставленные вопросы.

Как эффективно общаться

Эффективный метод общения подразумевает под собой интегрирование в ту среду, которая превалирует в численном превосходстве представителей того или иного сообщества. Потому что если необходимо достижение результата, то докладчику придется разговаривать именно на том уровне языка, который поймут собеседники, употребляя именно те слова, которые имеют место в обиходе в данном обществе, то есть будет необходимость упростить или, наоборот, обогатить речь сложными предложениями чтобы разговаривать доступным и понятным языком. Простым примером в такой ситуации может служить следующая ситуация:

  • если в группу детского сада пригласить преподавателя по высшей математике и попросить его на простых примерах объяснить детям, что это за предмет, то если учитель не сможет адаптировать свой рассказ под аудиторию, внимание будет потеряно вскоре после начала повествования. Но если преподаватель сможет облечь в слова доступные детскому разуму всю картину высшей математики, то, возможно, он заложит зерно сознания в головы потенциальных академиков.

Поэтому очень важно для эффективности обязательно изучать собеседника и понимать, какие задачи нужно поставить для формирования доклада.

Особенности вербального общения

При вербальном общении, в отличии от невербального способа общения, главная особенность, это тот словарный запас, который произносится либо устно, либо преподносится в письменном виде. Жестикуляция и мимика относятся уже к особенностям невербального общения.

Еще одна главная особенность в вербальном виде общения, это тот факт, что оно доступно только представителям человеческого рода. То есть данный вид коммуникации может быть использован только человеком. Но еще важно и то, что человек, способом вербального устного общения, контактирует не только с себе подобными. Зачастую такие посылы происходят в сторону животных, представителей растительного мира или к неодушевленным предметам. Это не говорит о том, что человек ждет подобной обратной реакции, просто это сила привычки – усиливать свои действия вербальным посылом.

Но если человек хочет использовать эту особенность с представителями другой языковой группы, то он должен изучить словарный запас той страны, с выходцами из которой будет общаться, иначе навык вербального общения будет не востребован.

Как вербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное общение – довольно хорошее подспорье в будничных делах, потому что человек имеет возможность точно формулировать свой посыл и быстро передавать информацию.

Вербальное, в отличие от других форм, делает процесс общения с собеседником очень четким. Посредством такого общения можно не только выражать свои собственные домыслы, но и участвовать в информационном обмене информацией и проявлять участие в делах собеседника. Такая четко очерченная информационная передача дает донести до аудитории, когда это необходимо, потому что, например, деловые переговоры требуют предельного взаимопонимания, и здесь нет места намекам и невербальным приемам.

Общаться с помощью вербальных приемов – это довольно простой способ донесения своих мыслей, потому что не надо тратить время на продумывание необходимой жестикуляции, и, тем более, человек с младенчества привыкает к окружающему его вербальному способу общения.

Также этот способ позволяет анализировать полученный объем данных. Потому что именно посредством слов человек почти всегда передает необходимые сведения, а также дает оценку действиям других людей.

Данные, дошедшие до человека, оформленные в слова, гораздо легче запоминаются.

А также с помощью коммуникации личность начинает познавать мир, угадывать характеры своих спутников, пополнять свой багаж знаний и самосовершенствоваться.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Виды невербального общения и их характеристика

Под словом «общение» люди обычно подразумевают коммуникацию посредством голоса и текста. Однако это только один вид общения, и называется он вербальным. Кроме вербального, существует еще и невербальное общение. В каком-то смысле это более сложный и тонкий вид коммуникации, потому как это, в прямом смысле, «язык тела». Не каждый может в совершенстве контролировать свою мимику, жесты или манеру поведения. Поэтому такие косвенные признаки могут зачастую сказать больше, чем слова.

Не стоит слишком сильно разграничивать эти два вида коммуникации. Вербальное и невербальное общение не противоречат друг другу, а дополняют. Словесная коммуникация не всегда совершенна. В том смысле, что коммуникативная неудача, как это называют исследователи, может быть спровоцирована чем угодно: контекстом, большой разницей в фоновых знаниях собеседников, профессиональными или мировоззренческими различиями. Поэтому важно уметь считывать хотя бы некоторые невербальные сигналы. Этот навык поможет лучше понять собеседника, его истинные мотивы и чувства.

В этой статье будет рассказано об основных видах, типах и структуре невербального общения.

Виды невербального общения

Методов невербальной коммуникации много, они разнообразны и выполняют разные функции. Существуют следующие виды средств невербального общения.

Кинетические сигналы

Это совокупность жестов, мимических сигналов, походки, поз и телодвижений. Само тело как бы дополняет разговор, насыщает его дополнительными коннотациями и экспрессией, помогает расставлять смысловые и эмоциональные акценты. Как правило, набор таких движений детерминирован культурно. В некоторых странах частая и разнообразная жестикуляция — в порядке вещей, в других культурах сведена к минимуму. Кроме того, применяемость этих средств сильно зависит от темперамента, воспитания или характера.

Тактильные сигналы

Иногда легко спутать с кинетикой, но разница ощутимая. Главным образом, это прикосновения. Ободряющие похлопывания по плечу, поглаживания, рукопожатия и поцелуи — все это тоже элементы коммуникации. Они важны, потому как очень наглядно демонстрируют характер социальных и личностных отношений собеседников.

Зрительные сигналы

Большую роль в любом диалоге играет взгляд собеседника. Насколько часто и как долго устанавливается зрительный контакт, направление глаз, сам взгляд.

Пространственные сигналы

На содержание коммуникативного акта очень сильно влияют такие факторы, как пространственное положение собеседника. Например, какое место он занимает за столом, на каком расстоянии находится, как он ориентирован и куда направлен. Кроме того, от положения собеседника прямо зависит и характер разговора. Есть очень большая разница между разговором, который происходит тет-а-тет в интимной обстановке, и публичной беседой. Обычно выделяют градацию коммуникативного пространства — от интимной зоны до публичной. Между ними — личная и социальная.

Около- или паравербальная коммуникация

Это интонационная модальности речи, ее скорость и ритм, паузы между словами и фразами. Последнее обычно выделяется в отдельный вид невербальных смысловых сигналов.

ВАЖНО. Такой вид невербальных сигналов следует интерпретировать с учетом личностных особенностей говорящего. Интонации или громкость речи не всегда несут какое-то конкретное смысловое содержание. Это может быть просто устоявшаяся привычка собеседника. Паузы между словами и фразами могут возникнуть и от совершенно посторонних факторов и не иметь прямого отношения к содержанию беседы.

Внешний вид

К инструментам невербальной коммуникации относят и такие неочевидные характеристики, как обстановка общения или то, как выглядит собеседник, как он одет. Это не всегда имеет большое значение в контексте конкретного разговора, но иногда может использоваться для придания дополнительного смысла, контекста беседы.

Все эти виды невербального общения имеют смысловую значимость только в контексте конкретного разговора и беседы. Всегда стоит учитывать культурные, личные и социальные особенности собеседника, обстановку и контекст разговора. Излишнее считывание неявных сигналов иногда может само привести к коммуникативной неудаче.

Характеристики видов невербального общения

Все перечисленные виды невербального общения имеют свои характеристики и нюансы. Есть несколько достаточно распространенных невербальных признаков, которые можно интерпретировать, как коммуникативные сигналы, в рамках той или иной разновидности.

  1. Жестикуляция, осанка или походка могут сказать о том, что человек в чем-то не уверен или чувствует себя некомфортно — руки, так или иначе, образуют подобие замка, прикрывают определенные части тела («нога за ногу», скрещенные руки), как бы образуя барьер для внешнего воздействия, в руках постоянно крутится какая-то мелочь вроде письменных принадлежностей, пуговиц или запонок.
  2. Волнение часто проявляется в непроизвольных повторяющихся касаниях пальцами некоторых областей лица: потирание носа или мочек ушей, поглаживание волос.
  3. Человек, который не уверен, взволнован или что-то скрывает, обладает чуть «горбатой» осанкой, его лицо слегка опущено, а глаза избегают прямого зрительного контакта. Сигналом может послужить беспричинное покачивание ногой, покусывание или облизывание губ. На физиологическом уровне — дрожь, повышенное потоотделение или изменения в пигментации кожи (покраснение, побледнение). Речь прерывистая, ускоренная, «дерганная».
  4. Степень эмоционально-экспрессивной насыщенности речи вообще имеет огромную значимость. Интонационное богатство речи автоматически настраивает слушателя на интерес и эмпатию. Гораздо легче поверить увлеченному и страстному человеку, чем кому-то, кто монотонно проговаривает текст, словно написанный на бумажке.

    ВАЖНО. В деловом общении экспрессия приветствуется, но она должна находиться в определенных рамках. Иначе есть риск попасть в другую крайность — создать ощущение навязчивости, нарушения субординации и неуважения к собеседнику, особенно если он стоит выше в профессионально-административной иерархии. Эмоциональность должна быть сдержанной, спокойной и учитывать дистанцию.

  5. Уверенный человек обладает прямой осанкой, спокойной и размеренной речью, глаза смотрят на собеседника. Жесты характеризуются расслабленностью.
  6. Прямой взгляд может быть интерпретирован, как сигнал повышенного интереса к собеседнику. Покачивания ногой в некоторых случаях воспринимаются, как заинтересованность в продолжении разговора.
  7. Большую роль играют направления стоп. Если стопы направлены прямо на собеседника — человек заинтересован в разговоре и в говорящем. Стопы, которые «смотрят» носками в сторону выхода, могут быть сигналом того, что беседу следует прекратить.
  8. Дистанция — еще один важный показатель. Соблюдение определенной дистанции (не ближе расстояния вытянутой руки) — признак того, что отношения носят деловой и официальный характер. Слишком далекое положение собеседника, нежелание подходить близко, могут говорить о том, что разговор или человек неприятен. Слишком большая дистанция читается, как проявление страха или демонстративной незаинтересованности в диалоге.
  9. Внешний вид многое говорит о том, как человек видит характер отношений с собеседником и чего ждет от диалога. О серьезных деловых намерениях говорят опрятность, чистота одежды и гармонично подобранный гардероб. Правильно подобранная одежда, адекватная контексту и целям коммуникации, — важнейший элемент успеха.

Заключение

Согласно некоторым исследованиям, порядка 70 % информации в ситуации общения человек сознательно или подсознательно считывает из невербальных сигналов. Очень важно не только научиться распознавать их, но и уметь правильно интерпретировать.

Кроме того, не все такие сигналы можно распознать с первого взгляда. Психологи советуют обращать внимание, в первую очередь, не на «крупные» и очевидные жесты, а на мелкую моторику движений и речи. Именно в мелких деталях поведения зачастую кроется правда, так как контролировать их практически невозможно.

Вместе с тем, следует крайне осторожно и осмотрительно подходить к интерпретации подобных вещей. Стоит учитывать многие другие факторы, чтобы избежать поиска несуществующей подоплеки.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Коммуникация в психологии это, определение невербальная, вербальная, эффективная, массовая

Поскольку любое общество построено на общении, особо важно не только применять навыки коммуникации на практике, но и знать ее основную методологию в развитии практики психологии. Адекватное понимание особенностей коммуницирования — путь к реализации желаемого жизненного опыта.

Содержание записи:

Определение

Коммуникация в психологии — это сознательная или подсознательная передача и обмен информацией с другими людьми. Является своеобразной формой взаимодействия между индивидами, что осуществляется посредством познавательной деятельности. Относится к адресному влиянию на ценности и взгляды собеседника, которые выстраиваются исходя из рациональной составляющей.

Коммуникацию можно рассматривать в качестве необходимого условия для развития взаимоотношений человека. Способность к передаче информации также является одним из основополагающих аспектов совершенствования всего общества, поскольку она выступает в роли основного взаимодействия между различными этническими группами.

Автор термина, социолог американской школы психологии, Чарльз Купи в начале XX века определил коммуникацию в качестве «механизма, благодаря которому, существуют и развиваются абсолютно все человеческие отношения — в контексте образов подсознания, соединенными со способами их визуализации и передачи в жизни, включая сохранение во времени».

Согласно советскому ученому И. П. Яковлеву, а также другими психологами в смежных тематиках, под определением коммуникации следует понимать систему исследовательской практики в роли коммуницирования в обществе, включая: развитие, структуру и содержание, практическое использование.

В то же время, М. С. Андрианов локализирует определение в качестве понимания первоначальных аспектов социального взаимодействия, отталкиваясь лишь от смыслового значения.

Исходя из слов немецкого социолога Никласа Лумана, коммуникация — это «определенное исторически протекающее событие, зависящее от временного этапа».

Также определение было охарактеризовано им в качестве совокупности действий, подходящих для социальных систем, наличие которых перераспределяет знания в обществе. Он не воспринимал коммуникацию в роли передачи информации или семантического содержания психологической подсистемы.

Коммуникация в психологии — это средство, при помощи которого отдельные индивиды могут поддерживать и конструировать собственные отношения между собой, согласно Т. Силларсу и А. Вангелисти,

История развития

Исследовательская практика, направленная на изучение коммуникации в роли самостоятельной научно-социологической области связана с развитием инфокоммуникации на основе телекоммуникационных и информационных технологий.

В особенности, на формирование коммуникации, повлияло возникновение радио в 1920-х г. Позднее, с появлением компьютеров и телевидения, а также с началом глобализации больших компаний, процесс исследования в качестве научно-психологического феномена возрос в несколько раз.

Первая коммуникационная кафедра открыта в начале 1940-х г., в США. Со слов доктора философских наук, по совместительству, профессора социальной философии А. В. Назарчука, проявление проблематики термина развивалось исходя из 3 основных направлений:

  • англо-американский. Направлен на анализ лингвистически обусловленного процесса, а также прояснения языковой систематики разных народов;
  • французский. Отличается неограниченным смысловым значением языкового коммуницирования, что определяется социальной проблематикой современного общества: идеологические искажения, критическое настроение к власти, отсутствие осмысления и т.п.
  • «Философия диалога». Характеризуется полемическим отношением к философии трансцендентального и психологического типа, отталкиваясь от субъективности значения «Я — Ты» в сторону ведения коммуникации. Развита М. Бубером, М. Бахтином, Ф. Эбнером и др.

Ф. И. Шариковым был выведен неологизм «коммуникология», который объяснял любые исследовательские деятельности, направленные на объективное понимание коммуникации — систематизированные знания о развитии средств общения в качестве психологического феномена.

В психологии и лингвистической практике, коммуникация рассматривается в качестве факторов, способствующих для правильного восприятия и передачи образной информации, что объясняет процесс локальной и массовой деятельности. Это также позволило вывести определение коммуниканта — участника диалога.

Классификация

В психологической практике, разновидности коммуникации принято распределять исходя из методов ее осуществления в общественной деятельности. К основным видам относится вербальная и невербальная коммуникация. В свою очередь, последний тип определяется жестовым, знаковым, символьным или мимическим проявлениями.

Исходя из субъектов коммуникации, а также типов взаимодействия между ними, в психологии принято разделять следующие виды:

Межгрупповая

Типы взаимодействия индивидов, которые определяются исходя из принадлежности к тем или иным социальным сообществам или категориям населения. Не зависит от межличностных отношений или индивидуальных предпочтений.

Публичная

Тип инструментального или ориентированного на статус общения в публичном пространстве. В большинстве случаев характеризуется затрагиванием общественно-смысловых интересов.

Массовая

Вид систематического развития информативности, которая носит сугубо официальный характер, включая передачу заранее подготовленной информации при помощи тех или иных технологических средств.

Также относится к процессам динамического характера общественной сознательности, выступает в роли настроения у масс и сильным воздействием на индивидуальность каждого из участников определенной группы людей.

Межличностная

Тип общения, ориентированного на личностный характер, что связано с обменом информации и ее последующей интерпретацией 2 или более субъектов, которые вступают в отношения друг с другом.

Наиболее значимой и часто используемой разновидностью, является межличностная коммуникация, которая выделяется следующими типами речевого взаимодействия между субъектами:

Диалог

Является наиболее активной формой общения, при котором оба коммуниканта делятся личностными явлениями или представлениями. Речь диалогического характера определяется конкретной ситуацией, при которой происходит разговор.

Характеризуется наличием тематической составляющей или мотивами собеседников. Каждый из участников беседы выступает в роли говорящего и слушателя, которые чередуются между собой. Интеракция по Г. Бушу распределяется на группы дискуссионного характера, тематического обсуждения, или типа «вопрос-ответ».

Монолог

Функционально развернутая и осмысленно производимая речь отдельного субъекта, что является прямым результатом его объективной деятельности речевого аппарата. Строится на высказывании личной позиции, исходя из определенного опыта. Выявляется характером обсуждения или вопросом, обращенным к проблеме. Не отличается непосредственной реакцией наблюдателей и существует как в письменной, так и в устной форме. Является важнейшей формой вербального общения.

Полилог

Тип межличностного коммуницирования между несколькими участниками беседы — от 3 субъектов.

Современная психологическая теория не может точно сказать, кто первый выявил и развил коммуникационную теорию. Принято считать, что одним из пионеров, исследующим речевую характеристику является социолог В. Л. Скалкин, который добавил к основным формам общения термин «трилог» — разговор исключительно 3 индивидов.

Характеристика

Характеристика основного взаимодействия коммуникации в обществе состоит из определенных особенностей, которые вместе составляют ее специфику в роли психологической и научной дисциплины.

Наиболее значимыми являются:

  • непосредственное наличие обратной связи в развитии межличностной коммуникации;
  • выступление индивидов в качестве, как получателя, так и отправителя информации;
  • необратимость коммуницирования в контексте невозможности уничтожения уже проговоренной информации;
  • наличие неизбежности коммуникации вследствие основных целей человеческой жизни в роли социального феномена — невозможности существовать без какого-либо общения, что также является основной потребностью субъекта.

Базовые элементы

Наличие коммуникационного процесса определяется совокупностью многих элементов.

Социально-психологической теорией принято выделять 4 базовых элемента:

ЭлементХарактеристика
ОтправительСубъект, который генерирует идею или предмет разговора, включая сбор информации и ее передачу
СообщениеВыступает в роли сказанной информации
КаналСпособ устной или письменной передачи данных
Получатель или адресатИндивид, которому предназначается получение или отправка информации с ее последующей интерпретацией

Коммуникация в качестве социального процесса обмена и передачи данными, характеризуется такими этапами: отбор релевантной информации, определение канала передачи, взаимодействие с субъектом, интерпретирование полученных данных.

Теории коммуникативного процесса

Психологами принято выделять следующие теории коммуникативного процесса:

  1. Снижение неопределенности. Характеризуется прохождением значимых этапов при общении с незнакомыми людьми, что позволяет снизить психологически обоснованную неопределенность друг к другу. Формирует первое представление о человеке.
  2. Социальный обмен. В этом случае взаимодействие между людьми приравнивается к экономической сделке, что объясняется максимизацией какой-либо выгоды со стороны участников. Так, индвид рассказывает о себе лишь в том случае, когда соотношение выгоды и затрат является приемлемым.
  3. Символическое определение. Сосредотачивается на аспекте роли и места субъекта в рамках определенного общества, что выясняется посредством личностного взаимодействия или навыков.
  4. Социальное проникновение. Объясняет взаимность общения между двумя индивидами, которые пребывают в процессе развития и совершенствования дружеских отношений. Подобное поведение может быть как вербальным, так и основываться на восприятии. Проявляется исходя из уровня близости.
  5. Ожидаемые нарушения. Объясняет теорию невербальной передачи данных с тем, как индивид ее интерпретирует. Характеризуется наличием ожиданий у собеседника, которые основаны на тех или иных социальных нормах, опыте или ситуациях.

Психологами из США, Д. Джексоном и П. Вацлавиком были открыты свойства коммуникации, которые объясняют ее развитие в общественной модели.

В психологии они называются аксиомами человеческого общения:

  • коммуникация — всегда социальный процесс, который не может отсутствовать;
  • любой тип общения имеет собственный уровень отношений и содержаний;
  • коммуникация последовательна событиям или опыту;
  • взаимодействие между людьми является симметрическим или комплиментарным, что базируется на отличительных или равных особенностях двух субъектов.

В свою очередь, межличностное общение делится на следующие характеристики: формальное и неформальное, типичное и атипичное, вертикальное и горизонтальное общение.

Функции и роль

Коммуникация в психологии — это такое определение, которое косвенно влияет на развитие общественного взаимодействия между людьми.

Является особо значимым процессом, имеющим собственные цели и функции:

  • обеспечение продуктивного и качественного обмена информацией;
  • развитие межличностного общения исходя из обмена данными;
  • создание и совершенствование каналов передачи;
  • регулировка и интеллектуализация потоков информации.
  • информирование, предупреждение и убеждение других людей.

Цели коммуникации в контексте различных групп различаются по своей функциональности. Если в экстренных ситуациях, необходимо провести общее информирование участников, или их успокоить, то, например, в учебных целях — обучить, поддержать или объединить группу лиц.

Исходя из персонализированных целей субъекта, в научной практике выделяют следующие функции коммуникации:

  1. Информационная. Коммуникация выступает в роли посредника, что характеризуется обменом мнений, информацией, решениями и замыслами между коммуникантами. Подобный обмен развивается как при решении проблем, так и для практической цели, в том числе — поддержания отношений между субъектами.
  2. Социальная. Развитие и формирование культурных составляющих во взаимоотношении индивидов. Отличается наличием формирования личностных мнений или мировоззрений, а также реакций на определенные события. Характеризуется обеспечением высокой компетенции у человека, при помощи которой качественно повышается сосуществование в рамках культурных особенностей.
  3. Экспрессивная. Используется для выражения и понимания тех или иных эмоциональных переживаний. Состоит из непосредственного сбора информативной составляющей и вербально обоснованной оценочной модели. Объясняет теорию расположенности к конкретным людям. Так, если первое впечатление об оппоненте оказалось плохим, дальнейшие планы по развитию отношений могут разрушиться. Любое выражение эмоциональных проявлений особо важно при желании совершенствовать диалог с собеседником. Характеризуется повышенным самовыражением эмоций или чувств через оба коммуникативных вида — вербального и невербального.
  4. Прагматическая. Дает возможность регламентировать поведенческие факторы и оценить деятельность участников беседы, а также скоординировать действия в какую-либо сторону. Может использоваться, как для себя, так и для партнера, что позволяет мотивировать его к совершению определенных действий.
  5. Интерпретативная. Помогает лучше понять собеседника, его установки или намерения, а также выявить нежелательные переживания при беседе. Чаще всего используется для сбора и передачи информации, помогающей в какой-либо деятельности, оценке или мнениях.

Социально-ролевой контекст общения связан с наличием ожиданий и не может проявляться без знаний окружающей среды. Уровень деловых отношений реализуется посредством совместного сотрудничества между партнерами общения.

Личностно-интимный характер обязует человека к удовлетворению собственной потребности для понимания, переживания или сочувствия другого индивида. Для этого обычно используются такие психологические факторы, как эмпатия, близость или доверительность.

Методы управления

В современном обществе, построенном на технологическом совершенстве, где можно с легкостью получить любую информацию из интернета или любых других источников, навык коммуникации — все более ценное умение.

Управление методами и разновидностями коммуникативного общения — особо важный навык, позволяющий совершенствовать личность и достичь высоких успехов на работе, в общении, и в целом — в обществе.

Так как в большинстве случаев, люди решают проблемы при помощи общения, трудности в коммуникации могут воспроизводиться вследствие ее недостаточного развития, что особенно проявляется в случае, когда существует нехватка опыта.

Основные цели всех техник по управлению коммуникативного навыка:

  • легко и доступно устанавливать взаимодействие между людьми с его последующим поддержанием;
  • развитие нужного впечатления на индивидов посредством различных методик;
  • освоение психологических приемов для воздействия на аудитории;
  • обучение убедительной аргументации личностной позиции;
  • успешное отстаивание собственного мнения и интересов;
  • быстрое преодоление жизненных конфликтов;
  • осознание мотивов сказанных слов и поступков, включая реакцию на них от окружающих людей;
  • развитие эффективного слушания и способности задавать интересующие вопросы;
  • осознанное применение невербальных методов общения;
  • диагностирование различных психологических признаков в действиях оппонента;
  • выявление и дальнейшее устранение манипуляции со стороны собеседника;
  • создание нужной доверительной атмосферы сплоченности в коллективе, включая близких и родных людей.

Коммуникация в психологии — это навык, характеризующийся коммуникативными способностями, которые увеличивают качество общения. Сюда обычно входит умение договариваться, поддержания беседы, быстрого установления контакта и прочее.

В любых типах отношений, наиболее востребованными являются навыки личностной коммуникации:

  1. Не создавать споров, не возражать и не перебивать оппонента.
  2. Противостоять негативным темам разговора, развивая позитивные стороны беседы.
  3. Уметь обозначать собственные намерения и желания посредством вербального или невербального общения.
  4. Избегать лишней категоричности при развитии собственного мнения.
  5. Доносить информацию максимально рационализировано и мягко, учитывая возможные вопросы со стороны.
  6. Разговаривать тезисно, четко и структурировано выражать основную мысль.
  7. Спрашивать у оппонента о том, что он думает об обсуждаемой тематике.
  8. Избегать лишних обвинений или упреков в сторону собеседника, не затрагивать болезненные темы.
  9. Подчеркивать важный смысл и согласие с мнением субъекта: восхищаться, благодарить, высказывать комплименты.

Навыки коммуникации — это особо важный компонент любого общения, что позволит развить желаемые отношения, заполучить нужное одобрение, а также использовать достоинства в различных сферах жизни. Верное понимание психологии коммуницирования — ключ к успеху и совершенствованию личности человека.

Видео о коммуникации в психологии

Социальная психология. Коммуникация:

Вербальные средства общения человека :: SYL.ru

Вербальная часть общения позволяет определить социальный статус собеседника, а также его уровень интеллекта. Наша речь способна оказать влияние на других людей, что способствует налаживанию связей и достижения взаимопонимания.

Речь и вербальные средства общения чрезвычайно важны. Нередко случается так, что внешность и особенности поведения собеседника производят исключительно положительное впечатление, но после первой же сказанной им фразы оно начинает рушиться. Для того чтобы не оказаться на его месте неплохо усвоить несколько правил.

Суть общения и коммуникации

Под общением понимают сложный механизм взаимодействия людей путем обмена информацией, включающий также восприятие и понимание собеседниками друг друга. Структура этого общения, в зависимости от точки зрения исследователя, в научной литературе рассматривается по-разному. Так, Г. М. Андреева выделяет в структуре общения три стороны:

  1. Коммуникативную, предполагающую непосредственный обмен информацией собеседниками.
  2. Интерактивную, сводящуюся не только к обмену знаниями, но и какими-либо действиями.
  3. Перцептивную, заключающуюся в установлении взаимопонимания на основе восприятия и познания индивидуумами друг друга.

Понятие вербальной коммуникации

Средства общения, такие как речь (язык) и слова, составляют основу этого вида коммуникации. Фонетическая система языка строится на правилах лексики и синтаксиса. Первая представляет собой совокупность слов какого-либо языка. А вторая – характерные для того или иного язык средства и правила образования речевых единиц.

Как вербальное средство общения человека речь можно назвать универсальным способом коммуникации, ведь при обмене информацией смысл ее теряется гораздо меньше, чем при использовании других средств. Речевая коммуникация осуществляется по следующему плану:

Говорящий – подбирает слова для выражения своей мысли, связывает их друг с другом по правилам грамматики, произносит сформулированную фразу.

Слушающий – воспринимает взаимосвязанные слова, расшифровывает речевые единицы и понимает закодированную в ней мысль.

Вербальные средства общения должны быть понятны обоим собеседникам. Поэтому оно, как правило, осуществляется на одном национальном языке, который выработан в процессе речевой коммуникации многими поколениями людей.

Язык и речь

В научной литературе, связанной с видами вербальных средств коммуникации, «язык» и «речь» взаимозаменяемы. Однако существует концепция «речевого общения», разработанная известным социальным психологом А. Леонтьевым. В ней общение – это прежде всего деятельность, осуществляемая посредством речи. А слово «язык» соотносится с некой системой и структурой. Речь можно назвать внешним проявлением языка, последовательностью его единиц, она организована и структурирована по его законам. Речь легко можно оценивать по различным параметрам, она может быть хорошей или плохой, ясной или невнятной, эмоциональной или невыразительной, что не соотносится с термином “язык”.

Различают следующие виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • написание;
  • слушание;
  • чтение.

Первые два необходимы для производства текста, а вторые – для его восприятия.

Функции речи

Основными функциями речи являются:

  • конструктивная, заключающаяся в формировании мыслей;
  • коммуникативная, подразумевающая обмен информацией;
  • эмотивная, проявляющаяся в отношении говорящего к предмету речи, а также в непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию;
  • воздействие на собеседника.

В подготовке речи происходит формирование и формулирование мысли. Речь невозможно отделить от нее, поэтому по характеру речи можно сделать выводы об особенностях мышления и поведения человека. А используемые вербальные средства общения передают не только содержание речи, но и различные эмоции. Они делают речь стилистически окрашенной и социально дифференцированной.

Формы речи

Устно и письменно выраженная мысль может быть сформулирована по-разному с использованием одних и тех же вербальных средств общения. Поэтому выделяют формы и виды речи в зависимости от способа передачи информации. Этих форм три:

  • Внутренняя речь.
  • Внешняя устная речь.
  • Внешняя письменная речь.

Первую иногда называют речью «про себя», это внутренние монологи и реплики, то, как человек думает. К вербальным средствам общения относятся обе внешние формы речи. Именно они используются для передачи информации. Основными ее разновидностями являются диалог, монолог и групповая речь.

Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация. Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое. Однако в зависимости от того, какому из них уделяется большее внимание, от целей речи, выделяют несколько вариантов устной речи:

  1. Кодифицированная, то есть такая, которая отвечает принятым стандартам языка и “семантики”, например, литературная речь, деловая, жаргонная и т. д. Этот вариант устной речи используется чаще остальных в повседневной жизни.
  2. Некодифицированная, предусматривающая использование “псевдослов”. Этот термин применяют к не получившим широкого распространения неологизмам. У многих литературных деятелей встречаются звукосочетания, в которые они вкладывали некоторый смысл, но они не закрепились в языке читателей. Так, у И. Пивоваровой есть строки: “Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки…”.
  3. Звуковые жесты, представляющие собой короткие слова не несущие информации, но характеризующие действия или показывающие отношение говорящего к чему-либо. Например, “угу”, “кхе-кхе”, “фьють”, цоканье и т. д.
  4. Звукоподражания, то есть подражание звукам, которые издают животные, младенцы, неодушевленные предметы – автомобиль, пушка и т. д.
  5. Звуковые характеристики. Этот вид вербального средства общения является также звукоподражанием, но употребляемым в качестве оценки чего-либо.
  6. Эмболофразии, некие вставки в нормативную речь, взятые из ненормативной лексики, или нетипичные для данной ситуации. В качестве примера можно привести употребление слов или звуков “это самое”, “ну”, “так сказать” и т. д.
  7. Хезитации, тоже вставки, но некодированные, то есть собеседник не понимает их значения. Самый распространенный из них – звук “э”.

Нередко какой-либо из этих видов средств вербального общения используются намеренно, например, удлиняется пауза для привлечения внимания слушателей к тому или иному фрагменту текста. Фактически все эти варианты устной речи сочетаются в речи каждого человека, нередко даже в одной фразе.

Вербальные средства общения

Как уже упоминалось выше, основные средства вербальной коммуникации – это слова, за которыми закреплены определенные значения. Они должны передавать информацию от одного человека другому, для этого их нужно произнести, написать или выразить жестами (например, для глухонемых).

Также к вербальным средствам общения относятся:

  • Интонация. Порой для понимания сути сказанного важно услышать и осознать значение интонации говорящего. С ее помощью выражаются чувства, эмоции, отношение к теме разговора. Так, высокий голос передает радость, энтузиазм и недоверие, а мягкий и приглушенный является признаком печали и усталости. Стоит отметить, что люди, умеющие точно передавать свои эмоции с помощью интонаций, способны точнее понимать оттенки речи других людей.
  • Темп. Обычно быстрая речь выдает взволнованность и обеспокоенность чем-либо, личную заинтересованность в разрешении проблемы, отчаянную попытку убедить собеседника. Медленная речь свидетельствует об усталости, впрочем, как и о высокомерии. Нарушения ритма, такие как прерывистость и сбивчивость, являются признаком волнения.
  • Громкость. Очень часто в книгах по психологии говорится о том, что громкая речь является признаком уверенности в себе. Помня об этом, многие люди пытаются произнести свою речь как можно громче. Однако это не всегда оправданно, поскольку громкость голоса сама по себе не есть эффективное средство вербального общения. Характеристика эта важна в плане выделения из общей монотонной речи наиболее значимых ее фрагментов.

Диалоги и монологи

Диалог можно назвать естественной формой взаимодействия людей. Его элементарная единица – реплика. Для него характерны ситуативность и реактивность. То есть собеседники должны реагировать на реплики друг друга в зависимости от ситуации и стимулировать оппонента к ответу или обсуждению чего-либо.

Монолог изначально допускает отсутствие ответа от собеседника. Его используют в расчете на пассивное восприятие. Однако он требует большой подготовительной работы от говорящего. Он должен построить текст таким образом, чтобы в нем присутствовал не только предмет, но и его описание, и связанная с ним проблемная ситуация и т. д. Нужно спланировать не только отдельные реплики, но и весь монолог в целом, его композицию и смысловую завершенность.

Качества речи

Для любого человека важно, чтобы его речь была убедительной и понятной. А делают ее таковой следующие качества:

  • Точность. Для того чтобы верно передать суть своей речи, нужно стараться подбирать такие слова, которые нельзя понять двусмысленно. Расстановка их в предложении тоже должна передавать именно тот смысл, который заложен в текст. Например, два предложения с различным порядком слов придадут совершенно разный тон разговору: “На собрание пойдешь ты” и “На собрание ты пойдешь”. В первом примере интонация указывает на того, кто именно идет на собрание, а во втором – на способ передвижения.
  • Конкретность. Более убедительно будет речь, в которой упомянуты, например, породы собак, тип обуви, марки автомобилей, а не общие названия этих категорий. В деловом общении вербальные средства помогают мотивировать сотрудников на результат, а партнеров на заключение сделки.
  • Разделение фактов и оценок. Одной из самых распространенных ошибок является неспособность или нежелание различать события или действия и собственными умозаключениями. В качестве примера можно привести две фразы: “Она задрожала и побледнела” и “Она испугалась”. Второй ошибкой являются категоричные суждения, ведь по оценкам психологов они оправдываются лишь в 30%. Например, лучше сказать “сейчас ты ошибаешься” вместо “ты всегда ошибаешься”. Также не желательно давать советы, если о них не просили. Зачастую они вызывают настороженность или чувство протеста.
  • Четкость. Очень важна дикция и манера речи. Даже грамотно построенный текст будет неубедительным, если речь собеседника невнятная, слишком быстрая, изобилует звуками-паразитами.

Правила успешной коммуникации

Умению говорить учили еще в древности. В античные времена каждый образованный человек обучался ораторскому искусству, поскольку то, как он говорил, указывало на уровень его развития. Однако не менее важно и умение слушать. Существуют понятия эффективного слушания. Если мы слышим речь, но не вникаем в ее суть, то говорят о неэффективном слушании. Немецкий ученый Г. Бройнинг выделил следующие правила успешной речевой коммуникации:

  1. Короткие предложения. Для понимания длинных предложений партнеру требуется большая сосредоточенность, ведь в придаточных предложениях может потеряться смысл вопроса. Мысль в них должна быть законченной.
  2. Голос. Один из самых сильных инструментов убеждения. Он действует не только на разум, но и на чувства. Голос способен вызывать симпатию или отвращение. Это вербальное средство общения с детьми особенно важно, оно помогает наладить контакт, заинтересовать, побудить к выполнению каких-либо действий. Монотонность речи приводит к неудачам на этом поприще.
  3. Паузы. Они не только усиливают внимание, как уже говорилось выше, но и успокаивают, помогают перевести дух всем собеседникам.
  4. Словарный запас. Важно не только качество слов, но и их количество. Так, в зависимости от образованности, человеческая память может выдавать от 3 до 50 тысяч слов, а в спонтанной речи лишь 3-12 тысяч.
  5. Глаголы важнее существительных. Глаголы создают наглядность выражения, в то время как существительные – абстрактность. Причем желательно выбирать активную форму глагола. Прилагательных и вовсе лучше избегать или использовать по минимуму, поскольку они чрезмерно личные.
  6. Однозначность толкования фраз. Если собеседник не понимает смысла произносимых слов, то и суть речи от него будет далека. Двусмысленные слова или выражения могут привести к ошибочному пониманию смысла разговора. Если монолог предполагает использование большого числа специальных терминов, то желательно в самом начале речи расшифровать, что понимается под тем или иным словом.

Коммуникативные барьеры

Подводя итог, стоит еще раз обратить внимание на то, что для успешной коммуникации важно соблюдение определенных правил произнесения речи. Даже незначительные отклонения от них приведут к возникновению коммуникативных барьеров даже при умелом использовании вербальных средств общения. Кратко эти барьеры можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Фонетический – возникает из-за нюансов речи говорящего (интонации, дикции, акцента, скорости речи).
  2. Логический – формируется, когда логика в речи говорящего сложна для слушающего, или же кажется ему ошибочной.
  3. Смысловой – связан с различным пониманием собеседниками смысла слов.
  4. Стилистический – связан с несоответствием стиля речи оратора с ситуацией или с состоянием слушателя. Важно соблюдение логической цепочки: привлечь внимание к сообщению – вызвать к нему интерес – выдать основной текст – обсудить его и позволить собеседникам сделать выводы.

3 основных типа связи

Общение обычно происходит одним из трех способов: вербальным, невербальным и визуальным. Люди очень часто воспринимают общение как должное. Коммуникаторы постоянно обмениваются информацией, а это означает, что люди всегда либо получают, либо предоставляют информацию. Понимание различных методов обмена информацией особенно важно в деловой и профессиональной среде. Многие взрослые решили вернуться в школу и продолжить обучение в Интернете, чтобы убедиться, что у них хорошие коммуникативные навыки для работы на конкурентном рынке труда.

Устное общение кажется наиболее очевидным из различных типов общения. Он использует устное слово либо лицом к лицу, либо дистанционно. Вербальное общение важно для большинства взаимодействий, но есть и другие невербальные сигналы, которые помогают придать дополнительный контекст самим словам. Сочетание невербального общения с устным словом дает более детальное сообщение.

Невербальное общение дает некоторое представление о выборе слова говорящим.Сарказм, самоуспокоенность, обман или искренность проявляются в невербальном общении. Эти вещи часто передаются через мимику, жесты рук, позу и даже внешний вид, и все это может что-то передать о говорящем. Например, растрепанный оратор в мятой одежде и в плохой осанке сообщит о недостатке уверенности или опыта. Оратор в красивом костюме, который выпрямился и четко говорил, может показаться более серьезным или знающим.

Визуальные типы коммуникации включают знаки, карты или рисунки, а также цветной или графический дизайн.Обычно они укрепляют вербальное общение и помогают выявить точку зрения. Наглядные пособия могут помочь спикеру запомнить важные темы, дать аудитории возможность рассмотреть и в целом помочь передать представляемое сообщение.

Используя все три типа общения, говорящий гарантирует, что у него или нее есть необходимые инструменты, чтобы избежать недопонимания и неправильных представлений. Различные типы общения являются частью программы получения степени в области коммуникаций. Взрослые могут получить степень по общению в Интернете, поскольку онлайн-класс обеспечивает удобство и гибкость.Нет необходимости добираться до класса и обратно, а также нет жесткого графика работы, и учащиеся могут посещать школу, не нарушая семейных или социальных обязательств.

Лучший способ обеспечить эффективное общение – это хорошее понимание типов общения, которые вы можете изучить и настроить в программе получения степени в области коммуникаций.

Узнайте об онлайн-программе бакалавриата в области коммуникационных исследований штата Арканзас.


Источники:

http: // психология.about.com/od/nonverbalcommunication/a/nonverbaltypes.htm

http://www.study-body-language.com/Verbal-and-non-verbal-communication.html

http://www.brighthubpm.com/methods-strategies/79297-comparing-various-forms-of-communication

PPT – Невербальное общение Презентация PowerPoint, скачать бесплатно

  • Невербальное общение «Действия говорят громче, чем …»

  • Что такое невербальное общение? • Невербальное общение – это поведение, отличное от устного или письменного общения, которое создает или представляет значение.Невербальное общение включает: • Выражение лица • Движения тела • Жесты. • Невербальное общение – это разговор, не говоря ни слова. Это очень эффективно, может быть, даже больше, чем речь. • До 93% общения является невербальным.

  • Два основных типа невербального общения • Язык тела – первый. Язык тела – это движения тела, которые зависят от отношения или чувств человека. Язык тела включает в себя то, как люди ходят, как они стоят, и черты лица.• Следующий основной вид невербального общения – жесты. Жесты – это общение, такое как мимика, жесты руками, пристальный взгляд и тело.

  • Жест большого пальца вверх широко используется во всем мире в различных контекстах. Считается, что изначально это произошло с того момента, когда толпа указывала, хотят ли они, чтобы гладиатора пощадили (палец вверх) или убили (палец вниз), но теперь это обычно имеет хороший оттенок. • В США и большинстве стран Западной Европы большой палец вверх означает “ОК”, “круто”, “хорошо поработали” или “вперед”….. или “могу я подвезти автостоянку”. • В Австралии, если вы показываете большой палец вверх с легким движением вверх и вниз, это обычно означает что-то очень непристойное. • В Иране, Ираке и Таиланде показание большого пальца вверх является очень непристойным и оскорбительным жестом, поэтому в этих странах я бы не стал махать вашим большим пальцем вверх.

  • Жест «ОК» означает множество хороших и плохих вещей в зависимости от страны, в которой вы находитесь. • Австралия: Обычно означает «ноль», а не ОК, нечасто.• Канада, Греция, Ирландия, Италия, Испания, Швеция, Великобритания и США – хорошо, хорошо, хорошо. Вы можете использовать его для подтверждения одобрения. • Китай – знак ОК не используется. Франция-Ноль • Финляндия. – призывники используют этот знак, чтобы обозначить, что у них осталось ноль дней до их последнего дня национальной службы. • Германия – хорошо выполненная работа или серьезное оскорбление, в зависимости от региона. • Япония. Общее значение – деньги, для молодежи – нормально. • Венесуэла, Турция – гомосексуалист.

  • Кивать из стороны в сторону в Болгарии означает «да», тогда как в большей части остального мира это означает «нет». Кивок вверх и вниз означает «нет» в Болгарии, где это обычно рассматривается как жест, означающий «да» в большинстве стран мира.

  • Жест рукой «V» обычно используется для обозначения мира или победы. Хотя в Австралии это часто означает «два пива, пожалуйста». • Во Франции это означает «два». • В России это слово используется для обозначения «победы», но обычно не используется, в то время как • В Турции это не так. вообще использовал.В США это обычно означает мир или два, но также широко ассоциируется с культурой хиппи. • Хотя, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ваша рука, вы можете кого-то обидеть! • В Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии поворот руки назад и нанесение символа V воспринимается как оскорбление – ошибка Уинстона Черчилля.

  • 7 Культурные различия в невербальном общении

    «Самое важное в общении – это слышать то, что не говорят.”

    – Питер Ф. Друкер

    Типы невербального общения значительно различаются в зависимости от культуры и страны происхождения. Для людей, работающих в сфере международного бизнеса, понимание того, как эффективно общаться с коллегами со всего мира, является ключевой компетенцией для их профессиональной рулевой рубки.

    Что такое невербальное общение?

    Невербальное общение описывает способ, которым люди отправляют и получают информацию друг другу помимо слов.По словам доктора Чарльза Тидуэлла, концепция выполняет несколько функций:

    • К акцентировать значение словесных сообщений (например, указывать при указании направления)
    • дополняют или противоречат словесным сообщениям (например, выражают сарказм вербальным тоном)
    • регулируют взаимодействие с другими людьми (например, использование невербальных сигналов, чтобы указать, когда люди должны и не должны говорить)
    • На замените словесными сообщениями (например, кивком вместо того, чтобы сказать «да»)

    Хотя невербальное общение является универсальным явлением, значения невербальных сигналов на самом деле не универсальны.Они сильно различаются в разных культурах и часто неоднозначны. В связи с этим для тех, кто работает в международном бизнесе, крайне важно иметь хотя бы элементарное представление о том, как невербальные сигналы передаются через иностранные культуры и внутри них.

    Культура высокого контекста и культура низкого контекста

    Чтобы лучше понять нюансы невербальной коммуникации в разных культурах, важно знать различия между культурами «с высоким контекстом» и «с низким контекстом».Согласно Сёдзи Нисимура, Анне Невги и Сеппо Телла, контекст относится к информации, которая окружает событие и связано с его конечным значением.

    «Высококонтекстные» культуры в значительной степени полагаются на невербальную коммуникацию, используя такие элементы, как близость их отношений, строгая социальная иерархия и глубокие культурные знания для передачи смысла. Напротив, «низкоконтекстные» культуры во многом зависят от самих слов. Общение имеет тенденцию быть более прямым, отношения обычно начинаются и заканчиваются быстро, а иерархия более расслаблена.Важно отметить, что ни одна культура не «лучше» другой; стили общения просто передают различия, а не превосходство.

    Многое было написано о различиях между культурами с высоким и низким контекстом, особенно известным антропологом Эдвардом Т. Холлом. Для профессионалов бизнеса другие полезные отличия описаны ниже:

    Источник: адаптировано из Social Talent

    Высокий контекст

    • Коммуникация имеет тенденцию быть косвенной, гармонично структурированной и сдержанной.
    • Ожидается, что во время разговора люди будут говорить один за другим в упорядоченной, линейной манере.
    • Несогласие лично угрожает. Важно решить конфликт немедленно или полностью избежать его, чтобы работа продолжалась.
    • Физическое пространство считается более общим. Стоять очень близко к другим – обычная практика.
    • Устные сообщения являются косвенными. Ораторы часто обсуждают точку (а не прямо) и используют украшения, чтобы передать смысл.
    • Точность оценивается. Важно, насколько хорошо что-то усвоено.
    • Некоторые страны, считающиеся «высокопрофессиональными», включают Японию, Грецию и различные арабские страны.

    Низкий контекст

    • Коммуникация имеет тенденцию быть линейной, драматичной, точной и открытой.
    • Поскольку слова так высоко ценятся, они используются почти постоянно.
    • Разногласия обезличиваются. Чтобы продолжить работу, не обязательно сразу же разрешать конфликты.Когда решения найдены, они, как правило, основываются на рациональном подходе.
    • Конфиденциальность и личное пространство высоко ценятся. Физическое пространство считается частной собственностью.
    • Устные сообщения явные и прямые. Слова ценятся выше контекста.
    • Скорость оценивается. Важно, насколько эффективно что-то делается.
    • Некоторые страны, считающиеся «низкоконтекстными», включают США, Германию и различные скандинавские страны.

    Хотя «высокий» и «низкий» контекст являются примерами противоположных культур, верно и то, что многие культуры находятся между этими двумя крайностями. Эти культуры, называемые «мультиактивными», могут включать культуры Испании, Италии или Латинской Америки.

    Источники: Безмолвный язык , Скрытое измерение , За пределами культуры , Танец жизни

    Формы невербального общения

    Невербальное общение может принимать разные формы.Эффективность как международного профессионала часто зависит от понимания того, какими могут быть эти формы и как их значение может различаться в разных странах. Ниже приведены примеры семи форм невербального общения, а также конкретных культурных различий.

    Попадание в глаза

    Независимо от того, происходит ли зрительный контакт, кто его делает и как долго он длится, сильно различается по значению. Во многих азиатских культурах избегание зрительного контакта рассматривается как знак уважения. Однако жители Латинской и Северной Америки считают зрительный контакт важным средством выражения равенства между людьми.В Гане, если маленький ребенок смотрит в глаза взрослому, это считается актом неповиновения.

    Продвиньте свой бизнес Карьера

    Для людей, стремящихся работать в международном бизнесе, поиск способов эффективного общения с глобальными клиентами является ключом к их успеху. Такие программы, как онлайн-MBA с концентрацией международного бизнеса от PPU, предоставляют студентам навыки, необходимые им для успеха в глобальной среде.

    Узнать степень
    Сенсорный

    Многие формы культурного самовыражения достигаются посредством прикосновения.В Америке, например, крепкое рукопожатие считается уместным для приветствия незнакомца или другого делового человека. Однако во Франции принято целовать кого-то в обе щеки. Прикасаться к голове детей – это нормально в Северной Америке. Однако в Азии это считается крайне неприемлемым, поскольку голова считается священной частью тела. На Ближнем Востоке левая рука обычно используется для гигиены тела. Поэтому использование этой руки для принятия подарка или рукопожатия считается крайне грубым.Существует также широкий спектр культурных точек зрения на соответствующие правила, касающиеся физического контакта между людьми как одного, так и противоположного пола.

    Жесты

    Жесты могут передавать совершенно разные значения. Люди в Соединенных Штатах используют знак «ОК», чтобы показать, что что-то приемлемо. В Японии тот же символ руки означает «деньги». Аргентинцы, бельгийцы, французы и португальцы используют этот символ для обозначения «ноль» или «ничего». В то же время другие страны Восточной Европы считают этот же знак оскорбительным ругательством.

    Физическое пространство

    В густонаселенных странах обычно гораздо меньше потребности в личном пространстве, чем в других. Японцы, например, реже реагируют на случайное прикосновение незнакомца, чем американцы. Меньше личного пространства также требуется в таких регионах, как Латинская Америка и, в контексте бесед один на один, на Ближнем Востоке.

    Выражения лица

    Подмигивание – это выражение лица, которое имеет разное значение.В Латинской Америке, например, этот жест часто считается романтическим или сексуальным приглашением. Люди йоруба в Нигерии подмигивают своим детям, если хотят, чтобы они вышли из комнаты. А китайцы считают жест грубым.

    Поза

    Поза может передать структуру власти, отношения и уровень вежливости. Сутулость на Тайване считается неуважением, в то время как в других частях света это так или иначе может не придать особого значения. В Америке стояние, положив руки на бедра, может указывать на силу или гордость, но в Аргентине это может указывать на гнев или вызов.

    Многие культуры также не одобряют демонстрацию низа обуви, что считается грязным. Поэтому во многих арабских странах категорически не рекомендуется сидеть, положив ногу на противоположное колено.

    Параязычный

    «Параязык» относится к таким факторам речи, как акцент, диапазон высоты тона, громкость или артикуляция. Например, в Великобритании люди используют громкость для выражения гнева, а в Индии – для привлечения внимания. Японские женщины стараются повышать голос, чтобы отличаться от мужчин.В Америке высота голоса между полами остается примерно такой же.

    Использование молчания и отношение к нему также может считаться типом параязыка. Греки используют молчание как способ отказаться от чего-либо, в то время как египтяне используют его, чтобы дать согласие. Некоторым культурам (например, азиатским), как правило, более комфортны длительные периоды молчания, чем другим.

    Когда профессионалы международного бизнеса находят время, чтобы узнать, о чем не говорят, от этого выигрывают все. Их усилия не только уменьшат вероятность недопонимания, но и улучшат свои способности вести переговоры, эффективно решать проблемы, создавать хорошие рабочие отношения и становиться более лучшими гражданами мира.

    Источники: Culture Plus Consulting , Департамент здравоохранения штата Вермонт

    Карьера в вашем международном бизнесе

    Для людей, стремящихся работать в международном бизнесе, поиск способов эффективного общения с глобальными клиентами является ключом к их успеху.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *