Архитектурный ордер. Виды архитектурных ордеров
Под архитектурным ордером понимается разновидность композиции, подразумевающая использование определенных деталей, и проходящая обязательную стилевую обработку. Основное требование – соблюдение расположения деталей и установленных пропорций.
История появления
Слово «ордер» пришло из латинского языка, и переводиться как порядок, строй. Впервые употребил этот термин теоретик архитектуры Витрувий. Он известен как автор трактата «10 томов о римской архитектуре».
Архитектурный ордер представляет собой систему, которая состоит из горизонтальных и вертикальных деталей. Единство стилей (при этом используются колонны) можно заметить в культуре Древнего Египта. Однако именно древние греки создали строгую систему, обозначающуюся понятием «ордер».
Всего выделяют 5 стандартных ордеров. Впервые их описал архитектор Д. Виньола. Он выделял следующие виды ордеров:
• коринфский
• дорический
• ионический
• композитный
Древние греки очень редко использовали коринфский ордер, но он пользовался популярностью у жителей Древнего Рима.
Ордер может быть двух типов: раскрепованный и гигантский.
Раскрепованный – колоннами перед фасадом не несется вся его нагрузка.
Гигантский – колонны располагаются через этаж.
Дорический архитектурный ордер приобрел популярность в 7 веке до нашей эры. У распространенной в то время дорической колонны не было базы, а ствол был сужен кверху и покрыт небольшими желобками, чтобы подчеркнуть вертикальное направление.
Ионический ордер появился в 6 веке. Отличительная черта ионических колонн – стройность пропорций и легкость. В качестве опоры для таких колонн использовалась профилированная база. Архитрав был разделен на три уступа.
Дата появления коринфского ордера – 5 век до нашей эры.
Структура
Архитектурный ордер включает в себя основные элементы:
1. Стереобат – основание, располагающееся в одном из верхних рядов фундамента. Такое основание немного приподнято над землей.
2. Стилобат – поверхность небольших ступеней, на которых расположены колонны.
3. Антаблемент – предстаставляет собой завершающую часть. Она подразделяется на карниз (верхнюю часть), фриз (среднюю часть) и архитрав (главную балку).
Колонны венчаются капителью, состоящей из круглой подушечки (она называется эхин), квадратной плиты (иное название-абака) и декоративных завитков (т.е волют).
Рекомендуем посмотреть:
Местом возникновения дорического считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. |
2. Дорический, ионический и коринфский ордер. |
3. Тосканский (римский-дорический) и дорический (греческий) ордера. |
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами (вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны), заканчивалась капителью (венчающая часть колонны или пилястры). В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки (плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму). Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско–дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат (верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада). |
4. Отличия дорического и тосканского ордера. |
5. Дорический ордер. |
6. Примеры дорического ордера. |
5. Конный двор в усадьбе Кузьминки. Конный двор с его замечательным павильоном в усадьбе Голицыных, шедевр московского ампира, создал архитектор Доменико Жилярди. Музыкальный павильон был построен в 1820 году для выступлений домашнего крепостного оркестра роговой музыки и является признанным шедевром архитектуры стиля ампир. ![]() |
6. Коллонада главного дома усадьбы Остафьево. Здание строилось с 1800 по 1806 годы; отделочные работы продолжались еще несколько лет. Два двухэтажных флигеля, поставленные в одну линию с домом, соединены с ним колоннадами римско-дорического (тосканского) ордера. Открытые галереи позволяли достичь той гармонии архитектуры и природы, которая была неотъемлемой частью мировоззрения эпохи Просвещения, последователем которой был один из соавторов проекта дома Андрей Иванович Вяземский. |
7. Церковь в усадьбе Ахтырка. Ахтырская церковь – единственное здание, уцелевшее от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам А.С.Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. |
8. Мавзолей С.П. Румянцева в усадьбе Троицкое-Кайнарджи. Построен С.П. Румянцевом для перезахоронения его отца, генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Кубическое здание увенчанное низкой ротондой, с четырьмя четырехколонными дорическими портиками. |
9. Главные въездные ворота парадного двора усадьбы Гребнево в виде Триумфальной арки выстроены при Голицыных в 1811-1823 гг. Колонны римско-дорического (тосканского) ордера. ![]() |
12. Грот в усадьбе Кусково. Грот в Кускове был построен в 1756 – 1761 годах по проекту талантливого крепостного архитектора Ф.Аргунова, фасады декорированы резчиком М.Зиминым, внутренняя отделка выполнена “гротичных дел” мастером И.Фохтом. Живописна и динамична архитектура Грота. Трехчастное барочное здание стоит на фигурном стилобате с плавно изгибающимися ступенями, как бы стекающими в небольшой прудик, который является центром малого архитектурного ансамбля. Коллонны |
13. Усадьба Дубровка в Калужской области. |
14. Въездные ворота в усадьбе Андреевское Воронцовых-Дашковых. |
15. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Косино. Колонный портик тосканского ордера. |
20. Архитрав медленно разрушается. |
25.![]() Сам портик интересен тем, что капители колонн повернуты в сторону. |
26. Колонны в усадьбе Воскресенки с каннелюрами, характерными для дорического ордера, но поставленными на базу. |
28. Портик без ордерных признаков в усадьбе Мещерское. Декоративное убранство весьма разнообразно: разорванные фронтоны различной формы; ширинки, карнизы, оконные обрамления из тёсаного кирпича; пучки колонн и пилястры. |
Ордера архитектурные | Архитектура и Проектирование
Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) — система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера — постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI — V вв. до н. э. С IV в. до н. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных его частей кладет модуль — половину диаметра ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим их применением в XVI в.
Архитектура древней Греции – Ордера Древней Греции: колонны 4
Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье «Секреты древнегреческих архитекторов«.
Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.
Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская
Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.
Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.
Коринфский ордер
Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.
Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.
Ордерная система в архитектуре
Архитектурный ордер и его виды
Определение 1
Архитектурным ордером называют тип композиции, в которой используются определенные элементы, подчиняющиеся конкретной архитектурно-стилевой обработке. Архитектурный ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаимную ориентацию.
Архитектурный ордер является реализацией стоечно-балочной системы, которая состоит из вертикальных (колонны и пилястры) и горизонтальных (антаблемент) несущих элементов. Надо сказать, что стилевое единство в применении колонн было характерно для древнеегипетской и крито-микенской архитектуры. Однако, в Древней Греции появилась строгая система, получившая название «ордер».
Термин «ордер» происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Впервые он был употреблен теоретиком архитектуры Витрувием в I веке до нашей эры в трактате «Десять книг об архитектуре». Всего различают пять классических типов ордера (они впервые были выделены итальянским архитектором Джакомо да Виньола):
- дорический;
- ионический;
- коринфский;
- тосканский;
- композитный.
Замечание 1
Первые три возникли в Древней Греции, последние два – в Древнем Риме. Коринфский ордер редко применялся в Древней Греции, но получил широкую популярность в Древнем Риме.
Некоторые специалисты называют ордером другие стилевые композиции. Например, гигантский ордер (колонны в несколько ярусов) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом воспринимают нагрузку только от отдельных фрагментов антаблемента).
Рисунок 1. Коринфский храм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что дорический ордер стал первой стоечно-ригельной системой (VI век до нашей эры). Впоследствии получили распространение коринфский и ионический ордеры. В Древнем Риме и Греции ордеры применялись повсеместно. Во времена средневековья классическая архитектура была на время забыта. Интерес к ней вернулся только к XV веку нашей эры. В эти времена большую популярность приобретает трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» – единственный сохранившийся античный труд в области архитектуры.
Многих деятелей искусства привлекло исследование античности, они принялись классифицировать каноны. Например, множество трудов в этой области было создано такими теоретиками, как Джакомо да Виньола, Франческо ди Джорджо и Леон Баттиста Альберти. Надо сказать, что труды отличались подходами и выводами. Традиции украшать архитектуру ордерами устоялись и просуществовали до XIX века в архитектуре Возрождения, барокко и классицизма. Зодчие классицизма вновь обращались к пропорциям возрождения, ушли от кривых линий, характерных для барокко и излишнего декора рококо.
В греческом ордере можно выделить несколько главных элементов. Основание ордера называется стереобатом и располагается на верхнем ряду фундаментной кладки здания (оно несколько приподнято над поверхностью земли). Верхнюю часть стереобата называют стилобатом. Выше располагается база, которая воспринимает нагрузки от вертикальных конструкций – колонн, которые служат главным несущим элементом конструкции. Верхняя часть колонны – капитель. В зависимости от типа ордера она может состоять из ряда конструктивных элементов. Верхняя завершающая часть называется антаблементом. Антаблемент в свою очередь разделяют на три части:
- карниз;
- фриз;
- архитрав.
Дорический ордер
Дорический ордер был распространен в Южной Италии, Сицилии и Пелопоннесе. Колонны дорического ордера были весьма массивным элементом с большим диаметром. Помимо этого, их ставили достаточно близко друг к другу, за счет чего сооружение казалось мощным и тяжеловесным.
Капитель в дорическом ордере состояла из трех частей: абака (верхней части, представляющей собой квадратную плиту), под ней располагался эхин, далее – часть капители, украшенная тремя поясками. Выступающий валик капители называется астрагал, он соединяется с основной частью колонны через декоративную «выкружку».
Рисунок 2. Святилище Артемиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие дорического ордера привело к изменению пропорций. Были скорректированы диаметры колонн и их высота. Например, в Коринфском храме (540-е годы до нашей эры) отношение диаметра колонн к высоте составило 1:4. В Пропилеях в Афинах (V век до нашей эры) – 1:5. В конструкции храма в Немее – 1:6,5. Со временем греческие колонны становились всё более изящными и стройными. Примечательно, что с развитием строительства в Древней Греции изменилось соотношение количества колонн на боковой и торцевой частях здания.
Следует отметить, что римляне, захватившие Грецию, переняли у местных зодчих технологию возведения сооружений. С этого момента ордер стал своеобразной визитной карточкой архитектуры Древнего Рима. Римско-дорический ордер несколько отличен от греческого. Он имел весьма стройные колонны и меньшую высоту антаблемента. Помимо этого, в римско-дорическом ордере колонны часто украшали каннелюрами. Нагрузку от таких колонн воспринимали специальные базы. В римском ордере колонны обладали большей поддерживающей площадью.
Ионический ордер
Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах архипелага и в малоазийских колониях. Помимо своей основной несущей функции ионическая колонна выполняла функцию декоративного элемента. В отличие от дорической колонны, ионическая обладает специфическим цоколем, также её ствол характеризуется более изысканными деталями.
Седьмым чудом света называли святилище Артемиды, располагающееся в Эфесе. Здание было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном. Еще одним образцом ионического ордера является храм Геры на Самосее, он был создан Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. К небольшим объектам ионического ордера можно отнести мраморный храм на острове Сифнос.
Архитектурный ордер. Часть №1: evan_gcrm — LiveJournal
Цикл статей посвященных архитектурному ордеру просьбе: kadykchanskiy и sandra_rimskayaКлассическая ордерная архитектура прошлых веков таит в себе большую мудрость, в ней заложены основные композиционные принципы архитектурного искусства, которые являются объективными и неоспоримыми и в наше время. В классической ордерной архитектуре концентрируются и проявляются многие специфические закономерности и выразительные средства архитектурной композиции: пропорции, ритм, контраст, нюанс и т. д.
После изучения древнеримских развалин исследователь искусствовед Дж. Б. да Виньола систематизировал ордера древности. Его система легла в основу академических традиций в архитектуре. Он выделил дорийский, ионический, коринфский, тосканский, композитный ордера колонн. Наиболее декоративен коринфский ордер, который создает плавный переход от вертикального элемента колонны – столба – к горизонтальному – антаблементу. Витрувий описывал дорический ордер, сравнивая его с мужчиной, ионический ордер колонны – с грациозной женщиной, а в колонне коринфского ордера автор видел подражание стройности молодой девушки.
Принципы и закономерности построения архитектурной формы, выработанные теоретиками того времени (Витрувий I в. до н. э. и Виньола и Палладио —XVI век н. э.), получили название «Архитектурные ордера».
В своем происхождении и развитии ордер связан с так называемой стоечно-балочной конструкцией, с древней и простейшей конструкцией здания, состоящей из опор — столбов или колонн и плоского балочного перекрытия. Эта конструктивная система получила художественное выражение в архитектурном ордере.
Слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.
Архитектурный ордер — это определенный порядок архитектурных форм, в котором выделяются несущие и несомые части порядок в котором устанавливаются определенные закономерные связи между частями здания, и эта закономерная связь направлена на выражение художественного образа сооружения, это сумма правил, которыми определяются пропорции и формы сооружения.
Архитектурный ордер – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.
Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, – названные по наименованию областей, где они создавались.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
В эпоху античной Греции сложились три вида ордера: дорический, ионический и коринфский. Свои наименования греческие ордера получили от соответствующих племен и областей Греции, и каждый имеет свою историю.
Продолжение следует
ОРДЕР (в архитектуре) – это… Что такое ОРДЕР (в архитектуре)?
- ОРДЕР (в архитектуре)
- ОРДЕР (в архитектуре) О́РДЕР архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью (см. КАПИТЕЛЬ), базой (см. БАЗА (в архитектуре)), иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав (см. АРХИТРАВ), фриз (см. ФРИЗ (в архитектуре)) и карниз (см. КАРНИЗ), в совокупности составляющие антаблемент (см. АНТАБЛЕМЕНТ)). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР), ионический (см. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР), коринфский (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР). Разновидность дорического ордера — тосканский (см. ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР) , коринфского и ионического — композитный.
Энциклопедический словарь. 2009.
- ОРДЕНСКАЯ ЛЕНТА (для орденов и медалей)
- ОРДЕР (взаимное расположение кораблей и самолетов)
Смотреть что такое “ОРДЕР (в архитектуре)” в других словарях:
ордер — В архитектуре определённая художественная система стоечно балочной конструкции, состоящая из колонн и антаблемента [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] ордер Письменный приказ, предписание (напр.
,… … Справочник технического переводчика
Ордер архитектурный — тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён… … Строительный словарь
Ордер архитектурный — тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших… … Архитектурный словарь
Ордер (архитект.) — Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с… … Большая советская энциклопедия
ОРДЕР — (фр.). Письменное предписание, приказ; назначение, на чье имя должен быть писан переводный вексель, которое делает ремитент трассенту. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДЕР предписание, приказ.… … Словарь иностранных слов русского языка
Ордер — I Ордер (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo ряд, порядок) письменный приказ, предписание, распоряжение. Например, приказ кассе о выплате денег, документ, дающий право на вселение в жилое помещение, предписание следственных органов на… … Большая советская энциклопедия
ордер архитектурный — один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей. Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито микенской архитектуре, однако лишь в Древней Греции была… … Художественная энциклопедия
Ордер архитектурный — Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера.
Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век Архитектурный ордер вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и… … Википедия
ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ — (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo ряд, порядок, расположение) тип архит. композиции, осн. на определ. системе сочетания и пластич. обработки несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз,… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Ордер — 1) Письм. приказ, распоряжение, один из эл тов практики и делопроиз ва адм., финанс, судебного и пр. характера. Напр., О. на получение денег, квартирный О., О. на арест и т. п. 2) О. воен. регламентированное по направлению и дистанции взаимное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Типы колонн и классический порядок архитектуры
Если ваш архитектор предлагает классический порядок для ваших новых колонн крыльца, нет необходимости возвращать пустой взгляд. Это хорошая идея. Архитектурный порядок – это набор правил или принципов проектирования зданий, аналогичный сегодняшним строительным нормам и правилам. Пять классических орденов, три греческих и два римских, составляют типы колонн, которые мы используем даже в сегодняшней архитектуре.
В западной архитектуре все, что называется «классикой», означает, что это из цивилизаций Древней Греции и Рима. Классический архитектурный орден – это подход к проектированию зданий, установленный в Греции и Риме во время того, что мы сейчас называем классическим периодом архитектуры, примерно с 500 г. до н. Э. до 500 г. до н. э. Греция стала провинцией Рима в 146 г. до н. э. вот почему эти две западные цивилизации объединены в классические.
В течение этого периода времени храмы и важные общественные здания были построены в соответствии с пятью различными порядками, каждый из которых использовал определенный пьедестал, тип колонны (основание, вал и капитель) и антаблемент другого стиля над колонной. Популярность классических орденов росла в эпоху Возрождения, когда о них писали и использовали дизайн такие архитекторы, как Джакомо Бароцци из Виньолы.
“В архитектуре слово Порядок означает композицию (в одном стиле) пьедестала, колонны и антаблемента вместе с их орнаментом. Порядок означает идеальное и правильное расположение всех частей красивой композиции; словом, порядок противоположен путанице ». – Джакомо да Виньола, 1563 г.
Вот краткий обзор того, что такое заказы и как они были записаны.
Греческий архитектурный орден
Изучая хронологию древней Греции от эпохи к эпохе, расцвет греческой цивилизации был известен как Классическая Греция примерно с 500 г. до н. Э. Изобретательные древние греки разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн. Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордену, названному в честь архитектуры, впервые обнаруженной в дорийской области западной Греции. Чтобы не отставать, строители восточной части Греции, Ионии, разработали свой собственный стиль колонн, известный как ионический орден.Классические ордена не уникальны для каждой области, но они были названы в честь той части Греции, где они были впервые обнаружены. Самый богато украшенный греческий орден, последний из разработанных и, возможно, самый известный среди сегодняшних наблюдателей – это коринфский орден, впервые увиденный в центральной части Греции под названием Коринф.
Римские архитектурные ордена
Классическая архитектура Древней Греции повлияла на строительные конструкции Римской империи. Греческие архитектурные порядки были продолжены в итальянской архитектуре, и римские архитекторы также добавили свои собственные вариации, имитируя два стиля греческих колонн.Тосканский орден, впервые увиденный в районе Тосканы в Италии, отличается своей величественной простотой – даже более обтекаемой, чем греческий дорический. Капитель и шахту Композитного ордена римской архитектуры можно легко спутать с греческой коринфской колонной, но верхний антаблемент сильно отличается.
Новое открытие классических орденов
Классические архитектурные порядки могли быть потеряны для истории, если бы не сочинения ранних ученых и архитекторов.Римский архитектор Марк Витрувий, живший в первом веке до нашей эры, задокументировал три греческих ордена и тосканский орден в своем знаменитом трактате De Architectura или Десять книг по архитектуре .
Архитектура зависит от того, что Витрувий называет приличием – «то совершенство стиля, которое приходит, когда произведение авторитетно построено на утвержденных принципах». Это совершенство может быть предписано, и греки предписали определенные архитектурные приказы в честь различных греческих богов и богинь.
“Храмы Минервы, Марса и Геракла будут дорическими, поскольку мужественная сила этих богов делает изящность совершенно неуместной для их домов. В храмах Венеры, Флоры, Прозерпины, Родниковой Воды и Нимф коринфский орден будет обнаружено, что имеет особое значение, потому что это изящные божества, и поэтому его довольно тонкие очертания, его цветы, листья и декоративные завитки придадут уместность там, где это необходимо.Строительство храмов ионического ордена Юноне, Диане, Отцу Вакх и другие боги того же рода будут соответствовать своему среднему положению, которое они занимают, ибо построение такового будет подходящим сочетанием строгости дорического и утонченного коринфского.”- Витрувий, Книга I
В Книге III Витрувий предписывает симметрию и пропорции – какой толщины должны быть стержни колонн и пропорциональную высоту колонн при размещении для храма. «Все элементы, которые должны быть выше капителей колонн, то есть архитравов, фризов, корон, тимпан, фронтонов и акротерий, должны быть наклонены вперед на двенадцатую часть своей высоты … Каждая колонна должна иметь двадцать четыре флейты … »После спецификации Витрувий объясняет, почему – визуальное воздействие спецификации.Написав спецификации для своего императора, Витрувий написал то, что многие считают первым учебником архитектуры.
Высокое Возрождение 15-16 веков возродило интерес к греческой и римской архитектуре, и именно тогда Витрувианская красота была переведена – буквально и образно. Более чем через 1500 лет после того, как Витрувий написал De Architectura , он был переведен с латинского и греческого на итальянский. Что еще более важно, возможно, итальянский архитектор эпохи Возрождения Джакомо да Виньола написал важный трактат, в котором более подробно описал все пять классических архитектурных орденов.Опубликованный в 1563 году трактат Виньолы « Пять архитектурных порядков » стал руководством для строителей по всей Западной Европе. Мастера эпохи Возрождения превратили классическую архитектуру в новый тип архитектуры, в духе классического дизайна, точно так же, как сегодняшние «новые классические» или неоклассические стили не являются строго классическими архитектурными формами.
Даже если размеры и пропорции не соблюдаются в точности, классические заказы делают архитектурное заявление всякий раз, когда они используются.То, как мы проектируем наши «храмы», не за горами. Зная, как Витрувий использовал колонны, можно узнать, какие колонны мы используем сегодня – даже на наших крыльцах.
Источники
- Десять книг по архитектуре Витрувия Поллио, перевод Морриса Хики Моргана, издательство Гарвардского университета, 1914, книга I, глава II, параграф 5; Книга III, Глава V, параграфы 13-14
- «Пять архитектурных порядков» Джакомо Бароцци из Виньолы, перевод Томмазо Джуглариса и Уоррена Локка, 1889, стр.5
Порядки колонн в классической архитектуре
Пять порядков колонн в классической архитектуре
В классической архитектуре существует пять порядков колонн: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный. В этом порядке они варьируются от простых до сложных.
Тосканский
Тосканский орден получил свое название из-за того, что он зародился в Тоскане, Италия, и является самым простым из орденов, находящимся в одном шаге от системы почтовых плантаций и чечевицы Стоунхенджа. Это подтверждается словами известного архитектора Андреа Палладио: «Тосканский порядок, в соответствии с тем, что о нем пишет Витрувий, и чем он является на самом деле, является самым простым и простым из всех архитектурных орденов, поскольку он сохраняет больше древняя простота первых архитекторов, которые еще не изобрели тех орнаментов, которые делают другие ордена такими приятными и заслуживающими внимания ». [1]
Дорический
Дорический орден был основан дорийцами и очень похож на простая тосканская колонна с добавлением мелких деталей, таких как канавки, спускающиеся по валу.
Ионный
Ионический орден использует флейты из дорического ордена с добавлением улиток, которые закручиваются по спирали по обе стороны от столицы, как наутилус. Палладио отмечает, что храм Дианы в Эфесе был построен по этому приказу.
Коринфский
Коринфский орден, происходящий из Коринфа, и Составной орден являются наиболее экстравагантными из всех остальных. Согласно легенде, листья аканта, оставленные под корзиной на могиле молодой девушки, начали расти вокруг и поглощать корзину.Появление этого явления послужило вдохновением для коринфской столицы. Палладио называет этот орден «более языческим, богатым и прекрасным, чем любой из тех, о которых я еще говорил». [2]
Составной
Последний из орденов, Составной орден, представляет собой комбинацию ионического и коринфского орденов. ; и хотя он столь же великолепен, этот порядок меньше встречается в классической архитектуре по сравнению с коринфской.
5 порядков архитектурных колонн
Переданные из Древней Греции и Римской империи, 5 орденов архитектурных колонн до сих пор используются в современной архитектуре.Греки предоставили нам дорический, ионический и коринфский дизайн, а римляне познакомили нас с тосканским и композитным стилем. Каждый из этих элементов по-своему уникален. Они используются в определенных структурах в определенное время, чтобы создать потрясающе спроектированное здание.
Каждый из 5 порядков архитектурных колонн имеет отличительный дизайн капителей, антаблементов, валов колонн и оснований. Современные архитекторы полагаются на свои знания истории при проектировании классических зданий, которые мы видим сегодня.
1.
ДорическийПервый из 5 орденов архитектурных колонн – дорический стиль, который является одним из самых простых орденов. Колонны в дорическом стиле, полученные от греков, представляют собой короткие граненые тяжелые колонны с основными круглыми капителями. Дорические колонны обычно рифленые, но могут быть гладкими. Традиционные греческие дорические колонны не имеют основания.
Дорический стиль можно увидеть в классической архитектуре во всем мире. Некоторые из самых знаковых зданий с колоннами в дорическом стиле, включая Мемориал Линкольна, Афинское казначейство и Храм Зевса.
Мемориал Линкольна Афинское сокровище Храм Зевса
2.
ИонныйИз Восточной Греции Ионический орден примечателен тонкими колоннами, которые могут быть рифлеными или не иметь больших оснований. У столицы есть два противоположных свитка (или завитков), которые придают ей особый вид. Это самые тонкие из пяти порядков архитектурных колонн, но у них самое высокое основание.
Если вы внимательно присмотритесь к ионному колпачку, вы увидите дизайн «яйцо и дротик». Это орнаментальное приспособление, которое встречается в различных типах лепнины по всей Древней Греции.
Ионных колонн можно увидеть по всему Капитолийскому холму в Вашингтоне, включая здание Капитолия США, здание Верховного суда и офисное здание Лонгворт-хаус.
Капитолий США, Верховный суд, Лонгворт-хаус,
3.
Коринфский Колонны в коринфском стиле – это последний образец, вдохновленный греками, из 5 орденов архитектурных колонн. Он также самый декоративный, с очень замысловатыми капителями. Есть много различных вариантов коринфских колонн, но большинство капителей украшены цветами, листьями и небольшими свитками. Стержень имеет канавки, а основания очень напоминают основание ионной колонны.
Одно из самых замечательных мест, где можно найти коринфские колонны, – это Колонный зал Дома Союзов, который проходит вдоль оси Север-Юг U.С. Капитолий. Он расположен под залом Палаты представителей. Некоторые другие популярные здания с колоннами в коринфском стиле включают Нью-Йоркскую фондовую биржу и Музей искусств Метрополитен.
Колонный зал Нью-Йоркской фондовой биржи Метрополитен
4.) ТосканскийТосканские колонны – первые из 5 орденов, переданных римлянами. Это похоже на дорический стиль, поскольку он простой, но, как правило, тоньше.Традиционно тосканские колонны гладкие, без канавок. Их капители просты, без резьбы и орнаментов.
Эти колонны часто встречаются в зданиях в стиле неоклассицизма. Они традиционно использовались для мощных построек, таких как здания в утилитарном и военном стиле. Тосканские колонны можно найти в классических приложениях, включая Храм Благочестия, Нижний орден Колизея и Храм Юпитера.
Храм Благочестия Колизей Храм Юпитера
5.) КомпозитныйПоследняя колонка из 5 порядков архитектурных колонн – это композитная колонка. Эти колонны, также переданные из Римской империи, обычно даже более декоративны, чем коринфские колонны. Он сочетает в себе свитки ионических колонн с листьями коринфских колонн, чтобы получить свой неповторимый вид.
Этот орден был добавлен как отдельный орден только после периода Возрождения. Некоторые из известных зданий с композитными колоннами включают Центральную библиотеку Манчестера, Арку Константина и Пантеон в Риме.
Манчестерская центральная библиотека Арка Константина Пантеон
Worthington специализируется на предоставлении подрядчикам, архитекторам и домовладельцам колонн любого типа, подходящих к определенному стилю здания. Если вы ищете столбцы, обязательно попробуйте наши инструменты для построения столбцов и свяжитесь с нами для бесплатной оценки ваших столбцов.
Архитектура эпохи Возрождения: как определить римские порядки | Архитектура
Классические «порядки» описывают своего рода архитектурную грамматику, сначала разработанную в греческой архитектуре, а затем адаптированную и расширенную римлянами.По существу, заказы определяют форму, пропорцию и оформление основных архитектурных элементов: вертикальную, опорную колонну (с его базовым, валом и капиталом) и горизонтальным, поддерживаемый антаблементом (разделенный на три регистра, снизу вверх: архитрав , фриз и карниз).
Удовлетворительно симметричным образом ордены были заново открыты и систематизированы в обратном порядке, с повторным открытием римских орденов в эпоху Возрождения, только для того, чтобы затем в 18-м веке сторониться их пуристами, которые копали глубже и раскапывали то, что они считали быть более чистыми греческими орденами.
римских орденов , по определению теоретиков Высокого Возрождения от Леона Баттисты Альберти до Себастьяно Серлио, включали пересмотренные греческие ордена (дорический, ионический и коринфский) плюс их собственные дополнения (тосканские и композитные). Они основывали свои определения на трудах римского архитектора Витрувия и на непосредственных наблюдениях за зданиями, которые последний описал в его основополагающем трактате первого века до нашей эры De Architectura (Десять книг об архитектуре). Каждое последующее поколение свежим взглядом подходило к заказам и заново определяло их.Итальянский архитектор 16-го века, теоретик и археолог Андреа Палладио был самым влиятельным, так как его I Quattro Libri dell’Architettura (Четыре книги архитектуры, 1570) были опубликованы и переведены по всей Европе. Иниго Джонс сыграл важную роль в распространении и реализации своих идей в Великобритании.
Тосканский орден – это примитивная форма, предположительно более древняя, чем греческие ордена, но римские источники не упоминают о нем – только писания эпохи Возрождения ссылаются на него. Это самый простой из орденов, с гладкой гладкой колонкой и простой прописной буквой. Орден Doric характеризуется приземистыми колоннами с круглыми капителями и фризом, украшенным чередующимися триглифами (три вертикальные полосы, разделенные канавками) и плоскими или скульптурными метопами (прямоугольные блоки). Наряду с тосканским, это самый простой из орденов и часто ассоциируется с силой – Обеликс стаи. Орден Ionic более элегантен и женственен – подумайте о Венере Ботичелли – с часто нерезанными колоннами, скрученными капителями, фризами, которые иногда украшены тщательно вылепленными барельефами и зубцами – рядом небольших блоков – под карнизами.Орден Corinthian также очень женственен по своей природе, прежде всего, с его богато украшенными капителями, на которых изображены два ряда скульптурных листьев аканта с небольшими завитками (спиральными завитками) по углам. Орден Composite – самый изысканный, сочетание ионического изящества и коринфского орнамента – длинноногого гермафродита. Его колонны высокие и тонкие, его капители украшены обильными листьями аканта с большими завитками, а его антаблемент украшен нарочито скульптурным фризом и карнизом.
Ренессансное прочтение этой классической грамматики разработало иерархию для использования орденов в здании, начиная с нижних этажей и двигаясь вверх – дорический, ионический, коринфский и композитный. Не все приказы нужно было использовать, и Дорик обязательно использовался для нижнего этажа, но с чего бы вы ни начали, вы продвигались вверх в правильном порядке.
архитектурных заказов | Инфопарка
ордена архитектуры. В классических стилях архитектуры различные столбчатые типы в целом делятся на пять так называемых классических порядков, которые называются дорическими, ионическими, коринфскими, тосканскими и композитными.Каждый ордер включает колонну с ее основанием, валом и капителью, а также поддерживаемую часть или антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
См. Дж. Саммерсон, Классический язык архитектуры (1966).
Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Авторские права 2012, Columbia University Press. Все права защищены.
См. Другие статьи в энциклопедии по: Архитектура
Типы колонн | Архитектурные детали
Различные типы колонн
В нашей предыдущей статье мы обсуждали «Различные типы арок».
В этой статье мы вкратце продолжим обсуждение трех основных типов столбцов. Вся идея написания этой статьи состоит в том, чтобы познакомить вас с основными типами столбцов .
Различные типы столбцов:
Дорические колонны
Дорическая колонна греческого архитектурного стиля – старейшая колонна античного стиля. Эти типы колонн можно было найти на Парфеноне, Афинах, Греции. Колонна имеет рифленые стороны с гладкой закругленной вершиной, которая называется капителью без отдельного основания.
Дорический орден Пантеона
Ионные колонки
Эти колонны выделяются своей характерной особенностью – орнаментом в виде свитка на столице. Капитель ионной колонны напоминает рога барана, а колонна покоится на закругленном основании.
Ионный заказ
Коринфская колонна
Коринфский дизайн колонн был вдохновлен египетскими капителями колонн в форме перевернутых колокольчиков, украшенными оливковым лавром или листьями аканта.
Коринфский орден
Египетские колонны
Египетские колонны напоминают по форме цветок лотоса. Эти колонны сужаются кверху и украшены пальмовыми листьями возле столицы, что делает их похожими на цветок лотоса.
Египетская колонна
Романские колонны
Романские колонны использовались американским архитектором при проектировании домов в романском стиле в середине 1800-х годов. Это была его инициатива возродить древнюю романскую архитектуру.Эти колонны часто опираются на массивные трапециевидные основания или опоры и украшены цветами и листьями.
Связанные Эта запись была отправлена Benzu JK 2 мая 2012 г. в 5:50 и находится в разделе «Архитектура». Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0.
со своего сайта.
Взгляд на здания: приказы
Формализованная перемычка, самый нижний элемент антаблемента в классической архитектуре. Также лепная рама двери или окна (часто заимствуя профиль классического наличника). Lugged : формованная рама с горизонтальными выступами вверху. С плечом : аналогично, но с дополнительными вертикальными выступами.
Формованное основание колонны или пилястры. Основание Attic – это форма, используемая на ионной колонне, с двумя большими выпуклыми кольцами, соединенными расширяющейся выпуклой лепкой.
Голова или венчающий элемент колонны или пилястры.
Термин, используемый для архитектуры Древней Греции и Рима, возрожденный в эпоху Возрождения и впоследствии имитируемый во всем западном мире. Он использует ряд обычных форм, корнями которых являются порядков , или типы колонн, каждый со своими фиксированными пропорциями и орнаментом (особенно дорический , ионный и коринфский ). Классические здания также имеют тенденцию быть симметричными как внешне, так и в плане.Классическая архитектура в Англии началась ок. 1530 г. с нанесенными орнаментальными мотивами, за которыми в течение нескольких десятилетий последовали полноценные новые постройки.
Соборная территория. Также (шотландцы) двор или проход, дающий доступ к ряду зданий.
Ряд колонн, поддерживающих антаблемент, без арок. Сравните arcade .
Вертикальный структурный элемент, особенно в классическом стиле , круглого сечения и с валом , столицей и обычно основанием .
Один из порядков классической архитектуры, в котором капитель колонны сочетает спирали ионного порядка с листвой коринфского ордера .
Плоский выступ с формованной нижней стороной, выступающий вдоль верхней части здания или элемента, особенно как самый высокий элемент классического антаблемента . Также декоративный молдинг в углу между стеной и потолком.Карниз карниз нависает над краем крыши.
Отличительная фаза английской готики, которая развивалась в конце 13 века и продолжалась до конца 14 века; иногда сокращается до Dec . Название происходит от замысловатого узора на окнах, который отказался от простых круглых форм Geometric в пользу более разнообразных узоров, основанных на сегментах кругов. Узор Dec широко использует ogee или обратные кривые, которые были объединены в 14 веке для получения сетчатого узора и плавного узора , состоящего из трилистников, четырехлистников и кинжалов.Сходная изобретательность проявляется в узорах, созданных сводами lierne и tierceron того периода, в трехмерной обработке поверхностей стен, разбитых балдахином и скульптурой, и в творческом пространственном планировании с использованием диагональных осей.
В классической архитектуре собирательное название трех горизонтальных элементов (архитрав , фриз и карниз ), закрепленных на стене.
Средний элемент классического антаблемента , иногда с орнаментом. Пылевидный фриз (горит мягким): с жирным выпуклым профилем. Также горизонтальная полоса орнамента.
Классических колонн, установленных между пилястрами или квадратными колоннами одинаковой высоты, часто в пределах портика .
Различные формализованные версии базовой системы стоек и перемычек (колонны и антаблементы) в классической архитектуре.