4.1
4.1. Основные понятия федерализма.
Федерализм и федерация
Федерация (лат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства; характеризуется наличием территориальных образований – субъектов федерации (штатов, республик, провинций, кантонов, земель, областей и т. д.), обладающих отдельными признаками государственности. Субъекты федерации обладают полномочиями по решению внутренних вопросов, включая разработку и принятие собственного законодательства, определение структуры органов власти и их формирование, осуществление элементов правосудия, поддержание общественного порядка. Субъекты федерации лишены собственного государственного суверенитета; они передают в ведение федерального правительства основополагающие для единого государства вопросы – обороны, внешней политики, безопасности, социальной защиты населения и т. д. Объединяющие начала федерации – федеральная конституция, единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральные органы власти и управления, институт единого гражданства, федеральная юстиция.
Федерация признается одним из оптимальных способов существования сложноорганизованных государств (большая территория, сложный этнический состав населения, различные исторические традиции и др.). Такие государства успешно сочетают преимущества политического и хозяйственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью их членов, реализуя принципы «общей воли» – этой невидимой «оси» политического курса государства.
Идеи федерализма в истории политической мысли имеют давние традиции. Родоначальником современной теории федерализма принято считать Йоханнеса Альтузиуса (1562–1683), германского мыслителя, автора федеративной теории народного суверенитета. Важную роль в утверждении идей федерализма в мире сыграли американские государственные деятели А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, авторы известного сборника статей «Федералист», первоначально опубликованного в виде 85 политических эссе в нью-йоркской газете «Индепендент джорнел» («Independent Journal») вскоре после завершения Конституционного конвента 1787 г. В сборнике получило воплощение развернутое философское обоснование конституции США – план, не имевший исторических прецедентов.
В настоящее время в мире существуют 22 государства с федеративной формой (примерно 1/8 от общего числа государств). География федерализма обширна, охватывает все пять обитаемых континентов. В Европе – Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Россия, ФРГ, Швейцария; в Азии – Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ; в Африке – Танзания, Нигерия, Коморские острова, Эфиопия; в Северной и Южной Америке – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США; в Австралии и Океании – Австралийский Союз, Папуа – Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии.
В зависимости от доминирующего фактора можно выделить следующие разновидности федераций: договорные и конституционные; территориальные, национальные и смешанные; двухсубъектные и полисубъектные. Федерации, четко отвечающие критериям определенного вида, сложно найти на политической карте: на практике федерации содержат признаки разных видов. Разберемся в классификации подробнее.
Во-первых, в зависимости от правового способа учреждения федеративного государства существуют конституционные и договорные федерации. Договорные федерации обычно создаются либо «снизу» (учредительный договор между отдельными региональными сообществами), либо посредством преобразования унитарного государства в федеративное с заключением договора как основного источника, определяющего отношения между центром и регионами. Исторически подобный путь образования федераций был продуктивен, однако в современных условиях, как считают многие эксперты, договор уже не в состоянии предметно закрепить усложняющиеся отношения между центральной властью и ее составными частями.
В конституционной федерации федеративное устройство определено в конституции федерального государства, закрепляющей политико-правовой статус самой федерации и субъектов федерации (республик, провинций, штатов, областей и т. д.), а также соответствующих органов государственной власти. Именно конституция одновременно обеспечивает легитимность полномочий федеральной власти и политической автономии ее составных частей.
Конституционно-договорная федерация характеризуется наличием одновременно двух источников: конституции и федеративного договора. Двойственная политико-правовая природа государственности в такой федерации нередко порождает проблемы, связанные с конфликтом договорных и законодательных норм, с желанием установить особый статус во взаимоотношениях с федеральным центром. На практике установление подобных взаимоотношений находит свое решение в форме заключения двусторонних договоров между федеральными органами государственной власти и отдельными субъектами. В России заключался Федеративный договор, а в 1999 г. были распространены двухсторонние договоры Федерации с субъектами; в 2000-е годы остались договоры только с отдельными республиками.
Во-вторых, федерации делятся на территориальные, национальные, смешанные. Точкой отсчета в данном случае является использование этнического ареала как признака деления на субъекты федерации. Так, в этнических (национальных) федерациях субъектами становятся территории, на которых компактно проживают коренные этнолингвистические группы. В государствах с полиэтничным населением, компактно проживающим на исторически сложившейся территории, федерализм способен сыграть важную роль в решении национального вопроса. Немецкий философ и социолог Ю́рген Ха́бермас (нем. Jürgen Habermas, 1929) рассматривает федерализм как противоядие национализму; государство конструирует свои политические сообщества на основе конституционного патриотизма, который признает все формы культурных различий и отражает интересы всех групп внутри гражданского общества.
В территориальных федерациях ситуация другая. Опыт строительства территориальных федераций (США, Германия, Австрия) показывает, что этноконфессиональные факторы могут быть выведены за скобки. Регионы не оформляют различия по этническим параметрам, т. е. государство формально считается мононациональным. История знает случаи, когда этнический фактор сознательно не учитывается, чтобы обеспечить численное превосходство одной нации или избежать расколов в обществе.
Смешанный тип федерации – государства, где регионы организованы как по этническому, так и по территориальному принципу. В национально-территориальных федерациях (к которым относятся Россия, Индия, Канада) сочетаются субъекты федерации, образованные и по территориальному, и по этническому признаку; при этом государственно-правовой статус субъектов также может различаться.
В-третьих, федерации классифицируются, исходя из меры дробности административно-правовой структуры. Существуют двухсубъектные и полисубъектные федерации. Пример первого типа – Танзания, Босния и Герцеговина, в определенной степени Бельгия. Полисубъектные федерации – более распространенная модель с центром и несколькими политико-территориальными единицами в роли субъектов федерации (США, Канада, Бразилия, Швейцария, Мексика, Индия, Россия).
Различают два основных подхода к способу организации власти в федеративном государстве: сетевой и централизаторский. Американский политолог, сторонник сетевого подхода Д. Элейзер (президент-основатель Международной ассоциации центров по исследованию федерализма), представляет федерализм как родовое понятие, обозначающее тип политической организации, при которой достигается сочетание самоуправления и долевого правления, осуществляемого через конституционное участие во власти на основе ее децентрализации. Федерализм имеет несколько видов, одним из которых и является собственно федерация. Согласно этому подходу унитарные децентрализованные и автономизированные государства имеют признаки федераций. Согласно Д. Элейзеру федерализм воспринимается как содержание правительственной структуры: если политико-управленческая структура государства установлена таким образом, что в ней имеют место, по меньшей мере, два уровня правительства, обладающие собственным набором учреждений, полномочий и обязанностей, существование каждого из которых гарантировано конституцией, то эта структура является федеральной. Федерализм тем самым создает устойчивую организационную структуру для достижения общих целей всех участников федеративных отношений.
Д. Элейзер в общем выделяет три классические модели организации власти в государстве: модель пирамиды, центрально-периферийную и матричную модели. При этом устройство федеративного государства соответствует матричной нецентрализованной модели.
Для федеративных государств более характерна матричная модель: децентрализация, когда полномочия правительства в их пределах распределяются среди многих центров, существование и власть которых гарантируются общей конституцией, а не концентрируется в единственном центре («пирамида») или, если и распределяется, то в незначительных долях («центр – периферия»). В матричной модели нет ни более высоких, ни более низких центров власти; децентрализация имеет договорный характер и касается структурного распределения полномочий среди многочисленных центров (субъектов федерации). В ней имеют место только бόльшие или меньшие по объему полномочий правительства, принимающие соответствующие политические решения. В такой трактовке между национальным правительством и правительствами субъектов федерации устанавливаются отношения сотрудничества и координации, а не только подчинения и иерархии.
Типы федерализма. Виды федераций
Общая характеристика федерализма. Классические виды.
Симметричные и ассиметричные федерации.
Договорные и конституционные федерации. Евразийский федерализм
Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004.
Ахмадеев А., Никитина Т. Современные взгляды на природу федерального государства // Ватандаш. 2002. № 10.
Маликов М.К. Правовые основы федерализма. Уфа, 2005.
Элайзер Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
Чиркин В.С. Государствоведение. М., 1999.
I. Поиски моделей идеального государственного
устройства начались с древнейших времен,
найдя отражение в работах Аристотеля,
Платона, других античных авторов,
высказывавших идею о построении
объединенных государств.
Для современных
теорий федерализма характерно широкое
использование положений прикладных
наук теории управления, кибернетики
для объяснения природы федеративного
государства. Одним из популярных в мире
науки подходов является анализ природы
государственной федерации как
социально-государственной системы с
двумя уровнями управления. Согласно У.
Райкера, федеративным является
государство, имеющее два уровня управления
одной и той же территорией и населением,
где каждому из уровней гарантирована
автономия и имеются гарантии, хотя в
форме простого декларирования в
Конституции, автономии каждого уровня
правления в своей сфере.
Ж. Бюрдо рассматривает федерализм не как совокупность определенных государственно-правовых институтов, а как некую идею, имеющую широкое применение в международном правовом плане. Федерализм там, где сосуществует право 2-х порядков – общее и частичное, то есть в результате для Бюрдо и ООН, и конфедерация, и уния, и собственно федерация являются проявлением федерализма.
Ж.Ведель определил следующие признаки федерального государств, отличающихся от унитарных: 1) наличие двух Конституций; 2) «общая воля» – воля народа федерации и составных ее частей – отсюда двухпалатный парламент; 3) в федеральном государстве нельзя отменить решение местной власти, если оно не противоречит Конституции.
В целом, канадский
политолог У. Стюарт насчитал 267 определений
термина «федерализм». В ряде исследований
федерация рассматривается как возможная
форма объединения государств целого
континента (Соединенные Штаты Европы)
и даже планеты (Всемирная Федерация). Однако, в современной науке все же чаще
под данной формой государственного
устройства подразумевается образование
государства–федерации. Теория федерализма
не остается неизменной, она развивается
в соответствии с потребностями конкретного
государства.
По
мнению В.С. Чиркина, термин «федерация»
становится достаточно размытым, что
приводит к тому, что практически любая
децентрализация, регионализация или
автономизация страны выдается за ее
федерализацию. Долгое время в литературе
при характеристике сути федерации
акцент делался на отражение сложности
политико-территориальной структуры
государства, а другой атрибут разделения
государства по вертикали и организация
взаимодействия двух уровней такой
власти оставался в тени. Лишь в 90-е гг.
появляются работы Абдулатипова,
Болтенковой, Умновой, Чиркина, Тадевосяна,
Карапетяна, в которых проводится идея
о том, что главное в понятии федерализма
– «сочетание двух государственных,
хотя и неодинаковых властей», суть
федерации – проблема разделения и
взаимосвязи государственной власти
федерации и государственной власти ее
субъектов.
Федерация – это не набор отдельных элементов, черт, а качественно своеобразная система, организующаяся, функционирующая и развивающаяся по своим особым закономерностям. Поэтому, по мнению Обера, не может быть двух одинаковых федераций.
Важным
критерием, отражающим особенности
федерализма с точки зрения связей
является характер и степень взаимозависимости
субъектов федеративных отношений,
исходя из чего выделяют дуалистический и кооперативный федерализм. Федерализм, родиной которого
является США, зародился как дуалистический.
Его основа – строго фиксированное на
конституционном уровне разделение
функций и полномочий между центральной
властью и властью субъектов федерации.
Суть теории дуалистического федерализма
разделение власти таким образом, чтобы
оба уровня были независимы друг от друга
и обладали самостоятельным статусом.
Концепция дуалистического федерализма
строится на двойственности субъекта в
федерации. Суть дуалистического
федерализма в том, что оба уровня были
независимы друг от друга и обладали
самостоятельным статусом. По мнению
отечественного ученого А.С. Ященко,
наименование федеральной политической
формы «дуалистической» означает лишь
указание двойного источника ее
суверенитета.
Считается,
что в ХХ в. дуалистический вид федераций
уступил место кооперативному, его
сущность из проблемы суверенитета была
переведена «в плоскость взаимоотношений
между центром и субъектами федерации».
Теория кооперативного федерализма впервые вошла в оборот
политико-правовой жизни в 30-х гг. ХХ в.
в англосаксонских странах. Она стала
доминирующей в США как основа внутренних
отношений в связи с проведением Ф.
Рузвельтом Нового Курса. Эта модель
строится на отношениях кооперации
(сотрудничества) и солидарной
ответственности центра и составных
частей федерации при осуществлении
определенных социально значимых функций.
Кооперативный федерализм – это
нецентрализованная федерация,
взаимоотношения в которой исключают
иерархию. Кооперация строится на
переговорных (согласительных) процедурах,
соблюдение которых обязательно в случае
возникновения разногласий.
Кооперативные федерации
– те, в которых признаются предметы совместного ведения федерации и ее субъектов. В основе такой федерации лежит идея объединения усилий центра и мест для выполнения общих задач и трактуется она не как совокупность государственно-административных структур и конституционно-правовых норм, а как процесс, призванный разрешить конфликты федеральных и провинциальных органов, установить их взаимодействие, обеспечить оптимальные методы управления.
В
ряду новых классификации появились
«бюджетные» и «экономические» федерации.
Суть первых состоит в сведении их
сущности к «бюджетной политике в
федеративном государстве». «Экономические
федерации определяют как «способ
воспроизводства многонационального
российского гражданского общества по
его политической и социально-экономической
структуре». Однако, как справедливо
замечает Л.М. Карапетян, эти сферы
деятельности характерны не только для
федеративного, но и для любого другого
государства. Если следовать подобным
определениям, то можно говорить о
выделении промышленных, аграрных,
оборонных федерациях и т. д.
II. В основе классификации, наиболее ярким представителем которой является В.Е. Чиркин лежит степень соотношения элементов самоуправления и раздельного правления, что приводит к выводу о разделении федеральных государств на симметричные и асимметричные, централизованные и децентрализованные, договорные и конституционные.
Деление федераций на симметричные и асимметричные в последние годы становится все популярнее. Одни авторы считают, что основным признакам и принципам федерализма соответствует симметричная федерация, предполагающая однопорядковый конституционный статус субъектов федерации. По мнению других, их статус может быть асимметричным. В целом по проблеме асимметричной федерации сталкиваются два подхода:
ряд специалистов полагают, что в федеративном государстве асимметрия возможна, но не в конституционном статусе субъектов федерации, а в их представительстве в федеральных органах, объеме полномочий, которые определены федеральной конституцией и заключенными на ее основе договорами и федеральными законами;
другие рассматривают асимметрию как возможность объединения в федеративном государстве наряду с субъектами федеральных земель ассоциированных членов, примкнувших территорий и т.
В.В.
Иванов, например, определяет симметричную
федерацию как федерацию, где «все
территориальные единицы имеют только
единый видовой статус субъектов федерации
(кантоны в Швейцарии)».1 К асимметричным относятся федеративные
государства, в которых либо установлены
два или более видовых статуса субъектов
федерации (республики, края, области,
города федерального значения, автономные
области и округа Российской Федерации
между заключением Федеративного договора
и принятием действующей Конституции),
либо носители статуса субъектов федерации
имеют также специальные статусы (право
на принятие собственной конституции и
установление собственного гражданства
у штата Джамму и Кашмир в Индии, квоты
на представительства в Федеральных
парламентах земель ФРГ, эмиратов ОАЭ.
Значимость критерия состоит в определении типологизации современных моделей федерализма по однородности субъектов федерации их государственно-правовой природы и различий в статусе. Поэтому Крит выделил два типа федерации – симметричную и асимметричную. Идеальная федерация – это симметричное федеральное государство, где в основу положено объединение субъектов, однородных по природе и равных по статусу. Но, как отмечает Чиркин В.Е., жесткое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов этнической общности, территориальных коллективов, экономических, исторических и иных особенностей регионов.
«Симметричный»
федерализм выражает суть такой формы
государственного устройства, в которой
все субъекты имеют равный
конституционно-правовой статус.
«Асимметричный» – возможность разных
полномочий этих субъектов в зависимости
от географических, экономических и
других условий. Такая асимметрия может
иметь место на основе договора между
субъектами федерации и федерацией.
В
настоящее время абсолютно симметричных
федераций не существует. В мировой
практике наблюдаются тенденции развития
асимметричного в федеральных отношениях.
Каждое федеральное государство может
столкнуться с так называемыми объективными
случаями асимметрии – необходимость
образования наряду с субъектами
федерации, которые равноправны,
федеральных округов в рамках столицы
государства, федеральных территорий,
территорий с особым статусом на переходный
период. К некоторым федерациям примыкают
так называемые ассоциированные
государства («свободно присоединившиеся»
Микронезия, Палау, Пуэрто-Рико – и США).
Такие федерации В.Е. Чиркин называет структурно-асимметричными,
для которых характерно, что входящие в
состав государства территории, не
имеющих статуса субъектов федерации.
Выделяют также «скрыто
асимметричные»
или симметричные
федерации с элементами асимметрии.
Такая федерация может состоять из
однопорядковых субъектов (Австрия,
Германия, Швейцария), но в каких-то
отношениях они не равны, например, имеют
неодинаковое представительство в
верхней палате парламента, в зависимости
от численности населения субъектов. Асимметричность может также проявляться
и в отсутствии одинаковых типовых
структур органов управления всех
субъектов.
Асимметричная федерация предполагает неравноправие территорий, признанных субъектами федерации. Конституция изначально закрепляет разнородность субъектов федерации по их природе и статусу. В такой федерации неизбежны конфликты, так как различия между субъектами федерации становятся источником недовольства. И. Умнова различает ограниченную и абсолютную асимметрию. Ограниченная асимметрия выражается различиями в праве субъектности однородных по природе и названию субъектов федерации.
Теорию
асимметричной федерации называют
спорной, так как «она фактически отвергает
важнейший принцип построения федеративного
государства (формально-юридическое
равноправие субъектов)». В связи с этим
существует предложение вместо
классификации на симметричные и
асимметричные подразделять федерации
на однородные, состоящие исключительно
из субъектов федерации, и неоднородные,
которые включают в свой состав не только
субъектов федерации, но и прочие
территориальные единицы («несубъекты»
федерации – например в США, где наряду
со штатами, существуют особо управляемые
территории – федеральный округ Колумбия
и пр. ).
По способу распределения и осуществления властных полномочий различают централизованные и относительно децентрализованные федерации.
Высокоцентрализованными федерациями называют Индию, Пакистан. Сильная централизация существует на практике в Венесуэле (роль субъектов очень невелика), в Мексике (обеспечивается нахождением у власти в течение многих десятилетий одной партии – Институционно-революционной партии), в Аргентине и Бразилии (в значительной степени укрепилась в силу частого применения в прошлом института федерального вмешательства в дела субъектов федерации более 200 раз за 150 лет).
Сторонники этой классификации пишут, что деление федераций на централизованные и децентрализованные обладает определенной долей условности. Централизация по основным вопросам государственной политики все чаще сочетается с децентрализацией1.
По
способу взаимоотношений федерации и
ее субъектов различаются федерации на
основе союза и федерации на основе
автономии.
Федерации, возникающие на основе союза, например, США, Швейцария, Танзания, ОАЭ, СССР, характеризуются договорным характером их происхождения, создаются «снизу», на основе волеизъявления объединяющихся государств или государственных образований. Субъекты в таких федерациях первоначально сохраняют за собой суверенные права и сами передают союзу предметы ведения и полномочия, которые, по их мнению, должны осуществляться федеральными органами. Кроме того, предполагается, что субъекты сохраняют за собой право выхода из союза, куда они добровольно вступили.
Многие федерации в настоящее время являются ими на основе автономии их субъектов. К таковым относятся Бельгия, Венесуэла, Нигерия, Индия, Австрия, Пакистан и другие государства.
Выразительным
примером федерации на основе автономии
является Индия. Хотя в тексте действующей
Конституции Индии 1949 г. говорится о
союзе, в действительности эта федерация
создана сверху, путем законодательного
реформирования, каких-либо соглашений
между ее субъектам по поводу образования
федеративного государства не существует. Субъекты федерации (штаты) государственным
суверенитетом не обладают, они создаются
законом парламента Индии без их согласия
(мнение должно быть запрошено, но для
парламента оно не имеет обязательной
силы). Изменение границ также не требует
согласия субъектов. Более того, все это
осуществляется даже не конституционными,
а обыкновенными законами.
Существуют
и федерации, основанные, с одной стороны,
на союзе, и на автономии с другой.
Федераций, основанных на добровольном
союзе (лишь за частичным исключением
ОАЭ) в «чистых формах» ныне не сохранилось.
В Швейцарии она приняла иную форму после
войны 1847 г. против кантонов, пожелавших
выйти из ее состава, в США – после
Гражданской войны 1861-1865 гг., когда 11
южных штатов заставили вернуться в
союз. В Мексике, Нигерии, некоторых
других федерациях тоже имели место
аналогичные события. Современные
федерации нередко соединяют «союзные»
и «автономные» черты. Девять штатов,
существующих в Эфиопии, созданы «сверху»,
путем принятия Конституции 8 декабря
1994 г. Но эта конституция, пожалуй,
единственная из действующих конституций,
признающая право сецессии из федерации.
Это право, однако, сформулировано не
как право штата, а как право любой нации,
национальности, народности. Такая
формулировка придает положениям о
сецессии существенные особенности.
Абсолютная
асимметрия – это наличие разных по
природе территориальных образований
с разными правами и обязанностями –
Танзания (Таньганьика и Занзибар) . одна
из причин асимметрии может быть проведение
различий в статусе в зависимости от
того, какой фактор был положен в основу
образования собственности федерации
– национальный или территориальный.
Почти во всех странах с асимметричной
моделью федерации, либо значительными
элементами асимметрии наблюдается
движение за реформы. федерации, связанные
с повышением статуса ущемленных
территорий до уровня субъектов федерации,
за равноправие субъектов федерации.
США – повышение статуса требовало
население Гавайских островов. Путем
преобразования территорий в субъекты
федерации шло увеличение Австралии,
США, где осваиваемые колонистами
территории приобретали статус субъектов
федерации.
III. С точки зрения способа создания федеративных государств различают договорные, конституционные и конституционно-договорные федерации.
Договорные федерации возникают на основе соглашения, договора, учредительного пакта, заключенного между самостоятельными государствами. Такое соглашение может быть заключено сразу между всеми объединяющимися государствами, а затем в федерацию вступают другие возникающие государственные образования (так, например, шло развитие созданного в 1922 г. СССР и образованной в 1787 г. федерации США). Договор может заключаться и между отдельными государственными образованиями, без какого-либо акта общего характера (таким образом сначала создавалась конфедерация, ставшая затем федерацией, в Швейцарии).
Швейцария
была первой, существующей до сих пор,
федерацией, созданной на основе союза.
В 1291 г. три кантона заключили союз «на
вечные времена» как соглашение по
существу международного характера. Затем к ним стали присоединяться другие
кантоны, но путем заключения союзов не
с конфедерацией, а между собой, причем
нередко не со всеми, а лишь с отдельными
участниками конфедерации. Множество
этих самых разнообразных договоров
затем было поглощено Конституцией 1789
г., создавшей республику.
Еще одним примером договорной федерации можно назвать США. Первоначально поселенцы 13 штатов, американских колоний объявивших независимость от Великобритании, в 1777 г. заключили общий договор – «Статьи Конфедерации и вечного союза». Федеративное государство было создано позже на основе принятия представителями этих штатов Конституции 1787 г. Ее принятие было своего рода заключением договора о создании федерации. Подобный способ использовался и в Мексике, где был в 1824 г. принят Учредительный акт о создании Мексиканских Соединенных штатов.
Кроме того,
договорными федерациями считаются
Объединенная республика Танзания,
возникшая в 1964 г.; договорная федерация
сербов, хорватов и мусульман, которая
была создана в 1995 г. под нажимом мирового
сообщества в целях прекращения войны
между различными общинами. Соглашение
о создании федерации было принято на
американской военной базе в Дейтоне, в
результате чего внутри унитарной Боснии
и Герцеговины была создана федерация,
что является уникальным фактором в
мировой практике. Конституция Боснии
и Герцеговины устанавливает, что она
состоит «из двух образований – Федерации
Боснии и Герцеговины и Республики
Сербской».
В отличие от договорных федераций, которые создаются в основном «снизу», хотя иногда и под внешним давлением, и не всегда оформляются в виде общего соглашения участников, конституционные федерации создаются главным образом «сверху», в результате актов государственной власти. Они учреждаются обычно путем принятия конституции или поправок к ней.
Так,
после завоевания независимости была
создана, а затем путем изменения
конституции в 1956 г. реформирована
федерация в Индии. Современная федерация
в Пакистане учреждена после вооруженного
выхода Бангладеш из Пакистана путем
принятия Конституции в 1973 г. В 1993 г. в
результате принятия поправок к конституции
небольшая унитарная Бельгия была
преобразована в федерацию, состоящую
из трех субъектов. В 1994 г. на основе новой
Конституции Эфиопия стала федерацией.
Конституционным путем были созданы
федеративные государства в Германии,
Нигерии, на Коморских островах. После
октябрьской революции 1917 г. в России
актами центральной власти была создана
федерация, закрепленная Конституцией
1918 г.
Вместе с тем нельзя провести четкое разделение между договорными и конституционными федерациями. Создание федераций в США, Швейцарии, Германии и в некоторых других странах имело по сути договорно-конституционный характер.
В последнее время
получает распространение культурологическая
классификация федерализма. Дугин А.Г.
на конференции «Федерализм на пороге
21 века: российское и международное
измерение» (9-10 февраля 2001 г.) выделил
две модели федерализма: атлантисткую и евразийскую.
Субъектами атлантического федерализма
(США) являются простые
административно-территориальные
единицы, не имеющие никаких особых
качественных характеристик, заселенных
однородным населением. Субъектом
евразийского федерализма являются
исторически сложившаяся общность,
объединенная по национальным, культурным,
конфессиональным признакам. Субъект
евразийского федерализма исторически
обусловлен, основан на непрерывных
традициях. В данном случае проявляется
различие между континентальным типом
цивилизации (Европа) и морским, характерным
для англосаксонского мира, включая США.
Субъект традиционного общества –
общность, коллектив, основанный на
традициях. Субъект «морского» общества
– индивид, свободный и эгоистический
предприниматель – потребитель. Главная
задача евразийского федерализма –
обеспечить максимально благоприятные
и естественные условия для существования
и развития. Делегировав центру
стратегические и геополитические
функции, субъекты евразийского федерализма
должны сосредоточиться на культурной
сфере, включая и социально-экономические
отношения и связи.
Евразийство как
философия не признает универсальность
прогресса, однонаправленный ход
человеческого развития. Таким образом,
федеральная система, вытекающая из этой
философии, стремится освободить субъекты
федерации от навязывания какой-то
однообразной социально-политической
системы. По мнению Ахмадеева, евразийская
модель федерализма является наиболее
естественной для России, однако для ее
реализации необходима ярко выраженная
региональная идентичность, а в России
гражданин ассоциирует себя прежде всего
с государством в целом (45%), а с местностью
только 17%. Тогда как в Западноевропейских
странах локальная идентификация
превышает региональную и государственную
(Германия – 34%, Италия – 40%).
Таким образом, анализ многообразия существующих моделей федерализма с точки зрения их демократичности и эффективности позволяет определить предпочтение моделей нецентрализованного, кооперативного, симметричного федерализма, допускающего объективные элементы асимметрии.
При образовании
федерации конституционным способом
все равно в большей или меньшей степени
должно присутствовать согласие будущих
членов федерации (письменное или устное),
равно как и при образовании федераций
договорным путем не всегда встречаются
юридически оформленные договоры. Зачастую присутствует просто готовность
отдельных территорий к воссоединению.
Необходимо разделяя федерации, исходя из способа их образования, можно говорить о федерациях, образовавшихся путем объединения и разделения территорий – «снизу» и «сверху».
Федерации, созданные «снизу» – это те, которые образовались путем слияния самостоятельных государств либо произошли из конфедераций, как, например, Швейцария.
Федерации, созданные «сверху» – те, которые образовались в результате разделения единого государства на субъекты, в ходе федерализации унитарного государства.
Первоначальное
создание федерации одним из вышеуказанных
способом не исключает последующего
изменение ее состава. Таким примером
является США, где существуют 13 штатов,
которые явились основой федерации,
объединившись при ее создании, и остальные
штаты, преобразованные или выделившиеся
из других штатов. Отношение этих двух
групп к союзу различное и суть такого
явления очень выразительно высказал
Роско Эшли, который писал: «Причина
этого очевидна. Старые штаты рассматривают
союз как свое творение, тогда как новые
– как своего творца»1.
Исходя
из такого деления, можно говорить и о
взаимоотношениях федерации и ее
субъектов. В федерациях, образованных
«снизу», за субъектами, как правило,
сохраняется больший круг полномочий,
и они являются более децентрализованными.
Это совершенно естественно, так как эти
образования до создания федерации были
полностью самостоятельными, и сами
управляли своими делами. Те же субъекты,
которые до образования федеративного
государства не имели самостоятельных
полномочий, на наш взгляд, на первоначальном
этапе должны быть менее децентрализованными,
так как наличие обширной компетенции
по управлению на своей территорий не
приведет к нормальной жизнедеятельности
субъекта. Таким субъектам нужно время
для того, чтобы научиться эффективно
реализовывать свои полномочия на
выделенной территории, и это необходимо
делать не без определенной доли участия
государственных органов. В таком случае
важно сознательно ограничивать объем
полномочий субъекта, постепенно
увеличивая его, тогда развитие федерации
будет плавным и эффективным. Контроль
за законностью реализации полномочий
и помощь при неудачном функционировании
власти в субъекте должны входить в число
функций государственной власти.
Еще одной важной проблемой в создании и успешном функционировании федерации является территориальное деление субъектов, которое должно учитывать исторически сложившиеся территориальные объединения и исходить из экономически выгодных ресурсных возможностей той или иной территории.
12 различных типов федерализма (с примерами, плюсами и минусами)
Федерализм — это политическая система, которая предполагает, что каждый штат при центральном правительстве может иметь свои собственные законы и обычаи, сохраняя при этом единые законы, обычаи и валюту. Центральное или федеральное правительство и региональные правительства (провинциальные, государственные, кантональные, территориальные или другие органы власти) разделяют руководящую власть.
Лучшим примером страны с федералистской политической системой являются Соединенные Штаты. Отцы-основатели Джон Адамс и Александр Гамильтон также основали партию федералистов во время первой администрации Джорджа Вашингтона в 1789 году.-1793. Это был способ федералистов противостоять Демократической республиканской партии, а также достичь коммерческого и дипломатического согласия с Великобританией.
Связанный пост: 4 ключевые особенности федерализма
Типы федерализма
Централизованный федерализм
осуществлять определенную политику посредством субсидий или межправительственных трансфертов. Примеры включают контроль над рождаемостью, Medicare / Medicaid, законы о безопасности потребителей, продовольственные талоны и другие программы, помогающие бороться с бедностью, и даже федеральную помощь школам.
Централизованный федерализм основывается на идее, что федеральное правительство должно нести ответственность за определение всей национальной политики, а правительства штатов и местные органы власти должны нести ответственность за выполнение этой политики. В настоящее время Франция и Великобритания являются хорошими примерами централизованного федерализма.
В Соединенных Штатах все государственные обязанности разделены между правительствами штатов и федеральным правительством. Федеральное правительство может принимать общие законы или конкретные политики, затрагивающие каждый отдельный штат; однако отдельные штаты могут управлять любым, кто живет в пределах их границ.
В Великобритании, например, штаты не имеют одинаковой власти. В Соединенном Королевстве все контролируется федеральным правительством. Это отличает их правительство от правительства в Соединенных Штатах, потому что штаты имеют большой контроль и власть в США
Конкурентный федерализм
с администрацией Никсона. При конкурентном федерализме было предпринято множество попыток уменьшить федеральный контроль над программами грантов и пересмотреть участие федерального правительства в расходах на общее благосостояние.
Это привело к более упорядоченным услугам и с тех пор вызывает реакцию против любого типа регулятивного федерализма. Поскольку размер федерального бюджета становится все более ограниченным в отношении разработки политики, Конгресс все более и более охотно использует такие статьи, как принудительные гранты и даже мандаты, для достижения политических целей, которые существовали в 1970-х и 1980-х годах. .
Конкурентный федерализм создает конкуренцию между центральным правительством и правительствами штатов, в основном в отношении выравнивания дублирования между двумя или более правительствами штатов, чтобы отстаивать лучшие и общие экономические интересы. Известно, что успешная экономика будет вести здоровую конкуренцию и конкуренцию между правительствами, что выгодно. Когда эта конкуренция существует между членами федерации, это называется конкурентным федерализмом.
Кооперативный федерализм
Этот термин описывает веру в то, что все уровни правительства должны работать вместе для решения общих проблем. Популярные в 1930-х годах после Великой депрессии и продолжавшиеся до 1970-х годов, начались недопонимание и борьба за власть между правительствами штатов и национальных правительств, что привело к тому, что национальное правительство взяло ситуацию под контроль, чтобы решить определенные проблемы, такие как экономика.
Федеральное правительство учредило национальные программы помощи в восстановлении нации, включая REA и WPA. Центральному правительству требовался единый план действий, чтобы заботиться обо всех американцах, поэтому определенные границы, ранее зарезервированные для штатов, были пересечены, и в результате различие между властью штатов и федеральной властью стало менее определенным. Это привело к тому, что сейчас известно как федерализм мраморного пирога.
Почему используется термин «мраморный федерализм»? Два пирога, мраморный пирог и слоеный пирог демонстрируют два разных типа федерализма. Мраморная или закрученная часть символизирует кооперативный федерализм, в котором полномочия не разделены, а разделены между всеми уровнями правительства. Слоеный пирог символизирует двойной федерализм, потому что разные слои представляют разные и отличные полномочия, которыми обладают как правительства штатов, так и национальные правительства.
Креативный федерализм
Креативный федерализм относится к типу федерализма, который дает больше полномочий национальному правительству и делает это в обход правительств штатов, тем самым позволяя федеральному правительству иметь прямой контроль над программами штата.
Также известный как «федерализм частокола», он был наиболее распространен во времена Линдона Джонсона и его Великого общества. В это время национальное правительство начало больше вмешиваться в программы социального обеспечения, чтобы помочь построить нацию и облегчить некоторые проблемы, существовавшие в то время.
В то время правительство штата часто игнорировалось, потому что национальное правительство определяло, что должно и что можно делать в штатах. Это напрямую затронуло местные органы власти и граждан каждого штата. В результате правительства штатов ослабли, и гранты использовались как способ заставить правительства штатов выполнять все требования национального правительства.
Двойной федерализм
Больше не применимый во многих отношениях, это было убеждение, что наличие отдельных, но одинаково мощных ветвей и уровней правительства, которые позволяют как на уровне штата, так и на национальном уровне иметь власть уравновешивать друг друга, сработает.
Убеждение, известное как параллельные полномочия, является попыткой сбалансировать эти две силы и включает в себя полномочия, разделенные между штатами и федеральным правительством. Однако со временем эти одновременные способности размылись, и теперь они менее ясны, чем когда-либо. Этот тип федерализма также известен как федерализм слоеного пирога.
Многие считают идею двойного федерализма оптимистичной, поскольку она утверждает, что федеральная власть и власть штатов четко определены и действительно существуют. Он считает, что два уровня правительства, штат и федеральный, могут сосуществовать бок о бок и относиться к ним одинаково, обладая при этом одной и той же властью.
Одна из причин, по которой его называют федерализмом слоеного пирога, заключается в том, что он предполагает четкое разделение обязанностей двух правительств. При двойном федерализме, например, образованием должны заниматься штаты, поскольку оно не упоминается в Конституции.
Федерализм при президенте Буше
Хотя это и не настоящий тип федерализма, эта форма федерализма связана с президентством Джорджа Буша-младшего и продемонстрировала важные изменения и события в истории этой страны. В результате это резко изменило тип федерализма в национальном правительстве. По сути, это дало чрезвычайную власть федеральному правительству, отчасти потому, что контроль и единство были необходимы в трудные времена той эпохи.
Катастрофы, такие как 11 сентября и последовавшая за ними война с терроризмом, требовали более сильного и могущественного центрального правительства, чтобы решать проблемы страны. Более того, такие действия, как «Ни одного отстающего ребенка», рассматривались как крайняя версия упреждающего действия, поскольку национальное правительство преобладало над правительствами штатов и местных органов власти, что на практике давало национальному правительству больше власти.
Налоговый федерализм
Налоговый федерализм относится к использованию средств, выделенных национальным правительством правительствам штатов для поддержки национальной программы. Хорошим примером фискального федерализма является категориальный грант, когда национальное правительство дает деньги штатам, и к этим деньгам прилагаются требования.
Как и судебный федерализм, фискальный федерализм может иметь огромное влияние на тип федерализма, существующий в настоящее время. Процесс, используемый для распределения денег, может фактически сформировать тип федерализма в эту конкретную эпоху. Налоговый федерализм также может быть представлен через блочные гранты и нефинансируемые мандаты.
Судебный федерализм
Судебный федерализм относится к способности Верховного суда и судебного надзора влиять на тип федерализма в определенное время в стране. Это происходит в основном из-за судебной системы и способности Верховного суда решать, что является конституционным, а что нет.
По сути, Верховный суд может решить, должны ли государство или центральное правительство иметь власть над определенными законами. Судьи Верховного суда могут распределять власть в зависимости от того, как они решают управлять, и их взглядов на Конституцию.
Различные типы федерализма
Федерализм меняется в соответствии с потребностями правительства штата и федерального правительства, и постоянно появляются новые. Помимо основных типов федерализма, существуют и другие, в том числе:
- Современный федерализм: описывает любой тип федерализма, существующий в данный момент; он учитывает сдвиги между нацией и штатами, рост фискальной природы федерализма и даже дебаты об идеях, касающихся ограничения власти национального правительства.
- Горизонтальный федерализм: это взгляд на власть и взаимодействие между 50 штатами США
- Вертикальный федерализм: это точка зрения центрального правительства, имеющего высшую власть над страной.
Новый федерализм
Эта форма федерализма возникла в 1980-х годах после избрания Рональда Рейгана. В нем больше власти было возвращено штатам, потому что национальное правительство хотело выровнять баланс сил между правительствами штатов и национальным правительством.
Блочные гранты были разработаны как способ добиться такого сдвига баланса. Блочные гранты были грантами, предоставленными штатам с небольшими ограничениями на то, как они могли использовать деньги. Поэтому национальное правительство давало штатам средства практически на все, что они хотели сделать.
Революция Деволюции была еще одним результатом той эпохи. Это было стремление дать больше власти штатам, и оно имело большой успех в реформировании нефинансируемых мандатов. Необеспеченные мандаты были тем, что национальное правительство выдавало штатам, чтобы они выполняли определенные приказы, не предлагая средства штата. Это также помешало Конгрессу принять федеральные программы, которые потенциально могли стоить больших денег, что на практике вернуло штатам больше власти.
Прогрессивный федерализм
Прогрессивный федерализм появился относительно недавно; он использовался администрацией Обамы. Это позволяет штатам иметь больший контроль над вопросами, которые когда-то были переданы национальному правительству. В некоторых случаях штаты могут применять к правительственным постановлениям больше правил, чем необходимо. Примеры включают строгие правила Калифорнии в отношении парниковых газов или выхлопных газов в транспортных средствах.
Этот тип федерализма позволяет штатам выполнять требования правительства, но они также могут включать свои собственные дополнения. Если штатам разрешено экспериментировать с различными вариациями мандатов национального правительства, национальное правительство может узнать, какие вариации работают, а какие нет. Это также позволяет национальному правительству адаптировать свои собственные законы, чтобы, в конце концов, законы были более эффективными благодаря тому, чему научились разные штаты.
Федерализм – с 1790-х годов до наших дней
Хотя на протяжении столетий отмечались различные типы федерализма, большинство экспертов сходятся во мнении, что это формы федерализма, которым Соединенные Штаты следовали с 1790-х годов до наших дней:
- 1970–1930 гг. : Двойной федерализм
- 1930–1960 годы: кооперативный федерализм
- 1960–1980 годы: творческий федерализм
- 1980–2001 годы: новый федерализм
- 2001–2008 годы: федерализм Буша
- С 2009 г.
по настоящее время: Прогрессивный федерализм
Примеры федерализма
Примеры включают:
- Одно сильное основное или национальное правительство, обладающее большой властью, в то время как отдельные штаты обладают гораздо меньшей властью.
- Когда политическая партия верит в центральное правительство, которое осуществляет контроль, и является сторонником централизованной формы правления.
- Когда вы посмотрите на то, что не включено в Конституцию; например, образование. Однако в конституциях отдельных штатов образование упоминается, и в этом суть федерализма. Многие считают, что все, что отсутствует в Конституции, может или должно быть взято на себя штатами.
- Если учесть, что право взимать налоги принадлежит Конгрессу, в частности, Палате представителей. Конечно, штаты могут облагать налогами своих граждан в пределах своих границ, но национальные налоги должны исходить от Конгресса, и, следовательно, «власть кошелька» принадлежит Конгрессу.
- Когда вы смотрите на законопроекты, такие как пункт Конституции о торговле. В этом пункте говорится, что только Конгресс может контролировать торговлю между штатами. Однако государства могут контролировать внутригосударственную торговлю. Кроме того, Верховный суд постановил, что Билль о правах также применяется к штатам.
- Взглянув на 10-ю поправку, в которой говорится, что «полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом».
Плюсы и минусы федерализма
Плюсы Законы могут быть индивидуализированы в соответствии с особыми потребностями местного населения на книгах в Орегоне. При федерализме по-прежнему существует национальный свод законов, но также разрешено существование местных законов для удовлетворения потребностей сообщества. Из-за этого федеральные законы, которые считаются непрактичными, не нужно навязывать различным сообществам.
Это позволяет людям принимать более активное участие в местных и государственных органах власти. Это включает в себя членство в школьных советах, округах и многих других.
Существует система естественных сдержек и противовесовЕсли сосредоточиться на федерализме, ни одна отдельная группа или человек не будет иметь слишком много власти, потому что власть разделена между субъектами, что требует сотрудничества для достижения цели.
Прочие преимущества федерализма- Предотвращает правопреемство
- Повышает гибкость
- Растет инновация
- Признает местные различия и интересы
- Местный конгресс 90 9 Способствует определенной конкуренции между различными юрисдикциями
Нынешний тупик в правительстве — отличный пример этой проблемы. Национальная политика обычно развивается из местной политики, и всегда существуют десятки различных точек зрения. Однако ни одно национальное действие не может происходить без компромисса, что не всегда происходит при федерализме.
Отличным примером является недавняя волна штатов, принявших законы, легализующие употребление марихуаны. Поскольку марихуана по-прежнему незаконна в соответствии с федеральными законами, какие законы имеют преимущественную силу в подобных ситуациях? Эти юрисдикционные вопросы могут быть запутанными и сложными, и не всегда есть четкие ответы на то, какой юрисдикции следует разрешить урегулировать этот вопрос.
Меньше внимания уделяется крупным проблемам Поскольку федерализм может создавать населенные пункты, которые сосредоточены на удовлетворении своих собственных потребностей, часто не уделяется внимания более крупным проблемам, которые могут возникать на уровне штата или на национальном уровне.
- Возможность неэффективного правительства
- Отсутствие подотчетности
- Обструкционизм
- Политики, не носящие единообразного характера
- Защищает очень влиятельные местные группы
- Может вызвать вредные побочные эффекты
- Национализм может быть ослаблен
- Может ослабить политические партии
- Может привести к приходскому Конгрессу
Каковы преимущества и недостатки федерализма?
Глоссарий
Блочные гранты: Это гранты, предоставляемые правительствам штатов, и существует несколько ограничений относительно того, что делать с деньгами.
Категориальные гранты: Это федеральные гранты, предоставляемые штатам для определенной цели; например, для строительства нового аэропорта.
Централист: Это человек, который предпочитает, чтобы решение вопроса взяло на себя национальное правительство, а не государство или местное правительство.
Коммерческая статья: Пункт Конституции, дающий федеральному правительству право регулировать любую деловую деятельность, выходящую за пределы штата, или деятельность, затрагивающую более одного штата или другие страны.
Параллельные полномочия: Полномочия, которыми обладают как национальное правительство, так и правительства штатов.
Условия помощи: Это условия, установленные федеральным правительством, требующие от штатов соблюдения определенных правил для получения любых федеральных средств.
Конфедерация: Это относится к случаям, когда федеральное правительство обладает ограниченными полномочиями, а правительства штатов обладают гораздо большими полномочиями.
Совместный федерализм: Относится к закону, который гласит, что, когда дело касается нации, федеральное правительство и правительство штата имеют одинаковую власть. Его также называют федерализмом мраморного пирога.
Передача полномочий: Передача полномочий от национального правительства правительствам различных штатов.
Двойной федерализм: Когда федеральное правительство и правительства штатов обладают отдельными, но равными полномочиями. Его также называют федерализмом слоеного пирога.
Эластичный пункт: Пункт, в котором говорится, что Конгресс может принимать любые законы, которые он сочтет необходимыми для осуществления своих полномочий.
Перечисленные полномочия: Полномочия, перечисленные в Конституции и закрепленные за определенными ветвями власти.
Экстрадиция: Это юридический процесс, который позволяет правительству забирать преступников, скрывающихся в одном штате, и возвращать этого преступника в другой штат для суда.
Федеральный мандат: Это требование федерального правительства, которое, по сути, является условием, которое необходимо выполнить, если вы хотите получать какие-либо федеральные средства.
Федерализм: Это форма правления, при которой группа штатов, территорий и т. д. управляется одной центральной властью.
Федералисты: Относится к члену партии федералистов.
Фискальный федерализм: Относится к федерализму, при котором средства используются для поддержки национальной программы.
Гранты по формуле: Это категориальные гранты, которые распределяются в соответствии с формулой, установленной законодателями или административными правилами.
Подразумеваемые полномочия: Эти полномочия не упоминаются конкретно в Конституции.
Межгосударственный договор: Соглашение между двумя или более штатами, которое должно быть одобрено Конгрессом.
Судебный федерализм: Относится к случаям, когда Верховный суд и судебная власть имеют возможность влиять на федерализм.
Новый федерализм: Это был федерализм в эпоху Рейгана; при этом типе федерализма штаты имели больше власти, чем раньше.
Аннулирование: Право штатов объявить некоторые национальные законы незаконными.
Прогрессивный федерализм: Это самая последняя форма федерализма; это позволяет штатам иметь больший контроль над определенными полномочиями, которые раньше были зарезервированы за национальным правительством.
Передача полномочий второго порядка: Передача ответственности и власти от правительств штатов к местным органам власти.
Суверенитет: Право государства управлять по своему усмотрению без вмешательства со стороны других государств.
Пункт о превосходстве: Статья в Конституции, в которой говорится, что законы, принятые в соответствии с Конституцией, являются величайшими в стране.
Деволюция третьего порядка: Увеличение влияния, которым в настоящее время пользуются некоммерческие организации и частные группы в процессе разработки политики.
Мандаты без финансирования: Когда национальное правительство отдает приказы правительствам штатов, которым они должны следовать, но без предоставления средств, чтобы помочь штатам в выполнении требований национального правительства.
Федерализм | Политика | tutor2u
Федерализм в основном представляет собой теорию, согласно которой политическая власть делится между национальным правительством и правительством штата, каждое из которых имеет свою четкую юрисдикцию. Одним из основных фокусов федерализма является децентрализация
Федерализм в Конституции:
Федерализм можно найти в ряде областей Конституции США. Возможно, наиболее ясно это проявляется в использовании перечисленных полномочий, четко распределяя обязанности между федеральным правительством и обязанностями правительств штатов. В дополнение к этому, это также показано через параллельные и подразумеваемые силы. Наконец, есть две важные части Конституции, демонстрирующие федерализм, а именно «эластичная оговорка», которая позволяет Конгрессу принимать все законы, которые необходимы и уместны, и 10 -я поправка , гарантирующая права штатов.
Постоянно меняющаяся концепция:
Федерализм — это постоянно меняющаяся концепция, но в общих чертах ее можно разделить на три эпохи. Двойственный, кооперативный и новый федерализм.
Двойной федерализм
Этот период федерализма длится примерно с 1780 по 1920 год и обычно ассоциируется с коллекцией «неизвестных президентов». Он характеризуется большим вниманием к правам штатов и ограниченным федеральным правительством, которое было сосредоточено на деньгах, войне и мире. Разделение политической власти и четкие границы между штатами и федеральным правительством. Он известен как федерализм «слоеного пирога».
Кооперативный федерализм
Этот период длился с 1930-х по 1960-е годы и ознаменовался огромным увеличением размера и масштабов федерального правительства. Большинство президентов были демократами, за исключением Дуайта Эйзенхауэра. В этот период были созданы новые исполнительные департаменты, в том числе министерства обороны (1949 г. ), здравоохранения, образования и социального обеспечения (1953 г.), транспорта (1966 г.). В дополнение к этому значительно увеличились категориальные гранты. Это были гранты, выделяемые штатам федеральным правительством на конкретные проекты. В рамках этой модели разделение политической власти менее четкое. Федерализм известен как «мраморный пирог».
Новый федерализм
Этот период федерализма длится с 1970-х по 2000-е годы и включает в себя в основном президентов-республиканцев. Среди этих президентов Никсон, Форд, Рейган, Буш и Клинтон. Новый федерализм характеризуется переходом власти обратно к штатам от федерального правительства. Существовало преобладающее убеждение, безусловно, со стороны президента Рейгана, что «федеральное правительство не создавало штаты; штаты создали федеральное правительство». Новый федерализм также характеризуется большим увеличением блочных грантов, которые федеральное правительство выделяет штатам для неспецифических целей или в областях общей политики.