В чём уникальность бахромчатых наличников, которые можно увидеть только в двух областях России
Пожалуй, только в Костромской и Ярославской областях на деревянных домах можно встретить уникальные наличники – бахромчатые. Каскады деревянной косой бахромы удивляют разнообразием и затейливостью узоров. Особенно много таких наличников в Сусанинском и Судиславском районах: десятки нарядных старинных зданий напоминают музей под открытым небом. И почти все эти постройки в очень приличном состоянии. Несколько таких домов можно встретить и в самой Костроме.
У каждого мастера были свои секреты
Местные мастера испокон веков любили украшать боковые части наличников рубчиками или решетчатым узором. Уникальная особенность таких наличников – бахромчатость – узор, который «свисает» по краям, напоминая нарядное полотенце.
Красота русского деревянного зодчества.
Определить, в каком именно селе или уезде зародилось искусство делать бахромчатые наличники, сейчас уже невозможно. Старожилы рассказывают, что искусство вырезать такие наличники мастера передавали друг другу начиная с XVIII-XIX века – люди ездили друг к другу в гости из села в село и «подсматривали» у соседей новые необычные узоры.
Кстати, резчиков в этих краях было немало и каждого, как правило, был свой участок «обслуживания» и круг заказчиков. Стоила такая работа недешево и далеко не каждый крестьянин мог позволить себе украсить дом бахромчатой резьбой.
Бахромчатые наличники встречаются в двух областях России.
Кажется, будто по бокам окна свисают узорчатые декоративные полотенца.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:Чем интересны старинные купеческие дома села Студенец, сохранившиеся в российской глубинке c XIX века до наших дней
Большая часть старинных наличников, которые можно встретить в Костромской и Ярославской областях в наши дни, была вырезана на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Последние «экземпляры» создавались ориентировочно в 1920-40-х годах. Однако и сейчас мастера по дереву пытаются повторить узоры своих предшественников.
Разнообразие бахромчатых наличников ошеломляет.
Такие наличники создавали чаще всего на рубеже XIX-XX веков.
Специалисты по деревянному зодчеству говорят, что лучше всего рассматривать резные бахромчатые наличники не вблизи, а с приличного расстояния.
Один из резных шедевров.
Что зашифровано в узорах?
Если подключить фантазию, можно даже предположить, что в каждый такой узор наши предки заложили особый сакральный смысл или даже шифр. Есть даже версия, что это языческие послания.
Однако серьезные ученые, исследовавшие наличники Костромской и Ярославской областей, не подтверждают эту гипотезу. Все-таки узоры создавались в более позднее время, когда с язычеством местных жителей-христиан уже практически ничего не связывало. Более того, скорее всего творческие идеи мастера-крестьяне в то время могли черпать только в храме – разглядывая христианские узоры, например, на иконах, на древних книгах или на расписанных церковных стенах. Только, конечно же, мастера не копировали такие узоры точь-в точь, а привносили в них что-то свое.
Оконные наличники российской глубинки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:Дизайнер превращает наличники со старых деревенских домов в колоритные шедевры
Чем ещё интересны наличники в этой местности
Кстати, наличники домов Костромской области славятся не только своей бахромчатостью. Помимо боковых частей, у них еще очень интересны навершия (верхняя часть). Иногда узор может быть веерным, включать птиц, драконов, растительные орнаменты, в него могут быть «вписаны» инициалы владельца. Есть даже навершие в музыкальном стиле – с лирой.
Одно из оригинальных наверший.
Навершие наличника с лирой.
В узор наличника включены инициалы хозяина.
А недавно в интернете появилась даже уникальная карта наличников Костромы, разработанная энтузиастами. На портале любой желающий может разместить фотографию необычных наличников, которые он увидел в этой местности, и сообщить где конкретно расположен данный дом.
Таким образом, уникальное наследие деревянного зодчества не пропадет бесследно, а у туристов (пока дом еще сохранился) будет возможность приехать на место и полюбоваться резными окнами воочию. Сейчас на сайте уже около двухсот фотографий наличников.
Веерное навершие наличника.
Карта наличников позволит сохранить эту красоту или хотя бы память о ней
Кстати, не менее интересны и резные узоры на домах города Злынка. У местной деревянной резьбы тоже есть свои уникальные особенности. Любителям деревянного русского зодчества предлагаем узнать секрет:Почему город Злынка под Брянском называют «кружевным» и какими узорами украшены его дома
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
наличники, зодчество, Кострома, архитектура, резьба, глубинка, деревянное зодчество
Таинственные узоры. Домовая резьба – презентация онлайн
Похожие презентации:
Увековечение имени А.
Наурыз Праздник
Русская культура во второй половине XIX века
British traditions and customs
Массовая культура
Русская национальная кухня
Традиции Узбекистана
Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)
Ренессанс. Эпоха возрождения
Культура и традиции Казахстана
Таинственные узоры
…А на Руси ценились топоры –
Звенели и в простой избе, и в храме,
Но как нередко в час худой поры
Они, врубаясь в брань, гасили пламя!
И все ж, лихих врагов
изгнав едва,
Земля щепою свежей
покрывалась,
И множились, красою
наливались
За башней башня, за
главой глава.
И города высокие росли,
Украшенные мастерами гордо,
Пока опять в обугленной дали
Не проступали вражеские орды.
И мастера за топоры брались
И снова гнали недругов нещадно,
На пепелищах возводили жизнь.

На древе ставя мастерства печать,
Они трудились, позабыв усталость,
И то, что их руками создавалось,
Не стыдно было Богу показать!
НАЛИЧНИКИ
Резные, разных цветов, с
простыми и
замысловатыми узорами.
Наличники на окне – словно
лицо дома, его визитная
карточка. Они делают
каждый дом не похожим на
своих соседей.
Вслушайтесь в это слово: “наличник” “находящийся на лице”.
А лицо должно быть умытым и красивым.
Но внешний мир не
всегда добр и, порой,
от него надо
защищаться.
И наличники
не только закрывали
щели в оконном
проеме от сквозняков
и холода, они
защищали дом от
нечистой силы.
Несмотря на огромное
разнообразие узоров, в них
выделяются отдельные
повторяющиеся образы. Эти
же образы можно найти в
русской народной вышивке.
Чтобы ребенок был здоров,
семья крепка и богата,
женщина плодовита,
необходимо было оградить их
магическими заклинаниями.

Именно эти заклинания и
прорисованы в узорах
вышивальщиц.
Значит и узоры на наличниках
несут в себе ту же
магическую силу.
Что было одним из
самых важных
событий в жизни
наших древних
предков? Наверное,
рождение. И
женщина-мать
должна была стать
главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами – фигурка
женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая
женское начало, один из самых частых образов,
вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее
имен — берегиня.
Еще один важный
символ
магических
знаков наших
предков – это
солнце.
Знак солнца
Солнечный круг изображался в разных
видах, можно найти восход солнца.
А это знак солнца в зените
Ярусы небес.
Хляби небесные
Струящаяся вода
Волнообразные
узоры в верхней и
нижней части
наличника, бегущие
ручейки по его
боковым полочкам это все знаки воды,
дающей жизнь
всему живому на
земле.

Знаки аграрной магии,
пожалуй, самые простые,
одни из самых
распространенных.
Ромбики с точками
внутри,
перекрещивающиеся
двойные полосы – так
рисовали наши предки
вспаханное и засеянное
поле.
Вспаханное поле
Засеянное поле
А сколько звериных мотивов можно найти на наших
окошках! Тут и драконы.
кони
и лебеди
Дух захватывает
от разных птиц
English Русский Правила
Фасад старинного дома с фигурными наличниками на окнах, Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Рис. ESY-037296858
Купите это изображение по цене от
10 €
Всего за 0,27 € при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION
См. наши планы подписки
Лицензия Royalty Free
4 ваши потребностиВыберите разрешение, которое лучше всего подходит
Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения: ESY-037296858 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (2462 х 3692 пикселя – 20,8 х 31,3 см – 300 точек на дюйм)
Специальная коллекция: Маленький бюджет
Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.
Образ композиций
Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Резьба по дереву. Аргуновская резьба | Живые традиции.

Резьба по дереву – старинный народный промысел. С давних времен она была распространена в богатых лесами местностях, где жители в основном занимались плотницким делом. К ним относится Владимирская губерния, где к 19 -й век аргуны ’ и якуши ’ столярно-ориентированные районы. «Аргуны» проживали в Покровском и Александровском уездах и работали в основном в Московской области. «Якуши» работали на юго-востоке, в основном в Гороховецком районе.
Аргуновская резьба по дереву, уходящая корнями в XVIII век, прославила столярное дело Владимирской земли. Названо по селу Аргуново, в котором жили искусные плотники (Аргуново находилось на территории нынешнего Петушкинского района, ныне этого села нет). В 19-й -й год тысячи аргуновских плотников ежегодно выезжали на работу в крупные города и получили широкую известность за пределами своей губернии – в Москве, Петербурге, Ярославле, где их называли «аргунами». В своем знаменитом словаре В.
Крестьяне-аргуны-ремесленники Владимирской губернии специализировались на изготовлении резной мебели (кресла, столы, рамы), резных церковных иконостасов, прорезного и плоскостного узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и крестьянских домов (карнизы, наличники, полотенцесушители).
Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, самое главное, сочетанием древних языческих символов (солнце и урожай, берегиньи, добрые домовые духи-домовые, диковинные птицы с человеческими лицами, былинные сказочные драконы и русалки и др.) со старинными колоннами и полуколоннами, гроздьями винограда и ветвями благородного лавра в деревянном декоре. Большинство аргунщиков работали на состоятельных заказчиков в столице и крупных городах, где они усваивали элементы европейской классической культуры, которые органично сочетались в их художественных фантазиях с древнерусскими образами, доставшимися от дедов и прадедов. Аргуновские резные узоры наличников и иконостасов часто расписывались преимущественно пастелью и теплыми красками. Это придавало декору особую красоту и изысканность.
До начала 20 века почти все дома в центре Киржача были украшены аргуновской резьбой, что придавало им праздничный вид. К сожалению, аргуновский декор, изрядно обветшавший в советские годы, на многих фасадах был демонтирован и заменен современными, но безликими формами наличников и карнизов. Но в близлежащих селах, таких как Финеево, Ильинское, Никифорово и других, и сегодня можно увидеть остатки былой роскоши – ажурные резные орнаменты – на фасадах старых изб.
В настоящее время мало мастеров, знающих секреты аргуновской резьбы по дереву. И все же это искусство не утеряно и возрождается усилиями таких энтузиастов, как резчик М.Е. Гашин . Мастер собрал большое количество архивных материалов, досконально изучил особенности аргуновской резьбы по старинным образцам и сохранившимся образцам, наблюдал за работой потомков аргуновских резчиков и беседовал с ними.