Что означают узоры на наличниках?
Наше село небольшое, но есть много старых домов, на которых сохранились интересные, красивые наличники. Наш дом не исключение. На всех пяти окнах нашего дома были наличники. Но в 2012 году мои родители заменили три деревянных окна на пластиковые. Наличники убрали, потому что они уже не подходили по размеру. Рассмотрев дом со всех сторон, я сделала вывод, что он без наличников стал другим, чужим, безликим, и мне показалось, что исчезает что-то дорогое, ценное для дома.
Противоречие в том, многие не знают что обозначают узоры, изображаемые на наличниках.
Мы считаем, что данная работа актуальна, потому что в наше время, меняя старые деревянные окна на новые пластиковые, люди не сохраняют деревянные резные наличники. Почему?
Цель исследования: – исследование и изучение сохранившейся домовой резьбы наличников с. Ястребово, д. Карловка, г. Ачинска и г. Ульяновска.
Объект исследования: узоры на деревянном наличнике.
Предмет исследования: значение повторяющихся узоров на наличниках нашей местности и г. Ульяновска.
Гипотеза: все изображения на наличниках имеют один смысл, независимо от того, где его создавали.
В словаре Ожегова Наличник – это 1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления оконного или дверного проема. 2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.
В словаре Даля я ничего не нашла, а в энциклопедическом словаре «наличник» – декоративное обрамление оконного проема.
Рассматривая узоры, я заметила, что у всех деревянных наличников есть повторяющиеся фигуры, и эти узоры находятся в определенном месте. Верхняя часть символизирует небо. Небеса – источник, дарующий и свет, и влагу. Влага может стекать и по краям окна, изображаясь в виде капель-точек. Нижняя часть наличника символизирует землю и засеянное поле.
Я начала изучать узоры наличников деревянных домов нашего Ачинского района и города Ульяновска, выделив отдельные повторяющиеся элементы.
Все узоры можно разделить на группы:
– Круг – символ солнышка – символ солнышка (символ жизни). Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Эти фигуры считаются очень сильными знаками.
– Волны – символ воды. От нее зависит урожай. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.
Ромб – символ земли. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы – так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине – это то, что может родить.
Фигура, похожая на букву «Ж» – символ – оберег. Ее можно узнать по центральной симметрии фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Это фигурка женщины, дарующей жизнь. Одно из ее имен — берегиня. [6].
Изогнутые в разные стороны линии растения – символ плодородия.
Животные (утка, петух) – символ передающий информацию о хозяине. Звериные знаки нужны были для того, чтобы в хозяйстве не гибли и не болели домашние животные.
Затем я начала составлять таблицу, в которой подсчитала количество повторений одинаковых узоров на наличниках.
Анализ таблицы позволил мне выяснить, что везде главный символ это солнце. Он самый сильный из всех знаков. На втором месте по значимости идет знак берегини он часто встречается и в Ястребово, и в Ачинске и в г. Ульяновске.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать о том, что раньше главным являлось солнце и символ оберега. Для того чтобы земля была плодородной, нужна вода и тепло. Также люди хотели защитить свой дом от всякого зла. Каждый хотел, чтобы в семье все были здоровы, сыты, чтобы семья была в безопасности. Но сейчас значение этих знаков забыто. Люди просто видят завитки, рисунки на наличниках и не придают им значения. Почему?
Для этого я провела анкетирование, в котором участвовало 20 человек.
Подводя итог анкетирования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время люди не знают о значении узоров на наличниках и поэтому, не задумываясь, убирают резные кружева с окон. Удивило и то, что многие хотят узнать, что означает каждый отдельный узор на окнах. Поэтому я провела в школе акцию, под названием «Деревянное кружево». Познакомила с резными наличниками учащихся школы и учителей. Каждый узнал, что обозначают эти узоры. Все нарисовали свои узоры на пустых шаблонах, а в конце мероприятия я задала вопрос «А теперь, когда вы знаете, что означает каждый узор на наличнике, вы станете убирать наличники с окон?». Порадовало то, что большинство ответило «Мы будем стараться оставлять старые наличники или делать их на заказ».
Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза полностью нашла свое подтверждение. Все изображения на наличниках умеют говорить, только если мы научимся их слушать. Они есть почти в каждом уголке нашей страны. И, это та вещь, которая объединяет все регионы.
Даже мой папа заинтересовался этой темой. Решил летом сам оформить наши окна красивыми наличниками, а я ему буду хорошей помощницей.
ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ – r_nedo — LiveJournal
Так как детство прошло в деревне, то с красиво оформленными наличниками сталкивался “с младых ногтей”. А вот что буквально каждый завиток что-то да означает – задумываться начал только в более старшем возрасте. Вот интересная статья на эту тему. И статья эта – не единичная – имеется в наличии еще небольшой ряд статей, а еще часть – в процессе подготовки.
ОБРЕЖНЫЕ СИМВОЛЫ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.
«Всё течёт – всё движется». Это выражение слышал каждый из нас. Со временем меняется природа, стиль и образ жизни. Иногда это происходит быстро, иногда медленно и незаметно. Да так вот исподволь, что и не верится, что раньше было совсем не так, совсем иначе, по-другому. Но некоторые осколки старинного быта сохраняются, подстраиваясь под новую жизнь, зачастую получая при этом новый смысл и трактовку.
Мы говорим «Спасибо» и «Благодарю», и уже не видим разницы между этими выражениями. Печём на масленицу блины, говорим «Чур, моё!», если хотим взять себе что-то найденное или занять свободное место. Почему именно так? Да потому что… Потому что так принято, так ещё наши деды и прадеды поступали…
Но ещё в школе нам объясняли, что просто так ничего не бывает. Просто некоторые действия стали для нас такой давней обыденностью, не требующей объяснений, что побудительная причина, изначальный смысл этих действий канули в лету, забылись. В математике это называется аксиомой, а в жизни – обычаем, традицией, культурой.
Одной из частей русской культуры является домовая резьба. С седой старины до настоящего времени стыки конструктивных элементов жилых домов (например – между крышей и стеной, между стеной и рамой в оконном проёме или стеной и косяком в дверном) а так же и других деревянных строений, прикрывались причелинами, наличниками. Кроме своей основной функции – предотвратить проникновение внутрь помещения холода, влаги, сквозняков, они являются ещё и украшением.
Посещая деревни, или попадая на окраины небольших старинных городов, многие сейчас восхищаются красотой деревянных кружев, сожалея при этом, что красивых резных деревянных наличников остаётся всё меньше. Их вытесняют более дешёвые пластиковые окна, с успехом выполняющие первую функцию – защитную, потеряв при этом вторую. Лишённые главного своего украшения, обшитые пластиком, дома стали безликими, потеряли свою индивидуальность и неповторимость.
А вот о третьей функции наличников, резного узора на них, знают немногие. Большинство наших современников даже не догадываются, что изначально покрывающие дерево узоры предназначались не столько для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома.
Наличник и его конструктивные элементы
Не смотря на кажущююся простоту, наличник – это сложное по кострукции сооружение.
Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента. (рис 1)
Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски – боковины (3), и две горизонтальные доски, фризовая (2) и подоконная (4). Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.
Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6)и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят, как продолжение боковин.
Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.
Мой дом – моя крепость
Английская поговорка
Нашим далёким предкам было свойственно заселять окружающий мир всевозможными божествами и духами. По верованиям древних людей одни из них были добрыми – таких надо было приманивать, другие – злые, этих надо отгонять или, если отогнать не получится, то хоть как-то защититься, отгородиться от них. Забор вокруг дома убережёт от хищных зверей. Стены и крыша укроют от непогоды. Очаг, печь дадут такое желанное в долгую зиму тепло, обеспечат горячей пищей и теплом. От духов спасали только заклинания, амулеты и обереги, как призывающие, так и охранные. В результате, чтобы полностью обезопасить внутренние помещения дома, и себя в нём, дом нужно превратить в материализованное магическое заклинание, способное противостоять нечисти и привлекать благости.
В конце 10 века Русь принимает крещение, язычество стало подвергаться гонениям, но оказалось, что невозможно добиться победы только запретами, что не так то просто вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Процесс христианизации Руси продолжался на протяжении нескольких столетий, в результате чего русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в своеобразный симбиоз христианства Византийского толка и Славянского язычества. Многие христианские праздники своими корнями уходят в глубины языческого мировоззрения славян, и, как результат, в церковных обрядах произошло замещение некоторых прежних понятий на новые, а старым символам была дана новая трактовка. Так, например, щука – один из символов мерянского речного бога, становится рыбой – символом Христа, а так же апостольским символом святых Андрея и Петра – Крестителя Скифии, то есть Руси.
В конце 18 века в искусстве, литературе и архитектуре России господствует эпоха романтизма. Входят в моду старые легенды и мифы, причём не только (и не сколько) славянские, но и античные, западноевропейские. Стены дворцов, дворянских усадьб покрываются гипсовой лепниной или резьбой по дереву с изображениями непривычных для крепостных крестьян амуров, павлинов, единорогов, винограда…
Эпоха романтизма, и пришедшая ей на смену эпоха классицизма – это ещё и время расцвета в дворянской среде мистики, вот и получает домовая резьба новые мотивы-обереги. А так как строители – свои же крепостные, то нет-нет, да и стали появляться эти элементы на фронтонах и наличниках крестьянских и купеческих домов, выступая в роли модных декоративных элементов.
К этому времени в крестьянской культуре сакральный, охранительный смысл изображения уже начинает теряться. Мастера выполняют работу не только по традиции, «как пращуры велели», но и с учётом пожеланий заказчика, с учётом моды на тот или иной орнамент.
В наше время обережные свойства домовой резьбы забыты большинством населения. В результате на новых домах можно встретить такие построенные не по канонам узоры, которые не защищают, а, наоборот, призывают несчастья.
Один из примеров – Берегини, перевёрнутые вверх ногами, или присутствующие в узоре знаки карточных мастей. А источники православной и, в особенности, староверческой литературы называют использование этих символов святотатством. Кстати, и при гадании на картах пиковая масть означает ссоры и проблемы.
* * *
Так всё же, что обозначают домовые символы? Что и от кого они охраняют?
Давайте попробуем их расшифровать. При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски (как на рисунке). В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.
То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.
Макошь
Женская ипостась Велеса, его сестра, супруга. Главная функция – прядильщица судьбы.
Одна из её ипостасей – Берегиня (от слова «беречь»). Покровительница женских рукоделий – прядения, ткачества. Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.
Если «руки» у фигурки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Мать Сырой Земле (кстати, ещё одна ипостась Макоши) с просьбой об урожае (рис 3). Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия. Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.
символ “Звезда Рожаниц”
Их изображение связано с культом предков. По легендам и мифам они то ли жёны, то ли дочери Рода. Отвечали за благополучие патриархальной семьи – рода (племени).
Нередко Род и Рожаницы олицетворяли духов умерших предков (Чур, Щур). Их изображение, это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а так же накопление достатка и сохранения традиций. Если Берегиня окружена драконами, то, скорее всего это мерянская богиня вод – покровительница тех, чья жизнь связана с рекой, морем. В христианстве Макошь заменяется Параскевой Пятницей.
Солнечные знаки (огненные, солярные)
И в Язычестве, и в христианстве солнце противостоит тьме. Причём солнечный свет не просто останавливает нечисть, он её уничтожает или хотя бы изгоняет. Таким образом, солярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия, но всё же главная функция солярных знаков – защита.
Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.
грозовик, защищает от непогоды.
повёрнутый в обратную сторону – громовик, над дверью – защита от злых помыслов входящих, на наличнике – от сглаза.
огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.
повёрнутый в обратную сторону – яровик, обычно на постройках и воротах, защита собранного урожая и домашнего скота.
шестилучевое колесо – перунов знак – отводит молнии.
восьмилучевое колесо – знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.
защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.
в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.
Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты
знак рысич – защита от тёмных сил.
рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.
Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.
Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (
ночное, на подоконной доске.
Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.
Водяные знаки
Вода – это то, что даёт жизнь и очищение. Водой в бане смывают не только грязь физическую, но и духовную – оболочку порока, тьмы ненависти…
По верованиям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду ни черти христианского, ни Навьи языческого миров переступить не могут. Вспомните поговорку: в тихом омуте (в неподвижной, стоячей воде) черти водятся! Так что водяные знаки – это ещё и сильный амулет против нечисти.
Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.
Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.
Знаки земли
Земля для земледельца – главный источник жизни, достатка, благополучия. Символы земли -ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование – обереги-амулеты изобилия, достатка, сытой жизни.
распаханное поле
Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.
засеянное поле
эти символы обычны в нижней части наличника.
Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).
Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.
Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.
Велесов знак «Комоедицы».
Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.
В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.
Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.
Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.
Огнедышащий дракон – это оберег от молний.
У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.
Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.
Другие звериные ипостаси Велеса – медведь и бык, в домовой резьбе практически не используются.
Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.
Её символ – женские груди на подзоре.
и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.
В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.
Утки. Гуси. Лебеди
В оберегах это обычно взаимозаменяемые символы. У многих первобытных племён эти птицы связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. У многих народов боги воплощались в уток, гусей, либо эти птицы были их помощниками. У финнов мир появляется из утиного яйца. У мерян бог Шайтан оборачивается уткой, чтобы нырнуть на дно океана и вытащить на поверхность сушу, а верховный бог в этом облике пригоняет весну. У славян Макошь-утка достаёт Алатырь-камень. Смерть Кощея – в утином яйце. Именно гуси-лебеди запряжены в ночную солнечную колесницу.
Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.
нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.
Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.
Лошадь
Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.
Петух
У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.
Курица
В домовой резьбе встречается редко. В основном использовался в вышивке на одежде. Это чисто женский амулет. В старину для девушек на выданье сравнение с курицей было комплиментом. Недаром одна из разновидностей женского головного убора называлась кокошником, от старорусского «коко» – курица. Это символ хозяйственности, плодовитости.
Рыба
Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.
Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.
Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.
Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.
Створки раковин
Символ возрождения
Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.
Пчела
Символ чистоты души.
Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.
В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь.
В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.
Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.
– трилистник.
Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.
этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла .
У христиан считается ведьмовским символом.
крин, росток.
Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности – берегинь.
лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.
виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.
Дуб, символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины .
Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.
Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.
Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.
Горох – один из символов плодородия.
Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.
Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.
мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.
символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.
символ Святой Троицы.
четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.
в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.
Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.
Pattern Trim – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
8 Идеи современного молдинга для стен
Идеи для акцентных стенИдеи декора для стен
В последние годы молдинги для стен так активно развиваются и, кажется, вновь обретают свою популярность. И сегодня вы можете увидеть, как многие дизайнеры и домовладельцы используют красивые отделочные работы, чтобы поднять свой декор на новый уровень.
Настенный молдинг не только добавит вашей стене глубины и трехмерного вида, но также может стать отличным способом подчеркнуть и сделать любую пустую стену более интересной.
Десятилетия назад отделочные работы ассоциировались только с классическим или традиционным декором, но сегодня вы также можете включить их в любую комнату с современным подходом. Важным отличием классической лепки от современной является узор.
Для современного декора важно, чтобы рисунок был как можно более простым, но при этом производил сильное визуальное впечатление.
Если вы ищете идеи и вдохновение для создания собственного современного настенного молдинга, вы попали по адресу. Здесь мы поделимся с вами некоторыми работами нашего дизайнера, которые вы можете легко воспроизвести и применить в своем доме. Наслаждаться!
Шеврон
Настенный молдинг с узором шевронЭто один из наших любимых узоров, который мы часто использовали в наших проектах. Узор шеврон выглядит уникальным и с небольшим художественным штрихом может мгновенно оказать большое влияние, где бы он ни использовался.
С таким внешним видом вам не нужно украшать стены, так как он уже выглядит потрясающе.
Простой вертикальный узор
Простой настенный молдинг в вертикальном стилеВ большинстве современных стилей декора простота и минимализм становятся ключом к достижению наилучшего результата. Таким образом, если вам все еще нужны простые отделочные работы, чтобы отполировать пространство, вы можете выбрать этот простой вертикальный молдинг.
Такой узор очень легко сделать, но он все равно дает великолепный визуальный результат.
Еще одним преимуществом использования этого простого шаблона является то, что вы все еще можете использовать стену для демонстрации некоторых произведений искусства и предметов настенного декора. Кроме того, он может создавать визуальные иллюзии, которые заставляют комнату казаться выше, поэтому он может быть очень полезен для любой комнаты с очень низким потолком.
Связанный пост: Лучшие шторы для современного интерьера
Половина стены вертикальная
Половина стены вертикальный молдингКонцепция этого настенного молдинга очень похожа на предыдущий, но вместо того, чтобы сделать его полностью вверх до потолка, он делается только на половину или 3/4 высоты стены.
Таким образом, вы все еще можете получить простое пространство на стене над отделкой, которая может понадобиться для чего-то еще, например, для декора стен, полок или даже окна.
Чтобы получить наилучший результат, добавьте немного светодиодной или точечной подсветки в верхнюю часть молдинга, чтобы создать драматический эффект перехода между молдингом и стеной над ним.
Random Square Wall
Художественный узор для настенного молдинга в произвольном порядкеАбстрактный узор очень популярен в декоре в стиле модерн, так как он может привнести удивительный художественный штрих для создания гламурного и роскошного образа.
Вы можете применить тот же принцип к пустой стене, создав абстрактный квадратный молдинг, как в примере выше.
На самом деле, это довольно просто и легко сделать, но вам нужно проявить творческий подход и поиграть со своим воображением, чтобы создать идеальный. Используйте разную толщину для каждого квадрата, чтобы создать потрясающий многослойный вид.
Связанный пост: Идеи цвета пола для гостиной в современном фермерском доме
Большой ромбовидный узор
Большой ромбовидный настенный молдингРомбовидный узор довольно популярен, но нам нравится другой подход, а не типичный: сделать его больше.
Крупный ромбовидный узор выглядит потрясающе, создает яркое визуальное впечатление и легко привлекает всеобщее внимание.
Для этого типа рисунка вам не нужно использовать смелые или насыщенные цвета для отделки молдинга, так как он может выделяться даже при простой белой отделке.
Вертикальные и диагональные линии
Рисунок вертикальных и диагональных линийЭто еще один великолепный узор, который может придать вашему дому художественный вид.
Сочетание прямых вертикальных и диагональных линий создает уникальный вид, который делает этот узор гораздо более интересным, чем любой обычный, особенно для тех, кто не любит скучные, повторяющиеся узоры для настенного молдинга.
Чтобы добиться большего эффекта, сочетайте его с насыщенными или яркими цветами, такими как темный шалфей, который мы использовали в приведенном выше примере.
Связанный пост: 10 идей для деревянных стен с современным внешним видом
Прямоугольник Bond Style
Прямоугольный настенный молдинг Bond StyleЭтот настенный молдинг напомнит вам простую открытую кирпичную стену, но в более гладком и современном виде.
Таким образом, он будет работать не только в современном стиле, но и в индустриальном стиле или стиле незавершенного декора.
Чтобы добавить глубины и визуальных 3D-эффектов, вы можете установить различную толщину прямоугольного молдинга.