Узоры для наличников: Орнамент – узоры наличников окон, ажурное обрамление крыльца

Содержание

Деревянные дома России. Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой

В прошлой статье я рассказывал о том, какие существуют виды глухой резьбы по дереву и какие растительные узоры чаще всего можно встретить на наличниках нашей страны. В этот раз речь идет о резьбе сквозной.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Либо по поверхности заготовки, постепенно украшая резьбой её всю (именно так появилась скульптурная резьба), либо вглубь, постепенно «вгрызаясь» всё глубже и глубже в дерево, до тех пор пока заготовка не будет пройдена насквозь.

Сказать наверняка «когда появилась сквозная резьба» сейчас вряд ли возможно. Однако известно, что архитектурная сквозная резьба была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Ею украшались наличники, причелины, балясины и другие детали домов. Пилы тогда еще только-только начинали использоваться, поэтому в основном все сохранившиеся изделия сквозной резьбы созданы с помощью топоров, ножей, долота, сверла и стамески.

Причем надо понимать, что это была не чисто сквозная резьба, это были в основном сочетания плосковые мчатой и плоскорельефной резьбы с прорезной техникой. Это была весьма упрощенная и грубоватая резьба: сквозные отверстия лишь иногда просто разнообразили гладь тёсаной доски, прорезая ее толщу, а шаг узора был довольно  большим — больше двадцати сантиметров: никаких более мелких деталей не было.

Однако, постепенно развиваясь, сквозная резьба к XV веку становилась уже гораздо более разнообразной и более сложной. В это время особенно выделяется Новгородская резьба: именно в Новгороде найдены прорезные доски с растительным узором, представляющим собою ветвь с двумя завитками, направленными в противоположные стороны — узор, который станет основным в орнаменте многих сотен очелий окон и наличников к XVIII веку и сохраняется до сих пор.

В XVIII веке промышленная лесоразработка вокруг Петербурга, Москвы и Архангельска приводит к уничтожению в этих районах огромных лесных массивов. Поэтому в 1749-м году появляется указ, предписывающий заготовлять пиленые доски не только для промышленного потребления, но и для жилого строительства. Топорные доски разрешается сбывать еще в течение пяти лет, потом же продавца ждала бы конфискация материала.

Таким образом, с середины XVIII века практически прекращается продажа тёсаных досок и начинают ходить лишь пиленые доски — основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом используемым при работе становится пила.

В дальнейшем развитие домовой пропильной резьбы происходит по нескольким направлениям. Я, признаться, не встречал в литературе подобного разделения, но каждый из этих типов резьбы имеет свои особенности, поэтому будет интересно их описать и показать.

Первая группа сквозных наличников

Первый подвид характеризуется тем, что сквозные элементы занимают лишь небольшую часть поверхности доски.

Такие наличники сейчас встречаются уже достаточно редко, но всё же еще сохранились. Узор здесь (особенно в верхней части наличника) сформирован за счет прорезей, а фон не играет никакой декоративной роли.

Вообще таких наличников немало, но в моей коллекции лишь на одном этом — из Алапаевска Свердловской области — есть растительные узоры — цветы. В основном же здесь —лишь геометрический орнамент.

Вторая группа сквозных наличников

Второй подвид сквозной резьбы характеризует ее дальнейшее развитие.

Её характеризует главенство не собственно прорезей, а наоборот — деревянной основы. Растительный узор — особенно в навершии наличника — настолько довлеет над пустым пространством, находящимся между, что оно становится совершенно неважным и даже не воспринимается глазом.

Эта техника получила, наверное, самое широкое применение, и наличники сквозной резьбы такого вида можно обнаружить пока еще практически повсеместно. Этот, например, из Вичуги, Ивановской области.

А этот — из Пошехонья, Ярославской области.

Может показаться, что эта техника характеризуется тем, что пространства между узором меньше, чем самого узора, но это не так: здесь важно не это.

Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного. Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее.

На этом костромском наличнике (речь идет по большей части о навершии наличника, так как его нижняя половина — это другая история, относящая нас к рассказу о рельефной резьбе) — пространства гораздо больше, нежели дерева, и это позволяет отнести рассматриваемый узор именно к этой группе.

Здесь же, напротив, почти все пространство — это доска. Прорези составляют лишь небольшой процент поверхности наличника. На боковинках, там где цветы (ведь статья же собственно о растениях на наличниках, а не собственно о видах резьбы), прорезей совсем мало. Всё это в совокупности позволяет мне присоединить этот наличник к рассматриваемой группе.

Кстати, обратите внимание, насколько разительно отличается очелье (верхняя часть) и подол (нижняя часть) от всего остального наличника. Они выполнены гораздо грубее, словно вырублены топором! Могу предположить, что эти части на самом деле гораздо старше, чем боковинки. Хотя возможно, что это и просто непрофессиональная реставрация какого-нибудь сына или внука 🙂

Покуда мы разобрались с двумя первыми группами, можем переходить к третьей.

Третья группа сквозных наличников

Она появилась тогда, когда мастера стали искать баланс между преобладанием пропильного узора первой группы и сохраняемого деревянного узора второй. Поиск этот привел к тому, что при определенной толщине пропила и примерно совпадающей с ним толщине дерева они перестают действовать как соперники и начинают дополнять друг друга.

Причем, как потом выяснилось, толщина оставляемой доски такова, что изготовление досок, пропиленных в этой технике, можно даже автоматизировать! Поэтому сейчас эта резьба встречается весьма часто. Возможно, она даже является самой популярной (в изготовлении) на настоящий момент.

Вот, например, характерный для этой резьбы наличник из Мичуринска.

Когда смотришь на его боковинки, то листочки, вроде бы, превалируют над фоном. Но если обратиться к оголовку или подоконной доске, то глаз уже и не знает, за что уцепиться — то кажется, что доски образуют какой-то растительный узор, а то — что пространство между ними формируется в какую-то улыбку.

Вот это и есть — партнерские отношения узора и прорезанного фона. Здесь они на равных.

Или вот еще похожий, но совсем другой пример — волей случая — из уже упомянутого здесь Пошехонья, Ярославской области.

Возможно, я слишком вольно трактую здешние узоры, называя их растительными (хотя в местах, где боковины крепятся к навершию, мне и правда видится что-то растительное). Но зато резьба этого наличника отлично  демонстрирует компромисс между преобладанием фона или деревянной основы.

Накладная резьба

Это были бы все виды пропильной резьбы, если бы кто-то из мастеров в какой-то момент не догадался накладывать пропиленную доску на другую доску, на основу.

Так появилась накладная резьба. Причем этот вид резьбы как бы приближает нас обратно к плоскорельефной резьбе.

Вот пример накладной резьбы — из Иркутска.

Узор (растительный, конечно же) попросту наложен на доску. В результате сила восприятия этого узора значительно усиливается благодаря тени, которая возникает за счет того, что фон достаточно близко к краю узора.

Можно легко сравнить этот наличник с предыдущим, который тоже был сфотографирован в солнечную погоду, чтобы понять, что тень здесь играет самую важную роль, наполняя этот узор контрастом и делая его значительно более четким.

Ну и напоследок — еще один наличник с растительными узорами, выполненный в этой же технике накладной резьбы — из Владимира.

Здесь хотелось бы подытожить и собрать воедино те несколько видов резьбы по дереву, о которых здесь шла речь:

Сквозная резьба

Пропильная резьба

  • Резьба, с преобладание пропильных узоров;
  • Резьба с преобладанием деревянных узоров;
  • Резьба с равным участием деревянного узора и фона.

Накладная резьба

Конечно же, накладная резьба тоже может иметь разделение аналогичное пропильной, но рассматривать ее отдельно особого смысла нет. Стоит лишь сказать, что в накладной резьбе преобладание пропильных узоров смысла не имеет (так как они не будут выделяться), а равное участие фона и узора встречается почему-то крайне редко. Поэтому фактически единственным видом накладной резьбы является резьба с преобладанием именно деревянных узоров, как на обоих представленных выше наличинках.

В завершение хочется добавить, что хоть на представленных в этой и предыдущей статьях наличниках резьба используется именно та, о которой идет речь, но гораздо чаще, мастера комбинируют два-три типа резьбы на одном наличнике.

Так, например, второй наличник этой статьи — из Вичуги, показывает сочетание сквозной резьбы с преобладанием деревянного узора, накладную резьбу, и еще и накладную плоскорельефную — и такие сочетания будут встречаться вам гораздо чаще, чем полностью выполненный в какой-то одной технике наличник.

С огромным уважением,

Руководитель проекта Nalichniki.com

Фотограф Иван Хафизов

Примеры встраивания надписей в русский узор

Эту статью я написал уже достаточно давно. Я рассматривал здесь в основном узоры с наличников. Но узоры такого содержания могут быть везде. Выкладывая эту статью, я хочу познакомить читателей, мастеров с тем как можно использовать узоры в своем прикладном творчестве. Например, я, создавая средневековую одежду, точнее, чаще стилизацию средневековой одежды, использую такого рода узоры. Будь то русская рубаха, славянская вышивка на одежде – все имеет смысл. И этот смысл, как показало мое исследование далеко не метафорический, а самый, что ни на есть непосредственный. Многие из моих работ сейчас можно называть новоделом. Да, стилизация подразумевает это. И именно это позволяет мне иметь широкую свободу для воплощения того, что могло быть, но, например не сохранилось. Особенно это касается узоров вязью – так как в основном от такой одежды сохранились обрывки. И часто то, что создает наша мастерская, не является одеждой крестьян. А ведь в музеях сохранились образцы именно этой одежды, подразумеваемой, как народная одежда. Но ведь народная одежда, славянская вышивка, русские рубахи были не только у крестьян, но и у воинов, жрецов. Исчезновение одежды подобного рода и отсутствие ее в музеях имеет, конечно, свои причины, в основном культурно-исторически-политические. Но это уже другой рассказ. Я же исследую узоры на таком уже, для многих очень необычном, уровне. И понимая что-то, я могу встраивать красоту с этих старинных, а может и вовсе древних узоров в вышивку на средневековой одежде современного мира.

Примеры встраивания надписей в русский узор.

Артемий Северин 14.01.2016 г.

В своей деятельности – вышивке я стараюсь разобраться и исследовать, что же на самом деле изображали наши предки вышивая, вырезая, либо вырисовывая тот или иной узор. Очень не хочется быть похожим на тех туземцев, как говорил Виталий Сундаков, которые раз видели самолет сбрасывавший гуманитарную тушенку, сделали из соломы и свиного помета самолет и молятся ему, в надежде, что тушенка с неба начнет падать. Не всегда, но часто это напоминает мне объяснения русского узора многими сегодняшними знатоками русских древностей, в частности вышивки. Особенно это так выглядит после того, как я ознакомился с фильмом исследователя-физика Александра Кушелева «Путешествие в Наномир». И, кстати, против этого исследователя уже работает, по меньшей мере, один сайт, где низкопробно обсуждается его деятельность – людей от науки, физиков я там не обнаружил, только ругательства и оскорбления. Но это уже другой рассказ.

А. Кушелев

В данном исследовании я опираюсь на уже многолетний опыт в разборке надписей и их выделении из изображений В.А.Чудинова. Действительность такова, что кто-то, как обычно, скажет, что в беспорядке похоже, но не более того. Я же приведу примеры того, что столько совпадений не бывает. Да и пример обезьяны, которая якобы беспорядочно тыкая своими пальцами в клавиши наберет «Войну и Мир» показателен – вероятность близка нулю. Короткие надписи, конечно проще, но вот, чтобы из образа в образ перекочевывало одно и то же слово (предполагаю, что иногда там больше слов, я не смог их выделить), также низка.

Первый узор был найден в интернете, к сожалению, не могу сказать с чего он был перерисован и ссылки на него у меня нет, не я его нашел. Искали птицу Гамаюн, этот был среди всего прочего.

Рисунок 1

Рисунок был половиной (Рисунок 1), я его отзеркалил, так как видно, что он был с продолжением. Зеркально он точно совпал с теми кусочками, что были в рисунке. На саму надпись, вписанную в образ, это никак не влияет, так как надписью является сама птица, которая изначально была целой. Птица раскладывается на надпись РУСЬ. Причем, шрифт надписи очень похож на уставные шрифты, что является достаточной редкостью для подобного вида письма в рисунке.
Больше подобные рисунки я не искал, уверен, что есть. Далее были найдены переведенные в векторные образы изображения деревянной резьбы – наличников. Это сделали ребята, называющие свое объединение «Логоград», за что им и благодарность.
Не везде в их работе есть сопоставимые снимки исходных видов, но я точно увидел, были из г. Томска, например. Скорее всего, использованы наличники из многих городов России.

После первого опыта с узором птицы следующий взгляд зацепился за этот узор (Рисунок 2), в котором я увидел любимую русами РУСЬ.
Согласно исследованиям В.А. Чудинова надпись Русь встречается в узорах часто. Валерий Алексеевич показывает ее чаще в виде надписи Рунами Макажи – РС. В этом узоре она так же присутствует, можно сказать по умолчанию. Но, тем не менее, сам узор говорит о Руси Рунами Рода, в самом малом, что я могу разобрать пока.

Рисунок 2

Наличники имеют разный узор, соответственно и вид надписей многообразен.

Рисунок 3

Рисунок 4

Узоры на следующих наличниках (Рисунки 3,4) по способу исполнения похожи – имеется четкая середина, левое и правое крылья, зауженные к низу, но сами узоры достаточно разные. И все продолжается РУСЬ.

Рисунок 5

Этот узор уже достаточно сильно отличается от предыдущих узоров по виду вписывания. Но все также РУСЬ.
Возможно, в узорах есть еще дополнительные надписи. Если Валерий Алексеевич сможет здесь помочь, буду рад.
И остался еще один из исследованных мной узоров:

Рисунок 6

Здесь (Рисунок 6) я обнаружил, что слово РУСЬ Рунами Рода вписано, по меньшей мере, дважды – крупно и мелко.

Обсуждение

Много городов и весей по Руси. Мы так мало знаем о собственном народе, зачастую представляя нашу старину нищей, ободранной и невежественной. Кто над этим постарался значение, конечно, имеет. Еще большее значение имеет – собственное желание учится, думать, видеть и исследовать наше прошлое, которое огромным духовно-вещественным наследством оставили наши предки. То есть, желание осознать себя по-настоящему великим народом, научившись быть свободными от любого внешнего бездуховно-потребительского навязывания жизненных ценностей.
Представленные мной надписи в узорах такая малая часть, что я затронул. Нужны те, кто сможет пойти дальше и больше, чтобы раскрыть закрытое и передавать Веду и далее от поколения к поколению. С приобретением такого самосознания можно будет однажды добраться и до Золотого века, кто знает.
Давайте расти едино, не только как отдельные люди, а и как Единый Народ.

Вывод

Становится ясным, что исследование русских узоров является жизненной необходимостью, чтобы искоренить наше невежество по отношению к нашим предкам Русам, нашему обычаю и умению видеть действительность.

Аргуновская резьба

Аргуновская резьба по дереву, восходящая к XVIII веку, прославила столярное дело Владимирской земли. Он был назван так по деревне Аргуново, в которой жили искусные плотники. Аргуново, бывшее центром волости (сегодня не существует), располагалось на территории нынешнего Петушковского уезда, в среднем течении реки Киржач. Основным занятием крестьян Аргуновской волости было не земледелие, а плотничество. В 19века тысячи аргуновских плотников ежегодно выезжали на работу в крупные города и были широко известны за пределами своей губернии – в Москве, Петербурге, Ярославле, где их называли «аргунами».

В своем знаменитом словаре В.И. Даль объясняет слово «аргун» как «владимирский плотник».

По некоторым сведениям, дворовые графа Шереметева, талантливые художники и архитекторы Аргуновы, происходили из аргуновских плотников и работали в конце XVIII века над украшением дворцов в подмосковных Останкине и Кускове.

Ремесленники крестьян-аргун Владимирской губернии специализировались на изготовлении резной мебели (кресла, столы, рамы), резных церковных иконостасов, прорезного и плоского узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и домов (карнизы, наличники, полотенца). Их поражало умение подбирать для паркетного пола маленькие пластины из разных пород дерева, чтобы он приобретал затейливые узоры.

Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, главное, сочетанием в деревянном декоре древних языческих символов солнца и урожая, берегинь и талисманов, добрых домовых и диковинных птиц с человеческими лицами, сказочных драконов. и русалки – со старинными колоннами и полуколоннами, гроздьями винограда и ветвями благородного лавра. Выполняя заказы столичных дворян и купцов, мастера-резчики воспринимали элементы европейской классической культуры, которые органично сочетались в их художественных фантазиях с древнерусскими образами, доставшимися от дедов и прадедов. Кроме того, резные узоры наличников и иконостаса часто расписывались преимущественно пастельными и теплыми тонами. Это придавало декору особую красоту и изысканность.

До начала 20 века почти все дома в центре Киржача были украшены аргуновской резьбой, придававшей им праздничный вид. К сожалению, в советские годы аргуновский декор во многих домах Киржача изрядно обветшал, а кроме того, согласно новым идеологическим подходам, признанным обывательским, был демонтирован и заменен безликими новыми формами наличников и карнизов. А вот в близлежащих деревнях — Финееве, Ильинском, Никифорово и др. — на фасадах старых изб и сегодня можно увидеть остатки былой роскоши — ажурные резные украшения.

На данный момент мало мастеров, владеющих секретами аргуновской резьбы по дереву. И все же это искусство не утеряно и возрождается усилиями таких, например, энтузиастов, как резчик М.Е. Гашин. Более десяти лет он занимался реставрацией иконостаса Георгиевской церкви в селе Ильинское Киржачского района в классическом аргуновском стиле. Мастер собрал большое количество архивных материалов, досконально изучил особенности аргуновской резьбы по старинным образцам и сохранившимся образцам, наблюдал за работой потомков аргуновских резчиков и беседовал с ними.

В конце 2015 года Михаил Гашин отреставрировал фасад доходного дома аптекаря Заруцкого, построенного в 1903-1905 годах, в Киржаче. (г. Киржач, ул. Гагарина, 34). Мастер аргуновской резьбы планирует украсить еще несколько домов в центре Киржача, чтобы хотя бы частично воссоздать исторический облик города.

Автор: Королькова В.

STL файл Лепнина, наличник・Дизайн для 3D печати скачать・Культы


Ваза

1,51 €

ремень с клипсой

1,51 €

Укладчик для принтера этикеток Zebra zt410

2,27 €

Диван

1,51 €

Подставка для телефона, планшета

1,51 €

Диван LOL

1,51 €

Крюк заднего сиденья Toyota noah

4,54 €

День святого Валентина

Бесплатно

Лучшие файлы для 3D-принтеров категории Ювелирные изделия

Кольца NFC RFID

Бесплатно

Брелок Doge frog // llalavero Rana Doge

0,75 €

Кольцо с милой лисой

Бесплатно

Ожерелье из костей динозавра

Бесплатно

Подставка для тыквы для модульного кольца

Бесплатно

WIggle — брелок для танцев FORTNITE

Бесплатно

Кольцо для стежков

1,25 €

Бестселлеры категории Ювелирные изделия

КОРОВАЯ КОРОВА Flexi

3,20 €

Подставка для украшений : Моя драгоценность

5 €

брелки – Звездные войны

2,33 €

брелок santa stormtrooper

0,50 €

Властелин колец

1 €

Брелок Санта-Халк

0,58 €

Snowflake – Резак для полимеров (резак для глины)

3,05 €

Пикачу Льяверо

0,84 €

РЕЗКИ ДЛЯ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ Новогодняя елка 6 размеров и 2 варианта огранки/EULITEC.

COM/CC/COPYRIGHTED LICENSE

1,89 €

Устройство для намотки часов / GyroWinder Premium

€4

Корона Медузы

2,79 €

Рождественские шары

0,96 €

Прилавок для вешалок

3 €

Брелок в виде маски Гая Фокса

1,23 €

брелки / брелок , CHAINSAWMAN

2,37 €

брелки / брелок , CHRISTMAS FLORK ,

2,94 €



Хотели бы вы поддержать культы?

Вам нравятся культы и вы хотите помочь нам продолжить приключение самостоятельно ? Обратите внимание, что мы небольшая команда из 3 человек , поэтому очень просто поддержать нас, чтобы поддерживали деятельность и создавали будущие разработки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *