Три греческих ордера: общая характеристика, основные памятники — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Ордерная система. Архитектура Древней Греции — Публикации — Сетевое издание «Звуки Красок»

Древняя Греция — сокровищница архитектуры и искусства. Даже руины храмов поражают точными пропорциями, торжественностью, выразительностью и величием.

Особое место в истории мировой культуры занимает античное искусство Древней Греции, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Греческий ордер на протяжении многих веков остаётся важнейшим средством архитектурной выразительности, его соразмерность и художественная цельность являют основу античного идеала красоты. 

Эллинские мастера ещё в период архаики разработали рациональную систему соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Суть системы заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей — несущей и несомой. Эти две противоположные силы, сосредоточенные в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведены в состояние гармонического равновесия.

Эта система получила название ордер (от лат. «ordo» — строй, порядок) и основывалась на выявлении конструкции сооружения, цельной и художественно осмысленной. Один из важнейших элементов ордера — колонна.

…В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии. Прекрасен греческий стих, прекрасна греческая статуя, прекрасна греческая колонна…

Лев Любимов

Простая колонна состоит только из ствола, а более сложная имеет промежуточное звено между балкой и колонной — капитель и базу — плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания. Все элементы ордерной системы отражают симметрию, равновесие, упорядоченность и величие архитектурного сооружения.

Греческая колонна — это застывшая симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты и выразительности, это гордое утверждение некоего идеального порядка, к которому извечно стремится человеческий гений.

Лев Любимов

Известны три основных классических греческих ордера (свои названия они получили от географических областей, где был распространен ордер):

  • дорический (конец VII в. до н.э.)
  • ионический (с VII в. до н.э.)
  • коринфский (конец V начало IV в. до н.э.)

Рассмотрим строение и все составляющие элементы греческой ордерной системы.

Греческие ордеры: дорический, ионический, коринфский

1 — стереобат, 2 — стилобат, 3 — колонна, 4 — база, 5 — фруст, ствол колонны, 6 — каннелюры, 7 — энтазис, 8 — капитель, 9 — абак, 10 — эхин, 11 — волюта, 12 — антаблемент, 13 — архитрав, 14 — фриз, 15 — триглиф, 16 — метопа, 17 — карниз, 18 — фронтон, 19 — акротерий, 20 — сима

В чём проявляется особенность формы, благородство пропорции и величие красоты каждого вида ордера?

Дорический ордер:

Мужественное величие, монументальная торжественность и суровая простота, сила, сдержанность в применении декора отличают дорический ордер. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны (фуст), стоящий на верхней ступени стереобата — стилобате, сужается кверху, приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имеет припухлость (энтазис). Поверхность ствола колонны оживляют вертикальные желобки — каннелюры, которые врезаются не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель довольна проста и конструктивна, состоит из квадратной плиты с прямыми краями — абака, и эхина — круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Антаблемент дорического ордера состоит из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав — гладкая балка, опиравшаяся на капители колонн. Над архитравом — фриз, состоящий из триглифов (представлялись рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве) и менот (часто рельефные квадратные плиты, закрывавшие промежуток между триглифами). Карниз, находившийся над фризом, сильно выступал вперёд, нависая над нижними элементами антаблемента. Фронтон — треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нередко украшалась рельефами. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий (статую, скульптурную группу или орнаментальное крашение).

Ионический ордер:

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утончённостью форм и большим применением декора. Древнеримский архитектор, инженер и изобретатель Витрувий (вторая половина I в до н.э.) усматривал в ионическом ордере подражание утончённой, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Ионическая колонна более стройная (её высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам) имела изящно профилированную базу и будучи меньшей чем дорическая, сужалась кверху (энтазис или отсутствовал, или был очень незначителен). Каннелюры боле глубокие, разделялись узкими дорожками, подчёркивающими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка — волюты. Архитрав ионического ордера состоял из трёх чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос, чтобы тяжесть балки не казалась значительной. Вместо фриза с триглифами у ионических построек — непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

Коринфский ордер:

Коринфский ордер, близкий к ионическому и развившийся из ионического, он недостаточно часто использовался греками. Окончательное формирование этого ордера произошло гораздо позже, уже в римский период. Коринфский ордер отличался от ионического более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа.

Установив отличие каждого из трёх основных греческих ордеров, мы четко пониманием их основную особенность, как и особенность всей архитектуры Древней Греции — органичность и соразмерность человеку. Подтверждением этому является афоризм Протагора, высеченный на фронтоне храма в Дельфах — «Человек — мера всех вещей». В античном ордере отразилась основополагающая суть всего античного искусства — направленность на человека (математические, пропорциональные соотношения частей ордера, соотносимые с реальными размерами человеческой фигуры).

 

«Человек — мера всех вещей» — пример математической зависимости пропорций дорической колонны и человеческого тела.

Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры образ монументализированного человека-героя. Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные с человеческим телом. Прежде всего вертикализм колонны. Вертикаль — главная ось человеческого тела, основная характерная особенность внешнего облика человека, главное его отличие от облика животного.

Н. Брунов

Древняя Греция, архитектура

Колонны в архитектуре Древней Греции

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье » Секреты древнегреческих архитекторов «.

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Коринфский ордер

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Теги: Древняя Греция, Семь чудес света

Классическая греческая архитектура | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать отличительные черты классической греческой архитектуры

Ключевые точки

  • Классическая греческая архитектура лучше всего представлена ​​практически нетронутыми руинами храмов и театров под открытым небом.
  • Архитектурный стиль классической Греции можно разделить на три отдельных ордера: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер. Все три стиля оказали глубокое влияние на западную архитектуру более поздних периодов.
  • Хотя три ордера греческой архитектуры легче всего узнать по их капителям, ордера также определяли форму, пропорции, детали и взаимоотношения колонн, антаблемента, фронтона и стилобата.
  • Парфенон считается самым важным сохранившимся зданием классической Греции и зенитом архитектуры дорического ордена.

Термины

капители

В архитектуре капитель образует самый верхний элемент колонны.

антаблемент

антаблемент представляет собой надстройку из лепных украшений и полос, лежащих горизонтально над колоннами и опирающихся на капители.

фронтон

Фронтон — это элемент классической, неоклассической и барочной архитектуры, который располагается над горизонтальной структурой антаблемента и обычно поддерживается колоннами.

стилобат

В классической греческой архитектуре стилобат – это верхняя ступень ступенчатой ​​платформы, на которой размещены колоннады храмовых колонн. Другими словами, стилобат представляет собой перекрытие храма.

Классическая греческая архитектура очень формализована по структуре и декору и наиболее известна своими храмами, многие из которых находятся по всему региону в виде практически нетронутых руин. Каждый классический греческий храм, по-видимому, был задуман как скульптурный объект в ландшафте и обычно возвышается на возвышенности, чтобы его пропорции и эффекты света на его поверхности можно было рассматривать с разных сторон. Театры под открытым небом также являются важным типом зданий, сохранившихся во всем эллинском мире, самые ранние из которых датируются примерно 525–480 годами до нашей эры.

Греческий архитектурный стиль можно разделить на три отдельных ордера: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер. Эти стили оказали глубокое влияние на западную архитектуру более поздних периодов. В частности, архитектура Древнего Рима выросла из греческой архитектуры. Возрождение классицизма также вызвало новый интерес к архитектурным стилям Древней Греции. В то время как три ордера греческой архитектуры легче всего узнать по их капителям, ордера также определяли форму, пропорции, детали и взаимоотношения колонн, антаблемента, фронтона и стилобата. Заказы применялись ко всему комплексу зданий и памятников.

Дорический ордер возник в материковой Греции и распространился на Италию. Его легче всего узнать по капителю, который выглядит как круглая подушка, расположенная на вершине колонны, на которую опирается перемычка. В ранних образцах дорического ордера подушка растопыренная и плоская, но со временем она стала более изысканной, глубокой и с большим изгибом.

Дорические колонны почти всегда имеют каннелюры по всей длине колонны, насчитывающие до 20 каннелюр. Флейты встречаются на острых краях, называемых выступами. Дорические колонны обычно не имеют оснований, за исключением нескольких примеров, относящихся к эллинистическому периоду. Колонны раннего дорического храма, такого как храм Аполлона в Сиракузах, могли иметь отношение высоты колонны к антаблементу 2:1, а отношение высоты колонны к диаметру основания всего 4:1. Позже отношение высоты колонны к диаметру 6:1 стало более обычным, а в Парфеноне отношение высоты колонны к антаблементу составляет примерно 3:1.

Дорические антаблементы состоят из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав состоит из каменных перемычек, перекрывающих пространство между колоннами. Поверх него покоится фриз, одна из основных областей скульптурного декора. Фриз делится на триглипы и метопы. Триглифы имеют три вертикальные канавки, похожие на столбчатые канавки, а под ними находятся гутты, небольшие полоски, которые, по-видимому, соединяют триглипы с архитравом внизу. Триглипы расположены над центром каждой капители и центром каждой перемычки.

Фронтоны в дорическом стиле были украшены рельефными фигурами в ранних образцах; однако к моменту создания скульптур Парфенона многие украшения фронтонов стояли отдельно.

Парфенон считается наиболее важным сохранившимся зданием классической Греции и зенитом архитектуры дорического ордена. Это бывший храм на Афинском Акрополе, посвященный богине-покровительнице Афин Афине. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э., когда Афинская империя была на пике своего развития. Строительство было завершено в 438 г. до н.э., но отделка здания продолжалась до 432 г. до н.э. Хотя большинство архитектурных элементов Парфенона принадлежат дорическому ордеру, непрерывный скульптурный фриз с низким рельефом, который находится над архитравом, принадлежит ионическому стилю.

Парфенон. Реставрация Парфенона в 2008 г. 

Ионический орден сосуществовал с дорическим орденом и пользовался популярностью у греческих городов в Ионии, Малой Азии и на Эгейских островах. Он не превратился в четко определенный стиль до середины 5 -го -го века до нашей эры. Ранние ионические храмы в Малой Азии были особенно масштабными.

Ионический Орден легче всего узнать по закругленной капители. Подушка, расположенная на вершине колонны, по форме аналогична подушке дорического ордера, но украшена стилизованным орнаментом и увенчана горизонтальной полосой, которая закручивается вниз с обеих сторон.

Колонны Ионического Ордена имеют узкие неглубокие канавки, которые не сходятся на острых краях, а имеют плоскую полосу между ними. Обычное количество каннелюр — 24, но их может быть и 44. Архитрав не всегда украшен, а чаще возвышается тремя ступенчатыми наружу поясами. Фриз проходит сплошной полосой и отделен от других элементов рядами небольших выступающих блоков.

Ионический орден легче, чем дорический, с колоннами, имеющими 9:1, а диаметр и весь антаблемент кажутся гораздо более узкими и менее тяжелыми, чем у дорического. Украшения распространялись с некоторыми вариациями, а ионические антаблементы часто представляли собой формализованные полосы мотивов. Внешний фриз часто содержал непрерывную полосу фигуративной скульптуры орнамента, хотя так было не всегда. Кариатиды — драпированные женские фигуры, используемые в качестве поддерживающих элементов антаблемента, — также были характерной чертой Ионического ордена.

Эрехтеум на Афинском Акрополе, Греция. Угловая капитель в ионическом стиле с диагональной спиралью, на которой также видны детали каннелюры, разделенные галтелями.

Коринфский орден вырос непосредственно из ионического в середине 5 -го -го века до н. Столицы коринфского ордена были намного глубже, чем у дорического и ионического орденов. Они имели форму чаши для смешивания в форме колокола и украшены двойным рядом листьев аканта, над которыми поднимались растопыренные завитые усики. Отношение высоты колонны к диаметру коринфского ордера обычно составляет 10: 1, при этом капитель занимает более одной десятой высоты. Отношение высоты капители к диаметру обычно составляет около 1:16:1.

Первоначально коринфский орден использовался для внутренних работ в таких местах, как храм Аполлона Эпикурейского в Бассах. К концу 300-х годов черты коринфского ордена стали использоваться снаружи в таких местах, как Хорагический памятник Лисикрату и Храм Зевса Олимпии в Афинах. В эллинистический период коринфские колонны иногда строились без канавок. Коринфский ордер стал популярен среди римлян, которые добавили ряд изысков и декоративных деталей.

 Каковы три ордера в древнегреческой архитектуре?

значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Каковы три ордера в древнегреческой архитектуре?» eNotes Editorial , 29 июля 2013 г. , https://www.enotes.com/homework-help/name-3-greek-orders-445411. По состоянию на 28 ноября 2022 г.

Три ордера в древнегреческой архитектуре — коринфский, дорический и ионический. Эти архитектурные классификации использовались с 1 в. до н. э., когда римляне приняли эти ордера как часть своей архитектурной системы. Эти заказы обычно используются для определения и описания всей неоклассической европейской архитектуры.

  • Коринфский ордер – эти колонны, самые богато украшенные из трех, тонкие и желобчатые, украшены несколькими рядами листьев аканта и завитков.
  • Дорический ордер – эти колонны являются «самыми старыми, простыми и массивными» из трех ордеров; они рифленые, с круглым основанием (хотя часто они стоят отдельно) и квадратной вершиной.
  • Ионический ордер – эти колонны выше и тоньше дорических колонн и узнаваемы по двум завиткам наверху.

По обеим ссылкам ниже есть чертежи и схемы каждого порядка колонн.

Дополнительное чтение

  • https://en. wikipedia.org/wiki/Классический_порядок
  • https://www.dummies.com/education/architecture/greek-arch…

Утверждено редакцией eNotes

Искусство

Последний ответ опубликован 03 июля 2019 г. в 7:15:09

Был ли Рой Орбисон действительно слепым?

3 Ответы воспитателя

Искусство

Последний ответ опубликован 01 октября 2017 г. в 00:25:43.

Каково определение правительства как академической области исследования?

5 Ответы воспитателя

Искусство

Последний ответ опубликован 14 июля 2020 г. в 10:43:56.

Как культура влияет на творчество художника?

3 Ответы воспитателя

Искусство

Последний ответ опубликован 12 ноября 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *