Три греческих ордера: общая характеристика, основные памятники — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Что нужно знать о греческих ордерах

hetrick

Автор:

hetrick

06 июня 2018 17:02

Метки: order   архитектура   греция   истории   колонны   стили   

Слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием

Известно три греческих основных элемента конструкции здания: основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент – элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны.
Основой всего этого была колонна. Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль.
Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический и коринфский.

А вот и три основных греческих ордера

Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря,
дал вольную интерпретацию названий ордеров.
Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой.
Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.
Вот, собственно что нужно знать о ордерах, чтобы их запомнить.

Немного истории

Архитектура древней Греции не так величественна как египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные.
Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм – легкий, воздушный, пронизанный светом портик – великое изобретение греков, живущее и по сей день.
С легкостью морского ветра, подобно мыслям древнегреческих философов, облаченные в стройную логическую цепочку, здесь выстраиваются конструктивные элементы и пропорции, которые стали основой многих архитектурных стилей для будущих поколений.

Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания – ордер. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.

Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней – египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом.
Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

Дорический ордер. Парфенон

Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами – каннелюрами – единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита – абака, на которой покоилось перекрытие. Примеры храмов, выполненные в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афеи на острове Эгина, Парфенон

Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах.

Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание – база. Верхний элемент – эхин украшался спиральными завитками.
Ионический ордер распространяется по территории Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Пример храма, выполненного в ионическом ордере: Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер. Храм Зевса в Афинах

О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны.
Пример храма, выполненного в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.

Храм в честь Ники Аптерос в Греции

Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.

Еще крутые истории!

  • 14 ситуаций, которые могли произойти только с девушками
  • Предсказанная судьба актрисы Марии Зубаревой
  • 14 историй про встречи выпускников
  • 13 ситуаций, которые приключились с мужчинами
  • Парень скрывал от всех свою девушку, потому что она весит на 100 кг больше него

Метки: order   архитектура   греция   истории   колонны   стили   

Новости партнёров

Греческая ордерная система

Глава 2. Разновидности ордеров

2.1 Классические  ордеры

   Среди греческих ордеров выделяются тpи  основных типа: дорический, ионический и коринфский. Их характер ассоциируется с основными ладами античной теории музыки, сформулированными Аристотелем: «строгим дорийским, печальным лидийским, радостным ионийским…» Пропорции колонн и форма капителей дорического ордера выражают мощный и тяжелый характер, ионического – мягкий и утонченный, капитель коринфского – наиболее декоративна.

По словам М. Витрувия, в «дорическом ордере греки видели пропорцию, крепость и красоту мужского тела, в ионическом – грациозность женщины, а колонну коринфского стиля создавали в подражание девичьей стройности». 
   Стихийный греческий антропоморфизм был канонизирован древнеримским архитектором и теоретиком Витрувием, а в эпоху Итальянского Возрождения, когда художники вновь обратились к античности, был еще в большей степени опоэтизирован в формулировке Л. Пачьоли: «Капитель ионической колонны получается меланхолической… Волюты ее по сторонам завиваются вниз, к длине колонны, как у дам, находящихся в горести, со спутанными волосами. Коринфская же колонна имеет капитель приподнятую и украшенную листьями и волютами… наподобие девушек благородных, веселых и украшенных венками». Эта трогательная сентенция лучше всего иллюстрирует классическое значение антропоморфизма древнегреческой архитектуры.  
 
    Развитие античного искусства происходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к свободе Века Перикла, мягкому ионийскому стилю и пышному коринфскому. В греческой вазописи и, вероятно, в монументальных декоративных росписях повторялась та же эволюция стиля: от предельно тектонического геометрического, через «строгий» краснофигурный к «роскошному», своей композиционной свободой игнорирующего всякие конструктивные закономерности. Еще в архаических статуях ионийский вкус, перенесенный в Элладу из Малой Азии, проявился своеобразной трактовке мелких завитков волос, орнаментированных складок одежд и яркой раскраске, а дорийский – в энергии, мощи и экспрессии фигур. Именно это соединение, судя по всему, придало мощный импульс развитию геометрического стиля греческой архаики.

2.2 Дорический ордер 

   Дорический  ордер:

   1.  сима

   2.  мутулы

   3.  гутты (регулы)

   4.  триглиф

   5.  метопа

   6.  тения

   7.  абака

   8.  эхин

   9.  ремешки

   10. шейка капители (гипотрахелион)

   11. каннелюры

   12. стилобат

   Происхождение дорийского ордера. -Существует мнение, что происхождение дорийской  капители следует искать в микенских  архитектурных композициях, где  можно различить абаку и дополняющий  её вал. Прообраз дорийского антаблемента и колонны искали также в древнеегипетских портиках Бени-Гасана, где вырисовываются каннелированный ствол и как бы общие очертания антаблемента с мутулами. Но эти довольно неопределенные совпадения могут оказаться неслучайными. Даже допуская, что они указывают на известную связь, этим даётся только другое направление вопросу о происхождении дорийского ордера.

   Каковы  же начала от которого произошли общие  формы дорийского ордера?

   По  этому поводу существуют две теории.

   Одна  из них, более старая, выводит дорийский  ордер из подражания системе деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся к верху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок.

   Архитрав. Согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки, древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту деревянную декоративную обшивку, которая на них надевалась, мутулы-концы решетки или обшивку из досок, или, скорее, досчатую обшивку кровельного жолоба.

   Около 1820 года Гюбш начал опровергать эту  теорию во имя чисто художественных принципов.

   Каким образом мог дорийский ордер, совершеннейшее создание каменной конструкции, быть копией с деревянного образа? Как могли греки в лучшем из своих творенй грешить против художественной правды? Вместо того, чтобы искать обьяснения формам дорийского ордера в голой радиции, нельзя ли было бы найти это объяснение в самих требованиях строительного искусства?

   И, действительно  его находят именно здесь. Дорийская  колонна с её сильным расширением  к низу имеет профиль, вполне соответствующей каменной опоре. Архитрав представляет собой каменную перекладину, карниз служит для отвода воды и стен. Остается объяснить фриз. Можно толковать его как легкую стенку, позволяющую повысить уровень карниза, не преувеличивая высоты колонн.

   Строго  говоря, ансабль дорийского ордера можно объяснить путем и той  и другой теории. К счастью, обе  гипотезы вполне возможно согласовать.

   Определение фриза является слабым местом этой новой теории; особенно плохо поддаются объяснению мутулы. Тем очевиднее, что надо видеть здесь один из тех примеров необычайной устойчивости , которые так часто встречаются  в истории языка и самой жизни органических веществ: это-тип, переживающий функции, составляющие его первоначальное назначение.

      Последнее возражение против той теории, которая сводит формы дорийской постройки к одним лишь требованиям каменной конструкции, -это почти абсолютная устойчивость форм при чрезвычайно большом разнообразии конструктивных приёмов. Однако это многообразие уже указывает на то, что главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней , на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки.

   В дорическом стиле был построен Парфенон и  со всех сторон окружён колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченными решетками. 

   В 432 году до н. э. Фидием были выполнены украшения  фасада. На каменных метопах, идущих по периметру храма, скульптор изобразил сцены сражений, фронтоны украсил рельефами, рассказывающими о рождении Афины и её споре с богом Посейдоном.

   Парадный  вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа. Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, разделённый колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса стеной.

   Парфенон  был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы). Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.

   2.3 Ионический ордер.

      По  мнению Витрувия ионийский ордер  создан архитекторами VI века при постройке Эфесского храма.

      Греки ионийский колоний, говоритон, отброшенные  дорян в Малую Азию, пожелали придать  этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличный от других, архитектурный стиль. Архитектрор Керсифрон воплотил эту мысль и таким образом создал ионийский ордер.

      Канонические  пропорции оинийского ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше. Нельзя создать целостный архитектурный ордер, и хотя архитекторам VI века бессорно принадлежит честь его устаовления, однако его элементы, которыми они воспользовались как материалом, принадлежат значительно ранней эпохе.

      Все детали ионической колонны- её капитель с волютами, её каннелюры и её база- с поразительной точностью  воспроизведены на хеттских скульптурах  Птеры, т.е. задолго до постройки  Эфесского храма. Тот же ордер  можно различить на ассирийских  рельефах, относящихся к VIII в. И изображающих царские павильоны: капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей- архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионический антаблемент. А ясная четкость и благородство контуров волюты в Неандрии и на Лесбосе не будет превзойдена даже в период полного расцвета ордера.

      Наконец и ликийская традиция дает нам  еще одно указание происхождение  ордера. На скалах ликийских гробниц воспроизведены способы соединений частей в деревянных конструкциях. И даже в V в., во время полного расцвета скульптуры, в Ликии, в этой стране подражаний, провинции, населеннее которой было неспособно к изобретениям и отставасо по крайней мере на три века от других стран греческого мира,- еще сохранились архаические формы ионического ордера.

      Фриз  как таковой отсутствует, карниз лежит на зубчиках и по своему профилю  не может служить для стока  воды. Ионический фриз представляет собой  непрерывную полоску. Древние называли его “зоофорон”, что указывало на его назначение – служить местом для размещения барельефов. Ордер с гладким, лишенным скульптуры фризом получает преобладание лишь со времени памятников Приены и милета.

      Фронтон сильно выступает и окаймлен наклонным  карнизом.

      Такое построение дает и в отношении  ионического ордера место гипотезе, аналогичной той, которая была нами развита выше в отношении дорийского ордера, а именно определение первообраза как типа, главным материалом для постройки которого служило дерево.

        По высоте ионическая колонна равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью.

       

   Ионический  ордер (Аттический вариант):

   1.  сима

   2.  фриз

   3.  зубчики

   4.  фасции архитрава

   5.  абака

   6.  волюта

   7.  эхин

   8.  каннелюры

   9.  полувал (торус)

   10.скоция

   11.стилобат

   В отличие  от дорического ордера он не имел модульонов.

   Дорический  и ионический ордера широко применялись  во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.  
 

   2.4 Коринфский ордер

   Коринфский  ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

       

   1.  карниз

   2.  фриз

   3.  архитрав (карниз, фриз и архитрав  вместе образуют антаблемент)

   4.  капитель

   5.  ствол колонны

   6.  база

   В колонне  нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой

архитектуры с  её силой и стройностью, смелым взлётом и точной

уравновешенностью во имя высшей гармонии.

   В эпоху  Александра Македонского преобладающее  значение получает еще более деструктивный, стиль – коринфский. Ведь коринфская капитель – это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) – типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства (см. эллинизма искусство). Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.

Древнегреческая архитектура – 3 классических ордера · арка пространства

Колонны и храмы являются значительными архитектурными творениями древнегреческой архитектуры. Баланс и пропорции были понятиями архитектурной красоты. Парфенон в Афинах признан особым достижением греков. Древние греки переняли систему столбов и перемычек из египетских моделей. Однако у греков есть свое особое искусство и архитектура.

900 г. до н.э. – 1 век н.э.

Древнегреческая архитектура известна

  • Храмы
  • Колонны
  • Театр под открытым небом

Содержание

Ключевые особенности греческой архитектуры

  • Баланс, симметрия и чувство меры
  • Материалы – высушенный на солнце кирпич, каменная кладка, деревянные крыши
  • Скульптуры и художественные персонажи.
  • Человеческие фигуры как декоративные мотивы
  • Богато украшенные дворцы.
  • Массивные укрепления
  • Каменные храмы
  • Картины с цветочными и морскими мотивами.
  • Вера в поклонение Природе
  • Отделка карнизов и фронтонов
  • Колоннады, окружающие дворы

Колонны/классические ордера

На дизайн и архитектуру колонн большое влияние оказала египетская архитектура. Греки разработали колонны с особыми принципами дизайна, которые были симметричными, сбалансированными, пропорциональными и четкими в определенном порядке. Они разделили стили столбцов на три разных порядка. Структуре, использованию, пропорциям и декору придавалось одинаковое значение.

Они известны как «классические ордера» или «архитектурные ордера».

  • Ионные колонны
    • Улитки расположены в основании и на высоте колонн. Капители имели две закрученные волюты. Валы колонн могут быть желобчатыми (имеющими вертикальные канавки или канавки) или гладкими.
    • Основание выполнено в виде стопки дисков.
    • Обычно используется для верхних уровней.
  • Коринфские колонны
    • Дизайн и пропорции создают ощущение высоты.
    • Столица украшена цветами и листьями, торчащими наружу.
    • Вал колонны желобчатый или желобчатый.
    • Обычно используется для верхних уровней.
  • Дорические колонны
    • Стержни колонн были рифлеными и расширенными внизу для поддержки конструкции.
    • Толще, чем другие типы буксирных стоек
    • Обычно используется на нижних этажах многоэтажных зданий, так как они толще.
Источник изображения – ozgeustun.wordpress.com

Храмы греческой архитектуры

Здания или конструкции храмов возвышались на высоких платформах, чтобы величие, пропорции, эстетические ценности и световые эффекты можно было рассматривать с разных сторон. Скульптуры, украшения и скульптурные объекты с пейзажем были отличительными чертами греческой архитектуры. Также на вершинах холмов из-за климатических соображений.

Камень и поверхности были гладкими и богато украшенными, чтобы отражать солнечный свет и создавать тени в соответствии с изменениями, задуманными днем.

  • Внешний вид – Разработан как визуальный акцент
  • Театры – Природные склоны
  • Колоннады – Окружающие дворы с укрытием
  • Пропилоны или притворы были входами в храмовые святилища.

Парфенон

Древнегреческая архитектура примечательна храмами, прекрасным примером которых является Парфенон. Он является символом ясности и точности древнегреческой архитектуры. Над холмом возвышался Парфенон, крупнейшее сооружение древнегреческой архитектуры, а храм был посвящен Афине Парфенос — богине войны и мудрости. Он уникален по нескольким причинам — большой размер, огромные столбцы и пропорции.

Парфенон — Источник изображения: Википедия

Другие здания

Самые ранние домашние постройки были нескольких разных типов и представляли собой простые постройки с двумя комнатами, открытым крыльцом и фронтоном. Они были построены из камней, высушенных на солнце кирпичей, глины или гипса, волокнистых материалов — соломы, морских водорослей и черепицы для крыш.

Меньшие дома – в центре домов имелись широкие проходы или «пасты», пропускающие свет и воздух в дом по всей длине дома.

Большие дома – Перистиль (внутренние дворы) находился в центре дома и окружающих его комнат.

Градостроительство было важным фактором в развитии города и имело тщательное планирование с регулярной сеткой мощеных улиц и центральным рынком с окружающей колоннадой. Также присутствовали общественные фонтаны. Театры под открытым небом предназначались для публичных собраний и других представлений.

См. также

Египетская архитектура – ​​https://thearchspace.com/ancient-egyptian-architecture/

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано thearchspace

Просмотреть все сообщения от thearchspace

Архитектурные стили

Древнегреческая архитектура, классические ордера, коринфские колонны, дорические колонны, ионические колонны, ордера архитектуры

Архитектурные курсы

Категории

Последние сообщения

Подписаться на блог по электронной почте

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты

The Arch Space

The Arch Space

Следуйте за мной в Твиттере

Мои твиты

 Каковы три ордера в древнегреческой архитектуре?

Выберите область веб-сайта для поиска

ArtsAllStudy GuidesHomework HelpPlesson Plans

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Укажите эту страницу следующим образом:

«Каковы три ордера в древнегреческой архитектуре?» eNotes Editorial , 29 июля 2013 г. , https://www.enotes.com/homework-help/name-3-greek-orders-445411. По состоянию на 30 мая 2023 г.

Ответы экспертов

Три ордера в древнегреческой архитектуре — коринфский, дорический и ионический. Эти архитектурные классификации использовались с 1 в. до н. э., когда римляне приняли эти ордера как часть своей архитектурной системы. Эти заказы обычно используются для определения и описания всей неоклассической европейской архитектуры.

  • Коринфский ордер – эти колонны, самые богато украшенные из трех, тонкие и желобчатые, украшены несколькими рядами листьев аканта и завитков.
  • Дорический ордер – эти колонны являются «самыми старыми, простыми и массивными» из трех ордеров; они рифленые, с круглым основанием (хотя часто они стоят отдельно) и квадратной вершиной.
  • Ионический ордер – эти колонны выше и тоньше дорических колонн и узнаваемы по двум завиткам наверху.

По обеим ссылкам ниже есть чертежи и схемы каждого порядка колонн.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые ответили наши эксперты.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Дополнительное чтение

  • https://en.wikipedia.org/wiki/Классический_порядок
  • https://www.dummies.com/education/architecture/greek-arch…
Утверждено редакцией eNotes

Задайте вопрос

Связанные вопросы

Посмотреть все

Искусство

Последний ответ опубликован 03 июля 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *