10 знаменитых готических соборов и церквей, часть 1 – ранняя готика
В интернете существует много обзоров на данную тему, но наш рейтинг не совсем обычный. Если большинство авторов ориентируются на самые крупные и известные постройки, то мы ориентировались на те здания, которые имели историческое значение для архитектуры. Цель нашего обзора: показать разнообразие готического стиля, поэтому мы выбирали соборы и церкви не только известные, а, в первую очередь те, которые имеют в своих интерьерах уникальные отличительные черты и не похожи друг на друга. Так как наш журнал посвящён интерьерам, мы уделили особое внимание внутреннему оформлению, а не фасадам.
Первая часть обзора поможет вам увидеть и понять, как зарождался и развивался готический стиль в Европе в XII-XIII веках.
- Содержание
- 1. Лимбургский собор, зарождение стиля
- 2. Церковь Сен-Дени, первая готическая постройка
- 3. Церковь Сан-Франческо в Ассизи (базилика Святого Франциска), Италия
- 4.
Шартрский собор, высокая готика
- 5. Капелла Сент-Шапель, лучистая готика
1. Лимбургский собор, зарождение стиля
Мы специально начинаем обзор с собора, который большинство искусствоведов относят к позднему романскому стилю, он представляет особый интерес тем, что в его архитектуре видны многочисленные элементы молодого готического стиля. По этим деталям видно, как плавно происходил переход к новому.
Общее описание: Собор расположен в городе Лимбург (Германия). Здание имеет семь башен. Число семь является символом числа святых таинств. В интерьере преобладают не декорированные опоры (контрфорсы). Часть контрфорсов скрыта в боковых галереях. Собор имеет высокий центральный неф, который делится на четыре уровня с арками и галереями.
Даты постройки: до сих пор не установлена дата начала строительства, историки сходятся во мнении, что это период между 1180-1190 годами, точно известно, что в 1235 году собор был освящён.
Кто построил? Неизвестно
Лимбургский собор, фасад, общий вид
сохранить Автор
На момент постройки никакого полноценного готического стиля не существовало, но появились многочисленные новые декоративные элементы, которые, в последствии стали доминировать. С другой стороны, мы видим, что новый стиль образовался на основе предшествующего и многое из того, что сейчас мы относим к традиционной готике, на самом деле является развитием предшествующих архитектурных традиций.
Интерьер Лимбургского собора, общий план
сохранить Автор
Элементы ранней готики: двухбашенный фасад (хотя башни явно романские), стрельчатые арки, круглое окно-роза, колонны с пилястрами, многоярусная (многоэтажная) структура здания и система внутренних галерей между аркадами.
2. Церковь Сен-Дени, первая готическая постройка
Несмотря на то, что церковь нельзя назвать грандиозным монументальным сооружением, она имеет огромное историческое значение, потому, что это первая готическая постройка, которая положила начало целой архитектурной эпохе Европы.
Место расположения: территория аббатства Сен-Дени, северный пригород Парижа, Франция.
Дата постройки: само аббатство (монастырь) было основано в VII веке и изначально была построена церковь в романском стиле, но в XII в. её полностью перестроили, официально была освящена в 1281 г.
Кто построил?
Аббат Сугерий (он же Сужер).После окончания строительства аббат Сугерий написал трактат «Об освящении церкви Сен-Дени», в котором дал определения основных элементов собора и раскрыл их символичность. Мы приводим здесь основные понятия, которые просто необходимы для понимания божественной готической философии.
- Храм – корабль, символизирующий вселенную, неф храма – это его вытянутый интерьер (nef, от фр. navis – корабль)
- Витражи проходят по периметру и делят храм по вертикали на две части. Верхняя часть – небесный мир, нижняя – земной. Созерцая витражи, человек отстраняется от телесного, человеческого мира и «попадает» в духовный, Божественный мир
- Арка символизирует разрыв круговорота времени, напоминает о быстротечности времени и грядущем судном дне.
- Готическая роза
- Свет, проникающий через цветные витражные стёкла – Божественный свет, который символизирует божественное проведение.
Главный фасад церкви Сен-Дени, одна из главных башен разрушилась в 19 в.
сохранить Автор
Северная башня, обрушилась в 1837 году при неудачной попытке провести реконструкцию. В настоящее время во Франции, после долгих дебатов, принято решение о восстановлении.
Крупный план интерьера церкви Сен-Дени
сохранить Автор
Планировка церкви Сен-Дени, структура здания и базовые элементы интерьера стали эталоном для большинства будущих готических соборов Европы.
3. Церковь Сан-Франческо в Ассизи (базилика Святого Франциска), Италия
Ещё одно историческое здание в переходном стиле, подобное немецкому храму в Лимбурге, но совершенно отличное от него в многочисленных внутренних деталях.
Общее описание. Главный храм ордена францисканцев (Св.Франциск – знаменитый средневековый католический проповедник, богослов, основатель монашеского ордена). Церковь является центром монастыря Сакро-Конвенто в итальянском городе Ассизи.
Базилика Святого Франциска – единственная базилика в готическом стиле, носящая официальный титул «главной» («major basilica»)
Храм имеет два яруса (этажа): верхняя и нижняя церковь, каждая имеет свой отдельный вход с улицы. В крипте под нижней церковью захоронен Святой Франциск.
Даты постройки: 1226-1253 гг., фрески создавались после завершения строительства.
Церковь св. Франциска, вид с юга. Вход в Нижнюю церковь
сохранить Автор
Архитектура храма представляет особый интерес для истории тем, что наглядно показывает переход от романского стиля к готическому. Фасад очень скромный и аскетичный, что совсем не свойственно для французских соборов того времени – это безусловно наследие предшествующего стиля. Тем не менее, если войти внутрь, то можно обнаружить очень многие элементы готики: стрельчатые своды, орнаменты «масворк», витражи, входные порталы, характерные колонны. Но самое главное в интерьере церкви то, что он выглядит совершенно не так как французские и это показывает, как многообразна была ранняя готика, как много вариантов развития стиля предлагали средневековые архитекторы.
Церковь св. Франциска, интерьер, ранняя итальянская готика
сохранить Автор
Фундаментальное отличием ранней итальянской готики от французской заключается в наличие фресок и декоративных орнаментов, которыми расписаны все стены храма и основные архитектурные элементы. Работы Джотто (величайшего живописца своего времени) и его учеников изображают сцены из жизни Святого Франциска.
4. Шартрский собор, высокая готика
Во внешнем облике и интерьерах этого собора мы видим хотя и ранний, но уже окончательно сложившийся, полноценный готический стиль, который в то время в Европе был назван французским.
Общее описание. В начале XI века в центре горда Шартра был возведён самый большой и роскошный собор Франции в позднем романском стиле, но вскоре он был почти полностью уничтожен пожаром 1194 года.
Даты постройки: первый вариант возведён в период 1007-1028 гг.; после пожара на основе сгоревшего здания в период 1194-1235 гг. строится новый собор, который был освящён 24 октября 1260 г.
Кто построил? архитектор неизвестен.
Шартрский собор, общий вид с восточной стороны
сохранить Автор Шартрский собор
Здание имеет две разные башни: первая сохранилась от первого романского собора, а вторая состоит из основания прежней постройки и шпиля, достроенного в XVI веке. Если смотреть сверху, то видно, что план собора повторяет форму латинского креста.
Шартрский собор, интерьер, общий вид
сохранить Автор
Площадь главного нефа собора (центрального простраства) является самой большой во всей Франции, но с точки зрения базовой планировки он полностью повторяет церковь Сен-Дени.
Входя в здание, человек видит нарисованный на полу лабиринт, который обозначает путь верующего.
Витражи Шартрского собора невероятно разнообразны
сохранить Автор
Отдельного внимания заслуживают витражи собора, в интерьере они выполняют роль основного декоративного наполнения, их общая площадь составляет более 2000 квадратных метров. Именно в городе Шартр к XIV веку складывается своя витражная школа, здесь располагались крупнейшие в Европе мастерские, которые выполняли заказы для десятков городов. Естественно, архитектор собора использовал работы лучших мастеров своего времени, поэтому Шартрский собор поражал прихожан количеством и качеством стеклянных цветных картин, нигде больше нельзя было увидеть ничего подобного. В наше время редакторы отдела культуры «Би-Би-Си» при составлении рейтинга величайших витражей мира включили в него главное окно-розу собора в Шартре.
- org/ImageObject” data-id=”6818″>
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
org/ImageObject” data-id=”6819″>Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
org/ImageObject” data-id=”6830″>Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
Автор Шартрский собор
5. Капелла Сент-Шапель, лучистая готика
Сент-Шапель дословно переводится на русский, как «святая часовня» или «святая капелла», если пользоваться католическим термином. Небольшое здание было построено в XIII веке для хранения священных особо ценных христианских реликвий, свидетельствующих о жизни Христа (терновый венец и фрагменты креста с Голгофы).
Сент Шапель, фасад
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Общее описание. Церковь является одной из самых красивых готических построек средневековья, сохранившихся до наших дней. Здание имеет очень скромные размеры: длина и ширина составляют 36 и 17 метров соответственно; зато роскошные позолоченные интерьеры не знают себе равных. Капелла состоит из двух уровней (верхний и нижний), два отдельных больших помещения, каждое из которых имеет свой уникальный интерьер.
Место расположения: Франция, Париж, остров Сите в центре города (стрелка реки Сена).
Даты постройки: 1242—1248 гг.
Кто построил? архитектор Пьер из Монтрейля.
Интерьер верхнего яруса капеллы
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Интерьер часовни имеет несколько уникальных особенностей. Во-первых, при строительстве было применено сплошное остекление по периметру. Человек, стоящий в центре помещения полностью окружён яркими витражным окнами. Во-вторых, с этой часовни начался новый период в архитектуре, названный «лучистой готикой». Опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры.
Нижний ярус
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Нижняя капелла имеет богатую орнаментальную роспись, что сильно отличает её от большинства одноцветных готических интерьеров. Колонны, украшенные геральдическим орнаментом, поддерживают своды символизирующие звёздное небо.
Смотрите также отдельную статью с расшифровкой витража розы-апокалипсис из Сент-Шапель.
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6851″>Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6849″>Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
org/ImageObject” data-id=”6855″>
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Ссылка на вторую часть статьи
Продолжение статьи смотрите по ссылке – 10 готических соборов Часть 2 (зрелая готика). Там вы найдёте фото английских соборов (Глостерского и Эксетерского), Бургосский собор, Костёл святой Анны в Вильнюсе и монументальную постройку XX века – Вашингтонский кафедральный собор.
Дата последнего обновления:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Дизайн Стили интерьеров (37)
Галерея
Исторические стили: барокко, рококо, классицизм, ампирДизайн Стили интерьеров (58)
Галерея
Классический стиль интерьера – характеристика, примеры, фотоМатериалы Декоративные элементы отделки (53)
Галерея
Витражи в интерьере: технологии, виды, идеи оформленияМатериалы Декоративные элементы отделки (27)
Галерея
Примеры витражей фьюзинг
8 впечатляющих готических соборов Европы
Skip to main content
Архитектура
Познакомьтесь с достижениями архитектуры средневековой Европы.
Stefanie Waldek
Во время путешествия по Европе вы непременно увидите хотя бы один готический собор, построенный в XII–XVI веках. Готика выросла из романского стиля, для которого характерны толстые стены, круглые арки и большие башни. Интерьеры готических храмов светлые и высокие, несмотря на то что здания построены из массивного камня. Увеличивать высоту соборов получалось за счет использования стрельчатых арок, аркбутанов и нервюрных сводов. AD предлагает вашему вниманию подборку восьми лучших готических соборов Европы.
Амьенский собор, Франция
Этот собор считается самым высоким во Франции: высота его свода составляет 42,3 м. Также Амьенский собор среди всех готических церквей во Франции имеет самый большой внутренний объем — 200 000 м³.
Фото: Natalia Bratslavsky
Реймсский собор, Франция
Этот собор был местом коронации почти всех французских монархов. Он был построен в XIII веке на месте церкви, возведенной в 400 году.
Фото: Julian Elliott – Ethereal Light
Базилика Сен-Дени, Франция
Считается, что базилика Сен-Дени — первый готический собор в мире (его строительство было завершено в 1144 году). Там захоронены почти все монархи Франции.
Шартрский собор, Франция
Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО очень хорошо сохранился: почти все оригинальные витражи находятся в отличном состоянии. С XIII века в соборе почти ничего не изменилось.
Фото: Getty Images. Radu Razvan Gheorghe
Санта-Мария-дель-Фьоре, Италия
Собор Флоренции, также известный как Дуомо, знаменит своим невероятным куполом, построенным Филиппо Брунеллески. Строительство готического собора началось в 1296 году, а работы над куполом продолжались до 1436 года. Многоцветный фасад в неоготическом стиле, который мы видим сегодня, был построен в 1887 году.
Фото: Luciano Mortula
Вестминстерское аббатство, Англия
Генрих III приказал построить аббатство в 1245 году как место для своего захоронения в будущем. Сейчас в Вестминстерском аббатстве проводятся коронации и свадьбы членов королевской семьи. В 2011 году здесь венчались принц Уильям и Кейт Миддлтон.
Фото: Getty Images
Кентерберийский собор, Англия
Этот собор многим известен по сборнику “Кентерберийских рассказов” Джефри Чосера. В 1170 году в соборе был убит архиепископ Томас Бекет — одна из ключевых фигур английской истории XII века.
Фото: Getty Images
Миланский собор
Строительство самой большой церкви Италии заняло почти 600 лет. В отличие от большинства готических церквей, у которых на переднем фасаде располагаются две башни, Миланский собор имеет необычный силуэт: на здании находится множество мраморных остроконечных башенок.
Фото: Simone Simone
ТегиГотикаАрхитектураЕвропа
Читайте такжеИнтерьер
Черный дом в Пермской области, 240 м²
Четыре года назад дизайнер Ксения Федосеева приехала на замеры в поселок под названием Freedom и увидела недостроенный дом, восхитивший ее своей красотой и монументальностью. Через месяц дом выставили на продажу, и Ксения поняла, что должна сделать его своим.
Татьяна Филиппова
Фото Наталья Горбунова
Новый год
Как разные города мира украсили к Рождеству и Новому году 2022
AD прогулялся по разным городам Европы и посмотрел, как их украсили к праздникам.
Наталья Кудрявцева
Путешествия
Солнечные каникулы: 8 дизайн-отелей со всего света
В нашей подборке — новые и исторические отели по всему миру, в которых будет приятно провести зимний отпуск.
Юлия Лусенкова
Подарки
Новый год 2022: 23 подарка для любителей дизайна и архитектуры
От карандашей для скетчей до дизайнерских скульптур — мы нашли 23 подарка, которые определенно понравятся ценителям архитектуры и дизайна.
Екатерина Карпухина
Непреходящие готические соборы Франции. Рик Стивс
Несмотря на многолетнее путешествие по Франции, я до сих пор не могу не восхищаться возвышающимися готическими церквями, которые отмечают сердце многих французских городов.
Готический стиль в архитектуре, в основном используемый в церквях, возник в средневековой Франции как способ придать внутренним помещениям более освещенный и устремленный вверх вид, чем предшествовавшая ему темная, тяжелая романская архитектура. По мере того, как французская городская жизнь становилась более стабильной, церквям не нужно было быть такими крепоподобными, а инженерные инновации позволили архитекторам строить более воздушные, вертикальные церкви, которые, казалось, простирались к небесам, а их стены были отданы под окна, чтобы обеспечить максимальное освещение. Новые стрельчатые арки позволили церквям стать выше и эффектнее снаружи, освободив место для красочных витражей внутри. Противовесные «парящие контрфорсы» — каменные арки, которые возвышаются над землей и отталкиваются внутрь относительно слабых внешних стен, тем самым поддерживая крышу, — делают интерьер гигантских каменных зданий почти невесомым.
Хотя пройдет некоторое время, прежде чем посетители снова смогут осмотреть самое известное готическое чудо Франции, парижский собор Нотр-Дам, множество других великолепных готических соборов разбросаны по всей стране, как булавки с драгоценными камнями на карте.
Мне нравится представлять, каково было быть пилигримом 600 лет назад, идти в течение нескольких дней в определенную церковь в определенный святой день — и испытывать благоговение, когда парящий шпиль собора наконец появился на горизонте.
В настоящее время вы можете сесть на поезд в Париже и, например, всего за час прибыть в Шартр, где находится собор, который, возможно, является лучшим образцом чистой готики в Европе. Официально известная как собор Нотр-Дам де Шартр, это одна из более чем сотни церквей, посвященных «Богоматери» («Нотр-Дам»), разбросанных по Франции. огонь.
Большинство готических церквей сделаны из камня, но многие готические церкви имеют деревянную крышу и/или шпиль, что делает их уязвимыми для пожаров. Удивительно, но после того, как Шартрский собор сгорел дотла в 1194 году, его восстановление заняло всего 30 лет — удивительно, если учесть, что на строительство таких соборов, как парижский Нотр-Дам, ушли столетия. То, что посетители видят сейчас, — это единство архитектуры, скульптуры и витража, которое, как никакая другая церковь, отражает дух «Эпохи веры» 13-го века.
Во время пожара в Шартре церковь владела покрывалом, которое предположительно носила Мария, когда она родила Иисуса, что сделало этот маленький городок важным игроком в кругу паломников. Хотя опасались, что завеса потеряется в огне, через несколько дней она была «найдена» невредимой в склепе. Это чудо (или маркетинговый ход) стало толчком к быстрому восстановлению. Вы все еще можете увидеть завесу вместе со многими статуями, посвященными Марии, но для меня изюминкой церкви является центральное окно за алтарем: окно «Голубая Богородица». На нем изображена Мэри, одетая в знаменитый «Шартрский синий», роскошный цвет, полученный путем смешивания оксида кобальта со стеклом.
Два моих любимых готических собора находятся к северу от Шартра, в соседней Нормандии.
В отличие от маленького городка Шартр, Руан в средние века был вторым по величине городом Франции. Его собор, также посвященный Марии, прежде всего известен как памятник истории искусства. Посетив сегодня, вы можете увидеть, по сути, то, что видел Клод Моне, когда он нарисовал 30 различных этюдов этого фасада в яркой готике (середина 14 века) в разное время года и в разное время дня, запечатлев свои «впечатления», когда свет играл на его изысканно детализированной кладке. .
Руанский собор был построен между 12-м и 14-м веками, хотя удары молнии, войны (собор был случайно разбомблен во время Второй мировой войны) и другие разрушительные силы вынуждали его постоянно восстанавливать. Внутри находится часовня, посвященная Жанне д’Арк (она была осуждена за ересь в Руане и сожжена там на костре в 1431 году) и несколько каменных гробниц, датируемых временем, когда Руан был столицей герцогов Нормандии (в том числе одна с сердцем английского короля Ричарда Львиное Сердце).
В двух часах езды к западу от Руана собор Байё — такой же большой, как парижский Нотр-Дам, — возвышается над маленьким городком. Его две башни и западный фасад изначально были романскими, но позже башни были увенчаны высокими готическими шпилями, а фасад украшен декоративным готическим «занавесом» из архитектурных деталей. Его интерьер также представляет собой смесь стилей: сплошные круглые арки на уровне земли нефа поддерживают изящные готические верхние этажи, которые парят высоко над головой. Историки считают, что гобелен из Байё, вышивка длиной 70 ярдов, рассказывающая историю победы Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, изначально был предназначен для того, чтобы окружать неф.
Самая впечатляющая готическая церковь на востоке Франции находится в Страсбурге, где ее почтенный собор — еще один «Нотр-Дам» — просто потрясающий.
Этот готический спектакль каким-то образом пережил Французскую революцию, франко-прусскую войну и обе мировые войны. Внутреннее убранство с его широким нефом, изысканным органом из сусального золота и искусно вырезанной каменной кафедрой стоит того, чтобы насладиться им не спеша. Великолепные витражи, 80 процентов из которых являются оригинальными, датируются XII веком. Внешний вид церкви с пронзающим облака шпилем (466 футов, он был самым высоким в мире до середины 1800-х годов) и красным песчаником (с 13-го по 14-е века) выделяется среди других великих готических церквей во Франции.
Готические церкви доказали свою устойчивость как физически, так и как мощные произведения архитектурного искусства. Несмотря на войны, пожары и Мать-природу, великие соборы Франции выжили благодаря изобретательности их дизайна и любящей заботе о людях, которым они служат.
Готические соборы — почему тогда, почему там?
Как и многие американцы, которые путешествовали и/или жили во Франции, за эти годы я посетил ряд готических соборов в Париже, Шартре, Руане, Сен-Дени, Реймсе, Бурже и Бове. Я восхищался их высокими нефами и высокими остроконечными арками и пытался читать истории в их витражах. Я был впечатлен большими окнами-розетками, узнал о необходимости аркбутанов и оценил сохранившиеся готические скульптуры и живопись. Они стали для меня частью французского городского пейзажа, яркими памятниками средневековой религии, искусства и архитектуры. Они, и в частности Нотр-Дам-де-Пари до наводнения туристов, также служили временными убежищами, местами, где можно было спокойно посидеть вдали от городской суеты.
С годами они практически исчезли с моего радара, мир памятников в стране, где люди и повседневная жизнь интересуют меня больше, чем впечатляющие груды камней, в которых хранятся произведения искусства многовековой давности. В этом контексте я с интересом прослушал доклад AFLCR Pause Midi о готических соборах, сделанный Робертом Хайду в ноябре прошлого года. В своем выступлении он упомянул, среди прочего, последовательность дат наиболее известных готических соборов, все из которых сгруппированы в 12 и 13 веках. Что не менее важно, он отметил, что соборы в основном ограничивались районом вокруг Парижа. Из этой схемы возникли два вопроса: почему тогда и почему там? Ответы на эти вопросы, по-видимому, связаны со сложной смесью феодальной и религиозной политики, ремесленничества, геологии, сельского хозяйства, климата и эпидемиологии.
Как отмечает Хайду, подавляющее большинство готических соборов находится на севере Франции. Там сохранилось не менее 25 крупных готических церквей, из которых две (Сен-Дени и Понтиньи) были аббатствами, одна реликварием (Сент-Шапель), а остальные соборами (резиденциями епископов или архиепископов). Они простираются через Bassin Parisien, область от плоских до холмистых полей, которая ограничена Амориканским массивом на западе, Центральным массивом на юге, массивом Вогезов на востоке, Арденнами на северо-востоке и побережье. север и запад. Они присутствуют в ряде провинций региона, включая Иль-де-Франс, Бургундию, Шампань, Пикардию, Нормандию, Турень и Пуату. Некоторые из них находятся в крупных городах, например, в Руане, Туре, Париже, Реймсе, Амьене и Дижоне, но другие находятся в небольших городах, которые были важными центрами в более позднем средневековье.
Геологическая карта Франции с изображением парижского бассейна (выделены желтым, оранжевым, зеленым и синим цветом) и прилегающих массивов.
Первый из готических соборов, Сент-Этьен-де-Сенс (в Бургундии), начал строиться около 1130 г., за ним последовала готическая реконструкция базилики Сен-Дени (я не упомянул соборы Отен и Нуайон 1120 и 1130 гг. соответственно, поскольку они считаются переходными от романского к готическому.) Строительство или капитальная перестройка романских церквей (как в Сен-Дени, Руане и Анже), затем продолжалась в течение 12-го века и первой половины 13-го века век; только те, что в Мо, Орлеане и Дижоне, были начаты позже, в 13 веке. Со временем они, как правило, становились выше и особенно более сложными, раздвигая границы готического дизайна, например, в Амьене и Бове. Учитывая, что на строительство большинства из них ушли десятилетия (по крайней мере, на их основные части), во многих из этих городов на протяжении большей части XII и / или XIII веков продолжалось строительство готических церквей. В других местах во Франции основное готическое строительство ограничивалось соборами в Лионе (с 1180 г.) и Тулузе (с 1210 г.). Почему именно в Bassin Parisien за эти полтора века было построено так много готических церквей?
Растущая власть королей Капетингов в Париже, возможно, привела к этому буму церковного строительства, поскольку они утверждали свою феодальную власть над дворянством окружающих провинций. Однако ряд готических церквей был построен не королями, а аббатами, епископами или архиепископами, финансируемыми за счет местных налогов, в разной степени поддерживаемыми папой и в значительной степени независимыми от светской власти. Более того, в тот же период происходили частые военные столкновения между французскими королями и этой знатью, что ставило под сомнение степень контроля Парижа за пределами Иль-де-Франс. Тем не менее, 11-13 века были временем относительного мира; угроза викингов исчезла к 10 веку, а воинственные наклонности королевской семьи и знати частично были направлены на крестовые походы.
В те века также наблюдался беспрецедентный экономический рост, особенно к северу от Альп, сопровождаемый значительным ростом населения и урбанизацией. Этот демографический всплеск объясняется значительными достижениями в области технологий и сельского хозяйства, а также теплым климатом (средневековый теплый период) перед последующим глобальным похолоданием (малый ледниковый период).
Ряд технологических достижений, которые собирались воедино на протяжении предыдущих столетий, созрели и распространились в течение 10-13 веков. Водяные мельницы с горизонтальной осью появились в 10 веке, и их все чаще применяли для других задач, помимо измельчения зерна. За ними последовали эффективные ветряные мельницы в 10 веке. Ручная рукоятка (впервые задокументированная для шарманки) увеличила мощность ремесленного производства на протяжении 12 и 13 веков. Пружины для обеспечения механической отдачи применялись в 13 веке. Эти и другие средства использования силы объединились с достижениями в готическом архитектурном дизайне, перечисленными Хайду. Эти строительные элементы включали стрельчатые арки, ребристые своды, контрфорсы и многочисленные окна, которые облегчали стены и крыши и позволяли соборам быть высокими и светлыми.
В сельском хозяйстве северной Европы, и в частности парижского бассейна, главным достижением стало развитие и распространение тяжелого плуга. В плейстоцене этот регион был покрыт толстым слоем богатой, но тяжелой глинистой почвы (лёсса), отложений, которые сопротивлялись более ранним скребковым (или рыхлым) плугам и ограничивали сельскохозяйственное расширение. Тяжелый плуг — с лемехом для разрезания глинистой почвы по горизонтали, сошником для разрезания по вертикали и отвалом для переворачивания почвы — позволил фермерам создавать поля с высокими гребнями, которые функционировали как в засуху, так и в дожди. Тяжелые плуги впервые появились (задокументировано по частям плуга и грядовым полям) около 1000 г., и свидетельства их существования получили широкое распространение в последующие века. Хотя эти тяжелые плуги часто тянули быки, эти тяжелые плуги все чаще и эффективнее тянули лошади, когда эффективные конские хомуты распространились по Европе в 12 веке. Эти тяжелые плуги связаны с демографическим расширением региона, и сельскохозяйственное производство, которое они позволили, должно было стать основой богатства, которое сделало возможным готический строительный бум. Они также позволили Людовику IX потратить 275 000 ливров (или около 30 миллионов дневной заработной платы квалифицированных рабочих) на терновый венец, реликварий и Святую Шапель в Париже.
Хотя большинство этих готических церквей продолжали достраиваться в течение 13 века, и все они были изменены в последующие века, их основное строительство в основном закончилось к 1300 году. Из тех, что были начаты до 1250 года, только Нотр-Дам-де-Реймс значительно расширился в 14 век. На этот упадок готики, по-видимому, повлияло несколько факторов.
Климатически глобальное похолодание (Малый ледниковый период) началось в середине 13 века, возможно, связано с вулканической зимой после извержения Самаласа в Индонезии в 1257 году. К 1300 году теплое лето стало менее регулярным в Северной Европе, что привело к локальным голодом во Франции в 1304, 1305 и 1310 годах. За ними последовали в 1315–1317 годах, когда проливные дожди и низкие температуры вызвали наводнения и неоднократные неурожаи, в результате чего возникла нехватка урожая. до 1322 или 1325 года (Великий голод). Только Северная Франция потеряла около 10 процентов своего населения и до 80 процентов поголовья скота. За этим Великим Голодом последовало начало в 1337 году Столетней войны между Францией и Англией с последующими экономическими потрясениями и военными грабежами в сельской местности. Затем бубонная чума распространилась по Средиземноморью и Европе, поразив парижский бассейн с 1348 по 1352 год; смертность от Черной смерти составляла от 30 до 60 процентов.
Подробные причины появления и упадка готических соборов, базилик, аббатств и часовен в Bassin Parisien, несомненно, различались, но все они были связаны с более широкими тенденциями политики, религии, экономики, климата и технологий, влияющих на ремесла.