Половой отбор порождает иллюзии • Александр Марков • Новости науки на «Элементах» • Этология, Зоология
Самцы больших серых шалашников раскладывают предметы на площадках перед шалашом, сортируя их по размеру: крупные подальше, мелкие поближе. Если зрительное восприятие шалашников устроено так же, как у людей, то для самки, наблюдающей из галереи за брачными демонстрациями самца, это создает оптическую иллюзию: площадка должна казаться ей меньше, а ухажер — крупнее, чем на самом деле. Новое исследование австралийских ученых показало, что такое расположение предметов на площадке действительно повышает репродуктивный успех самца: чем точнее отсортированы предметы по размеру, тем чаще самки, посетившие шалаш, благосклонно принимают ухаживания его владельца.
«Элементы» уже рассказывали о шалашниках — удивительных птицах, которые ближе всех животных, не считая человека, подошли к тому, что можно назвать художественным творчеством (см. Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью, «Элементы», 29. 06.2010). Самцы шалашников сооружают причудливые разукрашенные постройки, служащие для привлечения и соблазнения самок. У больших серых шалашников (
Самки периодически посещают шалаши самцов и придирчиво их оценивают. Самка имеет полное право привередничать, поскольку самцы у шалашников не принимают никакого участия в заботе о потомстве. Возможно, у предков шалашников самцы строили настоящие гнезда, но потом отошли от этой низкой прагматики и стали посвящать свою жизнь созданию высокохудожественных вариаций на тему гнезда. Строить настоящее гнездо, высиживать яйца и кормить птенцов самке приходится в одиночку. Репродуктивная роль самца ограничивается спариванием, поэтому у самки есть прямой резон быть разборчивой и внимательно относиться ко всем признакам, которые могут указывать на качество генов партнера.
Самка располагается в центре галереи и осматривается. Заметив какие-либо дефекты постройки, она может улететь, почти не взглянув на самца, который тем временем, стоя у одного из входов, демонстрирует ей драгоценности, а заодно и свою ловкость и прочие таланты. Если самка не нашла, к чему придраться с точки зрения архитектуры и дизайна, она обращает взор на выплясывающего перед ней ухажера. Но это еще не значит, что ее сердце покорено. Успех или неуспех самца зависит от качества его сокровищ, от точности движений и даже, как было показано на атласных шалашниках P. violaceus, от умения точно копировать голоса других птиц (см.: Coleman et al., 2007. Female preferences drive the evolution of mimetic accuracy in male sexual displays).
Недавно было показано, что самцы больших серых шалашников раскладывают предметы на площадках в таком порядке, чтобы создать для самки оптическую иллюзию, благодаря которой площадка кажется ей меньше, а ухажер (и демонстрируемые им сокровища) — больше, чем на самом деле (см.
Известно, что некоторые другие птицы (куры, голуби, дерябы, попугаи жако) действительно подвержены оптическим иллюзиям, характерным для людей, включая иллюзию Эббингауза, которая состоит в том, что объект кажется более крупным на фоне мелких предметов, чем на фоне крупных. По шалашникам таких данных пока нет.
Австралийские биологи Джон Эндлер (John Endler) и Лора Келли (Laura Kelley) решили выяснить, действительно ли сортировка предметов по размеру, применяемая самцами шалашников, помогает им соблазнять самок. Для этого они установили видеокамеры возле 20 построек самцов большого серого шалашника в эвкалиптовом лесу возле скотоводческой фермы Дрегхорн (Dreghorn) в северо-восточной Австралии. Видеозапись велась с октября по декабрь 2010 года.
Всего было отснято 1608 часов. Камеры запечатлели 129 дамских посещений и попыток ухаживания и 23 копуляции. К троим из 20 самцов самки вообще не прилетали, и только восьмерым самцам удалось хотя бы раз спариться. Самый «популярный» самец удостоился 22 посещений и девяти спариваний за те 87 часов, что камера фиксировала его успехи (камеры были на солнечных батареях и работали с перерывами из-за неожиданно сильной облачности). Обиднее всего, наверное, было двум самцам, которых за 120–130 часов наблюдений посетило по 11 самок, но ни одна из них не сочла ухажеров достойными внимания (подробные данные приведены в дополнительных материалах к статье).Для каждого шалаша авторы оценили степень сортировки предметов на обеих площадках по методике, описанной в заметке Шалашники обманывают своих подруг с помощью оптических иллюзий («Элементы», 10.07.2011). Оценивали по отдельности «величину» и «точность» размерного градиента. Первую определяли по наклону линии регрессии на графике зависимости видимой (с точки зрения самки) ширины и длины объекта от расстояния до шалаша, вторую — по степени разброса точек вокруг этой линии (см. рис. 3 в вышеупомянутой заметке).
Анализ влияния размерного градиента на результативность брачных демонстраций был основан на данных по восьми шалашам, в которых произошло хотя бы одно спаривание. Авторы исходили из предположения, что остальные 12 шалашей, вероятно, имели какие-то более серьезные дефекты. Была выявлена сильная и статистически достоверная положительная корреляция между качеством оптической иллюзии, создаваемой размерным градиентом предметов на площадке, и успешностью самца — владельца постройки. Оказалось, что от «точности» градиента успех зависит сильнее, чем от его «величины». По мнению авторов, это подтверждает гипотезу о том, что дело тут именно в оптической иллюзии. Чем точнее и аккуратнее выложены на площадке камушки по размеру, тем сильнее иллюзия искаженной перспективы — и тем выше вероятность успешного ухаживания.
Вдобавок выяснилось, что успех зависит от того, какой процент времени, проведенного в галерее, самка смотрит на самца и его демонстрации, а не на другие детали интерьера. Был выявлен пороговый эффект: если самка, находясь в галерее, смотрит на самца менее 55% времени, то она почти наверняка откажется от спаривания. Если больше — с большой вероятностью усилия самца увенчаются успехом. Это значит, что самцу важно привлечь к себе побольше внимания. Возможно, искаженная перспектива нужна именно для этого.
Не исключено, что и другие животные используют оптические иллюзии в своих брачных демонстрациях. Самцы многих видов во время таких демонстраций находятся в строго определенном положении относительно самки, так что самка видит их в одном и том же ракурсе. Возможно, это неспроста. Для нескольких видов птиц экспериментально показана подверженность оптическим иллюзиям. Может быть, половой отбор обеспечил способностью к подобным уловкам не только шалашников?
Источник: Laura A. Kelley, John A. Endler. Illusions Promote Mating Success in Great Bowerbirds // Science. 2012. V. 335. P. 335–338.
См. также:
1) Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью, «Элементы», 29.
2) Шалашники обманывают своих подруг с помощью оптических иллюзий, «Элементы», 10.07.2011.
Александр Марков
Самцы шалашников любят свои постройки больше, чем самок
Австралийские птицы-шалашники (Ptilonorhynchidae) из семейства воробьиных получили своё название за необычный брачный ритуал. Павлины раскрывают хвосты-вееры, соловьи поют песни, аисты танцуют друг перед другом, а шалашники с головой уходят архитектуру. Самец спускается на землю, чтобы построить из хвороста и травы туннель длиной чуть более полуметра, один конец которого ведёт к «сокровищнице» – эту площадку пернатые дизайнеры украшают ягодами, цветами, ракушками, красивыми камешками, блестящими на солнце стекляшками, перьями… Если самку заинтересует эта коллекция диковинок, у кавалера появляются шансы на спаривание.
Шалашники обитают в Австралии, Новой Гвинее и на прилежащих островах.
Исследователи из Университета Дикина (Deakin university) в Австралии обнаружили, что самцы-шалашники не просто собирают всякое «добро», как сороки, и разбрасывают его вокруг шалашей. Оказалось, что птицы умышленно используют оптическую иллюзию: ближе к тому месту, где должна стоять самка, они кладут предметы помельче, а более крупные отправляют подальше. Так самцы создают эффект отсутствия оптической перспективы, чтобы самка не заподозрила ловушку озабоченного ухажёра.
От того, кажутся ли одинаковыми дальние и ближние предметы, зависит брачный успех пернатого «иллюзиониста»: ведь беспечные самки совершенно не заинтересованы в продолжении рода и быстренько упорхнут восвояси, если хоть ненадолго замешкаться.В отчёте, опубликованном в журнале «PNAS», исследователи с удивлением отмечают: самцы-шалашники преданны своим творениям больше, чем самкам – даже в том случае, когда «барышни» находят постройки явно неудачными. Орнитологи в течение двух брачных сезонов следили за несколькими десятками шалашников и, наконец, решили вмешаться. Учёные улучшали конструкцию шалаша в соответствии с новой моделью «отсутствия перспективы», однако птицы такую помощь не только не оценили, но и вернули всё к первоначальному виду. Неужто индивидуальность и самовыражение птицы ставят выше личной жизни?
Объяснить этот парадокс можно так: план постройки шалашей для «австраллийских воробьёв» – это не свободный выбор, а унаследованный от родителей образ действий. Очевидно, что глаза и мозг самцов по-разному настроены на восприятие перспективы, и потому каждый нарушает её по-своему. При этом «непопулярные» горе-строители видят свои шалаши идеальными и не могут понять, что самки (за редким исключением) воспринимают картину иначе – и обходят их стороной.
Забавно, но такая особенность пернатых делает их в чём-то похожими на нас, ведь среди людей широко распространён другой «замкнутый круг» – эффект Даннинга-Крюгера. Его можно сформулировать так: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, однако не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». В результате бесполезные с профессиональной точки зрения люди убеждены в своей правоте, готовы действовать и призывают за собой толпы последователей. В это самое время действительно компетентные личности сомневаются в своих и испособностях – отчасти понимая, что обладают не всеми в принципе возможными знаниями, а отчасти из-за самоуверенных лозунгов «лидеров». Вот вам едва ли не главный общественный парадокс всех времён…
- австралия
- архитектура
- брачный сезон
- креатив
- новая гвинея
- оптика
- птицы
- самки
- самцы
- социум
- < Краткая история динозавров
- 11 вкусных последовательностей ДНК >
Комментарии:
- ВКонтакте
Download SocComments v1.3
Почему в мире архитектуры так преобладают мужчины?
Архитектура остается сложной профессией для женщин. В Соединенных Штатах, несмотря на то, что почти половина выпускников архитектурных школ — женщины, только 18% лицензированных специалистов-практиков — женщины. Столкнувшись с более низкими зарплатами, ограниченными возможностями для карьерного роста и отсутствием наставников, женщины-архитекторы уходят с работы в пугающе большом количестве.
Насколько это плохо? В медицине и юриспруденции, других исторически мужских дисциплинах, треть практикующих специалистов составляют женщины — почти в два раза больше, чем архитекторов. Архитектура также преимущественно белая. Согласно Справочнику афроамериканских архитекторов Университета Цинциннати, менее 2% лицензированных архитекторов в Соединенных Штатах являются афроамериканцами.
По данным Бюро трудовой статистики США, сегодня женщины-архитекторы, работающие полный рабочий день, по-прежнему зарабатывают на 20% меньше, чем архитекторы-мужчины.
Эта однородность не соответствует все более разнообразному населению страны, особенно в городских центрах. Пользователи архитектуры — будь то отдельные лица, семьи или сообщества — различаются по своим потребностям и заслуживают того, чтобы их обслуживала профессия, которая в равной степени богата своими взглядами и практиками.
Уже более 130 лет женщины пытаются закрепиться в архитектуре. В 1879 г., Мэри Луиза Пейдж стала первой женщиной в Северной Америке, получившей диплом архитектора. Тем не менее, многие архитектурные школы отказывались принимать женщин до принятия в 1972 году Раздела IX, который запрещал гендерную дискриминацию в образовательных программах, финансируемых из федерального бюджета. Те, кто упорствовал, обнаружили, что работодатели скептически относятся к их навыкам и сомневаются в том, что они могут осуществлять власть на строительной площадке. Боссы также предполагали, что женщины увольняются после замужества, что каким-то образом оправдывало выплату им гроша по сравнению с коллегами-мужчинами.
Сегодня остаются глубоко укоренившиеся предубеждения. В недавнем опросе женщин-архитекторов 75% респондентов сообщили, что сталкивались с дискриминацией по признаку пола на работе.
Опрос показал, что 83% женщин считают, что рождение ребенка помешает их карьере. По данным Бюро трудовой статистики США, женщины-архитекторы, работающие полный рабочий день, сегодня по-прежнему зарабатывают на 20% меньше, чем архитекторы-мужчины.
Недавно созданные группы защиты интересов, такие как Equity by Design и ArchiteXX, прилагают согласованные усилия для устранения этих постоянных профессиональных препятствий с помощью симпозиумов, семинаров и исследований по сохранению талантов женщин. Они также творчески используют цифровой активизм. В 2013 году, например, две женщины из Высшей школы дизайна Гарварда подали онлайн-петицию, чтобы задним числом присудить Дениз Скотт Браун долю в 1991 Притцкеровская премия в области архитектуры присуждена исключительно ее мужу и партнеру Роберту Вентури. Это привлекло внимание крупных новостных агентств, и в этом году пара получила Золотую медаль Американского института архитекторов.
Художественные журналы и музеи организовали мероприятия по редактированию Википедии, в результате которых появилось множество новых статей о женщинах в архитектуре. И в отличие от предыдущих эпох протеста, молодые люди присоединяются к кампании за более справедливую профессию, которую они тоже считают своей проблемой.
Тем не менее, глубокие и долгосрочные изменения не произойдут без помощи профессиональных организаций. Новая Комиссия AIA по справедливости в архитектуре, созданная после принятия массовой резолюции на прошлогоднем ежегодном собрании, обещает. Его рекомендации, которые должны быть представлены в конце этого года, вероятно, призовут AIA отслеживать прогресс женщин в архитектуре, чтобы лучше понять явление истощения и сформулировать шаги, которые ассоциация должна предпринять для поддержки заявленной приверженности разнообразию.
Ассн. Коллегиальные школы архитектуры тоже играют важную роль. Хотя женщины составляют почти половину студентов-архитекторов, женщины недопредставлены среди преподавателей, особенно в отделах дизайна. В программах курсов также отдается предпочтение мужским работам и сочинениям, в результате чего у студентов создается впечатление, что женщины внесли мало пользы. В серии публичных лекций, свидетельствующих о том, кого считать уважаемым авторитетом, преобладают мужчины. Все эти факторы отталкивают молодых женщин, стремящихся выйти на поле. Недавний опрос Equity by Design показал, что почти треть женщин, покинувших архитектуру, заявили, что отсутствие образцов для подражания было решающим фактором.
Необходимо изменить и общественное мнение. Дискриминация иногда исходит от клиентов, которые отказываются признать навыки и авторитет женщины. Образ строителя, переданный в массовой культуре — от «Источника» до «Неспящих в Сиэтле» — остается решительно белым и мужским. Это может показаться тривиальным, но в результате женщина, представляющая себя перед клиентами архитектором, часто сталкивается с явным недоверием. Предполагается, что она каким-то образом свернула не туда и попала в профессию, которой ей не место. Спустя более века так не должно быть.
Деспина Стратигакос — адъюнкт-профессор и временно исполняющая обязанности заведующей кафедрой архитектуры Университета Буффало, автор книги «Где женщины-архитекторы?»
Следите за разделом мнений в Твиттере @latimesopinion и Facebook
ГЕНДЕР В АРХИТЕКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ
ГЕНДЕР В ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТУРЫ
Где женщины? Измерение гендерного прогресса в архитектуре
https://www. acsa-arch.org/resources/data-resources/where-are-the-women-measuring-progress-on-gender-in-architecture-2/
За последние несколько записей на ARCHCareersGuide.com вы познакомились со следующими источниками данных:
Годовой отчет NAAB по архитектурному образованию
Справочник афроамериканских архитекторов
NCARB по номерам
Теперь мы хотим поделиться недавней статьей (перечисленной выше). ) из ACSA, автором которой является Кендалл А. Николсон, Ed.D., Assoc. АИА, НОМА, ЛИД, Джорджия. Для начала мы должны сказать, что это было проблемой с тех пор, как я работаю в профессии — почти 40 лет назад. Пока точно не помню, процент женщин в архитектурном образовании был конечно меньше, чем сейчас, но это не обсуждалось.
Как сообщается в Годовом отчете NAAB за 2019 год, гендерная разбивка зачисленных студентов составляет 13 285 (51%) мужчин и 12 776 (49%) женщин. Напротив, годовой отчет NAAB за 2008 год показывает, что гендерная структура зачисленных студентов составляет примерно 60/40: 17 148 (59%) студентов мужского пола и 11 985 (41%) женского пола. Таким образом, за немногим более десяти лет процент женщин, получивших архитектурное образование, увеличился на целых восемь процентных пунктов.
Это конечно прогресс в рамках архитектурных программ, а как насчет профессии.
Как сказано в статье ACSA:
«Как и некоторые профессии в Соединенных Штатах, архитектура имеет давнюю историю того, что в ней доминируют мужчины. С самого начала дисциплина не была доступна для всех людей. Выпуск 2020 года Где женщины? обновляет информацию, подчеркивая, что женщины составляют равную часть населения, но неравную часть дисциплины.
Приведенная ниже диаграмма обращает внимание на путь прогресса женщин в профессии с использованием часто используемых показателей. Он начинается с населения США и заканчивается процентом женщин, награжденных золотой медалью AIA за всю историю этой награды».
Перейдите к статье, указанной вверху, чтобы получить четкое изображение приведенной выше диаграммы.Из статьи «Женщины в архитектуре» на веб-сайте AIA:
«Начиная с конца 1970-х годов проводились исследования женщин в профессии и на руководящих должностях. Цифры не обнадеживали. В 1958 году один процент зарегистрированных архитекторов составляли женщины. К 1988 году это число выросло до 4%, а к 1999 году — до 13,5%. пропорции, как их мужские архитектурные аналоги. В настоящее время только 17 процентов (2020 г.) зарегистрированных архитекторов — женщины».
Источник: Женщины в архитектуре — https://www.aia.org/articles/6252982-women-in-architecture
Еще одна статья, которую стоит прочитать, опубликована в конце 2018 года — Где все женщины-архитекторы? Подзаголовок говорит сам за себя — почти половина студентов-архитекторов — женщины. Почему так мало людей остаются в отрасли после окончания учебы? Как показано выше, число по полу в образовании составляет почти 50/50, но профессии не равны. Почему?
Источник: Арифф, Эллисон (2018 г.) Где все женщины-архитекторы, The New York Times.
Итак, что вы можете сделать? Прочитайте следующий веб-сайт, мадам Архитектор, чтобы узнать из первых рук, что женщины делают в профессии.