О рустованных фасадах центрального минского проспекта – Денис Блищ. Частное мнение
Можно вообще ничего не понимать в деле художественного оформления зданий, но безошибочно определять “крутой” или “не крутой” дом. Многие средства выразительности апробированы и признаны успешными еще во времена Античности, они продолжают воспроизводиться в бесконечном числе объектов по всему миру. Тогда же, в Древнем Риме, была придумана ру́стовка, позволяющая создать эффект массивности, крепости здания – облицовка части или всего фасада грубыми неотесанными камнями, но тщательно подогнанными друг к другу в правильном рисунке. Советский неоклассицизм, многое взявший от выразительности настоящей классики, рустовку любил и обильно применял. Досталось и Минску, в основном центральному проспекту от главпочтамта до Академии искусств. Время присмотреться!
Это 13-й дом по проспекту, он жилой, но с кинотеатром “Центральный” на первом этаже и помещениями для торговли (ювелирный “Чараўніца” и бытовой техники Bork). Эта сталинка строилась на излете, собственно, Сталина и на ней все типичные приемы украшений зданий наиболее пышной части Независимости. Ну, этот пост о русте, так что обращаю внимание на него: рисунок выполнен штукатуркой, имитирующей шлифованный гранит. До второго этажа “гранит” более темный, на третьем уровне светлее, дальше пропадает полностью:
Выбранный архитектором рисунок очень правильный, если можно так сказать, очень классический. Примерно так же мог быть облицован построенный в XVI веке дом в Тоскане, но это не Тоскана:
Приблизим фотомодуль Redmi Note 11 Pro+ и посмотрим природу руста в советской вариации:
Галька мелкой фракции, скрепленная каким-то слабым раствором:
Неплохо поработал автор здания с аркадой “Центрального”, предложив декоративные кессоны. Повторюсь, даже без специальных знаний взгляд на потолок делает глазу приятно – есть очень универсальные приемы, работающие одинаково для всех:
Соседние дома по проспекту схожи по оформлению с 13-м. Вот дом №16, опять же жилой со встроенными помещениями торговли и бытового обслуживания населения. Фасад выкрашен другими тонами, а рустовка пропадает уже на третьем уровне, но эффект примерно одинаковый:
Дом с “Центральным” книжным (№23 по Комсомольской). Немного изменяется рисунок, увеличивается рельефность вокруг оконных ниш. Глаз детали не выделяет, пока на них не обращаешь внимание, но мозг кайфует: “Да, детка, не останавливайся”:
А это 19-й, примыкающий к ГУМу:
Ярким греческим светом вспыхивают коринфские капители, добавляя торжественности главной улице Минска:
Здание с “Пиццей Темпо” на первом этаже:
Архитектор не поленился оформить даже арку (и вся красота каким-то чудом дожила до нашего времени):
В деле украшения Нацбанка архитектор решал задачу придания зданию исключительной массивности и надежности, имея ограниченный бюджет. С бюджетом побольше, понятно, был бы привезен настоящий гранит как это сделано в Киеве на Крещатике или в Москве повсеместно. Рустовка фасада с большим шагом, в стену утоплены полуколонны, им пристроены капители:
ГУМ, напротив, “народный”, “красивый по-простому” с множеством мелких деталей. Только накануне, делая эти фотографии, я понял, что он цитирует древнегреческие фасады – как у какой-нибудь библиотеки в Эфесе.
Знаменитая пара домов №22 и №23 с универсамом “Центральный” и выходами из метро. На удивление, если присмотреться, ничего особенного:
В следующий раз рустовка появляется только на паре у цирка (№29 и №30). Это самые высокие сталинки проспекта, сделанные такими из-за особенностей рельефа. Тем не менее, руст достигает лишь 1-2 уровней:
Но если повернуть на улицу Купалы в сторону Маркса, то буквально следующий дом (№45 по Карла Маркса) удивит богатой работой по фасаду с супермассивными входными группами. Вероятно, такое тщание объясняется либо предназначением квартир для каких-нибудь важных персон, либо сближением сталинки с кварталом номенклатурных домов и штабом ЦИКа Партии (ныне администрации президента):
31-й и 34-й дома на проспекте, это уже периметр площади Победы. Рустовка до первого этажа, однако выпуклость ее рекордная. Опять же, я всегда думал, что это природный камень, настолько все хорошо сделано, но…
Однако эта та же штукатурка, замешанная на мелкой гальке и цементе. Местами с добавлением чего-то сверкающего типа колчедана. Увы, осыпается:
Дом “Вечерний Минск” на углу Козлова и проспекта. Рельефная рустовка сделана секциями вплоть до третьего этажа, а обычная шлифованная почти до четвертого. Интересно, что здесь она отсекается карнизом массивнее обычного:
Вплоть до площади Якуба Коласа все сталинки так или иначе несут на себе приемы рустовки, но все они знакомы уже по первой части проспекта. Интересненько на одном из “писательских” домов (№47):
В углубления рисунка почему-то утоплены гипсовые канаты:
Бывший полиграфкомбинат имени Сталина (и потом Коласа) во всей красе:
И, так как уже совсем стемнело пока я брел по проспекту, снимки студгородка БНТУ из вчерашнего поста, где я озвучивал тезис о доведении конструктивистского в прошлом главного корпуса до общего вида с главной улицей города. Общий вид предполагает и рустовку:
Более поздние послевоенные общаги были построены, разумеется, в таком же стиле:
Рустика в архитектуре – 96 фото
1
Рустикальный стиль в Европе архитектура
2
Рустикальный стиль экстерьер
3
Рустикальный стиль фасад
4
Архитектор американский Кантри
5
Рустикальный стиль фасад
6
Рустикальный стиль в архитектуре
7
Дом пост энд Бим рустик
8
Рустикальный каменный дом
9
Ранчо в США каменный дом
10
Дом Шале каменный в Канаде
11
Рустикальный каменный дом
12
Рустикальный стиль в архитектуре
Рустикальный стиль фасад
14
Рустика в архитектуре
15
Дом рустикальный стиль
16
Дом из камня и дерева
17
Архитектура Шале Монтана
18
Стиль Кантри в архитектуре
19
Ранч Хаус
20
Лесной дом рустикальный экстерьер
21
Рустикальный стиль в архитектуре
22
Адирондак архитектура
23
Тимбер фрейм одноэтажный
24
Рустикальный стиль фасад
25
Фасад дома в деревенском стиле
26
Дом Тимбер фрейм фасад
27
Дом в рустикальном стиле фасад
28
Ранчо в США каменный дом
29
Рустикальный стиль фасад
30
Ка́менный дом
31
Каменный дом
32
Стоун Вуд Хаус
33
Крыльцо в рустикальном стиле
34
Каменный дом в стиле Шале
35
Румыния домик в стиле рустик
36
Рустикальный стиль экстерьер
37
Рустика в архитектуре
38
Шемаха крыши домов
39
Стиль Кантри в архитектуре
40
Рустикальный стиль в архитектуре
41
Фронтон дома Шале
42
Каменный домик мыс Рудковская
43
Рустикальный стиль фасад
44
Рустика на фасаде
45
Испанский дом средневековье фасад
46
Рустика в архитектуре
47
Рустовка фасада архитектура
48
Рустикальный стиль фасад
49
Дом красивый 1930 годов каменный
50
Бревенчатый дом в диком стиле
51
Дом в стиле Кантри экстерьер
52
Мужская обитель в доме
53
Sun Valley House
54
Стиль Адирондак в архитектуре
55
Дом в стиле Монтана
56
Иван Бережняк рустикальный стиль
57
Скаут Хаус фасад
58
Тосканский стиль в архитектуре итальянская вилла
59
Фасады домов в стиле рустик весь спектр
60
Рустика дом архитектура
61
Рустикальный стиль фасад
62
Фермерский стиль в архитектуре
63
Канадский стиль деревянного дома
64
Иван Бережняк рустикальный стиль
65
Классика альпийского Шале
66
Руст рустовка России архитектура
67
Рустикальный стиль экстерьер
68
Стоун-Хаус усадьба
69
Кантри Хаус Канада
70
Дом в стиле пост энд Бим
71
Дом в грузинском стиле
72
Усадьба в средиземноморском стиле
73
Рустикальный стиль экстерьер
74
Шале камень дерево фасад
75
Каменный коттедж
76
Дом Шале фахверк
77
Красивые окна
78
Стильный деревенский дом
79
Кантри Хаус Канада
80
Дом в стиле Монтана
81
Баварский Шале камень и дерево
82
Ранчо хала Аспен Колорадо
83
Старинные виллы Италии Тоскана
84
Проекты домов в Тосканском стиле
85
Домик в Италии в Тоскане
86
Дом из кедра с камнем
87
Фахверк кело
88
Рустикальный деревенский ландшафтный
89
Кантри в архитектуре
90
Китайский каменный дом
Дом в стиле ранчо в Эль-Пасо
92
Пилястра это в архитектуре
93
94
95
Рустикация | архитектура | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
история и использование в архитектуре
DomusDomusПосмотреть галерею
Центр для посетителей Гейдельбергского замка, Германия, 2009 г.

Центр для посетителей Гейдельбергского замка, Германия, 2009–2012 гг.
Midden Studio, Великобритания, Великобритания, 2015 г.
Midden Studio, Великобритания, Великобритания, 2015 г.
Centro Botìn, Сантандер, 2010-2017 гг.
Centro Botìn, Сантандер, 2010-2017 гг.
Александрийская библиотека, 1988-2002 гг.
Александрийская библиотека, 1988-2002 гг.
Тай Квун, Центр наследия и искусств, Гонконг, 2011–2018 гг.
Элементы архитектуры: рустикация
Магазин Louis Vuitton, Токио, 2013 г.
Магазин Louis Vuitton, Токио, 2013 г.
Центр для посетителей Гейдельбергского замка, Германия, 2009–2012 гг.
Центр для посетителей Гейдельбергского замка, Германия, 2009–2012 гг.

Midden Studio, Великобритания, Великобритания, 2015 г.
Midden Studio, Великобритания, Великобритания, 2015 г.
Centro Botìn, Сантандер, 2010-2017 гг.
Centro Botìn, Сантандер, 2010-2017 гг.
Александрийская библиотека, 1988-2002 гг.
Александрийская библиотека, 1988-2002
Тай Квун, Центр наследия и искусств, Гонконг, 2011–2018 гг.
Элементы архитектуры: рустикация
Магазин Louis Vuitton, Токио, 2013 г.
Магазин Louis Vuitton, Токио, 2013 г.
Рустикация – это тип обработки каменной кладки, придающий наружным стенам преднамеренно шероховатую или узорчатую поверхность. Существует несколько видов рустовки в зависимости от фактуры и расположения тесаных камней: например, при ромбовидной рустовке лицевая сторона тесаных камней имеет вид обращенных наружу невысоких пирамид; в подушковидной рустовке углы тесаных камней закруглены, как подушки; при вермикулярной рустовке на поверхности стен выдолбляются червеобразные слепки или следы.
Рустикация применялась в древнегреческой и римской архитектуре, но наивысшее выражение она нашла в архитектуре эпохи Возрождения.
Рустовка, иллюстрация из издания Trattato di Architettura Серлио (1569)Политик, теоретик архитектуры и философ Антуан Хризостом Катремер де Куинси выдвинул интересную гипотезу об использовании рустовки в своем Историческом словаре архитектуры: это тип декоративной каменной кладки. используется, чтобы придать престиж зданию и подчеркнуть его ценность в застроенной среде. «Рустикация — это способ подчеркнуть достоинства постройки из-за важности и сложности транспорта, укладки материалов и всех связанных с этим работ».
Рустикация – это тип обработки каменной кладки, придающий наружным стенам намеренно шероховатую или узорчатую поверхность.
Очевидно, что сегодня методы и материалы, используемые в рустовке, не такие, как в прошлом, потому что мы используем новые материалы, мы следуем другим методам строительства и производства, а поэтика архитекторов изменилась. Тем не менее, даже сегодня интерпретация Катремера де Куинси кажется уместной: рустикация придает строительству престиж, и, кроме того, появление тесаных камней указывает на все новые способы, которыми современная архитектура соотносится с различными контекстами — будь то физический, материальный или культурный.
Например, новый центр для посетителей Гейдельбергского замка, спроектированный Максом Дудлером (Германия, 2009-2012 гг.), характеризуется грубо вытесанными каменными блоками на внешних стенах. Их делают из местного красного песчаника, чтобы подчеркнуть природу камня и «брутальность» материала. Фактически, красный материал, поступающий из долины Неккар, является отличительной чертой замка. По словам Альберто Ферленги, это способ для современной архитектуры установить контакт с древними руинами и разобраться с застроенной средой Гейдельберга.
Алмазная рустовка нашла свое наивысшее выражение в Палаццо деи Диаманти в Ферраре и в церкви Джезу Нуово в Неаполе, но она была оригинально переосмыслена в Midden Studio by Weawe (Великобритания, Великобритания, 2015). Эта архитектурная фирма, стремясь понять, как здания могут передавать культурные ценности, выбрала рустированную цинковую поверхность, чтобы напомнить о влиянии европейской архитектуры на шотландскую архитектуру.
Тесные камни превратились в 280 000 слегка закругленных керамических плиток строительной мастерской Centro Botín / Renzo Piano (Сантандер, Испания, 2010–2017): Ренцо Пиано подчеркивает, как «эти яркие плитки жемчужного цвета отражают солнечный свет, блеск воды и разреженная атмосфера Кантабрии». Материал и форма тесаных камней идеально отражают цель этого проекта, характеризующегося выбором дизайна, который идеально соответствует атмосфере и физическому контексту места.
В этом проекте извилистые линии, которые когда-то были отличительной чертой вермикулярной рустикации, теперь становятся знаками и символами, образующими языки мира. Тексты, вырезанные на облицованных гранитом стенах Александрийской библиотеки Снохетты (1988–2002 гг.), были созданы художниками Йорунном Саннесом и Кристианом Блистадом.