Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея
Перейти на сайт отдела
Со времени открытия “Русского Музея Императора Александра III” в 1898 году, его художественные коллекции требовали постоянного наблюдения за состоянием сохранности. Имеются многочисленные свидетельства проведения реставрационных работ над экспонатами музея в те годы. Тем не менее прямых документов, доказывающих, что в музее уже существовала реставрационная структура пока не обнаружено.
В 1906 году художник-реставратор А.Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.
После Октябрьской революции 1917 года тысячи национализированных памятников из частных коллекций, “предметов культа”, принадлежавшим соборам и монастырям по всей России начали стекаться в стены государственных музеев. Увеличение коллекций, создание новых отделов, в которых хранились самые разные по возрасту и материалам экспонаты, острая необходимость их сохранения, стали причиной организации при крупнейших музеях страны реставрационных отделов.
25 апреля 1922 года такая реставрационная мастерская была организована и при Русском музее. Она состояла из двух секций: главной, сотрудники которой работали непосредственно над произведениями из музейного собрания и, областной, которая обслуживала художественные собрания Петрограда и северных областей России. Для наблюдения за процессом реставрации была создана “особая комиссия”, в состав которой вошли ведущие специалисты музея – директор музея Н.П. Сычёв, К.К. Романов, П.И. Нерадовский, Н.А. Околович и А.И. Кудрявцев.
Для реставрации самых разнообразных по виду и состоянию сохранности экспонатов им пришлось творчески переосмысливать традиционные методы российской школы реставрации. Создавать новые методики для консервации различных материалов. В эти годы была заложена основа, на которой все последующие поколения мастеров строили свою работу, передавая свои знания и умения друг другу.
В годы Отечественной войны 1941-1945 гг. реставраторы вместе со всеми сотрудниками музея принимали активное участие в эвакуации экспонатов в Пермь, где хранилась основная часть коллекции. Некоторым пришлось остаться в блокадном Ленинграде, где они наблюдали за сохранностью здания и оставшихся произведений искусства.
После войны начался новый период, связанный с работами по консервации и приведению коллекции в экспозиционное состояние. Определяющим в деятельности реставраторов становится консервация произведений искусства, исключающая их дальнейшее разрушение. Активное участие принимали сотрудники отдела и в воссоздании новой экспозиции. В послевоенный период определились основные направления деятельности отдела по консервации и реставрации экспонатов. В ряде случаев требовался пересмотр устаревших методик, в частности, в реставрации древнерусской живописи.
Широкая экспедиционная деятельность музея 1950-х годов привела к интенсивному росту коллекций. Научное изучение новых поступлений, накопление информации и анализ, необходимость расширения знаний о технике исполнения и материалам, привело к дифференцированному подходу в исследовании и консервации экспонатов. Как итог этого процесса – стремление к более узкой специализации реставраторов. В начале 1950-х годов в Отделе реставрации организовываются новые подразделения. В 1953 году – “Сектор реставрации графики”. В 1954 году – “Сектор реставрации древнерусской живописи”. В начале 1960-х годов – реставрационные мастерские по деревянной скульптуре, декоративной резьбе и мебели (1961 г.) и тканям (1961 г.). В 1969 году создается самостоятельная мастерская по реставрации гипсовой и каменной скульптуры.
Стремление к комплексному изучению памятников, выявлению его характерных особенностей с одной стороны и появление новых технологий и методов научного исследования, основанных на последних достижениях науки с другой, привело к созданию в 1970 году физической и химической лабораторий. Эти подразделения стали аналитической и научно-экспериментальной базой для решения проблем сохранности и консервации экспонатов.
В 1970 году был организован “Сектор реставрации произведений декоративно-прикладного искусства”. В 1981 году – “Сектор реставрации картинных рам”. В самостоятельное подразделение выделилась мастерская реставрации экспонатов, выполненных в смешанных живописных техниках (1990 г.).
В связи с увеличением за последнее время коллекции современного, во многом экспериментального изобразительного искусства, в 2005 году, была создана новая мастерская по реставрации современных арт-объектов. Она расположена в Мраморном дворце Русского музея и обслуживает уникальное собрание предметов современного искусства. Это объекты, созданные из нетрадиционных, часто синтетических материалов, таких как пластик, пенопласт, поролон или их комбинации.
Особенностью современного состояния реставрации экспонатов в Русском музее является научный поход к каждому этапу работы. Это касается как всестороннего технико-технологического исследования памятника до начала реставрационных работ, так и выработки на его основе оптимальных и безопасных методов вмешательства, обсуждения программы работ на реставрационных советах, объективное и точное документирование и контроль качества на всех этапах реставрации.
Отдел реставрации Русского музея сегодня – это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают 96 специалистов самого высокого профессионального уровня.
Реставрация – Русский музей
Русский музей
AA
ENG
Филиалы:Выберите филиалМихайловский дворецКорпус БенуаСтрогановский дворецМихайловский замокМраморный дворецЛетний садЛетний дворец Петра IДомик Петра IМихайловский садПавильоны Михайловского замка
- Русский музей
- О музее
- Дворцы/Сады
- Музей Людвига в Русском музее
- Филиал в городе Малага
- Филиал в городе Кемерово
- Справочная информация
- Билеты
- Реставрация музейных ценностей
- Друзья Русского музея
- Администрация музея
- Партнеры и спонсоры
- Пресса о Русском музее
- Противодействие коррупции
- Локальные нормативные акты
- Посетителям
- Справочная информация
- Часы работы
- Лекторий
- Билеты
- Правила посещения музея
- Экскурсии
- Доступный музей
- Музей — детям
- План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
- Пушкинская карта
- Выставки
- Текущие выставки
- Будущие выставки
- Прошедшие выставки
- Постоянные экспозиции
- Выездные выставки
- Михайловский дворец
- Корпус Бенуа
- Строгановский дворец
- Михайловский замок
- Павильоны Михайловского замка
- Мраморный дворец
- Летний дворец Петра I
- Домик Петра I
- События
- Коллекции
- Издания
- Каталоги и альбомы
- Научные каталоги собрания
- Научные сборники
- Буклеты
- Ежегодные отчеты
- Мультимедиа
- Проекты
- Русский музей: виртуальный филиал
- Культурно-выставочные центры
- Фестиваль «Императорские сады России»
- Медиапортал Русского музея
- Образование
- Лекторий
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества
- Студенческий клуб Русского музея
- Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
- Аспирантура
- Онлайн курсы на образовательной платформе «Лифт в будущее»
- Поддержка
- Поддержать музей
- Порядок оплаты
- Договор пожертвования
- Пушкинская карта
Билеты
Корпус Бенуа
Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
3 июня—14 ноября 2022
Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний…
Мраморный дворец
Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков
18 августа 2022—9 января 2023
Выставка познакомит зрителей с малоизвестной широкой публике коллекцией мебели Русского музея, а также позволит под новым углом зрения вз…
Строгановский дворец
Леонид Колибаба. Скульптура, графика
16 сентября—15 ноября 2022Выставка знакомит с творчеством Леонида Колибабы – известного современного петербургского скульптора, графика и педагога, участника неформального творческого …
Михайловский замок
Наум Могилевский. Скульптура и графика
6 октября—26 декабря 2022
Экспозиция открывает зрителям забытое
имя скульптора Наума Могилевского, знакомит
с гранями его таланта: он выступает как
прекрасный портретист, как ценител. ..
Михайловский замок
Петербург Михаила Махаева
14 октября 2022—16 января 2023
На выставке представлены около 100 произведений из собрания Русского музея: рисунки М.И. Махаева, гравюры и живопись, исполненные по его рисункам русскими и западноевроп…
Корпус Бенуа
Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков
20 октября 2022—16 января 2023
Масштабная выставка, на которой будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-X…
Павильоны Михайловского замка
85 лет со дня основания Отдела народного искусства Русского музея
24 октября—3 ноября 2022
В 2022 году исполняется 85 лет со дня основания Отдела народного искусства Русского музея.Помимо научно-практической конференции в…
Подробнее
События
- 4 ноября 2022 > Павильоны Михайловского замка В «Ночь искусств» Русский музей представит мастер-класс «Пейзаж Николая Рериха»
- 1 ноября 2022 > Мраморный дворец
17 ноября.
«Музыкальные четверги» в Мраморном дворце
- 31 октября—2 ноября 2022 > Павильоны Михайловского замка «Искусство и традиции народов России: к 85-летию Отдела народного искусства Русского музея»
Главная / О Русском музее
Версия для печати
Часы работы музея
Понедельник | 10:00—18:00 |
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00 | |
Вторник | Выходной день |
Среда | 10:00—18:00 |
Четверг | 13:00—21:00 |
Пятница | 10:00—18:00 |
Суббота | 10:00—18:00 |
Воскресенье | 10:00—18:00 |
Кассы закрываются на полчаса раньше
31 декабря и 1 января музей закрыт.
Как добраться
191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4
Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»
Текст….
- Русский музей
- О музее
- Дворцы/Сады
- Музей Людвига в Русском музее
- Филиал в городе Малага
- Филиал в городе Кемерово
- Справочная информация
- Билеты
- Реставрация музейных ценностей
- Друзья Русского музея
- Администрация музея
- Партнеры и спонсоры
- Пресса о Русском музее
- Противодействие коррупции
- Локальные нормативные акты
- Посетителям
- Справочная информация
- Часы работы
- Лекторий
- Билеты
- Правила посещения музея
- Экскурсии
- Доступный музей
- Музей — детям
- План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
- Пушкинская карта
- Выставки
- Текущие выставки
- Будущие выставки
- Прошедшие выставки
- Постоянные экспозиции
- Выездные выставки
- Михайловский дворец
- Корпус Бенуа
- Строгановский дворец
- Михайловский замок
- Павильоны Михайловского замка
- Мраморный дворец
- Летний дворец Петра I
- Домик Петра I
- События
- Коллекции
- Издания
- Каталоги и альбомы
- Научные каталоги собрания
- Научные сборники
- Буклеты
- Ежегодные отчеты
- Мультимедиа
- Проекты
- Русский музей: виртуальный филиал
- Культурно-выставочные центры
- Фестиваль «Императорские сады России»
- Медиапортал Русского музея
- Образование
- Лекторий
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества
- Студенческий клуб Русского музея
- Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
- Аспирантура
- Онлайн курсы на образовательной платформе «Лифт в будущее»
- Поддержка
- Поддержать музей
- Порядок оплаты
- Договор пожертвования
- Пушкинская карта
Русский музей
- О музее
- Дворцы/Сады
- Музей Людвига в Русском музее
- Филиал в городе Малага
- Справочная информация
- Билеты
- Администрация музея
- Партнеры и спонсоры
- Друзья Русского музея
- Пресса о Русском музее
- Противодействие коррупции
Обратная связь
- Администрация музея
- ВКонтакте
- Одноклассники
- YouTube
- Telegram
- RuTube
Подписка на новости
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 – 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея
Сохранение истории. Столетний юбилей реставрационных мастерских Русского музея – Корпус Бенуа
Государственный Русский музей / Корпус Бенуа
AA
РУС
Филиалы:Выбрать филиалМихайловский дворецКрылья БенуаСтрогановский дворецМихайловский замокМраморный дворецЛетний садЛетний дворец Петра IИзба Петра ВеликогоМихайловский садПавильоны Михайловского замка
21 апреля—12 сентября 2022
25 апреля 2022 года исполняется ровно 100 лет со дня организации первой реставрационной мастерской в Русском музее. Теперь это Отдел реставрации музейных ценностей (Отдел художественной беседы), который занимается сохранением экспонатов в Русском музее. Он состоит из 15 различных секций. Это 13 реставрационных отделов, сотрудники которых занимаются практически всеми предметами, хранящимися в музее, а также 2 вспомогательных отдела: отдел химико-биологических исследований и отдел координации реставрационных работ.
Сегодня перед реставраторами стоит сразу несколько задач. Прежде всего, это постоянный мониторинг состояния экспонатов, а также контроль за сохранностью музейных предметов (а их сегодня в Русском музее более 400 тысяч). Во-вторых, это непосредственная работа по реставрации и консервации музейных предметов. Для справки: в среднем за год через реставрационные мастерские проходит около 4500 предметов. Из них около 300 предметов являются экспонатами, прошедшими сложную реставрацию. И третья задача, не менее важная, чем первые две, — ведение научной документации. Это составление картограмм описания состояния сохранности, фотографирование объектов до и в процессе реставрации, ведение реставрационных паспортов, протоколов, актов передачи, отчетов и т.д.
На выставке будет представлено всего 330 наиболее интересных с реставрационной точки зрения экспонатов. Это живопись, иконопись и графика, предметы декоративно-прикладного и народного искусства и скульптуры. Представленные экспонаты – лишь малая часть из десятков тысяч предметов, отреставрированных в Русском музее за последние 100 лет. Около 30 работ из 330 будут экспонироваться на своих постоянных хранилищах в залах музея. Это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змей» Федора Бруни, а также ряд шедевров древнерусской живописи, в том числе одна из жемчужин коллекции – икона XIV века «Борис и Глеб».
Выставка проходит при поддержке Газпром – партнера Российского музея по реставрационным проектам.
Выставки
Образы военного быта в русском искусстве XVI–XX вв.
20 октября 2022 г. — 16 января 2023 г.
Образы военного быта — обширная выставка икон, живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков, большая часть которых извлечена из фондов музея. Он продолжает проверенную временем традицию Русского музея время от времени предлагать публике более широкий взгляд на свои сокровища и масштабы своих коллекций.
Михаил Врубель. К 165-летию художника
3 июня—14 ноября 2022
Выставка, посвященная 165-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), представит основные этапы пути одного из ведущих мастеров отечественного искусства. Подобно титанам Возрождения, художник был богато одарен. Его творческие поиски и достижения намного опережали время. Созданные им портреты современников и пейзажи, произведения, вдохновленные русской и античной мифологией и классической литературой, отмечены высокой одухотворенностью.
Также в Русском музее
- 14 октября 2022 г. — 16 января 2023 г. > Замок Святого Михаила Санкт-Петербург Михаила Махаева
- 6 октября—26 декабря 2022 г. > Замок Святого Михаила Наум Могилевский. Скульптуры и рисунки
Реставрация Государственного Русского музея отменена из-за протестов
После почти годовой судебной тяжбы суд в Санкт-Петербурге вынес решение в пользу сотрудников Государственного Русского музея, которые боролись против планов капитального ремонта Михайловского дворца стоимостью 17 миллионов долларов. главное здание музея. Истцы утверждали, что ремонт нанесет ущерб архитектурному наследию музея и музейным коллекциям.
Ирина Шалина, искусствовед, специалист по иконам, одна из трех истцов, говорит: «Нас удивило не решение суда, а мужество и принципиальная профессиональная честность судьи Ирины Воробьевой, которая нашла в себе силы «именем Российской Федерации» отменить как неверный статус наследия, так и его незаконное утверждение, и столь же незаконное утверждение проектной документации». Воробьева 30 апреля посетила музей с официальным визитом для изучения показаний истцов.
Шалина и другие критики реконструкции, которая должна была быть проведена частично за счет кредита Всемирного банка в размере 2,5 млн долларов, ранее протестовали против первоначальных планов установить стеклянную крышу над дворцовым двором. Они сказали, что последнее предложение также угрожает коллекциям музея и наследию Карло Росси, итальянского царского архитектора, спроектировавшего дворец в 19 веке.
В статье, опубликованной после вынесения решения на сайте «Город 812», питерский журналист-искусствовед Михаил Золотоносов, также фигурировавший в числе истцов, назвал судью героем и заявил о преступной халатности чиновников. Золотоносов писал, что Государственный Русский музей осуществлял проект, «разрушающий собственное главное здание», и что правительственная комиссия Санкт-Петербурга по охране наследия «защищала документы, направленные на уничтожение подлинности Михайловского дворца, который в теории, которую он должен был защищать».
В материале Золотоносова был текст постановления, в котором говорится, что комитет наследия должен отменить свое оспариваемое решение и дать месяц на обжалование. Пресс-секретарь комитета сообщила интернет-изданию «Фонтанка.ру», что апелляция обязательно будет подана.
В настоящее время Государственный Русский музей пытается ввести «кодекс профессиональной этики» для сотрудников, который, по мнению сотрудников, будет, по сути, приказом о неразглашении. «Это очередное посягательство на свободу слова», — говорит Шалина. По ее словам, предложение ввести код поступило после того, как в мае она дала интервью российским СМИ, в котором подробно рассказала об отсутствии у музея складских помещений для проведения переезда, который поставил под угрозу национальные сокровища.
Директор музея Владимир Гусев, минимально комментировавший конфликт, заявил на апрельской пресс-конференции, что проект приостановлен «не потому, что мы испугались публикаций, а потому, что идет судебное дело».