Родина готического стиля: Франция — родина готической архитектуры

Готика . Франция: родина готики

Готика впервые появилась во Франции в 12 веке, а оттуда перекочевала в другие страны. В этой части поговорим о том, как это происходило.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Собор Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
3. Ланский собор, Франция, 13 век
4. Шартрский собор, Франция, 13 век
5. Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Руанский собор, Франция, 15 век
7–8.

Нервюрный свод

Поговорим о родине готики — Франции. Здесь раньше других европейских земель появилось централизованное государство, возник центр науки и искусства, поэтому и новые идеи возникали раньше других.

Начнем с готического собора 👇

🌱 Собор Сен-Дени — колыбель готики. Именно здесь в середине 12 века впервые применили нервюрный свод. Отцом стиля часто называют аббата Сугерия — влиятельного мыслителя и политического деятеля, который руководил перестройкой Сен-Дени. Обновленный собор дал импульс для развития готического стиля по всей Франции.

*Нервюры — выступающие ребра, паутина из которых покрывает свод и передает часть нагрузки с него на опорные точки каркаса.

🔝 Собор Парижской Богоматери — самый большой храм ранней готики: высота центрального нефа 35 метров. От готического стиля здесь нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны. А от романского — массивные стены, приземистые столбы центрального нефа, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

🏰 Собор в Лане стоит отдельно, как замок или монастырь. Этим он отличается от большинства французских соборов до и после него, которые обычно возвышались над домами посреди города.

Шартрский собор — переход к зрелой готике. Западный фасад построен в 12 веке, южная башня — в 13-м, северная — в 14-м. Внешне собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность, зато интерьер чисто готический.

📐 Собор в Реймсе — зрелая готика. В отличие от зодчих Шартрского собора, строители Реймсского совершенно не считались с остатками романской постройки. Поэтому новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.

🔥 Собор в Руане — поздняя, «пламенеющая» готика. В 14–15 века готическая архитектура перегружена декором, сложной резьбой, узорными нервюрами.

💡 Почти в каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. В Парижском — тема Богоматери, в Амьенском — идея мессианства и фигуры пророков на фасаде. Собор в Лане содержит аллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Шартр энциклопедичен, представляя все направления средневековой мысли и символическую картины мира. Реймсский собор выражает особую роль национальной идеи, в его оформлении использованы портреты французских королей.

🏠 А что с остальной архитектурой? Средневековые феодальные замки были неприступными крепостями — жизнь заставляла. В объединенной Франции такие крепости можно было строить только с разрешения короля, а с 14 века — только для самого короля и его приближенных. Частные дома были деревянными — и у простых, и у богатых горожан, хотя последние могли украшать дома резьбой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Строение готического собора

1. Персонажи Ветхого завета, Королевский портал западного фасада, Шартрский собор, Франция, 12 век
2. Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с ключами, северный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
3. Апостолы, южный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
4. Гаргульи, собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
5. Центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Коронование Девы Марии, вимперг центрального портала западного фасада, Реймсский собор, Франция 13 век

7. Галерея королей, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
8. Встреча Марии и Елизаветы, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
9–10. Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век

Теперь обсудим скульптуры. Для средневекового человека покрытые скульптурными изображениями стены были книгой, которую можно понять, не умея читать — разумеется, Библией.

Вот как это работало 👇

📖 Каждая часть собора была конкретной «страницей». В алтарной части изображали сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Новый завет, на северном — Ветхий завет, на западном — Страшный суд и конец света. Постепенно развивается пластика статуй, хотя фигуры еще не свободны от фона стены. Возникает S-образная поза («готическая кривая»).

⛪️ Эволюцию скульптуры в готике хорошо видно в Шартрском соборе. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится выразительнее, а образы — индивидуальнее.

📚 Городской собор был не только Библией, а библиотекой знаний вообще. Поэтому нравоучительная сцена могла соседствовать с развлекательной, а образы Апокалипсиса — с исторической хроникой или бестиарием (описанием животных).

💦 Соборы часто украшали гаргульи — каменные или металлические статуи жутких существ, из которых по водостоку вытекала вода. С их появлением связана легенда 7 века о Гаргулье: в окрестностях Руана жил огромный дракон, из пасти которого извергались то огонь, то мощные потоки воды. Он нападал на корабли и терроризировал местных жителей, которые приносили ему жертвы. Чудовище победил Святой Роман, епископ Руана: он усмирил его, и гаргульи стали служить христианству — отводить воду и охранять храм от греха и нечисти.

😇 Высшая точка расцвета готической скульптуры — декор Реймсского собора. На главном фасаде размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, каждая 4,5 метра высотой. Также на западном фасаде изображена сцена встречи Марии и Елизаветы. А на левом, северном портале фасада — знаменитый улыбающийся ангел, один из немногих в средневековом искусстве.

1.

Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра. Пергамент, 1258–1270, Лувр, Париж
2. Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом. Миниатюра, 1326, Национальная библиотека, Париж
3. Жан Пюссель. Часослов Жанны д’Эвре. 1325–1328
4. Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье, 1452–1460
5. Жан Фуке. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, Царь Давид и амаликитяне, 1470

Завершим эту часть разговором о книжных миниатюрах. Живописи в современном понимании в готическом искусстве не было, но художники эпохи в полной мере проявили себя в создании иллюстраций для рукописных книг религиозного и светского содержания.

Вот почему они интересны 👇

📖 Стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Миниатюры — искусство интимного, камерного характера, в отличие от готических соборов, которые строили сразу для всех.

🌱 Развитие миниатюр связано с усилением светских тенденций в культуре. Даже в многофигурные композиции религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.

✍️ Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен.

В произведениях куртуазной литературы миниатюры воплощали идеал рыцарской любви, воспроизводили сцены окружающей жизни, как в Рукописи Манес (около 1320), становились более повествовательными. В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

👑 Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом (1326). Кто такой Давид? Юный златокудрый пастушок, которого втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах.

🗡 Мастер Псалтири Людовика Святого. Валаамова ослица (1258–1270). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Дорогу ему преграждает посланец Бога — ангел, которого видит только животное. Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Шедевры французской готики. Всемирное наследие ЮНЕСКО

Северная Франция является родиной готики, где этот архитектурный стиль назывался «оживаль», т.е. стиль стрельчатых арок. Основной строительный материал готики – камень. Из него не только выкладывали массивные стойки и тонкие прочные нервюры (ребра) сводов, но и вырезали богатейший скульптурный декор фасадов, тонкие ажурные переплеты окон и «розы» (крупное световое отверстие). На севере использовали и кирпич. Широкие оконные проемы заполняются цветными витражами. Главное украшение интерьеров готических соборов – сложный, иногда причудливый рисунок нервюр свода.

Система нервюрных сводов позволила отказаться от массивных стен, перейдя к системе вынесенных за пределы здания аркбутанов (наружных ребер) и контрфорсов (подпорок, выступающих около стены). Готические соборы в тесной застройке города открывали взору чаще всего только один входной фасад, западный, украшенный наиболее пышно. Его высокие башни служили ориентиром, указывающим путь к собору в тесноте узких улочек. Строились готические соборы долго. Поэтому некоторые из них имеют башни разной высоты и даже разной формы. Наиболее яркими памятниками ранней готики являются кафедральные соборы в Париже, Шартре и Бурже, а лучшими образцами классической готики стали кафедральные соборы в Реймсе и Амьене.

Одним из крупнейших сооружений ранней готики Франции является собор Нотр дам де Пари (Парижской богоматери), сооруженный в XII-XIV вв. Башни собора имеют высоту около 70 м, но так и остались незавершенными. Фасады собора изобилуют многочисленными скульптурами – от грехопадения до Страшного Суда. Огромное окно-роза диаметром 13 м украшено цветными витражами со сценами из Ветхого завета. Знаменитые декоративные элементы собора – скульптуры химер в основании башен. Собор известен в христианском мире и своей уникальной реликвией – терновым венцом Иисуса Христа.

Город Шартр (Центр), расположенный к юго-западу от Парижа, известен благодаря своему кафедральному собору – «чуду готики», перестроенному в XIII в. из сгоревшего романского храма. Собор в Шартре знаменит своими витражами, которые демонстрируют не только сцены из Ветхого и Нового заветов, но и бытовые сюжеты из жизни королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян. Южная башня собора (высота 106 м) считается одной из самых красивых церковных башен Европы. Северную башню (высота 113,5 м) украшает изящный шпиль в стиле «пламенеющей готики».

Кафедральный собор Сент-Этьен в городе Бурж (Центр) был построен на месте старой церкви в конце XII – начале XIII вв. Боковые капеллы были пристроены уже в эпоху поздней готики. Сильное впечатление производят скульптуры и витражи собора, изображающие Христа, Деву Марию, Страшный суд и Апокалипсис, ангелов, Святого Этьена и других святых.

Кафедральный собор Нотр-Дам в городе Реймс (Шампань-Арденны) – один из шедевров готики, строившийся с XIII по XV вв. Изящная архитектура собора, его завораживающие витражи и стрельчатые арки сливаются в единый гармоничный ансамбль. Внутреннее пространство собора хорошо освещено через оконные витражи, архитектурные детали украшены растительным орнаментом. Реймский собор – традиционное место коронации французских королей.

Кафедральный собор в городе Амьен (Пикардия) на севере Франции считается одним из крупнейших «классических» готических сооружений XIII в. Однако шатер над южной башней был достроен уже в XIV в., а северная башня была закончена лишь в начале XV в. В соборе хранится голова Иоанна Крестителя, которая после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. «промыслом Божиим» оказалась в Амьене. Благодаря удачным архитектурным решениям собор кажется устремленным ввысь. Его фасады богато украшены барельефами со сценами из Ветхого завета и из жизни Средневековья – всего 4,5 тысячи фигур! Внутренне убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью.

Город Авиньон (Прованс-Лазурный берег), расположенный на реке Рона, являлся в XIV в. Папской резиденцией, за что его часто называют «городом пап». Во время правления Пап-французов был построен Папский дворец – огромных размеров, ассиметричный и мрачный. Это здание доминирует над городом и явно контрастирует с домиками внутри средневековых стен. Высокие стены с потаенными узкими оконцами, мощные стрельчатые арки и широкие бойницы делают Папский дворец неприступной крепостью. В старом Авиньоне сохранился Малый дворец и романский кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом.

В эпоху зрелой готики начинает доминировать декорация. Вертикальные членения становятся главными, усложняется рисунок сводов. Все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «оканемевшее пламя». В XIII-XV вв. была построена часовня королевского дворца на острове Сите в Париже Сент-Шапель («Святая капелла»). Она была задумана как хранилище реликвий, вывезенных из Константинополя в 1239 г. Стрельчатые окна часовни демонстрируют уникальную коллекцию витражей, состоящую из 1134 библейских сцен. Ажурная «роза» на фасаде (XV в.) выполнена в стиле «пламенеющей готики». Шпиль Сент-Шапель имеет высоту 75 м.

Расположенный на скалистом острове готический монастырь Мон-Сен-Мишель (Нижняя Нормандия), посвященный архангелу Михаилу, часто называют одним из «чудес света». Монахи-бенедиктианцы основали здесь аббатство в XI в. , строительство которого закончилось только в XVI в. Восточная алтарная часть аббатства построена в стиле «пламенеющей готики». Вертикальные стены монастыря, более похожего на крепость, выглядят естественным продолжением скальных утесов в центре острова. Центральная часть высотой 78 м напоминает сказочный замок. Вокруг аббатства сформировался небольшой городок, единственная улица которого серпантином поднимается к воротам монастыря. Собственно островом Мон-Сен-Мишель становится только во время приливов, одних из самых высоких на планете. Во время отлива водную гладь залива Сен-Мало можно увидеть только со смотровых площадок монастыря.

Город Каркасон (Лангедок-Руссильон) – крупнейшая в Европе готическая крепость, расположенная на перекрестке торговых путей между Атлантикой и Средиземноморьем, Испанией и Центральной Францией. Город окружен двумя рядами могучих крепостных стен с 52 смотровыми башнями. В городе Каркасон представляют интерес узкие средневековые улочки и кафедральный собор Сен-Назер с его впечатляющими химерами на фасаде и потрясающими витражами.

Город Страсбург (Эльзас) имеет средневековый центр, расположенный на острове Гранд-Иль реки Иль, сохранивший архитектуру и колорит готического периода. Здесь на высоту 142 м возвышается башня кафедрального готического собора Нотр-Дам, построенного в XII-XV вв. из розового песчаника. Рядом – четыре старинные церкви и дворец Роан (бывшая резиденция епископов). В западной части острова сохранился живописный исторический квартал кожевников Птит-Франс («Маленькая Франция») с уютными фахверковыми домиками, украшенными живыми цветами. Дома, построенные в особом «эльзасском стиле», имеют островерхие крыши с множеством слуховых окошек.

Винодельческий район Сент-Эмильон (Аквитания) находится на берегу реки Дордонь, в 50 км к востоку от города Бордо. Название этой местности связано с именем монаха Эмильона, жившего в одной из окрестных пещер. Когда после смерти его признали святым, пещеру превратили в вырубленную в скале церковь. В эпоху расцвета виноделия в XI-XIV вв. в Сент-Эмильоне были построены многочисленные церкви и монастыри. Это один из главных районов Франции, производящих красные вина. Местные сорта вин характеризуются мягким вкусом и способны долго храниться.

Родина готического стиля: Королевская базилика Сен-Дени

Королевская базилика Сен-Дени является не только первым настоящим образцом готического стиля в архитектуре, но и местом захоронения французских королевских особ. Было бы преуменьшением сказать, что это главная церковь в христианском мире.

Базилика Сен-Дени (французский: La Basilique royale de Saint-Denis , или просто Basilique Saint-Denis ) — большая средневековая церковь аббатства в городе Сен-Дени, ныне северном пригороде. Парижа. Здание имеет исключительное историческое и архитектурное значение, так как его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование всех элементов готической архитектуры. Посмотрите это короткое видео Академии Хана, чтобы освоить Готику.

 

Сен-Дени был святым покровителем Франции и стал первым епископом Парижа. Он был обезглавлен на холме Монмартр  в середине третьего века вместе с двумя своими последователями, и, как говорят, впоследствии отнес свою голову на место нынешней церкви, указав, где он хотел быть похоронен. На месте его могилы был воздвигнут мученик , ставший известным местом паломничества в пятом и шестом веках.

Это место возникло как галло-римское кладбище в позднеримские времена. Археологические останки до сих пор лежат под собором; люди, похороненные там, похоже, имели веру, которая представляла собой смесь христианских и дохристианских верований и обычаев.

Около 475 Сент-Женевьев купила землю и построила Сен-Дени-де-ла-Шапель . В 636 году по приказу Дагоберта I мощи святого Дени, покровителя Франции, были перезахоронены в базилике.

 

 

 

Базилика стала местом паломничества и усыпальницей французских королей и королев, где были похоронены почти все короли с 10 по 18 века. Более того, здесь было много царских гробниц прошлых веков.

Сен-Дени не использовался для коронации королей, эта функция была зарезервирована за Реймским собором; однако там обычно короновались французские королевы. «Сен-Дени» вскоре стал монастырской церковью растущего монастырского комплекса.

Здесь покоятся останки всех монархов Франции с 10 века до 1789 года, кроме трех. Некоторые монархи, такие как Хлодвиг I (465–511), изначально не были похоронены на этом месте. Останки Хлодвига I были эксгумированы из разоренного аббатства Святой Женевьевы, которое он основал.

 

В XII веке аббат Сугерий перестроил часть церкви аббатства, используя новаторские структурные и декоративные элементы. Говорят, что при этом он создал первое по-настоящему готическое здание . Неф базилики 13-го века является прототипом стиля Rayonnant Gothic и послужил архитектурной моделью для многих средневековых соборов и аббатств северной Франции, Германии, Англии и многих других стран.

Вверху: готический хор Сен-Дени.

 

 

 

 

Дагоберт, король франков, правил с 628 по 637 гг.0003 Аббатство Сен-Дени, Бенедиктинский монастырь. Дагоберт заказал новый храм для размещения останков Сен-Дени, который был создан его главным советником Элигиусом, ювелиром по образованию.

King Dagobert’s own tomb in St. Denis below:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

0002  

 

 

 

 

 

 

Above and below: the tomb of King Dagobert

 

 

 

 

 

Когда аббат Сугерий модифицировал церковь, фасад также был переработан и включал высокие тонкие статуи ветхозаветных пророков и царей, прикрепленные к порталам (известные как «косяки») по бокам .

Эти статуи на косяках были привлекательным дополнением к готическому фасаду и впоследствии использовались в соборах Парижа и Шартра, построенных несколькими годами позже, и впоследствии стали характерной чертой почти всех готических порталов.

Над дверными проемами в центральном тимпане была вырезана надпись Христос во всем величии, демонстрирующая его раны, в то время как мертвые выходят из своих гробниц внизу. Над южным (правым) порталом были вырезаны сцены мученичества святого Дени, а над северным порталом была мозаика (ныне утерянная), хотя это уже было retardataire , или, как выразился Сугерий: «вопреки современному обычаю».

 

Французская революция, разрушение :

Делакруа Свобода, ведущая народ.

Из-за связей церкви с французской монархией и близости к Парижу аббатство Сен-Дени стало главной целью революционного вандализма. Все средневековые монастырские постройки были снесены в 1792 году, и, к сожалению, фасад церкви сильно изуродован руками революционеров. Они ошибочно полагали, что статуи на косяках изображали королей Франции. Из-за этой ошибки они испортили готические скульптуры, оставив нетронутой декоративную программу экстерьера.

К счастью, особенно для изучения истории искусства, у нас есть запись о том, как скульптуры косяка появлялись на рисунках Монфокона.

 

Скульптура барабанной перепонки также была повреждена.

Гробницы и статуи явно подвергались риску в это хаотичное время, и поэтому они были мудро перемещены более спокойными умами, чем умы надоедливых революционеров, в Французский музей памятников Александром Ленуаром в 1798 году.

На относительно короткий период мощи Сен-Дени были перенесены в приходскую церковь города в 1795 году; они были возвращены аббатству в 1819 году.

От оригинальной скульптуры осталось очень мало, большая часть того, что сейчас видно, является результатом довольно неуклюжих реставрационных работ в 1839 году. Некоторые фрагменты оригинальных скульптур сохранились в коллекции Музей Клюни в Париже.

Хотя революционеры оставили церковь стоять, она была деосвящена, ее сокровищница конфискована, а реликварии и литургическая мебель переплавлены из-за их металлической ценности (хотя некоторые предметы, включая чашу и акваманил, подаренные аббатству во времена Сугерия, были успешно спрятаны и сохранились до наших дней), а остальные царские гробницы осквернены.

Церковь была повторно освящена (вновь открыта) Наполеоном в 1806 году, а надгробные скульптуры вернулись в Сен-Дени, когда  Французский музей памятников Ленуара был закрыт после восстановления монархии.

Королевские останки, однако, были оставлены в братских могилах, в которые они были помещены в 1798 году. Эдм Голль и Пьер Петито

Под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, известного своей работой над Нотр-Дам де Пари , церковные памятники, которые были вывезены в Музей французских памятников, были возвращены церкви. Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.

В церкви аббатства есть несколько прекрасных образцов могил трупов. Изображения многих королей и королев находятся на их могилах, но их тела были убраны во время Французской революции. Древние монархи были удалены в августе 1793 года, чтобы отпраздновать революционный Фестиваль Воссоединения, затем монархи Бурбонов и Валуа были удалены, чтобы отпраздновать казнь Марии-Антуанетты в октябре 1793 года. Тела были сброшены в три траншеи и покрыты известью, чтобы уничтожить их.

Археолог Александр Ленуар спас многие памятники, объявив их произведениями искусства для своего Музея французских памятников. Тела нескольких монархов Англии Плантагенетов также были вывезены из аббатства Фонтевро во время Французской революции.

Вверху изображения на гробнице Генриха II и Екатерины Медичи, вырезанные Жерменом Пилоном.

Тела обезглавленного короля Людовика XVI, его жены Марии-Антуанетты Австрийской и его сестры мадам Елизаветы изначально были захоронены не в Сен-Дени, а на кладбище Мадлен, где они были покрыты негашеной известью.

Тело дофина, умершего от болезни и небрежности от рук своих революционных похитителей, было погребено в безымянной могиле на парижском кладбище возле Храма.

В 1817 году восстановленные Бурбоны приказали вскрыть братские могилы, но нетронутыми остались только части трех тел. Остальные кости от 158 тел были собраны в склеп в склепе церкви, за мраморными плитами с их именами.

Во время реставрации Бурбоны приказали искать трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты, но были найдены только несколько костей, предположительно принадлежащих королю, и комок сероватого вещества, содержащий дамскую подвязку, найденный 21 января 1815 года. были доставлены в Сен-Дени и похоронены в новом склепе Бурбонов.

Король Людовик XVIII после своей смерти в 1824 году был похоронен в центре склепа, рядом с могилами Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В склепы также были помещены гробы членов королевской семьи, умерших между 1815 и 1830 годами.

Церковь, включая архитектурную скульптуру и витражи (от которых сохранилось очень мало средневекового стекла), была тщательно отреставрирована в середине девятнадцатого века Эженом Виолле-ле-Дюком, тем же архитектором, который отвечал за восстановление церкви. Собор Нотр-Дам. По указанию Виолле-ле-Дюк церковные памятники, вывезенные в Музей французских памятников, были возвращены церкви.

Нынешнее расположение гробниц не соответствует их средневековому расположению.

Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Аббат Сугерий и рождение готики

Аббат Сугерий в окне амбулатории аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, Париж.
Фото: современный художник [общественное достояние]

13 января 1151 года скончался французский аббат, государственный деятель, историк и один из первых покровителей готической архитектуры Сугерий . Восточный конец церкви базилики Сен-Дени, построенной аббатом Сугерием и завершенной в 1144 году, часто называют первым по-настоящему готическим зданием, поскольку он объединяет многие архитектурные формы, которые произошли от романского  и олицетворяют готический стиль.

«Новый шевет, соединенный с притвором,
Церковь сверкает, освещенная в ее срединном сосуде,
Ибо светоносно то, что соединяет в ясности два источника света.
Знаменитая работа сияет новой яркостью.
Расширение проведено в наше время.
Это я, Шугер, руководил работой».
– Жест Людовика VI от имени Сугерия

Происхождение Сугерия

Сугерий родился в крестьянской семье примерно в 1081 году. Происхождение его семьи неизвестно. Несколько раз в своих произведениях он предполагает, что у него было скромное происхождение, хотя это может быть просто топосом или условностью автобиографического письма. В 1091 году, в возрасте десяти лет, Сугерия отдали в сплющивание в аббатство Сен-Дени (святого покровителя Франции, якобы принесшего христианство в Галлию), где он начал свое образование. Он обучался в монастыре Сен-Дени де л’Эстре и там впервые встретился с Луи Капетом, будущим королем Франции Людовиком VI, в качестве своего одноклассника. С 1104 по 1106 год Сугерий посещал другую школу, возможно, при аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар.

В 1106 году он стал секретарем аббата Адама Сен-Дени. В следующем году он стал ректором Берневаля в Нормандии, а в 1109 году — Тури. Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя. На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции. В 1118 году Людовик VI отправил Сугерия ко двору папы Геласия II в Магелоне (в Монпелье, Лионский залив), и он жил с 1121 по 1122 год при дворе преемника Геласия, Каликста II.

Аббат Сен-Дени

По возвращении из Магелона Сугерий стал аббатом Сен-Дени в 1122 г. До 1127 г. он занимался при дворе в основном светскими делами королевства, а в течение следующего десятилетия посвятил себя себя к реорганизации и реформе Сен-Дени. В 1137 году он сопровождал будущего короля Людовика VII в Аквитанию по случаю женитьбы этого принца на Элеоноре Аквитанской, а во время Второго крестового похода служил одним из регентов королевства (1147–1149). ). Он резко выступил против развода короля, сам посоветовав жениться. Хотя он не одобрял Второй крестовый поход, он сам, в момент своей смерти 13 января 1151 года, начал проповедовать новый крестовый поход.

Сугерий вернул монахов Сен-Дени к жизни более благочестивой и религиозной, чем та, которую они знали при их предыдущем аббате Адаме, где монахи получили известность за чрезмерно светское поведение. По настоянию Бернара, аббата Клерво и близкого советника папы и величайшего духовного лидера Европы того времени, Сугерий исправил эту ситуацию.

План восстановления Сен-Дени

Около 11:37 аббат Сугерий, друг и доверенное лицо французских королей, Людовика VI и Людовика VII, решил восстановить великую церковь Сен-Дени, усыпальницу французских монархов. , который пришел в упадок. Сугерий начал с западного фасада, реконструировав оригинальный каролингский фасад и спроектировав фасад Сен-Дени как эхо римской арки Константина с ее разделением на три части и тремя большими порталами, чтобы облегчить проблему заторов. Окно-роза над западным порталом является самым ранним из известных примеров, хотя в целом ему предшествовали романские круглые окна.

Западный фасад Сен-Дени до демонтажа северной башни (ок. 1844–1845 гг.), работа Феликса Бенуа (1818–1896 гг.) Сугерий перешел к реконструкции восточной части, оставив в использовании каролингский неф. Он спроектировал хор (алтарь), который будет залит светом. Для достижения своих целей его каменщики использовали несколько новых черт, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, амбулатория с расходящимися часовнями, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и контрфорсы. что позволило вставить большие окна фонаря.

Готический хор Сен-Дени,
фото: Пьер Пошадель [CC BY-SA 3.0]

Готический прототип собора

Новое строение было завершено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Его часто называют первым зданием в готическом стиле. Спустя сто лет старый неф Сен-Дени был перестроен в готическом стиле, получив в трансептах два эффектных окна-розетки.

Сочинения Сугерия

Сочинения Сугерия варьируются по тематике от историй королей Людовика VI и VII ( Historia gloriosi regis Ludovici ) до рассказов о его аббатстве и строительстве Сен-Дени ( De Rebus in Administratione sua Gestis, Libellus Alter de Consecratione Ecclesiae Sancti Dionysii, Ordinatio ) Ученые приписывают огромное значение этим текстам, без которых сомнительно, чтобы Сугерий и его церковь в Сен-Дени получили такое же академическое внимание.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Suger, французский аббат, в Britannica Online
  • [2] Аббат Сугер, в Средневековом тысячелетии, Стивен Мюррей
  • [3] Аббат Сугерий в Викиданных
  • [4] Герсон, Паула Либер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *