Готика . Франция: родина готики
Готика впервые появилась во Франции в 12 веке, а оттуда перекочевала в другие страны. В этой части поговорим о том, как это происходило.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Ольга ХлопонинаКандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Собор Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
3. Ланский собор, Франция, 13 век
4. Шартрский собор, Франция, 13 век
5. Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Руанский собор, Франция, 15 век
7–8. Нервюрный свод
Поговорим о родине готики —

Начнем с готического собора 👇
🌱 Собор Сен-Дени — колыбель готики. Именно здесь в середине 12 века впервые применили нервюрный свод. Отцом стиля часто называют аббата Сугерия — влиятельного мыслителя и политического деятеля, который руководил перестройкой Сен-Дени. Обновленный собор дал импульс для развития готического стиля по всей Франции.
*Нервюры — выступающие ребра, паутина из которых покрывает свод и передает часть нагрузки с него на опорные точки каркаса.
🔝 Собор Парижской Богоматери — самый большой храм ранней готики: высота центрального нефа 35 метров. От готического стиля здесь нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны. А от романского — массивные стены, приземистые столбы центрального нефа, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.
🏰 Собор в Лане стоит отдельно, как замок или монастырь. Этим он отличается от большинства французских соборов до и после него, которые обычно возвышались над домами посреди города.
⏳ Шартрский собор — переход к зрелой готике. Западный фасад построен в 12 веке, южная башня — в 13-м, северная — в 14-м. Внешне собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность, зато интерьер чисто готический.
📐 Собор в Реймсе — зрелая готика. В отличие от зодчих Шартрского собора, строители Реймсского совершенно не считались с остатками романской постройки. Поэтому новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.
🔥 Собор в Руане — поздняя, «пламенеющая» готика. В 14–15 века готическая архитектура перегружена декором, сложной резьбой, узорными нервюрами.
💡 Почти в каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. В Парижском — тема Богоматери, в Амьенском — идея мессианства и фигуры пророков на фасаде. Собор в Лане содержит аллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Шартр энциклопедичен, представляя все направления средневековой мысли и символическую картины мира. Реймсский собор выражает особую роль национальной идеи, в его оформлении использованы портреты французских королей.
🏠 А что с остальной архитектурой? Средневековые феодальные замки были неприступными крепостями — жизнь заставляла. В объединенной Франции такие крепости можно было строить только с разрешения короля, а с 14 века — только для самого короля и его приближенных. Частные дома были деревянными — и у простых, и у богатых горожан, хотя последние могли украшать дома резьбой.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться Строение готического собора
1. Персонажи Ветхого завета, Королевский портал западного фасада, Шартрский собор, Франция, 12 век
2. Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с ключами, северный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
3. Апостолы, южный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
4. Гаргульи, собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
5. Центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Коронование Девы Марии, вимперг центрального портала западного фасада, Реймсский собор, Франция 13 век
8. Встреча Марии и Елизаветы, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
9–10. Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
Теперь обсудим скульптуры. Для средневекового человека покрытые скульптурными изображениями стены были книгой, которую можно понять, не умея читать — разумеется, Библией.
Вот как это работало 👇
📖 Каждая часть собора была конкретной «страницей». В алтарной части изображали сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Новый завет, на северном — Ветхий завет, на западном — Страшный суд и конец света. Постепенно развивается пластика статуй, хотя фигуры еще не свободны от фона стены. Возникает S-образная поза («готическая кривая»).
⛪️ Эволюцию скульптуры в готике хорошо видно в Шартрском соборе. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится выразительнее, а образы — индивидуальнее.
📚 Городской собор был не только Библией, а библиотекой знаний вообще. Поэтому нравоучительная сцена могла соседствовать с развлекательной, а образы Апокалипсиса — с исторической хроникой или бестиарием (описанием животных).
💦 Соборы часто украшали гаргульи — каменные или металлические статуи жутких существ, из которых по водостоку вытекала вода. С их появлением связана легенда 7 века о Гаргулье: в окрестностях Руана жил огромный дракон, из пасти которого извергались то огонь, то мощные потоки воды. Он нападал на корабли и терроризировал местных жителей, которые приносили ему жертвы. Чудовище победил Святой Роман, епископ Руана: он усмирил его, и гаргульи стали служить христианству — отводить воду и охранять храм от греха и нечисти.
😇 Высшая точка расцвета готической скульптуры — декор Реймсского собора. На главном фасаде размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, каждая 4,5 метра высотой. Также на западном фасаде изображена сцена встречи Марии и Елизаветы. А на левом, северном портале фасада — знаменитый улыбающийся ангел, один из немногих в средневековом искусстве.
1. Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра. Пергамент, 1258–1270, Лувр, Париж
2. Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом. Миниатюра, 1326, Национальная библиотека, Париж
3. Жан Пюссель. Часослов Жанны д’Эвре. 1325–1328
4. Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье, 1452–1460
5. Жан Фуке. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, Царь Давид и амаликитяне, 1470
Завершим эту часть разговором о книжных миниатюрах. Живописи в современном понимании в готическом искусстве не было, но художники эпохи в полной мере проявили себя в создании иллюстраций для рукописных книг религиозного и светского содержания.
Вот почему они интересны 👇
📖 Стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Миниатюры — искусство интимного, камерного характера, в отличие от готических соборов, которые строили сразу для всех.
🌱 Развитие миниатюр связано с усилением светских тенденций в культуре. Даже в многофигурные композиции религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.
✍️ Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.
⏳ В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен.
В произведениях куртуазной литературы миниатюры воплощали идеал рыцарской любви, воспроизводили сцены окружающей жизни, как в Рукописи Манес (около 1320), становились более повествовательными.
👑 Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом (1326). Кто такой Давид? Юный златокудрый пастушок, которого втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах.
🗡 Мастер Псалтири Людовика Святого. Валаамова ослица (1258–1270). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Дорогу ему преграждает посланец Бога — ангел, которого видит только животное. Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.
курс Level One
Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽
650₽
подробнее о курсе
Характеристики готического стиля в сакральном строительстве — ЧАСТЬ 5
Готика — очень характерный стиль, в ней есть что-то тайное и она практически противоположна романизму. Глядя на здание, можно сразу сказать, что оно готическое. Исключение составляет неоготический стиль.
Во времена готики церковное строительство было выражением религиозного рвения и амбициозного соперничества между городами, поэтому говоря об этом стиле, стоит рассмотреть именно сакральную архитектуру.
Особенности религиозных зданий в готическом стиле
В готический период церкви чаще всего строились по плану базилики, хотя сохранилось и множество примеров использования заловых решений.
- Планировка. Базилики и залы имеют значительно вытянутую форму и продольный алтарь. Планировка дополняется часовнями. Фасад закрывается одной-двумя башнями. В Англии повторяется решение, заимствованное из романского периода – башня на пересечении центрального и поперечного нефа.
- Структура зданий. Готика характеризуется скелетной структурой. Использование контрфорсных и острых арок в конструктивных элементах и реберных сводов позволило практически полностью отказаться от глухих и тяжелых стен, заменив их цветными, яркими витражными окнами.
Вес потолка и сводов ложился не на стены, а на ребра из камня или кирпича с переносом на специальные столбы – контрфорсы. Контрфорсы примыкали к стенам храма или стояли на определенном расстоянии – тогда между ними и ребрами сводов находились контрфорсные арки.
- Конструкция контрфорса. В готике церковь чаще всего трехнефная, но может быть и пятинефной. Имеет прямоугольные пролетные поля с одинаковой толщиной аркадных столбов. Колонны идут от пола. Эти элементы образуют внутреннюю несущую конструкцию, к которой переходит весь вес свода. Наружная конструкция контрфорса состоит из откосов, а из них образуются опорные арки, поддерживающие стены и свод.
- Габариты построек. Церкви в готическом стиле характеризуются огромными размерами. Высота их башен порой превышает 100 м. Например, высота церкви в Солсбери — 123 м, в Ульме — более 160 м. Своды центрального нефа в готических сакральных постройках возвышаются примерно на 30 м над уровнем этажа. Стремление к таким габаритам скорее связано с желанием буржуазии занять главенствующее положение, такие грандиозные здания строились на средства богатых граждан.
Скромные церкви строились в религиозных бедных центрах.
- Смешение элементов из разных периодов готики. Наиболее характерная черта готических церквей — их грандиозность. Такие сооружения строились десятилетиями. Этим фактором легко объяснить разную высоту башен и частое несоответствие стиля декора фасада и внутреннего убранства — менялись поколения основателей, их вкусы и материальное положение.
- Реберные своды. В залах нагрузку приняли реберные своды. Правильные расчеты позволили рационально использовать реберные сечения и создать разные вариации причудливых реберных сводов: Звездный свод, в котором треугольные поля реберных сводов разделены на мелкие треугольники; Сетчатый свод с косыми пересекающимися ребрами; Хрустальный свод с расположением нескольких сводов под разными углами.
- Арки. Родина готики — Иль-де-Франс, но некоторые структурные решения были заимствованы из Нормандии, северной Италии и Англии. Пример — острая арка, встроенная в свод церкви бенедиктинского аббатства в Клюни (Бургундия), построенной в конце XI века.
Также острые арки можно увидеть в старых монастырских церквях в Сен-Гермер-де-Флай и Сен-Мартен-де-Шан.
- Отделка фасада. Стены зданий украшали темным обожженным кирпичом, выстроенным в виде геометрических узоров. Храмы украшали изваяния, тонкие архитектурные детали. Доминирующей формой была острая арка, относящаяся к форме свода. Острая арка изначально состояла только из двух секций полукругов. Готический стиль ее усложнил. Например, в Англии была придумана «арка Тюдоров», относимая к позднему готическому стилю. Это четырёхцентровая острая арка, над которой надстраивалась мелкая “кошачья арка”.
- Витражи. Благодаря контрфорсной конструкции здания, стены не имеют несущего значения, благодаря чему в боковых стенах и в алтарных стенах можно было сделать большие окна, заполненные разноцветными витражами. Окна стен центрального нефа и трансепта принимают форму розеток.
- Узоры. Первые узоры появились в соборе Нотр-Дам в Реймсе около 1211 года, и к тому времени они все чаще использовались, сначала в геометрической форме, со временем становясь все более и более декоративными.
Декоративный узор, заполнял верхний отдел окна.
Фото: источник
Элегантность готики подчеркивалась уникальными декоративными элементами. Особенности готической архитектуры: парящая, стройность, тонкие украшения нашли свое выражение и в живописи, скульптуре, мастерстве лепнины. Готические детали до сих пор сохранились в алтарях и каменных надгробиях правителей.
Скульптурное убранство зданий в готическом стиле
Готический стиль — это не только архитектурный каркас. Это невероятно красивое, гармоничное, захватывающее дух убранство.
Лепниной и резьбой в готических зданиях покрывали буквально все — капители основных и вспомогательных колонн, пересечения ребер, консоли, фасады. Внимание акцентировалось на порталах, увенчанных треугольными вимпергами, визуально увеличивающими здания, и галереях.
Арки украшались «гусеницами», их верхушки увенчивали цветами. В порталах место полуколонн занималось скульптурами правителей и пророков. Среди гипсовых орнаментов были цветочные и животные мотивы. Мастера использовали общеизвестные формы — виноградные лозы, плющ, листья клевера, дуба, полевые цветы. Цветочные мотивы переплетались с изображениями птиц и животных.
Скульптура в готическом стиле характеризуется реализмом и довольно четкой экспрессией. На такие работы нанимались глубоко верующие мастера, поэтому их работы отличаются четкой детализацией, где бы они ни находились — в поле зрения или на самой высоте.
Верх зданий украшали небольшие ниши, покрытые гипсом. Стены дополнительно украшались разноцветными фресками. Важнейший элемент готического интерьера — сложные алтари.
Все это обогащалось цветными лучами, проникающими сквозь красочные витражи. Витражи, состоящие из мелких элементов, со временем становились все богаче и сложнее. Полихромы, которыми украшались стены церквей, знакомили верующих с библейскими сюжетами или историей святых.
В конце XV века готика имела несколько направлений. Особенно были популярны эпатажная и кирпичная (ганзейская) готика. Ганзейская, также называемая северогерманской, развивалась в регионах с развитым кирпичным строительством — в северной Германии, странах Балтии. Пример этого направления — церковь Святой Марии в Штральзунде.
Список использованной литературы
- В. Кох – Стили в архитектуре;
- Н. Певзнер – История европейской архитектуры;
- Д. Уоткин – История западной архитектуры;
- Я. Белостоцкий – Искусство ценнее золота;
- Т. Броневский – История архитектуры для всех.
источник обложки
вернуться к списку статей
Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Родина готического стиля: Королевская базилика Сен-Дени
Королевская базилика Сен-Дени является не только первым настоящим образцом готического стиля в архитектуре, но и местом захоронения французских королевских особ. Было бы преуменьшением сказать, что это главная церковь в христианском мире.
Базилика Сен-Дени (французский: La Basilique royale de Saint-Denis , или просто Basilique Saint-Denis ) — большая средневековая церковь аббатства в городе Сен-Дени, ныне северном пригороде. Парижа. Здание имеет исключительное историческое и архитектурное значение, так как его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование всех элементов готической архитектуры. Посмотрите это короткое видео Академии Хана, чтобы освоить Готику.
Сен-Дени был святым покровителем Франции и стал первым епископом Парижа. Он был обезглавлен на холме Монмартр в середине третьего века вместе с двумя своими последователями, и, как говорят, впоследствии отнес свою голову на место нынешней церкви, указав, где он хотел быть похоронен. На месте его могилы был воздвигнут мученик , ставший известным местом паломничества в пятом и шестом веках.
Это место возникло как галло-римское кладбище в позднеримские времена. Археологические останки до сих пор лежат под собором; люди, похороненные там, похоже, имели веру, которая представляла собой смесь христианских и дохристианских верований и обычаев.
Около 475 Сент-Женевьев купила землю и построила Сен-Дени-де-ла-Шапель . В 636 году по приказу Дагоберта I мощи святого Дени, покровителя Франции, были перезахоронены в базилике.
Базилика стала местом паломничества и местом захоронения французских королей и королев, где были похоронены почти все короли с 10 по 18 века. . Более того, здесь было много царских гробниц прошлых веков.
Сен-Дени не использовался для коронации королей, эта функция была зарезервирована за Реймским собором; однако там обычно короновались французские королевы. «Сен-Дени» вскоре стал монастырской церковью растущего монастырского комплекса.
Здесь покоятся останки всех монархов Франции с 10 века до 1789 года, кроме трех. Некоторые монархи, такие как Хлодвиг I (465–511), изначально не были похоронены на этом месте. Останки Хлодвига I были эксгумированы из разоренного аббатства Святой Женевьевы, которое он основал.
В 12 веке аббат Сугерий перестроил часть церкви аббатства, используя инновационные структурные и декоративные элементы. Говорят, что при этом он создал первое по-настоящему готическое здание . Неф базилики 13-го века является прототипом стиля Rayonnant Gothic и послужил архитектурной моделью для многих средневековых соборов и аббатств северной Франции, Германии, Англии и многих других стран.
Вверху: готический хор Сен-Дени.
Дагоберт, король франков, правил с 628 г. до 637 г., и он заново основал церковь как Аббатство Сен-Дени, Бенедиктинский монастырь. Дагоберт заказал новый храм для размещения останков Сен-Дени, который был создан его главным советником Элигиусом, ювелиром по образованию.
Гробница короля Дагоберта в Сен-Дени внизу:
900 05
900 02 9000 2
Вверху и внизу: гробница короля Дагоберта
900 05
Когда Abbot Suger модифицировал церковь, фасад также был перепроектирован и включал в себя высокие, тонкие статуи из Ветхого Пророки и Короли, прикрепленные к колонкам (известный как «Ямбы») .
Эти статуи на косяках были привлекательным дополнением к готическому фасаду и впоследствии использовались в соборах Парижа и Шартра, построенных несколькими годами позже, и впоследствии стали характерной чертой почти всех готических порталов.
Над дверными проемами в центральном тимпане была вырезана надпись Христос во всем величии, демонстрирующая его раны, в то время как мертвые выходят из своих гробниц внизу. Над южным (правым) порталом были вырезаны сцены мученичества святого Дени, а над северным порталом была мозаика (ныне утерянная), хотя это уже было retardataire , или, как выразился Сугерий: «вопреки современному обычаю».
Французская революция, разрушение :
Делакруа Свобода, ведущая народ.
Из-за связей церкви с французской монархией и близости к Парижу аббатство Сен-Дени стало главной целью революционного вандализма. Все средневековые монастырские постройки были снесены в 1792 году, и, к сожалению, фасад церкви сильно изуродован руками революционеров. Они ошибочно полагали, что статуи на косяках изображали королей Франции. Из-за этой ошибки они испортили готические скульптуры, оставив нетронутой декоративную программу экстерьера.
К счастью, особенно для изучения истории искусства, у нас есть запись о том, как скульптуры косяка появлялись на рисунках Монфокона.
Скульптура барабанной перепонки также была повреждена.
Гробницы и статуи явно подвергались риску в это хаотичное время, и поэтому они были мудро перемещены более спокойными умами, чем умы надоедливых революционеров, в Французский музей памятников Александром Ленуаром в 1798 году.
На относительно короткий период мощи Сен-Дени были перенесены в приходскую церковь города в 1795 году; они были возвращены аббатству в 1819 году.
От первоначальной скульптуры осталось очень мало, большая часть того, что сейчас видно, является результатом довольно неуклюжих реставрационных работ в 1839 году. Некоторые фрагменты оригинальных скульптур сохранились в коллекции Музей Клюни в Париже.
Хотя революционеры оставили церковь стоять, она была деосвящена, ее сокровищница конфискована, а реликварии и литургическая мебель переплавлены из-за их металлической ценности (хотя некоторые предметы, включая чашу и акваманил, подаренные аббатству во времена Сугерия, были успешно спрятаны и сохранились до наших дней), а остальные царские гробницы осквернены.
Церковь была повторно освящена (вновь открыта) Наполеоном в 1806 году, а надгробные скульптуры вернулись в Сен-Дени, когда Французский музей памятников Ленуара был закрыт после восстановления монархии.
Королевские останки, однако, были оставлены в братских могилах, в которые они были помещены в 1798 году. Эдм Голль и Пьер Петито
Под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, известного своей работой над Нотр-Дам де Пари , церковные памятники, которые были вывезены в Музей французских памятников, были возвращены церкви. Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.
В церкви аббатства есть несколько прекрасных образцов могил трупов. Изображения многих королей и королев находятся на их могилах, но их тела были убраны во время Французской революции. Древние монархи были удалены в августе 1793 года, чтобы отпраздновать революционный Фестиваль Воссоединения, затем монархи Бурбонов и Валуа были удалены, чтобы отпраздновать казнь Марии-Антуанетты в октябре 1793 года. Тела были сброшены в три траншеи и покрыты известью, чтобы уничтожить их.
Археолог Александр Ленуар спас многие памятники, объявив их произведениями искусства для своего Музея французских памятников. Тела нескольких монархов Англии Плантагенетов также были вывезены из аббатства Фонтевро во время Французской революции.
Вверху изображения на гробнице Генриха II и Екатерины Медичи, вырезанные Жерменом Пилоном.
Тела обезглавленного короля Людовика XVI, его жены Марии-Антуанетты Австрийской и его сестры мадам Елизаветы изначально были захоронены не в Сен-Дени, а на кладбище Мадлен, где они были покрыты негашеной известью.
Тело дофина, умершего от болезни и небрежности от рук своих революционных похитителей, было погребено в безымянной могиле на парижском кладбище возле Храма.
В 1817 году восстановленные Бурбоны приказали вскрыть братские могилы, но нетронутыми остались только части трех тел. Остальные кости от 158 тел были собраны в склеп в склепе церкви, за мраморными плитами с их именами.
Во время реставрации Бурбоны приказали искать трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты, но были найдены лишь несколько костей, предположительно принадлежащих королю, и комок сероватого вещества, содержащий дамскую подвязку, обнаруженный 21 января 1815 года. были доставлены в Сен-Дени и похоронены в новом склепе Бурбонов.
Король Людовик XVIII после своей смерти в 1824 году был похоронен в центре склепа, рядом с могилами Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В склепы также были помещены гробы членов королевской семьи, умерших между 1815 и 1830 годами.
Церковь, включая архитектурную скульптуру и витражи (от которых сохранилось очень мало средневекового стекла), была тщательно отреставрирована в середине девятнадцатого века Эженом Виолле-ле-Дюком, тем же архитектором, который отвечал за восстановление церкви. Собор Нотр-Дам. По указанию Виолле-ле-Дюк церковные памятники, вывезенные в Музей французских памятников, были возвращены церкви.
Нынешнее расположение гробниц не соответствует их средневековому расположению.
Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Аббат Сугерий и рождение готики
Аббат Сугерий в окне амбулатории аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, Париж.
Фото: современный художник [общественное достояние]
13 января 1151 года скончался французский аббат, государственный деятель, историк и один из первых покровителей готической архитектуры Сугерий . Восточный конец церкви базилики Сен-Дени, построенной аббатом Сугерием и завершенной в 1144 году, часто называют первым по-настоящему готическим зданием, поскольку он объединяет многие архитектурные формы, которые произошли от романского и олицетворяют готический стиль.
«Новый шевет, соединенный с притвором,
Церковь сверкает, освещенная в ее срединном сосуде,
Ибо светоносно то, что соединяет в ясности два источника света.
Знаменитая работа сияет новой яркостью.
Расширение проведено в наше время.
Это я, Шугер, руководил работой».
– Жест Людовика VI от имени Сугерия
Происхождение Сугерия
Сугерий родился в крестьянской семье примерно в 1081 году. Происхождение его семьи неизвестно. Несколько раз в своих произведениях он предполагает, что у него было скромное происхождение, хотя это может быть просто топосом или условностью автобиографического письма. В 1091 году, в возрасте десяти лет, Сугерия отдали в сплющивание в аббатство Сен-Дени (святого покровителя Франции, якобы принесшего христианство в Галлию), где он начал свое образование. Он обучался в монастыре Сен-Дени де л’Эстре и там впервые встретился с Луи Капетом, будущим королем Франции Людовиком VI, в качестве своего одноклассника. С 1104 по 1106 год Сугерий посещал другую школу, возможно, при аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар.
В 1106 году он стал секретарем аббата Адама Сен-Дени. В следующем году он стал ректором Берневаля в Нормандии, а в 1109 году — Тури. Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя. На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции. В 1118 году Людовик VI отправил Сугерия ко двору папы Геласия II в Магелоне (в Монпелье, Лионский залив), и он жил с 1121 по 1122 год при дворе преемника Геласия, Каликста II.
Аббат Сен-Дени
По возвращении из Магелона Сугерий стал аббатом Сен-Дени в 1122 г. До 1127 г. он занимался при дворе в основном светскими делами королевства, а в течение следующего десятилетия посвятил себя себя к реорганизации и реформе Сен-Дени. В 1137 году он сопровождал будущего короля Людовика VII в Аквитанию по случаю женитьбы этого принца на Элеоноре Аквитанской, а во время Второго крестового похода служил одним из регентов королевства (1147–1149). ). Он резко выступил против развода короля, сам посоветовав жениться. Хотя он не одобрял Второй крестовый поход, он сам, в момент своей смерти 13 января 1151 года, начал проповедовать новый крестовый поход.
Сугерий вернул монахов Сен-Дени к жизни более благочестивой и религиозной, чем та, которую они знали при их предыдущем аббате Адаме, где монахи получили известность за чрезмерно светское поведение. По настоянию Бернара, аббата Клерво и близкого советника папы и величайшего духовного лидера Европы того времени, Сугерий исправил эту ситуацию.
План восстановления Сен-Дени
Около 11:37 аббат Сугерий, друг и доверенное лицо французских королей, Людовика VI и Людовика VII, решил восстановить великую церковь Сен-Дени, усыпальницу французских монархов. , который пришел в упадок. Сугерий начал с западного фасада, реконструировав оригинальный каролингский фасад и спроектировав фасад Сен-Дени как эхо римской арки Константина с ее разделением на три части и тремя большими порталами, чтобы облегчить проблему заторов. Окно-роза над западным порталом является самым ранним из известных примеров, хотя в целом ему предшествовали романские круглые окна.
Западный фасад Сен-Дени до демонтажа северной башни (ок. 1844–1845 гг.), работа Феликса Бенуа (1818–1896 гг.) Сугерий перешел к реконструкции восточной части, оставив в использовании каролингский неф. Он спроектировал хор (алтарь), который будет залит светом. Для достижения своих целей его каменщики использовали несколько новых черт, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, амбулатория с расходящимися часовнями, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и контрфорсы. что позволило вставить большие окна фонаря.
Готический хор Сен-Дени,
фото: Пьер Пошадель [CC BY-SA 3.0]
Готический прототип собора
Новое строение было завершено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Его часто называют первым зданием в готическом стиле. Спустя сто лет старый неф Сен-Дени был перестроен в готическом стиле, получив в трансептах два эффектных окна-розетки.
Сочинения Сугерия
Сочинения Сугерия варьируются по тематике от историй королей Людовика VI и VII ( Historia gloriosi regis Ludovici ) до рассказов о его аббатстве и строительстве Сен-Дени ( De Rebus in Administratione sua Gestis, Libellus Alter de Consecratione Ecclesiae Sancti Dionysii, Ordinatio ) Ученые приписывают огромное значение этим текстам, без которых сомнительно, чтобы Сугерий и его церковь в Сен-Дени получили такое же академическое внимание.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Suger, французский аббат, в Britannica Online
- [2] Аббат Сугер, в Средневековом тысячелетии, Стивен Мюррей
- [3] Аббат Сугерий в Викиданных
- [4] Герсон, Паула Либер.