Резьба на наличниках: Шаблонная резьба на наличнике из Пошехонья

Содержание

Оконные наличники деревянной Самары: типы резьбы, ее символы и фестиваль «Бережём наличники» | Другой город

В августе 2021 года в Самаре стартует первый в истории города проект по изучению и сохранению  наличников деревянных и каменно-деревянных домов исторического центра. Зданий, наиболее уязвимых перед угрозой сноса. Счет деревянных домов, которые могут исчезнуть в ближайшую пару лет, идет даже не на десятки, а на сотни. А это значит, что нужно начинать спасательную операцию.

Что более всего привлекает нас в деревянном зодчестве Самары? Конечно же, многообразие декоративного убранства. И здесь наличники (прежде всего оконные) играют одну из главных ролей. И если мы просто любуемся ими, то для наших далеких предков они имели сакральное значение.

Известный историк, академик Борис Рыбаков считал, что наличники являлись барьером для недопущения в жилище злых духов. В своей монографии «Язычество древней Руси» он писал: «Щели в оконницах, сквозняки, зимний хо­лод, все то, что могло причинить болезнь,— все это преображалось в со­знании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навий, несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.

В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон представляет очень большой интерес — ведь оконный проем это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно».

Здесь стоит оговориться, что непосредственно в Средневековье окна деревянных зданий наличников не имели. Да и сами окна были малы по размерам. Они затягивались бычьим пузырем, позднее — слюдой, а небогатые люди и вовсе обходились без них. Окна в их избах отсутствовали — теплоизоляция была важнее возможности поглядеть на белый свет. Появлению наличников в их современном виде способствовало открытие в России стекольных заводов, первый из которых начал свою работу в 1634 году.

Помимо древних языческих символов, деревянное зодчество впитало в себя и многие другие элементы. Например, детали больших архитектурных стилей — классицизма, барокко, модерна и т.д. Как отмечал самарский краевед Емельян Гурьянов, «домовая резьба — это не только наглядная форма проявления творческой деятельности народов, но и одно из сильных художественных средств отражения их социально-экономического бытия, культуры, мировоззрения и эстетических понятий».

С этим можно согласиться, учитывая то, что на некоторых деревянных домах, построенных в советское время, можно встретить декор в виде пятиконечных звезд с серпом и молотом.

Источник фото

Также Емельян Гурьянов считает, что «резьба — это традиционно-демократическое, всегда открытое и доступное понимаю народное искусство, рассчитанное на широкий круг зрителей».

Те самые зрители должны были домом и его оконным наличниками любоваться, а это значит, что декоративное убранство не должно было отставать от соседей по улице и кварталу. Наверное, поэтому в историческом центре порою даже маленькие по размерам дома обладают очень богатой резьбой.

Основные виды деревянной домовой резьбы

Скульптурная. Более всего распространена на русском Севере. Для этой резьбы характерно наличие скульптур конских голов и птиц на конструкциях крыши.

Скульптурный оберег-«конек» на крыше дома в Архангельской области

Рельефная (она же — «глухая», «корабельная»). Весьма трудоемкий вид резьбы, при исполнении которой снимается фон, так называемая «земля», вокруг пластической формы изображаемого узора. Из инструментов используются долото и стамеска. Рельефная резьба характерна для верхнего Поволжья — Нижний Новгород, Рыбинск и т.д, а также встречается в Сибири (Иркутск).

Архитектор Ваган Каркарьян: «Навершие наличника — редкий пример глухой резьбы с «сиянием», волютами и растительным орнаментом». Улица Самарская, 90.

— Пропильная (она же «прорезная» и «сквозная»). Самый молодой вид резьбы, появившийся в последней трети XIX века. В ее основе — сквозное пропиливание силуэта узора на плоской доске, которое можно было легко произвести при помощи широко распространившегося в то время лобзика.  Пропильная резьба была наиболее проста в изготовлении, а следовательно — доступна широкому кругу заказчиков. Узор, выполненный в этой технике и наложенный на какую-либо поверхность, называют накладной резьбой.

Дом купца Левина (Самарская, 106), богато украшенный пропильной и накладной резьбой

Сама по себе эта тема достойна научной диссертации, но мы попытаемся выделить несколько ведущих мотивов.

Языческие символы

Один из самых известных и часто встречающихся изображает солнце. Солярные знаки в том или ином виде присутствуют на сотнях деревянных домов Самары.

Пример: Ленинская, 107. Оконные наличники и лопатки (вертикальная плоская доска на краю фасада) украшены символами восходящего солнца в виде полукруга с лучами и розетками (круглая деталь, напоминающая цветок).

Также на лопатках вы можете видеть еще один хорошо читаемый символ — древо жизни. Можно его найти и на наличниках. Например, на доме мещан Евсеевых (Фрунзе, 21 / Комсомольская, 51).

Древа жизни (обратите внимание — их ветви всегда направлены вверх) и стоящие на них Берегини украшают нижнюю часть наличников.

Растительный орнамент

Встречается часто, но от того не менее ценен. Вот пример с улицы Комсомольской: подоконную доску украшает симметричный пропильно-накладной узор, образец растительного орнамента.

Геометрический орнамент

Детали в виде различных геометрических фигур украшают оконные наличники многих деревянных домов Самары. Но в некоторых случаях они вытесняют все прочие виды орнаментов.

Зооморфные мотивы

Деревянные дома Самары часто украшены кронштейнами в виде стилизованных изображений птиц, лошадиных голов или ящеров. А вот оконные наличники представители фауны посещают реже. Но тем не менее отыскать их можно.

Вот оконный наличник дома на Самарской, 184, который архитектор Ваган Каркарьян описал следующим образом: «Между свисающих бахромой прорезных подзоров и треугольным фронтоном наличника окна видны стилизованные изображения птиц — символы семейного гнезда , праведных душ».

Ближайшие соседи

Говоря о деревянном зодчестве и оконных наличниках, нельзя не упомянуть и о Сызрани. Второй по старшинству город Самарской губернии был практически полностью уничтожен страшным пожаром 1906 года. Он был отстроен заново, в том числе и силами строительных бригад с Верхней Волги — Ярославской, Костромской и Нижегородской губерний. Поэтому здешняя деревянная резьба подчас серьезно отличается от самарской.

Помимо свойственного нашему городу русского стиля и эклектики в Сызрани явственно ощущается влияние архитектуры деревянного барокко. Многие оконные наличники выглядят массивно и основательно за счет боковин в виде фигурных полуколонок и криволинейных сандриков с симметричными волютами.

Барочные элементы, особенно волюты, также являются распространённым элементом оконных наличников Иркутска.

А вот в Самаре они наперечет. Все-таки главная ударная сила нашего деревянного зодчества — богатая, ажурная пропильная резьба.


После краткого экскурса в историю и типологию оконных наличников поговорим о проекте «Бережем наличники», который стартует в Самаре 19 августа. Его цель проста — запустить цепочку общественных инициатив, направленных на изучение, сохранение и популяризацию элементов русского деревянного зодчества.

Одним из осязаемых итогов проекта станет арт-объект под названием «Снято». О том, как он будет создаваться и что из себя представлять, расскажет один из его организаторов, художница Серафима Колесникова:

«К сожалению, люди ценят то, что уже потеряли. Хотелось бы, чтобы проект «Бережем наличники» помог осознать ценность наличников сейчас, а не потом, когда их не станет.

Арт-объект «Снято» займет место на стене дома 192 по улице Чапаевской. «Снято» — это о том, что мы теряем, об исчезающем старом городе. Все наличники будут сняты со сгоревших, подлежащих сносу домов администрацией города, восстановлены волонтёрами, изнутри заколочены досками, размещены на глухой стене дома, что тоже очень символично.

Примерно так будет выглядеть арт-объект «Снято».

QR- код рядом с арт-объектом будет вести на ресурс о самарских наличниках с фотографиями, рассказами и маршрутами. Арт-объект создадут участники проекта «Бережем наличники» с 21 по 29 августа».

Набор участников проекта «Бережем наличники» продолжается. Для участия в нем вам необходимо пройти регистрацию на сайте.


Использованная литература:

1) Иван Хафизов. «Наличники. Центральная Россия», 2019.
2) Ваган Каркарьян. «Тайны деревянных украсов Самары», 2012.
3) Виталий Самогоров, Елена Сысоева, Юлия Черная. «Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX – начала XX века», 2011.
4) Елена Сысоева. «Деревянная архитектура Сызрани начала XX века», 2011.
5) Борис Рыбаков. «Язычество древней Руси», 1987.
6) Емельян Гурьянов. «Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья», 1982.

Современные фото: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В НАЛИЧНИКАХ ОДОЕВА

Герб Одоева Тульской области (1777 г. )

ФАУСТОВА Э.Н.
СИМВОЛИКА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В НАЛИЧНИКАХ ОДОЕВА

Небольшой старинный городок Одоев Тульской губернии имеет долгую историю. Об Одоеве упоминается в летописях под 1380 год в связи с Куликовской битвой, поскольку Одоевская дружина участвовала в этой историческом событии и сыграла в нём важную роль. Много веков город строился, развивался, процветал.

Однако, к сожалению, к сегодняшнему дню мало что сохранилось из прежних времён. Отзвуком красоты ушедшей эпохи, а также процветания бывшей вотчины князей Одоевских и Воротынских являются сохранившиеся до сегодняшнего дня элементы декора старинных зданий – как каменных, так и деревянных.

На сегодняшний день здесь осталось совсем немного исторически и художественно ценных фрагментов в украшении деревянных домов, причём в основном в очень запущенном состоянии. Как правило, такого рода наследие обнаруживается преимущественно в резных карнизах и в традиционном убранстве окон – в наличниках.

В России – как в сельской местности, так и в городах – люди традиционно оформляли окна своих жилищ сложной деревянной резьбой, которая являлась не только художественным украшением, но также с её помощью передавался глубокий символический смысл. Создавая порой истинные художественные шедевры, мастера использовали различные технические приёмы – как выемчатую, глубинную резьбу по цельной доске, так и пропильную, сквозную резьбу, выполнявшуюся специальной пилой. Применялась также и рифлёная резьба, которой обычно делались орнаментальные украшения. Часто в оформлении одного наличника мастера использовали различные техники, что придавало обрамлению окна и сопровождающим его причелинам особую эстетическую ценность.

В настоящее время большинство старых деревянных домов в Одоеве находятся в аварийном состоянии – многие из них долгие годы не ремонтировались, а многие уже брошены бывшими владельцами, стоят полуразрушенные, часто тронутые огнём.

И всё-таки в городе пока ещё можно встретить образцы прекрасного украшения окон в старинных домах, сохраняющих сакраментальный смысл древних символов. Традиционная русская резьба, которой окружали оконные проёмы, вплоть до первой трети ХХ века, являлась не только и даже не столько украшением, сколько продуманной системой охранительных символов, своеобразных оберегов открытых входов в дом. Несмотря на то, что в России со временем широко распространялось христианство, архаические языческие представления людей о мироздании [1] веками сохранялись в украшении жилищ, мебели, предметов обихода, вышивке, гончарных и даже металлических изделиях. И хотя в более поздние времена зачастую многие элементы воспроизводились просто по традиции, без глубокого осознания их значимости для бытия дома, всё-таки в них оставалось то символическое содержание, которое вкладывали в них наши предки.

Особенно многозначным было украшение фасадов изб, в особенности окантовки окон, поскольку застеклённая часть казалась уязвимой, доступной для злых духов. В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху.

С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце. И потому в резных наличниках, в середине навершия прежде всего привлекает внимание присутствие разнообразных солярных знаков, которые воспринимались людьми как оберегающие дом символы.

Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества. Обычно изображение светила, как и его условного знака, считалось защитой от тьмы, от ночной нечисти. Так, в полуразрушенном бревенчатом доме по улице Виноградова, №5 в навершии (подкарнизной доске) наличников окон в центре присутствуют выдолбленные глубоким рельефом полусолнца, символизирующие солнце в зените.

Они накладные, поскольку выполнены на отдельных досках и затем прикреплены к строению. По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой).

Центральный образ по-настоящему лучезарный – в середине навершия небольшой полудиск, и от него во все стороны отходят 24 сначала расширяющихся, а к концу заострённых луча, вырезанных в форме стрелок. Они воспринимались жителями как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло, и ассоциировались ими как надёжный оберег против тёмных, злых сил и всякой нечисти. Иногда такое изображение светила связывалось с представлением о летнем солнцестоянии.

1. Ул. Виноградова, №5. Солярный знак.

2. Ул. Виноградова, №5. Современный вид с улицы Гвардейской.

Восприятие этого знака человеком определяется интенсивностью освещённости. При ярком солнце тени в заглублённых бороздках между лучами подчёркивают свечение выпуклых радиусов-лучей, и этим эффектом создаётся особая выразительность как бы светящегося своим светом образа. В сумеречном, вечернем освещении смягчаются грани, и оттого образ воспринимается целостно – светлым лучистым полукругом выделяется на общем более тёмном фоне.

Кроме того, не очень хорошо, но всё-таки в целом сохранился половинный солярный знак в наличнике дома по ул. Селивёрстова, №15, выдолбленный в цельной доске способом глухой резьбы. Это также полукруг, из которого расходятся линии двенадцати лучей. Простое, срубленное из досок с чёткими годовыми кольцами окно, как бы осеняется единственным украшением – ярким лучистым солнцем. Оно большого размера и венчает пространство в центре над оконным проёмом. Но в отличие от солярного знака на улице Виноградова здесь есть внешний полукруг, как бы ограничивающий распространение лучей и сберегающий свет и тепло для этого окна. Такое же ограничение мы видим и на слабо сохранившемся (более старом) выдолбленном глухой резьбой солярном знаке на доме по Первомайской улице.

3. Ул. Селивёрстова, 15.

4. Ул. Первомайская.

В Одоеве также встречаются довольно старые солярные знаки, выполненные в другой технике. Так, например, в доме №17 по улице Селивёрстова солнце располагается в чердачной части над карнизом – над всеми тремя окнами. Оно сделано из отдельных дощечек-лучей, которые выложены вокруг солнечного полудиска. Сами лучи довольно широкие и чередуются по своей длине, при этом самые длинные образуют своеобразную корону в центре. Такие мощные лучи, несомненно, означали надёжную охрану дома. Это жилище построено, скорее всего, в конце ХIХ века (если не ранее), и хотя само оно не совсем традиционно, расположение солярного знака наверху и в центре отвечает общепринятому правилу. Кроме того, следует отметить, что в данном случае это не условный знак, а фактически воспроизведение реального образа солнца со всеми его атрибутами (диск, равно распространяющиеся в стороны лучи).

5. Улица Селивёрстова, №17.

С древних времён образ солнца служил главным стражем, осознавался людьми как защита дома от злых сил. Казалось бы, солнце освещает и греет, и уже этого смысла должно было быть достаточно для того, чтобы помещать его над окном. Особое значение солнца как оберега идёт от язычества, от мифологических представлений, когда люди поклонялись Солнцу-Дажьбогу как высшему божеству, соединявшему в себе многообразные значения. Этот бог даёт, дарит свет, тепло, символизирует жизненную силу. В резных солярных знаках в сознании людей соединялись физические свойства и мистические значения главного светила.

Кроме того, солярные знаки, по утверждению Б.А. Рыбакова, имели не только функциональное, защитное назначение, но также отражали целостное мировоззрение человека того времени, его представления о мироздании. В космологической системе человека того времени центром было солнце, которое олицетворяло высшую силу, вызывало у людей суеверный трепет перед его дарующими жизнь свойствами – светом и теплом, от которых зависел урожай. Однако не только полезные для человека и мистические смыслы, которые привносились в образ солнца, оценивались людьми. Их также восхищала красота небесного светила, и эстетический аспект отразился в гармоничности солярного знака, – в частности, и в сохранившихся на одоевских домах.

Следует отметить, что в оформлении большинства сохранившихся наличников в Одоеве присутствует условный знак солнца, а не воспроизводящий реальное светило. Чаще всего это ромбы различной конфигурации. В некоторых случаях стремление к художественному орнаментальному оформлению, к красоте приводит к выразительной декоративности солнечного образа. Это особенно ярко выражено в богато украшенном доме №80 по улице К. Маркса, который в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

6. Ул. К. Маркса, № 80. Декоративно украшенный символ солнца.

В самом наличнике размещается сложный знак солнца: завитки вокруг центрального круга несут не столько декоративную функцию, сколько обозначают непрерывное движение Солнца по небу.

И это уже условные изображения. Подобного рода резьба, хотя и менее вычурная, помещена также на доме №9 по улице Октябрьской. Солярный знак, возвышающийся в центре навершия, также изображён с завитками – как вечно движущийся диск, неусыпно охраняющий покой дома.

7. Ул. Октябрьская, №9. Условный солярный знак.

В основном с древних времён условным обозначением солнца являлось изображение ромба. В наличниках Одоева довольно часто встречаются простые ромбы разного размера, как, например, на окнах относительно нового дома №43 по Гвардейской улице.

8. Ул. Гвардейская, 43. Ромбы как условные символы солнца.

При этом вытянутые ромбы также традиционно размещаются и справа, и слева по боковинам как символы восходящего и закатного солнца. Тот факт, что они расположены как бы по кругу, а не только в верхней части наличника и в боковинах, но также и в нижней части, означает, что они круглосуточно со всех сторон оберегают доступ в дом. Следует отметить, что удлинённый ромб, расположенный снизу, именно на этом месте прежде ассоциировался также и с символикой земли.

На некоторых домах изображение реального солнца в виде круга и условного знака ромба сочетаются и образуют солярный знак, несущий одновременно символический смысл триединого образа восходящего, стоящего в зените и заходящего солнца. Это можно видеть, например, на доме № 40 по улице К. Маркса, где в центре расположен относительно крупный по размеру ажурный ромб, составленный из цветка и направленных в разные стороны ростков, а по всем четырём углам небольшие круги в виде стилизованных розеток с 12-ю лучами. Здесь эти знаки стандартно выражают движение солнца по небосводу. Следует отметить, что такого рода розетки также иногда воспринимались как громовые знаки.

По боковинам расположены также довольно условный растительные знаки – цветок с листьями, направленными вверх и вниз. И хотя они помещались, скорее всего, чтобы просто украсить окно, в старые времена такой рисунок символизировал росток. Как ни фантастично это выглядит, такой росток восходит к архетипу Мирового древа, который выражал в представлении славян соединение трёх миров: мир мертвых (Навь), горний мир (Правь) и Явь (земной мир людей). Во взаимосвязи этих миров воплощалось движение времени – от прошлого, к настоящему и далее к будущему.

Известно, что впоследствии всем этим элементам украшения уже не придавалось такого значения, какое в них вкладывали предки, однако мастера по традиции помещали солярные знаки на положенных местах наличников окон. Возможно, просто изображение светила воспринималось как красивая декоративная деталь. Хотя следует отметить, что на этом доме все украшения примитивны и выполнены далеко не художественно.

9. Ул. К. Маркса, №40, общий вид.

10. Окно дома по К. Маркса, №40.

С древности символом солнца являлось также изображение креста, вписанного в круг. В резьбе это чаще всего крест с равными по размеру концами. Такое изображение не имело отношения к христианству, поскольку по времени предшествовало крещению Руси. «…Крест в круге… применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную». Крест как бы расширял значимость солярного знака, распространял его на всё небесное пространство.
В Одоеве крест в круге украшает дом по ул. К. Маркса, №80, а также дом №9 по Октябрьской улице. В первом случае это изображение десятилепесткового диска со вписанным крестом, который расположен под углом к горизонту, и такое положение символизировало земной огонь. На Октябрьской улице крест вписан вертикально стоящим, опирающимся на землю. Это соответствовало многозначно читаемой символике. Во-первых, такое положение могло указывать на четыре стороны света, во-вторых, на четыре положения солнца в течение года – два солнцестояния и два равноденствия, а также на четыре времени суток. Это соответствует языческим представлениям солнцепоклонничества и не имеют отношения к христианским символам. Сами розетки на обоих фасадах повторяются многократно, и от этого они также приобретают орнаментальное значение.

11. Ул. К. Маркса, №80. Солярные розетки с «косыми» крестами.

12. Ул. Октябрьская, №9. Солярные розетки с вертикально стоящими крестами.

Отверстия в лепестках диска вокруг креста символизируют звёзды. В целом такой знак как бы воплощает небесную сферу. Человек вписывал себя во вселенную, ощущал себя частицей мирового пространства. И привлекая эти образы в обрамление своеобразных «глаз» дома, надеялся на их волшебную силу.

Кроме того, в Одоеве также можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем.

«В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозо¬вым знаком… Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями [2]» . Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.

Образы резных коней носили название «охлупень». Выразительные кони присутствуют в навершии наличника того же дома №17 по улице Ленина, а также на наличнике дома по адресу улица 50-летия Октября, №3.

13. Ул. Ленина, №17. Кони (Охлупень).

14. Улица 50-летия Октября, №3. Кони.

Эти образы фактически усиливают динамику солнечного знака: быстрые кони символизируют неостановимое дневное движение солнца по небосводу. Ночное движение обычно выражалось образами птиц, но ничего подобного в Одоеве не обнаруживается. Здесь также помещено изображение коня на кронштейне под карнизом.

Поскольку в целом рисунки на этих наличниках аналогичны, можно предположить, что они могли быть сделаны в одно время, возможно одним мастером и по одному лекалу, но также вполне можно допустить, что один из них был образцом для другого.

Постепенно в резьбе утрачиваются прежние закодированные смыслы, и образы как бы «размываются». Примером такого явления может служить наличник в доме №9 по улице 50 лет Октября. Здесь фактически простое подражание старым образцам, когда уже не осознаётся внутренний смысл отдельных элементов, приводит к вульгаризации украшения.

Ул. 50-лет Октября, 9. Образец упрощённого подражания.

Однако в этом наличнике, несмотря на упрощение рисунка, всё-таки просматривается в навершии подобие бывших коней, а по боковинам – символы солнца и небесных хлябей. При этом также утрачивается художественность резьбы, появляется «ярмарочная» раскраска. Можно сказать, что это лишь искажённые отзвуки подлинной символической резьбы старых мастеров, вкладывавших в каждую деталь глубокий смысл и эстетическое чувство.

Большое значение в резном украшении наличников имели громовые знаки, которые, как правило, сопровождали образы солнца. Традиционный громовый знак – это шести- или реже восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. В давние времена этот символ называли Перуновым или Громовым знаком, и чаще всего он помещался на причелинах, декоративных досках и иногда в наличниках окон деревянных изб в качестве оберега от гнева Громовержца. По другой версии – это символ, оберегавший жилище от попадания в него молнии, т.е. он служил своеобразным магическим громоотводом. Кроме того, «громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе [3]» . Такую шестиконечную розетку, помещённую в круг, называют ещё «колесом Юпитера», что сближает этот образ с античным богом Юпитером-Громовержцем. Кроме того, иногда этот знак означал смену дня и ночи.

В Одоеве громовые символы встречаются нечасто, и их чаще помещали не в сам наличник, а в общем традиционно – на причелине. Восьмилучевая розетка помещена на декоративной доске между окнами дома по Октябрьской улице №70, над ней изображено звёздное небо с отверстиями звёзд, а под ней по традиции – «хляби небесные», огибающие землю. Также ярко выделяется такое недавно поновлённое белой краской колесо с шестью спицами в середине узора причелины в доме №15 по улице К. Маркса.

15. Ул. Октябрьская, 70.

16. Ул. К. Маркса, №15.

Нижняя доска наличника (так называемая подоконная) чаще всего несла смысл земли, плодородного поля, что чётко выражено ромбом особой удлиненной формы в наличнике дома по адресу Виноградова №27. В этом наличнике символическое содержание выражено весьма лаконично – в основном ромбами, значение каждого из которых связано с его положением и особенностью формы.

17. Ул. Виноградова, 27. Символика ромбов.

Здесь простая крыша – верхняя доска весьма условно означает небесную твердь, под ней волнистая горизонтальная линия – запасы небесных вод, верхний ромб – солнце в зените, боковые ромбы – солнце на восходе и закате, а нижний ромб – земля. Следует заметить, что боковые ромбы обрамлены струйками воды. В таком, на первый взгляд, простом украшении всё-таки отражена главная суть традиционной оберегающей символики оконного проёма.

Следует также сказать, что в декоре наличников в Одоеве можно обнаружить круги, покрытые небольшими круглыми отверстиями. Как правило, они обозначают зёрна, особенно когда они расположены ниже тверди небесной, солярных знаков и небесных вод. Сам круг в таком случае являлся символом засеянной земли, означавшим в представлении человека плодородное поле.

Такие знаки можно видеть вдоль всей длины карниза в том же доме №17 по улице Ленина, которое прекрасно в своём искусном узорочье. Здесь карниз изливает небесную влагу с помощью образов женских грудей, орошающих землю. Под карнизом чередуются шестиконечные звёзды, обозначающие громовые знаки, и круги со сквозными отверстиями, несущими смысл земли, засеянной зернами. Снизу этот ряд подчёркивается двумя рядами круглых отверстий, подведённых волнистыми линиями, – неисчерпаемыми запасами необходимой для урожая влаги.

18. Ул. Ленина, №17, фрагмент карниза и подкарнизной доски

При внимательном рассмотрении звёзд можно заметить, что лучи повёрнуты в них как бы в вихревом движении – это свидетельствует о стремлении передать подвижность всей жизни небесного свода. Отметим, что кронштейны в этом доме сделаны в форме солярных коней.

В наличниках Одоева также обнаруживаются традиционные доски-«полотенца», размещённые по боковым сторонам окон. Иногда в их декоре повторяются ромбы-солнца, иногда их украшение ассоциируется с небесными водами – «хлябями». Небо в славянских поверьях было двухслойным: оно состояло из верхнего неба – «тверди» и нижнего слоя – «хлябей небесных». В Большом Энциклопедическом словаре слово «хляби» объясняется как «бездна, водная глубина», что в космологическом сознании человека того времени означало, что небеса – источник, дарующий и свет, и спасительную влагу.

Примером таких полотенец может служить уже довольно упрощённые наличники домов поздней постройки по Гвардейской улице, №16 и №29. Здесь небо условно обозначено традиционной «крышей», обозначающей «твердь», а боковины скромно украшены полотенцами с мелкими шариками – символическими капельками дождя.

19. Ул. Гвардейская, №16. 20. Ул. Гвардейская, №29.

Приблизительно то же самое можно увидеть и в доме №29 по той же Гвардейской улице. Здесь небесные хляби как бы прорываются сквозь небесную твердь и светлыми струями стекают вниз. К сожалению, немыслимые краски затрудняют восприятие скрытых смыслов украшения наличников и делают несколько вульгарным общий вид окна.

Отметим, что «крыши» наличников в Одоеве весьма разнообразны. Здесь обращают на себя внимание изысканно украшенные орнаментальной резьбой по уже известным адресам – К. Маркса, №80, Октябрьская, №9, где каждая деталь художественно выполнена и имеет осмысленное символическое значение.

В Одоеве можно увидеть такое оформление крыши наличника, которое воспринимается как простой орнамент, и в целом кажется, что украшение дома не несёт особого символического смысла. Такое явление отмечается в старом доме на улице Победы, № 20, где замечательный солярный знак в виде многолучевой розетки вынесен на причелину. Крыша самого наличника украшена ритмически повторяющимися знаками, которые могут трактоваться весьма широко. Круглые отверстия в верхнем ряде орнамента навершия могут означать капли дождя.

21. Ул. Победы, 20. Солярный знак на причелине, навершие наличника.

Ниже, как бы вторым рядом крыша наличника украшена полукружьями, символизирующими женские груди, связанными с образами небесных богинь рожаниц, которые проливали влагу на поля. По всему периметру окна изображены многочисленные капли дождя и волнистыми линиями, и крупными отверстиями.

22. Ул. Пролетарская, 71. Крыша навершия.

Здесь двускатная крыша образует своеобразный фронтон, который традиционно обозначает небесную твердь и преломляется с двух сторон от знака солнца. Изнутри она обрамлена полукружьями, которые также изображают женские груди, несущие влагу. Под солярным знаком расположены три полосы разного вида горизонтальных волнистых линий, символизирующих неистощимость небесных вод. С боков по традиции помещены полотенца, также источающие потоки воды, обеспечивающие плодородие земли.

Встречаются также трудно расшифровываемые наличники с выразительными крышами, с некоторой претензией на художественную значимость, как например, в наличнике дома №6 по улице Ленина. Здесь «небесная твердь» крыши как бы раздвигается, чтобы пропустить небесный свет и небесную влагу. Здесь также на полотенцах по бокам чётко вырезаны «хляби небесные», тремя струями стекающие вниз, к земле. Однако резьба в середине навершия в виде нечётко определяемого растительного орнамента предположительно может ассоциироваться с идеей плодородия земли. Стоит сказать, что растительный элемент в ряде случаев ассоциируется с мировым древом.

23. Ул. Ленина, 6. Крыша наличника.

В некоторых наличниках в «крышу» вкладывается основное значение, она как бы являет единый мощный оберег, символизируя своеобразное «прикрытие» дома от всех возможных напастей. Это можно отчётливо видеть в простом, но вполне осмысленном украшении наличника дома №52 по Советской улице. Здесь тонко орнаментированная крыша наличника – в качестве простого навершия – кажется отделанной кружевом, однако она символизирует небесный свод, содержащий капли влаги, а белые «набалдашники» с двух сторон – это фактически преображённые знаки солнца.

24. Ул. Советская, 52. Крыша навершия.

Здесь также аккуратно выполнены полотенца и хляби небесные, выраженные не только капельками, но и тремя полосками, как было принято по традиции, – т.е. фактически присутствует весь основной комплекс оберегов.

Следует отметить, что нами в Одоеве не обнаружены образцы зооморфных образов, однако можно встретить в оформлении фасада дома антропоморфные образы. Наиболее ярко это отмечается на доме №18 по Октябрьской улице, где окна вообще не украшены резьбой, но на причелину вынесен человеческий образ, «начинённый» различными магическими смыслами.

Прежде всего, человеческая фигура как в деревянной резьбе, так и в вышивке, сама по себе была связана с культом предков, с богами Родом и Рожаницей. Помещение её на доме означало поклонение, с одной стороны, царству мёртвых, ушедших из этого мира, а с другой – утверждение родственности человека с богами, с рождением новой жизни. При этом, такая фигура, несомненно, выполняла охранную миссию, призывала на дом благо, на поля – плодородие и отгоняла злые силы.

25. Ул. Октябрьская, 18. Антропоморфные образы.

В позднем строении на Октябрьской, 18 изображён образ с большой круглой головой, от которой отходят лучи, – это символ солнца в зените. Кроме того, можно предположить, что две округлости рук как бы держат две фазы солнца – на рассвете и на закате. Два отверстия в голове и на груди могут обозначать капли влаги. Это традиционная символика, отражённая довольно своеобразно. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, охраняющей дом от злых духов. Широко расставленные ноги свойственны образу рожаницы – небесной богини, проливающей воды на поля. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, (СМ!) охраняющей дом от злых духов.

Что удивительно, что в нижней части причелины можно рассмотреть плохо сохранившийся образ ребёнка, сделанного почти реалистически. К сожалению, он сохранился не очень хорошо, и потому кажется какой-то случайной деталью. Такой образ в принципе не вписывается в старые традиции. Возможно, это дитя воплощало в себе идею продолжения жизни предков.

Кроме того, в резьбе при оформлении фасадов жилищ в Одоеве используются и другие символические фигуры. Так, например, на нижней части причелин в доме №71 по Пролетарской улице были украшения в виде S-образных знаков. Эти знаки имеют глубокие исторические корни, они встречаются в различных культурах с глубокой древности. Однако непосредственно в языческой славянской традиции в большинстве случаев это изображение ассоциируется с лебедем. Согласно традиции, днём солнце везли по небу кони, – и они помещались в верхней части наличника или в качестве консолей под карнизом, а ночью – птицы и чаще всего лебеди – и они помещались в нижней части наличника или внизу причелины [4].

Интерес представляет украшение, помещенное на причелине дома №9 по Октябрьской улице. Оно выполнено глухой резьбой на довольно массивной доске и расположено на причелине, заполненной знаками обильных «хлябей небесных». И кажущийся орнаментом рисунок этого украшения на самом деле символизирует накопление вод с высей и орошение ими земли с помощью женской груди. Верхняя часть как бы собирает влагу: отверстия в данном случае – это капли, плавные очертания орнамента – потоки воды. А нижняя часть источает эти воды (через овальные заострённые книзу фигуры, ассоциирующиеся с женской грудью).

26. Ул. Октябрьская, 9. Причелина, нижняя часть, под небесными водами.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – «Декоративное искусство», 1975, №3, с. 38-43

[2] С.В. Рябчиков. Славянская знаковая система: новые источники. Этножурнал. http://www.ethnonet.ru/lib

[3] http://www.ta1.ru/home/4398.htm

[4] В данный момент эти накладные украшения не сохранились. Последний из них обнаружен нами уже на земле под причелиной.

Окно в старом загородном доме украшено резными наличниками, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом. Рис. ESY-048363984

Купите это изображение по цене от

10 долларов США

Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Лицензия без лицензионных платежей

Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям

0}”>
С 1 МБ А8 483 х 724 пикселей 17 х 25,5 см 72 $10.00
М 6 МБ А6 1182 х 1774 пикселей 10 х 15 см 300 20 долларов США
л 26 МБ А4 2462 х 3692 пикселей 20,8 х 31,3 см 300 25 долларов США
XL 50 МБ А3 3414 х 5120 пикселей 28,9х 43,3 см 300 $30. 00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ESY-048363984 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3414 х 5120 пикселей – 11,4″ х 17,1″ – 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

×

Образ композиций

Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

видов оформления окон. Консультации по выбору материала и размера. Монтажные работы и последовательность монтажа (фото+видео)


Зачем нужны наличники

Наличники – это часть отделки наружного проема окна, представляющие собой накладные планки из различных материалов.

Обеспечивают не только дизайн, но и имеют дополнительный вспомогательный функционал:

  • закрывают зазоры между стыками рабочей поверхности установленного окна;
  • защищают пенополиуретановый слой от УФ-лучей;
  • предотвращают проникновение дождевой воды и влаги;
  • защищать от атмосферных воздействий.

Образцы оформления можно увидеть на фото наличников.

Для чего нужны наличники?

Красивые старинные и современные наличники выполняют как эстетическую, так и практическую функцию. Их обычно устанавливают на окна в частных деревянных домах, в том числе из бруса, сруба и даже на фасады, обшитые пластиковым сайдингом. С давних времен наличники служили украшением дома. Эта функция осталась за оконным декором и сейчас. Помимо красоты и оригинальности, которую придает зданию резной или сплошной орнамент, наличники способны зрительно изменить размеры и структуру окон, сделав их больше, ярче, придав готической или арочной формы. С помощью похожей по дизайну и цвету оконной рамы можно соединить несколько зданий в гармоничную композицию или, наоборот, подчеркнуть их индивидуальность разной резьбой и оттенками.

Практические функции оконных рам в деревянных домах:

  • закрытие щелей и зазоров между оконными рамами и стенами;
  • предотвращают потери тепла, улучшают звукоизоляцию;
  • защищать от мороза, осадков, пыли, влаги, ветра;
  • усилить конструкцию окон.

Крепежная функция особенно важна для деревянных строений, так как со временем дома из бревна и бруса дают усадку, рассыхаются, а дерево подвергается деформации. Установка наличников останавливает процесс деформации, предотвращает перекосы, минимизирует имеющиеся зазоры между стенами и окнами, отдельными деревянными элементами.

Последовательность монтажа

При установке пластиковых окон зазоры между стеной и рамой заполняются специальными уплотнителями, обеспечивающими герметичность конструкции.

После заполнения межщелочного пространства все лишнее обрезается, затем шпаклюется стык стеклопакета со стеной и устанавливаются откосы.

В конце работы крепятся наличники, которые визуально скрывают все обработанные снаружи и внутри зазоры.

Помимо панелей для внешней отделки наружных наличников на рынке предлагаются аналогичные материалы для внутренней отделки помещений. Такие материалы не заделывают щели, а несут только функции внешнего оформления.

Наличники плоской формы

Наличники пластиковые имеют преимущественно плоскую полосовую форму. Эта форма наиболее распространена, потому что:

  • с ней удобно работать при монтаже;
  • имеет доступную стоимость;
  • придает оконной конструкции аккуратный вид;
  • прост в обслуживании.

Плоские планки также могут быть из алюминия, дерева и полиуретана.

Фигурный декор окон

Резные оконные рамы являются эксклюзивным материалом и, как правило, создаются по индивидуальному решению.

Такое эксклюзивное обрамление может быть деревянным или пластиковым, а пластиковый материал найти в продаже сложнее, чем деревянный.

Так как это индивидуальное решение для окон, то стоимость таких наличников будет существенно отличаться от плоских рам.

Наличники из дерева своими руками

Дерево – хороший материал для изготовления оконных наличников. Для такой работы потребуются определенные инструменты и навыки работы с ними:

  1. Столярный верстак.
  2. Вам понадобится электрический лобзик, чтобы вырезать узоры.
  3. Измерительные инструменты.
  4. Отвертка, приспособление к ней для саморезов.
  5. Сверло по дереву диаметром 12 мм.
  6. Монтажный хомут.
  7. Кисти для покраски изделия.

Выполнять работы по изготовлению деревянных досок необходимо в следующей последовательности:

  • Производится замер пластиковых окон, затем делают эскиз будущего изделия , выбирают доски подходящего размера и качество.
  • Изготавливается шаблон по выбранной выкройке из картона или плотной бумаги, затем вырезается.
  • С помощью шаблона рисунок переносится на доску.
  • Отверстия просверливаются в местах, предназначенных для распиловки. Они нужны для того, чтобы потом было легче работать лобзиком. Чем больше отверстий будет просверлено, тем проще будет работать электролобзиком.
  • В просверленное отверстие вставляется пилка для электролобзика, затем начинают вырезать шаблон двигая электролобзиком по разметке. Если лобзик имеет плавный пуск, рисунок можно сделать более аккуратно.
  • Вам нужно вырезать как внутреннюю, так и внешнюю часть рисунка.
  • После выполнения всех необходимых резов заготовку необходимо зачистить мелкой наждачной бумагой для устранения всех неровностей, шероховатостей.
  • Чтобы изделие служило долго, его обрабатывают специальной антисептической пропиткой, которая не дает размножаться короедам в дереве, защищает от грибков и плесени.
  • На пропитанных деталях краска , тщательно покрывающая труднодоступные места.
  • После полного высыхания краски узорчатые участки изделия соединяются с основными накладными планками. Чтобы крепеж не был виден, работа выполняется с изнаночной стороны.
  • Установка наличников на окна осуществляется с помощью саморезов, которые вкручиваются в темную часть детали.

Важно! Деревянные рамы на окнах требуют дополнительных затрат на их уход, так как краска начинает трескаться и отслаиваться под воздействием осадков и солнечных лучей. Для увеличения срока службы краску необходимо периодически смывать, а затем красить новой.

Фасонные профили

Фасонный тип – обрамляющая полоса, имеющая полукруглую форму. Такие фасонные профили имеют рельефы из полос различной глубины и ширины.

Производство фасонных наличников из пластика или полиуретана. На рынке может появиться профиль из древесного материала.

Наличник из пластмассового сырья

Оконный пластик – самый бюджетный вариант, придающий отличный эстетический вид зданию. Единственным отрицательным фактором этого материала является небольшой срок службы изделия по сравнению с древесными и полиуретановыми материалами.

Цветовая гамма пластиковых профилей достаточно обширна. Производители, как правило, делают их под цвет профиля оконных конструкций.

Немного об отделке пластиковых окон

Обратите внимание, что отделка пластиковых окон заключается как раз в установке наличников, подоконников и откосов.

В этом случае все должно смотреться гармонично. Это будет основной темой статьи.

Первоначальная подготовка к отделке


Обычно после установки каркаса мы видим появление голого пролета пенополиуретаном. По нормативам, изнутри все нужно закрыть пароизоляционной мембраной, что и следует сделать, если об этом забыли нерадивые строители. Сделать это нужно до того, как вы приступите к отделочным работам. Такое перекрытие будет гарантировать отток влаги от теплоизоляции, так как вода имеет неприятное для строительства свойство проникать везде.

Возможно, вы раньше замечали пластиковые заглушки снаружи рамы? Иногда возникают предположения, что это установочные элементы, не относящиеся к отделке. Но эти заглушки закрывают отверстия, ведущие к встроенному стеклопакету. Это помогает устранить эффект присоски, вызванный множеством резиновых уплотнений, который может усугубляться влагой внутри.

Но как? Очень просто. В любом случае через уплотнитель внутрь окна будет проникать влага, что затруднит в дальнейшем открытие створки, а также, при необходимости, снятие стеклопакета.

Для успешной эксплуатации, как показала практика, вышеперечисленные действия не будут лишними, а значит, необходима и пароизоляционная мембрана, чтобы утеплитель оставался сухим. Мы настоятельно не рекомендуем менять его на полиэтилен.

Установка наличников и откосов на пластиковые окна

Хочу добавить, что при укладке пароизоляционной пленки следует срезать излишки пенополиуретана. После этого начинается отделка. Для начала следует использовать стартовый профиль, который похож на букву Г. Но есть небольшая проблема: с конца этой «Г» будет свисать палка, равная трети основания. Этот профиль следует прикрутить полуцилиндрическими саморезами наружу длинной стороной по всему периметру окна. Своим верхним краем наш Г-образный профиль ляжет на границу окна, и получится красивый стык.

С другой стороны откосов уложить обрешетку. По внутреннему периметру оконного проема прибиваем не толстую рейку. Сколько будет в см?

Вы можете выбрать один из двух вариантов:

  1. Дерево не должно трескаться при установке на гвоздевые дюбеля.
  2. При использовании нажимных винтов при установке они должны входить под углом 45 градусов. Только по этому параметру выберите толщину и ширину рейки. И опять же, учитывая, что дерево не должно трескаться.

Следующим этапом является установка откосов


Их внутренний конек, примыкающий к помещению, раздваивается, образуя F-образный профиль.

После установки всех элементов переходим к самому интересному – установке наличников. Пластиковые оконные наличники имеют множество преимуществ перед деревянными: они не рассыхаются со временем, не гниют, не поражаются грибком. Но функции у них одинаковые: замазать стыки оконной коробки со стеной, предотвратить попадание влаги в щели, повысить звукоизоляционные и теплоизоляционные свойства окон.

Резные пластиковые оконные рамы

Очень часто используются для конструкций из ПВХ, но иногда их комбинируют с деревянными: дизайн, цвет и фактура настолько разнообразны, что иногда даже можно найти образцы с имитацией дерева. Материал можно легко подобрать к фасаду (если дом обшит сайдингом) или наоборот, сделать контраст с окнами.

Важно! Новые элементы не должны нарушать единство стиля фасада. Например, на окнах дома из бруса белоснежный ПВХ будет неуместен.

А вот пластиковые наличники с фактурой под дерево будут отлично смотреться в постройке из бревен. Оконные наличники из ПВХ не уникальны, так как можно найти аналоги из полиуретана. Этот материал устойчив к перепадам температур, легкий, не капризный, а также достаточно пластичный и эстетичный.

Наличники полиуретановые

Они не обязательно должны быть прямыми, так как из них можно сделать даже окно в виде иллюминатора. Их не используют как отдельный элемент декора, а наоборот, для общего украшения: с помощью полиуретана можно сделать шикарные барельефы для лепнины и других украшений, примеры которых вы можете найти в Интернете.

Из пенопласта

Существуют также оконные рамы из пенопласта высокой плотности, но даже при таких параметрах они хрупкие, поэтому практически не используются.

По внешнему виду наличники могут быть телескопическими и накладными: первые представляют собой что-то вроде конструктора (особенно если брать дополнения в комплекте), где каждый элемент будет стыковаться между собой уже готовыми замками. Часто вместе с ними на откосы устанавливают пластиковые наличники.

Совет: всегда будет лучше, если вы купите наличники с надставками – так будет намного проще подобрать единую цветовую гамму, что очень важно при оформлении окон в разные оттенки или имитации дерева.

Наличники на пластиковые окна для наружной отделки устанавливаются и фиксируются саморезами, клеями синтетического происхождения, гвоздями. Если нет замков для крепления элементов друг к другу, нужно отпилить концы под углом 45 градусов.


Есть и съемные изделия: в этом случае на окна нужно будет установить металлические крепления, а наличники защелкнутся на них. Это очень удобно, особенно если вы будете постоянно их менять или просто нужно заменить испорченный элемент.

Если монтаж осуществляется на хозяйственных постройках, то наличники также можно прикрепить на двусторонний скотч. Но этот способ далеко не надежный и не выдержит порывов ветра.

По форме пластиковые накладки бывают плоскими, выпуклыми или профилированными. Сам профиль бывает асимметричным и симметричным, комбинированным и изогнутым, а в композицию входят выпуклости и всевозможные сочетания углов.

Интересно, что фигурные наличники можно использовать как для отделки фасада, так и для помещения.

Пластиковые наличники обычно не имеют высокого коэффициента теплового расширения. Пластик не набухает от воды и не намокает. Он довольно прост в монтаже и не требует технологических зазоров.

Полиуретановое покрытие

Полиуретановое обрамление, наряду с пластиком, очень популярно и часто используется в отделке зданий.

Преимуществом полиуретана является его долговечность и практичность. Благодаря небольшому весу такой наличник легко устанавливается, регулируется по размеру и собирается.

Поверхность профиля имеет многорельефный рисунок; его можно красить во время работы.

Назначение обрамления

В назначение оконных рам, прежде всего, входит обрамление фасада здания, создание его неповторимого стиля, своеобразного «лица».

Кроме того, они защищают пространство между рамой и оконным проемом, предотвращая попадание в дом пыли, грязи, осадков и звуков с улицы.

Раньше наличники считались своеобразной защитой, оберегом жилища от проникновения злых духов.

Это было видно даже по узорам, на которых были изображены растения и загадочные фигуры, обязательно несшие особый смысл.

На сегодняшний день такая конструкция при условии правильного подбора способна изменять геометрию конструкции: расширяться или растягиваться.

Значение резных элементов

Если вы собираетесь украшать оконные проемы подобными конструкциями, важно предварительно изучить их значение:

  • солнце и кокошник – символы энергии и жизни;
  • змея олицетворяет мудрость, плодородие;
  • крест олицетворяет гармонию духовного и материального миров;
  • растительность дает ощущение единения с природой; серьги
  • – знак гостеприимства хозяев дома;
  • силуэт птицы – традиционный соединительный элемент.
Владельцы деревянных домов должны найти время, чтобы добавить элегантности своему дому. Это не только красиво и стильно, но и хорошая защита дома от неблагоприятных факторов.

Наличники деревянные

Наличники из заготовок из натурального дерева будут украшать окна долгие годы при условии обработки материала качественными защитными средствами.

По стоимости они на порядок выше, чем у полимерных материалов. Недостатком такого материала является склонность к выцветанию и необходимость дополнительной окраски.

Какие наличники поставить в сруб?

Если у вас дом из бруса, то логично будет остановить свой выбор на деревянных наличниках. Разберемся, какие наличники лучше выбрать и почему.

Любые наличники решают две важные задачи. Они завершают композицию оконного/дверного блока и несут эстетическую функцию. И защищают спрятанный под ними обшивку, утеплитель от намокания, стену в шве – от продувания.

Клееный или сплошной?

В настоящее время большая часть продаваемых на рынке деревянных наличников производится из клееной древесины хвойных пород. Они выглядят как длинная и узкая мебельная доска с одним закругленным краем.

Такие наличники более технологичны, чем наличники из массива дерева; их можно сделать любой длины. Они менее склонны к скручиванию и почти не трескаются. По цене клееные наличники даже дешевле качественных аналогов из массива дерева.

Понятно. Ведь при современных технологиях деревообработки проще изготовить клеевой кожух. Нужны небольшие бруски сосны или ели, которые могут быть отходами основного производства.

Практически исчезли с рынка хорошие наличники из массива дерева. Причина – отсутствие качественной древесины, трудности в сушке, обработке и хранении. Здесь важно понимать, что доска 150*25 с рынка не будет настоящим наличником. Это просто сырая доска, которая будет собрана за пару месяцев.

Всего. Оптимальный выбор в 2021 году для сруба – клееные деревянные наличники.

Резные или гладкие?

Резные наличники должны иметь смысл, как и на старых домах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *