Раскрепованный антаблемент: Раскреповка

Раскреповка

Раскреповка – прием, при котором отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху донизу. Используется для повышения композиционной выразительности здания. Этот архитектурный прием был характерен для архитектуры барокко, избегавшей плоских фасадов. Если вперед выдвигается целая часть здания, такой элемент именуется ризалитом.

Раскреповка (от крепить, укреплять; крепость) – в архитектуре – прием конструктивного, но чаще зрительного, усиления каких-либо элементов композиции. Например, вертикальные выступы стены – контрфорсы – являются раскреповками. Пилястры, лопатки, лизены, пилоны также могут играть роль раскреповок.

На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном

В древнеримской архитектуре в связи с декоративным использованием ордерных элементов появился прием отступления колонны, поднятой на постамент от стены. В связи с этим возникала раскреповка – крепидула (лат.

crepidulae – «башмачок»), ступенчатый излом подиума и антаблемента (архитрава, фриза и карниза). Чередование заглубленных и выступающих частей ордера обогащает пластику фасада, придает ему напряженную ритмику.

Раскреповка в качестве композиционного (художественного приема усиливает тектонику стены; вместе с колонной раскрепованные части ордера приобретают вид контрфорса (мощной поддерживающей конструкции). В архитектуре Барокко раскрепованный антаблемент в сочетании с группированием колонн или пилястров в пучки является стилеобразующим приемом, он придает характерное «волнение стен», ощущение зрительного форсирования формы.

Рассмотрим, к примеру, так называемые раскрепованные фронтоны.

В эпоху зрелого римского искусства мы видели применение ордеров в виде стройной логической системы. Колонны ставились для того, чтобы на них лежала одна общая балка, т. е. архитрав или вообще антаблемент. Если колонны прислонены к стене (трехчетвертные колонны), то антаблемент в промежутке между колоннами свешивается со стены настолько, насколько выступает вперед верхняя часть колонны.

Понятно, что укладка архитрава на две смежные колонны сопряжена с некоторыми трудностями. Гораздо легче положить архитрав прямо на стену, без всякого свеса, т. е. вровень со стеной, но в таком случае колонна осталась бы без всякой нагрузки сверху. Однако встречаются римские здания, в которых антаблемент уложен совершенно своеобразным способом, а именно непосредственно на стену, и только в тех местах, где стоят колонны, кусок антаблемента лежит на колонне, выдаваясь вперед и образуя два угла, два профиля – левый и правый. Эти профили называются раскреповками.

Таким образом, левое и правое очертания колонны не останавливаются, уперевшись в горизонтальную плоскость архитрава, а продолжаются выше, образуя два профиля, следующие очертанию архитрава, фриза и карниза. Осуществить такую форму, конечно, гораздо легче, чем перекинуть антаблемент с одной колонны на другую. Каждый выступ антаблемента над колонной при освещении солнцем отбрасывает тени, в тенях играют рефлексы, и в целом такая композиция принимает оживленный, живописный вид.

Именно в этом направлении – оживленности и живописности – стала развиваться поздняя римская архитектура – римское барокко.

Вообразим, что на двух колоннах, перекрытых таким раскрепованным антаблементом, устроен еще фронтон. Тогда та часть фронтона, которая приходится над колонной, осуществляется легко, а дальше, т. е. там, где антаблемент вдается вглубь, этот фронтон приходится тоже углублять настолько, чтобы плоскость тимпана совпала с плоскостью стены; значит и во фронтоне получится профиль, соответствующий раскреповке антаблемента. Так получается раскрепованный фронтон.

Раскрепованный фронтон

Ссылки и источники

  • Раскреповка карниза
  • Пример раскрепованного антаблемента
  • Раскреповка

Искусство барокко – ARTandYou.ru

Барокко расцвело в Италии в XVII-XVIII веках, как продолжение Высокого Возрождения. Барокко тяготело к торжественному «большому стилю», ему  характерна была эффектность, театральность, величавость и пышность форм.   Первоначально инициатором этого стиля явился Ватикан – центр мирового католицизма,  не жалевший средств на декорум, ведь зрелищность и пышность — это то, что он пытался противопоставить простоте протестантских церквей, в рамках контрреформации. Церковь использовала барокко как роскошное обрамление католицизма, но  сущность барокко проявилась и в других сферах.

Барокко в архитектуре

Примечательный образец стиля барокко в архитектуре — Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (1635-1667) архитектора Франческо Борромини. Эта небольшая по размеру церковь расположена в Риме, Италия.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия

Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равноценные части, теперь формы сгибаются и набухают к центру – кажется, что они идут к центру, вместе с тем выступая вперед. Фасад как импозантная ширма приставленная к зданию. Фигуры ангелов неведомо как держащиеся на стене, поддерживают большой овал с изображением герба. Поверхность вибрирует, про ней пробегает движение двух встречных волн. Выпуклости стали сильнее, ниши – глубже, выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней. 

Особое пристрастие барокко питало к волюте, увеличивая ее иногда до огромных размеров.

Волю́та — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре.

Фасады почти всегда сделаны так, чтобы видеть их в ракурсе, чтобы усилить ощущение перетекаемости, волнистости, густоты форм. Линия антаблемента – архитрава и сильно выступающего карниза – перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр – это называется раскреповкой. Раскрепованный антаблемент – почти непрерывный признак барочной постройки. 

Антаблеме́нт — одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.

Интерьеры архитектуры барокко

Еще более эффектны, чем экстерьеры. Обильно использовался цветной мрамор, лепнина, скульптура и живопись. Интерьеры переполнялись скульптурой. Теперь это были не порознь стоящие статуи, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы. Трудно выделить отдельные фигуры. Да и не нужно, потому что каждая фигура интересна как часть целого. Борромини в церкви Сант Иво (Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа – заказчик церкви Сант Иво)

СантИво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) XVII век, Рим, Италия

В барокко много театральности. Надо ли говорить, что именно в это время расцветает итальянская опера? Оно проникнуто духом зрелищного ансамбля. 

Барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, как это было в готике, только по иному звучащий.  Мастера барокко приобщили еще и природу, вокруг загородных вилл, разбив великолепные парки, украсив гротами каскадами фонтанов. Барокко не так любило бьющую ввысь струю воды, сколько массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу. 

Фонтан Треви  XVIII в. (архитекторы: Никола Сальви, Джузеппе Паннини)

Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони.  

Фонтан Треви  XVIII в, Рим, Италия

Эффект оптической иллюзии– любимый эффект барокко. Скульптор Лоренце Бернини (1598 — 1680) так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что снизу она кажется длиннее, чем есть на самом деле, потому что к верху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась неожиданно большой и величественной.  

Ватиканский дворец, архитектор Лоренцо Бернини.

Ансамбль Св. Петра еще одно детище Бернини. Обширная овальная площадь с коллонадой, подобно «распростертым объятиям» (выражение самого Бернини), с двумя фонтами и обелиском. Он наполнил собор скульптурой, начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и огромной 30-метровой «Кафедрой Св. Петра» в конце главного нефа. Все статуи, рельефы и надгробия (выполненные им же) выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями: Бернини мыслил в формах синтеза искусств.

Собор Св. Петра. 1626 г. архитектор Лоренцо Бернини

В скульптурной композиции Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  церкви Санта Мария Делла Виттория  Бернини изобразил две фигуры – Тереза и ангел, направляющий в ее сердце стрелу из белого мрамора, обрамлены в нишу из цветного мрамора – как раздвинутый занавес , за которым разыгрывается сцена.Тереза — реальная монахиня, жившая в 16 в. и причисленная к лику святых. Она оставила записки, где сообщила, что однажды к ней явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой, от чего она испытыла «сладостную муку». Видение монахини Бернини изваял в мраморе, нисколько не скрыв его эротического характера. На рельефах скульптор поместил портреты заказчиков, лицезреющих сей спектакль. Сверху пустил поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным цветом идущим из окна.  Бернини отважился даже изваять облака из мрамора – каменный пар! Сам Бернини говорил, что смог «до известной степени объединить скульптуру с живописью». Не живопись стремится быть скульптурной как в Ренессансе, а скульптура живописной. 

Экстаз Св. Терезы. 1645-1652.  Санта Мария Делла Виттория. 

Живопись барокко

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко. Склонный к авантюризму, скитался, заводил связи с бандитами, сидел в тюрьмах. Умер молодым. Его творчество привлекало жадный интерес и вылилось в «караваджизм» Караваджо первый стал писать станковые натюрморты. Античность наводила на него скуку, он хотел писать мир как он есть.  Искренняя любовь к людям из низов. Его композиции преисполнены беспокойного сложного движения. Его фигурам тесно в рамах, также как барочным статуям тесно в нишах, а церквям в площадях.  Искусство барокко зародилось в Италии, но стиль католического барокко распространился далеко за пределы Рима.

Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция. 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.

Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.  

«Смешались в кучу кони, люди» можно сказать про все большие заказные картины Рубенса (типично барочные группы из груды тел). Живопись Рубенса – сочная, сияющая, нет глухих теней – все светится. Для него характерно освещенные места писать пастозно, т.е. более густо и характерное письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазкам, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. 

Женскую наготу писал пышную, широкобедрую. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно, он говорил, что не стоит подражать античным статуям «ибо в наш век полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное, наши тела отличаются от античных, ибо большинство людей упражняют свои тела только в питье и обильной еде».

Нагота в искусстве. Читать далее.

И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят. 

«Персей освобождает Андромеду», 1620-1621. Государственный Эрмитаж.

Рубенс написал огромное количество работ, большей частью выполняя заказы  европейских аристократов и богатых католических орденов, так королева Франции заказала ему 20 полотен для цикла «Жизнь Марии Медичи»,  орден иезуитов был постоянным заказчиком его работ. 

Якоб Йорданс (1593-1678)

Истинным коренным фламандцем в живописи барокко стал Йорданс. Соленый юмор и простота нравов характерные для Фландрии. Демонстративно простонароден и грубоват. Фигуры у него крупные, тяжелые  они тесно набивают пространство картины.  Картины Йорданса помогают понять, как условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение проявились на фламандской почве и сочетались с национальными традициями.  Два любимых сюжета Йорданса – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» писал  в разных вариантах. 

Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.

«Сатир в гостях у крестьянина»

Традиционный фламандский праздник «бобового короля». В короли выбирают того, кому попадется запеченный в пироге боб. Крики, хмельные рожи – пирушка в разгаре. 

«Король пьет»

Со временем Франция переняла от Италии центральное место в искусстве барокко, французская монархия Людовиков стала диктатором художественных сил страны. Неслучайно искусствоведами принято связывать стилистические направления в искусстве этого времени с именами, правящих тогда монархов, так вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV». 

Людовик XIV «Государство – это я!» в его правление во второй половине XVIII века «Стиль Людовика XIV» – это самый пышный репрезентативный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, более академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколько светское, барокко в синтезе с классицизмом.

Что такое рулевые тяги и почему они ломаются?

Автор: Аниш Главный двигатель

Судовые двигатели

изготавливаются из различных компонентов, которые удерживаются и связываются вместе для завершения конструкции двигателя с помощью стяжек. Как следует из названия, рулевые тяги представляют собой длинные металлические стержни, которые обычно находятся на периферии двигателя.

Функционирование стяжных тяг

Стяжная тяга представляет собой длинный прочный стержень с болтами или стяжными болтами на обоих концах. Этот стержень удерживает три основных компонента двигателя, то есть блок цилиндров или антаблемент, А-образную раму и картер в сжатом состоянии, и передает рабочую нагрузку на опорную плиту.

Соединительные тяги вставлены в вышеупомянутые компоненты и затянуты гидравлически, так что весь двигатель может быть сжат.

Тяги расположены как можно ближе к осевой линии коленчатого вала двигателя, чтобы свести к минимуму изгибающее движение в поперечной балке.

Влияние ослабленной или сломанной тяги

Если болты тяги ослаблены или сломаны, то судовой двигатель покажет следующие неисправности:

  • Приводит к вибрации судового двигателя.
  • Приводит к истиранию сопрягаемой поверхности двигателя.
  • Это может привести к смещению коленчатого вала.
  • Такое длительное состояние может привести к повреждению подшипника.
  • Фундаментные болты и подкладки могут ослабнуть.
  • Турбокомпрессор двигателя будет затронут, так как это высокоскоростная машина. Небольшая вибрация в машине может повредить или сместить ротор или повредить подшипник.

Каковы причины поломки рулевой тяги?
  • Стяжки плохо затянуты.
  • Материал и резьба соединительной тяги не соответствуют требованиям и не обработаны должным образом.
  • Старение рулевой тяги, ведущее к отказу или поломке.
  • Болты стяжных тяг перетянуты из-за превышения гидравлическим давлением предела эластичности.
  • Двигатель перегружен или пиковое давление в цилиндрах очень высокое.
  • Предыдущее истирание сопрягаемой поверхности двигателя.
  • Фундаментные болты ослабли или подкладки повреждены, что привело к передаче вибрации на тяги.
  • Огонь на выбросах ослабляет стержни, когда они выходят из пространства для мусора, и тепло приводит к расширению стержней.
  • Стяжные стержни состоят из гасящих винтов, их ослабление приведет к сильной вибрации, что приведет к ослаблению или растрескиванию стержня.
  • Если судно столкнулось с очень плохой погодой, колебания нагрузки судового двигателя могут привести к ослаблению или поломке тяг.

Ссылка: MarineDiesels

Изображение предоставлено: Book-Pounder’s Marine Diesel Engines by

офицер. Он любит многозадачность, работу в сети и устранение неполадок. Именно он стоит за уникальной креативностью и эстетикой Marine Insight.

Тяга двухтактного судового дизельного двигателя

Судовые дизельные двигатели состоят из различных компонентов, которые скрепляются с помощью соединительной тяги, образуя законченную конструкцию двигателя.

Рулевые тяги представляют собой длинные металлические стержни, которые находятся на периферии двигателя.


Функционирование стяжек

Стяжки удерживают компоненты двигателя (например, блок цилиндров антаблемента, А-образную раму и картер) под сжатием и передают рабочую нагрузку на опорную плиту.

Тяги расположены как можно ближе к осевой линии коленчатого вала двигателя, чтобы свести к минимуму изгибающее движение в поперечной балке.

Чтобы понять назначение рулевых тяг, важно знать, что происходит внутри цилиндра двигателя. Когда поршень находится сразу после верхней мертвой точки (ВМТ), давление внутри цилиндра может подняться до 140 бар. Это действует вниз через поршневой шток и шатун, вдавливая коленчатый вал в гнезда подшипников. В то же время давление действует вверх, пытаясь поднять головку блока цилиндров.

Шпильки головки блока цилиндров, ввернутые в антаблемент, препятствуют этому, поэтому эта направленная вверх сила пытается поднять антаблемент с А-образной рамы и А-образную раму с опорной плиты, натягивая установленные болты. Когда поршень движется вниз, давление в цилиндре падает, а затем снова повышается, когда поршень меняет направление и движется вверх в такте сжатия. Это означает, что установленные болты испытывают циклические нагрузки, на которые они не рассчитаны. Это привело бы к катастрофическим последствиям.

Для надежной фиксации станины, А-образной рамы и антаблемента при сжатии и для передачи усилия выстрела обратно на станину через эти три компонента вставляются длинные стяжные болты, которые затягиваются гидравлически. Для предотвращения чрезмерного изгибающего момента в поперечных балках стяжные болты располагают как можно ближе к центру коленчатого вала. На некоторых двигателях для этого вместо обычных шпилек и гаек используются домкратные болты для удержания крышки коренного подшипника коленчатого вала на месте. Эксплуатация двигателя с незатянутыми стяжными болтами приведет к тому, что установленные болты, используемые для удержания опорной плиты, А-образной рамы и антаблемента вместе на одной линии, растянутся и сломаются. Обработанные сопрягаемые поверхности будут тереться друг о друга, подвергаться коррозии и изнашиваться (фреттинг). Как только это произойдет, соосность ходовой части двигателя будет нарушена. Ослабленные стяжные болты также вызовут изгиб поперечных балок фундаментной плиты, что может привести к растрескиванию и перекосу основного подшипника.

Если между сопрягаемыми поверхностями возникнет истирание, затяжка стяжных болтов приведет к нарушению соосности двигателя. Направляющие крейцкопфа, гильза цилиндра и сальник больше не будут находиться на одной линии, что приведет к чрезмерному износу. Поскольку стяжные болты больше не будут вытягиваться под прямым углом, на них будут воздействовать силы, которые могут привести к их поломке. Если произошло истирание, то единственным решением является удаление антаблемента и/или А-образной рамы и обработка рифленых сопряженных поверхностей (очень дорогостоящее мероприятие).

Стяжные болты могут сломаться в процессе эксплуатации. Чтобы снизить риск этого, их необходимо проверять на герметичность (не перетягивать). В случае поломки двигатель можно эксплуатировать в течение ограниченного периода времени при пониженной нагрузке без замены сломанного стяжного болта.

Влияние ослабленной или сломанной рулевой тяги

При ослаблении или поломке болтов поперечной рулевой тяги судовой двигатель проявляет следующие аномалии:

  • Это может привести к вибрации основного двигателя.
  • Это может привести к смещению коленчатого вала.
  • Повреждение подшипника из-за длительного использования.
  • Фундаментные болты и подкладки могут ослабнуть.
  • Из-за вибраций в двигателе турбонагнетатель может повредить или сместить ротор или повредить подшипник.
Каковы причины поломки поперечной рулевой тяги?
  • Стяжки плохо затянуты.
  • Низкое качество материала соединительной тяги и резьбы.
  • Продолжительное использование стяжки может привести к ее поломке.
  • Тяги выходят за пределы своей эластичности при затяжке гидравлическим давлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *