Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья
0 Комментариев
- 1 Основные особенности
- 2 Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре
- 3 Соборы в готическом стиле
Искусство позднего средневековья – прежде всего искусство готики. Его первые признаки появились во Франции в XII веке и в течение последующих трех веков распространились по всей Европе. ермин «готика» (от итал. «gotico» — «варварский», «чужеродный») возник в Италии в XVI веке для обозначения негативного отношения к искусству предшествующего периода, представлявшемуся людям эпохи Возрождения неумелым и варварским.
В среде искусствоведов архитектура готики не привлекала внимания вплоть до конца XVIII века, затем она стала предметом исследований и получила статус самобытного архитектурного стиля.
Основные особенности
В XIII-XIV вв. в Европе возрастает значение светской архитектуры: строятся роскошные ратуши, помещения для купеческих гильдий, кирпичные и каменные дома бюргеров, огромные мосты с башнями. Расцвет готики в гражданском строительстве был связан со стремлением зажиточных горожан продемонстрировать свое благосостояние.
Массивные оборонительные стены служили не только целям обороны, но и украшали город, символизируя его силу и богатство. В башнях устраивались городские ворота, также служившие предметом гордости горожан.
Но все же свое классическое воплощение готический стиль получил в архитектуре соборов. Заказчиками соборов выступали сами горожане, и каждый новый собор был призван демонстрировать могущество и величие города, поражать человека своим великолепием снаружи и изнутри.
Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре
Величие и кажущаяся невесомость готического собора заключается в сложнейшей конструкции, в технологии каркасного строительства, основанной на противопоставлении крепкого каркаса легкому заполнению. Основой сводчатой конструкции служили нервюры – выступающие ребра свода собора, образованные смыкающимися на потолке колоннами.
Нервюрный свод опирался не на стены, а на контрфорсы – массивные столбы, находившиеся либо на выступающей части стены, либо на отдельно стоящей опоре, связанной со стеной аркбутанами. В толстых глухих стенах, свойственных романскому стилю – предшественнику европейской готики, более не было необходимости.
При новой каркасной системе стену можно было легко заполнить окнами, а монументальные росписи, характерные для романских построек, заменить витражами – поместить изображение прямо внутрь окна, составив его из кусков цветных стекол.
Самая заметная отличительная черта стиля – стрельчатая арка, дуги которой пересекаются, образуя угол, а не полуокружность, свойственную романскому стилю. Главный вход в готический собор неизменно располагался со стороны его западного фасада – самого роскошного в плане убранства. Здание собора, таким образом, оказывается обращенным лицом к входящему – так в архитектурном замысле проявляется возросшее значение человеческой личности в средневековой культуре.
Соборы в готическом стиле
Родина готического стиля средневековья – Франция. Именно здесь были придуманы и разработаны основные конструкции, характерные черты и атрибуты убранства. Вершиной французской готики являются Реймсский и Амьенский соборы, построенные в XIII веке.
Наибольшей известностью среди готических соборов Германии пользуется Кельнский собор. Его основное строительство велось в XIII-XV вв., при этом башни были завершены только в XIX веке.
В XIV веке в немецкой готической архитектуре проявляется стремление к упрощению внутреннего и внешнего убранства соборов – возникает главная самобытная черта немецкой готики — однобашенный фасад, как, к примеру, в случае с Фрайбергским собором.
Примером самостоятельной австрийской архитектурной школы может служить венский Собор Святого Стефана с его стройной, тонко украшенной южной башней.
В Англии готика играла ведущую роль на протяжении нескольких столетий и была «государственным стилем». Соборы в Солсбери (XIII век) и Линкольне (IX-XIV вв.) огромные по величине, с могучими башнями и широчайшими окнами производят ошеломляющее впечатление, будучи при этом лишены изящества и ажурности, свойственных французской готике.
В XIV веке увеличение числа ребер в нервюрном своде приводит к изобретению сверхпрочного и изящного веерного свода, характерного именно для английской готики. Примером здесь может служить перекрытие капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве.
В Испанию готика также проникла из Франции в XII-XIII вв. и нашла отражение в архитектуре соборов в Бургосе и Леоне. Во многих из них мавританский ажурный узор соединяется с готическими нервюрами.
В XIII-XIV вв. готический стиль «захватывает» всю Западную Европу: характерные постройки можно найти в Голландии, Чехии, Польше, скандинавских странах.
Лишь для Италии готическая архитектура так и осталась чужеродным явлением. Здесь исправно сохранялись и воспроизводились традиции романского стиля.
Даже восприняв основы готического стиля, итальянцы переработали их почти до полной неузнаваемости, оставив гладкий спокойный фасад – как, например, у базилики Санта Мария Новелла во Флоренции, относящейся к XIII веку. Единственным готическим собором Италии является собор в Сиене (XIII век).
суть стиля готики, что это такое, особенности, история. Примеры дизайна интерьера в стиле готики
- Особенности готического стиля
- История готического стиля
Готика в интерьере (от итальянского gotico — «варварский») — это величественный и торжественный стиль дизайна помещений эпохи Позднего Средневековья. Кроме того, термин «готика» широко используется для обозначения характерного периода развития во многих других сферах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и фресковой росписи. В начале XIX века готический стиль появился и в литературе, а в конце ХХ века в западном обществе получила широкое распространение специфически-мрачная готическая субкультура.
Готика относится к группе традиционных направлений дизайна, которые в наши дни редко используются в интерьере жилых помещений. Зато она по праву считается основным стилем оформления внутреннего убранства старинных средневековых храмов, дворцов знати и городских общественных зданий.
Особенности готического стиля
Готика в интерьере имеет не только древние исторические корни, но и характерные узнаваемые особенности. От других стилей ее можно легко отличить по следующим признакам:
- высоким потолкам и вытянутым заостренным окнам;
- ребристым сводам и преобладанию темных цветов;
- массивной деревянной мебели и ярким витражам;
- стрельчатым аркам и особой мистической атмосфере;
- винтовым лестницам и стройным колоннам;
- выразительности декора и ярко выраженной вертикальной направленности внутреннего пространства помещения.
Полы в готическом стиле чаще всего делают из натурального камня или паркета. Стены принято украшать старинными гобеленами со средневековыми сюжетами, а окна драпируют тяжелыми шторами из дорогих однотонных тканей.
Особое место в готическом интерьере занимает освещение. В дневную пору благодаря габаритным окнам в помещение беспрепятственно проникают солнечные лучи, а в темное время суток источниками света служат массивные кованые люстры и напольные светильники.
В качестве декора гармонично смотрятся всевозможные старинные предметы антиквариата:
- скульптурные композиции;
- холодное и огнестрельное оружие;
- сосуды из серебра, бронзы или стекла;
- зеркала в резных позолоченных рамах;
- каминные решетки и вазы удлиненной формы;
- литые подсвечники и резные деревянные кресты.
Мебель подбирают из числа дорогих антикварных предметов, изготовленных из дуба или других твердых пород древесины.
История готического стиля
История готического стиля берет свое начало во Франции в начале XII века, когда католическая церковь находилась на пике могущества. В большинстве стран Западной Европы тогда началось масштабное строительство огромных величественных соборов и церквей. Своеобразная вытянутая вверх архитектура должна была подчеркнуть стремление человека к Богу и вызывать духовный трепет у прихожан.
Одновременно готический стиль начал формироваться и в дизайне интерьера. Пышное внутреннее убранство храмов вызывало чувство неподдельного восхищения у местной знати, поэтому вскоре готика стала популярной и при обустройстве дворцов вельмож.
Готика в Средние века не была широко распространенным стилем интерьера, напротив, она всегда оставалась элитным направлением дизайна.
Последующие четыре столетия готический стиль находился в упадке, но внезапно ситуация изменилась кардинальным образом. В середине XIX века на фоне растущего интереса к истории возникла неоготика.
В это время во многих странах Европы начались активные работы по восстановлению старинных готических памятников архитектуры. Параллельно строились новые здания в давно забытом средневековом стиле. Наибольшую популярность неоготика приобрела в Англии и Германии, где до конца столетия было возведено множество великолепных соборов. А в США примерно в то же время даже сформировался новый подстиль архитектуры — коллегиальная неоготика, который широко использовался при строительстве студенческих городков престижных университетов.
Европейская знать во второй половине XIX века также приобщилась к модному увлечению готикой. Вплоть до начала ХХ столетия во многих странах продолжалось строительство пышных загородных замков с роскошными интерьерами в стиле средневековых дворцов.
В наши дни готический стиль интерьера сохранился не только в старинных особняках и храмах. Он по-прежнему востребован среди состоятельных людей, желающих обустроить свое жилье с величием и размахом средневековых властителей.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести в режиме онлайн предметы антиквариата периода и в стиле готики. Здесь же можно купить картины, мебель и предметы декора для оформления готического интерьера напрямую у талантливых современных художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Максимализм — яркое и чувственное искусство современности
Лоран Парселье: вальс солнечных зайчиков
Эдвард Коли Бёрн-Джонс — гениальный британский мастер живописи, дизайнер и витражист викторианской эпохи
Франческо Солимена — самый известный представитель великолепной семейной династии итальянских художников
Оговская роспись: традиционное искусство Беларуси
Паоло Уччелло — уникальный мастер линейной перспективы в итальянской живописи
Анна Ивонн Гилберт: Волшебные карандаши или талант?
Места силы Винсента Ван Гога
Топ-5 «жемчужин» коллекции Лувра
Том Хэнкс и его коллекция печатных машинок
Семь готических знаков – в целом готика
Кажется вполне логичным, что сегодня солнце отсутствует, так как южное заклинание угасает и наступает новый сезон. Готические вымыслы и реалии.
Прежде чем я познакомлю вас с семью готическими знаками, по которым вы сможете легко идентифицировать готика, у меня есть небольшое объявление.
В этом месяце я провожу два чтения:
• «» Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и
• Франкенштейн Мэри Шелли.
Джекил и Хайд будет работать в течение одной недели, начиная с сегодняшнего дня. Франкенштейн начнется сразу после этого и продлится до конца месяца. Если вы нажмете на заголовки выше, вы сможете прочитать полные тексты бесплатно в Интернете благодаря постоянно развивающемуся проекту «Гутенберг». Если вам нужна помощь в поиске совместимых с eReader файлов на их сайте или у вас есть другие вопросы, просто дайте мне знать.
Я, вероятно, изложу здесь свои мысли по обоим текстам после завершения групповых обсуждений, которые будут проходить в Instagram. Тем временем я подумал, что пришло время более прямо ответить на наиболее часто задаваемый готический вопрос: что такое готическое?
© General Gothic Для многих других жанров это был бы простой вопрос, но дело в том, что нет единого мнения, является ли даже жанром готика… Многие считают ее скорее «модом» литературы. Эта классификация, пожалуй, наиболее распространена в магических, академических кругах (которые такие же, как обычные кружки, но готические и занудные).
В отличие от четкой категоризации жанров, которая определена ниже, режим туманен до мозга костей. Это «неспецифический критический термин, обычно обозначающий широкий, но идентифицируемый вид литературного метода, настроения или манеры, который не привязан исключительно к определенной форме или жанру». ( Оксфордский словарь литературных терминов *, Крис Балдик, 2008).
Считать это модой — значит улавливать более подвижную природу готики, что также демонстрируется то прописной, то строчной буквой «g», которую она носит. Изучение готики как стиля лежит в основе всего направления General Gothic; то есть раскрыть суть принятой готики и обнаружить ее присутствие за пределами границ.
Оксфордский словарь литературных терминов , Крис Болдик (2008) | © General Gothic Хотя проект General Gothic представляет собой постоянную попытку дать определение готике, вам может быть приятно узнать, что во многих готических романах, особенно в ранней классике, присутствуют некоторые повторяющиеся элементы, которые помогут вам определить ее. .
- 𝔖𝔱𝔯𝔞𝔫𝔤𝔢 𝔖𝔭𝔞𝔠𝔢𝔰
Существенные для создания готической атмосферы и беспокойства читателя, готические повествования традиционно разворачиваются в «странных» — местах, которые далеки и незнакомы. Подумайте о рушащихся замках, родовых домах, религиозных жилищах и давно минувших днях. Подумайте о местах, удаленных во времени и пространстве. - 𝔖𝔴𝔬𝔬𝔫𝔦𝔫𝔤 𝔖𝔴𝔢𝔢𝔱𝔥𝔢𝔞𝔯𝔱𝔰
Стереотипная готическая героиня любознательная и любознательная. Она обладает красотой и чистотой и поэтому является мишенью. Будь то жертва моды (эти тугие корсеты) или женское состояние (надеюсь, мой тон здесь ясен), ее защитой в опасности является хрупкий обморок. Хотя она, вероятно, пострадает, ее обычно спасают. (см. Часто интеллектуальный, возможно академический, для него тяжела человеческая природа. Эта многострадальная фигура порочна и обречена и может просто раскрыть чудовищное в человеке. - 𝔖𝔥𝔞𝔡𝔬𝔴𝔶 𝔖𝔱𝔯𝔞𝔫𝔤𝔢𝔯𝔰
Несмотря на то, что готические злодеи не торопятся разоблачать себя, их образ с тех пор окончательно утвердился.Призрачный незнакомец олицетворяет страх «другого». Часто самодержец, аристократ, мужчина и неопределенный «иностранец», он действительно человек для себя.
- 𝔖𝔲𝔤𝔤𝔢𝔰𝔱𝔢𝔡 𝔖𝔭𝔢𝔠𝔱𝔯𝔢𝔰
В готической литературе живут всевозможные существа. Есть призраки, духи и призраки; демоны, дьявол и мертвые вернулись; вампиры, зомби и явные монстры. Сверхъестественное может быть метафорическим — инструментом подрывной деятельности. Это часто предлагается как одно, а оказывается иначе, если вообще существует. - 𝔖𝔲𝔯𝔤𝔦𝔫𝔤 𝔖𝔲𝔰𝔭𝔢𝔫𝔰𝔢
Готический тон — это страх: ужас или ужас, и остановившееся дыхание. Это страх, который ползет, и подозрение, которое растет. Неожиданность строится в сверхъестественных пространствах, где все нервирует и все не так, как кажется. Часто в противоречии с логикой рациональное мышление предлагается уйти, поскольку обостренные чувства пугаются ветра. - 𝔖𝔩𝔢𝔢𝔭𝔩𝔢𝔰𝔰 𝔖𝔬𝔲𝔩𝔰
Точно так же, как повествование направлено на то, чтобы расстроить ум читателя, готические герои также обеспокоены.Ночь бросает тень на уверенность. Сон, если удается, сопровождается кошмарами. Часы бодрствования, в свою очередь, так же страдают. С концепцией реальности играют, поскольку здравомыслие и истина больше не могут предполагаться.
Вооружившись этим списком, я надеюсь, что теперь вы сможете определить готические элементы текста. Как только будет определено значительное количество элементов или — поскольку это никогда не бывает так просто — меньшее количество с более высокой частотой или эффективностью, у вас, вероятно, появятся основания утверждать, что это готика! Имея в виду «Семь готических знаков», какой последний готический роман вы прочитали? Где вы неожиданно нашли готику? Дайте мне знать ниже!
Вы можете дать определение готике с помощью «Семи готических знаков» — вы найдете цитаты в различных формах, готовые для копирования ниже, если вы это сделаете.
Если вы нашли эту работу полезной, рассмотрите возможность внести небольшой вклад в мой чайный фонд — в часы неоплачиваемого кофеинового времени, которое я трачу на этот проект.
❈
Продолжайте читать:
Основы южной готики: «Падение дома Ашеров»
Раса и регионализм: «Залитые светом»
Гражданская война в США: «Роза для Эмили»
В абстракцию: ‘ The Paperhanger’
*Я искал слово “готика” в Словаре литературных терминов . Он упоминал только «готический роман» и «готический роман» и избегал упоминания как жанра, так и стиля!
© Hannah Sinclair Emadian and General Gothic, 2020. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без письменного разрешения автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Выдержки и ссылки могут быть использованы при условии полного и четкого указания имени Ханны Синклер Эмадиан и вообще Готики с соответствующим и конкретным указанием на исходный контент.
❈
Процитировать эту работу
APA Style
Emadian, HS (2020, 05 августа). Определение готики: семь готических знаков. Вообще Готика . Получено с https://generallygothic. com/2020/08/05/identifying-the-gothic/
Chicago Style
Эмадиан, Ханна С. «Идентификация готики: семь готических знаков». Вообще Готика . 2020. https://generallygothic.com/2020/08/05/identifying-the-gothic/
MLA Style
Эмадиан, Ханна С. «Идентификация готики: семь готических знаков» General Gothic . Вообще Готика, 05 августа 2020. Интернет. [Дата обращения]
Нравится:
Нравится Загрузка…
generalgothicКнижный клуб, The Gothic: Novel, The Gothic: What?academia, академический, академическая литература, академический ресурс, Книжный клуб, обзор книг, Книги, bookstagram, английская литература, франкенштейн , gcse литература, в целом готика, готика, готический жанр, готический роман, определение готики, джекил и хайд, литературная критика, литературная теория, литература, мэри шелли, чтение, роберт луис стивенсон, семь готических знаков, семь готических знаков, что это готика, что такое готическая литература
готических соборов и средневекового символизма – предварительно сформированные
I в сфере мысли двенадцатый и тринадцатый века были временем схоластики, в сфере политики – временем гильдий и корней национализма, в сфере религия была временем монашеской реформы, а в сфере выражения это было время готики в живописи, скульптуре и прежде всего в архитектуре.
Готическая архитектура — наиболее понятная в форме средневекового собора — возможно, является наиболее определяющим и всеобъемлющим отражением этих различных тенденций. Как утверждает Анри Даниэль-Ропс в своей книге Собор и Крестовый поход , «Если бы от средневекового христианства не сохранилось ничего, кроме соборов, только они рассказали бы нам все или почти все, что имеет значение для рассматриваемого периода».
В готическом соборе наука, политика, искусство и религия того периода объединяются под эгидой христианской идеологии.
В то время как он был практичным и изначально выразительным – подвиг как инженерного, так и символического новаторства – наиболее примечательным аспектом готического собора является то, как он воплощает в себе кульминацию христианской энергии средневекового периода, энергии, превосходящей любую другую возраста, как в клире, так и в мирянах.
Эта энергия мирян особенно примечательна, поскольку она противостоит тому, что было до нее, и по своей значимости, и по тому, как она связана с общей значимостью готического собора.
Готический собор возник около 1137 года и достиг своего расцвета в тринадцатом веке. Собор возник как для удовлетворения практических соображений, так и для выражения мнений.
На практике было несколько причин развития готики в отрыве от предшествовавшей ей романской архитектуры. Одна практическая проблема заключалась в отсутствии эстетической привлекательности и склонности низких крыш более ранних романских церквей к возгоранию из-за того, что они должны были быть сделаны из дерева. Большую практическую озабоченность вызывало просто пространство. С одной стороны, пространство должно быть ограничено из-за характера города; площадь городов должна быть как можно меньше из-за необходимости строительства стен и рвов. С другой стороны, пространство должно было быть максимально увеличено, чтобы освободить место для людей внутри церквей.
Аббат Сюжер из Франции обычно считается центром новаторства в готической архитектуре. В своей работе «Об освящении » он писал об этом пространстве, заявляя, что из-за малости ранней базилики Сен-Дени она часто была «полностью заполнена, извергала через все свои двери избыток толпы, так что «внешнее давление первых не только не давало войти тем, кто пытался войти, но и изгоняло тех, кто уже вошел».
Хотя это может быть преувеличением, тем не менее ясно, что толстые и тяжелые стены раннего романского стиля не оставляли достаточно места для передвижения. Именно эту базилику Сен-Дени решил реконструировать аббат Сугерий.
В стиле, предложенном Сугерием, использовались сводчатые потолки и колонны, усиленные контрфорсами, что позволило бы архитекторам отказаться от толстых стен, столь типичных для раннего романского стиля. Эта потребность в минимальных стенах не только позволяла гораздо более экономно использовать пространство, но также позволяла Сугеру использовать окна, которых раньше никогда не было. Кроме того, прочность колонн и усиленных сводов позволила построить почти чисто вертикальный способ строительства, что принесло с собой невероятно высокие каменные потолки, которые не только придавали зданию ощущение легкости и открытости, но и устраняли предыдущую уязвимость к огню. видно в нижних деревянных крышах романского стиля.
Эти факты дают хотя бы небольшое представление о периоде строительства собора, о том, с какими проблемами он столкнулся и на каком технологическом уровне он находился.
Не только практические соображения побудили аббата Сугерия реконструировать базилику Сен-Дени. Были также философские проблемы, в которых можно увидеть первый из основных аспектов периода, объединяющихся под эгидой готической архитектуры, а именно учености.
Философия готикиОдним из величайших источников вдохновения Сугерия были неоплатонические сочинения Псевдо-Диониса, христианского мистика шестого века из Сирии. Например, у Псевдо-Диониса можно найти, что «Свет исходит от Добра, и свет есть образ этого архетипического Добра… он дает им всем долю священного света».
Именно в таких отрывках Сугерий находит не только оправдание для больших окон своего собора, но и символический аспект света, который пропускали эти окна. Однако Сугерий находит в Псевдо-Дионисе не только символику света, но и оправдание эстетического стремления в целом.
Ранние романские церкви не только имели мало окон, но и почти не украшались; тем не менее, от Псевдо-Диониса пришло мнение, что «Прекрасное, следовательно, то же, что и Добро, ибо все смотрит на Прекрасное и Добро как на причину бытия». Здесь находится веское оправдание великой красоты, которую Сугерий пытался привить готической архитектуре.
Это не просто отождествление прекрасного с добром, это также попытка выйти за пределы шкалы бытия; в соответствии с неоплатоническим воззрением считалось, что через этот свет и красоту можно подняться по шкале бытия, причем физический мир есть отражение небесного. Таким образом, можно увидеть, как Сугерий пишет, что:
«Когда — от восторга моего перед красотой дома Божия — красота разноцветных камней отвлекла меня от внешних забот, и достойное размышление побудило меня к размышлению, перенося материальное на то, что нематериально… и что по милости Божьей я могу быть перенесен из этого низшего мира в тот высший анагогическим образом».
Здесь наиболее отчетливо виден неоплатонизм того периода, эта надежда на восхождение по шкале бытия, с призывом Псевдо-Диониса к «возвращению наверх тех, кто ниже по статусу». Это один из аспектов интеллектуальных и научных занятий того периода. Еще один проблеск можно увидеть в вышеупомянутой архитектурной изобретательности, которая, в свою очередь, требовала большой логической изобретательности.
Эта логическая изобретательность в сочетании с философскими принципами, лежащими в основе архитектуры, побудила некоторых называть готический собор « Summa Theologica из камня и стекла».
Логическая изобретательность была не единственной причиной признания собора таковым; цель архитекторов в передаче основ христианства также внесла большой вклад. Как сказал Папа Григорий Великий некоторое время назад, «то, что письмо представляет читателям, это картина представляет неученым, которые созерцают, поскольку в ней даже невежды видят то, чему они должны следовать; в ней читал неграмотный».
Григорий обращается к образам меньшего масштаба, хотя в соборе эта идея просматривается максимально развернуто, стены, потолки и витражи до краев наполнены библейскими сюжетами, изображениями святых, нравственными аллегориями и образы сельского хозяйства и науки, что побудило писателя тринадцатого века Уильяма Дурандуса отметить, что соборы — и особенно окна в них — были «Священными Писаниями, которые изгоняют ветер и дождь, то есть все вредные вещи, но передают свет Истинного Солнца, то есть Бога, в сердца верующих».
Это указывает на собор как на «энциклопедию человеческих знаний»
, где «первой целью их искусства было не угождать, а учить».
Последним выводом для академиков того периода, увиденного в соборе, является движение образования от прежней сферы монастырей к большей роли соборной школы. С ростом урбанизации того периода города стали становиться центром общественной жизни, а теперь также играли роль в интеллектуальной сфере. Образование больше не ограничивалось духовенством, и можно было увидеть, как научный центр монастырей переходит к мирянам, которые часто посещали соборные школы.
Готический собор олицетворяет не только философское и научное настроение того периода (или, по крайней мере, его аспект), но и политическое состояние.
Символическое прочтение может дать общее представление о средневековом политико-религиозном государстве.
Более ранние романские церкви с их толстыми каменными стенами и минимальными украшениями или окнами напоминали замки того периода, указывая на роль воинствующей церкви; как Э.Х. Гомбрих говорит, что символизм здесь указывает на то, что «здесь, на земле, задачей Церкви является борьба с силами тьмы, пока не наступит час триумфа в судный день».
Тем не менее, церковь переходила от периода воинствующей церкви к торжествующей церкви.
Крестовые походы были менее активны, викинги то подавлялись, то оседлались, Ганзейский союз делал моря более безопасными, гильдии развивались, а мусульман оттесняли, чтобы они представляли угрозу только на границах. Однако это был триумф не только церкви или государства, только духовенства или мирян, но и того и другого.
В то время как Григорий VII работал над утверждением власти церкви над гражданскими правителями, аббат Сугерий стремился к большему союзу между ними двумя, монархией, как это было в Людовике VI, и епископами Франции.
Это было не просто господство церкви над гражданскими правителями, но и сотрудничество – подобно тому, как образовательная направленность начала перемещаться в города и тем самым стирала научные границы между духовенством и мирянами, так и архитектура готики собор символизируют этот шаг. Это лучше всего видно в «триумфальной» арке, типе арки, первоначально использовавшейся в римские времена, под которой маршировали победоносные императоры, и которая в соборе была перемещена из нефа церкви (где только духовенство было допущено под ) к входу, где все проходили бы внизу.
В политике строительства соборов была и другая динамика, которая особенно отмечена епископом Оксерра тринадцатого века Вильямом Сеньеле, который решил перестроить свою церковь, «чтобы она не уступала другим по форме и обращению. ”
Таким образом, тот факт, что духовенство было вовлечено в политику, имеет большое значение там, где строительство соборов можно рассматривать как способ усиления политического влияния; кроме того, строительство великолепных церквей помогло повысить статус не только епископа собора, но и города в целом. Возможно, наиболее важным аспектом этого стремления к статусу является то, что оно демонстрирует семена национализма в средневековый период.
Через строительство соборов миряне и высшие сословия стремились не только прославить Бога, но и показать собственную гражданскую гордость.
Искусство и готика. часто использовались в самих соборах.Это был не первый случай в истории, когда скульптура и живопись использовались для украшения зданий, особенно религиозных зданий. Некоторое время назад греки и римляне поступали так же, хотя между мотивами греков и римлян и средневековых христиан существовало ключевое различие.
В то время как греки и римляне стремились воссоздать человеческую форму и подчеркнуть красоту тела в своем искусстве, для средневековых христиан скульптура и живопись были скорее средством достижения цели. Как уже упоминалось, стремление к красоте играло роль в философских наклонностях того времени и, кроме того, служило средством донесения истории о Христе и святых до неграмотных.
Также в отличие от более ранних греков и римлян художники христианского периода происходили из мирян, что еще раз подчеркивает новое возросшее значение мирян в церкви. В этой грани искусства также, возможно, можно увидеть первые семена возвращения золотых веков римлян, которые стали центральной темой Ренессанса.
Этот акцент на художественном и прекрасном также послужил частью падения стиля, поскольку стало очевидно, что он «перешел от своей чистоты к чрезмерной разработке».
Религия и готикаРелигия того периода естественным образом проявляется в культовых сооружениях каждой эпохи, но в большей степени, чем любые другие церковные сооружения, готические соборы дают четкое представление о религии, содержащейся в них. в нем.
Возможно, наиболее примечательным аспектом соборов является большое религиозное рвение, которое было видно в христианстве того периода.
Как уже отмечалось в науке и в политике, готическая архитектура была символом не только духовенства, но и мирян, и здесь это не в меньшей степени. Аббат Хаймон двенадцатого века, которого цитирует Дэниел Э. Борнштейн, приводит отчет о мужчинах и женщинах, как богатых, так и бедных, добровольно принимавших участие в строительстве соборов, таскавших повозки «с их грузами вина, зерна, масла, извести, камней, балки и другие вещи, необходимые для поддержания жизни или строительства церквей».
Все желали показать свою преданность вере, помогая строить соборы, или, как еще раз сказал Уильям Сеньеле в тринадцатом веке, «строительство новых церквей повсюду усиливало рвение людей».
Рвение было таким, чтобы принести бесплатные пожертвования скульпторов, художников и архитекторов наряду с покровительством богатых. Короче говоря, в общей системе христианства существовало основополагающее единство. Именно этот необыкновенный выброс энергии мирян, возможно, является наиболее отличительной чертой готического собора.
Еще один способ увидеть религиозный настрой того периода, а также его богословские наклонности – готический собор снова проявляется в чистой красоте, которую строители пытались привить ему.
Для христиан того периода главной целью церковной службы было совершение таинства причастия, или Евхаристии. Доктрина пресуществления учила, что буквальное тело Христа проявлялось во время празднования этой церемонии, и, таким образом, в сочетании с неоплатоническими оправданиями великой красоты готического собора есть оправдание, найденное в желании, чтобы собор был приемлем для людей. земной облик Христа.
Собор должен был стать подходящим местом для чуда преображения вина и хлеба в кровь и тело Христа в Евхаристии, поэтому особое внимание было уделено тому, чтобы сделать его как можно более истинным отражением небесного Иерусалима. как учил Псевдо-Дионис.
Наконец, большое внимание уделялось религии как общедоступной, она должна была привлекать публику и сохранять религию публичной.
Это не просто контрастировало с языческой религией типа домашнего бога, но также служило практическим целям внутри церкви. За одного это помогло удержать население от ереси, так как религии, которые держались в тайне, могли вызвать подозрения в ереси, тем более что двенадцатый век был одним из периодов инквизиции.
Частное богослужение выглядело еще хуже, поскольку, как уже отмечалось, основной целью богослужения было совершение Евхаристии. Только священник считался достойным совершить это действие, и только собор считался достойным местом его совершения. Таким образом, собор можно рассматривать как поддерживающий не только явно публичный аспект христианства того периода, но и тот, в котором священники являются единственными носителями Евхаристии, главного средства благодати.
Таким образом, собор можно рассматривать как пример практически всех основных аспектов средневековой жизни. На земном плане он показывает уровень технического прогресса, уровень логической изобретательности, сравнимый с уровнем Summa Theologica того же периода.
Помимо этого, готический собор является образцовым примером союза между духовенством и мирянами и общим мышлением того периода.
Собор позволял получить статус как епископу, так и городу в целом. Кроме того, развитие собора свидетельствует о периоде, когда религиозное рвение было таким, что миряне могли подняться — даже под руководством епископа — и создать такие великие чудеса как архитектурного, так и эстетического триумфа.
В готике видна первая отчетливо христианская архитектура, архитектура, тесно связанная с городской цивилизацией.
Помимо того, что это просто символ почти всех аспектов средневековой цивилизации, следует также задаться вопросом, предлагает ли готика какой-либо прочный урок или применимость к современной сцене. С одной стороны, можно заключить, что такого рода движение не могло быть организовано сверху вниз, учитывая, что именно рвение мирян было, возможно, движущей силой этих усилий — рвение не только к вещам христианства.
Но все это было возможно главным образом благодаря монолитному мышлению христианства, привитому в тот период, мышлению, объединявшему гражданское и религиозное и предполагавшему большинство догматов христианства.
В сегодняшнем мире нельзя даже сказать, что такой же тип мышления присутствует, скорее то, что наблюдается, является расколотым мышлением, в котором ни одно повествование не может выйти на первый план.
Кроме того, религиозное не просто отделено от гражданского и политического аспектов жизни, но любой союз между ними рассматривается как явно негативный момент. С точки зрения преимуществ, которые собор дал средневековому периоду, кажется, что большинство из них закончились вскоре после эпохи соборов. Таким образом, соборы были уникальным образом приспособлены для своего времени.
Польза собора от роли Писания для неграмотных, безусловно, была бы полезной в любое время до этого, однако этот метод передачи этих различных философских понятий быстро исчез с приходом Реформации, где с возвращением к источники и рост грамотности устранили большую часть потребности в изображениях собора.
Философская основа и религиозное рвение также однозначно соответствовали собору своего времени. Многие христиане больше не будут утверждать, что свет или красота помогают приблизить верующего к Богу, и большинство, без сомнения, будут рассматривать строительство таких зданий как пустую трату денег, которые можно было бы использовать в другом месте. Прославление Бога через искусство — это метод, который считается менее законным.
Несмотря на все это, у соборов все еще есть большой урок, который можно извлечь из того, что верующие могут достичь великих дел, когда они достаточно вдохновлены, и, возможно, поднимает вопрос о том, какие усилия христиане должны прилагать для достижения их святилища прекрасны.