Архитектура модерна. Как появился модерн
Модерн — архитектурная революция, полностью изменившая ее облик. В этой части увидим, что стало отправной точкой модерна.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Прежде чем говорить о модерне, разберемся, почему это значимый стиль.
🚀 Модерн — первая в истории революция в архитектуре. До этого архитектурные новшества вводили десятилетиями. Например, готике для формирования понадобилось три поколения.
✍️ Модерн — не стиль, а метод. Модерном называют много направлений в разных странах. Общим у них был подход, когда архитектор может придумать и реализовать что угодно, не оглядываясь на традиции. Это вызвало огромную волну авторской архитектуры.
🕓 Модерн длился недолго, но оказался очень продуктивным. Эта эпоха оставила много самых разных архитектурных памятников, которые до сих пор вызывают интерес и вдохновляют архитекторов по всему миру.
1. Дом Сен-Сир, Брюссель, Бельгия, 1901
2. Кочи Хаус, Брюссель, Бельгия, 1905
3. Здание паба, Глазго, Шотландия, 1899-1900
4. Станция Мексикоплатц, Берлин, Германия, 1904
5. Дворец Грофа, Сегед, Венгрия, 1913
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Дом Нелиссена, Брюссель, Бельгия, 1905 год
2. Дом Фенольо-Лафлер, Турин, Италия, начало 20 века
3. Дворец Гуэль, Барселона, Испания, конец 19 века
4. Общественный дом, Прага, Чехия, начало 20 века
5. Дом компании «Зингер», Санкт-Петербург, Россия, начало 20 века
Начинаем разговор о модерне. Казалось бы, в конце 19 века цвела эклектика, всем нравилось экспериментировать со смешением стилей. Что пошло не так?
🥱 Архитекторам надоела эклектика. Постоянно тасовать одни и те же детали прошлых стилей стало скучно.
💡 В конце 19 века в разных частях Европы появились новаторские здания. Их архитекторы независимо друг от друга решили строить «не по учебнику», придумав все детали и композицию с нуля.
🧱 Постепенно модерн стал мейнстримом. Сначала таких домов было немного, но они становились все заметнее. К 1900 году модерн захватил архитекторов по всей Европе.
🆗 Эклектика все это время чувствовала себя нормально. Это был удобный стиль для самых разных зданий. Кто-то не любил модерн, каким-то зданиям вроде банков важно было выглядеть серьезно. В некоторых случаях эклектика и модерн встречались — мы рассмотрим такие примеры позже.
Особняк Тасселя, Брюссель, Бельгия, 1894
Дом, с которого начался модерн — особняк Тассель в Брюсселе. Его архитектор Виктор Орта считается одним из создателей модерна.
Что в этом особняке удивляло современников 👇
⁉️ Необычный фасад. Небольшие колонны не держат карниз, как в классике, а плавно врастают в него, будто пуская корни.
〰️ Металлическая решетка с тонкими изящными колоннами и новаторским рисунком: вместо шаблонных копий или ромбов — вольные плавные линии.
🗝 Интерьер тоже богат деталями. Архитектор эпохи модерна все разрабатывает сам: от мебели до дверных ручек и рисунка на обоях.
*Модерн возник одновременно в разных точках Европы, и архитекторы не успели договориться, как назвать новый стиль. Во Франции и Бельгии модерн назвали «ар-нуво», в Германии «югендштиль», а в Австрии «сецессион».
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Русский модерн
Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.
Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.
Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородных коттеджей обращаются к теме модерна. Причина вполне объяснима: творческие амбиции автора проекта могут быть в полной мере воплощены в соответствии с характерными признаками стиля в частном домостроении. Каждый дом в стиле модерн — это произведение искусства.
«Псевдорусский стиль»
Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».
За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.
Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.
Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).
«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.
Северный модерн
Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.
Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.
Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.
Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.Московский стиль
Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.
Русский модерн сегодня
Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.
designcapital.ru/facades/img/4266
Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем.
Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?
- Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
- Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
- Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
- Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
- Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.
Смотрите примеры домов в стиле модерн в нашей базе фасадов.
Девять культовых примеров модернистской архитектуры
Архитектурный редакционный стол Пт 16 февраля 18
Для приверженцев модернизма середины века 15-25 февраля является временем года, когда Неделя модернизма в Палм-Спринг официально стартует в честь середины Архитектура и дизайн века.
Модернизм впервые возник в начале 20 го века, и его кредо — или клише, в зависимости от того, кого вы спросите — «форма следует за функцией», сыграло решающую роль в эволюции крупных городов мира.
В честь модернистского архитектурного движения The Urban Developer связались с Джеком Хейлом и Эдди Рхедом, издателями британского журнала The Modernist , и попросили их предоставить нам краткое изложение некоторых их любимая модернистская архитектура со всего мира.
Франко-швейцарский архитектор-модернист Ле Курбюзье
Park Hill – Social Housing (Шеффилд, Великобритания)
Архитектор – Джек Линн и Айвор Смит
Программа жилищного строительства в городе Шеффилд в 1950-х и 60-х годах привлекла внимание всего мира. Делегации даже из Советского Союза приезжали в город, чтобы посмотреть, как он справляется с огромной работой по переселению своих жителей.
Парк-Хилл был одним из крупнейших из них и использовал подход «дорожки в небе» для выхода на палубу. В 1998 году он был внесен в список II степени в знак признания его места в архитектурной и социальной истории и, таким образом, стал крупнейшим памятником архитектуры II степени в Великобритании.
В настоящее время в нем идет ремонт, чтобы превратить его в частное жилье.
Собор Ковентри – Церковный собор (Ковентри, Великобритания)▲ Архитектор: Бэзил Спенс
Послевоенная реконструкция британских городов была как идеологическим, так и физическим процессом. Крупномасштабное разрушение городских центров дало градостроителям возможность для «чистого листа» при восстановлении, и Ковентри, подвергшийся сильным бомбардировкам во время Второй мировой войны, был, пожалуй, лучшим примером.
Новый собор, вобравший в себя разрушенные войной руины своего предшественника, стал триумфом не только модернистской архитектуры, но и маяком реконструкции и примирения в неопределенной послевоенной Британии.
Собор Ковентри — почти несравненное здание благодаря сочетанию традиционных ремесел, прекрасных произведений искусства и ультрасовременного дизайна.
Бразилиа – Правительственные и гражданские (Бразилия)▲ Архитектор: Оскар Нимейер.
Решение перенести столицу Бразилии в район непроходимых тропических лесов было смелым и рискованным. К счастью для Бразилии, здесь работал один из величайших архитекторов мира Оскар Нимейер, который отвечал за проектирование многих крупных зданий новой столицы.
Является ли город 50 лет спустя хорошим местом для жизни и процветания, это вопрос мнения, но как коллекция выдающейся модернистской архитектуры он не имеет себе равных.
Архитектурные достопримечательности включают гиперболоидный собор Бразилиа, здание Конгресса Бразилии и Паласиу-да-Альворада – резиденцию президента – все в фирменном соблазнительном, почти чувственном стиле Нимейера.
Сиднейский оперный театр – культурный центр (Сидней, Австралия) ▲ Архитектор: Йорн Утзон; Инженер: Ове Аруп.
Словом «культовый» часто злоупотребляют, но когда в городе есть здание, которое оптимизирует этот город и мгновенно узнаваемо во всем мире по своей ярмарке, можно сказать, что оно достигло культового статуса.
Сиднейский оперный театр — именно такое здание. Длительный, часто противоречивый процесс проектирования и сборки был, возможно, неизбежен из-за такого радикального и экспериментального дизайна.
Инженерные задачи дизайна привели к новаторским решениям и только придают его прекрасной загадочности. Не только важное архитектурное заявление Сиднейский оперный театр продемонстрировал другим городам мира важность крупномасштабных культурных проектов и их роль в формировании образа города.
Мюнхенский Олимпийский парк и Спортивная деревня – Жилье (Германия)Мюнхенский Олимпийский парк
▲ Олимпийский парк архитектор: Фрай Отто; Архитектор Олимпийской деревни: Heinle, Wischer and Partners.
Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене дали Германии шанс показать миру, что они прогрессивная, либеральная и современная нация.
Конструкции для спортивных площадок были спроектированы Фраем Отто, и, работая в волнистом ландшафте парка, он использовал извилистый навес из плексигласа, поддерживаемый пилонами и стальными тросами.
Одновременно высокотехнологичные и в то же время органичные, сегодня строения выглядят так же радикально, как и 45 лет назад. Прилегающая Олимпийская деревня представляет собой смесь зиккуратов-дуплексов, невысоких мезонетов и высоких башен.
Благодаря тщательному планированию и хорошему управлению деревня по-прежнему сохраняет утопический вид и доказывает, что смелая и динамичная модернистская архитектура не должна отодвигать своих жителей на второй план по отношению к архитектурному видению.
Сириус – Корпус (Сидней, Австралия)▲ Архитектор: Тео Гоферс
Сириус, многоквартирный дом в Сиднее, получил международную известность, потому что он представляет собой интересный показатель того, где мы находимся в отношении признания и оценки бруталистской архитектуры, но также и сияет внимание к более широким социальным вопросам, касающимся перепланировки и социального жилья.
Сириус настолько разрушает некоторые мифы о бруталистской архитектуре, что, учитывая смешанный демографический состав жильцов и продуманный дизайн, бруталистское социальное жилье не обязательно должно быть антиутопическим кошмаром, каким многие его представляют.
Местоположение Сириуса, одного из его самых больших активов, доказало свое падение. Теперь это первоклассная недвижимость и потенциально прибыльный объект для местных властей, которые планируют снести здание, снести Сириус и продать землю под частную застройку. Жители, которые счастливо жили там в течение трех десятилетий, кажется, мало повлияли на это решение.
Башня Сигрэмм – Коммерческая (Нью-Йорк, США)▲ Архитекторы: Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон.
Говорят, что имитация — это высшая форма лести, и поэтому здание Сигрэм, должно быть, постоянно краснело с момента его завершения в 1958 году. и хотя его часто копируют, его редко улучшают.
Иметь почти неограниченный бюджет, очень понимающий клиент и гений Мис ван дер Роэ, очевидно, помогают делу, но внимание к деталям, использование высококачественных материалов и несравненный дизайн Miesean «Меньше значит больше» обеспечили Seagram Строительство так же влиятельно и захватывающе сегодня, как и 60 лет назад.
▲ Пьер Луиджи Нерви
Имя Пьера Луиджи Нерви, возможно, малоизвестно за пределами его родной Италии. Возможно, это связано с тем, что он редко работал за пределами Италии (хотя он сотрудничал с Гарри Зайдлером в нескольких проектах в Австралии) и был не архитектором, а инженером.
Он специализировался на бетоне и возвысил его до уровня изобразительного искусства, создавая сложные и красивые узоры на различных проектах до и после Второй мировой войны. Его более ранняя работа была обусловлена структурными потребностями, но это не помешало Нерви раздвинуть границы доступных технологий и создать потрясающие формы из бетона.
Из складов, мостов и заводов Нерви начал строить спортивные стадионы, арены и соборы, всегда доказывая, что в умелых руках бетон может быть самым красивым и универсальным материалом, доступным архитекторам и инженерам.
Виадук Мийо – Инфраструктура (Франция) ▲ Архитектор: Норман Фостер; Инженер: Мишель Вирлоге.
Мосты часто действуют не только как способ добраться из точки А в точку Б. Помимо физической связи, они могут символизировать преодоление идеологических барьеров и служить для соединения идей и мест.
Мост также является редчайшим сооружением, способным украсить и без того прекрасный пейзаж, как в Мийо. Потрясающе элегантное сооружение и триумф инженерной мысли воплощают модернистское кредо «Форма следует за функцией» и доводят его почти до совершенства.
Мийо выполняет практическую функцию, ускоряя французское туристическое движение к побережью Средиземного моря и Испании, но с его английским архитектором и французским инженером он служит метафорой сотрудничества, а также демонстрирует беспрецедентную способность человечества формировать окружающую среду и преодолевать огромные физические препятствия.
Джек Хейл и Эдди Рхед — издатели The Modernist, , ежеквартального печатного издания о модернистской архитектуре и дизайне -го -го века. Проверьте это здесь.
close-btn
Информационный бюллетень
Присоединяйтесь к 50 000 специалистов по недвижимости, которые всегда в курсе наших информационных бюллетеней. Будьте в курсе рыночных тенденций с помощью самой надежной австралийской журналистики недвижимости.
АВТОР
Редакция
Еще статьи этого автораРеклама
Архитектура
2022 Национальная архитектурная награда: победители
Коммерческий
[+] Канара в угольной шахте: коммерческий сектор понижает
Жилые
[+] Защита залива Моретон на следующий проживание
[+] Бэй Бэй Моретон на следующий проживание
[+] Бэй Бэй Моретон.
[+] Местный выскочка излагает амбициозные планы строительства и сдачи в аренду
Жилой дом
[+] Pet Project: The Rise of Barkitecture
0
РЕКЛАМА
Статья изначально размещена по адресу: https://www.theurbandeveloper . com/статьи/9
5 примеров культовой современной архитектуры с серьезными недостатками были построены с недостатками
Эрик Аллен
Архитектура, как и искусство, становится культовой, когда выходит за рамки текущего режима и бросает вызов зрителям и жителям по-новому относиться к жизни. Модернистские дома представили новый образ жизни с открытыми планами этажей и чистыми модульными конструкциями без ненужного орнамента. Самые известные примеры включают такие здания, как Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта и Стеклянный дом Филипа Джонсона, и хотя эти места стали Меккой для современных эстетов, они не лишены недостатков. Построенные без современных передовых технологий, многие модернистские дома в лучшем случае страдают от протекающих крыш, а в худшем — от структурной нестабильности, к большому разочарованию людей, которые их заказали. Хотя дома явно предназначались для проживания, они были спроектированы соответствующими архитекторами как образец чистоты формы и высокого художественного выражения. К сожалению, эти эстетические цели привели к не очень реалистичным жизненным ситуациям, и сегодня многие из этих домов функционируют не как жилые дома, а как музеи, посвященные дальновидному дизайну. Далее следует история пяти самых знаковых модернистских домов, недостатков и прочего.
Fallingwater House Фрэнка Ллойда Райта (1935), Милл-Ран, Пенсильвания, СШАФото: Getty Images/Education Images японской архитектурой и ее интеграцией с окружающим лесом. Однако его структурные проблемы были хорошо задокументированы: характерные консольные балконы со временем начали прогибаться из-за недостаточного армирования, а первоначальный владелец Эдгар Кауфманн-старший назвал дом «зданием с семью ведрами» из-за протекающей крыши. На этом месте, где сейчас находится музей, за прошедшие годы был проведен капитальный ремонт, и в 2002 году консольные балки были окончательно закреплены.
Фото: Getty Images
Построенный в 1951 году дом Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс, считается шедевром не только творчества Людвига Миса ван дер Роэ, но и модернистской архитектуры. Дизайн, предназначенный для отдыха на выходных для чикагского врача Эдит Фарнсворт, предусматривал стеклянные панели от пола до потолка, обрамленные окрашенной в белый цвет сталью, подчеркивающие связь с ландшафтом. Однако эта схема окажется проблематичной. Фарнсворт печально известен тем, что подал в суд на архитектора из-за таких проблем, как частые наводнения из-за близлежащего ручья, стаи жуков, привлеченных к тому, что по сути является освещенным стеклянным ящиком, ржавыми стальными балками и плохой вентиляцией. Сегодня, как музей, дом полностью отреставрирован и получает надлежащее содержание.
Фото: Getty Images/PHAS
Вилла Savoye, спроектированная Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере, была построена в 1931 году как загородный дом для Пьера и Эмили Савой в Пуасси, Франция, недалеко от Парижа. Белая бетонная конструкция была спроектирована в соответствии с пятью пунктами Корбюзье, включая колонны на уровне земли, открытую планировку, горизонтальные окна, ненесущие фасады и функциональную крышу. Однако это последнее обстоятельство приводило к протечкам каждую осень, и дом нуждался в частом ремонте. Дом, много раз переходивший из рук в руки и переживший возможный снос, теперь является музеем.
Фото предоставлено OMA
Самые популярные
Построенный для семьи из пяти человек, Maison Bordeaux был построен в 1998 году французской архитектурной студией OMA под известным именем Рема Колхаса. модульная конструкция и сочетание таких материалов, как стекло, алюминий, цемент и перфорированная сталь Cor-Ten. Все еще являясь частной резиденцией, здание имело немало проблем, в том числе протекающую крышу, столь распространенную в модернистских зданиях, и разрушение внутреннего бетонного ядра, на которое опираются полы.