1. Техника черчения и правила оформления чертежей
1.1. Предмет «Черчение». Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Чертежные инструменты и принадлежности
Вы начинаете изучать новый учебный предмет «Черчение». По определению известного геометра, механика, профессора Н.А. Рынина, черчение является звеном, соединяющим математические и физические науки с техническими.
На уроках изобразительного искусства, математики, географии, технологии вы уже встречались с различными графическими изображениями – рисунками, графиками, схемами, эскизами. Но самыми распространенными графическими изображениями являются чертежи (рис. 10).
Рис. 10. Чертеж детали
Чтобы понять или, как говорят специалисты, прочитать чертеж, надо знать графический язык.
Язык – это система знаков, передающих информацию.
У науки, техники, искусства также есть
свои языки – это язык математики
и язык графики.
Основу графического языка составляют методы и способы построения изображений на чертежах, а также правила оформления конструкторской документации.
Графический язык сочетает в себе различные системы записи информации – изобразительную и знаковую.
К изобразительной системе графического языка относится метод проецирования, правила использования точек, линий, контуров и изображения объекта.
К знаковой системе графического языка относятся условные знаки (S – толщина, ø – диаметр, – квадрат, R – радиус), цифры (числа, определяющие размеры), буквы, тексты.
Графический язык используется в науке, производстве, строительстве, архитектуре, дизайне. Его называют языком техники.
Чертеж – это документ, содержащий
изображение изделия, а также другие
данные, необходимые для его изготовления
и контроля. Они являются одними из
основных документов современного
производства.
По чертежам определяют форму и размеры изделий, материалы, из которых они сделаны, способы изготовления и соединения деталей, технические требования к ним, изучают устройство и принципы работы механизмов, правила эксплуатации готовых изделий, выполняют их ремонт.
Чертежи используют во всех сферах народного хозяйства, без чертежей немыслимо ни изучение и освоение техники, ни разработки новых конструкций, ни развитие современного производства.
В зависимости от содержания, чертежи подразделяются на чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, монтажные и другие. По чертежам деталей изготавливают части изделий; по сборочным чертежам собирают изделия, а, руководствуясь монтажными чертежами, устанавливают изделия на рабочем месте.
Современные чертежи и процесс их выполнения постоянно совершенствуется. С развитием техники, с появлением

Качество чертежа зависит от инструментов, материалов и принадлежностей. Очень важно овладеть приемами работы чертежными инструментами и правильно организовать свое рабочее место.
Чертежи выполняют на специальной чертежной бумаге, эскизы и технические рисунки на бумаге в клеточку, для копирования чертежей используют кальку (полупрозрачную бумагу).
Чертежи выполняются карандашами разной твердости, мягкий – М (В), твердый – Т (Н), средней твердости – ТМ (НВ).
Степень твердости указана цифрой, стоящей перед буквой, например, 2М(2В)., 2Т(2Н).Затачивать карандаши нужно на конус, а для обводки чертежа – лопаточкой (рис. 11).
Рис. 11. Правильная заточка карандаша для черчения
При работе карандашом следует выполнять следующие правила:
– горизонтальные линии на чертеже проводят слева направо, вертикальные – снизу вверх;
– линии проводят по освещенным кромкам линейки и угольника;
– давление на карандаш должно быть
равномерным (для разметки – слабым,
для обводки достаточно сильным).
Разметку и построение на чертеже выполняют карандашами Т, 2Т; обводку чертежа – ТМ.
Для удаления лишних линий применяют белую мягкую чертежную резинку
Угольники – чертежные инструменты, предназначенные для построения углов и проведения прямых линий. Угольники бывают с углами 450 , 450, 900 и 300,600,900.
Линейка предназначена: деревянная – для проведения прямых линий, металлическая – для замера размеров деталей с натуры.
Транспортир – чертежный инструмент, применяемый для измерения и построения углов.
Готовальня – набор чертежных инструментов. Из набора чертежных инструментов, входящих в готовальню, потребуются: циркуль разметочный и чертежный и, возможно, кронциркуль падающий.
Циркуль чертежный – инструмент,
предназначенный для проведения дуг и
окружностей.
Циркуль разметочный – чертежный инструмент, предназначенный для откладывания и переноса отрезков на чертеже. Он имеет две одинаковые ножки, на концах которых закреплены иглы (рис. 12).
а – циркуль разметочный; б – кронциркуль падающий;
в – циркуль чертежный.
Рис. 12. Чертежные инструменты
Кронциркуль падающий – кронциркуль, предназначенный для проведения дуг и окружностей радиусом от 0,5 до 10 мм.
От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.
Правильная подготовка рабочего места: свет на чертеже должен падать слева
сверху, все инструменты и принадлежности
на столе располагают в определенном
порядке, справа – карандаши, готовальня
и ластик, слева – линейки, угольники.
В конструкторском бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора. В последнее время на смену чертежной доске приходит дисплей компьютера. Конструктор с помощью какой-либо графической системы выполняет чертеж, электронная версия которого хранится в памяти компьютера или на диске. При необходимости можно получить чертеж на бумаге («твердая копия»). Это можно сделать с помощью принтера или графопостроителя (рис. 13).
а – графопостроитель; б – принтер.
Рис. 13. Современные приборы для построения чертежей
Правила оформления чертежей
- Антипова Галина Антоновна, учитель информатики и черчения
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (2 МБ)
Цели:
- закрепить знания учащихся по теме: «Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности и их применение»;
- дать учащимся понятие о правилах оформления чертежа, которые выполняются согласно принятым и действующим государственным стандартам Единой системы конструкторской документации – ЕСКД;
- познакомить с понятием о стандартах ЕСКД;
- познакомить с понятиями «формат» и «основная надпись»;
- научить применять согласно стандартам ЕСКД линии чертежа, которые имеют разное назначение и применение;
- развивать пространственное представление и пространственное мышление;
- воспитать точность и аккуратность в построении чертежей.
Задачи:
- Обучающая: Повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
- Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
- Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.
Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.
Оборудование и пособия:
- Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.
- Для учащихся: учебник «Черчение», Ботвинникова А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, карточки-задания.
Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Проверка домашнего задания – визуально (1 мин.)
- Сообщение темы урока, целей урока (1 мин.
)
- Повторение пройденного материала – фронтальный опрос (5 мин.)
- Изучение нового материала (25 мин.)
- Физкультминутка (1 мин.)
- Итог урока. (3 мин.)
- Домашнее задание. (3 мин.)
(слайд 3)
IV. Повторение пройденного материала.– ответить на вопросы, определить по представленным рисункам правильно выполненный рисунок детали, (слайд 4)
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Ответы учащихся.
V. Изучение нового материала.Учитель: Тема урока сегодня является продолжением изучения темы «Техника выполнения чертежей и правила их оформления». Рассмотрим и выясним, какие правила применяются при выполнении чертежа.
Каждый чертёжный документ выполняется по единым правилам – стандартам. В нашей стране приняты и действуют государственные стандарты Единой конструкторской документации – ЕСКД. Что же такое стандарт? (Слайды 5, 6)
Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемые нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.
Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.
Стандарты время от времени пересматривают. Это связано с развитием техники и совершенствованием инженерной графики. (Слайд 7)
Учитель: Чертежи выполняют на листах определённого размера. Стандартом (ГОСТ 2.301-68*)
установлены форматы листов, которые обводят тонкой линией. В общеобразовательных учебных заведениях пользуются форматом, размеры которого 297 x 210 мм.
Его обозначают А4. (Слайды 8, 9)
Учитель: каждый чертёж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. (Слайд 10)
Учитель: на чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание её устанавливает стандарт (ГОСТ 2.104-68*). (Слайд 11)
На учебных школьных чертежах основная надпись выполняется в упрощённом виде.
(Слайд 12)
Учитель: на производстве, согласно ГОСТ 2.301 – 68, листы формата А4 располагают только вертикально. В учебных общеобразовательных заведениях их используют как вертикально, так и горизонтально. (Слайды 13, 14)
Учитель: при выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая линия имеет своё назначение. Посмотрите на два изображения (Слайд 15). На ваш взгляд, какой из этих изображений понятнее для чтения? (Ответы учащихся).
Учитель: рассмотрим линии, которые применяются для выполнения чертежей. (Слады 16, 17)
Учитель: для того, чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. Рассмотрим более подробно назначение и применение этих линий.
-
СПЛОШНАЯ ТОЛСТАЯ ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ
Толщина сплошной основной линии (S) выбирается в пределах от 0,5 до 1,4 мм
Применяется для изображения видимого контура предмета, оформления рамки поля чертежа и граф основной надписи -
ШТРИХОВАЯ ЛИНИЯ
Толщина линии от S/3 до S/2.
Длину штриха выбирают от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами от 1 до 2 мм
Применяется для изображения линий невидимого контура предмета. -
СПЛОШНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ
Толщина тонкой линии от S/3 до S/2
Применяется для нанесения выносных и размерных линий, нанесения штриховки, проведения полок линий – выносок -
ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ ЛИНИЯ
Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2
Применяется для осевых и центровых линий -
СПЛОШНАЯ ВОЛНИСТАЯ ЛИНИЯ
Толщина волнистой линии от S/3 до S/2
Применяется для изображения линий обрыва, разграничения вида и разреза -
РАЗОМКНУТАЯ ЛИНИЯ
Толщина разомкнутой линии от Sдо 1,5S
Применяется для изображений места секущей плоскости при построении сечений и разрезов -
ШТРИХПУНКТИРНАЯ ТОНКАЯ С ДВУМЯ ТОЧКАМИ ЛИНИЯ
Толщина линии от S/3 до S/2
Применяется для изображения линий сгиба на развёртках -
СПЛОШНАЯ ТОНКАЯ С ИЗЛОМОМ ЛИНИЯ
Толщина линии от S/3 до S/2
Применяется для изображения длинных линий обрыва
(Слайды 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25)
VI.
(Слайд 26)
VII. Закрепление пройденного материала.Учитель: весь материал урока мы прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили. Учитель раздаёт карточки-задания. (Приложение 1). Работа рассчитана на 5 минут.
VIII. Итог урока.Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал. Окончательный результат проверки выполнения заданий будет объявлен на следующем уроке.
IX. Домашнее задание.(Слайд 27).
Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.
Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.
Используемая литература:
- Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. – М.: Астрель АСТ, 2012.
- Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений – М.: ВЛАДОС, 2010.
- Учебник “Черчение” под редакцией Н.
Г. Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2005.
6 правил композиции рисунка. Звучат правила рисования композиции… | Майра Найто
6 правил композиции рисунка. Звучат правила рисования композиции… | Майра Наито | Medium 5 минут чтения·
18 февраля 2021 г.Правила композиции рисунка с самого начала кажутся скучными, не так ли? Правила обычно заставляют человека стонать и закатывать глаза. Но потерпите меня. Эти правила являются основой лучшего искусства.
Вам нужно постоянно следить за всеми? Может быть, в начале. По крайней мере, пока вы не поймете их изнутри и снаружи. В конце концов, вы можете нарушать правила только тогда, когда знаете их как свои пять пальцев.
Я буду иллюстрировать правила фотографиями, а вы скомпонуйте свои рисунки таким же образом. Итак, без лишних слов, давайте погрузимся в 6…
Автор Майра Найто
297 Подписчики
Внештатный копирайтер, увлеченный искусством и фитнесом. Загляните в мой художественный блог на mnatiodesigns.com/blog/ или подпишитесь на меня @mnaito_fineart.
Еще от Myra Naito
Myra Naito
7 советов по рисованию для начинающих
Рисование для начинающих. Вы можете подумать: «Разве рисование не является занятием для начинающих?» К сожалению, я думаю, что большинство людей думают о дудлинге…
·3 мин. чтения·28 января 2021 г.Майра Найто
Рисование – приобретенный навык или природный талант?
Вы можете быть удивлены
5 минут чтения·27 июля 2018 г.
Myra Naito
4 совета, как предотвратить смазывание карандаша
90 003Гений? Не совсем. Просто практично.
Чтение: 3 мин·6 ноября 2019 г.
Мира Найто
Важность перспективы в искусстве
Это больше, чем просто ваша точка зрения
4 минуты чтения·1 января 2020 г.
См. все от Myra Naito
Рекомендовано от Medium
Неподходящий
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.

Aleid ter Weel
in
Better Advice
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
90 003Привычки без устройств для повышения производительности и счастье.
·5 мин. чтения·15 февраля 2022 г.Списки
Плейлист Visual Storytellers
25 историй·6 сохранений
My Kind Of Medium (Любимое на все времена)
36 историй·7 сохранений
Выбор персонала
307 историй·71 сохранение
Zulie Rane
in
Стартап
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей 900 16
В октябре 2022 г. во время фиаско с Илоном Маском я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
·8 минут чтения·19 апреляАна Крайинович
в
Истории Аны
Жизнь со взрослым СДВГ: объяснение в комиксах
В погоне за жизнью, в которой все увлекательно и нет ничего скучного
·8 мин чтения·5 октября 2022 г.
morganeua
в
9 0004 Писательский кооперативВедения заметок недостаточно: управление знаниями для исследователей и писателей
Только на полпути к защите диссертации я начал управлять своими знаниями. Вот почему я хотел бы начать раньше.
·7 минут чтения·10 маяThe PyCoach
в
Искусственный угол
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
·7 мин чтения·17 мартаСм. другие рекомендации
Статус
Писатели
Карьера
Конфиденциальность
Преобразование текста в речь
9000 0 Каковы правила перспективы в рисовании?Изучите основные правила этой фундаментальной художественной техники
Перспектива в рисовании — это искусство представления трехмерных объектов на двухмерной поверхности, придающее реалистичный вид нарисованным объектам с точки зрения их ширины, высоты и глубины. .
При рисовании в перспективе мы изображаем сцену, где все объекты точно расположены по отношению друг к другу, точно соблюдая их расстояние от зрителя.
Перспектива в рисовании — это искусство изображения трехмерных объектов на двухмерной поверхностиЛинейная перспектива
В современном виде линейная перспектива была разработана как архитектурная техника в эпоху итальянского Возрождения в начале 15 века художником Леоном Баттистой Альберти и архитектором Филиппо Брунеллески. Они изобрели математически пропорциональную систему перспективы, которая стала одним из самых важных шагов в эволюции изобразительного реализма. Все крупные художники эпохи Возрождения, такие как Донателло, Мазаччо и Леонардо, экспериментировали и развивали эту технику.
Правила перспективы применимы ко всем предметам: пейзажу, городскому пейзажу, натюрморту, портретной живописи, рисованию фигур и т. д., и хотя изучение этих правил требует изучения и применения, применение их в конечном итоге становится интуитивно понятным с практикой.
Чтобы понять перспективу, мы должны рассмотреть три основные особенности нашего зрительного восприятия:
- Объекты кажутся уменьшающимися по мере удаления от нас
- Формы, расположенные ближе к зрителю, закрывают и перекрывают объекты, находящиеся дальше
- Кажется, что параллельные линии сходятся к общей точке на расстоянии — «точке схода»
Рисующий человек должен сохранять одну и ту же точку зрения для достижения перспективы, так как от этого зависит линейная перспектива. Художникам рекомендуется не двигаться при рисовании и ограничивать масштаб объекта примерно от 60 до 80 градусов (конус зрения), поскольку более панорамные виды сложно воспроизвести в перспективе.
Линейная перспектива была разработана как архитектурная техника в эпоху итальянского ВозрожденияТочка обзора в перспективе
Точка обзора — это точка, с которой художник смотрит на сцену. Этот момент определяется при планировании композиции и может быть либо нормальным (стоя), низким (сидя на стуле или ниже), либо высоким (когда вы смотрите на сцену сверху вниз).
Точка зрения влияет на то, как вы видите вещи, а не на то, как применять правила перспективы, которые просто помогают вам реалистично представить их.
Линия горизонта в перспективе
Перспектива сцены строится на ее линии горизонта. В пейзажном рисунке или живописи можно сказать, что горизонт — это линия, где небо встречается с землей или морем, но в рисовании перспективы мы предпочитаем рассматривать линию горизонта как воображаемую линию уровня глаз художника.
Объекты над линией горизонта наклонены к ней; предметы, расположенные ниже линии горизонта, наклоняются к ней. Если фигура пересекает линию горизонта, то линии будут идти как вверх, так и вниз.
Существует три типа линейной перспективы, и их различие определяется количеством точек схода на линии горизонта.
Одноточечная перспектива
Одноточечная перспектива является самой простой, так как в ней используется только одна точка схода в качестве точки отсчета на чертеже. Он используется при рисовании объектов, с которыми мы смотрим «лицом вперед», или на дороге или железнодорожном полотне, параллельные линии которых сходятся в одной точке на горизонте.
То, что мы рисуем, должно иметь некоторые стороны, параллельные горизонтальной плоскости чертежной бумаги. Это популярный метод рисования, используемый при иллюстрировании интерьеров и архитекторами.
Одноточечная перспектива используется при рисовании объектов, на которые мы смотрим «спереди», на дорогу или железнодорожный путь. Одноточечная перспективаДвухточечная перспектива
Двухточечная перспектива используется, когда ни одна поверхность рисуемого объекта не параллельно горизонтальной плоскости чертежной бумаги.
Например, при рисовании коробки, углы которой обращены прямо к нам, параллельные стороны коробки сойдутся в двух разных точках схода на горизонте.
Двухточечная перспектива используется, когда ни одна поверхность объекта не параллельна горизонтальной плоскости чертежной бумаги Двухточечная перспективаТрехточечная перспектива
Не так часто, как в двух других случаях, трехточечная перспектива использует три набора ортогональные линии и три точки схода для рисования каждого объекта.