Петропавловская крепость собор: Государственный музей истории Санкт-Петербурга – Новости

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: описание, история, архитектурный стиль

Один из символов Санкт-Петербурга –Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго,самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Он сразу задумывался не только как культовое сооружение, но и наблюдательный пункт, память славным победам русского воинства,усыпальница императоров и членов их семьи.

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

При императрице Елизавете удалось только возвратить иконостас на прежнее место и восстановить кровлю. Сложную конструкцию «с переломами» упростили до обычной двускатной.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

На курантах добавили минутную стрелку, корильон убрали, а бой курантов настроили на две мелодии: «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Петропавловский Собор в XX веке

После революции 1917 года за исполнение «царских» мелодий куранты обстреливали восставшие, а в 1919 году культовое здание закрыли. Часть сокровищ оказалась разграбленной. С введением музейного статуса оставшиеся ценности передали в Эрмитаж.

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола, 1944 г.

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

  1. При закладке собора в крепость будто бы прилетел орел и остался жить. Якобы сам император с руки кормил гордую птицу, считая ее доброй приметой успешных начинаний.
  2. Императрицу Екатерину II и ее убитого супруга Петра III их наследник Павел захоронил одновременно. Для этого провели вскрытие могилы его отца, траурную церемонию по переносу гроба и посмертное сокоронование. Из единой даты 18 декабря 1796 года на обоих надгробиях кажется, что пара будто бы правила долго и счастливо и умерла в один день.
  3. Много сплетен было о вскрытии захоронений императоров в советское время. В действительности в 1939 году извлекли прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля, супруги младшего сына Александра II и передали на историческую родину по просьбе царственных родственников. Прах императоров не беспокоили. Это подтверждено исследованиями мраморных плит у надгробий.
  4. После установки рубиновых звезд на башни московского Кремля, возникла аналогичная идея и в отношении Петропавловского собора. Планам помешала война.

петропавловский собор в Санкт‑ПетербургеСанкт‑Петербург

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость (13): Петропавловский собор

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Зайдя в собор, мы попадаем в небольшое помещение – притвор. Мы находимся прямо под колокольней. Слева, под лестницей, ведущей на колокольню, расположены три первых захоронения собора. Вы видите перед собой памятные надгробные плиты из белого мрамора. В центре – могила сына Петра, опального царевича Алексея. После трагической и таинственной смерти в каземате Трубецкого бастиона его тело без почестей было предано земле в ещё недостроенном соборе.
Здесь же за три года до смерти Алексея была похоронена его супруга крон-принцесса Шарлота-Христина-София, умершая родами, а также сестра Петра I, царевна Мария Алексеевна. А теперь пройдём в церковный зал.
Если притвор символизирует в церкви мир земной, то красота и роскошь церковного зала должна отразить собой совершенство мира небесного. В плане Петропавловский собор не похож на традиционный православный храм допетровский Руси.
По роскоши своего убранства он скорее напоминает парадный зал дворца. Из государевой казны для позолотных работ было выдано двести килограммов червонного золота. Внутреннее пространство разделено на три нефа мощными столбами-пилонами, расписанными под мрамор.
Огромное пространство залито светом – шестиметровые окна, светлая окраска стен, золочёное лепное убранство, люстры из золоченой бронзы, горного хрусталя и цветного венецианского стекла – все звучит нарядно и торжественно.
На стенах вы видите знамена. Долгие годы собор был своеобразным музеем славы русского оружия – здесь хранились знамена и ключи от городов и крепостей, взятые русскими войсками как трофеи. Лучшие мастера своего времени принимали участие в работах по убранству собора. Своды собора украшают многоцветные орнаментальные росписи. Сюжетом плафонов центрального нефа стала Страстная неделя – херувимы несут орудия пыток, которым подвергался Иисус.
Над окнами церковный зал украшают 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали художники 18 века: Матвеев, Игнатьев, Бельский, Гзель. Жемчужиной коллекции является картина Андрея Матвеева «Моление о чаше». Это вторая картина от входа картина на левой стене зала. Замечательный русский художник, Матвеев обучался в Голландии и Фландрии, и аттестован как наиболее искусный мастер, пишущий «превосходные картины на исторические сюжеты в римском вкусе».
Полотно представляет Христа, который, предчувствуя грядущие страдания, обращается с молитвой к Богу: «Если не может чаша сия миновать меня, чтобы мне не пить её, то да будет воля твоя». Но каждый человек должен испить свою чашу страданий до дна.
На противоположной, правой, стене – картина Георга Гзелля «Отречение Апостола Петра». Этот голландский мастер был в числе иностранцев, приглашенных на русскую службу, и долгое время он занимал пост директора первого музея – Кунсткамеры.
По центральному нефу мы направляемся к иконостасу. В Петропавловском соборе иконостас решен в форме триумфальной арки грандиозных размеров: высота двадцать, ширина – тридцать метров. Иконостас отделяет от основного пространства храма алтарную часть. Алтарь – символ мира божественного – всегда находится в восточной части православного храма. Стена для икон – таков дословный перевод слова «иконостас» с греческого языка.
Иконостас Петропавловского собора является уникальным памятником начала 18 века. Более сорока русских мастеров – искусных резчиков, позолотчиков, столяров работали над его созданием в Москве в течение пяти лет. В основных чертах иконостас был спроектирован архитектором Трезини. Руководил работами московский архитектор Иван Зарудный. Доставленный в Петербург по частям, иконостас собран в соборе при помощи деревянных шипов и вызолочен. В иконостасе были установлены 43 иконы работы русских мастеров, сохранившиеся до наших дней. Они соединили лучшие иконописные традиции Руси и черты, характерные для европейской манеры.
Два образа весьма показательны – это большие иконы Богородицы и Христа на престоле Они представлены в одеяниях московских владык, корона на голове Богородицы – копия императорской короны, а на голове Спаса – копия патриаршей митры. В одном образе соединяются представления о владыках небесном и земном. Так звучит тема о божественном происхождении земной власти и ее преемстве непосредственно от Бога. Более того, лик Богородицы имеет портретное сходство с императрицей Екатериной I.
Справа перед иконостасом находятся императорские захоронения 18 века. Подойдем к ним поближе. Шесть надгробий из белого каррарского мрамора украшают бронзовые золочёные кресты. По углам надгробий – двуглавые орлы, которые украшают лишь императорские надгробия. Крайнее у стены – надгробие над могилой Петра Великого, основателя нашего города, первого русского императора. По преданию, Пётр сам указал место своего будущего погребения. Впоследствии это станет традицией русских императоров. На надгробии Петра – памятные медали за оградой – бюст портрет императора, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа». По легенде его дарит собору супруга Петра, Екатерина I, в знак скорби по умершему мужу. Она лишь на два года пережила Петра и покоится рядом с ним. Крайнее слева – надгробие на могиле их дочери, императрицы Елизаветы Петровны.
Во втором ряду, за Петром I – покоится его племянница, императрица Анна Иоанновна. Именно в её царствование был освящён кафедральный Петропавловский собор. Рядом с ней похоронен внук Петра Великого, Пётр III Он был свергнут с престола и убитый сторонниками своей супруги, Екатерины II, что дало ей возможность царствовать самодержавно. Её царствование продолжалось 35 лет, было долгим и славным, а благодарная память потомков наградила её титулом Великой.
У левой части иконостаса – захоронения 19 века, перейдем к ним. Здесь покоится император Павел I и его сыновья императоры Александр I и Николай I и их супруги. Всего в соборе 32 надгробия. 30 сделаны из белого мрамора по единому образцу. Надгробия императора Александра II и его супруги выполнены из цветных полудрагоценных камней. Они расположены отдельно, найдите их и мы расскажем более подробно об этой императорской чете.
Надгробие над могилой Александра II выполнено из зелёной алтайской яшмы, его вес – пять с половиной тонн. Надгробие его супруги – из розового уральского родонита, весом в шесть с половиной тонн. Александра II, отменившего в России крепостное право, называли царём- освободителем. После смерти его стали называть царём-мучеником – он был убит террористами-народовольцами. На месте смертельного ранения государя был возведён храм Воскресения Христова, известный как «Спас-на-крови». Рядом со своими родителями покоится император Александр III. Он был отцом последнего в русской истории императора – Николая II. До революции убранство Петропавловского собора было довольно пышным. Помимо икон, на стенах, колоннах и у могил находились более 1.000 венков. Только у могилы Александра III , последнего из похороненных здесь до революции императоров, их насчитывалось 674. Почти на каждой могиле и около нее стояли лампады, иконы, на надгробиях лежали медали по случаю различных юбилейных дат. В 1917 году, по распоряжению Временного правительства все эти предметы были отправлены в Москву. Дальнейшая их судьба неизвестна. Сегодня здесь только один венок. В дубовом киоте на стене вы можете видеть небольшой серебряный венок, работы мастерской знаменитого ювелира Фаберже. Он был приобретен правнуком Александра II Георгием Юрьевским и преподнесен им как вклад в Петропавловский собор в 1999 г. Теперь перейдем к месту захоронения Николая II и его семьи в Екатерининском приделе.
Семья последнего русского императора и слуги, бывшие при них, были расстреляны большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. Летом 1998 года их останки были торжественно преданы земле в Екатерининском приделе Петропавловского собора. Надгробие из белого мрамора поставлено над общим погребальным склепом.
На стенах доски с эпитафиями в память всех членов императорской семьи и слуг. На досках, посвящённых памяти наследника Алексея и его сестры Марии нет даты захоронения в соборе, так как их останки не были обнаружены. После захоронения Николая II в Петропавловском соборе покоятся русские императоры от первого до последнего.
Наша экскурсия по Петропавловской крепости окончена. Усыпальница царей и страшная тюрьма для неугодных властям, обращенная к Неве суровой гранитной стеной, в остальные же стороны обращенная стеной по-домашнему кирпичной, крепость, которая никогда не воевала, но всегда была гарантом безопасности столицы, любимая питерцами Петропавловка отражает противоречивую историю прекрасного северного города.

Собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, Россия

Собор святых Петра и Павла — старейший храм Санкт-Петербурга, а также второе по высоте здание в городе (после телебашни). Он тесно связан как с историей города, так и с династией Романовых, поскольку здесь находятся могилы почти всех правителей России со времен Петра Великого.

  • Собор св. Петра и Павла посреди Петропавловской крепости

  • Собор высотой 122,5 метра является самым высоким зданием в центре Санкт-Петербурга.

  • Петропавловский собор во время белых ночей

Начались работы по возведению первого деревянного храма на этом месте всего через месяц после официального основания Санкт-Петербурга, а освящение храма состоялось 1 апреля 1704 года. В 1712 году начал работу нынешний каменный Петропавловский собор. будет построен по проекту Доменико Трезини. Строительство этого заняло немного больше времени — фактически 20 лет — и было освящено 29 июня., 1733.

Петропавловский собор знаменует радикальный отход от традиционных православных храмов, построенных в стиле раннего барокко. Его прямоугольная форма, колокольня и ориентирная игла — все это черты, заимствованные из протестантских церквей Западной Европы — особенно заметно влияние голландской архитектуры — все это соответствовало пожеланиям Петра.

Прямоугольное основание собора вытянуто с юго-запада на северо-восток, а его стены образованы декоративными пилястрами и витиеватыми головами херувимов на окнах. Многоярусную соборную колокольню венчает веховая игла, обитая медными золочеными листами. Игла, построенная голландцем Германом фон Болисом, увенчана фигурой летящего ангела, несущего крест. Часы для колокольни были доставлены в 1720 году из Голландии, где они были куплены за 45 000 рублей — огромную по тем временам сумму.

Внутри собора находится фантастический иконостас, выполненный группой из более чем сорока московских зодчих под руководством Ивана Зарудного в 1722-1727 гг. Если архитектурный стиль собора по стилю близок к лютеранской церкви, то роспись иконостаса больше в духе церковных икон. Стены собора также украшены картинами на различные библейские темы, в том числе многочисленными росписями на евангельские сюжеты художников начала и середины 18

-й век.

Колокольня имеет яркую, часто трагическую историю. Как самое высокое сооружение на многие мили, оно часто становилось жертвой молнии и фактически сгорело в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в особо сильном пожаре. Хотя колокола были уничтожены, иконостас был снят с собора в самый последний момент. В 1766 году Екатерина Великая приказала восстановить колокольню в том виде, в каком она была, и новая башня была открыта в 1776 году.

Новые колокола были привезены из Голландии известным голландским мастером Ортом Крассом.

Они играли “Since the Glory” в начале каждого часа до 19.17 января, а в полдень под аккомпанемент канонического выстрела прозвучал национальный гимн «Боже, Царя храни» — традиция, которая продолжается и сегодня. Часы были выключены, но в 1952 году были установлены новые, которые били четыре раза в сутки и исполняли гимн Советского Союза.

Одной из главных достопримечательностей являются могилы большинства Романовых, правителей России, начиная с Петра Великого. Могила Петра впереди справа, и люди до сих пор оставляют на ней живые цветы. Также здесь находятся обе Екатерины, Елизавета, все три Александра, Павел, Петр III, Анна – а теперь еще и оба Николая, так как останки Николая II и его семьи были перезахоронены в небольшой часовне Святой Екатерины 17 июля. , 1998.

  • Центральные алтарные ворота Петропавловского собора

  • Интерьер собора св. Петр и Павел

Могилы бывших правителей и их семей очень экстравагантны, и их стоит увидеть. Например, над могилами Александра II и его супруги Марии возвышаются монолиты из тонких и ценных камней, в том числе из серой и зеленой алтайской яшмы. Над украшениями работали лучшие петергофские мастера 17 лет.

до 18:00,
Адрес: Петропавловская крепость
Метро: Горьковская, Спортивная
Часы работы: с Ежедневно. Суббота, с 11:00 до 18:00. Воскресенье, с 10:00 до 17:45.
Вход: 350,00 руб. Эта достопримечательность также включена в комбинированный билет музея/ов.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: Полностью доступен (пандусы).

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге Россия

Элегантный золотистый силуэт Петропавловского собора – легко узнаваемый символ Санкт-Петербурга. С этим местом связано множество городских легенд и исторических фактов. Собор занимает главное место во всем ансамбле Петропавловской крепости. На самом деле это самое красивое здание.

Собор никогда не был местом помолвок или богоявлений, здесь проходили только панихиды по членам императорской семьи и комендантам крепости. Всех их сначала похоронили в соборе, а затем в особой Великокняжеской усыпальнице.

История собора

Петропавловский собор в том виде, в каком мы его знаем, стоит на месте бывшего деревянного храма, построенного по приказу Петра Великого на Заячьем острове в 1703 году. Каменные стены вокруг него начали появляться спустя 10 лет по проекту Доменико Трезини. В фундамент была заложена частица мощей апостола Андрея Первозванного. Наружные строительные работы закончились через 8 лет.

Для курантов в Голландии куплен раритетный карильон. После заселения шпиля высотой 40 метров Петропавловский собор оставался самым высоким зданием города почти 300 лет.

Петропавловский собор освящен 28 июня 1733 года. Строился 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра Великого, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

После событий 1917 года многие ценности были перевезены в Москву, где большая их часть затерялась. Некоторые исторические артефакты хранятся в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 году собор также стал музеем, что помогло сохранить его художественную ценность.

Архитектура и интерьер

Внешне здание слегка напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают лишь строгие пилястры и барельефы вокруг окон. Основное внимание привлекает барочный фасад, плавно переходящий в высокую колокольню с золотым шпилем. Наверху помещена фигура ангела с изображением Христа высотой 3,2 метра и размахом крыльев 3,8 метра.

Рассказывают, что однажды молния ударила в главное украшение собора. Только кровельщику Петру Телушкину удалось забраться на крышу собора и устранить неполадку. Петр I наградил кровельщика пожизненным правом бесплатного распития спиртного в каждом кабаке Российской империи. Дальнейшая жизнь кровельщика не известна.

На самом деле в 1756 году собор загорелся от удара молнии, причем больше всего пострадали шпиль и куранты. В 1757-1758 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, подготовленными архитектором Д. Журавским. Часы были поставлены всего 20 лет назад, и каждый час они играли мелодию государственного гимна.

Доминантой внутреннего интерьера является великолепный резной иконостас со стоящими фигурами впереди – Петром, Павлом и четырьмя евангелистами. Иконостас создан архитектором Зарудным и художниками Т. Ивановым и И. Телегой. Отчасти он напоминает Триумфальную арку, так как император задумал собор как памятник победам русской армии. Сохранились ключи от захваченных городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них можно найти в Эрмитаже, а в соборе только копии. Посетители собора могут подняться на колокольню и полюбоваться панорамой.

Петропавловский собор служил усыпальницей членов императорской семьи. Здесь похоронен Петр Великий. Там летом 1998 года в 80-летие со дня расстрела Николая II его супруга Александра Федоровна, их дети и слуги были захоронены в Екатерининском приделе собора.

К началу 19 века в соборе не осталось места, поэтому была построена особая Великокняжеская усыпальница. Он соединен с собором переходом. Последняя церемония захоронения состоялась в 2006 году, сюда из Дании были перевезены останки матери последнего русского царя Марии Федоровны. С 1990 года в соборе состоялась панихида по российским императорам.

Read also

Information About the Excursion


Schedule

All year
Monday 10.00 – 19.00
Tuesday 10.00 – 19.00
Wednesday 10.00 – 19.00
Четверг 10.00 – 19.00
Friday 10.00 – 19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *