Петропавловская крепость собор: Государственный музей истории Санкт-Петербурга – Новости

Петропавловская крепость 2023: расписание, билеты и экскурсии

Территория Заячьего острова и Петропавловской крепости, Петропавловский собор, Тюрьма Трубецкого бастиона и Музей космонавтики и ракетной техники открыты для посетителей.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Петр Первый, молодой прогрессивный русский царь, разбивший шведов в Северной войне, решил основать новый город на берегу Невы, новую столицу для своего государства. Таким образом, он решал две задачи: первая — выход к Балтийскому морю и вторая — лишение Москвы статуса главного города, которую с детства царь не жаловал.

«Свой» город он начал строить с крепости, которую планировалось так и назвать Санкт-Петербург в честь Святого Петра. В кратчайшие сроки начались сначала укрепительные работы, а затем развернулось масштабное строительство. Грунт и оборонительные сооружения для будущей крепости постоянно увеличивались.

Остров Заячий, на котором и возводилась крепость, расширялся благодаря завезенному грунту. Петру I помогал архитектор Доменико Трезини, который должен был угадывать все пожелания царя и воплощать их в жизнь. Крепость получилась как военно-инженерное сооружение, состоящее из сомкнутых стен и выступающих бастионов, высота которых достигала 12 метров. 

Тяжелые условия труда и ограниченные сроки строительства привели к огромным человеческим жертвам. Приглашенные рабочие и строители не выдерживали заданного темпа работы над крепостью, да и сырой климат Петербурга не способствовал здоровью.

Петропавловская крепость, особенно на первых этапах строительства, унесла тысячи жизней русского народа. Петр торопился, не хватало строительных материалов, и он своим указом запретил по России каменное строительство до тех пор, пока не будет отстроен Санкт-Петербург. Каменщики со всей страны созывались на новое строительство на берегах Невы. Любой же человек, прибывающий в город, обязан был привезти с собой строительный материал в установленном количестве. 

После того, как крепость была отстроена, в ее логове начали появляться первые государственные, бытовые и духовные здания: Гостиный и Монетные дворы, Кафедральный Собор. Через главные Петровские ворота, выполненные в виде Триумфальной арки, которые были украшены гербом Российской империи и барельефом, изображающим низвержение Симона Волхва и аллегорические символы и победу Петра над Карлом XII, использовались горожанами для входа в крепость.

Внутри крепости были построены небольшие помещения, которые выполняли роль складских помещений типа каземат. Тут же располагался монетный двор, где чеканились серебряные, золотые и медные монеты, медали, ордена и прочие царские наградные знаки.

Ежедневно, ровно в полдень, пушки, которые защищали крепость, выстреливали по снаряду, и жители, количество которых было в ту пору небольшим в Санкт-Петербурге, сверяли свои часы с выстрелом из Петропавловской крепости. И сегодня залпы старых пушек можно услышать в Северной столице, как дань тем традициям основания Санкт-Петербурга. 

Мрачные стены крепости, которые ежедневно лицезрела Екатерина II из окон Зимнего дворца, угнетали императрицу, и она повелела облицевать их гранитом, однако, радужнее они все равно не стали. Должность коменданта крепости была почетной и назначаемой. Получал ее отставной генерал, который мог похвастаться как своими воинскими наградами, так и благосклонностью императора. Должность являлась часто пожизненной и хорошо оплачиваемой.

Естественно, главным зданием крепости является Петропавловский собор, которой хранит прах царствующих Романовых. Все надгробия выполнены из белого мрамора, лишь две могилы выглядят как черные вороны. Это уникальные надгробия Александра II, убитого в результате теракта, и его супруги Марии Александровны, выполненные из черного мрамора. В 1998 году «коллекцию» пополнили последние Романовы: Николай II и члены его семьи. 

Собор был освящен в 1733 году, уже при царствовании Анны Иоанновны. Это было православное сооружение, внутреннее убранство которого больше напоминало светский парадный зал дворца. Очень помпезный иконостас, выполненный русскими зодчими с элементами древнерусской резьбы, напоминал Триумфальную арку и символизировал победу Петра в Северной войне. Иконостас содержал 43 иконы. 

На правой стороне храма отведено место для императора, увенчанное царскими регалиями. Напротив — кафедра со статуями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.

Главной же достопримечательностью собора была колокольня и необычные для православных храмов встроенные башенные часы. Вся эта конструкция, включая флигель с ангелом, являлась самой высокой постройкой во всей России и составляла почти 123 метров.

К счастью, Петропавловской крепости не суждено было принимать участие в военных действиях, и удалось сохранить свои первоначальные черты строительства. Однако, в российскую историю она вошла как мрачная тюрьма для политических заключенных. Первым знаменитым узником стал единственный выживший цесаревич Алексей, обвиненный в заговоре против отца, и погибший в стенах Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах. Спустя несколько десятилетий, в стенах крепости погибла выдававшая себя за внучку Петра (незаконнорождённую дочь Елизаветы I), княжна Тараканова. Уже в XIX веке в качестве вынужденных гостей Петропавловской крепости побывали участники декабрьского восстания 1825 года, члены террористической организации «Народная воля», обвиненные в убийстве Александра II, такие известные личности, как Чернышевский, Достоевский, Кропоткин, Бакунин, Горький и т. д.

После Великой Октябрьской революции с 1924 года Петропавловская крепость превращается в музей города под патронажем Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Сегодня крепость является одним из самых интересных исторических объектов для посещения многочисленных туристов, рост которых в Санкт-Петербурге растет с каждым годом.

Популярные экскурсии в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость (13): Петропавловский собор

Зайдя в собор, мы попадаем в небольшое помещение – притвор. Мы находимся прямо под колокольней. Слева, под лестницей, ведущей на колокольню, расположены три первых захоронения собора. Вы видите перед собой памятные надгробные плиты из белого мрамора. В центре – могила сына Петра, опального царевича Алексея. После трагической и таинственной смерти в каземате Трубецкого бастиона его тело без почестей было предано земле в ещё недостроенном соборе.
Здесь же за три года до смерти Алексея была похоронена его супруга крон-принцесса Шарлота-Христина-София, умершая родами, а также сестра Петра I, царевна Мария Алексеевна. А теперь пройдём в церковный зал.
Если притвор символизирует в церкви мир земной, то красота и роскошь церковного зала должна отразить собой совершенство мира небесного. В плане Петропавловский собор не похож на традиционный православный храм допетровский Руси.
По роскоши своего убранства он скорее напоминает парадный зал дворца. Из государевой казны для позолотных работ было выдано двести килограммов червонного золота. Внутреннее пространство разделено на три нефа мощными столбами-пилонами, расписанными под мрамор.
Огромное пространство залито светом – шестиметровые окна, светлая окраска стен, золочёное лепное убранство, люстры из золоченой бронзы, горного хрусталя и цветного венецианского стекла – все звучит нарядно и торжественно.
На стенах вы видите знамена. Долгие годы собор был своеобразным музеем славы русского оружия – здесь хранились знамена и ключи от городов и крепостей, взятые русскими войсками как трофеи. Лучшие мастера своего времени принимали участие в работах по убранству собора. Своды собора украшают многоцветные орнаментальные росписи. Сюжетом плафонов центрального нефа стала Страстная неделя – херувимы несут орудия пыток, которым подвергался Иисус.
Над окнами церковный зал украшают 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали художники 18 века: Матвеев, Игнатьев, Бельский, Гзель. Жемчужиной коллекции является картина Андрея Матвеева «Моление о чаше». Это вторая картина от входа картина на левой стене зала. Замечательный русский художник, Матвеев обучался в Голландии и Фландрии, и аттестован как наиболее искусный мастер, пишущий «превосходные картины на исторические сюжеты в римском вкусе».
Полотно представляет Христа, который, предчувствуя грядущие страдания, обращается с молитвой к Богу: «Если не может чаша сия миновать меня, чтобы мне не пить её, то да будет воля твоя». Но каждый человек должен испить свою чашу страданий до дна.
На противоположной, правой, стене – картина Георга Гзелля «Отречение Апостола Петра». Этот голландский мастер был в числе иностранцев, приглашенных на русскую службу, и долгое время он занимал пост директора первого музея – Кунсткамеры.
По центральному нефу мы направляемся к иконостасу. В Петропавловском соборе иконостас решен в форме триумфальной арки грандиозных размеров: высота двадцать, ширина – тридцать метров. Иконостас отделяет от основного пространства храма алтарную часть. Алтарь – символ мира божественного – всегда находится в восточной части православного храма. Стена для икон – таков дословный перевод слова «иконостас» с греческого языка.
Иконостас Петропавловского собора является уникальным памятником начала 18 века. Более сорока русских мастеров – искусных резчиков, позолотчиков, столяров работали над его созданием в Москве в течение пяти лет. В основных чертах иконостас был спроектирован архитектором Трезини. Руководил работами московский архитектор Иван Зарудный. Доставленный в Петербург по частям, иконостас собран в соборе при помощи деревянных шипов и вызолочен. В иконостасе были установлены 43 иконы работы русских мастеров, сохранившиеся до наших дней. Они соединили лучшие иконописные традиции Руси и черты, характерные для европейской манеры.
Два образа весьма показательны – это большие иконы Богородицы и Христа на престоле Они представлены в одеяниях московских владык, корона на голове Богородицы – копия императорской короны, а на голове Спаса – копия патриаршей митры. В одном образе соединяются представления о владыках небесном и земном. Так звучит тема о божественном происхождении земной власти и ее преемстве непосредственно от Бога. Более того, лик Богородицы имеет портретное сходство с императрицей Екатериной I.
Справа перед иконостасом находятся императорские захоронения 18 века. Подойдем к ним поближе. Шесть надгробий из белого каррарского мрамора украшают бронзовые золочёные кресты. По углам надгробий – двуглавые орлы, которые украшают лишь императорские надгробия. Крайнее у стены – надгробие над могилой Петра Великого, основателя нашего города, первого русского императора. По преданию, Пётр сам указал место своего будущего погребения. Впоследствии это станет традицией русских императоров. На надгробии Петра – памятные медали за оградой – бюст портрет императора, на стене – скульптурная группа «Оплакивание Христа». По легенде его дарит собору супруга Петра, Екатерина I, в знак скорби по умершему мужу. Она лишь на два года пережила Петра и покоится рядом с ним. Крайнее слева – надгробие на могиле их дочери, императрицы Елизаветы Петровны.
Во втором ряду, за Петром I – покоится его племянница, императрица Анна Иоанновна. Именно в её царствование был освящён кафедральный Петропавловский собор. Рядом с ней похоронен внук Петра Великого, Пётр III Он был свергнут с престола и убитый сторонниками своей супруги, Екатерины II, что дало ей возможность царствовать самодержавно. Её царствование продолжалось 35 лет, было долгим и славным, а благодарная память потомков наградила её титулом Великой.
У левой части иконостаса – захоронения 19 века, перейдем к ним. Здесь покоится император Павел I и его сыновья императоры Александр I и Николай I и их супруги. Всего в соборе 32 надгробия. 30 сделаны из белого мрамора по единому образцу. Надгробия императора Александра II и его супруги выполнены из цветных полудрагоценных камней. Они расположены отдельно, найдите их и мы расскажем более подробно об этой императорской чете.
Надгробие над могилой Александра II выполнено из зелёной алтайской яшмы, его вес – пять с половиной тонн. Надгробие его супруги – из розового уральского родонита, весом в шесть с половиной тонн. Александра II, отменившего в России крепостное право, называли царём- освободителем. После смерти его стали называть царём-мучеником – он был убит террористами-народовольцами. На месте смертельного ранения государя был возведён храм Воскресения Христова, известный как «Спас-на-крови». Рядом со своими родителями покоится император Александр III. Он был отцом последнего в русской истории императора – Николая II. До революции убранство Петропавловского собора было довольно пышным. Помимо икон, на стенах, колоннах и у могил находились более 1.000 венков. Только у могилы Александра III , последнего из похороненных здесь до революции императоров, их насчитывалось 674. Почти на каждой могиле и около нее стояли лампады, иконы, на надгробиях лежали медали по случаю различных юбилейных дат. В 1917 году, по распоряжению Временного правительства все эти предметы были отправлены в Москву. Дальнейшая их судьба неизвестна. Сегодня здесь только один венок. В дубовом киоте на стене вы можете видеть небольшой серебряный венок, работы мастерской знаменитого ювелира Фаберже. Он был приобретен правнуком Александра II Георгием Юрьевским и преподнесен им как вклад в Петропавловский собор в 1999 г. Теперь перейдем к месту захоронения Николая II и его семьи в Екатерининском приделе.
Семья последнего русского императора и слуги, бывшие при них, были расстреляны большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. Летом 1998 года их останки были торжественно преданы земле в Екатерининском приделе Петропавловского собора. Надгробие из белого мрамора поставлено над общим погребальным склепом.
На стенах доски с эпитафиями в память всех членов императорской семьи и слуг. На досках, посвящённых памяти наследника Алексея и его сестры Марии нет даты захоронения в соборе, так как их останки не были обнаружены. После захоронения Николая II в Петропавловском соборе покоятся русские императоры от первого до последнего.
Наша экскурсия по Петропавловской крепости окончена. Усыпальница царей и страшная тюрьма для неугодных властям, обращенная к Неве суровой гранитной стеной, в остальные же стороны обращенная стеной по-домашнему кирпичной, крепость, которая никогда не воевала, но всегда была гарантом безопасности столицы, любимая питерцами Петропавловка отражает противоречивую историю прекрасного северного города.

Собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, Россия

Собор святых Петра и Павла — старейший храм Санкт-Петербурга, а также второе по высоте здание в городе (после телебашни). Он тесно связан как с историей города, так и с династией Романовых, поскольку здесь находятся могилы почти всех правителей России со времен Петра Великого.

  • Собор св. Петра и Павла посреди Петропавловской крепости

  • Собор высотой 122,5 метра является самым высоким зданием в центре Санкт-Петербурга.

  • Петропавловский собор во время белых ночей

Начаты работы по возведению первого деревянного храма на этом месте всего через месяц после официального основания Санкт-Петербурга, а освящение храма состоялось 1 апреля 1704 года. В 1712 году начал работу нынешний каменный Петропавловский собор будет построен по проекту Доменико Трезини. Строительство этого заняло немного больше времени — фактически 20 лет — и было освящено 29 июня., 1733.

Петропавловский собор знаменует радикальный отход от традиционных православных храмов, построенных в стиле раннего барокко. Его прямоугольная форма, колокольня и ориентирная игла — все это черты, заимствованные из протестантских церквей Западной Европы — особенно заметно влияние голландской архитектуры — все это соответствовало пожеланиям Петра.

Прямоугольное основание собора вытянуто с юго-запада на северо-восток, а его стены образованы декоративными пилястрами и витиеватыми головами херувимов на окнах. Многоярусную соборную колокольню венчает веховая игла, обитая медными золочеными листами. Игла, построенная голландцем Германом фон Болисом, увенчана фигурой летящего ангела, несущего крест. Часы для колокольни были доставлены в 1720 году из Голландии, где они были куплены за 45 000 рублей — огромную по тем временам сумму.

Внутри собора находится фантастический иконостас, выполненный группой из более чем сорока московских зодчих под руководством Ивана Зарудного в 1722-1727 гг. Если архитектурный стиль собора по стилю близок к лютеранской церкви, то роспись иконостаса больше в духе церковных икон. Стены собора также украшены картинами на различные библейские темы, в том числе многочисленными росписями на евангельские сюжеты художников начала и середины 18

-й век.

Колокольня имеет яркую, часто трагическую историю. Как самое высокое сооружение на многие мили, оно часто становилось жертвой молнии и фактически сгорело в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в особо сильном пожаре. Хотя колокола были уничтожены, иконостас был снят с собора в самый последний момент. В 1766 году Екатерина II приказала восстановить колокольню в том виде, в каком она была, и в 1776 году была открыта новая башня.

Новые колокола привез из Голландии известный голландский мастер Орт Красс. Они играли “Since the Glory” в начале каждого часа до 19.17 января, а в полдень под аккомпанемент канонического выстрела прозвучал национальный гимн «Боже, Царя храни» — традиция, которая продолжается и сегодня. Часы были выключены, но в 1952 году были установлены новые, которые били четыре раза в сутки и исполняли гимн Советского Союза.

Одной из главных достопримечательностей являются могилы большинства Романовых, правителей России, начиная с Петра Великого. Могила Петра впереди справа, и люди до сих пор оставляют на ней живые цветы. Также здесь находятся обе Екатерины, Елизавета, все три Александра, Павел, Петр III, Анна – а теперь еще и оба Николая, так как останки Николая II и его семьи были перезахоронены в небольшой часовне Святой Екатерины 17 июля. , 1998.

  • Центральные алтарные ворота Петропавловского собора

  • Интерьер собора св. Петр и Павел

Могилы бывших правителей и их семей очень экстравагантны, и их стоит увидеть. Например, над могилами Александра II и его супруги Марии возвышаются монолиты из тонких и ценных камней, в том числе из серой и зеленой алтайской яшмы.

Лучшие мастера Петергофа работали над украшениями 17 лет.

9 00:50 Ежедневно с 10:00 до 18:00. Суббота, с 11:00 до 18:00. Воскресенье, с 10:00 до 17:45.
Адрес: Петропавловская крепость
Метро: Горьковская, Спортивная
Режим работы:
Вход: 350,00 руб. Эта достопримечательность также включена в комбинированный билет музея/ов.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: Полностью доступен (пандусы).

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге Россия

Элегантный золотистый силуэт Петропавловского собора – легко узнаваемый символ Санкт-Петербурга. С этим местом связано множество городских легенд и исторических фактов. Собор занимает главное место во всем ансамбле Петропавловской крепости. На самом деле это самое красивое здание.

Собор никогда не был местом помолвок или богоявлений, здесь проходили только панихиды по членам императорской семьи и комендантам крепости. Всех их сначала похоронили в соборе, а затем в особой Великокняжеской усыпальнице.

История собора

Петропавловский собор в том виде, в каком мы его знаем, стоит на месте бывшего деревянного храма, построенного по приказу Петра Великого на Заячьем острове в 1703 году. Каменные стены вокруг него начали появляться спустя 10 лет по проекту Доменико Трезини. В фундамент была заложена частица мощей апостола Андрея Первозванного. Наружные строительные работы закончились через 8 лет.

Для курантов в Голландии куплен раритетный карильон. После заселения шпиля высотой 40 метров Петропавловский собор оставался самым высоким зданием города почти 300 лет.

Петропавловский собор освящен 28 июня 1733 года. Строился 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра Великого, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

После событий 1917 года многие ценности были перевезены в Москву, где большая их часть затерялась. Некоторые исторические артефакты хранятся в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 году собор также стал музеем, что помогло сохранить его художественную ценность.

Архитектура и интерьер

Внешне здание слегка напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают лишь строгие пилястры и барельефы вокруг окон. Основное внимание привлекает барочный фасад, плавно переходящий в высокую колокольню с золотым шпилем. Наверху помещена фигура ангела с изображением Христа высотой 3,2 метра и размахом крыльев 3,8 метра.

Рассказывают, что однажды молния ударила в главное украшение собора. Только кровельщику Петру Телушкину удалось забраться на крышу собора и устранить неполадку. Петр I наградил кровельщика пожизненным правом бесплатного распития спиртного в каждом кабаке Российской империи. Дальнейшая жизнь кровельщика не известна.

На самом деле в 1756 году собор загорелся от удара молнии, причем больше всего пострадали шпиль и куранты. В 1757-1758 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, подготовленными архитектором Д. Журавским. Часы были поставлены всего 20 лет назад, и каждый час они играли мелодию государственного гимна.

Доминантой внутреннего интерьера является великолепный резной иконостас со стоящими фигурами впереди – Петром, Павлом и четырьмя евангелистами. Иконостас создан архитектором Зарудным и художниками Т. Ивановым и И. Телегой. Отчасти он напоминает Триумфальную арку, так как император задумал собор как памятник победам русской армии. Сохранились ключи от захваченных городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них можно найти в Эрмитаже, а в соборе только копии. Посетители собора могут подняться на колокольню и полюбоваться панорамой.

Петропавловский собор служил усыпальницей членов императорской семьи. Здесь похоронен Петр Великий. Там летом 1998 года, в 80-летие со дня расстрела Николая II, его супруга Александра Федоровна, их дети и прислуга были захоронены в Екатерининском приделе собора.

К началу 19 века в соборе не осталось места, поэтому была построена особая Великокняжеская усыпальница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *