Презентация по ИЗО на тему “Памятники архитектуры- наследие предков” (3 класс)
УРОК 11
Наследие предков – памятники архитектуры
Задачи:
· воспитательная – воспитывать в учащихся способность эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни, уважительное отношение к продуктам, созданными руками человека;
· художественно-творческая – сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, показать роль архитектуры в жизни человека;
· образовательная – формировать навыки работы с различным материалом; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, чистого неба, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что … Впрочем, вы все узнаете сами.
2. Постановка учебной задачи
а) Вы уже знаете, что делают художники для того, чтобы дома нам было тепло, комфортно, уютно. А сегодня мы выходим на улицу. Как вы думаете, для чего? /версии детей/.
б) Постарайтесь догадаться, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке, послушав отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть» /читает ученик/
Я бы строить дом пошел –
пусть меня научат.
Я сначала начерчу
дом такой, какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание славное,
живое словно.
Это будет перёд –
называется фасад.
Это
каждый разберет:
это –ванна,
это – сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук…
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
удобно и просторно.и заживут ребята в нем
Так кто догадался, о чем будем говорить на уроке? /версии детей/
А если точнее, об архитектуре. Ведь строительство и архитектура неразрывно связаны.
3. Объявление темы урока
Итак, тема 2 четверти – Искусство на улицах твоего села (города).
Тема урока: Наследие предков –памятники архитектуры./записываем в тетради/.
4. Вступительная беседа
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей его жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует, среда, созданная самим человеком. Архитектор. Архитектура. Мы часто слышим эти слова. Откуда они пришли к нам?
Как вы думаете, что означает слово архитектура? /версии детей/.
Давайте обратимся к странице словаря С.Ожегова и найдем значение этого слова./дети ищут ответ/.
-Как называют человека, который занимается архитектурой? /архитектор/. Послушайте стихотворение про архитектора /читает ученица, появляется 2 слайд «Архитектор»/
АРХИТЕКТОР.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать
Лестницы и двери.
Все квартиры сосчитать
Вычислить, проверить,
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
(Г. Люшнин)
Архитектура-это искусство строить.
Итак, давайте обобщим наши ответы. В древнегреческом языке слово «архи» – означало «старший», «тект» – «строитель». Из этих слов появилось слово «архитектон» – начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор».
3 слайд:
«архи»(старший) + «тект»(строитель)= «архитектон»= «архитектор»
Здания, возведенные по планам архитектора, стали называть архитектурой.
В Древней Руси архитекторов называли зодчими, а архитектуру – зодчество
4 слайд:
архитектура (зодчество) –это искусство строить,
архитектор (зодчий) – главный строитель /записываем в тетради/
Но между строительством и архитектурой существует различие. Как вы думаете, какое? /версии детей/. Роль строительства – возводить сооружения. Строители лишь выполняют указания архитектора. Архитектура же кроме того, что полезна человеку, удовлетворяет нуждам, потребностям человека, должна быть еще и красивой. Архитектор обязан учитывать все, чтобы людям было удобно пользоваться зданием, даже силы природы. Если там, где будет стоять дом, случаются землетрясения, архитектору следует расположить его так, чтобы соседнее рухнувшее строение не повредило его.
Как вы думаете, нужна ли нам архитектура? /версии детей/.
Архитектура и строительное искусство пришли к нам издалека. Где жил первобытный человек? /5 слайд: в пещере/. Это постройка, сделанная самой природой.
Когда климат стал меняться, становилось холодно, люди стали строить искусственные жилые сооружения из костей, черепов, шкур мамонтов. / 6 слайд: жилище из костей мамонтов/
Высокого развития достигают мегалиты – огромные камни различной высоты. /7 слайд: мегалиты/ Их использовали для религиозно-культовых церемоний, обрядов. Некоторые служили для астрономических наблюдений, обозначали место захоронения.
Все это создано нашими предками. Нам необходимо беречь эти исторические архитектурные постройки, чтобы знать, как жили люди раньше, знать культуру народа. Эта память необходима, чтобы строить будущее.
Давайте мысленно окинем взором наше село, город, страну. Как вы думаете, что же можно отнести к архитектуре? /версии детей/
Ваши ответы можно распределить следующим образом:
/ 8 слайд :виды архитектуры/
Архитектура
жилищное строительство – дома
общественные здания – храм, театр, стадион
промышленное строительство – заводы, фабрики, магазины, вокзал
декоративная архитектура – беседки, фонтаны, мосты
Сейчас мы совершим экскурсию по всему миру и узнаем, какие достопримечательности, архитектурные памятники существуют в различных странах.
/слайды 9-29/
/в качестве фона звучат шедевры инструментальной музыки /
10. Египтеские пирамиды. Суровые, строгие, как стражи стоят они вдоль реки Нил. Архитекторы в Древнем Египте занимали особое место, их труд считался священным действием.
11. Греческий Парфенон- главный храм Акрополя. Внутри его стояла 12-метровая статуя Афины. Храмы в Греции –это жилища богов. Внутрь храма люди почти не заходили. Все религиозные обряды совершались перед храмом. Поэтому внешнему облику придавалось очень большое значение.
12. Величественный, со множеством ажурных украшений возвышается Собор Парижской Богоматери во Франции.
13. Кельнский собор. Кого он вам напоминает? /изящную, стройную девушку/. Действительно, для подобных храмов характерна стрельчатость, стремление ввысь.
14. Тадж-Махал строился как мавзолей, усыпальница. Сейчас это музей под открытым небом.
15. Японские храмы иначе называют пагода. Что он вам напоминает (изящную легкую башню) ? Такова культура Японии. Благодаря таким памятникам мы и узнаем историю, культуру, обычаи народа.
16. Сиднейский оперный театр относится к современной архитектуре.
17. Знакомый вам с уроков английского языка Биг Бен.
18. Америка славится своими высотными зданиями, небоскребами.
19. А Париж славится Эйфелевой башней, которую так называют потому, что создал ее известный архитектор Эйфель.
20. Что вы можете сказать про храмы России? /они похожи на богатырей/. Храм Христа Спасителя, находящийся в Москве, построен на деньги, собранные народом в память о погибших в Отечественной войне с французами в 1812 году.
21. Когда мы говорим Россия, мы представляем Москву. Когда мы говорим Москва, мы представляем Кремль, который строился иностранцами, но в русском духе.
22. Храм Василия Блаженного напоминает теремок. Многоцветие куполов, как и его большое количество символизируют многонациональность нашего государства.
23.Кижи. Говорят, что это храм построен без единого гвоздя. Зодчий, который его построил, после окончания работы топор выбросил в озеро: чтобы никто не смог больше повторить такую красоту.
24-25. Необычная красота известных архитекторов – Гауди и Корбюзье.
24. Анто́ни Гауди́— испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.
25. Ле Корбюзье— французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
26. Парки. В прошлом веке многие архитекторы придерживались мнения, что в будущем каждый дом будет окружен садом. Но современный человек не может себе этого позволить. Поэтому и стали создаваться зеленые уголки в городе- парки, сады – любимое место отдыха людей.
27. Какой памятник архитектуры во Владимире? (Золотые ворота)
Как вы думаете, откуда архитектор берет свои идеи? /из природы/
У природы, конечно! Вы посмотрите, как совершенны творения природы. Вот яичная скорлупа. Насколько мудро она устроена! В ней развивается птичий зародыш. Зародышу нужно дышать? И скорлупа пропускает воздух. Кроме того, она регулирует температуру, чтобы зародышу было приятно подрастать. Когда наступает день рождения, птенец легко выбирается на белый свет, потому что скорлупа очень тонкая. Но прежде чем у птенца появится клюв, он разбить скорлупу не в силах – она состоит из семи слоев!
Посмотрите еще раз на оперный театр в Сиднее. /28 слайд «Сиднейский оперный театр»/ На что он похож? Почему таким его придумал архитектор? /парус, ведь рядом водоем/
А до чего умно сотворила природа ель! Дерево в высоту достигает 20 метров. И тем не менее оно устойчиво. Способствует этому особое расположение веток. Многому архитекторы научились у природы. Зодчий (имя его не дошло до наших дней) использовал идею ели при создании храма Вознесения в селе Коломенском. /слайд 29 «Храм в с. Коломенское»+ рис. ели/
В архитектуре, как в зеркале, отражается история народа, воплощаются достижения культуры и искусства. Пожалуй, только архитектура связана с человеком непосредственно, ведь мы ежеминутно соприкасаемся с ней.
Наши жилища, театры, библиотеки, магазины – тоже архитектурные памятники. Может, они не представляют художественной ценности, но всегда интересны с точки зрения истории и культуры народа.
Я еще раз хочу напомнить о необходимости беречь эти исторические архитектурные памятники, не осквернять их, не разрушать, не портить. Только зная прошлое, мы сможем построить будущее.
4. Физминутка
5. Практическая часть
6. Рефлексивная деятельность
– Что показалось вам самым интересным в сегодняшнем уроке? Может вы узнали то, чего до сих пор не знали?
– Что же в результате у нас получилось? Что вы можете сказать про свои работы?
– Что доставило вам на уроке радость, удовольствие?
– А может вас что-то огорчило?
– Какое настроение у вас после сегодняшнего занятия?
– Так что же необычного показалось вам в сегодняшнем уроке?
7. Обобщение, итог урока, выставка работ, домашнее задание
Архитектуру часто называют «каменной симфонией», «музыкой в камне», «застывшей музыкой». Архитектура звучит величественно и торжественно, прославляя мастерство и разум. Любите родной город, свое село – уникальный архитектурный ансамбль.
Любите архитектуру хотя бы за то, что она не закрылась, как другие искусства, за толстыми стенами музеев и библиотек. Она одна властно звучит, воспевая своим каменным языком талант человека, его достижения, порывы.
Фасады старых зданий.
Когда-нибудь изобретут прибор:
Направив луч на здание любое –
На особняк, на крепость, на собор,-
Мы прошлое увидим пред собою.
Мы краску на стене за слоем слой
Начнем листать, чтобы могли открыться
Присыпанные пеплом и золой
Империи забытые страницы.
И пусть мы не услышим голосов –
Мы неизвестных каменщиков лица
Увидим средь строительных лесов –
И не забудем в пояс поклониться.
Скрывая все, что отражалось в ней,
Стоит, как невключенный телевизор.
Стена-немая плоскость из камней
И ни на чей не отвечая вызов,
В.Шефнер
8. Домашнее задание –найдите в книгах, учебниках, энциклопедиях красивые, изображения необычных архитектурных сооружений и принесите их на следующий урок.
Спасибо всем за работу!
infourok.ru
Архитектура на картинах отечественных художников
Панорамы столичных улиц, памятники архитектуры, здания, которых уже нет, деревянные лодочки, снующие по Неве и Москве-реке, — все это можно увидеть на картинах мастеров городского пейзажа конца XVIII — первой половины ХХ века. О 10 художниках этого жанра — в материале портала «Культура.РФ».
Федор Алексеев
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_0.jpg)
Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (фрагмент). 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_1.jpg)
Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_2.jpg)
Федор Алексеев. Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев начинал свой творческий путь с городских пейзажей Венеции, где жил пенсионером от Академии художеств. Вернувшись в Россию, писал виды Крыма, Полтавы, Орла, но прославился он картинами с изображением Москвы и Петербурга. Самые известные полотна его московского цикла — «Красная площадь в Москве» и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» — сегодня хранятся в Третьяковской галерее. Главные петербургские картины художника — «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости» и «Вид Английской набережной» можно посмотреть в собрании Русского музея.
Читайте, кто еще ездил в Италию от Академии художеств
Картины Алексеева интересны не только с художественной, но и с исторической точки зрения: например, на картине 1800-х годов «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке» изображен барочный храм конца XVII века, который снесли в 1933 году. А благодаря картине «Вид Казанского собора» можно узнать, что изначально перед этим петербургским храмом стоял деревянный обелиск. Со временем он обветшал, и в 1820-х годах его убрали с площади.
Максим Воробьев
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_3.jpg)
Максим Воробьев. Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста) (фрагмент). 1818. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_4.jpg)
Максим Воробьев. Вид на Казанский собор с западной стороны (фрагмент). Первая половина 1810-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_5.jpg)
Максим Воробьев. Петропавловская крепость (фрагмент). Конец 1820-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Максим Воробьев поступил в Академию художеств в десять лет. Один из его первых учителей — архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон — привил будущему художнику любовь к архитектурно-пейзажной живописи.
Среди петербургских работ Максима Воробьева — «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении», «Вид на Казанский собор с западной стороны», «Петропавловская крепость». Сохранились и московские работы художника — в том числе и «Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста»). Кроме российских городов, Воробьев на своих полотнах изображал Иерусалим и Константинополь, Варну и Рим. Сегодня городские пейзажи Максима Воробьева можно увидеть в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
Семен Щедрин
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_6.jpg)
Семен Щедрин. Вид на Каменноостровский дворец (фрагмент). 1804. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_7.jpg)
Семён Щедрин. Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной (фрагмент). 1803. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_8.jpg)
Семен Щедрин. Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах (фрагмент). 1777. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Семен Щедрин, брат известного скульптора Феодосия Щедрина, был одним из ведущих ландшафтных живописцев своего времени. После окончания Академии художеств, он несколько лет провел во Франции и Италии. Там художник усвоил идеи классицизма. Почти сразу после возвращения на родину Семен Щедрин стал рисовать для Екатерины II виды ее любимого Царского Села.
Изображал он и другие петербургские пригороды — Петергоф, Павловск, Гатчину и, собственно, сам Петербург. Среди работ художника — «Каскад Аполлона и дворец», «Вид на Каменноостровский дворец», «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах», «Сельский двор в Царском Селе». И хотя Семен Щедрин был мастером городского пейзажа, архитектурные объекты он писал довольно условно. Основное внимание художника было уделено природе — искусствоведы считают его предвестником русского лирического пейзажа.
Степан Галактионов
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_9.jpg)
Степан Галактионов. Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости (фрагмент). 1821. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_10.jpg)
Степан Галактионов. Фонтан в парке. (фрагмент). 1820. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого, Севастополь
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_11.jpg)
Степан Галактионов. Дача в парке (фрагмент). 1852. Тюменский музей изобразительных искусств, Тюмень
А здесь читайте о достопримечательностях современного Петербурга
Степан Галактионов был не только живописцем и акварелистом, но и блестящим гравером: он одним из первых в России освоил технику литографии — гравюры на камне. Главным источником вдохновения Галактионова служили архитектурные памятники Петербурга. Он участвовал в создании альбома литографий «Виды пригородов и окрестностей Санкт-Петербурга», который курировал художник Семен Щедрин в 1805 году. В этот сборник вошли его работы: «Вид дворца Каменного острова с дачи графа Строганова» и «Вид дворца Монплезир» в Петергофе, «Вид храма Аполлонова с Каскадом в саду Дворца Павловского» и «Вид части дворца со стороны большого озера в городе Гатчине». Впоследствии он участвовал и в работе над сборником «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей», изданного в 1825 году Обществом поощрения художников.
Василий Садовников
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_12.jpg)
Василий Садовников. Вид набережной и Мраморного дворца (фрагмент). 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_13.jpg)
Василий Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости. 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_14.jpg)
Василий Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости (фрагмент). 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник-самоучка Василий Садовников писал архитектуру Петербурга, еще будучи крепостным княгини Натальи Голицыной. Получив вольную, он поступил в Академию художеств, где его учителем стал Максим Воробьев.
Известны многочисленные виды Зимнего дворца, написанные Садовниковым по поручению императоров Николая I и Александра II. Но самая прославленная работа художника — 16-метровая акварельная «Панорама Невского проспекта», над которой он работал 5 лет — с 1830 года. На ней главная улица Петербурга нарисована в обе стороны — от Адмиралтейской площади до Аничкова моста. Художник детально изобразил на картине каждый дом Невского проспекта. Позже издатель Андрей Прево выпустил отдельные части этой панорамы в виде литографий, серия состояла из 30 листов.
Среди других столичных картин художника — «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал». На работе «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади» собор изображен еще на этапе строительства.
Помимо Петербурга, Садовников рисовал городские пейзажи Москвы, Вильнюса, Хельсинки. Одной из последних работ художника стала панорама Петербурга с Пулковских высот.
Андрей Мартынов
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_15.jpg)
Андрей Мартынов. Вид дворца Петра I в Летнем саду (фрагмент). 1809-1810. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_16.jpg)
Андрей Мартынов. Вид на Финский залив с балкона Ораниенбаумского дворца (фрагмент). 1821-1822. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_17.jpg)
Андрей Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство (фрагмент). 1809-1810. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Среди первых самостоятельных работ мастера ландшафтной живописи Андрея Мартынова — итальянские виды. После окончания Академии художеств художник жил пенсионером в Риме. Вернувшись из Италии на родину, Мартынов писал виды Петербурга, используя разные техники, включая акварель и гравюру. Для печати гравюр Мартынов даже открыл собственную литографскую мастерскую.
Среди известных произведений художника — «Берег Большой набережной в Санкт-Петербурге от Литейной до Летнего сада», «Вдоль Летнего сада до строений Мраморного дворца», «От Мошкова переулка вдоль строений Зимнего дворца».
Мартынов много путешествовал, с российским послом он побывал в Пекине. Позже художник выпустил литографический альбом «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы». В поездках Мартынов черпал идеи для своих картин, он также запечатлел виды Крыма и Кавказа. Работы художника можно увидеть в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Карл Беггров
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_18.jpg)
Карл Беггров. В Летнем саду (фрагмент). 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_19.jpg)
Карл Беггров. Арка Главного штаба (фрагмент). 1822. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_20.jpg)
Карл Беггров. Триумфальные ворота (фрагмент). 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Беггров писал пейзажи, правда, в отличие от сына мариниста Александра Беггрова, рисовал не морские, а городские виды. Ученик Максима Воробьева, он написал большое количество акварелей и литографий с пейзажами Петербурга.
А вы знали, что Айвазовский писал не только морские пейзажи?
В 1821–1826 годах Карл Беггров создал цикл литографий, которые вошли в сборник «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей». Среди них, например, «Вид арки Главного штаба». После издания этого альбома Беггров больше работал в акварельной технике, но по-прежнему рисовал в основном Петербург — например, «В Летнем саду» и «Триумфальные ворота». Сегодня работы Карла Беггрова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже и музеях других городов.
Александр Бенуа
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_21.jpg)
Александр Бенуа. Оранжерея (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_22.jpg)
Александр Бенуа. Фронтиспис для «Медного Всадника» Александра Пушкина (фрагмент). 1905. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_23.jpg)
Александр Бенуа. Ораниенбаум (фрагмент). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1902 году в журнале «Мир искусства» Александр Бенуа написал статью «Живописный Петербург». В ней он сетовал, что художники обычно обходят стороной пейзажи Петербурга, предпочитая им Москву: «Теперь пора выбиться из славянофильских пеленок, пора перестать стыдиться «европейской» стороны русской жизни и с большим участием отнестись к ненавистному Петербургу».
Бенуа и сам стал активно изображать этот город на своих картинах. В этот период он создал акварели «На улицах Петербурга», «Санкт-Петербург. Дворцовая площадь», «Эрмитаж Петра Великого», иллюстрации к поэмам Александра Пушкина «Медный всадник» и «Пиковая дама». А в эмиграции художник написал цикл петербургских и пригородных видов под общим названием «Воспоминания».
Мстислав Добужинский
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_24.jpg)
Мстислав Добужинский. Петербург (фрагмент). 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_25.jpg)
Мстислав Добужинский. Домик в Петербурге (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_26.jpg)
Мстислав Добужинский. Уголок Петербурга (фрагмент). 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мстислав Добужинский был разносторонним художником — он оформлял театральные постановки, иллюстрировал книги и журналы. Но центральное место в его творчестве занял городской пейзаж, особенно художник любил изображать Петербург — там Добужинский провел детство.
Среди его работ — «Уголок Петербурга», «Петербург». Петербургские пейзажи можно увидеть и в книге «Петербург в 1921 году», в иллюстрациях к «Белым ночам Достоевского» и «Петербургу Достоевского» Николая Анциферова. В 1943 году Добужинский создал цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда.
Как писал искусствовед Эрих Голлербах: «В отличие от Остроумовой-Лебедевой, запечатлевшей в своих гравюрах и литографиях преимущественно архитектурную красоту Петербурга, художник заглянул и в низины городской жизни, обнял своей любовью не только монументальное великолепие петербургского зодчества, но и жалкое убожество грязных окраин». Покинув страну, Добужинский продолжил рисовать пейзажи, но уже Литвы и США.
Анна Остроумова-Лебедева
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_27.jpg)
Анна Остроумова-Лебедева. Петербург, Мойка (фрагмент). 1912. Частное собрание
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_28.jpg)
Анна Остроумова-Лебедева. Павловск (фрагмент). 1953. Частное собрание
![](/wp-content/uploads/pamyatniki-arhitektury-risunki_29.jpg)
Анна Остроумова-Лебедева. Петроград. Красные колонны (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Анна Остроумова-Лебедева — один из главных графиков и граверов первой половины ХХ века. На ксилографиях — гравюрах на дереве, литографиях и акварелях — она изображала преимущественно виды Петербурга. Среди ее работ — иллюстрации к книгам Владимира Курбатова «Петербург» и Николая Анциферова «Душа Петербурга», акварель «Марсово поле», «Осень в Петрограде», гравюры «Петербург. Летний сад зимой», «Петербург. Ростральные колонны и биржа» и другие.
А здесь рассказываем о художниках, писавших в блокадном Ленинграде
Художница не покинула родной Ленинград даже во время блокады: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути». Работы этого периода — «Летний сад», «Ростральная колонна» и другие — были изданы и в виде почтовых открыток.
Автор: Лидия Утёмова
www.culture.ru
Презентация к уроку (изобразительное искусство, 3 класс) на тему: Презентация по изобразительному искусству “Памятники архитектуры” 3 класс
Слайд 1
МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Макарова Е.В. Учитель начальных классов Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры 3 классСлайд 2
Наша Родина – Россия
Слайд 4
Наша Родина – село Частоозерье
Слайд 6
Памятники архитектуры – не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества. П амятники архитектуры
Слайд 7
Чем отличаются друг от друга здания?
Слайд 9
Архитектор – квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование ,включая проектирование зданий. Зодчий – в переводе с греческого «главный строитель», т.е. автор проекта .
Слайд 10
Фасад – это передняя часть зданий.
Слайд 11
Дом купца Дунаева. Отличительная особенность дома Дунаева среди деревянных построек Кургана начала ХХ века – его фасадный декор. Именно он придает легкость и нарядность композиции всего дома. Ощущение легкости композиции достигается целой системой мелких декоративных деталей, тонко прорисованных и точно выполненных, связанных между собой по пропорциям и масштабу. План дома составлен городским архитектором Н.А. Юшковым. Дом строили и отделывали местные мастера.
Слайд 12
Покровский собор, или храм Василия Блаженного.
Слайд 13
Дом Пашкова.
Слайд 14
Московский университет (МГУ)
Слайд 16
Кижи. Деревянный архитектурный комплекс.
Слайд 17
кижи
Слайд 20
Задание. Из геометрических фигур придумайте и сложите здание. Мы строителями станем И построим новый дом. Первым делом подойдите, Ознакомьтесь с чертежом. Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут. -Начинайте, силачи! А теперь возводим стены Выше роста своего. Кран подъёмный вызываем, Пусть поставит нам окно. Под конец положим крышу… Ах! Какая красота! Дом построен, все довольны, И закончилась игра.
Слайд 21
Задание для самостоятельной работы. Нарисовать здание, которое вы придумали.
Слайд 22
Спасибо за работу!
Слайд 23
http://pochemu4ka.ru/publ/104-1-0-1066 Стихотворение о строителях http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1823139&lr=53 Фотографии зданий Церковь, школа Фото из личного архива
nsportal.ru
Рисование архитектуры- Уроки ИЗО
Легко и свободно выражать свои замыслы на бумаге младший архитектор сможет, лишь умея рисовать без непосредственного обращения к натуре. Выполнения некоторых заданий и упражнений для развития творческого мышления и воображения еще не достаточно. Только в синтезе с другими учебными дисциплинами специального архитектурно-графического направления, где студент знакомится с ортогональным проецированием, конструктивными особенностями сооружений, с исканиями зодчих в разные исторические эпохи, с основными функциями архитектуры и др., он сможет постичь музыку застывшего камня. Но главное в этом процессе формирования будущего специалиста — накопление зрительных впечатлений. Запас ярких художественных образов возникает только через рисунок с натуры. Необходимо добиваться творчески активного видения натуры, воспитывать свое мироощущение, отношение к окружающей действительности и архитектуре.
Начальная стадия этого процесса проходит через изучение архитектурной детали. Известно, что наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусствами. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных построек, студент осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции их художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки. Знакомство с архитектурной деталью является стартовой основой для выполнения рисунка всего сооружения во время летней пленэрной практики — главного этапа работы над рисунком архитектуры.
Архитектура, являясь средой обитания человека, несет информационное воздействие на его чувства. Изучая логику закономерностей архитектурного организма, студент должен увидеть в сочетании различных конструкций, форм и деталей целостный образ архитектурной композиции. Умение видеть не только геометрические формы и пропорции, но и положение постройки в пространстве, общие массы архитектурных форм, фактуру материала, цвет и светотень, связь с окружающей средой в сочетании со знаниями принципов и методики ведения конструктивно-структурного рисунка, навыками работы различными графическими материалами создают благодатную почву для формирования профессиональных качеств будущего специалиста.
Длительные рисунки архитектурно-пространственных форм целесообразно подкреплять быстрыми набросками и зарисовками. Лаконичность наброска, смелое использование различных материалов и приемов исполнения вырабатывают оперативность графического языка. Воплощая свои творческие идеи в последующей профессиональной деятельности, студент будет постоянно обращаться к быстрому рисунку.
Выполнение эскизов архитектуры — это первая и наиболее важная часть в рисунке экстерьера архитектурного сооружения. Эскиз является основой для будущей композиции. Во время эскизирования идет работа над отдельными деталями архитектурного сооружения, его пропорциями, выбором наиболее удачной точки зрения и линии горизонта, который решает многие композиционные вопросы: низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность формы, высокий применяют при рисовании небольшого сооружения (см. приложение 4). Расстояние точки зрения от объекта также серьезно влияет на изображение. Чем дальше точка зрения от объекта, тем спокойнее будет перспектива, чем ближе — тем больше искажений. Эскиз также определяет масштабность сооружения, помогает найти правильные пропорции целого и деталей, а также элементов окружающей среды. Чем тщательнее выполнен эскиз, тем точнее и качественнее выполняется впоследствии окончательный вариант рисунка.
После выбора ракурса и линии горизонта в наброске можно приступать к длительной работе, которая заключает в себе следующие этапы:
- компоновка на листе бумаги изображения, основных объемов и форм, приведение сложных архитектурных форм к соответствующим простым геометрическим, пометка линии горизонта и основных перспективных направлений;
- выявление основных частей здания, членений фасадов, проверка правильности взятых пропорций, наметка элементов окружающей среды;
- прорисовка и построение деталей сооружения;
- светотеневое решение работы.
В работе над рисунком архитектурного сооружения используются самые различные графические материалы: графитный карандаш, уголь, соус, сангина, акварель, тушь и прочие художественные материалы.
Рисование архитектуры по заданным ортогональным проекциям
Умение изображать архитектурное сооружение (экстерьер здания или интерьер) необходимо архитектору не только в процессе творческого поиска, но и для пояснения заказчикам своего замысла.
Студент должен уметь по чертежам ортогональных проекций (планам, фасадам, разрезам) представить всю пространственную композицию и изобразить ее в перспективном рисунке.
В качестве одного из упражнений учащимся предлагается изобразить здание по плану и фасаду (листы 92). Задание преследует цель научить студента строить перспективный рисунок по представлению, а потом по воображению. В рисунке нужно правильно передать взаимосвязь и расположение форм, указанных в плане и других проекциях, их соотношения.
Рисунок архитектуры выполняется по следующим этапам:
- выбираются точка зрения и линия горизонта, картинная плоскость;
- на эскизах прорабатывается ракурс, наиболее выгодный для данного архитектурного сооружения;
- на большой лист переносятся основные объемы и композиция, намечаются главные перспективные направления и линия горизонта;
- прорабатываются детали архитектурного сооружения и окружающей среды;
- выполняется светотеневое решение, строятся тени, выявляются объем и передний план.
urokizo.ru
Конспект урока по изо на тему “Памятники архитектуры” 3 класс
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс
По программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Раздел «Искусство на улицах твоего города»
Тема: «Памятники архитектуры»
Учитель изобразительного искусства Бойкова И.А.
Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество»».
Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование, складывание из шаблонов
Планируемые результаты: школьники получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек.
Оборудование: фотографии с образцами архитектурных строений разных видов и назначений, бумага, карандаш, краски, бумажные шаблоны.
Ключевые слова и понятия: малая родина, памятники архитектуры, Покровский собор, Дом Пашкова, МГУ, Кижи.
Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы – шаблоны для составления облика зданий (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Памятники архитектуры» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Вводное слово
Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не глядя, можете сказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идёте из дома в школу.
– Кто хочет рассказать об этом? (Ответы школьников.)
Как называется страна, в которой родился человек? (Родина.)
Верно, наша общая родина – Россия, это могучая и великая страна, самая большая в мире. Но ещё у каждого из нас есть город или село, в котором он родился, и это место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва – это и есть его малая родина.
– Все ли из нас знают, где родились? Можете вы назвать этот город, село? (Ответы школьников.)
Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.
Есть ли в вашем городе (селе) красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?
Чем вам нравятся эти здания?
Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?
Что это за здания? (Ответы школьников.)
Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.
III. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Памятники архитектуры». Запишите определение понятия «памятники архитектуры».
Памятники архитектуры – это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.
IV. Беседа по теме урока
– Чем отличаются друг от друга городские сооружения?
– В чём заключается их различие?
– Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чём заключается их различие?
– Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чём заключается их различие?
Откройте учебник на ст. 46, прочитайте текст. Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами, находить в них различие и особенности построения каждого здания.
– Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. (Архитекторы, строители.)
Профессия «архитектор» имеет ещё другое название – «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое – «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.
Запишите в тетрадях эти слова для определения:
Зодчий – автор проекта, по которому ведётся строительство.
Зодчество – наука и искусство создавать здания.
Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его вместе и запомните.
К памятником архитектуры надо относится бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его блику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие материалы для этого использовались.
В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной.
(Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.)
Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады. Запишите в тетради определение.
Фасад – это передняя часть здания.
У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нём говорится о разных профессиях, в том числе и архитектора, зодчего.
… Я бы строить дом пришёл,
Пусть меня научат!
Я сначала начерчу
Дом такой, какой хочу.
Это будет перед,
Называется фасад.
Это – каждый разберёт:
Это – ванна, это – сад.
– Как называется передняя часть здания? (Фасад.)
Рассмотрим фасады зданий, построенных в разные эпохи.
(Демонстрация зданий старинной постройки.)
Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из камня, имеет большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями – вьюшками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажиточного человека.
(Демонстрация современной постройки.)
А вот фасад современного дома. Он сделан из современных материалов, скорее всего из железобетонных плит. Железобетон – строительный материал, который был придуман в XXвеке.
– Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет большое число этажей, преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон.)
V. Демонстрация электронной презентации
Педагог демонстрирует презентацию с показом знаменитых исторических построек (Покровский собор, Дом Пашкова, новое здание МГУ, комплекс в Кижах и др.), давая пояснения о каждой постройке.
Школьники выясняют роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры.
Материал для комментариев
Покровский собор, или Храм Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея. Храм построен в серединеXVI века по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством. Существует много версий о создателях собора. Ранее считалось, что его строили двое зодчих – Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку – Постинку Яковлеву по прозвищу Барма, который потом также возводил Кремль в Казани.
Вид собора необычен для русской церкви, на Руси чаще строились пятиглавые церкви, а этот собор – девятиглавый. Он построен так, что восемь храмов окружают самый большой, девятый, и все они объединены общим основанием и переходами из одного храма в другой. Главы церквей увенчаны куполами-луковицами, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похоже один на другой.
Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете, предание о том, что Москва строилась на семи холмах, так Покровский собор находится на главном холме – Кремлёвском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной площади, он является настоящим центром нашей столицы.
А вот ещё одна из самых известных достопримечательностей России, которая для многих является символом Москвы. Перед Покровским Собором с 1931 г. размещается бронзовый памятник героям России – Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
Дом Пашкова – одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлём, на Ваганьковском холме, на возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории Кремля, за кремлёвскими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII века и его считают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан – поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил название, а потом он был приобретён в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны – Государственной Российской библиотеке. Архитектором дома считается П. Баженов.
У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине – центральный корпус, а по его краям – боковые флигели, поэтому он имеет вид городской усадьбы. Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус ещё и вазами по периметру крыши и верхней постройки на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружён богатым садом, в котором был пруд, в позолоченных клетках жили экзотические птицы.
Новое здание МГУ – высотное здание, которое было возведено в 1949-1953 гг., группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышов и др.). В то время это было самое высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем, составляет 240 м, в нём 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы – на Воробьёвых горах. В главном здании МГУ размещается несколько учебных факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в боковых флигелях – общежития для студентов, квартиры для профессоров. Главное здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого – звезда с колосьями, её диаметр – 9 м. Чуть ниже – часы, также диаметром 9 м.
Перед зданием МГУ, на площадке Воробьёвых гор с видом на Москву – реку устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому, всех кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.
Деревянный архитектурный комплекс размещён на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. В 1966 г. Здесь был основан музей под открытым небом, куда привезли большое количество построек из разных районов Карелии – часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером – строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах – уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на специальной доске: «Здание является памятником архитектуры, охраняется государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже стоят на земле несколько веков – Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца России.
VI. Создание проекта здания
Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемое здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.
– Каково предназначение будущего здания?
– Из каких частей оно будет состоять?
– Как его можно украсить?
При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.
(Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)
– У кого готов плоский проект его оригинального здания?
– Кто хочет рассказать о нём? (Ответы школьников.)
(Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)
VII. Задание для самостоятельной работы
Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо нарисовать его – то, которое вы сложили из отдельных частей, или новое, какое вам подскажет ваша фантазия.
Материал можете взять любой – карандаши или краска. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.
Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для неё хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках.
(Школьники выполняют задание.)
– Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)
– Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)
– Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.)
– Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)
VIII. Физкультминутка
Пока ваши работы высыхают, проведём физкультминутку.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Дождик, дождик, что льёшь?
(Четыре хлопка в ладоши.)
Погулять нам не даёшь.
(Четыре притопа каждой ногой по очереди.)
Дождик, дождик, полно лить,
(Четыре хлопка в ладоши.)
Нашу землю, лес мочить.
(Четыре прыжка на месте.)
После дождичка на даче
(Ходьба с высоким подниманием бедра.)
Мы по лужицам поскачем.
(Прыжки на месте через лужицы.)
IX. Завершение работы
(Школьники завершают работу над рисунками.)
X. Рефлексия
– Какие здания называют памятниками архитектуры?
– Приведите примеры памятников архитектуры?
– Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём?
– Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?
– Чем он вам понравился?
– Что такое фасад?
– Как государство относится к памятникам архитектуры?
– Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?
– Какова роль братьев – Мастеров при создании памятников архитектуры?
А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Принадлежности для рисования уберите, воду из-под акварельных красок вылейте.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для аппликации – цветную бумагу, ножницы, клей.
infourok.ru
момент | Сообщение темы урока | домах было красиво, уютно. Но мы не всегда находимся дома и хотим, чтобы красота окружала нас всюду. Что может сделать для этого художник, вы узнаете на предстоящих уроках. А сегодня вы познакомитесь с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой | ности. Регулятивные: принимают | II. Изучение нового материала | Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?» | – А знаете ли, что такое архитектура? Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι – старший, главный и др.-греч. τέκτων – строитель, плотник) – искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения. Среди имеющихся зданий есть здания, которые называют памятниками архитектуры. Как вы думаете, почему? Эти здания и сооружения стали частью истории страны, города, села, покорили не одно поколение жителей нашей страны. К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться отдельные постройки, здания и сооружения, архитектурные ансамбли и комплексы, городские центры, кварталы, площади, улицы. Основные выразительные средства архитекту- ры – пластика объемов, масштабность, ритм, | Слушают учителя, | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об архитектуре. Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: принимают | Устные ответы |
videouroki.net