Памятник николаю 1 на исаакиевской – Памятник «Николаю I» в Санкт-Петербурге

Памятник «Николаю I» в Санкт-Петербурге

Памятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.
Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, «делал лошадей лучше чем сами жеребцы».

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры — ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и  «Медный всадник» опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).
Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Обратите внимание на надпись — Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851).

Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.

То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Чудо на лихом коне… ниже…

С памятником связана еще одна интересная история.

 «Хулиганы», которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.

Более того, такое же слово отлито и на памятнике «Тысячелетия Руси» в Новгороде.

62158880.jpg

Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора «Повести временных лет». Символично, однако… ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.

Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же «народной» меткой? Впрочем, может быть все это только легенда…

Вид сзади )))

Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен…

Зимним вечером памятник выглядит так.

    

Зимние вечерние фото ноября 2016 года.

Памятник «Николаю I» летом со всех сторон

Инфа цинично (С) http://walkspb.ru, «Легенды Петербурга» и др. места инета.

pantv.livejournal.com

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в советское время хотели снести – потому что памятнику жестокому гонителю свобод и просвещения не место в самом центре революционной столицы! Но, к счастью, эта идея не была реализована; и мы имеем возможность вспомнить основные события николаевского царствования, узнать о семейной жизни грозного императора, и отдать должное инженерному таланту Петра фон Клодта.

 

Напомню, что памятник этот был открыт в 1859 г. и уникален тем, что громадная фигура Николая I на вздыбленном коне установлена всего лишь на две точки опоры – в отличие от Медного всадника, который, как известно, хитрит и опирается еще и на хвост. Легенда гласит, что император Александр II, в царствование которого этот памятник появился, долгое время не верил, что такая скульптура будет устойчивой, и сомневался, стоит вообще ли разрешать установку памятника – а вдруг он упадет? Тогда скульптор фон Клодт сделал вот что (продолжение — на видео):

 

Памятник Николаю Первому — вовсе не первый

Любопытно также, что этот памятник стал вторым в мире конным памятником на двух точках опоры. Опередили нас, увы, американцы – в 1852 г. в Вашингтоне был создан памятник Эндрю Джексону, восьмому президенту США. Президент поднимает коня на дыбы прямо перед Белым домом. Таким образом, американцы опередили нас на семь лет.

Источник изображения

 

Давайте теперь приглядимся к памятнику поближе. Прежде всего посмотрим на самого императора, который гарцует на вздыбленном коне. По воспоминаниям современников, Николай был прекрасным наездником, и его посадка была идеальной. Изображен он в парадном мундире конногвардейского полка, на голове – парадный шлем, украшенный двуглавым орлом. Сами конногвардейцы ласково называли этого орла «голубком».

На постаменте памятника установлены четыре фигуры – это аллегории. Изображают они Мудрость, Власть, Справедливость и Веру. Попробуем разобраться — где какая?

С верой дела обстоят проще всего – в одной руке у нее крест, а в другой – книга (имеется в виду, естественно, Библия). Со Справедливостью тоже проблем не возникнет. В руке она держит весы. Как вы, вероятно, знаете, Справедливость очень часто изображают с весами, на которых она взвешивает дурные и хорошие поступки людей. В другой же руке у Справедливости меч, который можно трактовать следующим образом: меч – благородное оружие, оружие рыцарей, в обязанности которых входило оберегать справедливость и защищать слабых. Мудрость изображена с зеркалом в руках – это традиционный ее атрибут. Методом исключения находим оставшуюся аллегорию – Власть, которая представлена с копьем и щитом. Действительно, могущественная власть должна быть хорошо вооруженной.

Можно считать, что мы разобрались с аллегориями? Еще не совсем. Мало того, что аллегорические фигуры представляют качества, присущие хорошему правителю; в данном случае, они являются еще и портретами членов семьи Николая I. Про Николая рассказывают, что, будучи императором грозным, властным и даже жестоким, он в то же время был прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом, обожавшим своих детей. Видимо, в память об этом в памятник решили включить портреты его жены и трех дочерей. Интересно, что, хотя во всех источниках говорится о том, что аллегории представляют собой именно портреты, однако почти нигде не упоминается о том, какая конкретная фигура кому соответствует. Давайте попробуем разобраться в этом, сравнив скульптуры с портретами жены и дочерей Николая.

Мы сразу столкнемся с проблемой: дело в том, что дочери Николая I очень похожи между собой, и при этом они все похожи на мать, императрицу Александру Федоровну. У всех вытянутый овал лица, большие выразительные глаза и прямой «греческий» нос, так что соотнести их со скульптурами непросто. Вероятно, в образе Веры изображена младшая дочь Николая I, Александра – тут портретное сходство бросается в глаза. Видимо, этот выбор не случаен. Судьба этой девушки была крайне печальной – Александра умерла от чахотки в 19 лет, причем умерла, будучи беременной, что стало для семьи двойным ударом. Поэтому Вера-Александра, изображенная с крестом в руке и молитвенно поднимающая глаза к нему, выступает как бы символом надежды ее родных на то, что в загробном мире ей уготована участь лучше, чем на земле; и на то, что им еще предстоит встретиться с ней на небесах. С другими же статуями все сложнее. Согласитесь, они похожи; и при этом обе похожи на мать, Александру Федоровну. По моей версии, в образе Мудрости изображена жена, Александра Федоровна; Власть – старшая дочь Мария, которая, по воспоминаниям современников, отличалась почти что мужским, прямым и властным характером; ну а Справедливость – Ольга. Впрочем, вы можете с этой версией поспорить.

Прекрасные портреты дочерей Николая I есть в Эрмитаже. А любимой резиденцией этого императора был Петергоф (кстати, туда я тоже вожу экскурсии).

 

Четыре барельефа — четыре истории

А теперь давайте опустим взгляд и посмотрим на барельефы, украшающие постамент памятника. Изображают они значимые события из царствования Николая. На переднем барельефе – восстание декабристов.

Источник изображения

Вернее, само восстание на барельефе отсутствует, ведь для той эпохи декабристы были государственными преступниками. Вместо этого здесь изображен Николай I с наследником, Александром (тогда еще маленьким мальчиком) на руках, выходящий к народу и верным войскам, которые с большим энтузиазмом приветствуют правителя.

Со стороны Невского – барельеф, изображающий открытие Николаевской железной дороги – напомню, эта железная дорога, соединившая Петербург и Москву, была открыта в 1851 г.

Источник изображения

Согласно легенде, во время открытия железной дороги произошел казус. На одном из участков, по которому должен был пройти поезд, не в меру ретивым начальством за ночь до открытия были выкрашены рельсы. Краска не успела высохнуть, и поезд, который должен был на этом участке подниматься в гору, начал пробуксовывать. Колеса крутились на свежей краске, однако состав не двигался. Николаю пришлось выйти из поезда и ждать, пока краску поспешно соскребали с рельс. Не этот ли момент изображен на барельефе?

Сзади, со стороны Мариинского дворца – награждение Сперанского за составление Полного свода законов Российской империи.

Источник изображения

Михаил Сперанский, государственный деятель, который прославился проектами либеральных реформ еще в царствование Александра I, при Николае I получил ответственное задание – составить Полный свод законов, что он успешно и выполнил. Работа была проделана гигантская – свод состоит из нескольких десятков томов. Рассказывают, что по этому поводу граф Александр Меншиков (потомок знаменитого А.Д. Меншикова) однажды сострил. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, граф, в какой стране люди счастливее – в России или во Франции?» – он ответил: «Естественно, в России, причем в 33 раза». «Почему именно в 33?» –удивился собеседник. «Ну как же, во Франции один том Кодекса Наполеона, а у нас целых 33 тома свода законов. Чем больше законов, тем народ в стране счастливее». Глубокая острота, актуальная и по сей день.

Наиболее интересен четвертый барельеф. Он изображает подавление холерного бунта 1831 года.

Источник изображения

 

Петербург в этот год поразила страшная эпидемия холеры. Лечить ее тогда толком не умели, заболевших свозили во временные больницы, которые были оборудованы в нескольких частях города, однако смертность в них была чрезвычайно высокой. В какой-то момент в народе прошел слух, что доктора специально травят народ в больницах и якобы забирают туда здоровых, которые там и заражаются, ну и так далее. Начался обычный русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Толпа собралась на Сенной площади, где находилась одна из больниц. Больница была буквально взята штурмом, многие врачи были убиты, а больных выпустили «на свободу». Вот как описывает сюрреалистичную сцену холерного бунта один из очевидцев:

«Нет никого, кто бы одушевил народ и возбудил в нем доверие к правительству. От этого в разных частях города уже начинаются волнения. Народ ропщет и по обыкновению верит разным нелепым слухам, как, например, будто доктора отравляют больных, будто вовсе нет холеры, но ее выдумали злонамеренные люди для своих целей, и т.п. Кричат против немцев лекарей и поляков, грозят всех их перебить. Правительство точно в усыплении: оно не принимает никаких мер к успокоению умов. <…>

В час ночи меня разбудили с известием, что на Сенной площади настоящий бунт. Генерал сказал, что войска и артиллерия держат в осаде Сенную площадь, но что народ уже успел разнести один лазарет и убить нескольких лекарей. <…> Три больницы разорены народом до основания. Возле моей квартиры чернь остановила сегодня карету с больными и разнесла ее в щепы.

— Что вы там делаете? — спросил я у одного мужика, который с торжеством возвращался с поля битвы.

— Ничего, — отвечал он, — народ немного пошумел. Да не попался нам в руки лекарь, успел, проклятый, убежать.

— А что же бы вы с ним сделали?

— Узнал бы он нас! Не бери в лазарет здоровых вместо больных! Впрочем, ему таки досталось камнями по затылку, будет долго помнить нас». (Никитенко А.В. Дневник).

Согласно нескольким описаниям, Николай I лично выехал для подавления бунта на площадь – в открытой коляске, в сопровождении всего лишь нескольких адъютантов. Николай встает во весь свой огромный рост перед бушующей толпой (а император был не только высоким, широкоплечим и физически сильным, к тому же обладал хорошо поставленным командирским голосом) и рявкнул на людей, приказывая им разойтись. Харизма Никола настолько сильна, что восставшие упали перед своим государем на колени, шапки слетели с их голов, после чего толпа разошлась. Впрочем, это официальная версия событий. Скорее всего, все было немножко не так – вероятно, большая часть восставших была сначала разогнана войсками и только потом Николай появился перед оставшимися, но уже присмиревшими людьми. В любом случае, в петербургской мифологии это событие осталось как пример личного героизма императора и именно так его в данном случае скульптор и запечатлел.

Теперь вопрос на засыпку. Посмотрите на барельеф и скажите, что изменилось на Сенной площади с того времени? В помощь вам – современная фотография.

Источник изображения

Ответ очевиден: сейчас на Сенной нет церкви, которая хорошо видна на заднем плане барельефа и которая называлась церковь Спаса на Сенной. Вот как она выглядела. Церковь эта была уничтожена в советское время, во время хрущевской антирелигиозной кампании.

 

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

 

peterburg-blog.ru

Памятник Николаю I | Гид по Петербургу 2019

Краткое описание

В центре Исаакиевской площади находится величественный монумент, установленный в честь Николая I. Император в мундире и каске, украшенной двуглавым орлом, изображен верхом на скачущем коне. Лицо его выглядит строгим и бесстрастным. 

Памятник Николаю I фото

Памятник Николаю I фото

История памятника

Император Александр II, сын Николая, в 1856 году приказал установить памятник своему отцу неподалеку от «Медного всадника». Для того чтобы новый памятник привлекал внимание, его нужно было сделать необычным, что вполне удалось осуществить гениальному скульптору П. К. Клодту.

Александр строго контролировал процесс создания памятника. Первоначальную модель он не одобрил и повелел внести некоторые изменения. В 1859 году памятник Николаю I украсил Исаакиевскую площадь.

Подавление холерного бунта в 1831 годуПодавление холерного бунта в 1831 годуОдин из барельефов украшающих постамент памятника Николаю I на Исаакиевской площади называется “Подавление холерного бунта в 1831 году»

Памятник Николаю I возвышается на пьедестале, состоящим из нескольких высоких ярусов. Барельефы на нем напоминают потомкам о событиях периода правления императора, таких как усмирение бунта населения во время эпидемии холеры в 1831 году, открытие моста на Николаевской железной дороге в 1851, подавление мятежа 1825 году.

Аллегорические женские фигуры символизируют собой мудрость, веру, силу и правосудие. Нижняя часть памятника украшена торшерами с фонарями и двуглавыми орлами.

Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

Скульпторы и архитекторы

  • Автором проекта стал О. Монферран, руководивший также строительством Исаакиевского собора
  • Руке П. Клодта принадлежит самая выдающаяся часть памятника — конная скульптура.
  • Пьедестал и барельефы выполнили архитекторы А. Пуаро, Н. Ефимов и скульпторы Н. Рамазанов, Р. Залеман.

Особенности архитектурной композиции

Памятник является уникальным произведением, так как массивная шестиметровая скульптурная группа установлена лишь на двух опорных точках, которыми служат задние ноги коня. Для создания противовеса в полый круп коня было помещено несколько пудов свинцовой дроби.

Устойчивость обеспечивают железные стойки, проходящие от копыт задних ног лошади до основания сооружения. Это одна из трех композиций в мире, имеющих подобное техническое решение

Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

Многоярусный пьедестал составлен из 118 блоков, сделанных из красного шокшинского порфира, темно-серого финляндского и сердобольского гранита, белого итальянского мрамора. П. Клодт очень реалистично изобразил коня, передав мельчайшие детали, ему также удалось передать характерные черты императора.

Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

Где находится

Адрес

Исаакиевская площадь, 11

Метро

Адмиралтейская

Как добраться

Пройти 700 метров от метро Адмиралтейская по Малой Морской улице, затем вдоль Исаакиевского сквера до площади.

Интересные факты

Памятник Николаю I

Памятник Николаю I

  • Лица аллегорических скульптур имеют портретное сходство с чертами жены императора Александры Федоровны и дочерей Марии, Ольги и Александры.
  • Любопытно, что на коне находится совсем другой человек. Петр Клодт предложил позировать, изображая императора, барону Мейндорфу, который ростом, осанкой и выправкой напомнил ему покойного императора.
  • Конная статуя отливалась дважды, так как во время первой отливки появилась трещина. Во второй раз труды увенчались успехом.
  • Памятник планировали снести после революции 1917 года, однако он был признан шедевром и сохранен благодаря своей уникальности.
  • Монументальное творение Огюста Монферрана придало ансамблю Исаакиевской площади целостный и торжественный вид. Оно стало последним проектом выдающегося архитектора, который он не успел завершить. Строительство закончил архитектор Д. Е. Ефимов. Как ни странно, памятник Николаю I стал также последним произведением П. Клодта.

peterburg.guide

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге

Памятник Николаю I располагается на Исаакиевской площади, между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Он был создан по распоряжению Александра II в 1856-1859 гг. по проекту известного архитектора Огюста Монферрана. Конную статую императора создал П.К. Клодт, автор всемирно известной скульптурной композиции «Укрощение коней», над скульптурным оформлением пьедестала работали Н. А. Ромазанов и Р. К. Залеман.

Николай I изображен верхом на любимом арабском жеребце Амалатбеке (который выступал моделью не только для создания этого памятника, но и для «Укрощения коней»). Император облачен в парадный мундир лейб-гвардии Конного полка. Уникальность шестиметровой бронзовой статуи в том, что огромная скульптура держится всего на двух точках опоры – задних ногах коня. Клодт создал техническое чудо, основываясь на точном инженерном расчете, первым в Европе и вторым в мире.

На пьедестале памятника располагаются композиции, которые повествуют о знаковых событиях правления Николая I: подавлении восстания декабристов и холерного бунта на Сенной площади, награждении создателя «Свода законов Российской Империи» М. М. Сперанского и открытии Веребьинского моста Николаевской железной дороги. Кроме того, на нем установлены четыре аллегорические женские фигуры, которые олицетворяют силу, мудрость, правосудие и веру. В них можно узнать черты императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги. Фонари, установленные рядом с памятником, считаются красивейшими в городе. Монумент окружен кованой оградой.

После Октябрьской революции памятник неоднократно хотели снести. Его спасла только уникальная конная скульптура П.К. Клодта, признанная шедевром инженерной мысли. Интересно, что памятник Николаю I располагается на одной оси с Медным всадником, они разделены лишь Исаакиевским собором. В связи с этим возникла популярная поговорка: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

kudago.com

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади — Санкт

На Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге находится бронзовый памятник Николаю I работы Огюста Монферрана и П. фон Клодта. Статуя была установлена по распоряжению Александра II – сына императора Николая I.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

В качестве места для памятника была выбрана площадка неподалеку от Исаакиевского собора и Мариинского дворца. Скульптура расположена на одной линии с Медным Всадником, два знаменитых памятника оказались разделены Исаакием. Это вызвало среди простого люда множество шуток, самой популярной из которых стало выражение: «Дурак пытается умного догнать, да Исаакий не дает». Императора Николая I в народе не очень любили.

Памятник является одной из немногих в мире конных статуй с опорой на две точки – задние копыта коня. Скульптору П. фон Клодту пришлось немало потрудиться, прежде чем он смог обеспечить устойчивость макета. Для этого под копыта коня были подведены дополнительные стойки из металла, тянущиеся до фундамента монумента. Кроме того, в круп лошади по приказу Клодта засыпали около 100 килограммов дроби.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

Сначала Клодт предложил усадить императора на неподвижного коня, но Монферрану эта идея не понравилась. Он хотел сделать памятник более динамичным и экспрессивным. В итоге решено было изобразить Николая I сидящим на гарцующем коне. Монумент должен был стать последним объектом в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади, его завершающим штрихом.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

Александр I, осмотрев макет, остался доволен, но попросил сделать козырек каски значительно меньше, чтобы лицо императора было лучше видно.

К отливке памятника Монферран и Клодт должны были приступить в 1858 году, но форма взорвалась от расплавленной бронзы. Александру I пришлось отправить на реализацию проекта дополнительные средства, за счет которых была сделана новая форма. На этот раз попытка отлить монумент завершилась успехом.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

Возведение памятника О. Монферран и П. Клодт начали в 1859 году, в этом же году состоялось его открытие. Скульпторы отразили характер неуступчивого, резкого и жестокого царя: Николай I горделиво восседает на вздыбленной лошади, лицо императора сурово и надменно.

Высота монумента – 6 метров. Царь изображен в мундире Лейб-гвардии.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

Шедевром архитектуры является и пьедестал памятника, который изготовили Н. Ефимов и А. Пуаро. Пьедестал украшен скульптурами женщин, символизирующих Силу, Веру, Правосудие и Мудрость. Лица женщин похожи на супругу Николая I и его дочерей.

На пьедестале закреплены бронзовые горельефы, изображающие основные вехи правления императора, начиная от восстания декабристов и заканчивая строительством железнодорожных мостов.

Постамент изготовлен из редких и дорогих разновидностей мрамора, порфира и гранита. Отдельного внимания заслуживают четыре фонаря вокруг монумента, которые многие признают лучшими в Петербурге.

Памятник Николаю I, Исаакиевская площадь С.- Петербурга

В 1917 году большевиками был поставлен вопрос о демонтаже памятника, но многие представители новой власти выступили против. То, что памятник нельзя сносить, заявляли и ведущие искусствоведы страны, ссылавшиеся на уникальность скульптуры и ее историко-архитектурную значимость.

В наше время памятник внесен в реестр особо охраняемых объектов культурного наследия.

Как добраться:

mos-holidays.ru

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, отзыв от elenarossi – «Памятник на Исаакиевской площади», Санкт-Петербург, Россия, Май 2017


Памятник на Исаакиевской площади

Уже давно «Медный всадник» стал одним из узнаваемых символов Петербурга. Между тем другой памятник — Николаю Первому, что находится рядом, на Исаакиевской площади, достоин такого же внимания. Причем уважения достоин как сам памятник — выдающееся инженерное сооружение и произведение истинного искусства, так и к личность самого царя — человека, несомненно, великого.

Памятник на Исаакиевской площади

Памятник царю, был установлен 25 июля 1859 года, спустя год, после завершения сорокалетнего строительства Исаакия. Авторами памятника являются Огюст Монферран и скульптор Петр Клодт. В России, и даже в Европе, это первый памятник, который держится на двух опорах — задние копыта коня. «Медный всадник» имеет все же три точки опоры: третья — это змея.

То, что памятник является уникальным инженерным сооружением, спасло его в революционные годы борьбы «с царями и воспоминаниями о них». Памятник, к великому счастью, не пошел на переплавку, как вначале задумывалось.

Величина памятника впечатляет — 6 метров составляет только скульптура Клодта, и 16 метров — если считать с высотой пьедестала, выполненного Монферраном.

И все же памятник, ставится для памяти. В данном случае он был заказан сыном Николая Первого, Александром Вторым, в память об отце, и важной странице истории его царствования.

Памятник на Исаакиевской площади

В не столь далекие годы советской интерпретации нашей отечественной истории, школьная программа предлагала оценивать Николая Первого как деспота, солдафона, «палочника».

Мы знали, что Николай — гонитель Пушкина и декабристов и, кажется, этого было достаточно, чтобы вслед за двоечником из фильма «Доживем до понедельника» повторить: России, после Петра Первого на царей не везло…

Но правду трудно скрывать. Постоим у памятника, обойдем его со всех сторон и вспомним то, что от нашего поколения так долго скрывали.

Как известно, у Павла Первого было три сына. После смерти старшего — Александра, на престол, по старшинству, должен был вступить Константин, которому сам Николай присягнул сразу же после смерти старшего брата. Однако, Константин от трона отказался, сославшись на то, что у него нет детей и он состоит во втором, морганатическом браке.

На самом деле была и еще одна причина. Еще в 1823 году, Александр подписал тайный манифест, в котором назначал наследником трона именно младшего брата, Николая, о чем сам будущий царь до поры, не знал.

В результате случилась та известная заминка, когда братья не «делили престол», а непременно стремились выполнить завещанное, не переступить через совесть и принципы. В результате этой ситуацией воспользовались те, кто желал упразднить в России монархию, отдав страну в управление Западу. Достаточно почитать архивные документы, чтобы понять, какую беду предотвратил тогда Николай Первый.

В результате, царствование Николая началось с трагедии — подавления восстания декабристов.

Принимая присягу, Государь сказал: «Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в нее пока во мне остается дыхание жизни».

14 декабря Николай ознакомил с завещанием Александра и письмами Константина из Польши гвардейских генералов. Все единодушно признали Николая Первого царем и обязались привести войска к присяге. Однако, Московский полк отказался принимать присягу и вышел на Сенатскую площадь.

«Сегодня вечером, — сказал Николай Первый Бенгендорфу, — возможно, нас обоих не будет на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг».

Тогда же он отдал приказ подготовить экипажи, чтобы увезти в Царское село мать, жену, детей. «Неизвестно, что нас ждет, — сказал он тогда жене, — обещай мне проявить мужество и, если придется умереть, умереть с честью».

Памятник на Исаакиевской площади

Пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры — это аллегории Силы, Мудрости, Правосудия, Веры.

Памятник на Исаакиевской площади

Есть мнение, что для автора этих фигур скульптору Залеману позировали жена Николая Первого Александра Федоровна и три дочери: Мария, Александра, Ольга.

Николай Первый был смелым человеком.

Памятник на Исаакиевской площади

Об этом свидетельствует хотя бы один из четырех барельефов на постаменте — Холерный бунт 1831 года на Сенной площади.

Когда царю доложили о начавшихся беспорядках, он не раздумывая решил ехать на Сенную. Императрица, чтобы удержать мужа от такого безумства, привела к нему детей. «Уведи их! Сейчас в Москве страдают тысячи моих детей! — сказал он.

Николай вскочил в карету и один, без телохранителей помчался на площадь. Он въехал в разъяренную толпу и, выступив, на ступень экипажа, крикнул: На колени!

Увидев самого царя, поразившись необычностью момента, толпа мгновенно усмирилась, и люди опустились на колени…

После этого царь сам посещал холерные бараки, не чурался общаться с людьми всех рангов, здоровыми и больными.

Памятник на Исаакиевской площади

Очевидно, Николай не хотел такого начала своего царствования, как подавление восстания декабристов, но жизнь распорядилась иначе. Исчерпав все возможности миром устроить дело, особенно после рокового и провокационного выстрела Кохановского в героя войны 1812 года Милорадовича, он уже был жесток и неумолим, как, впрочем и во время иных репрессивных мер, во время его царствования, в том числе не только в России, но и в Европе.

Памятник на Исаакиевской площади

Бенкендорф вспоминал: „В мае Государь посетил Прибалтийский край, проехав в Динабург и Ригу через Псков. Возможно было покушение поляков, о замысле которых получены были сведения, но с Императором Николаем не могло быть и речи о каких-либо мерах предосторожности; они были чужды его свойствам и тому беспредельному упованию, которое он полагал на проведение. Бог мой страж, — говорил Государь в подобных случаях, и если я уже не нужен более для России, то он возьмет меня к себе“.

Николай был глубоко верующим человеком. Однажды в 1836 году, продолжая посещение отдельных мест империи, сопровождаемый только Бенкендорфом, на крутом повороте, его коляска опрокинулась. Бенкендорф не пострадал, и ему пришлось освобождать Государя из завалившейся коляски. Придя в себя, Николай сказал: „Я чувствую, что у меня переломано плечо. Это хорошо: значит Бог вразумляет меня, что не дано делать никаких планов, не испросив Его помощи“.

Однажды в Киеве, почти под колеса экипажа, бросилась дама, с прошением о помиловании ее мужа. Узнав, по какому делу, осужден ее муж, Николай дал суровую отповедь: „Ни прощения, ни даже смягчения наказания вашему мужу я дать не могу“!

Однако, когда перед обедом генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков, который был свидетелем происшедшего и в доме которого остановился царь, пошел приглашать его к трапезе, он нашел его… плачущим!

— Что с вами, ваше величество! — Спросил Бибиков.

— Ах, когда б ты знал как тяжело, как ужасно, не сметь прощать!» — ответил Государь.

Четыре барельефа рассказывают о разных важных моментах царствования Николая.

Это и подавление восстания декабристов, и награждение Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 года).

Памятник на Исаакиевской площади

И открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва в 1851 году.

Памятник на Исаакиевской площади

На последнем барельефе хочется остановиться особо. Задумывались ли мы, как, именно Николай Первый, и через сто лет помог своему Отечеству уже в другой страшной войне 1941 года!

Проявив дальновидность и опасаясь, что неприятель может приехать в Россию на паровозе, он потребовал расширить российскую колею (1524 мм вместо 1435 мм в Европе), что во время Отечественной войны 1941-го, заметно затруднило снабжение оккупантов и их маневренность из-за нехватки локомотивов для широкой колеи.

Памятник на Исаакиевской площади

Николай Первый был очень красивым человеком. Известно, что когда он пребывал в Париже, как частное лицо и обедал в одном и том же небольшом ресторанчике, его заприметил один известный художник. Он хотел подойти к удивительному человеку, но хозяин его предостерег. Объяснив, что это… русский царь и позировать не станет. Тогда художник, заплатил хозяину ресторана, чтобы тот разрешил ему делать рисунки-наброски, хотя бы из-за портьеры.

Как много рассказано о взаимоотношениях Пушкина и Николая Первого. Это, конечно же отдельная и непростая история, которая имела свое развитие.

«В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого» — писал о Николае Первом поэт. Но именно Пушкину принадлежат и строки, посвященные Николаю Первому уже спустя время:

»Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит».

Памятник на Исаакиевской площади

В январе 1855 года Николай заболел бронхитом, но был невнимателен к своему здоровью и получил серьезное осложнение в виде воспаления легких, от которого уже не смог оправиться. Перед смертью он сказал сыну Александру: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас…»

Памятник на Исаакиевской площади

www.tourister.ru

Памятник Николаю I

13.12.2019 Алексей Пашков Санкт-Петербург нет комментариев

Памятник Николаю I, установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный  памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают. И неудивительно: ведь  при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран. С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный  постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике. Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту. Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера. Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора. Что ж, Клодт создал то, что от него требовали. И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли. Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США). Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно. Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял). Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры. Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г., награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

С противоположной стороны Исаакиевского собора, в центре Сенатской площади, расположен другой известный памятник – Медный всадник. Так что Петр I с Николаем I стоят на одной линии, лицом в одну сторону. Отсюда старая петербургская присказка про памятник Николаю: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Действительно, об умственных способностях Николая и современники, и многие историки были невысокого мнения. А вот о памятнике этого не скажешь: его достоинства неоспоримы!

Теги: Достопримечательности Европы, Достопримечательности России, Достопримечательности Санкт-Петербурга, Памятники и скульптуры

chicherone.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о