Останкинский дворец графа Шереметева
Главная / Москва / Усадьбы Москвы / Усадьба Останкино / Останкинский дворец
Дворец в Останкине в стиле классицизма, возведённый в 1791—1798 годах, задумывался как дворец-театр. Он построен из дерева, но его оштукатуренные, покрашенные в светло-розовый цвет стены, неотличимы от каменных. Выбор материала в значительной степени объяснялся тем, что в деревянных помещениях лучше акустика.
По первоначальному замыслу купол, возведённый прямо над театральным залом, должен был завершаться статуей Аполлона, однако по техническим причинам этот замысел оказался неосуществимым, и статую установили посреди Парадного двора.
Центральная часть фасада здания театра выделена шестиколонным портиком с высоким фронтоном, боковые части акцентированы при помощи портиков-лоджий меньшего размера. Гладкую поверхность стен между тремя портиками оживляют барельефные фризы работы известного скульптора Ф.Г. Гордеева и его ученика Г. Т. Замараева, на которых изображены сцены жертвоприношений Юпитеру и Деметре. Низкие проходные галереи соединяют здание театра с двумя павильонами: левым — Итальянским, в котором была размещена галерея скульптур, и правым — Египетским, служившим концертным и банкетным залом. В наружном убранстве павильонов и галерей использован скульптурный декор по античным мотивам.
Под прямым углом к павильонам пристроены ещё две галереи, образующие П-образную планировку всего архитектурного комплекса. Первоначально они соединяли останкинский дворец с жилыми флигелями, снесёнными в 30-х годах XIX века. Один из флигелей, расположенный по левой стороне и доходивший почти до самой церкви, носил название «старых хором». В нём находились жилые комнаты Шереметева и помещения для актрис. Другой флигель назывался «гостиным», в нём размещались «репетишная комната», библиотека, жилища актёров и театральный сарай, в котором хранились декорации и бутафория.
Противоположный фасад шереметевского дворца в Останкине, обращённый в парк, оформлен в виде монументальной десятиколонной лоджии, по сторонам которой выступают ризалиты с тройными венецианскими окнами.
Дворец строился на протяжении шести с половиной лет — с конца 1791 по август 1798 года. В создании дворца принимал участие целый ряд архитекторов. Первый «прожект Останкинскому театру», составленный французским архитектором Ф. Казне и не удовлетворивший Н.П. Шереметева, был переработан крепостным зодчим А.Ф. Мироновым. Под руководством Миронова и другого крепостного архитектора, Г. Дикушина, за время с января по апрель 1792 года была выстроена главная часть дворца — помещение для театрального зала.
В том же году известный архитектор Ф. Кампорези разработал проект объединения вновь построенного театра и старых жилых хором в единый ансамбль.
В ходе строительства Н.П. Шереметев привлекал к работе и приглашал в качестве консультантов таких известных русских и иностранных мастеров, как Д. Кваренги, И. Старов, К.И. Бланк, Е.С. Назаров, В.Ф. Бренна, К. Эруа и др. С 1793 года строительство возглавлял крепостной архитектор П.И. Аргунов.
В июле 1795 года были завершены внутренние отделочные работы основной части дворца в Останкине. Открытие ознаменовалось торжественным приёмом в честь победителей в недавней русско-турецкой войне 1787—1791 годов и спектаклем «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила». Месяц спустя в Останкине был устроен ещё один пышный приём — в честь графа Потоцкого, с грандиозным фейерверком и иллюминацией. «Пальба из пушек и роговая музыка долго оглашали окрестности Останкина, а позже, вечером, бочки со смолой и салом и факелы освещали дорогу в Москву, по которой возвращался граф Потоцкий», — вспоминал очевидец. Эти торжественные приёмы показали гостеприимному хозяину, что помещения дворца нуждаются в расширении.
Снова началось строительство. Последующие два года оно велось с великой поспешностью. Спешка была вызвана ожидаемым весной 1797 года приездом в Останкино императора Павла I. Зимой 1796/97 года, одновременно с завершением отделочных работ во вновь построенных помещениях, из Петербурга по санному пути в Останкино шли обозы с мебелью, картинами, скульптурами, осветительными приборами. Император посетил усадьбу графа Шереметева 30 апреля 1797 года, сразу же после своей коронации. Это положило начало традиции: почти все последующие цари после коронации приезжали в Останкино.
В 1798 году строительство дворца было полностью завершено, и он приобрёл свой окончательный облик, сохраняющийся поныне.
Смотрите также:
- Интерьеры дворца в Останкине
Усадьба Останкино – Шереметьевская усадьба Останкино: адрес, цены, фото, билеты, экскурсии, часы работы, как доехать – Отзыв о посещении усадьбы в Останкино
После посещения Мемориального Музея Космонавтики мы, как и планировалось, отправились к Останкино, в Шереметьевскую усадьбу, куда не смогли попасть неделю назад (см. Усадьба Шереметьева в Останкино и Монумент Покорителям Космоса). На этот раз мы не пошли до останкинской башни, а шли вдоль ВВЦ к останкинскому парку, вдоль пруда и к усадьбе.
Немного общей информации о работе Останкино, думаю, лишней не будет. Шереметьевская усадьба Останкино находится по адресу: 1-я Останкинская ул., 5, добраться туда можно от метро ВДНХ на трамваях №11, 17 до конечной остановки, на монорельсовой дороге, либо пешком минут 15 ходьбы. Телефон – (495) 686-0288, 683-46-45. Останкино работает с 15 мая по 30 сентября. Часы работы: с 11:00 до 19:00, рабочие дни среда-воскресенье. Если идёт дождь и при высокой влажности воздуха (выше 80%) музей закрывают, поэтому перед выходом посмотрите прогноз погоды :-). Экскурсии по Останкино проводятся с 12:00 до 16:30. С 17:00 до 19:00 самостоятельный осмотр. Организованные группы до 20 человек принимаются по предварительным заявкам. Бесплатное посещение группами учащихся по спец. билетам (что это такое непонятно, просят уточнять по телефону).
Мы пришли к 15:00, купили билеты, плюс билет на фотосъёмку. Хотя билетом это назвать можно с большой натяжкой. Кассирша выдала нам стандартную липучку (на таких обычно пишут цены товаров, а потом на эти же товары и ляпают), с надписью «фотосъёмка», сказав, что её нужно прилепить на фотоаппарат.
Осмотр Останкино начинается с главного входа (не там, где вход в парк, а левее). При входе на территорию усадьбы мы хотели сдать наш рюкзак на сохранение охране, но по какой-то причине старикан, дежуривший на входе, не дал нам этого сделать. То ли мы его не поняли, то ли он нас, но из-за этого в здание усадьбы я зашёл с рюкзаком на плечах, чем сразу же вызвал недовольство смотрителей. Одна бабка (как я заметил, по большей части там работают пенсионеры) начала ворчать, почему при входе пропускают с рюкзаками, сумками и т.п. На что я ей ответил, что хотел его сдать (для меня это было бы даже лучше, мне тоже не нравится таскаться с ним) но сделать мне этого не дали.
Забыл упомянуть одну деталь. При входе в Останкино нужно надеть старые пыльные войлочные тапочки, дабы не испортить старинный паркет. По этой же причине, думаю, и музей работает во время дождя, осенью и зимой.
Первый зал. Первый зал Останкино особого впечатления не произвёл. Залом его можно назвать с большой натяжкой. Небольшая комната, на стенах гобелены, портрет, вдоль стен старинная мебель со времен самого графа Шереметьева (интересно только какого из них). Здесь представлена коллекция бисерных вышивок Р.М. Парсеговой, которую музею удалось приобрести в 2008 г. Различные кошельки, табакерки, веер, украшенные бисером. Некоторые предметы уникальны и не имеют аналогов в музейных и частных собраниях. Подробнее о коллекции можно почитать в самом музее.
За первым залом идёт галерея. Вдоль галереи стоят колонны, за ними вдоль стен красивая старинная мебель, на стенах висят картины, на потолке люстры. Галерея ведёт к Итальянскому павильону – самому нарядному павильону в усадьбе Останкино. «Плоскости его стен, членящиеся пилястрами, почти целиком заполнены зеркалами и резными золочёными панно, а богато украшенные золоченым орнаментом двери оформлены крупными лепными порталами…».
От павильона есть коридор к кабинету самого графа Шереметьева. Но туда людей не пускают, а издалека видны только стулья, стол, большая люстра над ним и окна почти до пола. Кабинет мне очень понравился, мне бы такой. Эх, мечты!
Далее по коридору напротив идём к другой галерее. Здесь также повсюду старинная мебель, лепнина, красивый расписной потолок. На прошлой неделе мы старались разглядеть всё это через окно, а теперь видим, так сказать воочию. Эта галерея оказалась последним залом, где нужно было обязательно ходить в тапочках. Осмотрев её мы их сняли и поднялись в театр.
Если честно театр на меня особого впечатления не произвёл, наверное не хватало экскурсовода, который бы всё это красиво подал. Всё-таки я не особо большой ценитель старины. Обычная театральная площадка, только всё старинное: те же колонны, расписной потолок, понравилась большая люстра, висевшая над зрительным залом. В зрительном зале стоят обычные современные стулья, на которых я с удовольствием присел после долгого пути до усадьбы Останкино и по самому музею. В центре сцены непонятно для чего стоял стол, вдоль стен – различные театральные принадлежности, например штуковина, имитировавшая гром. Это был большой ящик, в котором лежали камни. Ящик наклонялся, камни перекатывались, и это было, наверное, похоже на гром.
И, наконец, остался последний, так называемый Египетский зал. Египетским его называют, наверное, из-за лепнины и рисунков, выполненных в египетском стиле. Осмотр зала оказался очень коротким. Мы его, вообще-то, даже видели во время первого посещения Шереметьевской усадьбы Останкино. Погулять по залу не удастся – не пускают. Поэтому даже сфотографировать зал полностью не получилось. Войти можно только метра на 2 вглубь, дальше огорожено.
Итого на осмотр Шереметьевской усадьбы у нас ушло не более 30 минут. Подводя итог можно сказать, что усадьба стоит тех денег, что вы платите за её посещение. Но лучше всего приходить до 14:00 и заказывать экскурсию, так будет намного интересней. Специально ехать только для того, чтобы посмотреть Останкино, наверное, не стоит, только если вы живёте недалеко, т. к. время на осмотр уходит минут 25-30, а на дорогу обычно час-полтора. Лучше всего после экскурсии пойти на ВВЦ или в Музей Космонавтики. Или если вы с ребёнком, то к пруду на аттракционы. Либо побывать там до усадьбы.
|
Театр Дерева и Света графа ШереметеваОживает уникальный театральный дворец Останкино на севере Москвы.Мишель А. Берди Театральный дворец, построенный с 1793 по 1797 годы и просуществовавший всего четыре года, предназначался для летних утех. Все здание сделано из дерева, что превратило содержание в кошмар для преданных сотрудников музея (а также делает его единственным местом в Москве, где курение даже на территории строго запрещено). Это было и есть чудо роскоши и театральности. Это также один из очень немногих русских дворцов, дошедших до наших дней в целости, с оригинальными полами, настенными покрытиями, мебелью, картинами и огромным собранием редких и красивых предметов быта.
Многие элементы декора являются декорациями: не мраморные колонны, а деревянные опоры сцены, искусно покрытые мраморной пылью и раскрашенные так, что их невозможно отличить от настоящего камня. В отреставрированном итальянском павильоне (большая часть музея либо находится в ремонте, либо ожидает его) гости графов собирались перед вечерней оперой или концертом. Итальянский павильон открывается в такой же утопающий в зелени зал, тоже с уголками для тихих бесед, ведущий в театр. Театр — единственный сохранившийся в России дворцовый театр XVIII века и один из десятка в Европе. Он имеет глубокую (22 метра) и широкую (17 метров) сцену, которая открывается в круглую зону отдыха, окруженную балконом. Гаечки и изобретательность будут на небесах. Огромные колонны можно было поднимать и перемещать по сцене, чтобы менять сцены; деревянные машины издавали звуки ветра, грома и дождя (последние, бросая сушеный горох вниз по побегу, обшитому изогнутыми металлическими лезвиями). Деревянная конструкция и дизайн создавали исключительную акустику. Хотя стулья теперь поднимаются над сценой, изначально место для сидения было примерно на полтора метра ниже сцены. Для выступлений в нем были установлены сиденья, похожие на трибуны, покрытые толстыми подушками. После того, как гости перебрались в соседний зал, трибуны были убраны, а пол уложен на уровне сцены. За 40 минут театр превратился в бальный зал. Экскурсия завершается небольшой, но увлекательной экспозицией одной из музейных коллекций предметов быта и осветительных приборов. Даже если вы никогда раньше не задумывались об освещении, вы будете очарованы: подсвечники, поставленные напротив зеркал, чтобы освещать сцену, воздушные люстры, похожие на каскад дождевых капель, канделябры, напоминающие свечи, огромная люстра в театре, поднимаясь к потолку, канделябры фейерверка, увешанные кварцем и аметистом, заставляли настольный свет ослеплять и танцевать. |